Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Иванова Юлия Владимировна 31.10 – 8.11 7. 18.10-19.30 История наук о человеке XIX-XX вв. (КПВ; лекции + семинар) доц. Дмитриев Александр Николаевич 3...полностью>>
'Документ'
21-22 сентября 2011 г. в г. Красноярске Информкультурой РГБ совместно c Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края и при по...полностью>>
'Задача'
Мальчик М., 6 дней, от 1-ой беременности, протекавшей с легким токсикозом в 1-ой половине, срочных родов. Масса тела при рождении 3200 г, длина тела ...полностью>>
'Реферат'
Новосибирск – молодой город, отличающийся от других городов России своим масштабом, сибирским размахом и стремительностью роста, являющийся одним из ...полностью>>

Задачи урока: изучить план участников декабрьского восстания познакомиться с ходом восстания на Сенатской площади выявить причины поражения восстания объяснить историческое значение выступления декабристов

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: Выступление декабристов.

Династический кризис 1825г.

Тип урока: углубление знаний по ранее изученному материалу.

Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На утеснителей народа, -

судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Исповедь Наливайки.

Цели урока:

  • изучить цели и результат деятельности декабристов, оценить историческое значение восстания декабристов.

  • развивать навыки работы с документами

  • учить выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

  • развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, воспитание чувства патриотизма.

Задачи урока:

  • изучить план участников декабрьского восстания.

  • познакомиться с ходом восстания на Сенатской площади.

  • выявить причины поражения восстания.

  • объяснить историческое значение выступления декабристов.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Династический кризис.

  3. Декабрьское восстание.

  4. Историческое значение выступления декабристов.

Форма урока: диалог.

Новые термины и даты.

династический кризис; декабристы; восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г.

Оборудование:

портреты декабристов, Александра1, Николая1.

Ход урока.

  1. Мотивация: После окончательной победы над Наполеоном Рылеев попадает в Париж. Среди достопримечательностей французской столицы он посещает, как передают современники, известную гадалку Ленорман; она предсказывает ему печальную участь.

«Убьют на войне?» - «Хуже».

«Убьют на дуэли?» - «Хуже».

Что же предсказала гадалка Рылееву?

Учитель призывает учащихся быть на уроке активными и внимательными. В конце урока будет предложен проверочный тест.

  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа с учащимися по вопросам.

  • Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812г?

  • Каковы были причины зарождения тайных обществ?

  • Почему общества носили тайный характер?

  • Назовите первую организацию, какую цель ставили перед собой её участники?

  • Какие цели ставил перед собой «Союз благоденствия»? Чем он отличался от «Союза спасения»?

  • Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

  • Выделите основные различия проектов конституций Северного и

Южного обществ.

3. Восприятие нового материала.

  • Династический кризис.

27 ноября 1825 года курьер, примчавшийся из Таганрога, доставил весть о кончине Александра1. Началось междуцарствие.

У императора не было детей.

- Вопрос классу: Кто должен был наследовать престол?

  • Декабрьское восстание

- Вопрос классу: Кто такие декабристы?

- Сообщения учащихся о П.Пестеле, К.Рылееве.

- Вопрос классу: Какой план вынашивали декабристы? –см. учебник стр.60. и стр.62 – документ.

- Работа в парах: – Записать план действия декабристов в тетрадь.

- Задание классу: - Прочитайте о ходе восстания декабристов – см. учебник стр.60-61.

- Запись на доске и в тетради: 14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.

    • Групповая работа. Класс делится на две группы.

    • - Задание 1 группе: - Работа с учебником, стр.63.

    • Вопрос 1 группе: - Назовите причины поражения восстания декабристов.

    • Задание 2 группе: - Работа с документом.

    • « Из мемуаров генерала от инфантерии русской армии герцога Е. Виртембергского»

  1. Хотя существовали поводы к неудовольствию на императора Александра, но тем не менее он всё-таки пользовался всеобщей любовию;

  2. Нельзя отрицать, что многое в русском государственном устройстве и во внутреннем управлении страною оставляло желать лучшего, но это обстоятельство не влияло на привязанность к императорскому дому;

  3. Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый осторожный и рассудительный человек должен был отклонить от себя участие в подобном деле;

4, Заговорщики не имели в своём распоряжении человека, который пользовался бы решительным влиянием на войска;

5. Во главе заговорщиков не находилось лицо, которое, занимая высокое и влиятельное положение в государстве, могло бы руководить предприятием, содействовать успеху дела выбором соответствующих мер и охранять безопасность участников заговора, подобно графу Палену в 1801г.

- Вопрос 2 группе: - Как объясняет герцог Виртембергский причины поражения восстания? Согласны ли вы с ним?

29 декабря началось восстание Черниговского полка на юге страны.

- Запись на доске и в тетради: 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

К следствию и суду было привлечено 579 человек, из которых 80% были военными.

Николай лично допрашивал многих декабристов. Одних он пытался склонить к откровенным показаниям мягким обращением, на других кричал и бранился. Арестованные содержались в Петропавловской крепости в суровых условиях. На допрос их доставляли в кандалах. следователи нередко угрожали пытками. суд над декабристами проходил при закрытых дверях. Угодливые царедворцы старались сделать так, чтобы приговор был как можно более жестоким. пятеро декабристов Пестель, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были приговорены к четвертованию. Однако боязнь прослыть «дикарём» в «просвещённой» Европе привела к тому, что Николай заменил эту средневековую казнь повешением.

В ночь на 13 июля 1826 г. никто из пятерых почти не спал. Кондратий Рылеев писал жене: Ученик читает письмо Рылеева жене:

«Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля».

Они были казнены рано утром в Петропавловской крепости.

!21 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь.

Так сбылось предсказание гадалки.

-Работа с документом:

«Манифест Николая1 о приговоре декабристам»:

Верховный Уголовный Суд совершил вверенное ему дело. Приговоры его, на силе законов основанные. смягчив, сколько долг правосудия и Государственная безопасность дозволяли, обращены НАМИ к надлежащему исполнению, и изданы во всеобщее известие.

… преступники восприняли достойную их казнь; Отечество очищено от следствий заразы. столько лет среди его таившейся.

Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. – Сердце России для него было и всегда будет неприступно.

Но усилия злонамеренных, хотя и в тесных пределах заключённые, тем не менее были деятельны. Язва была глубока и по самой сокровенности её опасна. Мысль, что главным её предметом, первою целию умыслов была жизнь АЛЕКСАНДРА Благословенного, поражала вместе ужасом, омерзением и прискорбием.

Следственная Комиссия в течение пяти месяцев неусыпных трудов деятельностию, разборчивостию, мерами кроткого убеждения привела самых ожесточённых к смягчению, возбудила их совесть, обратила к добровольному и чистосердечному признанию.. Верховный Уголовный Суд положил оному конец законный.

- Вопрос классу: - как оценивает Николай 1 восстание декабристов? Согласны ли вы с этой оценкой? Чем, на ваш взгляд, она объясняется?

  • Историческое значение выступления декабристов. (Самостоятельная работа с учебником, стр.61.)

- Вопрос классу: - В чём состояло историческое значение выступления декабристов? -

.

4. Диагностика.

Тест «Восстание декабристов». (прилагается)

5.Закрепление.

6. Анализ.

Домашнее задание: П. 9. Работа с документом, стр.63. Вопрос 3, стр.63.

Тест.

«Выступление декабристов»

  1. Александр 1 в ноябре 1825 г. (находясь уже при смерти) в отношении руководителей Южного общества распорядился:

а) об их аресте;

б) о разжаловании их в рядовые солдаты;

в) немедленно перевести их служить в отдалённые сибирские гарнизоны;

г) отдать всех под суд.

  1. После смерти Александра 1, у которого не было детей, престол должен был занять второй сын Павла1 – Константин. Но он в своё время отказался от прав на престол:

а) из-за нежелания управлять Россией;

б) по причине отсутствия организаторских способностей;

в) чтобы иметь возможность вступить в неравный ( не династический) брак;

г) из-за увлечения музыкой и её сочинением.

  1. Междуцарствие в ноябре – декабре 1825г. затянулось, потому что Константин, находясь в Варшаве:

а) не подтверждал свой отказ от престола;

б) подтверждал свой отказ только устно и в двусмысленной форме;

в) подтверждал отказ от престола в письмах Николаю, но содержание и тон их были таковы, что их невозможно было опубликовать.

  1. Диктатором накануне выступления на Сенатской площади был избран активный член Северного общества:

а) П.Г.Каховский;

б) К.Ф.Рылеев;

в) С.П.Трубецкой;

г) А.А.Бестужев;

е) Е.П.Оболенский.

  1. События 14 декабря 1825 г. можно квалифицировать скорее всего как:

а) военную революцию;

б) восстание;

в) акт гражданского неповиновения;

г) гвардейский переворот.

  1. В конце декабря 1825 г. на юге восстал Черниговский полк. Командование им взял на себя освобождённый солдатами из-под ареста:

а) П.И.Пестель;

б) М.П.Бестужев-Рюмин;

в) С.И.Муравьёв-Апостол;

г) Е.П.Оболенский.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

    Урок
    Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность.
  2. Пособие для поступающих в вузы

    Реферат
    Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред.
  3. Книга имен которым не место на карте России Сост. С. В. Волков. М., «Посев»

    Книга
    «Черная книга» посвящена той части современной российской топонимики, которая сохраняет наследие коммунистической идеологии и пропаганды. Задача книги - показать подлинную роль, которую сыграли в истории России запечатленные в советских
  4. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  5. Предисловие (115)

    Документ
    На протяжении уже многих столетий слово "казнь" употребляется исключительно в смысле казни смертной.

Другие похожие документы..