Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средс...полностью>>
'Документ'
Рассмотрены условия и возможности сдачи международного экзамена, направленного на выявление уровня владения английским языком. Проанализированы уровн...полностью>>
'Документ'
Проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. От этого стр...полностью>>
'Документ'
Система государственного управления, надзора и контроля за охраной труда в Российской Федерации. Ведомственный и общественный контроль за охраной тру...полностью>>

Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

Главная > Научно-исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ

Материалы юбилейной

60-й научной студенческой конференции

Петрозаводск
Издательство ПетрГУ
2008

ББК 74.580(2)268

УДК 37

Н346

Н346

Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — 325 с.

ISBN 978-5-8021-0880-2

В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.

ББК 74.580(2)268

УДК 37

© Петрозаводский государственный

ISBN 978-5-8021-0880-2 университет, 2008

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Секция «Философия культуры»

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

Тероева Ю.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной. И это бесспорно. Женщина — существо нежное, чувствительное, добросердечное, ранимое, возвышенное, милосердное, порой изменчивое, любопытное, страстное, обворожительное. Мужчина же полная ее противоположность — упорный, решительный, смелый, рациональный, напористый, порой грубый, сильный, агрессивный, уверенный в себе, замкнутый, молчаливый… И, читая эти характеристики, уже можно сказать, что все наши различия заложены в самом понятии пола. Но что же нас тогда связывает? И можем ли мы существовать в кооперации? Довольно-таки спорные вопросы…

Представление о женщине, складывающееся у мужчин из века в век, на сегодняшний день в корне неверно. Времена, когда женщина поддерживала семейный очаг и занималась лишь детьми и хозяйством, прошли безвозвратно, но мужчины до сих пор самозабвенно тешат свое самолюбие мыслью о том, что женщина — биологическая особь второго порядка и что ее творческое начало может реализовываться только
в рождении детей, поэтому ее претензии на самотворчество по крайней мере странны. Сами же мужчины желают реализовать себя. Но как бы мужчины ни властвовали над женщинами, ни пытались закрыть их
в четырех стенах и вернуть прошлое, все равно закат патриархата неизбежен.

Если говорить о сегодняшнем положении вещей, то можно сказать, что наш мир в данный момент представляет из себя довольно интересную картину: он уже приобрел матриархальное содержание, но продолжает сохранять патриархальную форму. Большинство современных мужчин сами ждут от женщины защиты и материнской опеки. Но разве это правильно? Мужчины и женщины — две равноценные, но различные по своей природе половины единого целого. Они должны дополнять друг друга, а не пытаться поработить, заставить играть по собственным правилам. Но что же поможет нам сделать это реальным, прийти к взаимопониманию? Конечно, любовь. И тут можно найти парадокс, ведь в любви мужчина ищет безусловную рабыню, а женщина — безусловное рабство. Семья возвращает нас к прошлой культуре и прошлому. Но это вовсе не означает, что рабство должно быть полным и всепоглощающим. Нужно уметь находить границы разумного.
И главное, что бы ни происходило, нужно помнить только одно: мужчина и женщина — части одного целого. И, противостоя друг другу, мы ничего не добьемся. Поэтому нужно учиться жить в мире — ведь только это спасет нас от саморазрушения и одиночества.

РУНОПЕВЦЫ СУОЯРВСКОГО РАЙОНА

Пархимчик М.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

На территории Суоярвского района проживало множество династий рунопевцев. Важнейшими центрами народного сказительства были деревни Суйстамо, Толвоярви, Шемейка. Суйстамо был одним из самых ярких центров народного творчества. В Суйстамо проживали рунопевцы из династии Сотикайнен. Андрей Сотикайнен приехал в Суйстамо в 1845 г. Он славился искусным мастерством исполнения рун. Свое мастерство он передал внуку Степану из Яимяярви. Семейное дело Андрея Сотикайнена продолжили его сын Захарий и дочь Пелагея. От Пелагеи записано около 30 песен древней «Калевальской» поэзии. От нее перенял рунопевческую традицию ее муж — Иван Хяркинен. Свое виртуозное исполнение Иван показал в 1911 г. в деревне Суйстамо на фольклорном празднике. Похоронены Иван и Пелагея Хяркинен на кладбище Суйстамо. Как талантливым рунопевцам им установлен памятник, на котором начертаны слова из народной песни: «Так отец мой раньше пел, мать меня учила петь».

Иван Богданов-Вихантола (1843—1911) родом из Суйстамо, талантливый кантелист (кантеле — карело-финский струнный щипковый инструмент). Он принял участие в праздниках музыки и пения в Сортавала в 1896 г., в Хельсинки — в 1900 г. Иван Онисимович Онойла (1842—1924) — знаменитый рунопевец. «Великое светило» Суйстамо. Он был известен всей Финляндии. Мать его была сестрой Андрея Сотикайнена, а отца звали Онисим Онойла. Иван Онойла в 1906 г. принял участие
в празднике песен в г. Сортавала и часто вспоминал это. На старом суйстамском кладбище установлен памятник Ивану Онойле, недалеко
от могилы кантелиста Теппо Яниса.

Теппо Янис (1850—1921) из деревни Майсула Суйстамского прихода был хорошим кантелистом. В деревне Толвоярви жили рунопевцы из династий Шемейка и Ворнанен. Семья Ворнанен жила в Толвоярви уже в 1638 г. По легенде три брата Ворнанен пришли сюда из района Иломантси в 1638 г. Самым известным рунопевцем из династии Ворнанен был Максим Ворнанен. Он знал множество песен, охотничьих рун.
В деревне он слыл колдуном, так как умел лечить людей на расстоянии. 21 июля 1929 г. на одной из финских дамб (главная достопримечательность Толвоярви) был поставлен памятник рунопевцам из династий Ворнанен и Шемейка. Надпись на памятнике призывала путника остановиться, ибо этого требуют духи лучших из родов. Памятник исчез во время Второй мировой войны. В последний раз его видели лежащим на берегу озера Толвоярви. С тех пор о памятнике ничего не известно.

ТИМОТИ ЛИРИ

Кузнецова Е., Пивкина Р.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Тимоти Лири родился 22 октября 1920 г. в Спрингфилде. В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где получил первую ученую степень бакалавра психологии. Затем следуют долгие годы продвижения по карьерной лестнице: степень доктора психологии, первая серьезная научная работа «Уровни измерения межличностного поведения», должность руководителя лаборатории психологических исследований
в одной из больниц города. В 1960 г., находясь в отпуске в Мексике, Лири отведал ядовитых грибов. Он решился на эксперимент, надеясь, что грибы могут способствовать психологической трансформации.
У многих, в том числе и у Лири, это породило иллюзию, будто процедура самоотравления безвредна и не приводит к возникновению зависимости от галлюциногена.

В Гарварде Лири провел несколько экспериментов по воздействию на сознание мескалина в соединении с псилоцибином. Интерес к наркотическим веществам закономерно привел его к самому мощному из психоактивных препаратов: ЛСД. В первых экспериментах, которые проводил Лири, участвовали гарвардские выпускники. Вскоре масштабы экспериментов расширились. Следующий уровень: Тиму разрешили давать псилоцибин специально отобранным заключенным в государственной тюрьме. В 90 % случаев эта работа помогла бывшим заключенным воздержаться от совершения новых преступлений. Он утверждал, что результаты его экспериментов помогут лечить алкоголиков и исправлять преступников. Девизом основанной Лири Лиги духовных открытий стал призыв: «Включись, настройся, улетай!» Имелось в виду включение нейральных и генетических задатков, настройка на взаимодействие с окружающим миром и полет в истинную реальность. Масса, как всегда, все опошлила и спешила улетать без всякого включения
и должной настройки.

Оставив позади наркотическую культуру, Тимоти предложил компьютер. Он был убежден, что в девяностых годах Интернет станет чем-то вроде ЛСД в шестидесятых, обогащая сознание людей на массовом уровне. Узнав в январе 1995 г., что смертельно болен (рак предстательной железы), он жадно хватается за опыт умирания как за величайшее путешествие всех времен. Последними словами, которые произнес Тимоти Лири перед смертью, ненадолго придя в сознание, была фраза:
«А почему бы и нет?» Он повторял эту фразу многократно, на все лады, с разными интонациями. Вскоре он скончался. Он умер без вызова, спокойно и мужественно, в окружении близких, которых любил и которые любили его. Это произошло ранним утром 31 мая 1996 г.

Секция «История культуры»

ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Гунина А., Кубасова А.
Научный руководитель — доктор филос. наук, проф. Пивоев В. М.

Большая часть информации передается нам с помощью языка тела. Передача информации за счет вербальных средств общения составляет лишь 7 %, за счет звуковых средств — 38 %, невербальных средств — 55 %. Язык жестов — один из самых древнейших языков мира, предшествующий звуковым и письменным видам языка. Очень важно правильно интерпретировать информацию, передаваемую с помощью языка тела, как в повседневной жизни, так и в деловой сфере общения. Именно поэтому выбранная нами тема является актуальной. В деловом разговоре рукопожатие играет важную роль как в начале, так и в конце беседы. Оно используется как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру.

По А. Пизу, жесты открытости («раскрытые руки ладонями вверх, отсутствие зажимов рук и ног») свидетельствуют об искренности делового партнера, его открытости и желании установить долгосрочные отношения. Жест «расстегивания пиджака» также является знаком открытости. Деловые люди, открытые и дружески расположенные, часто расстегивают и даже снимают пиджак в присутствии друг друга. Жесты и позы защиты — знаки того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние человека. Жест «переплетенные пальцы», особенно раскрытыми ладонями к себе, как правило, понимается как открытая вражда, отрицательное отношение к собеседнику. Что касается отношений в ресторанном сервисе, то здесь существует специальный невербальный язык общения с персоналом ресторана. Это может выражаться во взгляде клиента или соответствующем жесте, требующем внимания к своей персоне; положении рук официанта при приеме заказа; определенном положении приборов на тарелке; расстоянии между клиентом и официантом (наиболее приемлемое 80 см) и, наконец, в размере чаевых.

В ходе нашей работы мы провели исследование, целью которого являлось выяснить, пользуется ли обслуживающий персонал кафе и ресторанов г. Петрозаводска языком жестов. Респонденты: «Фрегат» и «Карельская горница», «Кафе Хауз», «Де Жавю» и «Корсика». В результате выяснилось, что работники сферы обслуживания пользуются языком жестов, особенно это помогает им в работе с иностранными клиентами, а иногда даже возникают курьезные случаи, когда в случае недопонимания иностранцы начинают сами изображать заказанное ими блюдо, например птицу или дичь.

БИЗНЕС-ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Старцева О., Галинова Г.
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Цель данного доклада — дать общее представление о бизнес-этикете, определение и обозначить эту проблему. Актуальность темы связана с развитием бизнеса в нашей стране. Начиная с середины
90-х гг. прошлого века учебные пособия по этой теме стали издаваться в России, так как появились российские предприниматели, российский бизнес, вошли в обиход новые слова (бизнес-леди, бизнесмен), деловая одежда.

Новизна доклада — попытка обобщить имеющийся по данной теме материал. Этикет (от фр. Etiquette) — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Родиной этикета является Италия, так как в XV в., в отличие от других европейских государств, Италия была страной новой культуры. Обратимся непосредственно к определению деловой культуры. Деловая культура — это культура получения и распределения прибыли. Модель деловой культуры предложил голландский социолог Г. Хофстед. Соблюдение этикета, то есть умение должным образом вести себя, стало одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса. Следует привести ряд общепринятых правил: бизнес-этикет предполагает, что инициаторы встречи первыми высказывают свои предложения о времени и месте ее проведения; право принимать окончательное решение предоставляется приглашенной стороне; даже самые трудные переговоры не должны продолжаться более 2—2,5 часов; переговоры ведут руководители делегаций, остальные участники встречи принимают участие в обсуждении только по приглашению своего лидера.

В ходе подготовки данного доклада были сформулированы следующие выводы: каждому современному человеку, считающему себя культурным и цивилизованным, необходимо знать и выполнять правила
и нормы поведения, быть вежливым с окружающими его людьми. Именно вежливость как форму проявления взаимоуважения можно считать залогом наиболее продуктивного общения между людьми. Знание и выполнение правил этикета — это не простая формальность. Их можно определить как гарантию сплочения людей.

ТРАДИЦИИ ПАЛОМНИЧЕСТВА НА ВАЛААМЕ

Петрова Н.
Научный руководитель — канд. ист. наук, доц. Пекина А. М.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения.

Одним из центров паломничества является о. Валаам, на котором расположен Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений издавна привлекали на Валаам множество паломников.

12 раз удостаивали обитель своим вниманием члены династии Романовых.

Надо отметить, что среди тысяч паломников было довольно много людей, навсегда запечатлевших образ Валаама в русской культуре. «Натурным классом Петербургской Императорской Академии Художеств» прозвали Валаам в XIX в. Здесь бывали И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих.

Запечатлелся образ Валаама и в музыкальной культуре в произведениях П. И. Чайковского, А. К. Глазунова.

Посещали Валаамский монастырь Ф. И. Тютчев, Д. И. Менделеев, выдающийся философ В. С. Соловьев и многие другие деятели науки и культуры.

Трудно перечислить все статьи и очерки, посвященные Валааму, вышедшие из-под пера писателей и публицистов. Вот всего лишь несколько имен: свт. Игнатий Брянчанинов, Василий Иванович Немирович-Данченко, Иван Сергеевич Шмелёв, Борис Константинович Зайцев, Александр Дюма.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Священноигумен Валаамской обители приезжал на остров 10-летним мальчиком. Эти посещения перевернули его душу и определили его будущий путь, путь служения Богу и людям.

Жизнь на Валааме продолжается. И так же, как прежде, едут сюда люди, и бесконечен этот людской поток, текущий на берега древнего, как сам мир, острова. Для кого-то посещение Валаама становится лишь первым приближением к действительно «иному», странному и непонятному миру православного монашества. Для кого-то — это реальная возможность приостановиться в скоростном потоке современной жизни, немного передохнуть, вглядеться вглубь своей души, ощутить в себе гармонию мира, отыскать и сохранить для себя частицу своего, только своего, но всегда светлого Валаама.

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Секция «Философия науки»

ФЕНОМЕН ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. С. СОЛОВЬЕВА

Выбач М., Выбач А.
Научный руководитель — ст. преп. Балашова Г. М.

В. С. Соловьев — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Определяющим, объединяющим понятием философии В. С. Соловьева является понятие положительного Всеединства. Стремление к Всеединству, к соединению с божественным Логосом — смысл существования всего живого на Земле, «все едино в Боге». Всеединство — это абсолютный идеал, центр притяжения вечности. Пути реализации идеи Всеединства в мире Соловьев находит в нравственной философии. Особое место в нравственной философии отводится любви. Только в любви и только через любовь человек становится человеком. Любовь делает ненужными библейские заповеди, она их не устраняет, а «обнимает». В работе «Смысл любви» Соловьев создает свою философию любви как высшего духовного потенциала человечества. Смысл любви не в размножении рода, не в создании наилучшего потомства, а в «обожении», одухотворении человека. Но духовная любовь, взятая сама по себе, такая же аномалия, как и исключительно физическая и морально-житейская любовь. Лишь в единстве физиологической, морально-житейской и духовной связи между мужчиной и женщиной рождается истинная божественная любовь. Истинная духовная любовь — это способ подняться над своей природой, отвлечься от плотских утех и желаний. «Бог есть любовь», — повторяет вслед за апостолом Соловьев.

С точки зрения нравственной философии любовь есть сложное явление, простые элементы которого: жалость, благоговение, стыд.
В любви индивидуальность торжествует над эгоизмом, происходит действительное переселение «центра личной жизни» в другого. В соединении мужского и женского начал вместо «половины человека» предстает целый человек — Богочеловек. В Богочеловеке полностью воплотится идеал Иисуса Христа. Любовь для человека существует еще только в зачатках, но именно она в будущем приведет человека к новому этапу эволюции уже не телесной, а духовной, когда человек «рождается» как сверхчеловек, который побеждает смерть. Источником и залогом бессмертия является любовь, которая воплощает желание вечной жизни
в адрес того, кого любят, которая есть «аффект бытия». Любовь не прекратится, пока есть стремление к совершенству, к абсолюту, к вечному. «Действительно спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми». В процессе достижения Всеединства происходит одухотворение человечества, рождается новый человек — «сотворец Бога», который должен решить грандиозную задачу, задачу создания мира, свободного от гибели и разрушения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.

СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКОГО ЗАКОНА

Родина А.
Научный руководитель — канд. филос. наук, ст. преп. Клюкина Л. А.

В настоящее время в связи с разработкой современного варианта полидисциплинарной теории рекапитуляции возрождается интерес
к биогенетическому закону. Сформулированный Геккелем закон гласит, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза, то есть индивидуальное развитие особи повторяет историческое развитие вида. Актуальность закона состоит в том, что он связывает проблему эволюции жизни с проблемой взаимоотношения части и целого, онтогенеза отдельного индивида и филогенеза всего человеческого общества. Северцов сформулировал теорию-антитезис, согласно которой не филогенез есть причина онтогенеза, а, наоборот, онтогенез обуславливает филогенез.
В современной науке принята точка зрения Шмальгаузена, согласно которой организм рассматривается как нечто целое в индивидуальном и историческом развитии, то есть онтогенез и филогенез взаимообуславливают друг друга. Таким образом, недостатком закона является односторонность.

Тем не менее закон внес огромный вклад в биологию развития, систематизируя уже накопленные знания. Закон выполнил методологическую функцию, введя в биологию метод моделирования. С помощью этого метода и биогенетического закона Геккель смог описать переходную форму от одноклеточности к многоклеточности — гастрею. Закон сыграл и прогностическую роль, дав возможность предсказать существование питекантропа, переходной формы филогенеза Homo Sapiens, за 30 лет до того, как были найдены палеонтологические свидетельства. Однако несправедливо ограничивать значение закона одной лишь биологией. Проблема взаимоотношений онтогенеза и филогенеза не привязана к одной дисциплине, она глобальна и нашла свое отражение во многих науках.

Вынесенный за пределы биологии, закон стал активно использоваться в других областях знания. Историки используют закон для исследования механизмов развития человеческого общества. Наблюдая за «дикими» племенами, можно проследить генезис культуры и религии. В психологии закон применяется в виде постулата о том, что индивидуальное развитие индивида повторяет развитие всего общества. Во многих гуманитарных науках закон приобретает статус философского основания науки, структуры, обосновывающей как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира. Закон выполняет эвристическую функцию, играя роль в построении новых теорий, способствует формированию межпредметных связей.

Секция «Актуальные вопросы философии»

СИМВОЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ
РАННЕГО МАЯКОВСКОГО

Кривоноженко А.
Научный руководитель — канд. филос. наук, ст. преп. Кабанова Л. И.

Символ играет огромную роль в культуре. Размышляя над творчеством раннего Маяковского, невольно приходишь к мысли о том, что поэт, как бы он ни противопоставлял в дальнейшем свое творчество творчеству символистов, все же лукавил. Примером приверженности Маяковского к категории символа может послужить стихотворение «Ночь». Какова же симвология этого стихотворения? Для изображения сути города, образ которого является символом, поэт использует символику цвета. Аналогичные попытки предпринимает и русский художник — авангардист начала ХХ в. В. Кандинский. Маяковский использовал следующие цвета: багровый (оттенок красного), белый, зеленый, черный, желтый, синий. Используя характеристики Кандинского, попробуем выявить смысловое наполнение того или иного цвета в этом стихотворении.

Уже в начале стихотворения поэт заявляет о невозможности использования багрового и белого цветов. Согласно В. Кандинскому, красный цвет (бордовый является его оттенком) — «безграничный характерно теплый цвет». Я бы дал такую же характеристику чувству любви. Белый цвет Кандинский представляет как «великое безмолвие». Таким образом, Маяковский уже с первых строк заявляет, что в городе нет места для любви. Кандинский говорит, что зеленый — цвет отдыха. Я предположу, что под эту характеристику вполне попадает дружба и преданность. Маяковский говорит: «…в зеленый бросали горстями дукаты», таким образом, в городе нет места дружбе, но присутствуют алчность, корысть, эгоизм. Интересна интерпретация Кандинским синего цвета. Он считает, что синий — цвет неба, торжества и «сверхземной углубленности». Маяковский говорит, что «Бульварам и площадям не странно увидеть на зданиях синие ноги». Мне кажется, что это указание на то, что город способен извратить даже самые возвышенные понятия. По мнению поэта, городу свойственны лишь черный и желтый цвета. Черный цвет, по Кандинскому, — цвет смерти, а желтый — цвет безумия.

Таким образом, город у Маяковского выступает как олицетворение всеобщего безумия, где нет места ни любви, ни душевной чистоте. Это место алчности, корысти, смерти, место, где извращены понятия морали в угоду безликой толпе. В данной работе я попытался показать роль символа в творчестве раннего Маяковского, выявить механизм трансляции через символ духовного мира поэта. Видение Маяковского как поэта-символиста во многом необычно, ведь на первый план всегда выдвигается его роль как рупора революции. Мне кажется, что от этой позиции следует отказаться, ведь Маяковский — целый мир, во многом еще не понятый.

НАРОДНЫЙ ФИЛОСОФ ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ

Докучаев А.
Научный руководитель — канд. филос. наук, ст. преп. Кабанова Л. И.

Сегодня большинство почитателей или критиков Евгения Гришковца рассматривают его творчество в большей степени с литературной точки зрения. Исследуются достоинства и недостатки его литературного мастерства. Хотелось бы взглянуть на Гришковца как на философа.

Евгений Гришковец — писатель новой эпохи. Писатель разговорного жанра. Писатель эпохи утомленных горожан. В его произведениях часто поднимается тема противостояния ума и чувств. Тема, исторически восходящая еще к временам Сократа. Автор задается вопросом, отвечает на воображаемые возражения зрителя, предвосхищает вопрос, задается следующим. Идет поток двух сознаний — автора и зрителя. Разговор по душам. Он не предается отвлеченной «рефлексии на тему». Просто перенести на сцену кафедру и читать скучную лекцию было бы слишком просто. Гришковец, если и философ, то философ именно популярный (от латинского «народный») — вместо философствования ex cathedra он иллюстрирует «нутряное», свое, видение проблемы. Он вдохновляет на размышления, а не мыслит за нас.

Его «открытые» тексты провоцируют память читателя. В нем нет ни грамма мессианского. Зритель устал от спасителей. От людей, которые выдают свои речи за истину в последней инстанции. Совершенно нехаризматичный Евгений Гришковец на таком фоне просто не мог не стать знаковой фигурой. Одно из самых ярких свойств Гришковца — подмечать детали, о которых знают все, которые сто раз случались с каждым, но вот зафиксировать, придать значение, возвести в ранг жизненно важного события не догадался никто. Евгений Гришковец сконструировал из мелочей целый новый жанр, который можно назвать «новой искренностью», или «новым сентиментализмом».

Многие критики немало размышляли над его загадкой. Задавались вопросом: что нового в этих рефлексиях мятущейся личности? А новое, судя по всему, то, что люди, подобные Гришковцу, приходят в ту пору, когда нам, нашему обществу нужен их чистый, ясный голос. Народ устает от крикунов, а тихий родной голос слышать хочется всегда.

Как ни разбирай его работы, ни подвергай их всестороннему анализу, но магия Гришковца неуловима, этот секрет анализу не поддается. Закроешь последнюю страницу книги и скажешь про себя словами одного из героев: «…а я ведь все-таки… приличный человек, и мне еще можно пожить на этом свете. Еще можно».

ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Лебедев В.
Научный руководитель — канд. филос. наук, ст. преп. Клюкина Л. А.

Современное общество постепенно переходит от индустриальной стадии развития к информационной. В этом обществе сами предметы значат меньше, чем информация о них. Современный человек живет
в мире, состоящем преимущественно из информации. Эта информация о людях, об отношениях людей друг к другу, но не сами люди и не их отношения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Е. Кравченко Города и районы Карелии кондопога указатель

    Библиографический указатель
    Кондопога : указ. лит. / МУК «Кондопожская централизированная библиотечная система» Кондопожская районная библиотека им. Б.Е. Кравченко; [сост. Н.Г. Урванцева, С.
  2. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации (10)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (49)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 года и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.

Другие похожие документы..