Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
для проведения открытого конкурса по выбору страховой компании на право заключения Договора добровольного медицинского страхования работников генерал...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной уч...полностью>>
'Закон'
Выплата заработной платы в незначительных размерах, а также заработная плата «в конвертах», ведение двойной бухгалтерии негативно влияет на состояние...полностью>>
'Справочник'
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ — издание, представляющее собой электронную запись информации (произведения) на магнитном диске, компакт-диске и т. д., рассчитанн...полностью>>

Н. Ю. Каменская антикризисное управление финансами при угрозе банкротства учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Н.Ю. КАМЕНСКАЯ

антикризисное управление ФИНАНСАМИ

ПРИ УГРОЗЕ БАНКРОТСТВА

Учебное пособие

Для студентов специальности

051100 «Менеджмент организации»

НОВОСИБИРСК 2004

содержание

содержание 3

Раздел 1. Банкротство предприятия: понятие и правовые основы 4

1.1. Понятие, виды и причины банкротства 4

1.2. Действующее законодательство о несостоятельности в России 7

1.3. Критерии банкротства предприятия 15

1.4. Модели и методы диагностики и прогнозирования вероятности банкротства 16

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРИ УГРОЗЕ БАНКРОТСТВА 28

2.1. Политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства 28

2.2.Масштабы кризисного состояния предприятия 30

2.3. Изучение основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия 30

2.4. Механизмы финансовой стабилизации 31

Раздел 1. Банкротство предприятия: понятие и правовые основы

Экономика любого государства не может существовать без действенных механизмов ликвидации предприятий, не имеющих перспектив развития и не соответствующих сложившейся системе экономических отношений. Сейчас в формирующейся в России экономике рыночного типа задача ликвидации неэффективных предприятий решается институтом банкротства. Широко распространенное представление о банкротстве как о судебных процедурах основано на том факте, что в развитых странах Запада предприятие может быть признано банкротом только по решению суда. Однако сам институт банкротства в этих странах не ограничивается только судебными процедурами и иногда включает в себя внесудебные действия по предотвращению худшего для предприятия исхода и смягчению социальных последствий, если ликвидация предприятия неизбежна.

Основными целями норм и процедур банкротства являются восстановление нормального функционирования должников – юридических лиц (освобождение от долгов должников – физических лиц) и ликвидация юридических лиц, неспособных эффективно функционировать.

1.1. Понятие, виды и причины банкротства

Банкротство (финансовый крах, разорение) – это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств.

Экономисты по-разному определяют данное понятие.

Ковалев В.В. определяет банкротство как «завершающую стадию неудачного функционирования компании, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений» [14].

Волков О.И. под банкротством предприятия понимает его «неспособность финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства» [41].

В современное законодательство Российской Федерации термин «несостоятельность (банкротство)» введен Законом РФ от 19.10.92 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В процессе обсуждения данного закона рассматривался вопрос о сходстве и различии понятий «несостоятельность» и «банкротство». В результате было принято решение использовать эти термины как синонимы. Новый закон РФ от 26.10.02 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сохранил этот подход [3].

Столь свободное взаимозамещение терминов «несостоятельность» и «банкротство» при обозначении одного и того же явления возникло под влиянием законодательства и судебной практики стран англосаксонской системы права [30]. Тем не менее, даже в законодательстве этих государств термин «банкротство» имеет узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай несостоятельности. С точки зрения Хоа Л., «банкротство – процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью или нецелесообразностью его деятельности» [31]. Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в абсолютную неплатежеспособность. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности). Отсюда вытекает, что банкротство и несостоятельность – два различных понятия и в Законе следовало бы дать отдельно понятия неплатежеспособности (несостоятельности) и банкротства.

Большой экономический словарь (1994 года) определяет несостоятельность как прекращение платежей по долгам, а банкротство – как долговую несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Компании формально становится банкротом после решения суда о ее неспособности рассчитываться по долговым обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) в ст.2 нового Закона о несостоятельности от 26.10.2002 определяется как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».[3]

По существующему законодательству основным признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.

Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:

«несчастной», не по собственной вине, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства, банкротство должников и другие внешние факторы);

«ложной» (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам;

«неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.

В первом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо. Наиболее распространенным является третий вид банкротств.

«Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые» точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия.

Также банкротство можно условно разделить на три вида в зависимости от того, что является его первопричиной [32]:

  1. банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением;

  2. банкротство собственника, вызванное в первую очередь недостатком у собственника инвестиционных ресурсов;

  3. банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов, в силу устаревшего оборудования и технологии или жесткой конкуренции, предприятие производит неконкурентную продукцию. Это состояние практически неустранимо путем смены управляющего или инвестиционными вливаниями без частичного или полного перепрофилирования производства.

Важным понятием в законодательстве является фиктивное банкротство – это положение, когда должник подает заявление о признании себя несостоятельным (банкротом), располагая достаточными возможностями для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме [40].

Возможность должника объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации при условии отсутствия возражений кредиторов предусмотрена в ст.37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данная процедура проводится во внесудебном порядке. Этот порядок регулируется главой 3 указанного Закона. Важно подчеркнуть, что при фиктивном банкротстве имеет место искажение оснований банкротства, а именно, сведений о несостоятельности должника.

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за фиктивное банкротство, в частности: гражданско-правовую, дисциплинарную, уголовную.

Предпосылки банкротства многообразны – это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера.

К внешним факторам относятся [25]:

  • экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства: высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия;

  • политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

  • усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса;

  • демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

К внутренним факторам относятся:

  • дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;

  • низкий уровень техники, технологии и организации производства;

  • снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как результат высокий уровень себестоимости, убытки, «проедание» собственного капитала;

  • создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие лезть в долги и может быть причиной его банкротства;

  • плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство;

  • отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;

  • привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;

  • быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые оборотные активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. Мониторинг обанкротившихся фирм США показывает, что с точки зрения самих банкротов и их кредиторов банкротство обусловлено конкретными внешними и внутренними факторами [30] (Таблица 1).

Таблица 1

Причины банкротства предприятий в США

Причины банкротства

По мнению руководства предприятия-должника

По мнению кредиторов

Спад деловой активности

Недостаточность капитала

Конкуренция

Уменьшение стоимости активов

Неплатежи

Неэффективное управление

Неудачное месторасположение

Высокие процентные ставки по кредитам

68

48

40

32

30

28

15

-

11

29

33

9

6

18

59

3

-

2

Из приведенных данных видно, что руководство предприятий считает, что причинами банкротства в основном являются внешние факторы, такие, как общий спад деловой активности, недостаточность капитала, конкуренция, неплатежи. Кредиторы, напротив, основными причинами банкротства считают внутренние факторы предприятия и прежде всего неэффективность управления.

По данным стран с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой, разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 – с внутренними. Не без основания можно полагать, что в современной России характерной чертой является обратная пропорция влияния этих факторов. Экономическая нестабильность, нарушение механизма финансового регулирования и отсутствие конкурентной среды следует отнести к наиболее значимым факторам, усугубляющим кризисную ситуацию на российских предприятиях.

1.2. Действующее законодательство о несостоятельности в России

Развитие института банкротства в современной России

В настоящее время законодательство о банкротстве переживает процесс воссоздания. Впервые полноценный акт о несостоятельности был принят в 1740 году. Тогда банкротом признавался тот, кто «сам объявлял в суде о своей неплатежеспособности», или тот «на которого в суд поступали неоплаченные обязательства», а также те, кто «вел свои дела халатно, допускал подлог, злостное умышленное объявление о своем банкротстве с целью уменьшения убытков и сокрытия требований кредиторов». В отношении каждого вида несостоятельности принимались различные меры ответственности.

После революции 1917 года законодательство о банкротстве было забыто на целых 75 лет. Однако логика экономических реформ, проводимых в России с конца 80-х годов, привела к необходимости восстановления этого института, который является обязательным атрибутом рыночных отношений.

Формирование системы банкротства началось с выходом в июне 1992 года Указа Президента РФ №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных санкций» этим Указом были сформулированы основные требования для признания неплатежеспособности государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля госсобственности составляла не менее 50%.

На практике же данный Указ практически не действовал, и фактически приступить к процедуре проведения банкротства предприятий стало возможным только после вступления в силу закона о банкротстве.

Первый после длительной паузы законодательный акт о банкротстве был принят 19 ноября 1992 года и веден в действие с 1 марта 1993 года. Однако уже первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, поверхностность, многочисленные пробелы в регулировании. Дело в том, что Закон РФ №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года представлял собой попытку объединить элементы различных систем несостоятельности, действующих в разных странах. При этом российский закон, предоставив участникам имущественного оборота возможность применения к должнику элементов различных систем банкротства, тем и ограничился, не имея детальное регулирование механизма их реализации. В то же время само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал российский закон, не отвечали представлениям о рыночной экономике, поскольку основывались на принципе неоплатности должника, от которого большинство зарубежных законодательств отказались многие десятилетия назад.

В целях обеспечения организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации законодательства о банкротстве предприятий, Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 20 сентября 1993 года № 926 при Государственном комитете РФ было создано Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротстве) – ФУДН - специальный государственный орган, наделенный широкими полномочиями. Формально перед ФУДН ставились задачи:

  • проведение государственной политики, направленной на предотвращение банкротства предприятий;

  • оказание помощи предприятиям, имеющим признаки банкротства;

  • создание нормативно-правовой базы банкротства;

  • привлечение инвесторов для участия в финансировании реорганизации.

Однако на практике процесс признания предприятий несостоятельными шел с большим трудом. С одной стороны, ФУДН имело очень широкие полномочия в этом процессе и согласно положениям закона могло начать процедуру банкротства в отношении практически любого предприятия. С другой стороны, в условиях всеобщих неплатежей, когда даже правительство отвечало по своим обязательствам с большим опозданием, не было четко прописанных адекватных критериев, по которым можно было определить реальный кризис на предприятии.

Попыткой обеспечить реальный механизм выявления банкротов был Указ Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 22 ноября 1993 года, а также вышедшее вслед за ним Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 года №498. Этот документ первым регламентировал порядок признания неплатежеспособным предприятия, определял систему критериев для выявления неудовлетворительной структуры баланса.

В сентябре 1997 года ФУДН было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО). Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о банкротстве. ФСФО наделяется еще более широкими полномочиями, чем ее предшественник. Основными задачами Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству являются :

  • разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций;

  • проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

  • исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного обеспечивать защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

  • разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

При этом Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству имеет право: принимать решения о необходимости проведения санации и контролировать использование средств; предлагать кандидатуры конкурсных и арбитражных управляющих; контролировать уровень их профессиональной подготовки; издавать обязательные для исполнения акты по вопросам, отнесенных к ведению ФСФО.

Несмотря на предпринятые меры, динамика дел о банкротстве должников в первые годы применения Закона 1992 года выглядела довольно вяло (Таблица 2): в 1993 году было рассмотрено немногим более 100 дел; в 1994-м – 240 дел; в 1995-м – 1180 дел, в 1996-м – 2618 дел, в 1997 году – более 4600 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2600 в 1997 году (по данным ФСФО). Дело в том, что этот закон в высшей степени затруднил возможность обанкротить неплательщика: законодатели встали на защиту бывших государственных компаний и их руководства.

Таблица 2

Статистика банкротств1 в России, 1993 – 2001 гг.

Год

Компании, подвергнутые процедуре банкротства, количество

Доля в общем количестве предприятий, зарегистриро-

ванных на начало года, %

В отсутствие должника

Начата ликвидация

Введено внешнее управление

Коли-

чество

% обще-

го коли-

чества

Коли-

чество

% обще-

го

коли-

чества

Ко-

ли-чест-во

% обще-

го коли-

чества

1993

100

1994

240

1995

1180

1996

2618

1997

4700

1998

10681

0,5

1177

11

4747

44

1041

10

1999

15422

0,9

3216

21

8299

54

1183

8

2000

24191

1,3

9351

39

15143

63

1089

5

2001

48055

2,1

34764

72

38386

80

1229

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Ю. Каменская основы стратегического менеджмента учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с рисками предпринимательской деятельности: основные источники рисков, их классификация, анализ и оценка, способы измерения рисков и методы их регулирования.
  2. Пособие для поступающих в вузы

    Реферат
    Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  4. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  5. Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд

    Документ
    Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека.

Другие похожие документы..