Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Основные результаты исследования: выявлены психологические особенности Интернет – общения, использование аббревиатур и компьютерного сленга, несоблюд...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Росздрава» на кафедре перинатологии,...полностью>>
'Публичный отчет'
Преподавателями кафедры совершенствуется учебный процесс, предлагаются новые курсы, важные для современного филологического образования. Так, с 2007 ...полностью>>
'Публичный отчет'
тока (рис.14.1), а затем подключить конденсатор к катушке индуктивности, то в образовавшемся изолированном контуре возникнут свободные электромагнитны...полностью>>

Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Реакция учителей Германии на межкультурные конфликты

2.1. Решение конфликтов

Профессор Хоппе в своем докладе осветила проблему конфликта, как такового, так и социального в частности.

Положительные социальные
функции

Негативные социальные функции

1. вскрывает и разрешает противоречия, способствует общественному развитию

1. ведет к беспорядку и нестабильности

2. выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений

2. общество не в состоянии обеспечить мир и порядок

3. многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, способствует общественному прогрессу

3. борьба ведется насильственными методами

4. люди более четко осознают как свои, так и противоречащие им интересы

4. большие материальные и моральные потери

5. способствует получению информации об окружающей социальной среде

5. возникает угроза жизни и здоровья


Социальный конфликт, по ее мнению, выполняет как положительные, так и отрицательные функции, что было отражено в таблице.

Межнациональные и межэтнические конфликты, являясь, по сути, социальными конфликтами проявляются как во внутренней, так и во внешней форме.

Позитивное или негативное воздействие конфликта обусловлено социальной системой и структурой общества. По мнению профессора Людмилы Хоппе, внутренние и внешние конфликты вскрывают и разрешают противоречия и тем самым способствуют развитию общества. При этом внешние конфликты в мультикультурном обществе способствуют внутригрупповой интеграции и идентификации средствами родного языка, обычаев и обрядов, культурных традиций, религии, норм и ценностей, адаптации и социализации индивидов и групп, ролевого разделения, иерархии в группе и в обществе.

Внешние конфликты в мультикультурном обществе укрепляют единство группы (установление и поддержание нормативных и физических границ группы), нации (шовинизм, национализм), общества (создание и поддержание баланса сил, в том числе и власти) и мобилизуют внутренние ресурсы (например, в случае войны).

Внутренние конфликты в мультикультурном обществе:

выполняют социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей (поведение, одежда, внешний вид),

способствуют адаптации и социализации индивидов и групп,

создают новые социальные нормы (эмансипация) и институты (смешанные браки),

устанавливают неформальную иерархию в группе (руководство и подчинение) и в обществе, в том числе выделяют неформальных лидеров.

2.2 Решение внешних и внутренних конфликтов в процессе воспитания и обучения в мультикультурном обществе в Германии

В этой части доклада профессор Людмила Хоппе остановилась на том, что межкультурные конфликты, возникающие при столкновении интересов, потребностей и желаний одного или нескольких индивидов или групп, могут быть разрешены мирным или насильственным путем.

В центре межкультурного конфликта между представителями большинства общества немцев и меньшинства переселенцев других нациoнальностей стоит решение вопроса о политическом равноправии, законном статусе и формах и возможностях культурного развития.

Межкультурные конфликты могут быть также связаны с социальной дискриминацией, национализмом, ксенофобией и религиозными разногласиями.

В мультинациональном и мультиконфессиональном обществе всегда существует база для возникновения и эскалации межкультурных конфликтов.

Далее докладчик рассмотрела виды групповых конфликтов и конфликты, в основе которых лежат различия в поведении участников этих конфликтов.

Разносторонние и различные по глубине конфликты могут решаться разными способами такими как: умалчивание, штрафование, прощение, сглаживание, физическое наказание, понимание, отвлечение, объяснение, репрессии, оскорбление, эскалация напряженности, невмешательство, насилие, избиение, примирение, игнорирование, уничтожение, применение материальных санкций, дискриминация, словесная дуэль, наказание.

Профессор Людмила Хоппе задается вопросом: возможно ли бесконфликтное существование немцев и иммигрантов? И пытается на него ответить. Для бесконфликтного существования есть, по мнению докладчика, два пути: интеграционная политика и межкультурное воспитание.

2.3 Подготовленность учителей к решению межкультурных конфликтов

Докладчик отметила, что в Германии наблюдаются межнациональные и социальные различия, часто ведущие к конфликтам между немецким населением и другими этническими группами, а также конфликтам внутри различных групп многонационального меньшинства.

Каждая культура представляет своеобразную систему ценностей, идеалов, стремлений, образцов поведения и предпочтений в выборе соответствующих средств для достижения целей.

При совместном проживании в многонациональном и многоконфессиональном демократическом обществе Германии взаимное знакомство между культурами, сравнивание норм и ценностей немецкого большинства и многокультурного меньшинства иммигрантов должно начинаться с раннего детства.

Профессор Людмила Хоппе считает, что очень важно уже со школьных лет использовать все имеющиеся шансы для создания и развития гармоничных межнациональных отношений и подготовки к избеганию или положительному решению межкультурных конфликтов у растущего многонационального поколения Германии.

Далее профессор Людмила Хоппе сообщила что, во время обучения в университетах Германии большая часть будущих учителей проходит различную подготовку по межкультурному воспитанию, которая, как показала практика, является недостаточной.

3. Факты, влияющие на педагогические стратегии в решении межкультурных конфликтов

Профессор Людмила Хоппе сообщила, что в ходе различных исследований, связанных с выявлением факторов, влияющих на педагогические стратегии в решении межкультурных конфликтов, были опрошены студенты, будущие учителя специальных школ в Берлине, студенты-педагоги для различных типов школ в фазе референдариата (2-летняя стадия работы в школе после 1 государственного экзамена) в Гамбурге и учителя начальных классов в Земле Гессен, Нордрейн-Вестфален и в Берлине.

Эти исследования показали, что педагогические стратегии учителей и студентов-педагогов зависят от:

- социо-демографических признаков (возраст, пол, национальность: немец или нет и т.д.),

- образовательного уровня,

- педагогического и жизненного межкультурного опыта в контактах с

не немецким населением,

- объема знаний о других культурах,

- убеждения и установки на аккультуризацию,

- убеждения и установки на национализм и шовинизм,

- склонности к авторитарности и властности,

- компетентности и контролируемости педагогических действий,

- социальной поддержки,

- учебной нагрузки,

- атмосферы в классе и настроя учеников к межкультурным различиям.

3.1 Подготовка студентов - педагогов

В этой части доклада было сообщено, что в университете им. Гумбольдта в Берлине со студентами Института реабилитационных наук проводятся:

    • 2 часа лекций по межкультурному воспитанию для всех студентов - педагогов со сдачей зачета,

    • 2 часа семинарских и практических занятий по межкультурному воспитанию для студентов сурдокафедры,

    • туторий по психологии для всех студентов института реабилитационных наук по межкультурным конфликтам (занятие проводят сами студенты),

    • рабочая группа-проект «Migrakids» (Дети-иммигранты) для всех студентов: практическая работа отдельных студентов в школах во внеклассное время.

Автором доклада был разработан проект «Межкультурное воспитание средствами музыки». При реализации проекта были: сняты 2 DVD-фильма на тему интеркультурного воспитания и написано «Руководство для родителей глухих детей-иммигрантов» на немецком языке, которое было переведено на русский и турецкий языки.

Кроме того, на занятиях со студентами проводятся следующие виды работ:

- сбор информации о личном опыте студентов в межкультурных контактах,

- анализ сведений, полученных из средств массовой информации о наиболее часто встречающихся в немецком обществе межкультурных конфликтах с иммигрантами,

- разрабатываются предложения по разрешению межкультурного конфликта педагогическими средствами.

3.2 Анализ решения межкультурных конфликтов учителями

Далее автором доклада был предложен анализ наиболее часто встречающихся ситуаций межкультурных конфликтов и оценка степени опасности этих конфликтов с точки зрения учителей. Анализ представлен в следующей таблице.

Наиболее часто встречающиеся в школах Германии межкультурные конфликты

Категория

Ситуация в школе

% случившихся ситуаций

Степень опасности

(1 до 6)

Межкультурные

различия

-мусульманка носит платок

-родители-иммигранты запрещают дочери посещать уроки по сексологии и плаванию

50

1, 61

Межкультурные конфликты

-ученик не хочет сидеть рядом с иммигрантом

-немец и иммигрант дерутся

-националистские и шовинистические высказывания в классе

65

3,11

Межкультурная

Вражда

-националистические знаки в классе

(фашистский крест, шовинистские листовки)

40

4,51

Категория

ситуация в школе

% случившихся ситуаций

Степень опасности

( 1 до 6 )

Проблемы, создаваемые иммигрантами

-ученик-иммигрант постоянно мешает на уроке

-ученик-иммигрант сексуально пристает к одноклассницам

49

3,63

Общие проблемы

-ученик приходит в школу в алкогольном состоянии

-ученик ломает мебель

25

3,81

3.3 Анализ реакции студентов-педагогов на межкультурные конфликты

Профессор Людмила Хоппе сообщила, что в 2001 - 2005годах было опрошено: n= 54 студента (в среднем возрасте 23 – 29 лет) кафедры сурдопедагогики института реабилитационных наук университета им. Гумбольдта в Берлине для выявления их реакции на межкультурные конфликты, что также показано в таблице.

Анализ педагогических стратегий в решении межкультурных конфликтов стедентами-педагогами (GRID-Technik, Kelly 1955):

Форма решения конфликта

Тематезирование /обсуждение/, дискуссия:

разговор с самим учеником; обсуждение в узком кругу или в классе; тематические проекты на уроке

Х = 4,83

Наказание: наказание работой; предупреждение ученика;

сообщение директору; обсуждение на педсовете; информация в отдел образования

Х = 2,81

Разговор со школьным психологом

Х =2,42

Разговор с коллегами

Х = 3,3

Разговор с родителями

Х = 4,96

4. Анализ методов предупреждения и урегулирования возможных межэтнических конфликтов в социально-педагогическом процессе

4.1 Анализ причин и мотивов этнических конфликтов

В этой части доклада профессор Людмила Хоппе процитировала Г.И.Козырева, известного отечественного конфликтолога: «Межэтнический конфликт проходит те же стадии развития, что и любой другой конфликт, но имеет свои специфические особенности. Он способен проникать во все другие типы конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Если субъектами противостояния, независимо от причины возникновения конфликта, являются представители различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее значение».

Далее автором доклада были раскрыты особенности развития межэтнического конфликта и предложены к рассмотрению типы межкультурных конфликтов:

  1. Социально-экономические – борьба за перераспределения части общественного продукта в свою пользу.

  1. Культурно-языковые – защита родного языка и национальной культуры.

  1. Территориально-статусные – борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса.

  1. Сепаратисткие – борьба за выход из состава федерации и образование собственного независимого государства.

Особо автор доклада остановилась на причинах межэтнических конфликтов в Германии, которые чаще всего происходят на:

- политическом уровне: борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства (отсутствие права голосования).

- экономическом уровне: неравенство этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов (в результате миграции населения традиционные виды деятельности остаются внутри одного этноса).

- социокультурном уровне: ущемление ценности этноса - наиболее болезненные и насыщенные конфликты (противоречия, связанные с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностей этносов).

- бытовом уровне: общая подсознательная неприязнь к представителям определенного этноса, приобретающая массовый характер.

- историческом уровне: прошлые обиды, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне.

Наиболее часто встречающиеся конфликты, по мнению автора доклада, это конфликты на социокультурном уровне.

4.2. Предпосылки для овладения стратегиями решения конфликтов

Профессор Людмила Хоппе считает, что для овладения стратегиями решения конфликтов будущие учителя должны иметь следующие знания и умения:

1. Подавлять, возникающие аффекты.

2. Знать причины своеобразного поведения представителей других культур.

3. Анализировать собственные мысли и поступки.

4. Уважать, признавать, принимать убежденности представителей других культур.

5. Расширять компетенции в действиях, направленных на взаимопонимание и приобретение способности к профилактике конфликтов.

4.3 Решение межэтнических конфликтов

Докладчик отметила, что для решения конфликта необходимо предпринять следующие шаги:

- Выявить степень участия сторон в создании конфликта.

- Понять распределение ролей и сил в конфликте.

- Выявить неправильно понятое или недопонятое.

- Очертить границы взаимных претензий.

- Предугадать последствия конфликта.

- Изменить поведение в конфликте.

- Предупредить дальнейшее углубление конфликта или создание новых конфликтов.

- Решить конфликт.

Также автор доклада остановилась на методах предупреждения и урегулирования межкультурных конфликтов.

Людмила Хоппе заметила, что важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению, и предложила к рассмотрению наиболее часто встречающийся метод решения межкультурных конфликтов. К нему относится метод вмешательства «авторитетного третьего».

Работа по этому методу может проводиться как с детьми дошкольного возраста, так и со старшими детьми и даже со взрослыми. Далее докладчик привела примеры работы по разрешению конфликта с дошкольниками и детьми школьного возраста.

1. С куклой Долли дети могут обсудить и высказать все свои проблемы и претензии, чтобы она рассудила споры между дошкольниками, т.е. все наболевшие проблемы дети рассказывают кукле (проект Свободного университета в Берлине «Мир детей»).

2. Метод «Медиатор», является в последнее время наиболее популярной формой разрешения межэтнических конфликтов среди школьников в Швейцарии, Австрии и Германии.

Медиатор или «примиритель» (Schlichter) должен стоять над межнациональными конфликтами и быть полностью нейтрален. Медиация является разбором между конфликтующими сторонами в присутствии нейтрального «авторитетного третьего», который стоит за обе стороны и имеет полное понимание их проблемы. Разрешение спора ведется не в поиске виноватого, а в поиске решения для будущего безконфликтного общения обеих сторон. Медиация – посредничество, должна привести к соглашению. Конфликтующим разъясняют причины их конфликта и предлагают решения, при которых не ущемляются интересы ни одной из сторон.

Профессор Людмила Хоппе сообщила, что в Германии имеется 2 университета в г. Хаген (Fern Universität in Hagen) и Франкфурт на Одере (Universität in Frankfurt am Oder), которые, выпускают медиаторов (Master of Mediation).

В Германии, заметила Людмила Хоппе, наблюдается стремление к разрешению межэтнических конфликтов мирным путем. В последнее время здесь развивается движение безнасильственного разрешения межэтнических и межрелигиозных конфликтов между старшеклассниками.

В заключение профессор Людмила Хоппе поделилась тем, что в 2005 году 14 раз были присуждены призы общества Мete-Eksi-Fond за межкультурное воспитание и межэтническое миротворчество.

Первый приз (2000 Евро ) был присужден проекту MuT (Menschlichkeit und Toleranz ), Берлин, район Марцан;

второй приз (1000 Евро) был присужден проекту «Protection 05», Берлин, район Кройцберг.

Важное значение имел доклад заместителя директора Института филологии и истории РГГУ профессора Юрия Троицкого «Конфликты истории versus конфликты интерпретации».

Докладчик отметил, что тема конференции становится все более актуальной с каждым днем — стоит только включить радио или телевизор. Большинство конфликтных ситуаций имеют давние корни, которые стали сюжетами (или не стали) отечественных учебников истории.

Под конфликтом обычно понимается столкновение чьих-либо интересов, принимающее явные формы — от политической или экономической борьбы до военных действий.

Конфликт как таковой — неизбежное свойство любого полиэтнического и мультикультурного общежития. Да и жизнь любого человека на всем ее протяжении конфликтна. Конфликт — тотальное свойство жизни. Более того — источник развития этой жизни. С одной оговоркой: границы и формы конфликта не должны принимать крайних выражений и вовремя разрешаться. Есть даже специальная область знания — конфликтология, имеющая своим предметом разнообразные конфликтные ситуации.

Далее докладчик сказал, что если проанализировать типологию конфликтов, в том числе исторических, то можно выделить: экономические, социальные, политические, конфессиональные и культурно-ментальные конфликты. Однако подобная типология носит, разумеется, относительный характер, потому что реальный конфликт — явление многослойное и сочетает, как правило, несколько перечисленных типов. Гораздо важнее, на мой взгляд, выделять в исторических конфликтах фактографическое ядро и мифологический шлейф, который всегда сопутствует сложным событиям. Этот мифологический шлейф овладевает не только массовым сознанием многих поколений, но даже и профессиональное сообщество историков не свободно от его влияния. Вспомним такие сюжеты как Невская битва, опричный террор Грозного или движение декабристов, которые были разработаны в нашей историографии неизмеримо полнее, нежели многие иные, не менее важные события Отечественной истории. Известный французский историк Пьер Нора назвал это явление «местами памяти». У каждого народа и в каждой культуре есть свои «места памяти». Современные учебники истории в значительной мере ангажированы «местами памяти», что проявляется в акцентуации тех или иных сюжетов. Это нормально. Плохо, когда действительные места памяти подменяются, в силу политической конъюнктуры, иными местами, которые через некоторое время оказываются пустышками, не заполненными никакими историческими или культурными смыслами.

Особо профессор Ю.Л.Троицкий подчеркнул, что учебник истории оказывается пространством, на котором конфликтует фактография и историческая мифология и, к сожалению, до сих пор многие авторы школьных учебников полагают, что именно мифологии принадлежит основная роль в воспитании учеников. Отсюда натяжки, искажения и прямая фальсификация исторических фактов. Долгий опыт не только России доказал, что мифологические кумиры рано или поздно низвергаются, а мифы развенчиваются.

Также докладчиком было отмечено, что одним из основных познавательных, эпистемологических уроков ХХ века стал тезис о том, что «действительность шире любой описывающей ее системы… и поэтому, чтобы адекватно описать какой-либо объект (или событие), необходимо, чтобы это событие было описано в двух противоположных системах описания. Это принцип дополнительности, сформулированный Нильсом Бором в квантовой механике, а затем перенесенный на любое научное описание» (Вадим Руднев «Прочь от реальности» М.2000. С.9). В качестве таких гуманитарных экспликаций можно привести работы Ю.М. Лотмана, посвященные истории отечественной культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..