Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
И(ТАК), лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре ...полностью>>
'Анализ'
Методическая работа в 2010-2011 учебном году была направлена на выполнение ранее поставленных задач и их реализацию через образовательную программу ш...полностью>>
'Документ'
Методологічні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про основні засоби та інші необоротні матеріальні активи, порядок розкриття інфор...полностью>>
'Документ'
Вначале, уважаемые читатели, мы кинем ретроспективный взгляд на состояние Англии к 1066 году, а потом: Потом я еще не знаю, куда меня занесет, но в Н...полностью>>

Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DG IY/EDU/HISTYLE="(2006) 03

СЕМИНАР

«Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории»

Москва, Российская Федерация,

25-26 апреля 2006 года

Страсбург

СЕМИНАР

«Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории»

Москва, Российская Федерация

25-26 апреля 2006 года

Отчет подготовлен

Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва)

и

Марианной Шахнович, профессором, заведующей кафедрой

философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)

Российская Федерация

Мнения, высказанные авторами, не обязательно совпадают с oфициальной позицией Совета Европы.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ 7

II. РЕЗЮМЕ ДОКЛАДОВ НА ПЛЕНАРНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ 9

III. РЕЗЮМЕ ОБСУЖДЕНИЙ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ 46

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМИНАРА 55

Приложение 1

ПРОГРАММА СЕМИНАРА 61

Приложение 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ 65

Приложение 3

СПИСОК УЧАСТНИКОВ 67

  1. ВВЕДЕНИЕ

Семинар «Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории», проводившийся в Москве в Российском университете дружбы народов 25-26 апреля 2006 года был организован Советом Европы, Европейской комиссией, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию и Российским университетом дружбы народов в рамках программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для Российской Федерации.

Цели семинара:

  • обменяться мнениями о путях преподавания конфликтов в контексте всемирной, национальной и региональной школьной истории в поликультурной среде;

  • обсудить проблемы совершенствования и внедрения новых методологических подходов в преподавании конфликтов в школьной истории;

  • рассмотреть вопросы интегрирования принципов толерантности и мультиперспективности в процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров;

  • охарактеризовать пути и методы преподавания конфликтов истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

  • определить значение и место школьного психолога в преподавании конфликтов в истории и преодолении конфликтов между учащимися.

В семинаре приняли участие руководители органов управления образованием, преподаватели высших учебных заведений, в том числе и педагогических, школьные учителя, авторы школьных учебников, практикующие психологи, академические ученые из 8 регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Кабардино-Балкария, Ставрополь, Тверь, Хабаровск, Калиниград), представители Совета Европы (Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы Отдела исторического образования; Фиона Кеннеди, ассистент руководителя программы Отдела исторического образования; эксперт Черил Стаффорд, Северная Ирландия), а также профессор Людмила Хоппе (Университет им. Гумбольта, Берлин, ФРГ). Общее число участников – 32 человека.

Программа семинара предусматривала три пленарные заседания с докладами и обсуждения в форме трех круглых столов, что способствовало полному раскрытию позиций участников и широкому обмену мнениями в процессе дискуссий.

25 апреля 2006 года состоялось открытие семинара, на котором выступили представители органов и учреждений, подготовивших его проведение. Открыл семинар приветственным словом ректор Российского университета дружбы народов академик Владимир Филиппов. В своем выступлении он подчеркнул важность сотрудничества с Советом Европы в области школьного образования и межнациональных отношений, которую во многом формирует социум и отметил закономерность выбора Министерством образования и науки Российской Федерации и Советом Европы местом проведения семинара город Москву, где общественная среда всегда была поликультурная. РУДН является ярким примером интернационального студенчества и имеет богатый опыт в деле воспитания молодежи, используя образование в качестве средства межкультурного диалога. Также подчеркнул чрезвычайную актуальность тематики семинара не только для Москвы и России, но и для всего мира. Поскольку проблема толерантного отношения к представителям иного этноса и иной конфессии сегодня остра и даже болезненна. Он отметил, что наряду с развитием различных форм национально-культурных организаций для современного человека важна общая ориентация в сфере межнациональных отношений.

Далее выступила Лариса Ефремова, заместитель директора департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации, которая, приветствуя российских и зарубежных участников семинара, подчеркнула исключительную значимость вопросов, предложенных для обсуждения на нем. Также она заметила, что сегодня сотрудничество российского образования с Советом Европы вышло на новый уровень и превратилось из узконаправленных семинаров в работу, включающую в себя различные направления, в которых принимают участие не только учителя, но и социологи, психологи, дефектологи. Красной нитью в выступлении Ларисы Ефремовой проходила мысль о том, что роль учителя истории – одна из фундаментальных позиций в глобализирующемся мире, поскольку необходимо, чтобы курс школьной истории работал как на общенациональную консолидацию народов России, так и на гармонизацию общественных интересов в более широком измерении, понимание их в духе взаимного диалога и толерантности.

Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы Отдела исторического образования Совета Европы, рассказала о значении и ходе реализации инициатив и проектов Совета Европы по международному сотрудничеству в области исторического образования, в части преподавания конфликтов в школьной истории, а также представила цели и задачи семинара. Ею было подчеркнута важная роль школьного учителя в предотвращении конфликтов между учащимися, правильному освещению конфликтов в школьном курсе истории и развитию диалоговых форм в преподавании истории. Кроме того, Татьяна Минкина-Милко отметила необходимость повышения уровня компетентности учителя истории и его профессиональной подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях.

  1. РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ДОКЛАДОВ

На пленарных заседаниях участники семинара заслушали четыре научных доклада.

Доклад «Новые подходы в подаче конфликтов на уроках истории: на примере Северной Ирландии» представила эксперт Совета Европы Черил Стаффорд (Великобритания).

Как заявила докладчик преподавать историю в Северной Ирландии нелегко. 30 лет продолжался конфликт, в ходе которого Ирландская республиканская армия (ИРА) пыталась добиться независимости Северной Ирландии от Великобритании террористическими методами в то время как половина населения сопротивлялась этому и считала себя британцами. Юнионисты вели борьбу с ИРА террористическими методами. В данных обстоятельствах, учителю приходится сталкиваться с противоположным мнением семьи и общества, оказывающим сильное влияние на умы и сердца молодежи.

Далее докладчик напомнила, что в 1994 году было объявлено прекращение огня и в 1998 году было подписано мирное соглашение. К счастью, теракты прекратились и начался длинный процесс примирения.

История здесь играет ключевую роль. Преподавание данного конфликта не должно ограничиваться только научным исследованием. Если педагоги действительно ставят цель избавить ирландское общество от ожесточения и разделения, которые легли на всех жителей северной Ирландии тяжелым бременем, вести преподавание на основе моральных и демократических ценности, а также толерантности.

С этим связаны принципиальные моменты организации процесса обучения. К ним относятся:

1. Подходы к обучению

Так как на наших улицах можно увидеть картины, нарисованные экстремистскими группами, молодежь знакомится с историей, преподносимой на улице, со стереотипическими взглядами на прошлое, призванными разжечь ненависть в обществе, разделенном на два лагеря. Возьмем, к примеру, изображение «Хорошего короля Билли», которого юнионистская протестантская часть общества считает королем-триумфатором, спасшим Ирландию от вражеских сил католического короля Джеймса. Это односторонний взгляд на прошлое. Полную картину можно получить, обратившись к нескольким источникам времен Битвы при Бойне 1690 года. Проанализировав источники, школьники узнают, что протестантский король Билли шел на битву с благословления Папы Римского, он не ехал на белом коне, вид у него был далеко не геройский: 132 см ростом, его фигура не казалась значительной, во время битвы у Билли случился приступ астмы, а при переправе через Бойне он упал с коня в реку. Учитель истории должен показать на таком примере, как искажается восприятие прошлого. История, преподносимая на улице, не учитывает сложности отношений между Европейскими странами во время битвы при Бойне. Для Вильгельма важнее было ослабить влияние Людовика XIV, который поддерживал Джеймса II, а не стать протестантским героем. Этот пример наглядно показывает, что история отдельной страны должна преподаваться в более широком европейском контексте.

На примере исторических полотен, картин можно научить учеников работать с иллюстрациями. Рядом с источником сбоку в рамках можно разместить вопросы:

  • Что изображено?

  • Какие чувства вызывает картина?

  • Какая была бы реакция на картину националистов/ юнионистов? Насколько изображение исторически верно?

  • Когда и с какой целью она была нарисована?

  • Каково воздействие картины сегодня?

Ученики обсуждают, какие чувства вызывают такие картины у католиков и протестантов. Помимо эмоций, которые вызывает изображение у противоположных сторон конфликта, рассматривается историческая достоверность других картин на улицах. Анализируя подобные изображения, школьники проводят параллель между событиями прошлого и их использованием в настоящем в политических целях. Вышеприведенный анализ очень важен для формирования объективной оценки событий.

На картине изображен голод в Ирландии 1840х годов, как попытка британцев истребить ирландский народ. Она нарисована ИРА, чтобы разжечь ненависть и объяснить ирландцам, почему они должны начать сражаться против британцев за независимость. На уроке истории необходимо рассмотреть другие источники, опровергающие эту одностороннюю точку зрения. Британский источник сообщает, что во время голода в Ирландию было отправлено помощи на 3 миллиона фунтов. С помощью упражнений на эмпатию, школьники рассматривают, как землевладельцы принимали те или иные решения, достоинства и недостатки каждого решения. Упражнение на принятие решений проходит в виде ролевой игры, школьники узнают, что жизнь в прошлом была такой же сложной, как сейчас. Разбор различных источников на уроке истории показывает, что никогда не следует делать выводы, изучив точку зрения одной стороны, нужно также посмотреть на ситуацию с точки зрения другой стороны. Чтобы помочь молодежи перейти к постконфликтой ментальности, можно дать задание разработать альтернативную картину с сюжетом из прошлого, призывающим к объединению общества. Школьники решают, как нужно преподносить историю на благо будущих поколений.

  1. Занимательная хронология

Занимательная хронология помогает ученикам легче осваивать учебный материал. Докладчик заметила, что сложность преподавания исторических конфликтов заключается в том, что школьники часто относятся к ним как к очередному скучному историческому событию, в связи с этим одним из способов вызвать интерес является демонстрация исторических дат с помощью занимательной хронологии, где можно показать, как прошлое повлияло на раскол общества в настоящем. Учитель предлагает ситуацию - Билли-протестант и Конор-католик. Ученики рассматривают исторические события и реагируют на них положительно или отрицательно.

1169 – Высадка норманнов в Ирландии

1610 – Шотландские и английские поселенцы на севере Ирландии

1690 – Король-протестант Вильгельм побеждает короля-католика Джеймса

1801 – Англо-ирландская уния, Вестминстер управляет Ирландией

1848 – Голод и ирландское восстание

1916 – Пасхальное восстание – ирландское восстание против британцев

1921 – Ирландия разделена на 2 части. Север остается британским, юг добивается независимости

1969 – Начало конфликта в Северной Ирландии

1994 – Террористы объявляют прекращение огня в Северной Ирландии.

Ученики видят, что Билли-протестант и Конор-католик радовались или огорчались, когда происходили те или иные события. Школьники представляют этих героев живыми людьми с их хорошими и плохими качествами. Изучив реакцию представителей разных сторон, становится очевидным, что и одной и второй стороне конфликта выпало много страданий. У ребят появляется шанс оглянуться на прошлое с точки зрения противоположной стороны. Также они видят, что были моменты положительные для всех, например, прекращение огня 1994 года.

3. Использование Интернета

Докладчик отмечает, что в последнее время в Интернете стало намного больше ресурсов по историческим конфликтам, адресованных школьникам. Рост числа источников требует от учащихся умения мыслить критически. Учащимся предлагают отрывок из ирландского сайта, прославляющего борьбу Ирландии за независимость. Предлагается проанализировать язык текста и сделать вывод, можно ли доверять источнику. Экспрессивная лексика выделена желтым – школьники делают вывод, стоит ли доверять этому источнику, принимая во внимание количество слов, выделенных желтым. Например, можно поспорить с выражением «непонятые и забытые» о голоде в Ирландии в XIX веке, так как британское правительство отправило 3 миллиона фунтов помощи – в то время огромная сумма для правительственной помощи.

Докладчик замечает, что очень важно, чтобы ученики задумались, кем и зачем был создан сайт. Сайт неофициальный, на что указывает знак ~. Таким образом, нужно быть осторожными в использовании материалов этого сайта – также можно поработать с иллюстрациями.

4. Фильмы

По мнению Черил Стаффорд, сегодняшнее поколение – поколение кино, поэтому художественные и документальные фильмы становятся эффективным педагогическим инструментом при разборе исторических конфликтов. Также ею была высказана мысль о том, что видеофильмы могут снизить критическое мышление, особенно когда в период взросления школьник просматривает огромное количество фильмов. Учителям истории нужно стремиться к развитию критического мышления у своих учеников при просмотре фильмов.

Учителя в Северной Ирландии используют такие фильмы, как «Майкл Коллинз» режиссера Нила Джордана. В одном эпизоде этого фильма чувствуется восторг, что взорвали высокопоставленного британца, террористы ИРА показаны «героями».

После просмотра того или иного фильма ученикам можно предложить для обсуждения следующие вопросы:

  1. Как режиссер выбрал содержание фильма?

  2. Как личные, политические и религиозные взгляды режиссера повлияли на фильм?

  3. Как был принят фильм? Какие факторы повлияли на его восприятие? Изменилось ли его восприятие со временем?

Далее докладчик остановилась на преподавание противоречивого исторического события – Кровавого воскресенья и Кровавой пятницы 1972 года. Самый противоречивый вопрос истории Северной Ирландии – история недавнего конфликта. Черил Стаффорд считает, что его необходимо преподавать, чтобы у школьников не возникло стереотипического восприятия, полученного на улице и дома, и задается вопросом, какой подход выбрать, чтобы возникло взаимопонимание и началось примирение?

Докладчик сообщила, что в 1972 году 496 человека погибли в Северной Ирландии во время уличных беспорядков. В январе 1972 года во время Кровавого воскресенья британский спецназ расстрелял митинг протеста против неравенства католиков и протестантов - 14 человек погибли. В июле 1972 года ИРА устроила серию взрывов в Белфасте – были разрушены здания, 9 человек погибли, 130 получили ранения. Для того чтобы понять почему это произошло, кто был победителем, кто были проигравшими. Необходимо, чтобы школьники увидели, что умерло много невинных людей и, обе стороны понесли огромный ущерб. Вместо простого чтения параграфа, которое может вызвать чувство неприязни у каких-то учеников, учитель истории должен сформулировать ключевые вопросы, например:

1. Почему 1972 год играет важную роль в истории конфликта в Северной Ирландии?

2. Почему мы хотим, чтобы события 1972 года никогда не повторились?

3. Какие маленькие шаги мы можем предпринять, чтобы такое с нами больше не повторилось?

Затем школьники работают с источниками разной степени надежности: которые содержат преувеличения, другие выражают предвзятую точку зрения, третьи более надежные. Рисуется прямая линия. Слева пишется слово надежный, справа ненадежный. Работая в группе, ученики решают, надежны, предвзяты или содержат преувеличения конкретные источники и затем отмечают их место на прямой надежности. Также они узнают, что в разных источниках одни и те же события трактуются по-разному.

Черил Стаффорд замечает, что в этом упражнении важно учиться на ошибках прошлого и закончить его поиском ответа на вопрос: Какие маленькие шаги мы можем предпринять, чтобы такое больше не повторилось? Каждая группа получает лестницу, ступеньки которой нужно построить из рекомендаций-шагов к увеличению толерантности и уважения друг к другу.

  • Защищай основные права каждого человека.

  • Подружись с кем-нибудь с другой стороны конфликта, увидь, что они такие же, как ты.

  • Перед тем, как поверить чьему-то рассказу о событиях, проверь факты и убедись, что они не преувеличены.

  • Осознай, что каждый несет ответственность за свои действия перед обществом.

  • Для разрешения конфликта перед тем, как применить силу, попробуй поговорить.

  • Пойми, что применение силы не всегда решает проблему и может ухудшить ситуацию.

  • Используй альтернативные способы протеста против несправедливости: акции протеста, письма, петиции и т.д.

  • Осознай, что применение силы ведет к тяжелым последствиям: смерти, ненависти, экономическому упадку и пойми, что есть альтернативы силовому методу.

Такое упражнение позволяет перейти к диалогу об улучшении положения в Северной Ирландии, используя исторические события как стимул для перемен.

5. Работа в кругу

Черил Стаффорд говорит, что недавно ею была разработана методика работы в кругу на уроке истории. Суть данной методики заключается в следующем: все столы отодвигаются к стене, учащиеся садятся в круг, раздается материал для обсуждения, например, исторические комиксы и дается задание поделиться своим мнением, каково историческое значение события и его влияние на современное общество. Данная методика обращается к умам и душам школьников при изучении конфликта в Ирландии, Британии, Европе и мире.

Работа в кругу - полезная методика, которую можно использовать после изучения спорного исторического события. Школьников можно спросить, какие затруднения у них возникли во время изучения данной темы. Доску можно превратить в стену с граффити и записывать на ней вопросы и мысли о спорном историческом событии. Данный вид работы можно провести после откровенного эмоционального разговора, просмотра фильма, встречи с гостями или чтения. Доска с граффити помогает школьникам поделиться переживаниями.

6. Карточка письменного опроса

Докладчик отметила: не все ученики высказывают свое мнение на уроке во время обсуждения спорных и деликатных вопросов истории. Результаты опроса позволяют учителю изменить содержание урока и методику, чтобы они лучше подошли конкретному классу. Благодаря опросу учитель сможет узнать мнение тех, кто редко его высказывает. Учащиеся отвечают на три вопроса карточки:

1. Что из услышанного, увиденного или почувствованного сегодня подтвердило вашу точку зрения?

2. Какую информацию вы хотели получить сегодня, но не получили?

3. Остались ли у вас вопросы или мысли, которыми вы хотели бы поделится?

7. Журнал размышлений

Еще одной формой работы является журнал размышлений, который ведут ученики. Во время ведения журнала они усваивают новый материал и размышляют, как эти знания могут повлиять на их поступки. Журнал, как и дневник – вещь личная. После изучения спорного исторического события, учитель может дать задание подумать, какое влияние оказывает конкретное событие, что ребята узнали из пройденного о чувствах участников событий и какие маленькие шаги они могут предпринять, чтобы жизнь в Северной Ирландии стала лучше.

Преподавание конфликтов в школьной истории проблематично, но абсолютно необходимо. Если учителя будут избегать этих нелегких вопросов, у класса сформируется неверное представление об истории своего региона. Разнообразные методики, которые помогают ученику почувствовать себя в центре исторического исследования, дают намного лучший результат, чем пассивное прослушивание лекции. Учителя не могут решить всех проблем разобщенного региона, помимо школы многие другие факторы влияют на воспитание детей, но школа среди них занимает важное место. Я надеюсь, что с помощью образования нашей молодежи удастся найти пути объединения в наших, а также и в других странах Европы.

С докладом «Подготовка студентов-дефектологов университета им. Гумбольта в Берлине к решению межнациональных конфликтов в школах Германии в ходе мультикультурного обучения» выступила профессор Людмила Хоппе (Университет им.Гумбольта, Германия).

В своем докладе Людмила Хоппе предложила рассмотреть следующие аспекты подготовки студентов-дефектологов в решении межнациональных конфликтов:

1. Цели аккультуризации современного общества ФРГ.

2. Реакция учителей Германии на межкультурные конфликты.

3. Факты, влияющие на педагогические стратегии в решении межкультурных конфликтов.

4. Анализ методов предупреждения и урегулирования возможных межэтнических конфликтов в социально-педагогическом процессе.

Далее докладчик раскрыла эти аспекты более подробно.

1. Цели аккультуризации современного общества ФРГ

Профессор Людмила Хоппе заметила, что тему иммиграции, многонациональности и мультиконфесcиональности в Германии долгое время обходили деликатным молчанием, потому что тема чужих, иностранцев, граждан ненемецкой национальности имеет негативные исторические корни и связана в основном с тяжелым наследием третьего рейха. В ходе огромных перемен в Европе и в том числе в Германии, в новом столетии дискуссия по данной проблеме развернулись с большей силой. За последние 30 лет, в ходе реализации политики привлечения иностранной рабочей силы, в стране была создана многонациональная и многокультурная демографическая структура. После объединения Германии и распада социалистической системы, в конце 80-х годов в Германию направился огромный поток экономических и политических иммигрантов из стран бывшего социалистического лагеря. За эти годы приток иностранцев в Германию увеличился в среднем на 15 %.

Третья волна иностранных переселенцев в Германию, наблюдаемая в последнее пятилетие, связана с созданием Европейского Союза. Поэтому сегодняшняя ситуация и дальнейшее развитие в Германии представляется профессору Людмиле Хоппе, как совместное существование в многонациональной среде людей различного культурно-этнического происхождения. Также докладчик отметила, что Германия уже давно превратилась в страну иммигрантов и переселенцев, какими до сих пор считались Австралия, Канада, Голландия и США.

В Германии проживает уже третье поколение иммигрантов – в прошлом гастарбайтеров (иностранные рабочие по договору) из шести средиземноморских стран (Греция, Италия, Испания, Турция, бывшая Югославия, Португалия) и других стран.

Далее автор доклада приводит следующую статистику: в 2003 году в Германии проживало 7,3 миллиона иностранцев. Продолжительность их пребывания в Германии составляет в среднем 16 лет.

Совместное проживание людей различного этнического и национального происхождения с различными социально-экономическими уровнями и культурно-моральными ценностями представляет собой спящий вулкан, который может в любое время активизироваться и вылиться в конфликт, подчеркнула Людмила Хоппе.

Различные конфликты могут происходить не только между большинством общества коренного населения и меньшинством иммигрантов, но и между различными группами переселенцев.

Бесконфликтное существование немцев и лиц ненемецкого происхождения требует акцептации и толерантности всех граждан современного многокультурного общества ФРГ.

В последние 10 лет в ходе глобализации и открытия европейских границ наблюдаются большие перемены в сторону мультикультуризации, начиная уже со школьной среды.

При этом изучение немецкого языка, не является единственным условием для гармоничного совместного проживания и обучения детей и подростков – переселенцев. Сейчас, по мнению докладчика, возникла острая необходимость в изменении общественно-политических взглядов на иммиграцию, в общем, и на создание комфортных психологических условий в общеобразовательных учреждениях для удовлетворения потребностей граждан всех национальностей, их национально-культурных и национально-образовательных запросов в частности.

Цели аккультуризации современного общества ФРГ могут быть представлены в следующих вариантах: интеграции, инклюзии, сегрегации, ассимиляции или сепарации, маргинализации, эксклюзии, дискриминации.

Конечной целью аккультуризации является интеграция иммигрантов.

Достижением этой цели может служить политика инклюзии (включение), сегрегации (выделение в смысле дифференциации) и ассимиляции (приспособление), но ни в коем случае не сепарации (отделение), маргинализации (оттеснение на окраины общества), эксклюзии (исключение) и дискриминации (разделение и ущемление).

Эти методы могут быть включены в общий процесс межкультурного воспитания в стране для предотвращения или решения возникших конфликтов. Далее докладчик подробно остановилась на межкультурном воспитании и предложила к рассмотрению следующую модель.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..