Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
содействие в учреждении общественных правозащитных организаций и помощь им (методическая, консультативная, материальная, техническая и др.); выполнени...полностью>>
'Справочник'
Фтизиатрия - это раздел клинической медицины, который изучает этиологию, патогенез, эпидемиологию, методы выявления и диагностики, лечение и профилак...полностью>>
'Публичный отчет'
Также в материалах отражены вопросы муниципалитета города Ярославля о деятельности мэрии города Ярославля, утвержденные решением муниципалитета от 11...полностью>>
'Документ'
Заворачиваем новый датчик, убедившись, что его алюминиевая уп-лотнительная прокладка на месте и не повреждена. Подсоединяем провод, надеваем чехол и п...полностью>>

Методическое пособие для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ программирование на языке pascal

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

методическое пособие для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL

  • Краткие теоретические сведения

  • Примеры программ

  • Задачи для самостоятельного решения

  • Вопросы для защиты лабораторных работ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

НЕМНОГО О РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ТУРБО ПАСКАЛЬ 4

ПЕРЕМЕННАЯ. ЧИСЛА. ИНСТРУКЦИЯ ПРИСВАИВАНИЯ 5

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ. ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ 8

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР В ПРОГРАММАХ НА ПАСКАЛЕ 11

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ 17

МАССИВЫ 24

ОБРАБОТКА ТАБЛИЦ. (ДВУМЕРНЫХ МАССИВОВ) 30

ОПЕРАТОР ВАРИАНТА. (ВЫБОРА) 35

ПОДПРОГРАММЫ 38

РЕКУРСИЯ 44

ОБРАБОТКА СТРОК В ПАСКАЛЕ 49

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА 55

ЗАПИСИ. ОБРАБОТКА ЗАПИСЕЙ 62

ФАЙЛЫ. РАБОТА С ФАЙЛАМИ В ПАСКАЛЕ 68

ЛИТЕРАТУРА 72

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы научиться программированию, надо писать программы, решать конкретные задачи. Изучать приведенные решения. Вводите их в свой компьютер. Не бойтесь экспериментировать – вносите изменения в программы. Чем больше работы вы проделаете самостоятельно, тем больше научитесь. Писать программы сначала лучше на бумаге, а уже затем вносить в компьютер. Задача считается решенной, если программа работает так, как сказано в условии задачи.

Задачи сгруппированы по темам и относятся практически ко всем разделам программирования: от объявления переменных и программ с линейной структурой до работы с графикой и файлами. Приведены решения наиболее часто встречающихся, а также интересных и трудных задач.

Приведенные примеры можно рассматривать как образцы оформления решения задач. Правильно оформленную программу легче отлаживать, кроме того, она производит хорошее впечатление. Для правильного оформления предполагается использовать: осмысленные имена переменных, констант, функций и процедур; отступы при записи инструкций; комментарии.

Цель методических указаний – помочь овладеть приемами программирования. Контрольные вопросы позволяют оценить уровень теоретических и практических умений.

НЕМНОГО О РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Система Турбо Паскаль разработана фирмой Borland для компьютеров IBM PC. Она включает в себя транслятор, редак­тор, различные сервисные функции для работы с файлами, библиотеки, позволяющие использовать в программе средства ввода-вывода операционной системы MS-DOS, построения изображений.

Создание программы. Каталог с библиотеками Турбо Паскаль, как правило, называется ТР, после этих букв указывается версия системы, например 5. В этом каталоге надо найти файл с именем turboxе, подвести к нему курсор и нажать <Enter>. При запуске системы появляется окно редактора текстов программ (этот редактор можно использовать и как просто редактор текстов). Для входа в меню служит клавиша <F10>. Строка меню расположена вверху экрана, передвижение по ней производится клавишами управления курсором. Если экран пуст, то можно сразу набирать текст программы, делая такие же отступы, какие имеются в тексте книги. Эти отступы облегчают чтение текста и поиск ошибок. Если на экране после запуска системы находится ненужная программа, то следует войти в пункт меню File и выполнить команду New. Экран очищается, вверху появляется имя программного файла noname.pas (безымянная программа). Набор каждой строки программы завершается нажатием клавиши <Enter>. По уже имеющемуся тексту можно перемещаться с помощью клавиш управления курсором. В начало строки можно перейти с по­мощью клавиши <Ноme>, в конец строки — клавишей <End>. Убрать ненужную строку можно нажатием комбина­ции клавиш <Ctrl> + <Y>, вставить — нажатием <Enter> (курсор при этом должен находиться в конце строки, после которой производится вставка). Если произошел случайный разрыв строки (нажатием клавиши <Enter> в середине стро­ки), то надо подвести курсор к концу верхней строки и на­жать <Delete>. Нижняя строка при этом расположится на верхней строке. Нажимая <Delete> еще несколько раз, можно ликвидировать разрыв полностью.

Запуск программы. Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run. Система сначала запускает транслятор, который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если они найдены, то программа не бу­дет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текс­та программы появляется красное окно с сообщением типа ошибки. После нажатия клавиши <Esc> окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения под­робной информации об ошибке надо нажать <Ctrl> + <F1>.

Когда все ошибки исправлены, программа начинает вы­полняться. Если в системе уже имеется программа с именем noname.pas, то выдается окно, где об этом сообщается. Чтобы имя осталось без изменений, нажимается <Enter> и появляет­ся еще одно окно, в котором спрашивается, будет ли програм­ма с таким именем записана поверх уже имеющейся. Если пользователь с этим соглашается, то он нажимает <Y> (yes — да). Чтобы изменить имя программы, новое имя надо ввести в первом появившемся окне, стерев noname.pas и записав новое имя. После этого программа начинает выполняться.

Программу можно модифицировать и выполнять сколько угодно, раз. Для помещения в окно редактора программы, на­ходящейся на диске, необходимо выполнить команду Load из пункта меню File (или нажать <F3>). При этом появляется ок­но, в котором или набирается имя файла, или нажимается <Enter>. В последнем случае появляется список файлов с рас­ширением .pas и производится выбор файла.

Лабораторная работа №1

ПЕРЕМЕННАЯ. ЧИСЛА. ИНСТРУКЦИЯ ПРИСВАИВАНИЯ

Цель работы: научиться записывать инструкции присваивания; особое внимание уделить понятию переменной, очень важного в программировании.

Краткие теоретические сведения

В настоящее время в компьютерном мире существует множество языков программирования. Программу, выполняющую одни и те же действия, можно записать на разных языках. Но одним из наиболее популярных сегодня языков программирования является язык Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране дисплея (позволяет использовать практически все возможности персонального компьютера). Создатель Паскаля — Никлаус Вирт.

Как каждый язык, Паскаль имеет свой алфавит. В него входят латинские буквы, цифры от 0 до 9, специальные знаки (+, -, круглые, квадратные и фигурные скобки, точка, запятая и др.), а также служебные слова (из английского языка: (begin, end, for, while и др.). При написании программы для переменных величин вводятся обозначения, точно так же, как это делается для обозначения переменных в курсе алгебры. Такое обозначение в языках программирования называют именем величины. Имя в Паскале — слово из букв, цифр и знаков подчеркивания, начинающееся с буквы. В качестве имени нельзя использовать служебные слова. Каждое имя соответствует некоторой ячейке памяти, куда записывается значение переменной величины. Поскольку в ячейку можно записать одно за другим сколько угодно данных, имя также называют переменной или именем переменной. Ячейка — понятие условное, это последователь­ность разного количества байтов памяти для разных данных. Для целых чисел в Паскале требуется два байта, для действительных — шесть. Любой символ клавиатуры занимает один байт. Поэтому для каждой переменной надо указать ее тип, чтобы транслятор знал, сколько места в памяти она будет занимать.

Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные). Целое число по внешнему виду такое же, как обычно: знак «+» можно не указывать. Вещественные числа, несмотря на одинаковое представление в памяти компьютера, могут иметь вид с фиксированной и с плавающей точкой. Числа с фиксированной точкой похожи на десятичные, только целая часть от дробной отделяется не запятой, а точкой: -7.23; 897.5.

При выполнении действий с числами с фиксированной точкой может получиться результат, целая часть которого со­держит больше разрядов, чем объем ячейки памяти. Происхо­дит, как принято говорить, переполнение ячейки памяти. Чтобы этого избежать, используют представление веществен­ных чисел с плавающей точкой. В этом случае число пред­ставляется в виде мантиссы и порядка. Мантисса — это по­следовательность цифр, изображающих число, а порядок оп­ределяет положение точки в этой последовательности.

Например, десятичное число 243,7 может быть Представле­но в виде:

243,7 = 2,437 • 102, или 243700 • 10-3 , или 0,002437 • 105 и т. д.

В этом примере 2437 — мантисса числа, а цифры 2, - 3 или 5 - порядок (нетрудно увидеть, что это степень числа 10, которая меняется в зависимости от различных видов записи числа 243,7). В машинной записи число 243,7 будет выглядеть как 2.4376000000 Е+02,

Числа с плавающей точкой имеют громоздкий вид, они выводятся как результат работы программы. Однако их можно заменить на числа с фиксированной точкой. Если программа выдала вещественное число - 4.9876543234Е-02, то это тоже самое, что - 0,049876543234, т. е. десятичную точку надо сдви­нуть влево на две позиции. Направление сдвига указано после буквы Е в записи числа: вправо, если после Е плюс, и влево, если минус.

Дли работы с числами используются шесть операций: «+» — сложение, «-» — вычитание, «/» — деление, «*» — умножение, mod — нахождение остатка от деления и div — деление наце­ло. Находить остаток от деления и делить нацело можно толь­ко целые числа.

Из имен, чисел, знаков арифметических действий и мате­матических функций конструируются арифметические выра­жения. Для указания порядка действий используются только круглые скобки, их может быть несколько, главное, чтобы ко­личество открывающих скобок равнялось количеству закры­вающих. Математические функции Паскаля во многом совпа­дают с общепринятыми: sin(x), cos(x), ln(x). Для возведения аргумента в квадрат используется обозначение sqr(x), для извле­чения квадратного корня sqrt(x), а модуль обозначается abs(x). В качестве аргумента каждой функции может быть арифмети­ческое выражение. Пример арифметического выражения:

x/(1+sqr(x)/(5+x*sqr(x)))

математическая запись запись на Паскале

Оператор присваивания. Алгоритм преобразования данных на Паскале состоит из операторов — укрупненных команд. Каждый оператор преобразуется специальной программой-транслятором в последовательность машинных команд. Основ­ное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения. Общий вид опе­ратора присваивания:

имя переменной: = арифметическое выражение;

В дальнейшем будет показано, что справа может стоять и выражение другого типа. Знак «:=» читается «присвоить». Точ­ка с запятой в конце записи оператора является обязательной. При выполнении оператора присваивания рассматривается арифметическое выражение, из ячеек оперативной памяти, соответствующих стоящим там именам, вносятся в процессор значения и выполняются указанные действия над данными. Полученный результат записывается в ячейку памяти, имя ко­торой указано слева от знака присваивания.

Примеры оператора присваивания:

х:= 3.14; {переменной x присвоить значение 3.14}

а:= b + с; {из ячеек b и с считываются заранее помещен­ные туда данные, вычисляется сумма, результат записывается в ячейку а}

i:= i + 1; {значение переменной увеличивается на единицу}

Для типов переменной слева и арифметического выраже­ния справа от знака присваивания существуют ограничения:

1) если переменная слева вещественного типа, то арифме­тическое выражение может быть как целого, так и веществен­ного типа, т. е. содержать либо целые переменные и допустимые для них операции, либо вещественные, либо и те, и дру­гие (тогда выражение преобразуется к вещественному типу);

2) если переменная слева целого типа, то арифметическое выражение только целочисленное.

Это означает, что можно, например, вещественной пере­менной присвоить целое значение. В памяти компьютера оно будет преобразовано к вещественному типу. В фигурных скобках рядом с оператором помещается комментарий его действий.

Методические указания по работе и задания

Условие задачи

1

Объявить переменные для вычисления значений функции y=x2.

2

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для пересчета сопротивления электрической цепи из омов в килоомы.

3

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления объема цилиндра.

4

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления объема конуса.

5

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для пересчета веса из фунтов в килограммы (1 фунт = 409,5г.)

6

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления треугольника (привести разные способы)

7

Объявить переменные и записать в виде инструкций формулу, для вычисления объёма полого цилиндра.

8

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления площади круга.

9

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления площади трапеции.

10

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления объема параллелепипеда.

11

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления площади прямоугольника.

12

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления функции y=-2,7x3+0,23x2-1,4.

13

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления площади поверхности шара.

14

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для пересчета расстояния из миль в метры.

15

Объявить переменные и записать в виде инструкции формулу для вычисления стоимости покупки из нескольких тетрадей, карандашей и линейки

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1. Что входит в состав алфавита Паскаля?

2. Почему Паскаль различает целые и вещественные числа?

3. Что такое арифметическое выражение, из чего оно может состо­ять?

4. Как работает оператор присваивания?

5. Какие ограничения накладывает Паскаль на типы данных при присваивании?

6. Что понимают под понятием переменной в программировании?

7. Что такое транслятор?

8. Запишите на Паскале tg х, х4.

Лабораторная работа №2

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ. ВВОД И ВЫВОД ДАННЫХ. ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ

Цель работы: усвоить назначения и использование операторов ввода данных и вывода результата, оформления программы на Паскале, освоение программы с линейной структурой, используемых, как правило, для реализации обычных вычислений по формулам.

Краткие теоретические сведения

Программа на Паскале состоит из двух частей: описания используемых данных и операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком. Общий вид программы:

program (имя программы);

label (список меток);

const (список постоянных значений);

type (описания сложных типов данных);

var (описания данных программы);

begin (начало программного блока)

(алгоритм)

end. (конец программы)

Имя программы состоит не более чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания. Программа начинается со слова program и заканчивается, словом end с точкой. Операторы, разделы и описания разде­лов заканчиваются точкой с запятой.

Описательная часть программы состоит из четырех разде­лов. Раздел меток label, раздел констант const и раздел типов type. Их использование будет рассмотрено в дальнейшем, по мере необходимости. Основным является раздел переменных var. В нем указываются имена переменных, используемых в программе, и их тип. Для числовых данных применяются ос­новные описатели типов integer (целый) и real (веществен­ный). Например, в программе используются две целочисленные переменные и одна вещественная. Раздел переменных может иметь вид: var i,j: integer; x: real;

Имена переменных одного типа перечисляются через запя­тую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Когда при пе­реводе на язык машинных кодов транслятор встречает описа­ние переменной, он отводит для этой переменной ячейку па­мяти и ставит в соответствие имени переменной номер перво­го байта ячейки. Программный блок содержит операторы, описывающие ал­горитм решения задачи.

Для сообщения данных компьютеру служат операторы вво­да и вывода. Оператор ввода помещает вводимое значение пе­ременной в отведенную для нее ячейку. Оператор ввода: read (список имен); . Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждет; пока пользователь наберет на клавиатуре число и нажмет <Enter>. Введенное число помещается в оперативную па­мять, в отведенную ячейку. Если список ввода содержит не­сколько имен, то для каждого надо ввести свое значение. Чис­ла вводятся или через пробел, или через запятую, или нажати­ем клавиши <Enter>. Например: read (i, j); требует ввода двух целых чисел. После работы этого оператора курсор располагается за последним числом, но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку экрана дисплея после ввода данных надо использовать оператор readln (список имен);

Для вывода результатов работы программы на экран дисп­лея служит оператор write (список вывода);. Оператор write (писать) выводит данные на экран дисплея. Список вывода — перечисленные через запятую имена ре­зультатов или арифметические выражения, являющиеся ре­зультатом работы программы. Также в список вывода, для по­яснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write (x=‘‘, x);. Этот оператор напечатает на экране, начиная с той пози­ции, где находится курсор, текст, заключенный между апост­рофами, и значение переменной х из оперативной памяти. Значение будет выведено в форме вещественного числа с пла­вающей точкой. Чтобы число было выведено в форме с фик­сированной точкой, надо после имени соответствующей пере­менной указать два целых числа, отделив каждое двоеточием. Первое из этих чисел показывает, сколько позиций занимает число (включая десятичную точку и знак числа). Второе равно количеству цифр дробной части числа. Например, для печати числа —23.57 как значения переменной x, оператор печати примет вид: write (‘x= ‘, x:6:2);.На экран будет выдано x=-23.57. Перевод курсора на новую строку осуществляется опера­тором пустого вывода writeln;. Если надо перевести курсор после печати, то применяется writeln (список вывода);

После вывода результатов работы программы на экран в Турбо Паскаль система так быстро возвращается в редактор текстов программы, что пользователь не успевает увидеть эти результате. Чтобы задержать изображение, в конце програм­мы следует ставить оператор пустого ввода readln;

Например: Пусть требуется найти сумму, произведение и разность двух данных чисел. Для каж­дого из чисел надо придумать имя переменной и указать ее тип. Затем ввести эти числа в отведенные ячейки и, используя возможность оператора вывода содержать арифметическое выражение, напечатать результаты. program P1;

var a,b: real;

begin

write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите <Enter>‘);

readln (a, b);

write (‘ a + b = ‘, a + b, ‘a*b = ‘, a*b, ‘a - b = ‘, a- b);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году
  2. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году
  3. Публичный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» с 1975г. размещается и функционирует в 4этажном панельном здании, расположенном в 4 микрорайоне Центрального округа г.
  4. О начале 2009-2010 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан (3)

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования Республики Казахстан в 2009-2010 учебном году.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8»

    Публичный отчет
    В ходе подготовки самообследования администрацией МОУ «СОШ №8» проведена аналитическая работа, отражающая результативность и динамику функционирования различных систем (учебной, воспитательной, хозяйственной) школы, обеспечивающих

Другие похожие документы..