Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Серед юридичних наук важливе місце займає історія політичних та правових вчень, або, як можна ще інакше назвати цю науку, історія філософії права. За...полностью>>
'Лекция'
Общество в широком смысле есть система общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и т.д., опосреду...полностью>>
'Конкурс'
Межрегиональный конкурс журналистского мастерства «Слава России», посвященный дням воинской славы Отечества, проводится в соответствии с государствен...полностью>>
'Диплом'
Должностные обязанности:Все участки работы (зарплата, банк, касса, авансовые отчеты, налоговый и бухгалтерский учет, ОСНО. упрощенная система налогооб...полностью>>

Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – вуз) инклюзивного образования в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КАРЕЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ «ОСОБАЯ СЕМЬЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования

в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия

Материалы исследования по проекту
и практический опыт

ПЕТРОЗАВОДСК

2007

ББК

У

Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования в городе Петрозаводске и районах Республики Карелия . - Материалы исследования по проекту и практический опыт.– Петрозаводск, 2007 г.

Материалы данного сборника подготовлены организаторами, партнёрами и экспертами проекта: Ключарёвой Р.А., Звягиной О.М., Милюковой И.А, Федоровой Н., Григорьевой Г.Ф.

Сборник материалов под общей редакцией

Ключарева Р.А. и Алексеевой Е.Н.

Данная публикация стала возможной благодаря финансовой поддержки  Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (АЙРЕКС)"

"This study/report/audio/visual/other information/media product (specify) is made

possible by the generous support of the American people through the United States

Agency for International Development (USAID). The contents are the responsibility of

[insert recipient name] and do not necessarily reflect the views of USAID or the

United States Government."

Точка зрения, отражённая в данном издании, может не совпадать с точкой зрения Программы Поддержки Гражданского Общества «Диалог», реализуемой Советом по Международным Исследованиям и Обменам (IREX).

Сборник является некоммерческим проектом и распространяется на безвозмездной основе

 Программы поддержки гражданского
общества "Диалог" (АЙРЕКС)", 2007

 КРООРИДИ «Особая семья», 2007

 ПетрГУ, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Р.А. Ключарева. Аналитическая записка…………………………………………………..….5

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «Интеграция детей с ограниченными возможностями

в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования» ………………………………………………………………………………….7

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Р.А. Ключарева. Отчет по опытно-зксперементальной работе, проведенной родителями КРООРИДИ «Особая семья».в рамках проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования». ………………………………………………………...27

3.2. О.М. Звягина. Готовность детей и молодежи с ОВЗ к инклюзивному образованию и предпочтения детей и молодежи с ОВЗ в формах образования; (Условия создания системы) ……………………………………………………………………………...……….33

3.3. Результаты фокус-групп 1…………………………………………………………………. 49

3.4. Результаты фокус-групп 2 …………………………………………………………………...67

3.5. И.А. Милюкова. Готовность специалистов к работе в системе инклюзивного образования (Результаты экспертного опроса) …………………………………………..89

3.6. Н.Л., Фадеева Обработка данных Гид-интервью ……………………………………………..102

3.7. Г.Ф. Григорьева Нормативно-правовая и материально-экономическая база образовательных учреждений РК для организации инклюзивного образования ……….111

3.8. Р.А Ключарева. История успеха. ………………………………………………………....115

3.9. Е.Н. Алексеева. Успешный опыт инклюзивного образования в общеобразовательных школах в г. Петрозаводске и Республике Карелия. Проблемы обучения в современном обществе ……………………………………………………………………………………..119

3.10. Ключарева Р.А. Опыт создания инновационной модели в Республике Карелия Центре «СЕРДЦЕВИНА» на базе Карельской региональной общественной организации родителей, имеющих детей-инвалидов «ОСОБАЯ СЕМЬЯ» ……………………………125

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1, 2, 3. Графики ………………………………………………………………..139

Приложение 4. фото по исследованию……………………………………………………...146

Проект: «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования».

I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.

Завершена реализация проекта «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс непрерывного (детский сад-школа-техникум-ВУЗ) инклюзивного образования», который с марта по декабрь 2007 года осуществлялся Карельской региональной общественной организацией родителей, имеющих детей инвалидов «Особая семья» в партнёрстве с факультетом политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета.

Проект реализовывался на территории г. Петрозаводска и Республики Карелия и позволил выявить:

- обеспечивают ли нормативно-правовые акты РК включение детей- инвалидов в общий образовательный процесс?

- готова ли законодательная и исполнительная власть способствовать созданию системы непрерывного инклюзивного образования?

- готовы ли специалисты к работе в системе инклюзивного образования?

- готово ли общество к поддержке системы инклюзивного образования?

- что является главным препятствием к созданию системы непрерывного образования в РК: отсутствие безбарьерной среды; неготовность общества к идее инклюзии; несовершенство законодательной базы?

- какая модель интеграции (комбинированная, частичная, временная, полная) является наиболее приемлемой для РК

- готовы ли высшие и средние учебные заведения к инклюзивному обучению?

- готовы ли родители детей-инвалидов к включению детей в общий процесс образования?

Возможность создания системы зависит от взаимодействия властей на всех уровнях, от наличия нормативно-правововой документации, отражающей статус ребенка-инвалида и общеобразовательного учреждения, условия для детей инвалидов в общеобразовательном учреждении, прописанных функций оказания помощи детям-инвалидам. Поскольку создание системы непрерывного инклюзивного образования невозможно без анализа и учета мнений представителей общества, то группа вопросов касается готовности разных групп общества – от самих детей и их родителей до специалистов и простых граждан – к инклюзивному образованию.

За время реализации проекта было проведено: 2 семинара; прикладное социологическое исследование, нацеленное на изучение потребности и доступности для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) непрерывного инклюзивного образования; изучен имеющийся опыт инклюзивного образования в общеобразовательных школах Республики Карелия (РК); экспертное полустандартизированное интервью по вопросам доступности непрерывного инклюзивного образования для детей с ОВЗ в Республике Карелия и подготовленности к такому виду образования как самих семей, так и системы образования и общества в целом; 2 фокус-группы с молодыми людьми инвалидами с детства; а также стандартизированное интервью инклюзивного образования 117 молодых человека и гид- интервью 116 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность проекта заключалась в объединении усилий некоммерческой организации, занимающейся проблемами детей и молодых людей с инвалидностью в области доступного образования и исследовательской группой, сталкивающейся с трудностями доступного высшего образования инвалидов с детства. Такое взаимодействие позволило разработать предложения по улучшению ситуации в направлении интеграции детей и молодых людей с ОВЗ в процесс непрерывного инклюзивного образования с учётом мнений самих инвалидов с детства, их родителей и экспертов.

Предлагая идею проекта, мы знали, что идея трудновыполнимая сама по себе. Вроде бы образование доступно для детей с инвалидностью, но в тоже время имеется группа инвалидов, которую именуют «необучаемыми», и опросы показали, что дети, молодые люди, их родители, и эксперты хотели бы изменить действующие стереотипы, так как они противоречат желаниям исследуемой группы.

Цель проекта - вовлечение государства и общества в диалог по вопросам инклюзивного образования, изменение социальной политики в области образования детей с ОВЗ в г. Петрозаводске и Республике Карелия с последующей разработкой региональных рекомендаций в системе непрерывного инклюзивного образования – перспективна. Полученные результаты нашли отклик у представителей власти и руководителей специальных образовательных учреждений, от деятельности которых зависит внедрение разработанных рекомендаций. Ещё предстоит большая работа по продвижению разработанных рекомендаций в нормативно - правовые акты заинтересованными организациями и объединениями в целях построения системы инклюзивного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями.

В процесс исследования включилось более 120 участников из числа представителей законодательной и исполнительной власти, государственных и муниципальных, а также образовательных учреждений, учреждений среднего, специального и дополнительного образования, реабилитационных центров, руководителей общественных организаций и благотворительных фондов. Возможно, что при консолидации общих усилий, инвалид с детства сможет получить доступное образование и самореализоваться в обществе.

Выражаем искреннюю признательность детям, молодым людям с ОВЗ и их родителям, всем, кто смог поддержать нас, и внёс существенный вклад в реализацию данного проекта.

Особая благодарность Программе поддержки гражданского общества «Диалог», реализуемой Советом по международным исследованиям и обменам (IREX) за финансовую поддержку.

С уважением, председатель КРООРИДИ «Особая семья» Р.А.Ключарёва.

II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование необходимости проекта

  • Выявление потребностей

В октябре 2003 года, объявленного Европейским сообществом Годом инвалидов, состоялись парламентские слушания в Государственной Думе РФ по теме «Детская инвалидность в России – необходимость совершенствования законодательства». Во время слушаний международные и российские общественные организации представили специальный доклад «Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию».

Реабилитация силами гражданского общества поддержана как наилучшая альтернатива для большинства стран международными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной организацией труда и ЮНЕСКО. Одна из проблем реабилитации – это инклюзивное обучение детей-инвалидов. Этот подход является новым для Карелии, и его не просто осуществить на практике.

В ходе практической деятельности Организация-заявитель постоянно сталкивается с проблемой обучения детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа. Проблема инклюзивного обучения детей с ОВЗ – это действительно социальная проблема. Однако на сегодняшний день она не осознается как общественная потребность, «т.к. провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной». В то же время часть общества в РК - общественные организации, объектами, деятельности которых являются дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья, отдельные представители власти, специалисты осознают эту проблему как предмет анализа и готовы к практическим преобразованиям данной сферы. Именно эта готовность и заинтересованность стала основой «социального запроса» исследования «Интеграция детей с ограниченными возможностями в процесс непрерывного (детский сад – школа – техникум – ВУЗ) инклюзивного образования».

  • Ситуационный анализ

Предварительный теоретический анализ проблемы показал, что в отечественной науке уже создана оригинальная концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом российской специфики, разработаны и апробированы вариативные модели интеграции, показана необходимость разработки правовой базы процесса интеграции, подготовки и переподготовки специалистов. Также существует и общепедагогическая теория процесса непрерывного образования, разработанная российскими учеными.

Анализ законов и нормативно-правовых актов показал наличие документов самого общего характера, но в то же время выявилось отсутствие подзаконных актов, регулирующих интеграцию детей-инвалидов в процесс общего образования.

Первичный анализ практического опыта в области инклюзивного образования показал, что на территории РК имеется, но не обобщен, не доведен до широкого круга общественности. В то же время предварительные исследования показали готовность НКО, представителей власти, специалистов к действиям по организации инклюзивного образования.

Наличие проблемной ситуации связано с тем, что существуют противоречия между:

    • достижениями науки и внедрением их в практику;

    • осознанием частью общества необходимости инклюзивного образования и непониманием важности этого процесса другой частью населения РК;

    • осознанием обществом потребности в инклюзивном образовании и недостатком информации о возможности интеграции;

    • несоответствие между потребностью в интеграции и имеющимися возможностями на законодательном, исполнительном, финансовом, профессиональном и др. уровнях.

Описание проблемы, ее актуальность

По данным Министерства здравоохранения и социального развития на 1 марта 2006 г. на учете в учреждениях образования республики Карелия состоит 1657 детей-инвалидов, что составляет 59 % от общего количества детей-инвалидов. В Калевальском районе все дети-инвалиды, кроме одного, состоят на учете в органах образования, в Лоухском районе - 83 % детей-инвалидов, в Пряжинском районе - 82 % детей-инвалидов. 1171 ребенок-инвалид или 41 % от общего числа всех детей-инвалидов не состоит на учете в учреждениях образования. Следовательно, им не предоставляются услуги по дошкольному и школьному воспитанию. Более половины детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами в Сегежском районе (61 %), г. Сортавала (54%), г. Петрозаводске (50%). Возрастной анализ неохваченных образовательными услугами детей-инвалидов показал, что 604 ребенка являются детьми дошкольного возраста, старше 7 лет - 359 детей, в том числе из них детей старше 16 лет - 208.

По данным министерства образования и по делам молодежи РК 22% детей-инвалидов, не охвачено обучением, эти дети не могут принимать участие в учебном процессе (рассчитанном на здоровых детей) из-за особенностей состояния здоровья. Индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями не учитываются при разработке учебных программ. В законодательстве прописано, что каждый ребёнок с ограниченными возможностями должен иметь индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), одним из разделов которой является школьная реабилитация. Однако исполнение данной программы никем не контролируется. ИПР не обеспечена социальными и финансовыми нормативами республиканского уровня, не обеспечена доступность образования с комплексом реабилитационных услуг.

В то же время в РК имеется положительный опыт организации интегрированного обучения детей-инвалидов в школах. Мониторинг ОУ, проведенный министерством образования РК в 2004 г. показывает, что 41% детей-инвалидов учится в общеобразовательных учреждениях в т.ч. коррекционных классах.

Предпосылки интеграции существуют и на законодательном уровне. ФЗ «О социальной защите инвалидов» - ст. 10,18,19 и Закон РК «Об образовании» от 15.04.2005 Ст.3 К расходным обязательствам РК в области образования относится социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов:

- обеспечение специальными учебными пособиями и литературой, а также услугами сурдопереводчиков;

- компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому;

- воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Согласно ст.5. республиканская исполнительная власть передает органам местного самоуправления муниципальных районов полномочия по предоставлению мер социальной поддержи и социального обслуживания инвалидов в виде субвенций, исходя из числа инвалидов и финансового норматива.

Кроме того, с 2004 года на территории РК при поддержке Финского фонда детей и молодежи (FCYF) общественные организации республики совместно с ПетрГУ, успешно организовывают обучение детей молодежи со специальными нуждами и их интеграцию в общество. Петрозаводский педагогический колледж в 2007-2008 г. планирует организовать инклюзивное обучение инвалидов. Сказанное позволяет говорить о том, что проблема инклюзивного образования актуальна для Карелии, в республике заложена основа для интеграции детей и молодых людей с инвалидностью в процессы образования, есть активная заинтересованность власти в решении этой проблемы и готовность общественных сил к практическим преобразованиям.

Обоснование выбора направления деятельности

1.Направление деятельности, обозначенное в проекте, напрямую связано со спецификой работы Организации-заявителя. В организации состоят дети и молодые люди с инвалидностью в возрасте от 1года до 29 лет с различными видами заболеваний (16 видов), в кол-ве 210 человек.

Процент обучающихся в ОУ –70% . Из них обучается в средних и высших учебных заведениях 10%, 3% профессиональных учебных заведениях, 40% в школах-интернатах, 20% в общеобразовательных школах.

2. Имеются опубликованные исследования, посвященные выявлению а) установок родителей и специалистов в отношении инклюзивного образования; б) доступности дополнительных образовательных услуг для инвалидов с детства (Н.Н.Малофеев,Н.Д. Шматко, 2006г, Е.Р.Ярская-Смирнова И.И.Лошакова,2003). На наш взгляд, представленные в публикациях данные отражают общую тенденцию и не противоречат ситуации в Республике Карелия.

Выбранное направление в исследовании возможностей и передачи опыта в реализации непрерывного инклюзивного образования (детский сад – школа – колледж – вуз) позволит ответить на вопрос о предпочтительной модели интеграции в РК, и сможет получить недостающую информацию об интеграции детей и молодежи с ОВЗ в процесс общего непрерывного образования, изучит имеющийся опыт инклюзивного образования.

Необходимость проведения прикладного социального исследования и использования его результатов

Необходимость проведения прикладного социального исследования в области непрерывного инклюзивного образования для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена потребностью лоббирования интересов целевой группы на уровне власти Республики Карелия. Проведения мониторинга по исполнению Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Одной из основных задач исследования является выявление степени соответствия условий интеграции инвалидов, имеющихся в образовательных учреждениях Республики Карелия, необходимых для включения в процесс непрерывного инклюзивного образования детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, доступность образовательных услуг. Под доступностью мы подразумеваем не только физическую возможность пребывания в образовательном учреждении и получении образовательных услуг, но и морально-психологическую атмосферу в нем.

Таким образом, результаты исследования должны послужить основой для совершенствования нормативно-правовой базы обучения детей-инвалидов; привлекли внимание широкой общественности и представителей власти республики к необходимости решения этой проблемы; инструментом лоббирования интересов детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в области инклюзивного образования, будет способствовать выработка рекомендаций для организации непрерывного инклюзивного образования.

Цель проекта: вовлечение государства и общества в диалог по вопросам инклюзивного образования, изменение социальной политики в области образования детей с ОВЗ.

Основные задачи проекта:

  1. Определить потребность детей и молодежи с ограниченными возможностями в непрерывном инклюзивном образовании;

  2. В партнерстве с преподавателями и студентами Петрозаводского Государственного университета организовать и провести прикладное социальное исследование, направленное на изучение доступности непрерывного инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями;

  3. На основе результатов исследования разработать качественные рекомендации для сотрудников образовательных учреждений, органов власти, а также заинтересованных организаций и объединений в целях построения системы инклюзивного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями;

  4. Обновить базы данных по детям с ОВЗ в г. Петрозаводске;

  5. Выработать стратегию обсуждения и продвижения рекомендаций исследования, включая их использование в формировании социальной политики.

  6. Создать план мобилизации общественных ресурсов для продвижения и оказания помощи в выполнении итоговых рекомендаций;

  7. Обобщить имеющийся опыт в области инклюзивного образования в РК;

  8. Составить среднесрочный прогноз развития системы инклюзивного образования на 2007 – 2010 гг.

Проведение исследования:

Цель исследования: Исследовать условия создания системы непрерывного (детский сад – школа – техникум - ВУЗ) инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в РК.

Задачи:

1. Исследовать готовность детей и молодежи с ОВЗ к инклюзивному образованию;

2. Исследовать предпочтения детей и молодежи с ОВЗ в формах образования;

3. Исследовать готовность специалистов к работе в системе инклюзивного образования;

4. Исследовать нормативно-правовую базу РК для организации инклюзивного образования;

5. Исследовать материально-экономическую базу образовательных учреждений для организации инклюзивного образования;

6. Провести анализ полученных данных с точки зрения возможностей создания системы непрерывного (детский сад – школа – техникум - ВУЗ) инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в РК;

7. Изучить имеющийся опыт инклюзивного образования в РК;

8. Определить оптимальную модель инклюзивного образования для РК.

Объекты исследования:

-дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 30 лет, требующие социальной реабилитации;

-родители, имеющие детей и молодых людей с инвалидностью;

-специалисты в области социальной реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудники образовательных учреждений, коммерческих банков, министерств и ведомств, руководителей общественных организаций и фондов, депутатов законодательного собрания, работников муниципалитета.

Предмет исследования:

соотношение между потребностями детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в получении непрерывного инклюзивного образования и возможностями их практической реализации в дошкольных, средних, средне-специальных, высших учебных заведениях Республики Карелия.

Методы сбора информации.

В исследовании использовано несколько основных социологических методов, нацеленных на конкретные целевые группы:

для семей с детьми инвалидами младше 7 лет – проведён опрос в форме стандартизированного интервью только взрослых членов семьи;

для семей с детьми – инвалидами от 7- 18 лет – опрос в форме гид-интервью для ребенка и стандартизированного интервью отдельно для взрослых;

для молодых людей с инвалидностью от 18 – 29 лет – опрос в виде 2 фокус-группы;

для организаторов образовательного процесса детей инвалидов (руководители образовательных учреждений, специалисты органов местного самоуправления, регионального государственного управления и т.п.) – экспертный опрос (не менее 30 чел.) в форме полустандартизированного интервью.

В качестве дополнительного метода использовался анализ официальной статистики, который позволил составить полный социальный портрет ребенка-инвалида в республике Карелия.

Сочетание количественных и качественных методов помог собрать не только статистически выверенную информацию описательного и оценочного характера, но и позволил глубже понять мотивы этих оценок, изучить возможные скрытые тревоги и фобии детей и взрослых. Метод интервью в исследовании семей с детьми инвалидами является оптимальным, т.к. социально-культурный уровень семей очень различается, а интервьюеры корректировали задаваемые вопросы.

Интервьюеры выбирались из числа студентов старших (3-5) курсов специальности «социальная работа» и «социология», прослушавших и успешно сдавших курс «Методология и методика социальных (социологических) исследований». А также из числа организации-заявителя родителей с высшим образованием и некоторые из них работают психологами, имеющих детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Модераторы для фокус-групп были выбраны из числа 2 студентов, социолога проекта Милюковой И.А., руководителя исследовательской группы Звягиной О.М., руководителя проекта Ключарёвой Р.А., педагога кафедры «социальной работы» по проекту секретарь Петровская Ю.А.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.
  2. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  3. Встоличном "Экспоцентре" прошел VI международный конгресс-выставка "Global Education Образование без границ"

    Документ
    В столичном "Экспоцентре" прошел VI Международный конгресс-выставка "Global Education - Образование без границ". В рамках заседания состоялся запуск масштабного благотворительного конкурса "Мой учитель"
  4. Социологическое общество им. М. М

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации (49)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 года и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.

Другие похожие документы..