Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Под государственным национализмом в Японии (тэйкокусюги или коккасюги) мы понимаем исторически сложившуюся специфическую государственную идеологию и ...полностью>>
'Обзор'
Москва. ООО "УК "Русская свинина" закончило в строительство двух корпусов участка откорма Каменского свинокомплекса и приступило к заво...полностью>>
'Программа'
Дает согласие на компонент учебного после одобрения его педагогическим советом школы. Согласовывает выбор учебников из рекомендованных Минобразования ...полностью>>
'Реферат'
Разработан ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева» при участии ОАО «НИИЭС», филиалов ОАО «Инженерный це...полностью>>

Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Необходимость более пристального внимания к проблемам истории религии диктуется, прежде всего, тем обстоятельством, что религия продолжает сохранять огромное значение как фактор интеграции и идентификации, продолжает оказывать существенное влияние на процессы развития духовной культуры, являясь важным мотивационным фактором при принятии тех или иных политических решений.

Религия формируется и развивается в обществе и под его влиянием, в свою, очередь, оказывая воздействие на многие процессы, происходящие в нем. Известный отечественный исследователь религии академик Л.Н. Митрохин подчеркивал, что специфика религии, позволяющая ей выступать средством оправдания различных социально-политических идеалов и программ, заключается в её способности оформлять частные, исторические изменчивые политические интересы во всеобщей, универсальной форме, апеллируя к ценностям, имеющим сверхъестественное происхождение, а потому превосходящим по значению любые земные интересы. Так, крестовые походы на Восток в XI-XIII вв. преследовали в том числе и задачу канализации энергии безземельных западноевропейских рыцарей, являвшихся источником бесконечных столкновений и смут. Однако на передний план выдвигались лозунги освобождения от «неверных» «Гроба господня», вызвавшие колоссальный религиозный энтузиазм. Влияние религиозного фактора на политику может быть бóльшим или меньшим, иногда – практически неуловимым, но никогда не является единственно определяющим.

Однако следует иметь в виду, что при взаимодействии религии и политики влияние религиозного фактора нельзя ни слишком переоценивать, ни слишком недооценивать. Недооценка обычно выражается в вынесении за скобки религии при анализе важнейших тенденций политического развития целых исторических периодов или в утверждениях о том, что религия используется теми или иными силами для решения политических задач. Те исследователи, кто занимается изучением проблем религии и политики, стремятся выявить религиозную мотивацию тех или иных политических действий индивида, однако не следует думать, что религиозная принадлежность человека полностью детерминирует его политическое поведение. О политизации той или иной религии можно говорить только тогда, когда некие политические средства начинают использоваться в ее интересах.

Одна из важнейших гуманистических задач истории религий – распространение объективной непредвзятой информации о религиях мира. Это необходимо не только для того, чтобы школьники разбирались в том, что представляет собой, например, вызвавшая раскол в обществе, провоцирующая экстремизм книга Е.Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери», но и для того, чтобы, например, им было понятно, почему Иерусалим считается городом трех религий и почему он стал на Ближнем Востоке яблоком политического раздора.

Важным фактором воспитания толерантности, коммуникативной культуры, межконфессинального и межкультурного диалога должно стать преподавание истории и культуры мировых религий. Следует отметить, что изучение истории и культуры мировых религий не вступает в противоречие с религиозным образованием, существуя параллельно с ним и, более того, выступая в определенном отношении как его пропедевтика.

Введение истории и культуры мировых религий в качестве компонента в образовательную программу средних и средних специальных учебных заведений может быть осуществлено двумя путями:

  1. Введением преподавания специального курса «История и культура мировых религий» (в том числе и с углубленным изучением религий народов России); это целесообразно для профильных школ (гуманитарного или культурологического профиля) или в качестве факультатива в любых общеобразовательных школах

  1. Введением преподавания истории и культуры мировых религий в рамках соответствующих разделов общеобразовательных и гуманитарных дисциплин.

Включение разделов способствующих выработке компетенций в области истории и культуры мировых религий возможно в преподавание литературы, географии, обществоведения и, прежде всего, истории.

В современных социальных науках изучению этничности, религиозности, толерантности уделяется достаточно большое внимание. Это связано как с политической и гражданской значимостью проблемы, так и с ее гуманитарной составляющей. Принятие Российским правительством Федеральной программы содействия развитию толерантности в российском обществе способствовало активизации исследований проблемы толерантности и межкультурного диалога как в социальном, так и общегуманитарном отношении. Однако остро ощущается недостаточность как научных исследований, так и учебно-методических пособий и разработок, посвященных рассмотрению этно-религиозной составляющей этой проблемы.

Важнейшими и первоочередными задачами введения истории и культуры мировых религий в школьные программы является проблема создания новых учебных и методических пособий, способствующих не только внедрению новой образовательной программы, но и использованию самых современных образовательных технологий, а также вопрос о подготовке и переподготовке кадров.

В заключение, М.М.Шахнович подчеркнула, что современные условия функционирования школы в поликультурном мире формируют новые вызовы, требующие не только сохранения, приумножения и дальнейшего развития, как отдельных национальных культур, так и культуры России в целом, но и формирования конструктивного диалога культур, в том числе и межконфессионального и межнационального диалога, основанного на взаимном уважении и толерантности.

На пленарном заседании также с докладом «Пути решения социальных конфликтов в аспекте преподавания истории в образовательных учреждениях» выступила заведующая кафедрой специального образования РУДН, профессор Т.В.Волосовец. Она отметила, что современный этап жизни нашей страны связан с решением многих важных, кардинально значимых проблем, среди которых проблемы воспитания особое место, занимает формирование системы отношений подрастающего поколения к обществу и поведению в этом обществе. В этом плане проблема воспитания толерантности, обеспечивающая межкультурное взаимодействие всех участников образовательного процесса, приобретает особый смысл.

Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она имела специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций предъявлялись как фундаментальные требования и защищенность этноса на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия людей разных культур были чрезвычайно сложными для практического решения в плане профилактики и разрешения социальных конфликтов. Еще большую трудность представляет собой проблема преподнесения различного рода конфликтов через призму исторических событий, укладывающихся в основной курс истории, преподающийся в образовательных учреждениях.

Очевидно, что толерантность, понимаемая сегодня как объективно возникший социальный феномен, как инструмент регулирования этих отношений, как особого рода правила поведения, как основа для выработки многих реальных правил, норм и законов, имеют свою длительную историю.

Докладчик считает, что рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества, в частности, социальных отношений, повышает значение воспитания молодого поколения с учетом особенностей современной исторической ситуации, во-первых, и особенностей формирования личности современных детей и подростков, во-вторых.

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантности сознания и организации толерантных отношений посредством преподавания курса исторических дисциплин не может осуществляться без понимания того, что современное подрастающее поколение живет в новых условиях: многоязычия информационного пространства, в которое оно включено, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые оно включается через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями, школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

Чтобы научить ценить и понимать культуру своего этноса и уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание образования на всех его уровнях. Сегодня система образования России все больше приобретает многонациональный характер. Ознакомление учащихся с особенностями культур других народов на занятиях и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений. В этих условиях совершается поворот к конструктивному диалогу, исключающему конфликт как таковой. Диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения монологического знания и умения, но и определяет суть и смысл передаваемых и творчески формулируемых понятий.

Многообразие различий: социальных, расовых, национальных, возрастных, религиозных и других – влияет на характер взаимоотношений и нередко приводит к непониманию, непримиримости, нетерпимости и, как следствие конфликту. Нетерпимость, переходящая в конфликт, иногда носящий кровопролитный характер, превратилась в одну из крупнейших, современных проблем.

Практическая реализация названных проблем требует соответствующей подготовки педагогов, освоению ими новых приемов, форм, методов и технологий преподавания конфликта на уроках истории в образовательных учреждениях.

Далее докладчик определила пути решения социальных конфликтов в аспекте преподавания истории, которые лежат в плоскостях:

- воспитания в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и исторического пути развития,

- обучения пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств, для разрешения разногласий и конфликтов,

- привития идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных, культурных и социальных контекстах.

В таком контексте одна из самых актуальных задач, стоящих перед педагогической общественностью: целенаправленное формирование нового поколения – в контексте эффективного патриотического, интернационального и поликультурного воспитания. Уже само рядоположение этих терминов свидетельствует о крайней сложности и противоречивости данной проблематики.

Как отмечается в докладе, патриотизм – естественное, с детства формируемое и необходимое чувство, присущее всем народам. Патриотизм объединяет и сплачивает целые этносы, мобилизует их на достижение важнейших национальных целей, от которых может зависеть судьба Отечества. В то же время истинный патриот не может не испытывать горечь от неудач, поражений, национального унижения своей страны. Но подлинная национальная гордость – не спесь и не тщеславие. Следует осознавать, что в истории своей страны, могут быть не только героические и благородные страницы. Поэтому справедливо изречение: «Если принадлежишь своему народу, то пей из кубка его судьбы не только сладкое, но и горькое».

Практически любая учебная дисциплина в школе и вузе может вносить свой вклад в воспитание патриотизма, но особая роль принадлежит - история.

Патриотизм – великое, плодотворное чувство, но при определенных условиях у части населения патриотизм может деформироваться и превратиться в национализм, для которых на первом плане находится вражда к чужим, ксенофобия.

Как показывает ход истории, в последнее десятилетие наблюдается резкий подъем национализма в разных регионах мира. Рухнули мечты о том, что глобализация будет способствовать достижению межнационального единства человечества. Напротив, противоречия и стремление к национально-государственному обособлению проявляется даже там, где люди разных культур и конфессий давно и, как казалось, прочно и добрососедски сосуществуют в рамках исторически сложившихся и экономически процветающих государств.

Современное мировое развитие столкнулось с двумя противоречащими друг другу принципами – правом нации на самоопределение, на собственную государственность и установкой на сохранение целостности существующих государств и нерушимости их границ. Разрешение этих фундаментальных противоречий, разумеется, невозможно только психолого-педагогическими средствами, тем не менее, роль образовательных институтов неоспорима. Народ, претендующий на независимость, но никогда раньше не имевший ее, а входящий в состав другого государства, должен быть способным поддерживать на своей территории элементарный порядок, контролировать свои вооруженные силы, создавать необходимую социокультурную структуру, включая и организованную систему образования. В противном случае провозглашение независимости может породить хаос, беспрерывные военные конфликты, а целые поколения молодежи не смогут получить ни общеобразовательной, ни профессиональной подготовки, не смогут научиться ничему, кроме владения автоматом.

В докладе звучат вопросы: какова природа этнической неприязни и вражды? Коренится она в индивидуальной психологии или в структуре общественного сознания? Передается ли из поколения в поколение?

Докладчик замечает, что маленькие дети обычно не задаются вопросом о национальности сверстников, соседей, воспитателей, но потом под влиянием старших эти темы начинают их интересовать. Этнические предубеждения усиливаются националистической пропагандой. Учтем и другое. Ведь далеко не редкость, что человек, недовольный своим материальным положением и социальным статусом, не склонен объяснять собственные неудачи своими личными качествами, а ищет виновных из вне. И тогда легче всего возложить вину на «чужака», особенно если кажется, что он больше преуспел. Иногда этническая неприязнь носит виртуальный характер. Сегодня в России учащаются проявления ксенофобии, особенно в молодежной среде. Активизируются и теоретики крайне националистических направлений. Особо опасно перенесение этих взглядов в область образования. В западных странах уже давно был провозглашен тезис о политической и идеологической нейтральности школьного воспитания. Теперь такая установка поддерживается и нашей педагогикой. Школа должна быть ограждена от политической конфронтации. В основополагающих документах ООН и ЮНЕСКО формируются гуманистические принципы и нормы, которым должно следовать все человеческое сообщество. Хотя эти рекомендации и нормы не всегда соблюдаются принявшими их государствами, они являются важными идейными ориентирами, стимулирующими воспитательную работу в самых разных учебно-воспитательных учреждениях – от детских садов до университетов. На это обращает особое внимание комиссии Делора, созданной ЮНЕСКО («Международная комиссия по образованию в 21 веке»): «Образование в духе терпимости и уважения к другому является необходимым условием демократии и должно рассматриваться как постоянный и всеобщий процесс… Именно в школе следует разъяснять молодежи историческую, культурную и религиозную основу различных идеологий… Эта разъяснительная работа, которую, возможно, следует вести с привлечением внешних специалистов, является весьма деликатной, поскольку она не должна оскорблять чувств учащихся…».

Сегодня, по мнению докладчика, одним из важных ключевых понятий мирового социально-педагогического лексикона стало понятие «культура мира». Речь идет о воспитании учащихся в духе мировоззрения, опирающегося на отказ от насилия между государствами, этническими и социальными группами, направленного на мирное предотвращение конфликтов, на формирование у детей чувства уважения к окружающим людям, к народам другой национальности, расы, веры, культуры. Влиятельные международные организации неоднократно обращались к мировой педагогической общественности с призывом сделать школу центром воспитания в духе ненасилия, взаимопонимания и взаимоуважения. Это нашло отклик и отражение в законодательных и нормативных актах ряда стран. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно «содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами».

В соответствии с подобными рекомендациями в школах некоторых стран вводятся специальные учебные курсы «Воспитание в духе мира», в которых рассказывается о колоссальном ущербе, наносимом человечеству гонкой вооружения, о несовместимости войн с фундаментальными интересами и правами человека, об опасностях и бесперспективности в современных условиях силового решения проблем и противоречий, существующих между различными государствами. Однако, воспитание в духе мира – настолько огромная по объему и значимости сфера, что она никак не может быть ограничена каким-либо одним учебным курсом. И все же ведущей дисциплиной здесь должна быть история.

Зачастую в противостоянии и конфликтах на социальном, бытовом уровне виноватыми оказываются все стороны. Для предотвращения этого нужна готовность к сотрудничеству, взаимопониманию и доброжелательным отношениям с соседом, сослуживцем, соучеником, исповедующим другую религию, обнаруживающим иные привычки и стереотипы поведения, если они не нарушают существующий порядок и права окружающих. Формирование психологической готовности взаимодействию, толерантности возможно прежде всего на образовательном поле.

В своем выступлении докладчик особо отметила, что воспитание молодого поколения – важнейшая задача и функция школы. Но оно до сих пор не оформилось в последовательную целостную систему. Также докладчик солидарна с известным российским психологом Давидом Иосифовичем Фельдштейном в том, что в системе современного общего образования основное внимание уделяется развитию лишь одной стороны деятельности – познавательной, интеллектуальной (через учебные занятия в урочных и внеурочных формах). Что же касается второй стороны деятельности – по освоению человеческих взаимоотношений, то она «присутствует» либо как добавка к обязательной учебной работе, либо в качестве эклектически организуемых мероприятий, либо в виде лозунгов, призывов. И хотя воспитание всегда было заботой общества, но воспитательный процесс никогда не был предметом такой же заботы школы, как процесс учебный. В данном случае имеется в виду отечественная школа, но фактически выводы Д.И.Фельштейна носят универсальный характер и в той или иной степени верны для многих стран современного мира.

Далее автор доклада остановилась на социальных конфликтах, которые вписываются в контекст истории России.

Исследование социальных конфликтов обусловливает необходимость использования макро- и микроаналитических стратегий, что позволяет раскрыть природу социального конфликта, выявить его типичные и нетипичные черты, включить историю отдельных конфликтов в социальную историю в целом, а в социальной истории избежать крайностей социологизирования. Именно диалектическое сопряжение микроаналитических и макроаналитических стратегий, поиски оптимального их сочетания в контексте междисциплинарного взаимодействия составляют характерную черту современной историографической ситуации.

Особое внимание сегодня уделяется раскрытию смыслового поля общества и культуры, осознается, что от того, «как люди понимают свою жизнь, как они определяют ее высшую цель, как они трактуют смысл своего бытия, не совпадающего с простым существованием человека, зависят «большие волны» истории».

История социальных конфликтов, подчеркивает докладчик, тесно связана с историей социальных групп, отражая процессы взаимодействия различных групп в обществе, государства и социальных групп, определенные способы выражения групповых интересов и столкновения между ними, трансформации социальной структуры и политической культуры общества. В качестве отдельной проблемы выделяется стиль поведения социальных групп (больших и малых) в условиях конфликта, цели и стратегии их участия в конфликтных ситуациях, влияние конфликта на свойства социальной группы. Учитывая специфику российского общества, особое внимание необходимо уделить проблеме взаимоотношений власти и социальных групп в контексте истории конфликтов в России, роли государства как субъекта и объекта конфликтной ситуации. История социальных конфликтов включает изучение конфликтов не только внутренних, но и внешних, а также их взаимосвязи.

ХХ век в истории России стал эпохой конфликтов в различных областях жизни человека, общества и культуры. Многие из них были связаны с неразрешенными противоречиями Х1Х века и стали средством их разрешения, последствия многих конфликтов ХХ века испытывает на себе общество ХХI века. Причины и результаты социальных конфликтов в истории России ХХ века нуждаются в новом научном осмыслении. Образы социальных конфликтов ХХ века являются составной частью современного общественного сознания, оказывая серьезное воздействие на формирование общественного поведения в современных условиях.

Проанализировав природу социальных конфликтов в целом, можно сформулировать принципы и аспекты толерантного воспитания подрастающего поколения.

Если сформулировать их в доступной для ребенка форме, то выглядит это так:

- помни, что твоя оценка чего-либо всегда должна быть развернутой,

- суди людей по «фактуре», а принадлежность лишь учитывай. Не суди людей по их принадлежности, кроме принадлежности к человеческому роду,

- уважай право каждого на свои недостатки – это залог того, что твои недостатки будут уважать,

- умей находить различное в сходном и сходное в различном, помни, что польза бывает и от того и от другого,

- держи свои оценки при себе, и тем более, если тебя об этом не спрашивают,

- не воспринимай различие как недостаток,

- не суди предвзято или только на основании новизны оцениваемого,

- не теряй надежды в глубине свойств другого найти то же самое, что и в себе.

Одной из серьезных проблем воспитания и важным аспектом педагогики толерантности, по мнению докладчика, является воспитание с учетом активности индивида. Необходимо помнить, что самым труднопереносимым для него является застойное психическое напряжение (неразрядившееся потребное возбуждение): оно формирует интолерантность и готовность к разрядке этого напряжения по случайному поводу, по принципу «заряженное ружье». Кроме того, что именно психическое напряжение формирует установку индивида на поиск способов изменения своего психического состояния, а это чревато различными формами негативного поведения.

Следовательно, важной задачей толерантного воспитания является не только расстановка правильных вех толерантности и интолерантности, но и содействие своевременному выходу избыточной энергии воспитанника. В связи с этим два важных момента: своевременное введение значимости запретов, а также специфика отношения к запретам у подростка.

В настоящее время усиливаются межэтнические, межобщинные, межрелигиозные процессы и явления. Кто будет противостоять негативным тенденциям в этнической сфере – дискриминации, сегрегации, этническим чисткам, с одной стороны, и этнической экспансии – с другой? Анализ этих и подобных им процессов приводит к выводу о необходимости всяческого укрепления государства, тогда меньшинство индивидов лишится возможности «ловить рыбку в мутной воде», зато большинство выиграет. Одной из издержек экспансии является - миграция. Миграция относится к числу общественных явлений и процессов, свойственных любому периоду истории человечества. Свой современный характер она обрела после того, как сформировались устойчивые государственные границы, и в этом плане миграцию можно определить как явление, изначально отрицающее эти границы и само государство. Об этом следует помнить, рассматривая отдельные события, из которых складывается явление миграции. Сила миграции как фактора современной жизни в полной мере определяется ее характером: стремясь полнее и глубже удовлетворять свои потребности, индивид не останавливается ни перед какими формами жизнедеятельности, и это самым непосредственным образом может отражаться на судьбах других людей. Миграция способна играть роль механизма территориальной экспансии и фактора передела мира. Укрепление государственности является естественным и эффективным механизмом противодействия негативным сторонам миграции. Здесь непреходящее значение имеет преподавание курса истории в классах, где обучаются мигранты.

Докладчик считает, что особые возможности истории в укреплении взаимопонимания и толерантности в обществе заключается в таких элементах исторического познания как:

- ознакомление с системой ценностей, сложившихся в разных исторических общностях, их сопоставление, выявление общего и своеобразного, объяснение того, почему люди по-разному смотрят на вещи;

- выявление разных способов взаимодействия людей и народов в прошлом и настоящем;

- всестороннее рассмотрение конкретных конфликтных ситуаций и событий, возникающих на почве социально-политического, этнонационального, религиозного или иного противостояния;

- обращение к конкретным участникам событий, связанных с сотрудничеством или, наоборот, конфликтами – выяснение того, к чему эти люди стремились, что чувствовали и т.д.; среди названных людей могут быть как выдающиеся политические или иные деятели, так и «обычные люди»,

- раскрытие поликультурного характера современного общества (так же как и ряда исторических обществ).

В заключении докладчик отметила, что важным фактором поиска путей решения социальных конфликтов, воспитания толерантности, коммуникативной культуры, межконфессионального и межкультурного диалога должно стать преподавание истории и культуры мировых религий. Следует отметить, что изучение истории и культуры мировых религий не вступает в противоречие с религиозным образованием.

Введение истории и культуры мировых религий в качестве компонента в общеобразовательную программу учебных заведений может осуществляться двумя путями:

  1. Введением истории преподавания специального курса или факультатива «Истории и культуры мировых религий».

  1. Введением преподавания истории и культуры мировых религий в рамках соответствующих разделов общеобразовательных и гуманитарных дисциплин.

Назрела необходимость создания новых программ преподавания истории, направленных на устранение предрассудков и усиление взаимного, положительного влияния друг на друга различных стран, религий и идей в историческом развитии цивилизации, устранение идеологических фальсификаций и манипуляций, допускаемых ранее при написании исторических курсов.

Также докладчик выразила свою озабоченность отсутствием решения названных проблем в части воспитания детей с отклонениями в развитии. В СКОУ на сегодняшний день, практически, отсутствует планомерная работа по воспитанию толерантного отношения к людям другой национальности, веры, культуры. Если мы знаем об отсутствии полностью разработанных спецкурсов или факультативов, в так называемых, массовых школах, то говорить об имеющихся учебно-методических пособиях, в том числе и учебниках, в СКОУ вообще не приходится.

Остро стоит потребность в разработке плюралистической и толерантной концепции преподавания истории в разных типах и видах образовательных учреждений, которая учитывала бы последние достижения в области педагогики и строящаяся на основе новых информационных технологий и с применением современных дидактических материалов. В связи с выше сказанным встает вопрос об изменении научно-методических подходов к преподаванию курса истории в различных учебных заведениях и как следствие к переподготовке педагогических кадров. Кроме того, необходимо пересмотреть походы к написанию учебников и учебных пособий для образовательных учреждений различных типов и видов с тех позиций, которые были нами заявлены ранее.

Важное значение для участников семинара имели сообщения, с которыми выступили его зарубежные участники – эксперты Совета Европы. Их взгляды отличались продуманностью и носили концептуальный характер. Предложенные участникам семинара материалы докладов опирались на опыт подготовки специалистов в области исторического образования, накопленный западноевропейскими странами в течение многих лет и соответствующий определенному взгляду на их роль в образовательном процессе. Эти позиции являются наиболее актуальными на сегодняшний момент, в связи с тем, что в Российской Федерации идет настойчивый поиск моделей школьного и вузовского исторического образования и в особенности преподнесения конфликта не несущего в себе психотравмирующего начала для представителей той или иной национальности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..