Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Программа составлена на основе программ: 1.«Любительское музицирование для детских музыкальных школ, отделений школ искусств». Составитель: Т. А. Арт...полностью>>
'Диссертация'
Актуальность исследования. Важнейшим элементом современного гражданского общества является бизнес как общественный институт, без которого невозможно ...полностью>>
'Документ'
08:30 со Львова, а в 14:00 с Чопа – переезд на север Венгрии – в Эгерский винодельческий регион – родину огненных красных и нежных белых вин. Самое и...полностью>>
'Реферат'
Аудит по праву считается неотъемлемым элементом рыночной — и даже условно рыночной - экономики, а стандарты аудита — его обязатель­ным атрибутом. Для...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СБОРНИК СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(По материалам VII Межвузовской студенческой олимпиады)

НОМИНАЦИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Орел – 2010

СБОРНИК СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(По материалам VII Межвузовской студенческой олимпиады)

НОМИНАЦИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Орел – 2010

ББК

УДК

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010. - 283 с.

Редакционная коллегия:

Тюрикова Г.Н., к.п.н., профессор, декан социального факультета ГОУ ВПО «ОГУ»,

Митяева А.М., д.п.н., профессор,

Меркулова Е.Н., к.п.н., доцент,

Прокохина М.И., к.п.н., доцент,

Прокохин В.А., к.с.н., доцент.

Рецензенты:

Пузанкова Е.Н., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»,

Мардахаев Л.В., д.п.н., профессор.

В сборнике представлены коллективные работы студентов и преподавателей, посвященные актуальным проблемам современного образования и поиску путей их решения. Сборник подготовлен по итогам VII Межвузовской олимпиады по номинации «Социальная работа», которая была организована и проведена в форме конкурса социальных проектов. На конкурс были представлены студенческие проекты 30 команд из двадцати четырех образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, представившие 17 регионов России.

Данный сборник представляет интерес для ученых, исследующих проблемы современного образования и пути их разрешения, специалистов-практиков современной системы социальной защиты населения и образования, студентов, аспирантов, осуществляющих научно-исследовательскую работу в области социальной защиты уязвимых категорий населения.

Сборник социальных проектов может быть использован в работе по социальному проектированию в практике социальной защиты населения, в учебно-воспитательном процессе вузов, в системе повышения квалификации преподавателей, руководителей и специалистов системы социальной защиты населения.

Редколлегия поместила материалы в авторском исполнении, за точность научного и фактического характера, корректность, орфографию и стилистическое изложение текстов ответственность несут их авторы.

©ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

МЕЖВУЗОВСКИЕ ОЛИМПИАДЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Тюрикова Г.Н., Меркулова Е.Н.

Олимпиада - интеллектуальное соревнование, преследующее цель выявить наиболее талантливых и способных людей, а также способствовать повышению интереса обучающихся к изучаемой дисциплине. Это основополагающий элемент общероссийской системы оценки качества образования и одна из наиболее эффективных форм поиска и отбора одаренной молодежи. Сегодня уже можно говорить о том, что в стране создана взаимосвязанная система студенческих олимпиад различных уровней (внутривузовских, межвузовских, региональных, Всероссийских) с самым разнообразным и широким составом участников.

Социальный факультет ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» принимает самое активное участие в олимпиадном движении Орловского региона. Пока это единственный факультет, который в течение уже семи лет на своей базе организует Межвузовские студенческие олимпиады по специальностям, а не по предметам. Это «Социальная работа», «Социальная педагогика», а с 2010 г. «Конфликтология». Соответственно главной целью такой олимпиады является популяризация профессий «Специалист по социальной работе», «Социальный педагог», «Конфликтолог» и повышение качества подготовки специалистов социальной сферы. При этом олимпиада безусловно помогает заострить внимание общественности на актуальных социальных проблемах, а также выявить подлинные таланты среди студентов. Межвузовские студенческие ежегодные олимпиады организуются при поддержке ректората университета, Управления социальной защиты населения и Управления общего и профессионального образования Департамента социальной политики Орловской области.

Начало этой работе было положено в апреле 2004г., когда была организована первая межвузовская олимпиада, в которой приняли участие студенты вузов г.Орла, обучающиеся по профильным специальностям (Орловский государственный университет, Орловский институт искусств и культуры, Орловский государственный технический университет, Брянский государственный университет), а также студенты Мезенского педагогического колледжа и Агротехнического лицея г.Мценска Орловской области.

Постепенно, круг участников расширялся. Так, во второй межвузовской олимпиаде, состоящей в 2005 г., помимо студентов Орловского региона, участвовала и команда Брянского государственного университета, а третья олимпиада, проходившая в 2006 г., объединила уже представителей целого ряда регионов России (Шадринск, Шуя, Волгоград, Брянск, Адыгея, Астрахань, Красноярск, Барнаул, Новосибирск, Ярославль, Череповец, Курган).

В апреле 2007г. в ставшей уже традиционной межвузовской олимпиаде принимали участие девятнадцать команд из пятнадцати регионов России (Барнаул, Петрозаводск, Череповец, Брянск, Балашов, Курган, Москва, Воронеж, Вологда, Волгоград, Уфа, Шадринск и другие), включая команды Орловского региона (Орловский государственный университет, Орловский государственный институт искусств и культуры, Мезенский педагогический колледж, Мценский агротехнический лицей). Наша олимпиада успешно конкурирует с аналогичными олимпиадами Всероссийского уровня и пользуется успехом у студенчества, профессорско-преподавательского состава, руководителей отделений и служб социальной защиты населения в различных регионах России, администрации которых активно поддерживают свои команды.

С 2008 года олимпиада организуется и проводится в заочной форме. Стержнем олимпиады является соревнование, в котором должны быть созданы равные условия для участников. Реализуя этот главный принцип и учитывая особенности проведения олимпиад в данной форме, с этого года олимпиада представляет собой конкурс социальных проектов. В олимпиаде имеют возможность принять участие студенты очного, вечернего и заочного отделений, получающие первое высшее или среднее специальное образование на базе представляемого вуза или ссуза. Авторские коллективы в соответствии с установленным регламентом должны быть представлены студенческой командой в количестве четырёх человек и руководителем команды – преподавателем вуза или ссуза.

В 2009 году Олимпиада также проходила в заочной форме. Тематика социальных проектов была посвящена году молодежи. По двум номинациям в 6 Межвузовской олимпиаде приняли участие 32 команды, представляющие 16 регионов России: Вологда, Воронеж, Новосибирск, Москва, Смоленск, Череповец, Шуя и др. Орловский регион был представлен командами вузов (ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», «Региональная академия государственной службы») и ссузов (Болховский педагогический колледж, Мезенский педагогический колледж, Мценский агротехнический лицей).

В 2010 году конкурсанты разрабатывали проект на тему: «Образование XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований». Выбор формы проведения (заочная) продиктован рядом факторов объективного характера, тематика же социального проектирования была обусловлена тем, что 2010 год объявлен годом учителя.

В номинации «Социальная работа» приняли участие 30 команд из 24 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, представившие 17 регионов России. Это команды, которые ежегодно принимают участие в олимпиаде и новые участники:

  1. Балашовский институт (филиал ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского г.Балашов)

  2. ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» (г.Благовещенск)

  3. ГОУ ВПО «Брянский государственный университет им.акад.И.Г.Петровского»

  4. ГОУ ВПО «Вологодский ГПУ» (г.Вологда)

  5. ГОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики ФСИН России» (г.Вологда)

  6. ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (г.Киров)

  7. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (г.Казань)

  8. ГОУ ВПО «Курганский ГУ» (г.Курган)

  9. ГОУ ВПО «ОГУ» (г.Орел)

  10. ГОУ ВПО «Петрозаводский ГУ» (г.Петрозаводск)

  11. ГОУ ВПО «РГСУ» (г.Москва)

  12. ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Социальный институт (г.Екатеринбург)

  13. ГОУ ВПО «Смоленский ГУ» (г.Смоленск)

  14. ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» (г.Сыктывкар)

  15. ГОУ ВПО «Тульский ГПУ им.Л.Н.Толстого» (г.Тула)

  16. ГОУ ВПО «Шуйский ГПУ» (г.Шуя)

  17. ГОУ ВПО «Ярославский ГУ им.П.Г.Демидова» (г.Ярославль)

  18. ОГОУ СПО «Мценский профессиональный агротехнический лицей №18» (Орловская область)

  19. Уральский институт социального образования (филиал ГОУ ВПО «РГСУ» в г.Екатеринбурге) (г.Екатеринбург)

  20. Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Ставрополь

  21. Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Уфа

  22. Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Электросталь Московская область

  23. Частное образовательное учреждение ВПО «Академия социального образования» г.Казань

  24. ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Организационный комитет VII Межвузовской олимпиады разработал алгоритм для социального проектирования, представленный в табл. 1. Данный алгоритм послужил основой для определения критериев оценки присланных социальных проектов, таковыми явились:

  • убедительность;

  • доказательность;

  • творческий подход;

  • логичность;

  • практическая значимость.

Оценка производилась по трехбалльной шкале:

3 – полное соответствие проекта вышеуказанным критериям;

2 – несоответствие одному из критериев;

1 – несоответствие более чем одному из критериев.

Оценочные листы имели следующую форму (табл.2.)

Таблица 1.

Алгоритм составления социального проекта

Параметры

Обоснование

Условия реализации

Постановка проблемы

  1. Почему проблемы образования являются объектом исследования различных направлений современного научного знания?

  2. Приоритетные направления в сфере образования?

Анализ исторических и теоретических источников, имеющегося опыта, статистической и аналитической информации, нормативно-правовой базы федеральных и региональных уровней, публикаций материалов конференций. Обоснование актуальности. Значимость заявленной проблемы для представляемого региона.

Цель

  1. Какова цель деятельности в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?

  2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта?

Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов по социальной работе, социальных педагогов, конфликтологов и т.п.)

Задачи

  1. Определение этапов достижения цели проекта.

  2. Качественные и количественные показатели результативности реализации этапов проекта.

Конкретные методы измерения результатов, позволяющие судить о степени выполнения работ по проекту.

Мероприятия

  1. Целесообразность проведения данных мероприятий.

  2. Критерии эффективности реализации мероприятий.

События, условия или решения, необходимые для реализации проекта на каждом этапе.

Набор методов, позволяющих судить об эффективности разработанных мероприятий.

Ресурсы

  1. Какие ресурсы (кадры, оборудование, услуги и др.) должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?

  2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды, и т.д.)?

Источники формирования финансовых и социальных ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Результат

  1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта?

  2. Какие возможные непредвиденные негативные эффекты могут возникнуть в ходе реализации проекта? Каковы пути их преодоления?


Таблица 2.

Оценочный лист конкурса социальных проектов


Структура проекта

1.Постановка проблемы: анализ исторических, теоретических ис­точников, имеющегося опыта, нор­мативно-правовой базы, актуаль­ность.

2.Алгоритм решения проблемы: цель, задачи, качественные и коли­чественные показатели результа­тивности этапов реализации про­екта.

3.Мероприятия: целесообразность исполнения данных мероприятий, критерии эффективности реализа­ции исполненных мероприятий.

4.Ресурсы: какие ресурсы должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в про­екте; источники формирования фи­нансовых и социальных ресурсов, необходимых для реализации про­екта.

5.Результат: положительный эф­фект во время выполнения проекта; непредвиденные негативные ре­зультаты, пути их преодоления.

6.Стилистическое и эстетическое оформление

7. Замечания

Итого:

Эксперт ________________________________________(Ф.И.О.)

Представленные на конкурс проекты рассматривались экспертной группой, в состав которой вошли преподаватели-руководители команд:

  1. Албегова Ирина Федоровна - д.соц.н., зав.кафедрой социальных технологий (ГОУ ВПО «Ярославский ГУ им. П.Г.Демидова» г.Ярославль)

  2. Баталова Наталия Владимировна - ст.преподаватель кафедры гуманитарного и социального образования (Уральский институт социального образования Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Екатеринбург)

  3. Бородатая Марина Николаевна - к.п.н., доцент кафедры социальной работы (ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» г.Киров)

  4. Буторина Александра Александровна - преподаватель кафедры социальных технологий (ГОУ ВПО «Ярославский ГУ им. П.Г.Демидова» г.Ярославль)

  5. Бутрим Наталья Александровна - ст.преподаватель кафедры социальной работы, координатор студенческого добровольческого движения «От сердца к сердцу» (ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» г.Сыктывкар)

  6. Глазырина Ольга Вячеславовна - доцент кафедры социальной работы (ГОУ ВПО «Смоленский ГУ» г.Смоленск)

  7. Горбушина Инобат Аъзамкуловна - доцент (Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Ставрополь)

  8. Горлова Наталья Ивановна - к.ист.н., доцент кафедры теории и методологии социальной работы, зам.начальника управления по работе со студентами (ГОУ ВПО «РГСУ» г.Москва)

  9. Еремеева Татьяна Сергеевна - к.п.н., доцент (ГОУ ВПО «Амурский государственный университет» г.Благовещенск)

  10. Завитаева Ольга Сергеевна - ст.преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы (Уральский институт социального образования Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Екатеринбург)

  11. Касьянова Наталья Николаевна – к.п.н., доцент (ГОУ ВПО «ОГУ» г.Орел)

  12. Кузьменко Ирина Васильевна - зав.кафедрой социальной педагогики и акмеологии (ГОУ ВПО «Шуйский ГПУ» г.Шуя)

  13. Малькина Ольга Викторовна - доцент, зам.декана по научной и инновационной работе социально-педагогического факультета (ГОУ ВПО «Брянский государственный университет им.акад.И.Г.Петровского» г. Брянск)

  14. Морозов Андрей Викторович - доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии (ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» г.Казань)

  15. Мосеева Елена Юрьевна - ст.преподаватель (ГОУ ВПО «Вологодский ГПУ» г.Вологда)

  16. Озерова Наталья Александровна - ст.преподаватель кафедры социальной работы (ЧАУ ВПО «Академия социального образования» г.Казань)

  17. Панкратова Лариса Эльмировна - доцент, к.филос.н. (ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Социальный институт г.Екатеринбург)

  18. Петровская Юлия Александровна - преподаватель кафедры социальной работы (ГОУ ВПО «Петрозаводский ГУ» г.Петрозаводск)

  19. Родькина Елена Викторовна - декан факультета социальной работы (Балашовский институт (филиал ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского г.Балашов)

  20. Рюмина Юлия Николаевна - доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы факультета социального образования (ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск)

  21. Сизикова Валерия Викторовна - к.п.н., доцент кафедры социальных технологий, зам.декана по научной работе (ГОУ ВПО «РГСУ» г.Москва)

  22. Сизоненко Зарина Лероновна - зам.директора по научной работе, зам. зав.кафедрой социальной работы, доцент (Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Уфа)

  23. Соломатова Вера Вячелавовна - к.п.н., доцент кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии (ГОУ ВПО «Тульский ГПУ им.Л.Н.Толстого» г.Тула)

  24. Узорова Татьяна Михайловна - ст.преподаватель (ГОУ ВПО «Вологодский ГПУ» г.Вологда)

  25. Файзиева Елена Борисовна - зав.кафедрой специальных и профессиональных дисциплин (Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Электросталь Московская область)

  26. Храброва Елена Владимировна - к.п.н., ст.преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики (ГОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики ФСИН России» г.Вологда)

  27. Шабалин Иван Витальевич - ассистент кафедры социологии и социальной работы (ГОУ ВПО «Курганский ГУ» г.Курган)

  28. Шадский Виктор Анатольевич - начальник научно-методического отдела (ОГОУ СПО «Мценский профессиональный агротехнический лицей №18» г. Мценск Орловская область)

  29. Шайдт Виктор Викторович - ст.преподаватель кафедры социологии и социальной работы (ГОУ ВПО «Курганский ГУ» г.Курган)

  30. Юлдашева Оксана Николаевна - ст.преподаватель кафедры социальной работы (Филиал ГОУ ВПО «РГСУ» г.Уфа)

На наш взгляд, олимпиада способствует:

  • формированию системного профессионального мышления;

  • более глубокому и прочному усвоению основ профессиональных знаний, повышает их качество;

  • повышению интереса студентов к изучаемым дисциплинам;

  • развитию творческой инициативы и интеллектуальных способностей студентов;

  • воспитанию профессионального интереса.

Кроме того, для студентов огромное воспитательное значение имеет уже сам факт участия в олимпиаде, общение со сверстниками из других регионов. Наконец, в ходе олимпиад происходит обмен опытом преподавательской деятельности, общение не только студентов, но и преподавателей, закладываются преемственные связи.

Победителями VII Межвузовской студенческой олимпиады по номинации «Социальная работа» в 2010 году стали:

I место

Команда ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации (29)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  5. 1. Общая характеристика учреждения (3)

    Документ
    Основные итоги деятельностифедерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования«Марийский государственный университет»за 2010–2011 учебный год

Другие похожие документы..