Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место при обучении в ...полностью>>
'Памятка'
Каталог элективных дисциплин, рекомендованный учебно-методическим советом Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (протокол № от «...полностью>>
'Документ'
У каждого человека имеется сахар (глюкоза) в крови? Да, у каждого человека есть сахар в крови. Для чего сахар нужен организму? Все клетки организма д...полностью>>
'Решение'
Рассмотрев письмо управления городского хозяйства Снежнянского городского совета от 22.07.2011 №01/09-363 «О разрешении на составление проекта землеу...полностью>>

Программа дисциплины История западной философии для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет философии

Программа дисциплины

История западной философии

для направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра

Авторы к.филос.н. Михайловский А.В., к.филос.н. Макарова И.В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» истории философии

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой А.М. Руткевич

_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

2011

Пояснительная записка

Цель курса — познакомить студентов с ранним периодом развития философии, в ходе которого были выработаны основополагающие для европейской культуры понятия, метафизические системы, эстетические, этические и политические доктрины. Курс вводит слушателей в творчество великих философов прошлого, раскрывает проблемы, поставленные той или иной теорией, учит самостоятельно размышлять над этими проблемами и тем самым способствует формированию гуманитарной культуры мысли.

Цель изучения истории философии — не «доксография», не «описание мнений» (хотя она и не должна этим пренебрегать), представляющих собой мертвый исторический материал, а раскрытие актуальности великих философских вопросов древности и умение соотносить с ними живой философский дискурс.

Греки придумали слово philosophia, означающее «любовь к мудрости», и традиция, начало которой положила греческая философия как грандиозное рациональное предприятие, была продолжена в средние века. Необходимо добраться до истоков этого феномена, учитывая, что философия есть явление историческое.

Задачи дисциплины определяются данной целью и раскрываются как формирование навыков историко-философского анализа текстов античных философов, умения анализировать специфику исторического контекста, способности раскрывать смысл той или иной философской теории и видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.

Методические рекомендации

Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и комментирование наиболее важных текстов античных философов на семинарах; выступления с докладами; ответы на вопросы по теме и диспуты.

В ходе курса студенты должны подготовить одну письменную работу в форме эссе. Эссе предполагает свободную (в стилистическом отношении) разработку темы. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) должен быть не менее 8 и не более 12 компьютерных страниц (12 кегль, полуторный интервал). Необходимо правильное оформление цитат и списка литературы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

об основных периодах истории античной мысли, об историко-культурном контексте философских учений

знать:

авторов, их произведения и доктрины, философские школы, философскую терминологию в аспекте ее развития

понимать:

историческое своеобразие философских учений, специфику понятий, взаимосвязи между философскими учениями

уметь:

читать и комментировать оригинальные философские тексты, формулировать их смысл в современных терминах, реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной науки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольная работа, эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного ответа на вопросы по какому-то разделу курса.

Тематический план

п/п

Наименование тем

Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем

Введение. Возникновение философии

2

3

11

Ранняя греческая философия

4

3

11

Классический век древнегреческой философии

6

3

11

Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи

4

3

11

Основные черты христианской мысли. Патристика

4

3

11

Схоластика

4

3

11

ИТОГО:

108

24

18

66

A. Возникновение философии

Общая литература

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981

B. Античная философия

Литература по античной философии

Основная литература1

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел II. Гл. 1–9. М., 2005.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. М., 2002.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 1993.

Гомперц Т. Древнегреческие мыслители. Т. 1–2. СПб., 1999.

Греческая философия. Т. 1. М., 2006.

Доброхотов А.Л. Категории бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Т. 1. М., 1995.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001; т. 2. М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959 (см. также многочисленные переиздания).

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность СПб., 1994.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / Сост., ред. и вст. ст. П.П. Гайденко. М., 1994.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Справочники

Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000–2001.

Философская энциклопедия: В 5 тт. М., 1960–1970.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1983.

Источники

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975; т. II. М., 1976.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (есть более поздние переиздания).

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1975.

Интернет-ресурсы

Переводы античных авторов, а также книги, статьи и главы из учебников по истории античной философии на сайте ИФ РАН: www.philosophy.ru

I. Введение

1. Возникновение философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии в отличие от Древней Индии и Китая. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии».

II. Ранняя греческая философия («досократики»)

1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).

2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).

3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай.

4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.

5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге.

6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.

7. Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты.

Литература по ранней греческой философии («досократики»)

Источники

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975 (выборочная перепечатка текста Маковельского).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.

Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

Исследования по отдельным темам

Богомолов А.С. Дилектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.

III. Классический век древнегреческой философии

1. Софисты и Сократ.

a) Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до Р.Х. Основы «энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей». Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»). Фрасимах о праве сильного.

b) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа («Апология Сократа» и «Критон»).

2. Философские учения Платона и Аристотеля.

1. Платон.

1. Жизнь и сочинения.

2. Влияние предшествующей философии на философию Платона. Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и Демокрит, Платон и софисты, Платон и Сократ.

3. Гносеология, психология, онтология Платона в их взаимосвязи.

а) Различие между episteme и doxa, «знанием» и «мнением» («Государство», «Теэтет»). Диалектика Платона. Иерархия знания в начале книги VII «Государства» («притча о пещере»). Познание как любовное влечение («Пир»).

b) Три части души, кругооборот душ («Федр», «Государство»). Знание как anamnesis («Менон»). Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»).

с) Учение о бытии («теория идей»). Вещь и ее eidos. «Причастность» (methexis) вещей идеям. Структура идеального бытия («Парменид», «Софист»). Идея Блага (agathon). Смысл высказывания «по ту сторону сущности».

4. Космология и теология Платона. Демиург как творец мира. Обоснование вечности космоса. «Мировая душа» и «восприемница» chora («Тимей»). Идеи как числа.

5. Этика и политика Платона («Государство», «Законы»). Добродетель как arete человека. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости». Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. Правильное и неправильные государственные устройства.

2. Аристотель.

1. Жизнь и сочинения. Вклад Аристотеля в развитие науки.

2. Логика. «Органон» как орудие научного познания. «Категории» — учение о значении имен вне контекста, различение «первых» и «вторых» сущностей. «Аналитики» — учение об аподиктическом знании, силлогистика. «Топика», «Риторика», «О софистических опровержениях» — способы диалектического рассуждения по правилам.

3. Физические работы. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе».

4. Психология. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Три способности души. Различение деятельного и страдательного ума.

5. Первая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe. Учение о dynamis и energeia. Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля. Критика Платоновской теории идей.

6. Этика и политика. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon). Цель государства и формы политического устройства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100. 62  

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины Методика написания курсовых и квалификационных работ для направления 032100. 62  

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  3. Программа дисциплины логика для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Основные цели и задачи курса: ознакомление студентов-востоковедов с формами и приемами рационального познания, создание у них общего представления о логических методах и подходах, используемых в области их профессиональной деятельности,
  4. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет философии программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    От студентов требуется посещение лекций, подготовка не менее одного устного доклада и участие в обсуждениях поднимаемых на семинаре вопросов, представление реферата, отвечающего изложенным в программе требованиям, обязательное участие
  5. Программа дисциплины Культурное развитие изучаемого региона (Древний Китай)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..