Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Юрій Клен (псевдонім Освальда Бургардта) — український поет, перекладач, літературний критик. Народився 4 жовтня 1891р. у селі Сербинівка на Поділлі....полностью>>
'Документ'
международная техническая помощь - один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи в...полностью>>
'Документ'
Российский фондовый рынок характеризуется относительно небольшим количеством новых эмиссий акций и облигаций по сравнению с мировой практикой. В чем п...полностью>>
'Обзор'
Настоящий Обзор охватывает следующие основные изменения в новом Налоговом кодексе (вступил с действие с 1 января 2009 года), существенным образом зат...полностью>>

««Методических рекомендаций по составлению ежегодного публичного доклада о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

50

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

о состоянии и результатах деятельности

системы образования

города Ханты-Мансийска

в 2010 году

Ханты-Мансийск

2011

Доклад подготовлен с использованием ««Методических рекомендаций по составлению ежегодного публичного доклада о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры»».

Публичный доклад включает в себя аналитическое обобщение результатов деятельности муниципальной системы образования за 2010 год. В докладе дана характеристика ресурсов системы образования, эффективности их использования, качества и результативности обучения и воспитания, анализируется кадровое обеспечение, акцентируется внимание на социальной функции образования.

Представленные в докладе материалы позволят заинтересованному читателю оценить достоинства и недостатки муниципальной системы образования, увидеть место приложения собственных способностей и, самое главное, включиться в процесс позитивного сотрудничества по решению существующих проблем.

Доклад адресован работникам образовательных учреждений, органам представительной и исполнительной власти, общественным организациям, родительским, попечительским и управляющим советам, городскому родительскому собранию, СМИ.

Содержание

Введение

4

Раздел 1. Цели и задачи муниципальной системы образования

6

Раздел 2. Доступность образования

10

2.1. Сеть образовательных учреждений

10

2.2. Доступность дошкольного образования

11

2.3. Доступность общего образования

15

2.4. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

18

2.5. Доступность дополнительного образования

21

Раздел 3. Результаты деятельности муниципальной системы

образования

23

3.1. Учебные результаты

23

3.2. Внеучебные достижения (участие в конкурсах и олимпиадах)

25

3.3. Социальные аспекты образования

27

Раздел 4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов

31

4.1. Финансирование образования

31

4.2. Условия обучения

35

4.3. Кадровые ресурсы

43

Раздел 5. Меры по развитию системы образования

48

Заключение

49

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая политика Администрации города Ханты-Мансийска ориентирована на создание условий для закрепления позитивных тенденций в экономике и социальной сфере, реализацию приоритетных национальных проектов, повышение качества жизни населения, эффективности государственного управления.

Город Ханты-Мансийск является административным, финансово-деловым и культурно-спортивным центром Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Экономико-географическое положение города исключительно благоприятно: он основан на месте слияния важнейших водных транспортных артерий округа – Оби, Иртыша и Конды, а также находится в центре расселения коренных народов – ханты и манси.

Численность постоянного населения города на 01.01.2011 по данным окружного Комитета госстатистики (с учетом проведенной Всероссийской переписи населения в октябре 2010 года) составила 79 808 человек. Среднегодовая численность постоянного населения за 2010 год – 78 300 человек или 106,0% к аналогичному периоду 2009 года (73 900 человек).

По итогам 2010 года численность трудовых ресурсов Ханты-Мансийска составила 58282 человека или 100,6% к итогам 2009 года (57963 человека). В различных отраслях экономики города (в крупных, средних предприятиях и малом бизнесе) было занято 49444 человека или 102,3% к итогам 2009 года (48 032 человек). По удельному весу работающих в сферах материального (36,9%) и нематериального производства (63,1%), процент занятых горожан в непроизводственной сфере практически в два раза превышает долю занятых на предприятиях материальной сферы. Такая структура распределения занятого населения связана с тем, что в городе сосредоточены во–первых, все уровни органов власти (представители федеральных структур, округа, города и района), во–вторых, на территории самого города и вблизи его отсутствуют запасы какого–либо сырья, способствующего развитию промышленного производства, в–третьих, с введением в эксплуатацию федеральной трассы с 1996 года есть возможность регулярно завозить товары любого назначения и габаритов. Кроме того, как столица округа город выполняет функции административного, образовательного, кредитно–финансового, спортивно–оздоровительного центра. За последние пять лет достаточно высокими темпами строились объекты социальной сферы: детские дошкольные учреждения, школы, спортивные объекты, объекты культуры и здравоохранения.

В разрезе отраслевой структуры наибольшая доля работающих приходится на органы управления законодательной и исполнительной власти всех уровней – 21,0% (2009 год – 21,5%), на сферу здравоохранения и предоставления социальных услуг – 13,2% (2009 год - 15,3%), на сферу образования – 13,5% (2009 год -13,4%), на сферу предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 7,3% (2009 год – 8,7%).

Численность безработных на 01.01.2011 составила 317 человек и по сравнению с 01.01.2010 сократилась на 26,5% (431 человек). Уровень зарегистрированной безработицы в Ханты–Мансийске сократился с 0,897% в 2009 году до 0,65% в 2010 году.

Наличию одной из социальных проблем в городе способствует ежегодное увеличение доли детей-мигрантов, которые слабо говорят на русском языке и имеют низкие адаптационные возможности.

Перечисленные характеристики социально-экономического развития города определяют условия функционирования системы образования и задачи, стоящие перед ней, в том числе по обеспечению доступности и качества образования различного уровня, по созданию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров и организации профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентированных на запросы рынка труда, созданию условий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководствуясь действующей моделью образования до 2020 года муниципальной системой образования были определены стратегические цели и задачи развития системы образования г. Ханты-Мансийска:

• Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.

• Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

• Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях.

• Создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Основная цель и стратегические задачи муниципальной образовательной политики определены в соответствии с действующим законодательством в сфере образования, приоритетами государственной образовательной политики Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, важнейшими целями развития, изложенными в ежегодных Посланиях Президента России Федеральному собранию, с учетом тенденций социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, города Ханты-Мансийска.

Программным документом, определяющим стратегию развития городской образовательной системы, является программа «Развитие образования в городе Ханты-Мансийске на 2008-2011 годы».

Ключевыми принципами построения муниципальной системы образования, адекватной сегодняшним социальным и экономическим требованиям, являются:

  1. Открытость образования к внешним запросам и контролю со стороны городского сообщества;

  2. Ставка на лидеров, поддержка которых позволяет не только выявить позитивные качественные изменения самой системы и продемонстрировать их реальность, но и повысить темп внедрения новшеств, что обеспечивает конкурентоспособность системы образования города Ханты-Мансийска, как на региональном, так и федеральном рынке образовательных услуг.

  3. Партнерство в оценке результатов как управленческий механизм, обеспечивающий восприимчивость системы ко всему передовому и новому.

Приоритетом социально-экономического развития города является ориентация на повышение уровня и качества жизни населения.

В сфере образования данная цель с учетом среднесрочной перспективы реализуется через следующие тенденции:

  1. Совершенствование ресурсных условий для работы образовательных учреждений.

  2. Ориентация всей образовательной системы на обеспечение доступного качественного образования.

  3. Повышение кадрового потенциала, ориентация системы повышения квалификации педагогов на освоение и внедрение новых, в том числе, компьютерных технологий.

  4. Заинтересованность работников образовательных учреждений посредством возможности увеличения заработной платы в рамках новой системы оплаты труда.

  5. Активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Анализ выполнения Программы развития за отчетный период определил уровень достижения результатов в соответствии с индикаторами и показателями, прогнозируемыми по итогам 2010 года и позволил выстроить перспективы на последующие годы.

Данные перспективы включают:

1. Обеспечение выполнения прогнозируемых результатов реализации программы «Развитие системы образования в городе Ханты-Мансийске на 2008-2011 годы» по направлениям:

  • повышение качества образования;

  • совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе, решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся;

  • создание условий для укрепления здоровья;

  • поддержка и развитие одаренных детей;

  • управление системой образования;

  • кадровое обеспечение системы образования;

  • организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности;

  • создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников

2. Внедрение новых механизмов финансирования, обеспечивающих более эффективное использование бюджетных средств, через формирование муниципального задания, контроля его исполнения, расширение спектра платных образовательных услуг.

3. Развитие эффективного института органов государственно-общественного управления на всех уровнях (школьный, муниципальный, региональный), создание условий для наделения их широкими управленческими полномочиями по определению программ развития, организации образовательного процесса, решению кадровых вопросов, укреплению материально-технической базы и др.

Не теряет актуальности вопрос продолжения в 2010 году целенаправленной, планомерной работы по обеспечению повышения качества, доступности, эффективности, конкурентоспособности муниципальной образовательной системы, совершенствование организации деятельности подведомственных образовательных учреждений, оказание услуг в сфере воспитания, развитие общедоступных образовательных ресурсов.

В 2010 году Комитет по образованию, образовательные учреждения продолжили участие в реализации целого ряда проектов различного уровня, наиболее значимым из которых является приоритетный национальный проект «Образование».

На предстоящий 2011 год, стратегическими, согласно программе «Развитие системы образования в городе Ханты-Мансийске на 2008-2011 годы», определены следующие приоритеты развития городского образования:

в части доступности образования:

  • обеспечение условий для реализации прав детей на образование всех уровней и ступеней;

в части повышения качества образования:

  • создание оптимальных условия для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях;

  • совершенствование условий для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

  • осуществление мероприятий по значительному повышению роли компетентного подхода в образовании и практической подготовки обучающихся и воспитанников, подготовке к жизни в постоянно меняющемся технологическом мире.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» наиболее важными задачами в области образования остаются ускорение модернизации образования, стимулирование повышения качества образования и обеспечение развития его инновационного характера.

РАЗДЕЛ 2. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Сеть образовательных учреждений

Сфера образования города характеризуется видовым разнообразием образовательных учреждений: дошкольное образование – детские сады раннего возраста, присмотра и ухода, детские сады общеразвивающего видов, центры развития ребенка-детские сады; общее образование – начальные, средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов; дополнительное образование детей – центры, школы, дома, станции; среднее профессиональное образование – техникумы; высшего профессионального и дополнительного профессионального образования – институты, университеты, академии. Также в систему образования города входят центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центр диагностики и консультирования, одна коррекционная образовательная школа VIII вида, реабилитационный центр для детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Лучик», детский дом «Радуга».

Таким образом, сеть учебных заведений города располагает достаточной образовательной базой, что обеспечивает право выбора доступных качественных образовательных услуг и удовлетворяет современные запросы потребителей с учетом их интересов и способностей.

2.2. Доступность дошкольного образования

В 2010 году в городе Ханты-Мансийске функционировало 19 муниципальных и 1 негосударственное образовательное учреждение реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также 1 учреждение обеспечивающее воспитание, содержание и присмотр детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Вид учреждения

Образовательные учреждения

Детский сад для детей раннего возраста

№№ 2 «Улыбка», №3 «Васильки», №4 «Снежинка»

Детский сад общеразвивающего вида

№1 «Колокольчик», №2 «Дюймовочка», №5 «Золотая рыбка», №6 «Ласточка», №10 «Голубок», №13 «Малышок», №14 «Березка», №16 «Белочка», №19 «Серебряные крылышки», №21 «Теремок»

Детский сад

№11 «Радуга», №18 «Чебурашка», Воскресная школа

Центр развития ребенка – детский сад

№7 «Елочка», №8 «Солнышко», №20 «Сказка»

Начальная школа – детский сад

№№ 9, 12

По состоянию на 1 января 2011 года в городе насчитывается 10 968 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Из них 7027 детей в возрасте от 1 до 6 лет являются потенциальными потребителями дошкольных образовательных услуг.

Общая проектная мощность дошкольных образовательных учреждений составляет 2 350 мест, а фактическая численность детей 3 096 человек, что составляет 132 % наполняемости учреждений. Но ежедневно детские сады посещают 100 % детей по отношению к имеющейся проектной мощности. Средняя посещаемость за календарный год составляет 80%.

Рост рождаемости детей и приезд в город молодых мигрантов с детьми дошкольного возраста обостряют проблему обеспеченности населения местами в дошкольных образовательных учреждениях детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

Ежегодно увеличивается количество заявителей на предоставление мест в детский сад: в 2008 году – 4665 человек, в 2009 году - 5 040 человек, в 2010 году - 5 796 человек.

Р ешению проблемы обеспечения доступности дошкольного образования (в том числе отдельных видов услуг в этой сфере) уделяется много внимания. В течение последних двух лет было выполнено следующее:

- в 2009 году в рамках целевых программ после реконструкции введено в эксплуатацию муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 7 «Ёлочка» с проектной мощностью на 300 мест;

- в рамках реализации программы «Новая школа Югры» в декабре 2010 года завершилось строительство детского сада по улице Рябиновой на 200 мест.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы дошкольного образования: «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детский сад 2100», «Из детства в отрочество», «Радуга», а также дополнительные парциальные программы по разным направлениям.

В 2009 году город Ханты-Мансийск включен в эксперимент по апробации новой программы дошкольного образования «Югорский трамплин», разработанной по заказу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Для более полного удовлетворения потребности населения в детских садах используются разные способы и формы организации дошкольного образования. Наряду с традиционными группами открываются группы кратковременного пребывания, в которых реализуются специальные образовательные задачи (адаптация детей к дошкольному учреждению, коррекция нарушений развития, подготовка к обучению в школе, художественно-эстетическое развитие и другие). В 2010 году были открыты и функционировали 65 групп для «неорганизованных» детей дошкольного возраста, из них:

1. На базе муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования:

- Дом детского творчества (группы: «Букварик», «Хореография», «Шахматы малышам») для 396 человек/29 групп;

- Станция юных натуралистов (группы «Предшкольная пора», «Азбука природы») для 100 детей/10 групп.

2. На базе муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» группы кратковременного пребывания посещали 143 человека/12 групп.

3. В трёх дошкольных образовательных учреждениях в группах кратковременного пребывания занимались 205 детей/14 групп.

Общее количество детей занятых в 2010 году в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений составило 844 человека, что значительно выше предыдущего года (474 ребёнка). Показатель охвата «неорганизованных» детей ежегодно увеличивается в среднем на 50 %.

В 18 группах дошкольных учреждений оказываются услуги коррекционно-педагогической помощи детям. В течение 4 лет реализуется комплексная программа «Адаптация».

Для удовлетворения потребностей в дошкольном коррекционном образовании открыты специализированные группы (МДОУ № 1, 7, 8, 11, 14, 19, 20).

В дошкольных учреждениях созданы условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.

Особое значение придается вовлечению в дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В образовательных учреждениях функционируют группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста.

Количество специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось на 3 единицы за счет открытия групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Количество детей в группах компенсирующей направленности в 2010-2011 учебном году увеличилось на 10,8%.

Дошкольные образовательные учреждения посещают 14 детей-инвалидов, что на 4 ребенка больше, чем в 2009-2010 учебном году. Воспитанники интегрированы в среду сверстников, принимают активное участие в мероприятиях, организованных в дошкольных образовательных учреждениях.

2.3. Доступность общего образования

В городе сформирована оптимальная сеть общеобразовательных учреждений. Сегодня она разнообразна и позволят удовлетворить запросы родителей и учащихся в полной мере. Обучение ведется по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также по программам повышенного уровня и организовано по очной, очно-заочной и индивидуальной формам, в форме экстерната, на основе индивидуальных учебных планов. У учащихся начальных классов есть возможность обучаться по программам развивающего обучения Занкова Л.В., Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В., Школа-2100. У родителей (законных представителей) есть право выбора образовательного учреждения, отдавая предпочтение той или иной образовательной программе.

Спектр услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями, позволяет получить углубленное образование по предметам гуманитарного цикла и художественно-эстетического профиля, математике, биологии, информатике.

Охват общим образованием на начало учебного 2010/2011 учебного года составил 8 332 человек (в муниципальных образовательных учреждениях), что на 6% больше предыдущего года. Общее количество обучающихся общеобразовательных учреждений увеличилось за счет классов 1-2 ступени. Причиной увеличения являются:

- миграционные процессы,

- позитивно складывающаяся демографическая ситуация в городе.

Для поддержания актуальности общего образования, обеспечения его нового качества ориентация содержания муниципальной образовательной политики в течение всего учебного года была направлена на практические навыки, реализацию компетентностного подхода, использование принципов профильного обучения.

Сегодня в общеобразовательных учреждениях профильным образованием охвачены 439 учеников, что составляет 41% от общего количества учащихся третьей ступени (628 чел).

В рамках профильного обучения продолжило свою деятельность сетевое взаимодействие. На базе образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» создан ресурсный центр с привлечением ресурсных возможностей данного учреждения в целях предоставления услуг профильного образования для обучающихся образовательных учреждений города (независимо от места обучения).

Реализуя муниципальный проект «Профильное образование в городе Ханты-Мансийске» обеспечено профильное изучение отдельных предметов программы полного общего образования в соответствии со способностями, индивидуальными склонностями и потребностями обучающихся; созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения ими индивидуальных образовательных программ, а также реальные условия для социализации учащихся; обеспечена преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего специального и высшего профессионального образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Доклад
    Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году.
  2. Комплексная безопасность несовершеннолетних часть 1 Правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, локальные акты органов исполнительной власти Ханты-Мансийск

    Документ
    Е.Н. Степичева, главный специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  3. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2010 2015 годы и на перспективу до 2020 года»

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
  4. 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, Тюменская область, г. Сургут, ул

    Доклад
    Лечебные учреждения – окружная больница, детская поликлиника №3, МОУ лицей № 2, МОУ СОШ № 8, учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
  5. Администрация кондинского района ханты-Мансийского автономного округа Югры (1)

    Документ
    2.Заместителям главы администрации района обеспечить выполнение мероприятий, утвержденных настоящим распоряжением, и до 25 декабря 2011 года представить на бумажных носителях в общий отдел управления по правовым и общим вопросам администрации

Другие похожие документы..