Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В состав научной школы входят также: заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, академик Международной акмеологической ака...полностью>>
'Документ'
9 грудня Луцький інститут розвитку людини Університету „Україна” провів просвітницько-виховний захід «Наркоманія – шлях у безодню», присвячений тижне...полностью>>
'Документ'
180 лет (1832) — «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками...полностью>>
'Семинар'
14-18 ноября 2011 года в г. Красноярске состоялось семинар-совещание председателей профсоюзных организаций работников вузов Сибирского федерального о...полностью>>

Методическое пособие для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ программирование на языке pascal

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МАССИВЫ

Цель работы: приобрести навыки решения задач с использованием одномерных массивов, усвоить операторы используемые при работе с массивами: ввода и вывода одномерных массивов, оператора описания.

Краткие теоретические сведения.

В рассмотренных ранее примерах программ производилась обработка одиночных данных — значений простых перемен­ных. При решении практических задач данные объединяются в различные структуры, наиболее простыми из которых явля­ются массивы.

Массив — именованный набор с фиксированным количеством однотипных данных.

В массивы объединены результаты экспериментов, списки фамилий, различные сложные структуры данных. Так, список из классного журнала 10 «А» является массивом. В массиве могут быть одинаковые данные, поэтому элементы массива различаются по своим порядковым номерам. Если каждый элемент имеет один порядковый номер, то такой массив называется одномерным, если два — то это таблица из строк и столбцов. Для таблиц первый номер элемента пока­зывает строку, а второй — столбец, на пересечении которых находится элемент. Все строки таблицы имеют одинаковую длину.

Одномерный массив может быть числовой последователь­ностью с известным количеством членов. Так же, как и в по­следовательности, в массиве можно указать элемент с конк­ретным номером, например a5, или записать общий вид эле­мента, используя в качестве индекса переменную и указывая диапазон ее изменения: ai, i = 1, 2, ..., n.

Задачи на обработку массивов могут иметь различную фор­мулировку. Например, начинаться со слов «Дано п чисел...», а далее говорится, что требуется сделать с этими числами. Чтобы решить такую задачу на компьютере с использованием языка программирования Паскаль, необходимо выполнить следующее:

1) определить, какие числа даны: целые или вещественные (если об этом конкретно не сказано, то лучше считать их ве­щественными);

2) назвать весь массив одним именем, которое будет ис­пользоваться для каждого элемента, только к нему добавится номер этого элемента (индекс);

3) описать массив в разделе переменных var, тем самым от­ведя место в памяти для массива;

4) ввести данные в память.

В описании массива имеется специальное слово array (массив), после которого в квадратных скобках через две точ­ки указывается диапазон изменения номеров элементов, затем слово of (из) и пишется тип данных массива. Встретив описа­ние массива, транслятор отводит для него столько последова­тельных ячеек, сколько указано в квадратных скобках, и тако­го формата, каков тип данных массива. Эту память в програм­ме можно использовать целиком или частично, вычисляя зна­чения элементов массива или вводя их с клавиатуры (либо с диска). Чаще всего номера элементов меняются от 1 до за­данного числа n. Поместив значение п в разделе констант (const), в описании можно указать в качестве переменной n последнее значение (верхнюю границу) номера элемента мас­сива.

Пример описания:

const n = 10;

var a: array [1 .. n ] of real;

Это описание означает, что для массива а будет отведено десять ячеек оперативной памяти по шесть байтов каждая. Имена ячеек: а1, а2, ... , a10. В Паскале эти имена будут запи­саны следующим образом: а[1], ... , a[10].

В описании после имени массива а ставится двоеточие, за которым указывается тип данного — массив. Если в програм­ме несколько массивов одного размера и типа, то, как и для простых переменных, их имена можно перечислить через за­пятую, а потом, после двоеточия, указать описание массива.

Для ввода данных в память необходимо организовать цикл. Поскольку число повторений ввода данных известно, удобно использовать цикл пересчет. Ввод описанного массива a может иметь вид:

for i: = 1 to n do

read (a[ i ]);

Вводимые значения набираются на клавиатуре через про­бел и нажимается <Enter>.

Можно ввод прокомментировать и вводить каждое данное на отдельной строке экрана:for i: = 1 to n do

begin

write (‘a[‘, i, ‘] = ‘);

readln (a [ i ])

end;

При обработке массивов решения многих задач основыва­ются на следующих, более простых, задачах: вычисление сум­мы (произведения) элементов массива; нахождение наиболь­шего (наименьшего) элемента; упорядочение элементов по возрастанию или убыванию. Рассмотрим эти базовые задачи.

1. Вычисление суммы элементов массива.

Вычисление суммы элементов массива ничем не отличается, в принципе, от суммирования значений простых переменных (программа Р11). Решение задачи состоит из трех основных этапов: 1) ввод данных; 2) вычисление суммы; 3) печать ре­зультатов.

program Р12;

const n = 7;

var a: array [ 1 .. n ] of real; S : real; i: integer;

begin

write (‘вводите элементы массива — ‘, n, ‘ вещественных чисел через пробел’);

for i: = 1 to n do

read (a [ i ]);

S : = 0;

for i: = 1 to n do

S : = S+a [i];

writeln;

write (‘ сумма элементов массива S = ‘, S)

end.

Выполнение программы вычисления суммы элементов массива представлено в таблице:

Исходные данные: 3, -2, 9, 7, -1, 6, 1

I

1

2

3

4

5

6

7

A[i]

3

-2

9

7

-1

6

1

S

0

1

10

17

16

22

23

2. Нахождение наибольшего элемента массива.

В предыдущем примере производились вычисления, пере­менная S меняла свои значения в процессе решения задачи. Однако большинство задач, решаемых с помощью компьюте­ра, являются невычислительными. К ним относится задача поиска наибольшего элемента в массиве. Трудность при разработке алгоритма решения заключается в том, что надо записать в виде команд компьютеру привычные для человека действия: выделение большего из последовательности чисел. Чтобы лучше представить себе, как последовательно просмат­ривать и сравнивать между собой числа, записанные в памя­ти, вообразим, что каждое число написано на отдельной кар­точке и карточки сложены стопкой. В таком случае мы первое число запомним сразу как наибольшее и перевернем карточку. Теперь в нашем распоряжении два числа: одно видим, другое — помним. Сравнивая их между собой, запомним большее, т. е. если первое было больше, то запоминать новое не придется и надо смотреть следующую карточку. Если второе больше пер­вого, то первое в дальнейшем помнить нет смысла и мы за­помним второе. Таким образом, на каждом этапе сравнения мы будем помнить большее из просмотренных чисел и в кон­це решим поставленную задачу. Записав приведенные рассуж­дения в виде операторов, получим программу нахождения на­ибольшего значения. Промежуточные значения и ответ содер­жит переменная max.

program Р13;

const n = 7;

var a: array [ 1 .. n ] of integer; max, i: integer;

begin

for i: = 1 to n do

begin

write (‘a[‘, i, ‘] = ‘);

readln (a [ i ]);

end;

max: = a [1 ];

for i: = 2 to n do

if max < a [ i ]

then max: = a [ i ];

write (‘наибольший элемент массива max = ‘, max)

end.

3. Упорядочение массива по возрастанию.

Упорядочения массивов по какому-либо признаку называ­ются также сортировками. Существуют различные методы сортировок, различающиеся, в основном, по скорости получе­ния результата. Рассмотрим один из них — «метод пузырька». Пусть имеется последовательность чисел a1, а2, ..., an, кото­рую необходимо упорядочить по возрастанию. Зафиксируем первый элемент и будем последовательно сравнивать его со стоящими справа. Если какой-то из элементов справа окажет­ся меньше первого, то мы поменяем местами этот элемент с первым и продолжим сравнение уже нового элемента, стоя­щего на первом месте, с оставшимися справа числами. Если снова выявится элемент, меньший зафиксированного, то пов­торим перестановку. В результате первого просмотра последо­вательности на первом месте окажется наименьший из всех элементов, т. е. он, как более «легкий», как бы всплывает на­верх (отсюда и название метода — «метод пузырька»). Теперь зафиксируем второй элемент и повторим просмотр, выполняя при необходимости перестановки элементов, и т. д. Уяснив идею решения, остановимся на двух вопросах: каким образом фиксировать элементы и как осуществить перестановку двух элементов? Чтобы при переборе элементов, стоящих справа от проверяемого, не менялся индекс последнего, индексы фик­сируемого и стоящих правее него элементов должны быть раз­личными: i и j. Индекс i изменяется от 1 до п — 1, индекс j всегда на 1 больше i и пробегает все значения от i + 1 до n. Для каждого значения i индекс j должен последовательно при­нять все допустимые значения, следовательно, конструкция программы, отражающая полный перебор всех элементов и их упорядочение по возрастанию, представляет собой двойной цикл. При перестановке двух элементов используется третья переменная. Перестановка местами (обмен значениями в па­мяти) двух переменных а и b выглядит следующим образом: 1) с: = а; 2) a: = b; 3) b: = с. Программа сортировки методом пузырька имеет вид:

program Р14;

const n = 7;

var a : array [ 1.. n ] of real; i, j: integer; c: real;

begin

for i: = 1 to n do

begin

write (‘a [‘, i, ‘] = ‘);

readln (a [ i ])

end;

for i: = 1 to n - 1 do

for j: = i + 1 to n do

if a [ i ] > a [ j ]

then begin

c: = a [ i ];

a[i]:= a[j];

a [ j ]: = c

end;

writeln (‘упорядоченный по возрастанию массив ‘);

for i:= 1 to n do

write (a [ i ]);

end.

4. Поиск элемента в массиве.

Одна из важных невычислительных задач — поиск данного значения среди элементов массива, Такой поиск называется также поиском по ключу. На практике поиск осуществляется в упорядоченном массиве, причем имеются различные алго­ритмы поиска. В данном примере осуществим поиск путем сплошного перебора. Если элемент найден, то напечатаем его номер, если нет, то выдадим соответствующее сообщение. Су­щественным является то, какой из одинаковых элементов массива, равных данному, нас интересует: первый встретив­шийся при поиске или последний. В этом примере будем ис­кать первый. Поиск осуществляется в цикле, и как только элемент найден, надо выйти из цикла. Для досрочного выхода из цикла for используем оператор goto. Если досрочный выход не произойдет, то значит, элемент, равный данному, в масси­ве отсутствует. В таком случае выдача сообщения об отсутст­вии элемента происходит сразу после цикла поиска. Следова­тельно, чтобы обойти печать номера элемента, надо использо­вать еще один оператор goto и еще одну метку в программе.

Программа поиска данного элемента в массиве:

program Р15;

label 1,2;

const n = 7;

var a : array [1 .. n ] of real; x : real; i : integer;

begin

writeln (‘введите элементы массивов’);

for i: = 1 to n do

read (a [ i ]);

writeln;

write (‘введите число для поиска в массиве, х = ‘);

readln (х);

for i: = 1 to n do

if a [ i ] = x then goto 1;

writeln (‘такого числа в массиве нет’);

goto 2;

1: write (‘номер элемента массива, равного данному ‘, i);

2: end.

Если искать не первый по порядку равный ключу элемент, а последний, то надо использовать цикл обратного пересчета: for i: = n downto 1 do.

Методические указания по работе и задания

Условие задачи

1

Написать программу, которая проверяет, находится ли в массиве введенное с клавиатуры число и сколько раз.

2

Подсчитать количество ненулевых элементов, введенного с клавиатуры массива.

3

В заданной последовательности целых чисел определите количе­ство и сумму элементов, кратных 10.

4

Написать программу, которая определяет количество учеников в классе, чей рост превышает средний.

5

Найдите сумму квадратов неотрицательных элементов и количе­ство положительных чисел в заданном целочисленном одномер­ном массиве.

6

Вычислите среднее арифметическое наибольшего и наименьшего из п чисел.

7

Найдите полупроизведение всех положительных элементов мас­сива

8

Составить программу, которая вычисляет среднюю (за неделю) температуру воздуха.

9

Дано n чисел. Найдите сумму чисел, больших заданного числа а.

10

Проверить, представляют ли элементы введенные с клавиатуры массива возрастающую последовательность.

11

Дан целочисленный массив с количеством элементов n. Напечатать те его элементы, индексы которых являются степенями двойки.

12

Заполнить случайными числами из диапазона [0;1] вещественный линейный массив из N чисел. Найти максимальное значение и его индекс.

13

Пригодность детали оценивается по размеру В, который должен соответствовать интервалу (А+, А-). Определить имеются ли в партии из N деталей бракованные. Если да, то подсчитать их количество, иначе выдать отрицательный результат.

14

При поступлении в вуз абитуриенты, получившие «двойки» на первом экзамене, ко второму не допускаются. В массиве А[n] записаны оценки экзаменующихся, полученные на первом экзамене. Подсчитать, сколько человек не допущено ко второму экзамену.

15

Дан массив чисел. Найти, сколько в нем пар одинаковых соседних элементов.

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1. Чем отличается массив от файла?

2. Для чего необходимо описание массива?

3.Что надо сделать, чтобы начать решать на компьютере задачу, формулировка которой начинается со слов: «Дано п чисел...»?

4. Может ли массив содержать разнородные данные?

5. Что надо изменить в программе Р13, чтобы осуществлялся поиск не наибольшего, а наименьшего элемента массива?

6. Какие изменения в программу Р13 надо внести, чтобы одновре­менно со значением наибольшего числа определялся его поряд­ковый номер?

7. Объясните работу двойного цикла в программе Р14.

Лабораторная работа №6.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году
  2. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году
  3. Публичный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» с 1975г. размещается и функционирует в 4этажном панельном здании, расположенном в 4 микрорайоне Центрального округа г.
  4. О начале 2009-2010 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан (3)

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования Республики Казахстан в 2009-2010 учебном году.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8»

    Публичный отчет
    В ходе подготовки самообследования администрацией МОУ «СОШ №8» проведена аналитическая работа, отражающая результативность и динамику функционирования различных систем (учебной, воспитательной, хозяйственной) школы, обеспечивающих

Другие похожие документы..