Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
О новой системе оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Лухского муниципального района в рамках комплексного проекта модернизации обра...полностью>>
'Рассказ'
Вынашивание ребенка нередко сопровождается осложнениями, вызванными неполадками в почках. О том, как возникает подобная ситуация, и как ее преодолеть...полностью>>
'Закон'
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах и защ...полностью>>
'Документ'
Эта интердисципли- нарность особенно ярко проявляется в последнее время в свя- зи с все большим распространением методов групповой психо- терапии....полностью>>

Спецкурс 10 класс составитель: Каракашьян Л. И. 2008 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования городского совета г. Мариуполя

УВК «гимназия-школа» №27

РИТОРИКА

СПЕЦКУРС

10 КЛАСС

Составитель:

Каракашьян Л. И.

2008 г.

ТЕМА 1 Предмет «Риторика»:суть, цели изучения.

« Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника». ( Платон)

«Умение убеждать – это искусство гигантов мудрости». (Платон)

«Мы слушаем не речь, а человека». (Аристотель)

«Приятная для слуха речь – своего рода музыка». (Аристотель)

Задание: прокомментировать высказывания, найти ключевые по смыслу слова.

Риторика – это наука о способах убеждения, различных формах речевого влияния на аудиторию.

Риторика – это наука об умении понятно говорить.

Риторика в широком смысле слова есть некий тип филологического мировоззрения, который составляет часть духовной культуры человеческой цивилизации. Риторика является культурной основой знания и социальной деятельности, она позволяет человеку быть гражданином правового общества.

Формула риторики: риторика = (красота речи + философия + интригология) х мудрость.

Цели изучения предмета – дать ответы на вопросы:

- для чего мы говорим – знать цель своей речи;

- что мы хотим сказать – определить тему своей речи;

- какими средствами мы хотим это сделать – овладение приемами речи;

- какова реакция на нашу речь – изучение приемов владение аудиторией.

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. С помощью речи реализуется фундаментальная общественная потребность – обмен информацией между людьми. Речь – организация спланированной ситуации воздействия на слушателей, цель которой создать в аудитории единство настроя, интереса и понимания с выступающим.

Компоненты процесса общения:

Отправитель контакт сообщение адресат

Таким образом, выделяются следующие функции языка:

- установка на отправителя, то есть передача состояния отправителя, его эмоции;

- установка на адресат, то есть стремление вызвать у адресата желания воспринимать речь;

- установка на сообщение, то есть на ту форму, в которой передано сообщение;

- установка на систему языка, то есть на специфические особенности того языка, на котором передается сообщение;

- установка на контакт, то есть на осуществление общения с помощью невербальных средств.

Для того чтобы правильно говорить, уметь убеждать, необходимо знать:

- фонетико-стилистический уровень языка – как правильно произносить слова;

- грамматико-стилистический уровень – в какой грамматической форме использовать слово;

-лексико-стилистический уровень – какое слово или словосочетание выбрать для правильности передачи данной мысли;

- синтаксический уровень – как расположить слово в предложении;

- текстуальный уровень – как построить связный текст из определенного набора предложений, фактов и т.д.;

- как средствами голоса передать нужную информацию;

- как использовать невербальные средства общения для овладения вниманием аудитории.

Термины для запоминания.

Монолог – речь одного человека.

Диалог – речь двух и более людей.

Тезис – основная тема обсуждения.

Аргументы – факты, доводы, доказательства, используемые для доказательства тезиса, для убеждения аудитории.

Спор – выяснение приоритетности какой-либо гипотезы, при этом каждая сторона отстаивает свою правоту.

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему, при этом стороны стремятся придти к одному мнению.

Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного обычно научного вопроса. Характерность четкости темы, стремление сторон выработать общее понимание вопроса.

Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса после доклада, выступления.

Оппонент – участник спора, опровергающий выдвинутый другой стороной тезис.

Практическая работа.

Прокомментируйте данные высказывания.

Б. Пастернак « Культура ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно. Невежда начинает с поучения, а заканчивает кровью».

В.Гюго «Импровизация – не что иное, как внезапное и произвольное открытие резервуара, называемого мозгом, но нужно, чтобы этот резервуар был полон. От полноты мысли зависит богатство речи. В сущности, то, что вы импровизируете, кажется новым для слушателей, но старо для вас. Говорит хорошо тот, кто расточает размышления целого дня, недели, месяца, а иногда и целой своей жизни в речи, которая длится всего час.»

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Оратор создает свой образ посредством речи, поэтому, если он абсолютно искренен, то, как правило, проигрывает: его речь приводит к дезорганизации публики. Образ оратора, как и всякий авторский образ, зависит от аудитории, предмета речи, типа речи. Три категории характеризуют акт речетворчества: риторический логос, риторический пафос, риторический этос.

Риторический логос – это аргументация в речи, связанная с пониманием действительности.

Риторический пафос – это эмоции оратора, которые помогают аудитории понять оратора.

Риторический этос – это категория доверия, статус, имидж, доброжелательность, чувство справедливости оратора.

Оратор может выступать перед одним слушателем и целой аудиторией. Говорящему легче настроиться на одного слушателя, учитывая его возраст, степень образования, эмоциональное состояние и т.д. Более сложным коммуникативным случаем является контакт с аудиторией. Как воздействовать на публику, если перед вами много людей с разными убеждениями, образованием, находящихся в разном психологическом состоянии? Сделать это можно, только поняв , что если в определенное время в некотором месте встретилось много людей, значит существует что-то между ними общее, существует одна причина, которая их собрала. Тогда необходимо определить личностное пересечение, то есть общее, что есть у этих людей. Тогда речь, направленная на публику, должна быть ориентирована на зону такого пересечения.

Когда человек говорит, он передает собственно информацию, которая является обычно зоной сознательного, свое отношение к этой информации, свое отношение к тем людям, к которым обращается.

Прием и передача информации может осуществляться как на уровне естественного языка, так и способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление – восприятие мира при помощи картинки.

Сенсорика – биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается другим человеком.

Собственно информация – это зона сознательного. Свое отношение к информации может быть и сознательным и бессознательным. Свое отношение к слушающим и говорящему – это бессознательное восприятие мира.

Практическая работа.

Прокомментировать высказывания.

М.Достоевский: «Послушайте, вы прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то говорите, точно книжку читаете».

Б. Шоу: «Есть 50 способов сказать да, и 50 способов сказать нет, и только один способ их написания».

Петр1: «Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна стала».

Основной риторический закон - соответствие типа речи типу ситуации.

Если такого соответствия нет, то наивно надеяться, что речь достигнет своей цели.

В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию: информационные, убеждающие, побуждающие к действию, воодушевляющие, развлекающие, сокровенные.

Задачей информационной речи является сообщение неких сведений, передача информации. Например, объявление, выступление на собрании, доклад на совещании, ответ студента на экзамене и др.

Убеждающие речи преследуют цель склонить слушателей к определенной точке зрения. Это тем труднее, чем значительнее первоначальные расхождения позиций убеждающего и убеждаемого.

Типичным примером речей, побуждающих к действию, является поручение выполнить задание, приказ, просьба.

Воодушевляющие речи – это приветствия, поздравления, комплименты, выступления, апеллирующие к патриотическим чувствам.

Развлекающие речи знакомы нам по выступлению юмористов, рассказчиков анекдотов.

Сокровенные разговоры имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку.

Многие речи являются соединением элементов различных речей. Однако и при комплексной структуре речи легко увидеть, какой компонент является главным, а какой вспомогательным.

Практическая работа.

1.Подготовить выступление из истории риторики.

2.Подготовить презентацию лучших образцов красноречия: «Золотое слово» Святослава, «Слово про закон и благодать » Иллариона.

ТЕМА №2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ

Четырнадцать правил, помогающих убедить аудиторию.

1.Первое правило (правило Гомера).

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильныесредниесамый сильный.

Из этого правила следует, что начинать нужно не с просьбы, а с аргументов. Слабыми аргументами лучше не пользоваться, ибо вреда от них намного больше, чем пользы. Лицо, принимающее решение, уделяет больше внимания слабостям в ваших аргументах, ибо приняв положительное решение, оно принимает на себя ответственность, поэтому ему важно не ошибиться. Не количество аргументов решает исход дела, а надежность их. Следует отметить одно важное обстоятельство: один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным, и слабым, - поэтому сила аргумента должна определяться лицом, принимающим решение.

2.Второе правило (правило Сократа).

Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет вам «да».

Установлено, что когда человек говорит или слышит слово «нет», в его кровь поступают гормоны норадреналина, настраивающие его на борьбу. Слово же «да» приводит к выделению морфиноподобных веществ – «гормонов удовольствия» (эндорфинов). Получив две порции «гормона удовольствия», собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче согласиться, нежели вступить в борьбу.

3.Третье правило (правило Паскаля).

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо».

Часто собеседник не соглашается с вами только потому, что согласие как-то ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Слова Паскаля : «Ничто так не разоружает противника, как условие почетной капитуляции», - лучше всего подсказывают, как практически реализовать данное правило.

4.Четвертое правило.

Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

Статусэто положение человека в обществе.

Имидж – это характеристика человека с точки зрения его качеств (умный – глупый, хороший – плохой, порядочный – непорядочный и т.д.).

5. Пятое правило.

Не загоняйте в угол себя, не понижайте свой статус.

Следует избегать извинений (без должных причин), проявления признаков неуверенности, так как неуверенное поведение принижает, ассоциируется с низким статусом.

6.Шестое правило.

Не принижайте имидж и статус собеседника.

Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику есть покушение на его статус, и вызывает, как правило, негативную реакцию. Указание на ошибку собеседника или на его неправоту отрицательно влияет на имидж критикуемого, и поэтому воспринимается болезненно, провоцирует спор или конфликт.

7. Седьмое правило.

К аргументам приятного вам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятногокритически.

Аристотель говорил, что сильнейшее средство убеждения заключается в личном благородстве оратора. Вызвать симпатию можно уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешним видом.

8. Восьмое правило.

Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

Если же вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает крайне редко), поблагодарите хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что вам интересно было познакомиться с его точкой зрения.

9.Девятое правило.

Проявите эмпатию.

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как бы «влезть в его шкуру».

10. Десятое правило.

Будьте хорошим слушателем.

Внимательное слушание – залог вашей убедительности: никогда не сможешь убедить, если не поймешь ход мысли собеседника. Замечено, что мы слышим то, что хочется услышать, а не то, что нам говорят.

11. Одиннадцатое правило.

Избегайте конфликтогенов.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту. Конфликтоген – рождающий конфликты. Конфликтогенами являются всевозможные проявления превосходства, агрессии и невоспитанности: грубость, угрозы, насмешки, замечания, хвастовство, перебивание собеседника, безапелляционность, навязывание советов, обман, утаивание информации и т.д.

12. Двенадцатое правило.

Проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

Наиболее употребительные слова имеют множество значений, поэтому степень понимания сообщения, особенно устного, всегда следует проверять. Для проверки в основном используются вопросы, разъяснения и т.д.

13. Тринадцатое правило.

Следите за мимикой, жестами и позамисвоими и собеседника.

Невербальные средства общения помогают понять недосказанное словами, отношение собеседника к вам.

14. Четырнадцатое правило.

Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то потребность собеседника.

Согласно А.Маслоу потребности человека делятся на :

- физиологические (пища, вода, сон, жилье, здоровье и т.д.);

- потребность в безопасности, уверенность в будущем;

- потребность в принадлежности к какой-либо общности (семья, компания друзей, коллектив на работе и т.д.);

- потребность в уважении, признании;

- потребность в самореализации, проявлении своих возможностей, духовные потребности.

Человек нуждается в удовлетворении всех уровней потребностей, и это служит источником для нахождения сильных аргументов. Сильнейшим аргументов является возможность удовлетворить какую-либо из потребностей.

Задание: определите, какие из данных правил являются активными и какие запрещающими.

Практическая работа.

Определите, какие правила использовались в данных эпизодах, какие из них помогли в убеждении и какие помешали.

1.Конец семестра. У Коли решается оценка: шесть или семь.

Коля: Татьяна Васильевна, поставьте мне 7. Вы же сами знаете, что я знаю на 7.

Татьяна Васильевна: Я не могу поставить 7, в журнале есть две 2.

Коля: Это же по поведению.

Татьяна Васильевна: Что написано пером – не вырубишь топором, знаешь такую пословицу?

Коля: Да что мне пословицы, преподаватель должен непредвзято оценивать только знания.

Татьяна Васильевна: Ты меня еще и учить вздумал…

За семестр было выставлено 6 баллов.

2.Ученику нужно исправить оценку по истории, и он хочет, чтобы учитель дал ему возможность ответить. По дороге в школу он встречает учителя:

-Доброе утро, Нина Дмитриевна, правда, погода сегодня отличная?

- Здравствуй, Саша, погода действительно хорошая.

- Скоро каникулы, наконец-то вы отдохнете от нас.

- Да, все устали – и мы, и вы, наверное тоже мечтаете о каникулах.

- Конечно, веселее, правда, идти на каникулы с хорошими отметками.

- А как семестр заканчиваешь?

- Возможно, без шестерок, если удастся исправить шесть баллов по вашему предмету.

- А почему не учил как следует во время семестра?

- Да я-то учил, но только чуть недоучишь, вы тут же и спрашиваете, как чувствуете.

- Да уж, за 20 лет работы можно научиться учеников насквозь видеть.

- Но теперь-то я как следует выучил, разрешите пересдать.

- Ну что ж , приходи, пересдай.

СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

  1. Не доказывайте очевидного.

Слушатель всегда ищет в речи что-то новое, не известное ему, а не найдя – теряет интерес и к речи, и к говорящему. Именно это происходит, когда человек слышит прописные истины или банальности.

2.Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.

3. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.

4.Не упускайте возможности изложить довод в виде дилеммы.

5. Не бойтесь согласиться с оппонентом, когда есть возможность его же утверждения повернуть против него.

6. Если аргументы сильны, лучше приводить их порознь, подробно развивая каждый в отдельности. Если же есть только несильные аргументы, следует собрать их в одну горсть.

7. Старайтесь подкреплять одно доказательство другим, выстраивая их в логической последовательности.

8. Не пытайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете.

9. Не старайтесь доказывать большее, когда можно ограничиться меньшим.

10. Не допускайте противоречия в своих доводах.

СПОСОБЫ ОПРОВЕРЖЕНИЯ.

  1. Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и разбивайте их по отдельности.

  2. Возражая противнику, не показывайте своей озабоченности и старательности.

  3. Не оставляйте без возражения сильных доводов противника.

  4. Не доказывайте, когда можно отрицать.

  5. Отвечайте фактами на слова.

  6. Поверните против оппонента его собственные доводы.

  7. Не спорьте против несомненных доказательств и верных мыслей оппонента.

  8. Максимально используйте факты, признанные оппонентом.

  9. Если оппонент обошел молчанием некое обстоятельство, следует только обратить на это внимание и указать, что у оппонента нет аргументов против важного обстоятельства.

  10. Не опровергайте невероятного.

Практическая работа.

Приведите не менее 6 примеров, используя способы доказательства и способы опровержения.

.

ТЕМА 3 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Вербальными средствами общения называются те, что осуществляются посредством речи.

Невербальные средства общения – это передача информации, эмоционального состояния без слов. К невербальным средствам относятся пантомимика, нерефлексивное слушание, улыбка, визуальный контакт, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, жесты.

Жесты, мимика, интонация – важнейшая часть общения. Специальным исследованием установлено, что с помощью слов передается 7% информации, с помощью звуковых средств (тон голоса, высота голоса и т.д.) – 38%, мимики, жестов, поз – 55%. Другие исследователи показали, что словесное общение в беседе дает 1\3 информации, а 2\3 – невербальные средства.

Каналы воздействия оратора на слушателя: звуковые, визуальные.

Звуковые делятся на лингвистические (язык) и паралингвистические (голос, интонация, темп речи, паузы).

Визуальный канал – э то пантомимика: позы, жесты, мимика, взгляд.

Выражение лица – главный показатель чувств. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

- гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- отвращение – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

- печаль – брови сведены, глаза потухшие, часто внешние уголки губ опущены;

- счастье – глаза спокойные могут быть с блеском, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Три разновидности взгляда:

- деловой взгляд – взгляд, направленный на треугольник, расположенный на лбу у собеседника;

- социальный взгляд – опускается ниже уровня глаз собеседника, взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом;

- интимный взгляд - опускается от глаз ниже подбородка.

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу, но контакт этот должен быть не более 10 секунд. Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Слишком пристальный взгляд воспринимается как признак враждебности.

Практическая работа.

Определите значение данных взглядов:

- подъем головы и взгляд вверх;

- открытый взгляд, улыбка, возможен наклон головы;

- ритмичное кивание головой, внимательный взгляд;

- долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику;

- взгляд в сторону;

- взгляд в пол;

- движение головой, насупленные брови, пристальный взгляд.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа
    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.
  2. Программа спецкурса по информатике для 10-11 классов составители: учитель информатики моу «Гимназия №25»

    Программа спецкурса
    Элективный курс посвящен математическим играм. Педагогическая ценность занимательной математики общепризнанна. Математические игры способствуют воспитанию творческого мышления, развитию наблюдательности, умению логически мыслить.
  3. Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2-10 классов общеобразовательных учреждений Минск 2007

    Документ
    Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений (программы представлены в авторской редакции).
  4. Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    При составлении рабочей программы по биологии для 10х общественно-математического и общеобразовательного классов были использованы следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:
  5. Конспект урока литературы в 11 классе "Мастерская построения знаний и творческого письма по новелле И. А. Бунина "Легкое дыхание"; №7- материалы к урокам мхк (по учебнику Г. И. Даниловой): а) памятка "План рассказа о произведении живописи"(10 класс)

    Конспект
    №6 - конспект урока литературы в 11 классе "Мастерская построения знаний и творческого письма по новелле И.А. Бунина "Легкое дыхание" №7- материалы к урокам МХК (по учебнику Г.

Другие похожие документы..