Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Определите абсолютное и относительное изменение товарооборота на душу населения области (среднедушевого товарооборота) в целом и в том числе за счет ...полностью>>
'Урок'
На уроке использовались игровые моменты, работа в группах, учащиеся выполняли практическую работу, использовались пособия, сделанные детьми на уроке п...полностью>>
'Документ'
Обязательный курс для направлений: 552700 - Энергомашиностроение, 552900 - Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, 15...полностью>>
'Документ'
Завдання: Сформувати тверді теоретичні уявлення студентів з основ „Токсикології” включаючи „Токсикологічну хімію”, „Судово-медичну токсикологію”„Виро...полностью>>

Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМИНАРА

Участники семинара признали, что человек, живущий в ХХI веке, ежедневно вступает в межкультурный диалог с представителями разных общностей как непосредственно, так и через интернет, телевидение, кино, средства связи и коммуникаций, общий бизнес, учебу, приобретение товаров и услуг. Умение вести такой диалог во многом является залогом его успешной самореализации в современном многоликом мире, бесконфликтного существования в поликультурном пространстве своего региона, России, мира, а значит, формирования в целом позитивного отношения к действительности.

Межкультурный и межконфессиональный диалог имеет место тогда, когда в него вступают носители различных образов и картин мира, ментальностных особенностей, этических основ, т.е. люди разных цивилизационных, этнонациональных, культурно-исторических, локально-территориальных, этнолингвистических, религиозных общностей. Обучение навыкам ведения эффективного, безконфликтного диалога является одним из приоритетных направлений развития исторического образования, т.к. оно сегодня играет исключительную роль стратегического ресурса устойчивого развития и безопасности многонациональной России.

Участники семинара подчеркнули, что значимость изучения конфликтов в истории обусловлена протеканием сложных и противоречивых процессов, затронувших многие страны, в том числе и Россию. К ним относятся:

  • рост открытости социума, степени свободы личности, интенсивности обмена товарами, информацией, культурными и духовными ценностями в условиях становления глобального информационного сообщества;

  • усиление влияния на духовную жизнь социума религиозно-культурных, социо-культурных, этнических, морально-этических и психологических факторов как реакция на унификацию социально-экономической и политической жизни;

  • развертывание этно-религиозных ренессансов, пробуждение интереса к традиционному духовному этнического наследию; стремительный рост религиозного самосознания как отдельных личностей, так и отдельных народов, их желание переосмыслить свою роль и место в мировой и отечественной истории;

  • институционализация и правовое оформление культурного пространства России с целью сохранения этнокультурного разнообразия;

  • усиление гетерогенности российского социума, рост многообразия ценностных и образных систем, различий в потенциалах языков и культур, ищущих адекватный ответ на вызовы информационной эпохи;

  • усиление влияния фундаменталистских, традиционалистских, теократических и сектантских течений, использование их в интересах экстремистских, сепаратистских, террористических и криминальных групп, что представляет большую угрозу национальной безопасности и территориальной целостности многих государств мира;

  • нарушение прав и свобод личности, попрание демократических основ жизни; рост влияния групп, созданных по территориальному, корпоративному, культурно-религиозному, этнолингвистическому, клановому признакам;

  • утверждение вследствие миграционных процессов ситуации мультикультурализма – совместного проживания людей разных культурных общностей, никогда ранее не живших вместе и не имевших опыта адаптации друг к другу;

  • рост насилия, нетерпимости, шовинизма, изоляционизма, ксенофобии, расизма, антисемитизма, религиозного фанатизма, экстремизма, аффектных форм поведения, особенно в среде молодежи как одно из следствий жизни на границе культурных миров, в гуще культурных контактов.

Новая социокультурная ситуация требует принципиально новых подходов и решений от системы образования, в том числе и от системы повышения квалификации педагогических кадров.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий.

В целях исторического образования, зафиксированных в Государственном стандарте основного и среднего (полного) общего образования (2004), фиксируется необходимость формирования у учащихся представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей. Эти знания необходимы им для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, для формирования толерантного отношения к представителям других народов и стран. Результатом учебного процесса должно стать формирование у учащихся ключевых жизненных компетентностей – готовности использовать освоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения своих личных, учебных и социальных проблем.

Исходя из требований к уровню подготовки учащихся, зафиксированных в стандартах, выпускники в рамках социально-мировоззренческой компетентности должны уметь определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, моделировать возможные действия в нем.

На семинаре было отмечено, что в рамках коммуникативной компетентности учащимся необходимо научиться конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций на принципах диалога. Большую роль в этом играет навык эмпатии – умения ощущать чувства других. Наряду с толерантностью это одно из условий сосуществования людей в многонациональном контексте. При этом необходимо разобраться, когда можно принять иную точку зрения, когда пойти на компромисс или примириться, а в каких случаях ее надо отвергнуть.

Говоря о формировании ключевых жизненных компетентностей у учащихся, участники семинара подняли проблему наличия их у самих педагогов. Высшие учебные заведения, учреждения системы повышения квалификации учителей должны помочь педагогам выработать адекватные профессиональные компетенции. На семинаре было подчеркнуто, что учителю необходимо вырабатывать позитивное отношение к деятельности в поликультурной среде, иметь достаточный уровень знаний для понимания культурных особенностей различных народов, наличие таких профессиональных умений, как искусство интерпретации исторических событий, способность создать пространство диалога на уроке истории, умение преодолевать кризисные ситуации, возникающие в поликультурном пространстве школы и многие другие.

Участники семинара отметили, что исторические факультеты вузов, учреждения системы повышения квалификации призваны помочь становлению у учителя гуманитарной культуры и гуманитарно-исторического мышления, развитых культуросозидающих способностей. Только такой учитель в состоянии раскрыть исторически сложившееся культурное разнообразие мира, представить опыт сосуществования разных человеческих общностей в их тесном взаимодействии. Он способен донести до учащихся мысль о том, что многоликий мир – это не помеха на пути развития человечества, а его непреходящая ценность и достояние. Уважение различий – путь к взаимопониманию, взаимодействию и взаимообогащению народов, фактор развития демократии в современных условиях.

Широкие возможности для становления диалогичного мышления учителя истории представляет использование мультиперспективного подхода к преподаванию предмета. Одной из его важнейших задач является пробуждение в нем интереса к мнению самого ученика, человека другой позиции и культуры, потребности услышать иную, даже противоположную собственной, точку зрения, неудовлетворенность изложением тех или иных событий в одномерном (европоцентричном, тюркоцентричном, славяноцентричном, христианоцентричном и т.д.) ключе.

Вместе с тем в реальной практике работы школы интеграция принципа межкультурного и межконфессионального диалога в образование наталкивается на значительные препятствия. Работа в этом направлении ведется скорее ситуативно, чем планомерно, являясь реакцией на уже случившиеся инциденты, в то время как одна из её задач – содействовать профилактике нетолерантного поведения школьников. Интенсивность и регулярность этой работы во многом зависит от наличия подвижников или компетентных специалистов.

На семинаре было указано, что существенно осложняет работу учителей и методистов то обстоятельство, что еще не создано поколение федеральных учебников по гуманитарным дисциплинам, в которых предметное содержание раскрывалось бы на культурологической и диалоговой основе, в различных исторических и этнокультурных образах мира и этических системах ценностей. В основном преобладают сюжеты, связанные с социально-экономической, политической и военной тематикой, с конфликтами и столкновениями на различной почве. Степень «милитаризованности» учебников остается очень высокой.

Региональные учебники истории также полны конфликтов и противостояний народов, враждовавших в прошлом, но сегодня являющихся гражданами одного государства. Вместе с тем они строятся преимущественно на историко-культурном и этнографическом материале. Этот методологический разрыв не позволяет в полной мере состыковать ФК и НРК ГОС, вписать историю региона в контекст истории России и всемирной истории. Вопросы межкультурного диалога больше волнуют представителей «нетитульных» наций, испытывающих дискомфорт от невнимания к ним на страницах федеральных и региональных учебников.

В связи с этим ключевое значение приобретает тезис, согласно которому многонациональность и поликультурность любого общества следует рассматривать как величайшую ценность, благо и преимущество, – но одновременно и как цивилизационный вызов: в системе общего образования нужно создать такой механизм безконфликтного взаимодействия, который обеспечивал бы вхождение во взрослую жизнь не юных маргиналов, а членов единого гражданского общества, признающих и уважающих свободу выбора этнокультурной идентичности любого другого человека. Думать иначе, то есть считать фактор многонациональности государства досадным недостатком, который приходится терпеть и по возможности нейтрализовать, в том числе путем вывода этой проблематики на периферию «большой» образовательной политики, значит превращать образование в фактор риска для национальной безопасности граждан и государства.

Таким образом, предлагаемые рекомендации участников семинара адресуются одновременно работникам образования целого ряда категорий: руководителей, принимающих решения в области государственной (общенациональной) образовательной политики; руководителей издательств учебной литературы для общеобразовательных школ, в том числе специальных (коррекционных) образовательных учреждений; авторов школьных учебников, прежде всего, по истории, истории культуры и религии, языкам и этнокультурным аспектам воспитания детей и подростков; преподавателям и студентам педагогических учебных заведений; учителям школ, преподающих предметы указанных образовательных областей.

Участники семинара сознательно отказались от мысли деления рекомендаций в зависимости от профессиональных функций адресатов: авторы уверены, что высокая квалификация и компетентность позволят каждому заинтересованному работнику образования – от учителя до министра, от автора до издателя – еще раз ответственно осмыслить свою позицию в контексте подходов и приоритетов, положенных в основу рекомендаций, и осознать собственную задачу как составную часть общей деятельности в интересах духовного развития новых поколений новых европейцев.

Такое «общеобразовательное» обращение не исключило, однако, акцентировки отдельных рекомендаций в случаях, когда это имело особое значение для тех или иных категорий заинтересованных лиц.

  1. Участники семинара указали на необходимость проведения анализа имеющихся образовательных стандартов, учебных пособий, дидактических материалов для определения, в какой мере содержание школьного исторического образования отражает многообразные конфликтов и способы их разрешения в поликультурном обществе.

  1. В связи с необходимостью совершенствования методического обеспечения преподавания конфликтов в школьной истории участники семинара рекомендовали:

  • разработать концепцию и структуру учебно-методического комплекса (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя) по истории для интегрированной школы и специальных (коррекционных) учреждений восьмого вида с приложениями большого количества изобразительного материала на цифровых носителях;

  • предусмотреть возможность создания для общеобразовательных школ учебно-методического пособия и дидактических аудио-визуальных материалов по истории на цифровых носителях, нацеленных на преодоление конфликтов в поликультурном обществе.

  1. Участники семинара отметили, что институты повышения квалификации в целях улучшения подготовки и переподготовки учителей, могли бы:

  • разработать и ввести в уже имеющиеся программы повышения квалификации по методике преподавания истории соответствующие психологические модули, нацеливающей на снятие агрессии, создание психологически благоприятной образовательной среды и для корректного преподавания конфликтов в школьной истории;

  • практиковать проведение специальных мастер-классов для молодых специалистов по новым методическим подходам к преподаванию конфликтов в школьной истории.

  1. В целях углубления анализа имеющегося опыта и выработки новых методических подходов в преподавании истории в поликультурном обществе участники семинара высказались за целесообразность разработки тематики и подготовки следующих семинаров:

  • «Проблемы обучения и воспитания через историю в начальной школе в поликультурном обществе»;

  • «Роль и место искусства в процессе изучения истории в школе;

  • «Влияние средств массовой информации на преподавание истории в школе».

  1. Для координации деятельности по распространению опыта преподавания конфликтов в истории и применения новых методологических подходов участники семинара предложили создать Интернет-страницу на сайте РУДН «Актуальные проблемы научно-методического обеспечения преподавания школьной истории в поликультурном обществе», содержащую методические материалы, программы спецкурсов, примеры удачных методических находок, статьи и т.п.).

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

Понедельник, 24 апреля 2006 г.

Прибытие участников семинара

Вторник, 25 апреля 2006 г.

9.30 - 10.00 Регистрация участников

10.00 - 11.00 Пленарная сессия

Председатель: профессор Татьяна Волосовец, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов.

Открывают семинар:

1. Лариса ЕФРЕМОВА, заместитель директора департамента международного сотрудничества в образовании и науке, Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель программы. Директорат образования, Совет Европы.

3. профессор Владимир ФИЛИППОВ, ректор Российского университета дружбы народов.

11.00 - 11.30 кофе-брейк

11.30 - 13.00 Пленарная сессия

Председатель: профессор Татьяна Волосовец, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов.

Выступление с докладами:

1. «Новые подходы в подаче конфликтов на уроках истории: на примере Северной Ирландии», Черил СТАФФОРД, Великобритания.

2. «Подготовка студентов-дефектологов университета им. Гумбольта в Берлине к решению межнациональных конфликтов в немецких школах в ходе мультикультурного обучения», Людмила ХОППЕ, профессор Университета им. Гумбольта, Германия.

3. «Конфликты истории versus конфликты интерпретации», Юрий ТРОИЦКИЙ, заместитель директора Института филологии и истории РГГУ, профессор, г. Москва

Дискуссия по представленным презентациям.

13.00 - 14.00 Обед

14.00 - 15.30 Пленарная сессия

Председатель: профессор Татьяна Волосовец, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов.

1. «Межконфессиональные конфликты в зеркале школьной всемирной истории», профессор Марианна ШАХНОВИЧ, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.

2. «Пути решения социального конфликта в аспекте преподавания истории в образовательных учреждениях» Российской Федерации, профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования, Российский университет дружбы народов, г. Москва.

Дискуссия по представленным презентациям.

15.30 - 16.00 Кофе-брейк

16.30 - 18.00 Круглый стол №1 “Преподавание конфликта на уроках истории в общеобразовательной школе”

Председатель: Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель программы. Директорат образования, Совет Европы.

Аналитик: профессор Марианна ШАХНОВИЧ, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург.

18.30 Официальный ужин

Среда, 26 апреля 2006 г.

10.00 - 11.30 Круглый стол № 2 “Профессиональная подготовка учителей истории и современные технологии преподавания конфликта”

Председатель: профессор Марианна ШАХНОВИЧ, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, С-Петербург.

Аналитик: Татьяна АГАРКОВА, директор образовательного инновационного центра Петрозаводского государственного университета, Петрозаводск.

11.30 - 12.00 Кофе-брейк

12.00 - 13.30 Круглый стол № 3 “Преподавание конфликта на уроках истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях”

Председатель: профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов, Москва.

Аналитик: профессор Василий МОЗГОВОЙ, институт коррекционной педагогики РАО.

13.30 - 14.30 Обед

14.30 - 16.00 Круглый стол № 4 “Психологический аспект преподавания конфликта: роль школьного психолога”.

Председатель: профессор Людмила КУЗНЕЦОВА, заведующая кафедрой специальной психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Аналитик: профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов, Москва.

16.00 - 16.30 Кофе-брейк

16.30 -18.00 Пленарная сессия

Председатель: профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования, Российского университета дружбы народов, г. Москва.

- Представления заключений и рекомендаций по итогам работы круглых столов.

- Представление общего заключения и рекомендаций семинара.

- Комментарии участников

Заключительные выступления:

1. Лариса ЕФРЕМОВА, заместитель директора департамента международного сотрудничества в образовании и науке, Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель программы. Директорат образования, Совет Европы.

3. профессор Владимир ФИЛИППОВ, ректор Российского университета дружбы народов.

18.30 Ужин

Четверг, 27 апреля 2006 г.

Отъезд участников семинара.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ

Круглый стол N°1: “Преподавание конфликта на уроках истории в общеобразовательной школе”

Председатель: Татьяна МИНКИНА-МИЛКО, руководитель программы, Совет Европы.

Аналитик: профессор Марианна ШАХНОВИЧ, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, С-Петербург.

  1. Как конфликты интерпретируются в школьном курсе истории в России?

Все участники приглашаются поделиться опытом и обсудить трудности, возникающие в процессе преподавания конфликтов в контексте всемирной, национальной и региональной истории, включая конфликты с древних времен до новой и новейшей истории.

  1. Каким образом методологическая база может быть усовершенствована в преподавании конфликтов в истории?

  1. Какие новые методы могут быть интегрированы в школьную практику, помогающие учителям избегать создание ситуаций конфронтации в процессе преподавания конфликтов в поликультурном контексте?

Круглый стол N°2: “Профессиональная подготовка учителей истории и современные технологии преподавания конфликта”

Председатель: профессор Марианна ШАХНОВИЧ, заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Ст.Петербург

Аналитик: Татьяна АГАРКОВА, директор образовательного инновационного центра Петрозаводского государственного университета, Петрозаводск;

  1. Каким образом базовая подготовка учителей истории может помочь студентам в приобретении навыков и умений для преподавания конфликтов?

  1. Как интегрировать принципы толерантности в процесс базовой подготовки учителей истории?

  1. Каким образом интегрировать мультиперспективность в процесс базовой подготовки учителей истории, в частности, когда речь идет о преподавании сензитивных и спорных вопросов истории в мультикультурном контексте?

Круглый стол N°3: «Технологии преподавания конфликта в специальном (коррекционном) образовательном учреждении»

Председатель: профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования РУДН.

Аналитик: профессор Василий МОЗГОВОЙ, Институт коррекционной педагогики РАО.

  1. Какие основные методические навыки могут быть использованы в преподавании конфликтов на уроках истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях?

  1. Как построить уроки истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: основные модели и региональные особенности?

  1. Каким образом базовая подготовка может помочь в процессе формирования у учителей истории компетенций, которые позволят им преподавать конфликты истории в СКОУ?

Круглый стол N°4: «Психологический аспект преподавания конфликта: роль школьного психолога»

Председатель: профессор Людмила КУЗНЕЦОВА, заведующая кафедрой специальной психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Аналитик: профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, заведующая кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов, Москва

  1. Каким образом стратегия выживания в конфликтной ситуации интерпретируется в контексте исторических событий?

  1. Какова роль школьного психолога в предупреждении и разрешении конфликтов в образовательных учреждениях?

  1. Какова роль школьного психолога в развитии и продвижении принципов толерантности в отношениях между учащимися?

ПРИЛОЖЕНИЕ III

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДОКЛАДЧИК

Профессор Марианна ШАХНОВИЧ

Зав. кафедрой религиоведения

философский факультет

Санкт-Петербургский государственный университет

199034 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РФ

Менделеевская линия, д. 5

Fax: + 7 812 328 44 08

E-mail: mmarsh@

Профессор Татьяна ВОЛОСОВЕЦ

Зав. кафедрой специального образования

Российский университет дружбы народов

117198, МОСКВА, РФ

ул. Миклухо-Маклая, д. 10а

Tel/fax: + 7 495 936 85 07

E-mail: specialed@

ДОКЛАДЧИКИ

Доктор Людмила ХОППЕ

Humboldt- Universität zu Berlin

Institut für Rehabilitationspädagogik

Abt. Gehörlosen- und Schwerhörigenpädagogik

Georgenstrasse 36

10117 BERLIN

Germany

Tel: + 49 30 275 93 291

Fax: + 49 30 275 93 290

E-mail: ljudmila.hoppe@t-online.de

Г-жа Черрил СТАФФОРД

Advisory Officer for History

South Eastern Education and Library Board

Grahamsbridge Road

DUNDONALD BT16 2HS

Northern Ireland

United Kingdom

Tel: + 44 2890 566359

Fax: + 44 2890 566266

E-mail: staffies@

Юрий ТРОИЦКИЙ

Заместитель директора,

Институт филологии и истории

Российского государственного гуманитарного университета

140186 ЖУКОВСКИЙ, Московская обл., РФ

ул. Левченко, д. 3/3.

Fax: +7 496 48 3 99 46

E-mail: sunson@pt.comcor.ru

МОСКВА

Лариса ЕФРЕМОВА

заместитель директора департамента международного

сотрудничества в образовании и науке,

Министерство образования и науки Российской Федерации

101990 МОСКВА, РФ

ул. Тверская д.11

Tel: + 7 495 629 57 73

E-Mail: Efremova-LI@

Владимир ФИЛИППОВ

доктор физико-математических наук, академик РАО

ректор

Российский университет дружбы народов

117198, г. МОСКВА, РФ

ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Tel: + 7 495 434-5300

Fax: + 7 495 433-1511

E-mail: rudn@

Владимир БАЦЫН

Education Consultant

123459 MОСКВА, РФ

ул. Туристская 2/5/36

Tel: + 7 495 948 08 92

Fax: +7 495 925 72 75

E-mail: mosii@

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ

профессор

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

125212 MОСКВА, РФ

Головинское шоссе, д. 8/2

Tel: + 7 495 452 05 13

Fax: + 7 495 4591981

Ирина НОВИЧКОВА

кандидат педагогических наук, заместитель директора

Институт коррекционной педагогики

Российская академия образования

119121 МОСКВА, РФ

ул. Погодинская, д.8 к.1

Tel: + 7 4952469666

E-mail:: novichkova@, info@

Екатерина БУРМИСТРОВА

кандидат психологических наук

руководитель центра экстренной психологической помощи

127051 МОСКВА, РФ

ул.Сретенка, д.29

Tel: + 7 495 9246001

Tel/Fax: + 7 495 9248440,

E-mail: katerina64@

Елена КУТЕПОВА

доцент, кандидат педагогических наук

Российский университет дружбы народов

117198 МОСКВА, РФ

ул. Миклухо-Маклая, д.10а

Tel/fax: + 7 495 936 85 07

E-mail: enkutepova@

Наталья СИНЯГИНА

доктор психологических наук, профессор, директор

Федеральное государственное научное учреждение

«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи»

123055 г.МОСКВА, РФ

ул. Тихвинская, д.39, стр.2

Tel/fax: + 7 495 9724328

E-mail: cipv@

Снежанна КОСАРЕЦКАЯ

заместитель директора

«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки детей и молодежи»

123055 г.МОСКВА, РФ

ул. Тихвинская, д.39, стр.2

Tel/fax: + 7 495 9724328

E-mail: cipv@

Людмила КУЗНЕЦОВА

заведующая кафедрой специальной психологии

Московский городской педагогический университет

117261, МОСКВА, РФ

ул. Панферова, д. 8

Tel/fax: + 7 495 1327458

E-mail: lkproect@orc.ru

Виктор ПОНЬКА

проректор по очно-заочному, заочному и дополнительному образованию

Российский университет дружбы народов

117198, МОСКВА, РФ

ул. Миклухо-Маклая, д. 10а

Tel/fax: + 7 495 4347380

Татьяна ФИЛИЧЕВА

профессор, доктор педагогических наук

декан дефектологического факультета

Московский государственный открытый педагогический университет

352138 МОСКВА

Российская Федерация

ул. Верхне-Радищевская, д.16/18

Tel/fax: + 7 495 9155740

Ольга ОРЛОВА

профессор, доктор педагогических наук

заведующая кафедрой логопедии

Московский государственный открытый педагогический университет

352138 МОСКВА

Российская Федерация

ул. Верхне-Радищевская, д.16/18

Tel/fax: + 7 495 9155740

E-mail: orlova@

Василий МОЗГОВОЙ

профессор, доктор педагогических наук

Институт коррекционной педагогики

Российская академия образования

119121 г.МОСКВА, РФ

ул. Погодинская, д.8 к.1

Tel: + 7 4952469666

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Лариса КОБРИНА

доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

196605, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РФ

г. Пушкин, Петербургское шоссе, д.10

Tel: + 7 812 466-6558

Fax: +7 812 466-4999

E-mail: kobrina@

Валерий МОНАХОВ

профессор, доктор педагогических наук

директор

Санкт-Петербургский государственный университет

Смольный институт свободных искусств и наук

199034 Санкт Петербург

Российская Федерация

Набережная Лейтенанта Шмидта, д.11

Tel: 78123281719, 3239254

E-mail: director@

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Татьяна АГАРКОВА

директор образовательного инновационного центра

Петрозаводский государственный университет

186640 ПЕТРОЗАВОДСК, РФ

ул. Ленина, д. 33

Tel: + 7 814 2 57 05 06 (дом.)

7 814 2 71 10 95 (раб.)

Fax: +7 814 2 71 10 00

РЕСПУБЛИКА КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Ахмед ШОГЕНОВ

Министр образования и науки

Министерство образования и науки

360028 Нальчик

Российская Федерация

пр-т Ленина 27

Tel: + 7 86622 473702

Fax: +7 8662 472034

E-mail: minobrsc@kbsu.ru

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Владислав ТОТРОВ

Первый заместитель министра

Министерство общего и профессионального образования

362040 ВЛАДИКАВКАЗ

ул. Бутырина, д. 7

Tel: + 7 867 2 52-3432

Fax: +7 867 2 536564

E-mail: levitskaya@

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ

Фатима ТАНКИЕВА

Зам.министра

Министерство образования

366720 НАЗРАНЬ, Республика Ингушетия

ул. Насыр-Кортская, 29 «б»

Tel: + 7 873 2 22-2458

Fax: +7 873 2 221156

E-mail: madinaci@, moriedu@

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

Елена ШУМЕЙКО

директор школы № 5

115483 г.ЭЛИСТА, РФ

ул. Ленина, д.13

Tel/ Fax: + 7 8472221350

КАЛИНИНГРАД

Валентина СТАХОВСКАЯ

Директор

Областного центра диагностики и консультирования детей и подростков

236000 КАЛИНИНГРАД

Российская Федерация

Ул. Гостиная, д. 7

Tel: + 7 4012 934291

Fax: + 7 4012 272291

E-mail: postmaster@

ПСКОВ

Вера ЕМЕЛЬЯНОВА

начальник Главного Управления образования

администрации Псковской области

180001 ПСКОВ, Российская Федерация

ул. Некрасова, д. 23

Tel: + 7 8112 - 223505

Fax: + 7 8112 - 162723

E-mail: childpsk@

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Николай ФОКИН

Советник Министра общего и профессионального образования

344082 Ростов-на-Дону, РФ

пер. Доломановский, 31
Тel: + 7 8632 66 31-00
fax: + 7 8632 67-86 44
E-mail: minedro@

СТАВРОПОЛЬ

Алексей КРУГОВ

Проректор по международным связям

Ставропольский государственный университет

355009 Ставрополь РФ

Ул.Пушкина, д. 1

Fax: +7 865 2 35 95 49

E-mail: krugov@

TOMСК

Лариса БЕЛЯЕВА

Заведующая кафедрой общей педагогики и психологии,

Кандидат педагогических наук

634041 ТОМСК

Российская Федерация

Kомсомольский пр. 75

Tel: + 7 3822 52 36 44

Fax: + 7 3822 52 36 44

E-mail: kaumova@

ТВЕРЬ

Сергей ГОЛУБЕВ

Заместитель председателя

постоянного комитета по государственному устройству

и местному самоуправлению,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры всемирной истории,

Тверской государственный университет,

170100, ТВЕРЬ, РФ

ул. Советская, д.33

Tel: + 7 4822 34-99-95

Fax: +7 4822 35-80-19

E-mail: gsa@

ХАБАРОВСК

Ольга СТРЕЛОВА,

Хабаровский государственный педагогический университет

680030 Хабаровск РФ

ул. Карла Маркса, д. 68

Tel: + 7 42 12 21 82 04

Fax: + 7 42 12 21 01 00

E-mail: ostrelova@

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Татьяна МИНКИНА-МИЛКО

Руководитель программы

Секция исторического образования

Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX

France

Tel: +33 3 88 41 36 97

Fax: +33 3 88 41 27 50 / 56

E-mail: tatiana.milko@coe.int

Фиона КЕННЕДИ,

Ассистент руководителя программы

Секция исторического образования

Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX

France

Tel: +33 3 90 21 55 45

Fax: +33 3 88 41 27 50 / 56

E-mail: fiona.kennedy@t



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..