Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
1) Раскройте многообразие подходов к определению понятия "корпоративное управление". В чём состоят причины отсутствия единой трактовки сущно...полностью>>
'Документ'
В соответствии с планом-графиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на 2010 год, сформир...полностью>>
'Книга'
Эта книга о таланте, о сущности таланта, о его механизме, о механизмах его движения к саморастрате (к бездарности) и к самовоплощению (творец). Это н...полностью>>

Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РЕЗЮМЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА КРУГЛЫХ СТОЛАХ

Доклады, представленные на пленарном заседании российскими и зарубежными учеными и экспертами Совета Европы, стали хорошей основой для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с повышением эффективности подготовки учителей истории для работы в поликультурной среде и в том числе разработкой новых подходов в подаче конфликтов на уроках истории. Дискуссии на круглых столах имели важное значение, поскольку именно здесь происходил принципиальный разговор отечественных и зарубежных участников семинара по всему кругу заявленных проблем.

Круглый стол 1. «Преподавание конфликтов на уроках истории в общеобразовательной школе»

Председатель: Татьяна Минкина-Милко, руководитель программы, Совет Европы.

Аналитик: профессор Марианна Шахнович, заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В дискуссии приняли участие Татьяна Агаркова, директор образовательного инновационного центра Петрозаводского государственного университета, Черил Стаффорд, эксперт Совета Европы, профессор Евгений Вяземский (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ), консультант в области образования Владимир Бацын, доцент Сергей Голубев, заместитель председателя постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению города Тверь, Алексей Кругов, проректор Ставропольского государственного университета и др.

В дискуссии были затронуты важнейшие проблемы преподавания конфликта в поликультурной среде (классе):

  • необходимость осознания того, что нельзя учителю уходить от обсуждения конфликта в истории, нельзя замалчивать или обходить конфликт, так как это может вызвать негативные последствия для отдельного ребенка или для класса в целом сейчас, и для всего общества позже, когда эти дети станут взрослыми;

  • необходимость определения критерия актуальности того или иного конфликта в истории;

  • необходимость понимания того, что любую тему в школьной истории можно подать позитивно, нейтрально или конфликтно, поэтому очень многое в преподавании конфликтов в истории зависит от личности учителя.

Обсуждение методики преподавания конфликтов на уроках истории в школе выявило несколько теоретико-методологических позиций. Важность выбора образовательных стратегий подчеркнула Татьяна Агаркова. Она отметила неэффективность пассивных стратегий образования и предложила ориентироваться в первую очередь на активные и интерактивные стратегии, развивающие самостоятельность учащихся, формирующие способность к диалогу, проектной деятельности.

Участники дискуссии высказались за необходимость улучшения подготовки учителей и освоения ими новых образовательных технологий, так как далеко не все готовы к работе с использованием активных стратегий обучения да еще и в поликультурной среде.

Профессор Евгений Вяземский выразил озабоченность тем, что современные педагогические вузы не готовят выпускников, ориентированных на работу в школе. По его мнению, образование в педагогических вузах сводится к подготовке ученого-историка, вместо того, чтобы сосредотачиваться на овладении технологиями преподавания истории. Возражение профессора Юрия Троицкого основывалось на тезисе, что лекции о педагогических технологиях еще не означают, практического распространения и освоения этих технологий. Он предложил наиболее простой, но эффективный метод интерактивного обучения – метод подготовки информационных пакетов для уроков истории. Основной принцип этого метода заключается в следующем: ученики сами строят свою версию истории, опираясь на подлинные исторические документы. Чрезвычайно важно проводить при использовании этого метода четкую границу между собственно историческими фактами и фантазированием по поводу исторического факта. Критерии разграничения были предложены следующие: знание (факт), мнение (аргумент) и убеждение (наиболее слабый критерий).

Профессор Ольга Стрелова (Хабаровск) подчеркнула, что сообщество учителей нуждается не в технологиях, прежде всего, а в методологии, поэтому ей видится чрезвычайно важной роль настоящего семинара. Она указала необходимость ответа на вопрос: с какой целью в школе изучаются военные конфликты. Собравшиеся согласились с тем, что в школьных учебниках война изображается позитивно:

  • только на войне есть герой;

  • только на войне проявляется патриотизм.

Таким образом, война, конфликт, воспринимается положительно, происходит героизация конфликта, и это чрезвычайно опасно. Участники семинара подчеркнули ошибочность и вредность такого подхода, отметили, что на уроках истории необходимо подчеркивать ценность отдельной человеческой жизни, утверждать, что каждый человек имеет право на жизнь

Одним из важнейших методологических затруднений при преподавании конфликтов в школьной истории была признана трудность формирования навыков перевода конфликта в неконфликтную ситуацию. В качестве приема была предложена профессором Кузнецовой и экспертом Стаффорд методика разрешения конфликта через его снятие более широкой перспективой обсуждения конфликтного вопроса на уроке.

Участники семинара поддержали Владимира Бацына, высказавшего мысль о необходимости преодолевать возникающую на уроках истории идентификацию современного школьника с человеком прошедшей эпохи. Надо снимать противопоставление «мы–они»: «белые–красные», «наши–фашисты» и т.п. Необходимо объяснять детям, в чьих интересах происходили те или иные исторические конфликты, что явилось основанием для последующей пропагандистской героизации этого конфликта. Школьникам следует знать, что политическим, экономическим и прочим конфликтам предшествуют противоречия, из которых далеко не все перерастают в тяжелые конфликты. Они должны понимать, что те или иные решения, которые превращали противоречие в конфликт, принимали конкретные исторические деятели. Необходимо показать, что мир меняется, что современное общество отличается от того, которое было еще пятьдесят лет назад, что конфликты можно и нужно разрешать мирным путем.

Круглый стол 2. «Профессиональная подготовка учителей истории и современные технологии в преподавании конфликтов»

Председатель: профессор Марианна Шахнович, заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Аналитик: Татьяна Агаркова, директор образовательного инновационного центра Петрозаводского государственного университета.

В дискуссии приняли участие Татьяна Агаркова, директор образовательного инновационного центра Петрозаводского государственного университета, консультант в области образования Владимир Бацын, доцент Алексей Кругов, проректор Ставропольского государственного университета, профессор Людмила Кузнецова, заведующая кафедрой специальной психологии, Московский городской педагогический университет и др.

Участники круглого стола согласились с тем, что профессиональная подготовка учителей истории далека от идеала. Молодые учителя весьма слабо представляют себе, что преподавание истории в школе принципиально отличается от вузовской академической практики. Необходимо убедить их в том, что школьная история имеет совершенно другие цели, чем университетская история. В школе основы академического курса истории – средство, а цель – ученик, воспитание его личности, формирование его ценностных ориентаций.

Изучение исторического конфликта в школе должно иметь практическое наполнение для современной жизни ученика. В.К. Бацын привел интересный пример: само по себе изучение восстания Пугачева может и не быть интересным нынешнему школьнику, но зато, несомненно, будет интересно и полезно современному школьнику узнать, почему произошло это восстание. Мы должны показать сходство выбора, решений, ответственности в истории и в современности. Конфликт – это столкновение интересов, и через это столкновение можно показать, как идеи реализуются в практике, что войны – это страшные трагедии, приводящие к гибели миллионов людей. Школьную историю можно воспринимать как макет (адаптацию) науки в рамках школьной программы и как моделирование истории. В этом смысле изучение исторических конфликтов можно рассматривать как моделирование современных конфликтов и через этот процесс их снятие.

Профессор Людмила Кузнецова подчеркнула, что подросток любой конфликт переносит на себя, поэтому в школе при освещении того или иного исторического конфликта необходимо создать особую образовательную среду, психологически комфортную для ученика. В создании такой среды огромна роль школьного психолога, способствующего формированию атмосферы толерантности и диалога. Коллеги поддержали эту точку зрения и выразили уверенность в необходимости улучшения психологической подготовки учителей и расширения роли психологической службы в школах.

Профессор Ольга Стрелова предложила создать сообщество преподавателей методики преподавания истории, которое могло бы помогать молодым учителям. Было предложено создание информационного сайта с форумом для дискуссий. Т.И. Агаркова предложила улучшить послевузовскую подготовку учителей расширением практики мастер-классов для молодых специалистов, особенно нуждающихся в совете опытных коллег.

Алексей Кругов сформулировал некоторые принципы деятельности учителей истории, способствующие преодолению конфликтов в поликультурном обществе, которые следует формировать у молодых учителей и совершенствовать в условиях переподготовки:

  • Знание учителем мультиперспективной методики и использование ее на уроках;

  • Признание факторов полиэтничности и поликультурности позитивными факторами развития общества;

  • Постоянное повышение этнологической и культурной компетенции – залог качественной работы педагога-историка.

Учитель должен направлять свою деятельность на преодоление национальной и религиозной розни, способствовать диалогу и толерантному отношению учащихся между собой и это – одно из условий построения гражданского общества в современной России.

Круглый стол 3. «Преподавании конфликтов на уроках истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

Председатель: профессор Татьяна Волосовец, заведующая кафедрой специального образования РУДН

Аналитик: доктор педагогических наук Василий Мозговой, МГОПУ им. М.А.Шолохова

В рамках круглого стола участниками обсуждались основные проблемы компетентности учителей истории, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, перспективы изменения и усовершенствования в данном направлении существующей системы их подготовки в педагогических вузах. Представители высших учебных заведений, ведущие ученые в этой области: доктора педагогических наук В.М. Мозговой, Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, кандидат педагогических наук С.Д.Забрамная, кандидат психологических наук Л.В.Кузнецова, а также молодые ученые Е.А.Савина, Н.М.Путкова, Е.Г.Дементьева и учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений в своих выступлениях коснулись таких направлений, как:

- выполнение педагогическими вузами, дефектологическими факультетами требований специальных (коррекционных) образовательных учреждений относительно исторической подготовки будущих учителей этих учреждений;

- обеспечение современной системой образования способности будущих учителей преподавать на уроках истории спорные и неоднозначно трактуемые темы применительно к учащимся с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование компетентности распространения идей толерантности в процессе базовой подготовки дефектологов,

- создания учебно-методических комплектов по истории.

Ведущей круглого стола, профессором Т.В.Волосовец, было отмечено, что данная тема никогда и нигде еще не обсуждалась и, что обсуждение этой темы в рамках сегодняшнего семинара может стать стимулом для новых научных исследований. Далее профессор Т.В.Волосовец рассказала о современной системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, сложившейся в России. Также ею было отмечено, что за последние 17 лет было всего три публикации по проблеме преподавания истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Это говорит о том, что наши ученые смутно представляют себе проблему преподавания истории детям с ограниченными возможностями здоровья и, в особенности, с умственной отсталостью.

Свое мнение по вопросу формирования компетентностей дефектологов, преподающих историю, высказал доктор педагогических наук, профессор В.М.Мозговой. Им было высказан ряд предложений, касающихся улучшения качества преподавания истории в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и, в частности это: создание постоянно действующего семинара для молодых учителей; замена предмета «История» на «Отдельные рассказы из истории Отечества»; создание наглядных пособий, учитывающих специфику контингента обучающихся, в том числе учебных кинофильмов; создание современных учебно-методических комплектов по истории для разных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Профессор С.Д.Забрамная в поддержку предложений В.М.Мозгового, сказала, что сегодня поступают в СКОУ VIII вида все больше детей со сложной структурой дефекта, поэтому ныне действующие программы необходимо переделать таким образом, чтобы в них было два уровня обучения детей, имеющих те или иные нарушения развития.

Профессора Т.Б.Филичева и О.С.Орлова отметили, что из-за демографического спада, в учреждения общего образования принимаются дети с отклонениями в развитии, в частности это касается умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития, что совершенно недопустимо.

Представители Института коррекционной педагогики РАО, кандидаты педагогических наук Н.В.Бабкина, О.Е.Громова констатировали недостаточную профессиональную составляющую подготовки по истории и методике ее преподавания и высокую профессиональную подготовку в области специального образования.

Еще одной важной чертой педагога, работающего в специальной (коррекционной) школе, является знание психологических законов развития детей, находящихся в поликультурной среде. Педагог, работающий с детьми разных национальностей, должен обладать всеми теми же компетенциями, что и учитель, работающий в моноэтнической среде, но в более развитой степени, так как именно от педагога во многом зависит, какое воспитание получит ребенок с отклонениями в развитии, и каким он будет воспринимать окружающий мир.

На круглом столе четко выявилось понимание проблем, связанных с распространением идей толерантности: превалирование в исторической науке европоцентристского мышления, проблема национализма среди детей, что связано не только с государственной политикой, но и воспитанием, получаемым в семье, а также с элементарной проблемой маленького лексического запаса у детей с проблемами развития. Также в дискуссии высветилась идея о том, что учитель должен не только знать фактический материал, владеть различными методиками и технологиями, но и уметь абстрагироваться от своих личных эмоций по поводу спорных вопросов истории.

Круглый стол 4. «Психологические аспекты в преподавании конфликтов: роль школьного психолога»

Председатель: профессор Людмила Кузнецова, заведующая кафедрой специальной психологии, Московский городской педагогический университет

Аналитик: профессор Татьяна Волосовец, заведующая кафедрой специального образования РУДН

Участники круглого стола констатировали, что экономическое и социальное положение в современном мире создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих немедленного решения, как на федеральном, так и региональных уровнях.

Участникам круглого стола профессором Л.В.Кузнецовой был предложен фильм, посвященный межконфессиональному и межкультурному общению школьников и роли психолога, выступающего в роли третейского судьи в разрешении разного рода конфликтов в образовательном учреждении. После просмотра фильма прошла дискуссия, которая выявила позиции участников круглого стола по заявленной теме.

Профессор Л.В.Кузнецова, кандидат педагогических наук Н.В.Мазурова отметили, что особую тревогу в российском обществе вызывает увеличение числа безнадзорных детей, беспризорников, кочующих из региона в регион, оказывающихся иногда в новой для них социокультурной среде и, что в этой ситуации огромная роль принадлежит службе практической психологии, которая должна реализовать конституциональное право на образование и охрану здоровья детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Профессор Т.В.Волосовец заметила, что в основу деятельности психолога образовательного учреждения положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. При этом происходит формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей детей и подростков.

Министр Республики Кабардино - Балкария А.А.Шогенов считает, что психолого-педагогическое сопровождение и помощь ребенку представляет собой ответ практики и науки на требования общества гарантировать поддержку любому ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

В современном мире, отмечает доцент ТГУ С.А.Голубев, образовательная среда становится все более полиэтнической, в связи с чем психологическая служба может решать вопросы профилактики различных конфликтных ситуаций, вызванных непониманием или неприятием другого человека, особенно, если этот человек другой национальности или веры. В. К. Бацын заметил, что дети не ксенофобы. Таковыми они становятся под влиянием взрослых. И здесь важным является вопрос профилактики: что нужно сделать, чтобы маленький «ангелочек» не превратился в дальнейшем в «дьявола». В.К.Бацыным было предложено: ребенок с ранних лет должен вводиться в поликультурный мир; кроме этого хорошо бы снимать детское общение на видеопленку и делать это общение предметом обсуждения.

Эксперт из Северной Ирландии Черил Стаффорд предложила использовать психологические ситуации для разрешения конфликтных моментов общения. Среди них наиболее интересным можно назвать упражнение «Что в имени твоем…».

Также участниками круглого стола со стороны России: В.П.Стаховской (Калининград), В.М.Монаховым (С.-Петербург), Т.И.Агарковой (Петрозаводск) было отмечено, что выросшее количество случаев насилия по отношению к лицам другой национальности вызвано бездуховностью части детского населения и отсутствием положительного примера для подражания.

Еще одной важной проблемой современного мира, по мнению А.И.Круглова (Ставрополь) является активная миграция, вызванная военными конфликтами и разного рода природными и техногенными катастрофами. В связи с этим, как отметил профессор Е.Е.Вяземский, стратегической целью психологической службы образовательного учреждения должно стать постановка и решение проблемы эффективной интеграции вынужденных мигрантов в общество.

При планировании деятельности в сфере интеграции детей мигрантов в образовательную систему руководители органов управления образования отмечают свое стремление учитывать опыт зарубежных стран.

По мнению представителя министерства Республики Ингушетии Ф.М.Танкиевой вопросы политики в области образования мигрантов тесно связаны с этнокультурными вопросами, в частности с проблемой организации обучения этнических меньшинств; очень часто в этой связи также поднимается вопрос о качестве образования, получаемого детьми мигрантов. В мире все отчетливее просматривается глобальная тенденция к признанию необходимости оказания активной помощи иммигрантам по интегрированию в обществе, включая обучение языку, предоставление образовательных услуг и поиск работы.

Т.И.Агаркова из Петрозаводска считает, что основные трудности в работе с детьми зарубежных мигрантов вытекают из новизны проблематики, дополнительной нагрузки на школы и, соответственно, бюджет города, потребности в организации индивидуальных дополнительных занятий, а также разработки новых специальных программ социальной интеграции, обучения русскому языку и приобщения к русской культуре. Поскольку учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться с точки зрения взаимодействия в школьной жизни триады «педагоги-учащиеся-родители», важным направлением работы должна стать целенаправленная работа по психолого-педагогической поддержке, правовой и социокультурной адаптации средствами образования взрослых мигрантов (организация интенсивных курсов обучения русскому языку, основам российской истории и культуры, реалиям российского быта и пр.) в целях их успешной социокультурной интеграции в общество.

Не менее важной, с точки зрения начальника главного управления образования Псковской области В.В.Емельяновой, является работа по расширению этнокультурного кругозора педагогов, повышению профессиональной квалификации руководителей школ, преподавателей гуманитарных дисциплин, школьных психологов применительно к этническим проблемам образования и многонациональности современной школы.

Участники круглого стола сошлись во мнении о том, что работа службы практической психологии строится с учетом современных тенденций в системе образования. К их числу было отнесено:

- подготовка детей к жизни в быстро меняющихся условиях,

- развитие коммуникабельности и толерантности в условиях расширения масштаба межкультурного взаимодействия,

- развитие личности, формирование современного мышления и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..