Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Т 81 Программа педагогической практики для студентов магистратуры по направлению «Системный анализ и управление» [Текст]: методические указания / В.В...полностью>>
'Документ'
Опишите классификацию тренировочных упражнений по их преимущественной направленности на основе биохимических и физиологических критериев в спортивном...полностью>>
'Программа-минимум'
Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и ...полностью>>
'Документ'
Оптимизация — это увязка разных бизнес-процессов друг с другом. Допустим, Вы приходите к кладовщице и спрашиваете: «Чем Вы занимаетесь?». В ответ слыш...полностью>>

Методическое пособие для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ программирование на языке pascal

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

readln

end.

Служебные слова Паскаля, выделенные жирным шрифтом, при наборе текста программы на клавиатуре никак не выделя­ются, их различает транслятор (синоним — компилятор). По­этому служебные слова нельзя использовать в качестве имен. Первый оператор программного блока выводит на экран под­сказку для пользователя — что он должен сделать. Для ввода данных рекомендуется создавать подобные подсказки.

При решении задач имена присваиваются не только исход­ным данным, но и результатам, а также получаемым промежу­точным значениям. Поскольку в рассматриваемом примере надо получить три результата, введем для них переменные x, у, z.. В программе этим переменным будут присвоены значе­ния суммы, произведения и разности двух вводимых чисел.

program P2;

var a, b, x, y, z: real;

begin

write (‘введите два числа через пробел, затем нажмите <Enter>‘);

readln(а, b);

x = а + b;

y = а - b;

z = а - b;

write (‘a + b = ‘, x, ‘ а * b = ‘, у, ‘ а - b = ‘, z);

readln

end.

Методические указания и задания к работе

Условие задачи

1

Написать программу вычисления площади параллелограмма (площади поверхности параллелепипеда, площади поверхности цилиндра).

2

Напишите программу вычисления площади треугольника, если известны координаты его вершин (формула Герона).

3

Напишите программу возведения числа в седьмую степень за че­тыре операции.

4

Написать программу вычисления объема куба (объема цилиндра, объема параллелепипеда).

5

Напишите программу определения времени встречи двух автомо­билей, если известно расстояние между двумя пунктами, откуда они вышли навстречу друг другу одновременно, а также их скорости.

6

Написать программу пересчета расстояния из верст в километры (1верста=1066,8м), веса из фунтов в килограммы (1фунт=409,5 г).

7

Написать программу вычисления сопротивления электрической цепи, состоящей из параллельно (последовательно) соединенных сопротивлений.

8

Напишите программу вычисления площади круга, если известна длина окружности.

9

Напишите программу вычисления площади и гипотенузы прямо­угольного треугольника, если известны его катеты.

10

Напишите программу вычисления суммы арифметической про­грессии, если известен ее начальный член и разность, а также ко­личество ее членов.

11

Напишите программу вычисления площади боковой поверхности куба.

12

Напишите программу вычисления расстояния между двумя точ­ками плоскости.

13

Напишите программу вычисления среднего арифметического двух чисел.

14

Напишите программу пересчета величины временного интервала, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах.

15

Напишите программу вычисления суммы модулей трех вещественных чисел.

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1. Для чего необходимо описывать данные в программе?

2. Как описать переменные одного типа, например вещественного?

3. Какой оператор используется для ввода данных? Как он работает?

4. Куда попадают введенные с клавиатуры числа при работе опера­тора ввода?

5. Как перевести курсор на новую строку после ввода данных?

6. Как вывести результаты работы программы на экран дисплея?

7. Как сделать, чтобы данные выводились с новой строки?

8. Как увидеть результаты вывода на экране дисплея, если уже сра­ботал write?

9. Можно ли получить результат вычислений без использования оператора присваивания?

Лабораторная работа №3

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР В ПРОГРАММАХ НА ПАСКАЛЕ

Цель работы: приобрести навыки в решении задач с помощью условного оператора, усвоить назначение и правила его применения.

Краткие теоретические сведения

Очень часто ход решения задачи в практике зависит от выполнения какого-либо условия.

Например: Требуется построить алгоритм вычисления значения функции

y=|x|. Она задается соотношением:

При решении этой задачи требуется выполнить следующие:

1) проверить больше или равен нулю x;

2) если x больше или равен 0, то присвоить y значение x (y:= x),

если x меньше 0, то присвоить у значение -x (у:=-x).

Коротко алгоритм решения этой задачи может быть запи­сан так:

если x 0,

то у: = x,

иначе у: = -x

Эти команды называются командами ветвления (условным оператором)

Условный оператор может иметь две формы (структуры), представленные на рисунках 1 и 2. На рисунке 1 показана неполная форма условного оператора: действие выполняется только тогда, когда выполняется записанное в ромбе условие. В случае невыполнения условия происходит переход к сле­дующему оператору (выход из структуры). На рисунке 2 изо­бражена полная форма условного оператора: в случае выпол­нения условия (выход «+» из ромба) выполняется одно дейст­вие, в случае невыполнения (выход «—») — другое действие. Каждая структура имеет один вход и один выход. Программу рекомендуется строить из последовательных, логически завер­шенных блоков, не допуская передачи управления из одного блока в другой. Такая программа содержит меньше ошибок при разработке, легче проверяется на правильность выполне­ния. Неполный условный оператор имеет вид:

IF условие THEN оператор;

Полный условный оператор:

IF условие THEN оператор_1 ELSE оператор_2;

Рис 1. Неполная форма

условного оператора

Рис 2. Полная форма

условного оператора

Если перевести на русский язык английские слова IF, THEN и ELSE, то вид условного оператора - ЕСЛИ условие, ТО оператор 1, ИНАЧЕ оператор 2;

В различных случаях после слов THEN и ELSE надо вы­полнить не один оператор, а несколько. Тогда эти операторы заключаются в так называемые операторные скобки, откры­вающая скобка которых — слово BEGIN, а закрывающая — слово END: begin

(операторы)

end;

Перед словом ELSE точка с запятой не ставится. В опера­торных скобках рекомендуется каждую пару BEGIN — END записывать в одном столбце: так легче проверить соответствие каждой открывающей скобке закрывающую.

Примеры условного оператора:

if a < b then у: = х;

if х < 0 then х: = -х; {изменение знака переменной х}

if a + b < с then begin

z: = х; {обмен значениями переменными х и у}

х: = у;

у: = z

end;

В качестве выполняемого в условном операторе действия может быть другой условный оператор. Например:

if sqr (х) + sqr (у) > 1 then

if х > у then z: = 0

else z: = 1;

При такой форме записи, использующей сдвиг вправо для каждого внутреннего действия, легко понять, к какому из двух слов IF относится слово ELSE. Если этот оператор записать в одну строку, то ответ будет неоднозначным. Транслятор по­ступает следующим образом. Встретив сложную конструкцию из вложенных условных операторов, он анализирует ее с кон­ца, приписывая последнее найденное ELSE первому встре­ченному при просмотре справа налево IF.

Пример программы: Пусть для двух целых чисел надо определить, являются они четными или нет. Для проверки четности используем условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0.

program P3;

var a, b: integer;

begin

writeln (‘введите два целых числа’):

readln(a, b);

if a mod 2=0 then writeln (‘a — четное’)

else writeln (‘a — нечетное’);

if b mod 2=0 then writeln (‘b — четное’)

else writeln (‘b — нечетное’)

end.

Логические выражения. Алгоритм решения квадратного уравнения содержит проверку условия d < 0. Два значения, d и 0, связаны отношением < — меньше. Если условие выпол­няется, то говорят, что соответствующее выражение истинно, если не выполняется — выражение ложно. Речь идет о логи­ческом выражении. Для построения сложных условий в Пас­кале имеются логические операции and (и), or (или) и not (не). Обозначив истинное значение через 1 и ложное через 0, построим таблицы истинности для этих операций.

X

Y

X and Y

X

Y

X or Y

X

not X

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

1

Рассмотрим примеры построения сложных логических вы­ражений.

1. Пусть требуется определить, принадлежит ли точка с ко­ординатой х отрезку [а; b]. Если записать это условие двой­ным неравенством, то читать его надо так: х меньше либо ра­вен b и больше либо равен a (а  хb). Отношение «меньше либо равно» в Паскале записывается двумя знаками. Анало­гично записывается и «больше либо равно». Однако в Паскале нельзя записывать двойное неравенство. Используя логиче­скую операцию and (и), запишем:

(х  a) and (х  b)

Рис. 3

Отношения, между которыми стоит логическая операция, заключаются в круглые скобки.

2. Имеется прямоугольное отверстие со сторонами a и b и кирпич с ребрами х, у, z. Требуется составить условие про­хождения кирпича в отверстие (рис. 3).

Кирпич пройдет в прямоугольное отверстие, если выпол­нится сложное условие: (а  х) and (b  y) or

(а  у) and (b  x) or

(а  х) and (b  z) or

(a  z) and (b  x) or

(a  y) and (b  z) or

(a  z) and (b  y)

Для трех граней шесть условий получается потому, что можно каждую грань повернуть на 90° и проверить для каж­дой грани два случая.

3. Определить принадлежность точки фигуре. Пусть фигура задана ограничивающими ее прямыми (рис.4). Для каждой прямой определим полуплоскость, в которой находится фигура – треугольник АВС. Полуплоскость задается неравенством.

Полуплоскость, находящаяся выше оси х определяется неравенством у > 0.

Полуплоскость, находящаяся справа от прямой, соединяющей точки (—1,0) и (0,2), задается неравенством у — 2х — 2 < 0.

Полуплоскость, находящаяся слева от прямой, соединяющей точки (1,0) и (0,2), за­дается неравенством у + 1х — 2 < 0.

Условие принадлежности точки (х, у) фи­гуре:

(Y > 0) and (Y - 2*X - 2 < 0) and (Y + 2*X - 2 < 0)

4. Приведем пример программы определения существования треугольника со сторонами a, b и с. Условие существования треугольника известно из геометрии: сумма двух любых сто­рон должна быть больше третьей. Следовательно, для всех сто­рон условие «сумма двух больше третьей» должно выполняться.

program Р4;

var a, b, с: real;

begin

writeln (‘введите длины трех сторон треугольника ‘);

readln(a. b, с);

write (‘треугольник со сторонами ‘, а, b, с);

if (a + b > с) and (b + с > a) and (a + с > b)

then write (‘существует’)

else write (‘не существует’);

readln

end.

Методические указания по работе и задания

Условие задачи

1

Проверьте, есть ли среди трех заданных чисел равные (вывести ответ «Да» или «Нет»)

2

В компьютер вводятся длины трех отрезков. Компьютер должен ответить на вопрос, существует или нет треугольник с такими сторонами.

3

Даны три действительных числа. Выберите те из них, которые принадлежат отрезку [1;3].

4

Написать программу решения квадратного уравнения. Программа должна проверять правильность исходных данных.

5

Вводятся значения двух переменных x и y, если значения обоих переменных положительные, то они заменяются значениями квадратного корня из них, иначе оба числа остаются прежними.

6

Вычислите площадь кольца. Программа должна проверять правильность исходных данных.

7

Даны действительные числа а, b и с. Удвойте эти числа, если они являются упорядоченными по возрастанию.

8

Найдите решение уравнения ах + b = 0, если оно существует

9

Если данное число х меньше нуля, то z присвойте значение боль­шего из двух чисел х и у, иначе z присвойте значение полусуммы этих чисел.

10

Выясните, попадает ли точка М(x, y) в круг радиусом r с центром в точке (x0,y0).

11

Определить в каком квадранте находится точка с координатами x и y, и отпечатать номер квадранта.

12

Даны три действительных числа. Найдите наибольшее значение из их суммы и произведения.

13

Даны три числа а, b и с. Выясните, верно ли а < b < с. Ответ по­лучите в текстовой форме: верно или неверно.

14

Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает необходимые рекомендации поправиться или похудеть (оптимальный вес вычисляется по формуле: рост (в сантиметрах)100).

15

Написать программу определения стоимости разговора по телефону с учетом скидки 20%, предоставляемой по субботам и воскресеньям (исходные данные длительность разговора - целое число минут, номер дня недели).

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

1. Как транслятор анализирует вложенные условные операторы?

2. Какие формы условного оператора вы знаете? Чем они отличаются?

3. Как работает неполный условный оператор?

4. Зачем при отладке программы нужно тестировать все ветви алгоритма?

5. Как проверить, является ли целое число нечетным?

6. Как выполняются логические операции и, или, не?

Лабораторная работа №4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011-2012 учебном году
  2. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010-2011 учебном году
  3. Публичный отчёт муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» с 1975г. размещается и функционирует в 4этажном панельном здании, расположенном в 4 микрорайоне Центрального округа г.
  4. О начале 2009-2010 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан (3)

    Документ
    Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных школах и организациях образования Республики Казахстан в 2009-2010 учебном году.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8»

    Публичный отчет
    В ходе подготовки самообследования администрацией МОУ «СОШ №8» проведена аналитическая работа, отражающая результативность и динамику функционирования различных систем (учебной, воспитательной, хозяйственной) школы, обеспечивающих

Другие похожие документы..