Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: выработать умение строить график квадратичной функции и применять графическое представление для решения неравенств второй степени с одн...полностью>>
'Документ'
Люди продолжают употреблять их, несмотря на то, что с давних пор отмечались негативные последствия употребления наркотиков: адская зависимость, риск п...полностью>>
'Урок'
 Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады....полностью>>
'Документ'
Электричка уже подкатывала к перрону, когда в вагон вошли два дюжих контролера сразу с обоих концов, чтобы отсечь пути к бегству....полностью>>

Исследование инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса г. Новосибирска

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.НОВОСИБИРСКА

Аналитический отчет

ЗАКАЗЧИК: Муниципальное автономное учреждение города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства»
(МАУ «ГЦРП»)

ПОДРЯДЧИК: ООО «Институт прикладной статистики
и стратегического анализа»

Новосибирск - 2010

Содержание

Введение 3

Глава 1. Инновационная деятельность: понятие и основные категории 5

Глава 2. Особенности информационной базы исследования 10

Глава 3. Инновационная активность Новосибирской области и
г. Новосибирска 16

Глава 4. Оценка вклада МСП в инновационную активность
г. Новосибирск 40

Глава 5. Исследование структуры инноваций и оценка
структурных сдвигов 52

Глава 6. Анализ затрат на инновации по видам инновационной
деятельности 60

Глава 7. Основные источники финансирования инноваций МСП в
г. Новосибирске 66

Глава 8. Место Новосибирской области и г. Новосибирска в
типологии регионов России по уровню инновационной
активности 69

Заключение 74

Приложения 82

Исполнители:

ГЛИНСКИЙ В.В. – д.э.н., профессор, зав. кафедрой статистики НГУЭУ

СЕРГА Л.К. – к.э.н., доцент кафедры статистики НГУЭУ

Введение

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется усилением внимания к вопросам управления инновационным развитием регионов. В условиях глобализации и международной конкуренции инновационный вариант развития российской экономики является фактически безальтернативным.

Актуальность инновационного развития регионов продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны. Сохраняющийся высоким уровень дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ ведет к ежегодным потерям в 2-3% ВВП. Кроме того, именно от инновационной активности и инновационной восприимчивости региональных экономик и отраслей зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике.

Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом. Поэтому одним из основных условий экономического роста региона и муниципального образования является рост инновационной активности его государственного и частного сектора экономики. Данное условие актуально не только для экономически развитых регионов РФ, но в большей степени для проблемных в этом отношении регионов.

Эффективность этого процесса во многом зависит от полноты и достоверности социально-экономических исследований по широкому кругу вопросов.

Основным актором инноваций выступает малое предпринимательство. Условия и факторы развития инновационной деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства в отдельных регионах России значительно отличаются, в итоге отличается и результат этой деятельности – инновационная активность региона. Поэтому очень важно оценить место г. Новосибирска на инновационной карте России, и вклад малого предпринимательства в инновационную активность региона.

В этом заключается цель данного исследования.

Аналитическое исследование проводилось по данным об инновационной деятельности малых и средних предприятий (МСП) г. Новосибирска.

При создании информационно-аналитических материалов были использованы официальные данные Росстата и других ведомств в динамике; сайтов; административных информационных ресурсов; общественного мнения; публикаций и прочих источников. Материал содержит аналитического обзор с применением графического представления данных, некоторое методологическое сопровождение, а также сравнение данных по г. Новосибирску с аналогичными данными по России, Новосибирской области.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  • Собрать информацию по основным инновационным показателям предприятий малого и среднего бизнеса Новосибирской области за 2006-2009 гг. и г. Новосибирска за 2009 г.;

  • Оценить вклад МСП в инновационную активность г. Новосибирска;

  • Исследовать типовую, видовую и отраслевую структуры инноваций и оценить структурные сдвиги;

  • Выполнить анализ затрат на инновации по видам инновационной деятельности;

  • Выявить основные источники финансирования инноваций МСП в г. Новосибирске;

  • Определить место Новосибирской области и г. Новосибирска в типологии регионов России по уровню инновационной активности.

Глава 1. Инновационная деятельность: понятие и основные категории

Уровень общего благосостояния населения зависит от результатов развития и внедрения научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс следует условно разделить на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие:

- научные достижения;

- научно-технические нововведения (инновации).

В первом случае результатами научно-технического прогресса являются новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, во втором случае - научно-технические нововведения (инновации).

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций, основным среди которых является международный стандарт «Руководство Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям), разработанное экспертами ОЭСР и Евростата, принятый в г. Осло в 1992 г.1

В Руководстве Осло выделяется четыре типа инноваций, охватывающие широкий диапазон изменений, характерных для деятельности фирм: технологические (продуктовые и процессные), организационные и маркетинговые.

Продуктовые инновации подразумевают значительные изменения в свойствах производимых товаров и услуг. Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные прин­ципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии «Руководства Осло» - инкрементальная продуктовая инновация) - это уже: существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложной, комплексной продукции).

Процессные инновации подразумевают значительные изменения в методах производства и доставки.

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, в том числе методов передачи продуктов. Такие инновации могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на применении результатов исследований и разработок.

Они нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи существующей продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых либо усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены (поставлены) с использованием обычных производственных методов.

Услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства (передачи) услуг также является технологической инновацией.

Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством (передачей) новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, либо с повышением эффективности производства (передачи) существующих услуг.

Организационные инновации относятся к сфере внедрения новых организационных методов. Это могут быть изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях фирмы.

Маркетинговые инновации включают реализацию новых методов маркетинга. Это могут быть изменения в дизайне продукта, его продвижении и размещении, методах установления цен на товары и услуги.

С позиций новизны рынка различаются инновации: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологии)2.

Различают три логические формы инновационного процесса (ИП): простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.

В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии.

Фактором, способным активизировать инновационную активность является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на “пассивный” внутренний рынок и “активный” внешний рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения “выживания” в условиях конкуренции.

Инновационное развитие экономики предопределяет конкурентоспособность страны, включая конкурентоспособность предприятий и выпускаемую ими продукцию, пользующейся спросом на внутреннем рынке и позволяющей завоевывать новые международные рынки.

Основные положения методологии изучения инновационной деятельности, принятые в международной статистической практике и сформулированные в «Руководстве Осло» разработаны применительно только к технологическим инновациям.

Глава 2. Особенности информационной базы исследования

Возникновение статистики инноваций в ведущих индустриальных государствах было связано с усилением внимания к вопросам технологического развития как фактора конкурентоспособности компаний, отраслей, стран. Формирование инновационной политики потребовало создания адекватной информационной базы, и ответом на это явились сначала методологические и практические меры по статистическому изучению отдельных аспектов инновационной деятельности в ряде стран, а затем скоординированные усилия по стандартизации статистики инноваций и подготовка соответствующих рекомендаций под эгидой ОЭСР и Евростата.

Меры по реформированию российской статистики, предпринятые в последние годы способствовали не только качественному совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны. Среди них и статистика инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики инноваций охватывают изучение целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена; оценку текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции, факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их; анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.

Единицей отчетности в статистике инноваций являются инновационно-активные предприятия. Их идентификация базируется на расширенном круге признаков, включающих, помимо внедрения новых или усовершенствованных продуктов, услуг и процессов, участие в других видах инновационной деятельности - выполнение исследований и разработок; приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведение маркетинговых исследований.

Учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежуточными стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, пробные производство и испытания, обучение и подготовка персонала, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с внедрением инноваций).

На этой основе рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий, отражающие степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - одного года либо трех-пяти лет).

Уровень инновационной активности предприятий обычно определяется как отношение количества инновационно-активных, т. е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности, предприятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе.

В аналитической практике используются интегральная оценка уровня инновационной активности предприятий, охватывающая все виды инновационной деятельности за рассматриваемый период времени; оценки, учитывающие участие предприятия в каком-либо одном определенном виде инновационной деятельности, а также основанные на измерении результатов инновационной деятельности.

Инновационная активность предприятия характеризуется также на­личием завершенных инноваций и степенью участия в их разработке (самостоятельно, совместно с другими организациями, в основном сторонними организациями). Если инновационная деятельность на предприятии не осуществлялась, то в статистике стараются анализировать причины такого положения дел (отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций, отсутствие рыночного спроса и др.).

Новейшим достижением статистики является изучение, наряду с технологическими инновациями, изменений в системе организации управления на предприятиях (организационные инновации). Среди них рассматриваются разработка и реализация новой или значительно усовершенствованной корпоративной стратегии, внедрение современных методов управления (в частности, на основе информационных технологий), новых организационных структур, систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), методов организации труда, логистики; создание специализированных исследовательских, технологических, инновационных, маркетинговых подразделений.

Для формирования базы исследования были использованы следующие статистические данные сборников по науке и инновационной деятельности, подготовленных ГУ – Высшей школой экономики на основе материалов ФСГС, ОЭСР, Евростата и других международных организаций; Росстатом, ТО ФСГС по Томской и Новосибирской области, свод отчетных данных предприятий Новосибирской области по формам отчетности № 4 – инновация, № 2 – МП инновация за 2009 г. и данные статрегистра о территориально-отраслевом размещении инновационных предприятий из числа субъектов среднего и малого предпринимательства г. Новосибирска в 2007 - 2009 гг.

В настоящее время программы развития регионов традиционно разрабатываются в первую очередь на основе данных форм государственной статистики.

Ключевыми для анализа инновационных процессов в российской экономике являются федеральные формы № 4-инновация и № 2-МП инновация.

Указанные формы обеспечивают возможность межрегионального сравнения, а также сравнения с другими странами, так как они разработаны на основе статистических подходов, используемых в европейских странах (формы Евростата)3.

Однако возможности анализа результатов статистических наблюдений, проводимых по федеральным формам № 4-инновация и № 2-МП инновация, ограничены. Например, для оценки таких интегральных характеристик, как "уровень инновационного развития региона", "межрегиональная кооперация" или "региональные инновационные кластеры", данных федерального статистического наблюдения недостаточно. Это связано с тем, что система государственной статистики (регламент наблюдения и формы опросов) организована таким образом, что главное для нее – удовлетворение информационных потребностей федеральных органов управления, но не регионов – субъектов РФ. Кроме того, статистика инноваций, в своей основной части перенесенная из другой экономической системы (методика Евростата), не всегда позволяет корректно оценивать инновационные процессы в российской экономике.

Методологический подход федерального статистического наблюдения заключается в следующем:

1. Определение перечня крупных и средних предприятий по заданным Росстатом видам экономической деятельности, подлежащих обследованию (предприятия, относящие себя к разделам ОКВЭД С, D, Е, и организации некоторых отдельных видов экономической деятельности (G (оптовая торговля)4., I (связь), деятельность связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, O (предоставление прочих видов услуг));

2. Обследование выбранных крупных и средних предприятий по федеральной форме № 4-инновация ежегодно;

3. Определение перечня действующих малых предприятий по заданным Росстатом видам экономической деятельности, подлежащих обследованию (предприятия, относящие себя к разделам ОКВЭД С, D, Е) и формирование выборки;

4. Обследование выбранных малых предприятий по федеральной форме № 2-МП инновация раз в 2 года по нечетным годам.

5. Определение уровня инновационной активности предприятий по единственному признаку "Затраты на технологические инновации".

Федеральное статистическое наблюдение применяет подход, используемый в Европейском Союзе и основанный на анализе результатов по видам экономической деятельности, однако имеет некоторые особенности.

Евростат периодически проводит массовое статистическое наблюдение предприятий с численностью работающих более 10 человек практически по всем видам экономической деятельности, в том числе раздела К73 "Наука и научное обслуживание". Исключение составляют только организации сельского хозяйства, рыболовства, образования, медицины и т. п. (разделы А, В, L, M, N, О, Р, Q).

Росстат же ограничивается ежегодным статистическим наблюдением крупных и средних предприятий (причем организации науки и научного обслуживания (К73) в число обследуемых по форме № 4-инновация не попадают) и раз в два года малых предприятий (по ограниченной выборке и краткой форме № 2-МП инновация).

Поэтому результаты федерального статистического наблюдения имеют свои недостатки:

1. Организованное таким образом наблюдение может приводить к кратному занижению основного показателя результатов инновационной деятельности организаций – объемов отгруженных инновационных товаров, оказания работ и услуг инновационного характера;

2. Нет возможности полноценного ежегодного наблюдения за инновационной деятельностью как в регионе, так и в стране;

3. Уровень инновационной активности, определяемый только на основе показателя «Затраты на инновации» является необъективным, а оценки, выполненные на его основе, ограниченные.

4. Отсутствие в обследуемой совокупности организаций науки и научного обслуживания (вид деятельности К73 по ОКВЭД) приводит к тому, что г. Новосибирск и Новосибирская область, обладающие высоким научным и инновационным потенциалом (Академгородок с его институтами и аффилированными предприятиями, большое количество вузов) попадает в группу регионов со средним уровнем инновационной активности.

5. Обследование по федеральной форме № 2 – МП инновация только малых предприятий оставляет за бортом микропредприятия, также занимающиеся инновационной деятельностью.5

6. Разработка форм отчетности № 4 – Инновация (собираемой по крупным и средним предприятиям (без разбиения на крупные и средние) ежегодно по всем видам инноваций) и № 2 – МП инновация (собираемой по выборке малых предприятий 1 раз в 2 года только по технологическим инновациям) не позволяют получить сводные данные по субъектам среднего и малого предпринимательства по всем аспектам инновационной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Решение от 24. 05. 2011

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  2. Иоффе Александр Давидович, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства 20 Открытие конференции. Пленарное заседание

    Заседание
    Приложение 1 к резолюции. Предложения в резолюцию, поступившие по итогам работы четвертой городской конференции «Малое и среднее предпринимательство города Новосибирска в новых экономических условиях»,
  3. Сибирском Федеральном Округе. 20 О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства Новосибирска органами муниципальной закон

    Закон
    Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (Муниципальных Образованиях). Новые направления реализации ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  4. Пояснительная записка о ходе выполнения областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы» за 2011 год

    Пояснительная записка
    Мероприятия, принимаемые Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области по государственной поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в 2011 году, осуществлялись в соответствии
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за декабрь 2011 года

    Информационный бюллетень
    При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика.

Другие похожие документы..