Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вы обратили внимание, как много в последнее время на улицах маленьких детей? Топают по своим делам рядом с мамой, бегут на встречу падающим листьям, ...полностью>>
'Документ'
до інформатики (курс за вибором) 1 1 1 3 Індивідуальні та групові заняття 1 1 1 3 Логіка (курс за вибором) 1 1 Р а з о м 3 4 5 5 97 Гранично допустим...полностью>>
'Темы рефератов'
Проект “Экос -А” : научные космические исследования и построение моделей глобальных экологических и климатических процессов и природных кризисных сит...полностью>>
'Документ'
Целью изучения дисциплины «Экономика туристского рынка» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний по экономике туризма и навы...полностью>>

Колесникова наталья Юрьевна научное обоснование организации медико профилактической помощи студентам в современных условиях

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОЛЕСНИКОВА

Наталья Юрьевна

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕДИКО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

14.00.33-общественное здоровье и здравоохранение

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Санкт-Петербург

2009

Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Росздрава

Научный руководитель: - доктор медицинских наук, профессор

Кочорова Лариса Валерьяновна

Официальные оппоненты: - доктор медицинских наук, профессор

Шапиро Клара Ильинична

- доктор медицинских наук, профессор

Микиртичан Галина Львовна

Ведущее учреждение: ГОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова МО РФ»

Защита состоится « » _______ 2009 г. в _____ час. на заседании Диссертационного совета Д.208.090.04 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова» Росздрава (197022, Санкт-Петербург, ул. Л. Толстого, д. 6/8, зал Ученого Совета)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Автореферат разослан "_____" ______________2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета,

доктор медицинских наук,

профессор Дискаленко В.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Здоровье студентов высших учебных заведений является не только индикатором здоровья и социально-экономического благополучия государства, но и будущим интеллектуальным, социально- экономическим, творческим потенциалом страны (Миннибаев Т.Ш., 1989, 2001; Агаджанян Н.А. и др., 1995, 1997; Русанова Е.И., 1998; Лантух А.П., Афанасьева А.В., 2000). Вместе с тем, эта группа населения относится к числу наименее социально-защищенных и, в силу своих возрастных особенностей, находится в периоде формирования психологической и физиологической зрелости и подвержена высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое медицинское и общественное значение и на сегодняшний день, в связи с изменяющейся экономической ситуацией в стране, организация медицинской помощи студентам требует нового подхода к ее решению.

По данным многих авторов устойчивой тенденцией конца ХХ века и начала ХХI столетия является прогрессирующее ухудшение здоровья и физического развития студентов, повышение их заболеваемости (Котова Г.Н., 2004; Медик В.А., Осипов А.М., 2004; Кулаков В.Н. и др., 2005; Негашева М.А., Мишкова Т.А., 2005). Такая ситуация обусловлена действием целого ряда факторов, которые в комплексе приводят к истощению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной системы растущего организма, формированию функциональных расстройств, а затем и хронической патологии. Среди этих факторов, которые представляют многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождаются значительным напряжением приспособительных систем организма студента, ведущим является адаптация к условиям ВУЗа (Краснов И.Г., 1988; Сауткин М.Ф., Ионова Т.В., 1992; Бурханов А.И. и др., 1992; Спицин А.П., 1999; Вялов С.С. и др., 2004; Кулаков В.Н. и др., 2005).

Несмотря на появление в последние годы многочисленных исследований, посвященных анализируемой проблеме, в большинстве из них отражается специфика тех регионов, в которых проводят исследования (Некипелов М.И., 1994; Низамутдинова Р.С., 1998; Круглякова И.П., 2000; Сыстерова А.А., 2000; Денисова Д.В., 2001; Ваганова Л.И., 2003; Двойнишникова М.А., 2006 и др.). Между тем, работ, содержащих комплексное изучение тенденций динамики здоровья студентов высших учебных заведений и организации медико-профилактической помощи данному контингенту в современных условиях практически нет. Указанные причины и определили актуальность выбранной темы исследования.

Целью настоящего исследования является комплексный медико-социальный анализ состояния здоровья студентов в начале XXI века для разработки научно обоснованных мероприятий по совершенствованию медико-профилактической помощи студенческой молодежи.

Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основании комплексного изучения состояния здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях крупного города (на примере г. Санкт-Петербург), проанализировать динамику уровня и структуры заболеваемости по данным обращаемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, патологической пораженности по данным углубленных медицинских осмотров и диспансеризации.

2. Представить социально-гигиеническую характеристику условий и образа жизни студентов, выявить основные факторы, влияющие на состояние здоровья данного контингента, и представить самооценку здоровья студентов.

3. Оценить организацию и эффективность медико-профилактической помощи студентам, проанализировав уровень медицинской активности студентов, их отношение к проведению профилактических осмотров и мнение о качестве лечебно-профилактической помощи, оказываемой по месту учебы и по месту жительства.

4. Проанализировать действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации, регламентирующую вопросы медицинского обслуживания студенческой молодежи в системе медицинского страхования.

5. Разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-профилактической помощи студентам высших учебных заведений, направленную на сохранение и укрепление их здоровья.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые за последние годы (начало XXI века) проведен комплексный анализ состояния здоровья студентов, определена динамика заболеваемости и ее тенденции. Проведенный в ходе выполнения исследования социологический опрос позволил представить социально-гигиеническую характеристику учащихся высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга, выявить особенности и новые тенденции распространенности вредных привычек, изучить самооценку состояния здоровья, проанализировать уровень медицинской активности студенческой молодежи, определить отношение к проведению профилактических осмотров, изучить мнение о качестве лечебно-профилактической помощи, оказываемой в специализированных студенческих поликлиниках и в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также оценить отношение к системе медицинского страхования. Данные исследования позволили научно обосновать комплекс мероприятий по совершенствованию организации медико-профилактической помощи студентам.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что на основании результатов исследования были разработаны научно обоснованные предложения по повышению качества медико-социальной помощи студентам в современных условиях. Предложена система мер, реализация которых способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся высших учебных заведений. Представлен медико-социальный «портрет» современных студентов начала XXI века, выявлены тенденции заболеваемости, определен уровень доступности медицинской помощи и отношение студенческой молодежи к организации медицинской помощи.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты настоящего исследования используются в деятельности отдела здравоохранения Администрации Московского района Санкт-Петербурга, СПб ГУЗ поликлиники № 75, городских поликлиниках Колпинского района Санкт-Петербурга. Данные исследования используются при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами 4-5 курсов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова и при чтении лекций врачам, проходящим последипломную подготовку в АНО «Институт реформ здравоохранения» (Санкт-Петербург).

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на:

  • Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова «Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров» (Москва, 2007г.);

  • Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» (Санкт-Петербург, октябрь 2007 г.);

  • Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летие ВОЗ (Киев, апрель 2008 г.);

  • Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Макроэкономика: качество жизни и проблемы охраны здоровья населения» (Санкт-Петербург, май 2008 г.);

  • LXX научно-практической конференции «Актуальные вопросы экспериментальной и клинической медицины – 2009» (Санкт-Петербург, апрель 2009 г.);

  • Заседании проблемной комиссии «Гигиена и организация здравоохранения» и кафедры общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова (Санкт-Петербург, сентябрь 2009 г.).

Личный вклад автора. Автором составлены план и программа исследования, разработана его методика, включая первичные учетные документы (статистические карты, анкеты). Вклад автора в сбор материала - 95%, в его обработку - 85%. Полученные данные полностью проанализированы и обобщены лично автором (100%) . В целом вклад автора превысил 90%.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Комплексная характеристика состояния здоровья студенческой молодежи (на примере г. Санкт-Петербурга) в начале XXI века.

  2. Социально-гигиеническая характеристика условий и образа жизни студенческой молодежи, влияние факторов риска на их здоровье.

  3. Оценка медицинской активности учащихся ВУЗов, их отношение к проведению профилактических осмотров и мнение о качестве лечебно-профилактической помощи по данным социологического исследования.

  4. Система мероприятий, направленных на улучшение здоровья и совершенствование медико-профилактической помощи студентам высших учебных заведений.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, предложений, списка литературы, содержащего 207 источников (в том числе 151 отечественных и 56 зарубежных), приложений. Основное содержание диссертации изложено на 161 странице машинописного текста. Работа содержит 25 таблиц и 13 рисунков.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость работы, представлены основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена обзору отечественной и зарубежной литературы по вопросам состояния здоровья студенческой молодежи и факторам, его обуславливающих. Проанализированы правовые основы организации медицинского обеспечения студентов. Значительный раздел главы посвящен рассмотрению основных принципов современной организации медицинской помощи для учащихся высших учебных заведений.

Вторая глава содержит описание программы, методов и базы исследования. Исследование проводилось в 2003-2007 гг. на базе крупных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь студентам г. Санкт-Петербурга (студенческая поликлиника Санкт-Петербургского государственного университета и городская поликлиника № 75, обслуживающая 13 государственных высших учебных заведений). Объектом исследования явились студенты государственных высших учебных заведений, обратившиеся в данные лечебно-профилактические учреждения. Согласно поставленным задачам, программа исследования включала ряд последовательных этапов.

На первом этапе исследования проведен обзор литературы, изучено состояние проблемы по данным отечественных и зарубежных авторов, сформулированы цель, задачи исследования, составлены план и программа сбора материала, его обработки и анализа. Определены основные проблемы изучения образа жизни, состояния здоровья студенческой молодежи и организации медицинской помощи.

На втором этапе исследования был проведен анализ тенденций показателей заболеваемости студентов за период 2003 – 2007 гг. При проведении анализа были использованы учетно-отчетные статистические материалы. В ходе исследования были проанализированы в динамике показатели общей и первичной заболеваемости, заболеваемости с временной нетрудоспособностью, патологической пораженности по данным профилактических медицинских осмотров и охват студентов диспансерным наблюдением.

Источниками информации для исследования послужили: учетные формы: медицинская карта студента ВУЗа (форма 025-3/у); справка о временной нетрудоспособности студентов (форма 095/у); контрольная карта диспансерного больного (форма 030/у); данные официальной государственной статистической отчетности: «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении за ____ г.» (форма 30); «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения за ____ г.» (форма 12); «Отчет о причинах заболеваемости с временной утратой трудоспособности» (форма 16-ВН).

На втором этапе исследования было изучено 28803 единиц наблюдения, данные из которых заносились в специально разработанные карты.

На третьем этапе проведено социологическое исследование 1950 студентов методом анкетирования. Была разработана специальная анкета, состоящая из 57 вопросов сгруппированных в 9 блоков. Вопросы анкеты позволили получить социально-гигиеническую характеристику студентов, изучить особенности их образа жизни и влияние социальных факторов на здоровье, узнать самооценку здоровья, проанализировать медицинскую активность у студентов, определить удовлетворенность оказываемой медицинской помощи в специализированных студенческих поликлиниках и оценить отношение студентов к системе медицинского страхования.

На следующем этапе исследования проведен анализ нормативно-правовых основ медицинского обслуживания студентов в системе обязательного медицинского страхования. Полученные данные в ходе исследования позволили обосновать необходимость разработки комплексных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов. Предложены некоторые направления совершенствования медико-профилактической помощи студентам.

Общее число наблюдений в данном исследовании составило 30753 единиц.

При выполнении исследования широко использовались историко-аналитический и социологический методы, современные статистические методы обработки материала, включающие расчет экстенсивных и интенсивных показателей, с определением достоверности их разницы, показателей динамического ряда и выравнивание динамических рядов по методу наименьших квадратов, проведение корреляционного анализа.

Третья глава посвящена анализу результатов изучения в динамике заболеваемости студентов ВУЗов Санкт-Петербурга. За период 2003 – 2007 гг. наблюдается неуклонный рост показателей общей и первичной заболеваемости, так общая заболеваемость по данным обращаемости выросла в 1,4 раза с 562,3‰ до 787,4‰. Если в структуре общей заболеваемости в 2003 г. первое место занимали болезни глаза и его придаточного аппарата (37,9%), второе – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (15,8%), а на третьем и четвертом месте - болезни органов дыхания (9,4%) и болезни мочеполовой системы (6,9%), то в 2007 г. ведущими классами заболеваний стали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на долю которой приходится каждый пятый (20,9%) случай обращения, болезни глаза и его придаточного аппарата составили 17,1%, болезни органов дыхания - 13,0% и болезни мочеполовой системы 10,2%. При анализе динамики общей заболеваемости по отдельным классам болезней отмечается существенное увеличение показателей (практически в 2 раза) по классу болезней костно-мышечной системы и соединительных тканей (89,1‰ в 2003 г. до 163,8‰ в 2007 г.) и болезней мочеполовой системы (с 38,6‰ в 2003 г. до 80,4‰ в 2007 г.), большую долю в этом классе занимают заболевания женской половой системы (23,3% в 2003 г. и 53,5% в 2007 г.), болезни нервной системы возросли примерно в 3,5 раза с 23,4‰ в 2003 г. до 83,9‰ в 2007 г.

Первичная заболеваемость за изученный период увеличилась в 1,7 раза с 136,5 до 233,4 случаев на 1000 студентов. Таким образом, опережающий рост первичной заболеваемости по сравнению с общей заболеваемостью по обращаемости свидетельствует о появлении новых заболеваний у студентов. Рост показателей первичной заболеваемости определяется особенно выраженным увеличением показателей первичной заболеваемости по таким классам, как, болезни нервной системы - в 6,5 раз (с 5,4‰ в 2003 г. до 35,3‰ в 2007 г.), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ примерно в 2 раза (с 8,4‰ в 2003 г. до 15,7‰ в 2007 г.) и практически в 2,5 раза болезни мочеполовой системы (18,6‰ в 2003 г. до 43,0‰ в 2007 г.), болезни органов пищеварения (с 1,4‰ в 2003 г. до 3,7‰ в 2007 г.).

Наиболее частыми заболеваниями в 2003 - 2007 гг. были болезни органов дыхания (32,0‰ и 44,9‰). В структуре первичной заболеваемости основной причиной как в 2003 г. так и в 2007 г. являлись болезни органов дыхания (23,4% и 18,7% соответственно). Однако, если в 2003 г. второе ранговое место с частотой 21,7‰ и удельным весом 15,9% занимали болезни глаза и его придаточного аппарата, на третье – болезни мочеполовой системы (18,6‰, удельный вес 13,6% в структуре заболеваемости), то в 2007 г. на втором месте с частотой 43,0‰ и удельным весом 17,9% были болезни мочеполовой системы; на третьем - заболевания нервной системы (35,3‰; удельный вес – 14,8%). Выраженный рост заболеваемости по обращаемости в большей степени связан с негативным влиянием целого ряда факторов (гиподинамия, постоянно умственное и психоэмоциональное напряжение, стрессы, нарушение режима труда, отдыха и питания, низкая материальная обеспеченность и др.), воздействие которых студенты испытывают на протяжении всего обучения в ВУЗе.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди студентов Санкт-Петербурга имеет волнообразную динамику, и только выравнивание методом наименьших квадратов показало, что истинной тенденцией является снижение частоты случаев (с 169,3 до 165,9 на 100 учащихся) и дней временной нетрудоспособности на 3,6% (с 14,2 до 13,7 дней). Снижение частоты случаев ВУТ связано, прежде всего, со снижением обращаемости студентов за медицинской помощью в случаях наиболее легко протекающих заболеваний. Заболевания органов дыхания преобладают как в структуре причин заболеваемости с ВУТ (54,6%), так и в структуре дней временной нетрудоспособности (41,3%), на втором месте заболевания и последствия внешних воздействий (травмы, отравления и др.) - 19,1%, а в структуре дней ВУТ – 7,6%, и болезни мочеполовой системы, на долю которых приходится 4,7% случаев и 4,4% дней ВУТ.

По результатам профилактических медицинских осмотров патологическая пораженность за период с 2003 – 2007 гг. выросла с 159,2 до 244,5 случаев на 100 осмотренных студентов. С одной стороны, это можно объяснить совершенствованием диагностических мероприятий, с другой стороны – ростом заболеваемости студенческой молодежи. В структуре впервые выявленных при профилактических осмотрах заболеваний преобладают болезни нервной системы (18,5%); болезни глаза и его придаточного аппарата - 15,1% (из них почти половина (46,0%) приходится на миопии) и удельный вес болезни мочеполовой системы составил 14,8%.

Однако на фоне роста общей заболеваемости за анализируемый период полнота охвата диспансерным наблюдением студентов уменьшилась в 1,6 раза (в расчете на 1000 студентов 201,2 случаев в 2003 г. и 125,0 случаев в 2007 г.). Такая ситуация, сложилась не в связи со снижением объема работ лечебно-профилактических учреждений, а возможно, связана с появлением национального проекта «Здоровье» и развитием дополнительной диспансеризации трудоспособного населения и снижением тем самым внимания и объема финансирования диспансеризации именно студенческой молодежи. Таким образом, в 2003 г. каждый третий случай от числа всех зарегистрированных заболеваний (35,7%) наблюдался в порядке диспансеризации, а в 2007 г. соответственно 15,9%. В структуре больных, состоящих на диспансерном учете наибольшую долю как в 2003 г., так и в 2007 г. составили пациенты с патологией глаза и его придаточного аппарата (66,6% и 60,3% соответственно). Однако, если в 2003 г. II место заняли больные с заболеваниями органов пищеварения (7,8%), III место - с заболеваниями мочеполовой системы (5,6%); IV – с болезнями нервной системы (3,8%); V – с болезнями органов дыхания (3,4%), то в 2007 г. второе место заняли больные с заболеваниями мочеполовой системы (8,8%), III место – с болезнями органов пищеварения (7,9%), IV – с болезнями нервной системы (7,1%).

Таким образом, результаты комплексной оценки состояния здоровья студентов высших учебных заведений характеризуют высокий уровень заболеваемости данного контингента.

В четвертой главе представлен социально-гигиенический портрет учащихся высших учебных заведений. В анкетировании принимали участие студенты первого курса (17-19 лет) и старшекурсники (четвертый и пятый курсы 20-23 года), причем 2/3 из них (67,3%) – женского пола и 32,7% - мужского.

Одним из важных факторов, влияющих на здоровье, являются жилищно-бытовые условия. Более половины (55,4%) респондентов отметили, что на момент проведения анкетирования проживали с семьей в отдельной квартире, каждый четвертый (23,3%) – в общежитии и в отдельной квартире (самостоятельно) – 17,3%.

Немаловажным также является определение материального статуса студентов. Более чем каждый четвертый студент первого курса (27,9%) имеет доход на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного правительством Санкт-Петербурга (3497 руб. на душу населения (на IV квартал 2006 г.)). Почти 1/3 (31,5%) имели доход на одного члена семьи в месяц до 5000 руб. В то же время, практически каждый 5-ый респондент (20,4%) указал, что имеел доход на одного члена семьи в месяц от 5001 до 7000 руб., и практически такая же доля респондентов (21,2%) - более 7001 руб., что согласуется с официальной статистической оценкой экономического положения населения. Материальное положение студентов старших курсов несколько лучше, поскольку многие из них уже работают и имеют дополнительный доход к стипендии, 34,4% - имели доход на одного члена семьи от 5001 до 7000 руб., а доход более 7001 руб. в месяц имели уже 26,6% студентов.

Другим важным параметром, характеризующим качество жизни, является самооценка состояния здоровья. Среди студентов первого курса 19,3% респондентов оценили состояние своего здоровья на «отлично», большинство участников анкетирования (60,6%) отметили хорошее состояние здоровья, 19,1% - удовлетворительное и только 1,0% - плохое. Однако с увеличением возраста на старших курсах уже только каждый десятый (10,0%) учащийся ВУЗа оценил свое здоровье как отличное, а ¼ (26,6%) - как удовлетворительное и уже 3,4% - как плохое. Таким образом, за годы обучения в ВУЗе студенты подвергаются интенсивному воздействию различных специфических (характерных для ВУЗов) и неспецифических (социально-экономических, биологических и др.) факторов, оказывающих негативное влияние на их состояние здоровья.

Одной из характеристик, влияющих на субъективное определение уровня своего здоровья, является уровень физической подготовки студентов. Из общего числа респондентов почти 2/3 (60,0%) оценили свою физическую подготовку на «отлично» и «хорошо» (15,9% и 44,1% соответственно), в то же время, каждый третий респондент (32,4%) посчитал свою физическую подготовку удовлетворительной, а 7,6% - плохой.

Серьезную угрозу для здоровья студенческой молодежи представляет высокая частота распространения вредных привычек: курят 21,8% студентов, в т.ч. 10,2% курят ежедневно, причем доля лиц курящих среди лиц мужского и женского пола практически равны (23,3% и 20,8% соответственно).

Употребление алкоголя также имеет весьма широкое распространение среди студентов высших учебных заведений, а количество употребляемых крепких алкогольных напитков растет с увеличением срока обучения, что очевидно, во многом связано с абсолютной либерализацией продажи алкогольных напитков и отсутствием антиалкогольной пропаганды. Среди студентов первого курса 46,2% употребляют с разной частотой алкогольсодержащие напитки, а у старшекурсников их доля возрастает до 56,7%. Причем, несмотря на относительно молодой возраст участников анкетирования, каждый пятый (21,7%) студент первого курса указал, что употребляет крепкие алкогольные напитки (водку, коньяк и т.д.), а среди студентов старших курсов уже каждый второй (50,0%) признался в употреблении крепких алкогольных напитков. Среди всех респондентов мужского пола 32,7% употребляют крепкие алкогольные напитки, а среди респондентов женского пола - 28,2%.

Необходимо отметить, что уровень самооценки состояния здоровья и физической подготовки студентов тесно сопряжен с образом их жизни, в группе респондентов, оценивших свою физическую подготовку на «отлично», курят 17,0% студентов (в т.ч. 8,9%- ежедневно), а в группе респондентов с плохой физической подготовкой курит уже почти каждый третий студент (30,6%), в т.ч. 16,2% - ежедневно. Такая же закономерность наблюдается и в отношении употребления студентами алкогольных и алкогольсодержащих напитков. Так, если в группе с «отличной» самооценкой физической подготовки употребляет крепкие алкогольные напитки каждый четвертый (26,6%) студент, а алкогольсодержащие напитки 42,6% опрошенных, то в группе с «плохой» самооценкой уже 28,9% указали на употребление крепких алкогольных напитков и больше половины (51,8%) – алкогольсодержащих напитков.

Для совершенствования организации медицинской помощи студентам большое значение имеет анализ медицинской активности. Наблюдаются колебания структуры целей обращения в поликлинику у первокурсников и студентов старших курсов. У студентов первого курса на долю обращения в медицинские учреждения с профилактической целью (профилактические осмотры и получение профилактических прививок) приходится 52,3%, заметно меньше (36,7%) доля таких обращений у студентов старших курсов. Также у первокурсников несколько выше доля респондентов, у которых причиной обращения в поликлинику послужило возникновение заболеваний (27,1% против 20,0% у студентов старших курсов), а доля респондентов не обращавшихся в лечебно-профилактическое учреждение у студентов первого курса составила 20,6%, а среди старшекурсников 43,3%. Таким образом, медицинская активность студентов с переходом на старшие курсы, снижается т.к. в ВУЗах практически не проводят обязательных ежегодных профилактических осмотров среди студентов старших курсов, притом, что они играют важную роль в охране здоровья молодежи. Вместе с тем, среди студентов первого курса 5,8% отрицательно относятся к профилактическим осмотрам, а среди студентов старших курсов их доля возрастает до 30,0%.

К сожалению, студенческая молодежь только с увеличением возраста начинает более внимательно относиться к своему здоровью. Если посещать врачей с профилактической целью готовы 39,5% студентов первого курса, то среди старшекурсников 53,3%. Также 42,6% первокурсников готовы посещать врачей только в случае, если это является допуском к работе, учебе, а 17,9% не готовы, так как считают, что профилактические осмотры не приносят пользы здоровью и являются пустой тратой времени. Поэтому, необходимо усиление санитарно-просветительной работы, прежде всего среди первокурсников, для формирования у них правильных установок по отношению к своему здоровью.

Из общего числа респондентов более половины (53,2%) имели опыт обращения в различные типы ЛПУ. Выбор лечебно-профилактического учреждения, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, несколько отличается у студентов разных курсов. 38,5% первокурсников выразили желание получать медицинскую помощь в специализированных медицинских учреждениях при учебном заведении, в группе старшекурсников их доля составила 50,0%; только 31,3% студентов первого курса и 26,7% среди старшекурсников считают предпочтительным получать медицинскую помощь в поликлиниках по месту жительства.

При развитии рыночных отношений у всех категорий населения появилась возможность получения платных медицинских услуг в ЛПУ любых форм собственности. За счет личных средств, прежде всего, обеспечивается более высокий уровень сервисного обслуживания и комфортные условия лечения и обследования, что особенно ценится молодыми людьми. Так, из числа всех респондентов 70,3% согласны оплачивать предоставленную им медицинскую помощь. В том числе 23,6% согласны оплачивать без всяких условий, 24,0% согласны оплачивать только сервисные услуги (прием без очереди, отдельная палата в стационаре и т.д.) и 22,7% - медицинские услуги, оказанные сверх услуг, предоставляемых государством бесплатно. Доля респондентов, считающих возможным платить за сервисные услуги, также выше среди старшекурсников (33,4%), чем в группе первокурсников (23,9%). Безусловно, между материальным положением и согласием оплачивать за медицинскую помощь имеется устойчивая прямая корреляционная связь.

В связи с тем, что в настоящее время развивается добровольное медицинское страхование, нами проанализировано отношение студентов к возможности получения дополнительной медицинской помощи, в соответствии с Программами ДМС. Значительная часть студентов первого курса (44,3%) и 40,1% старшекурсники имеет полис добровольного медицинского страхования, в то же время, доля респондентов, не имеющих полиса ДМС, но желающих его приобрести, наоборот, с увеличением курса резко возрастает: с 3,4% среди первокурсников до 23,3% в группе студентов старших курсов. Но, к сожалению, в ходе социологического опроса было установлено, что каждый третий студент, который вырос в условиях действия страховой медицины, не знает своих прав в системе медицинского страхования. Однако, доля респондентов, которые не знают о добровольном медицинском страховании резко уменьшается с увеличением курса с 20,7% среди первокурсников до 3,3% среди студентов старших курсов. Важно отметить, что большая доля респондентов даже с плохим материальным положением имеет полис ДМС, это свидетельствует о достаточно высокой ценности здоровья для молодых людей.

В пятой главе показано, что результаты выполненного исследования позволили структурировать основные проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья студентов на протяжении всего периода их обучения в высших учебных заведениях и определить основные направления их решения, важнейшими из которых являются:

  • формирование культуры здоровья у студентов и повышение интереса к здоровому образу жизни с учетом особенностей ментальности данного контингента;

  • разработка мер по снижению влияния факторов риска на здоровье студентов с учетом особенностей их образа жизни в начале XXI века;

  • совершенствование организации медицинской помощи студентам в новых экономических условиях, в т.ч. повышение качества лечебно-профилактической помощи студентам и повышение доступности медицинской помощи.

В современных условиях особого внимания заслуживает сохранение и развитие специализированных студенческих поликлиник, в т.ч. и сохранение врачебных здравпунктов, с преимущественным обслуживанием врачами общей практики (ВОП), организационно подчиняющихся студенческим поликлиникам. Студенты ВУЗов это - группа повышенного риска, они значительно чаще, чем молодые люди других социальных групп того же возраста, страдают различными соматическими расстройствами и нервно-психическими заболеваниями, поэтому полноценно могут оказывать медико-профилактическую помощь студентам только специализированные учреждения здравоохранения, так как они обладают определенной инфраструктурой и владеют полной оперативной информацией о состоянии здоровья студентов, их образе и условиях жизни и основных факторах риска.

Данные задачи могут быть решены в результате согласованных взаимодействий всех заинтересованных сторон, а именно: администраций ВУЗов, руководителей лечебно-профилактических учреждений, территориальных органов управления здравоохранением и общественных молодежных организаций.

ВЫВОДЫ

  1. За период исследования (с 2003 г. по 2007 г.) выявлена устойчивая тенденция роста первичной (в 1,7 раза) и общей (в 1,4 раза) заболеваемости по обращаемости студентов высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга. Опережающий рост первичной заболеваемости по сравнению с общей заболеваемостью по обращаемости свидетельствует о появлении новых заболеваний у студентов. Показатели общей заболеваемости существенно увеличились по классу болезней костно-мышечной системы и соединительных тканей (38,6‰ в 2003 г. и 80,4‰ в 2007 г.); болезней мочеполовой системы (с 89,1‰ до 163,8‰) (причем большую долю в этом классе занимают заболевания женской половой системы); болезней нервной системы (с 23,4‰ до 83,9‰). Особенно выраженным является увеличение показателей первичной заболеваемости по таким классам как, болезни нервной системы - в 6,5 раз (на 20,0%), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (за пятилетний период показатель увеличился более чем вдвое) на 46,5%; болезни мочеполовой системы (на 56,7%) болезни органов пищеварения (на 62,1%). Выраженный рост заболеваемости студентов по данным классам связан с негативным влиянием целого ряда факторов, обострившихся в новых экономических условиях, таких как гиподинамия, постоянно умственное и психоэмоциональное напряжение, стрессы, нарушение режима труда, отдыха и питания, низкая материальная обеспеченность.

  2. В структуре общей заболеваемости по обращаемости в 2007 г. преобладают заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани (20,9%), второе и третье ранговое место составляют болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни органов дыхания (17,1% и 13,0% соответственно). Анализ структуры первичной заболеваемости показал, что наибольший удельный вес составили заболевания органов дыхания (18,7%), болезни мочеполовой системы (17,9%) и заболевания нервной системы (14,8%).

  3. По результатам профилактических медицинских осмотров патологическая пораженность за период с 2003 – 2007 гг. выросла с 159,2 до 244,5 случаев на 100 осмотренных студентов. В структуре впервые выявленных при профилактических осмотрах заболеваний преобладают болезни нервной системы (18,5%); болезни глаза и его придаточного аппарата - 15,1% (из них почти половина (46,0%) приходится на миопии) и удельный вес болезни мочеполовой системы составил 14,8%.

  4. На фоне роста общей заболеваемости по обращаемости за анализируемый период полнота охвата диспансерным наблюдением студентов уменьшилась почти в 2 раза (в расчете на 1000 студентов в 2003 г. составила 201,2 случаев и 125,0 случаев в 2007 г.). Такая ситуация, сложилась не в связи со снижением объема работ лечебно-профилактических учреждений, а возможно, связана с появлением национального проекта «Здоровье» и развитием дополнительной диспансеризации трудоспособного населения и снижением тем самым внимания и объема финансирования диспансеризации именно студенческой молодежи.

  5. На здоровье студентов влияет совокупность факторов, включающих условия и образ жизни. Более половины (55,4%) респондентов проживают с семьей в отдельной квартире, каждый четвертый (23,3%) – в общежитии и в отдельной квартире (самостоятельно) – 17,3%. Каждый пятый студент имеет доход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума (3497 руб. на душу населения (на IV квартал 2006 г.)). Высокая частота распространения вредных привычек в студенческой среде: 21,8% студентов курят (доля лиц курящих мужского и женского пола практически равны (23,3% и 20,8% соответственно)); несмотря на молодой возраст, среди студентов первого курса 46,2% и 56,7% старшекурсников с разной частотой употребляют алкогольсодержащие напитки, а крепкие алкогольные напитки - 21,7% и 50,0% соответственно.

  6. Среди студентов первого курса 19,3% респондентов оценили состояние своего здоровья на «отлично», большинство участников анкетирования (60,6%) отметили хорошее состояние здоровья, 19,1% - удовлетворительное и только 1,0% - плохое. За годы обучения в ВУЗе происходит снижение самооценки своего здоровья, так на старших курсах уже только каждый десятый (10,0%) учащийся оценил свое здоровье как отличное, а ¼ (26,6%) - как удовлетворительное и уже 3,4% - как плохое.

  7. Медицинская активность студентов в процессе учебы существенно снижается. Из общего числа студентов первого курса с профилактической целью обращались в поликлинику 52,3%, тогда как доля таких обращений среди студентов старших курсов заметно меньше 36,7%.

  8. Оказанием медико-профилактической помощи студентам в современных условиях должны заниматься специализированные лечебно-профилактические учреждения, имеющие наиболее оптимальную структуру учреждения, обеспечивающие большую доступность медицинской помощи, высокое качество оказания медицинской помощи данному контингенту и владеющие полной информацией о состоянии здоровья студенческой молодежи, о особенностях условий и их образа жизни, о факторах риска. Это подтверждается и тем, что среди студентов, удовлетворенных медицинской помощью, около половины указали на желание получать медицинскую помощь в специализированных студенческих поликлиниках при ВУЗах, как наиболее предпочтительное место получения медицинской помощи.

  9. Из числа всех респондентов 70,3% с теми или иными условиями согласны оплачивать предоставленную им медицинскую помощь (в том числе 23,6% согласны оплачивать без всяких условий; 24,0% согласны оплачивать только сервисные услуги (прием без очереди, отдельная палата в стационаре и т.д.) и 22,7% - медицинские услуги, оказанные сверх услуг, предоставляемых государством бесплатно.

  10. Почти половина первокурсников имеет полис добровольного медицинского страхования. Доля респондентов, не имеющих полиса ДМС, но желающих его приобрести с увеличением курса резко возрастает: с 3,4% среди первокурсников до 23,3% в группе студентов старшего курса. Поскольку старшекурсники больше осведомлены о преимуществах данного вида страхования и о стоимости корпоративного полиса для молодого контингента, который значительно меньше стоимости индивидуального полиса ДМС.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. В связи с отсутствием официальной статистической информации об уровне заболеваемости студентов и ее динамики с увеличением курса обучения администрации и медицинской службе ВУЗов необходимо организовать мониторинг (специальные исследования) здоровья студентов на протяжении периода их обучения в ВУЗе.

  2. Для более точного учета профессиональной пригодности абитуриентов выбранной специальности целесообразно восстановить и усовершенствовать систему их предварительных медицинских осмотров с оформлением соответствующих медицинских документов.

  3. С целью динамического наблюдения за состоянием здоровья студентов всех курсов и раннего выявления заболеваний целесообразнее проведение ежегодных периодических комплексных медицинских осмотров.

  4. Работникам студенческих здравпунктов совместно с администрацией ВУЗов, общественными студенческими организациями и по согласованию с Центрами гигиены и эпидемиологии ежегодно на основании данных профилактических осмотров составлять «Комплексные планы по оздоровлению студентов».

  5. Усилить гигиеническое обучение и воспитание студентов с привлечением всех доступных форм и методов санитарного просвещения, в том числе – вузовских газет-многотиражек.

  6. С учетом финансовых возможностей определенной части студентов и самих ВУЗов шире развивать для студентов систему ДМС.

  7. В соответствии с наличием подготовленных врачей общей практики целесообразно реформировать студенческие здравпункты в офисы ВОП. При крупных ВУЗах целесообразно открытие специализированных поликлиник, финансирование которых должно осуществляться из системы обязательного и добровольного страхования.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ

ДИССЕРТАЦИИ

  1. Колесникова Н.Ю. О современных проблемах сохранения и укрепления здоровья студентов / Колесникова Н.Ю. // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 11: Сб. науч. трудов / Под ред. д.м.н., проф. Н.И. Вишнякова, д.м.н. О.В. Емельянова. – СПб., 2006.– C.321 – 322.

  2. Вишняков Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Вишняков Н.И., Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю., Деркун Ж.С. // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров: Мат. Всеросс. науч.-практ. конф.- М., 2007. – C.142-145.

  3. Кочорова Л.В. Некоторые вопросы организации медицинской помощи студентам в современных условиях / Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю. // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2007. – № 1. – C.146-147.

  4. Колесникова Н.Ю. Проблемы оказания медицинской помощи студентам: пути решения / Колесникова Н.Ю., Кочорова Л.В. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. - СПб., 2007. – C.118-120.

  5. Кочорова Л.В. Отношение студентов к состоянию своего здоровья / Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю. // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2007. – № 1. – C.150- 151.

  6. Кочорова Л.В. Актуальные проблемы лечебно-профилактической помощи студентам / Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю. // Макроэкономика: качество жизни и проблемы развития здравоохранения: Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. – СПб., 2008. – C.115-117.

  7. Кочорова Л.В. Организация медицинской помощи студентам – механизм охраны здоровья будущих поколений / Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 11. Вып. 1. / Под редакцией Л.А. Вербицкой. - СПб., 2008. – C.138-145.

  8. Колесникова Н.Ю. Некоторые вопросы правового положения студентов в Российской Федерации / Колесникова Н.Ю. // Проблемы городского здравоохранения. Вып. 13: Сб. науч. трудов / Под ред. д.м.н., проф. Н.И. Вишнякова, к.м.н. СД.Бурлакова. – СПб., 2008. – C.288-290.

  9. Колесникова Н.Ю. Самооценка здоровья и медицинская активность студентов. / Колесникова Н.Ю. // Мат. Междунар. Научн.-практ. конф. – Здравоохранение Украины. – 2008. - №1. – C.145 – 147.

  10. Колесникова Н.Ю. О результатах анализа информированности и отношении подростков Ленинградской области к проблемам наркомании / Колесникова Н.Ю., Польс С.В. // Актуальные вопросы экспериментальной и клинической медицины – 2009: Мат. LXX науч.-практ. конф. – СПб., 2009. – C.77.

  11. Окулов М.В. О проблеме диспансеризации учащихся высшего профессионального образования / Окулов М.В., Колесникова Н.Ю. // Актуальные вопросы экспериментальной и клинической медицины – 2009: Мат. LXX науч.-практ. конф. – СПб., 2009. – C.7-9.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  2. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  3. Приказ № 554 от 6 мая 2009 г. Опроведении в X международногоКонгресса "Современные проблемы аллергологии, иммунологии и иммунофармакологии" приказ

    Документ
    Об организации групп восстановительного лечения для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГУЗ “Республиканский дом ребенка специализированный”
  4. А. Э. Еремеева Часть 2 Проблемы современных исследований в гуманитарных науках Омск ноу впо «ОмГА» 2011

    Документ
    Н34 сб. науч. статей : в 2 ч. – Ч. 2. Проблемы современных исследований в гуманитарных науках / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2011.
  5. Научно-исследовательский институт проблем каспийского моря (2)

    Документ
    Третий выпуск сборника «Астраханские краеведческие чтения» традиционно подводит итог работы астраханских, региональных и зарубежных ученых и специалистов по изучению природных ресурсов, истории и культуры Астраханского края.

Другие похожие документы..