Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тесты'
Цель занятия: обнаружить и углубить знание учеников о пространстве и времени; раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО ...полностью>>
'Документ'
Без четко, ясно сформулированных целей, задач финансово-хозяйственной деятельности в виде проблемно ориентированной, функционально сбалансированной с...полностью>>
'Документ'
ЧП «Туристическая фирма «Оникс», Украина (лицензия АВ № 349201 Министерства культуры и туризма Украины, размер финансового обеспечения 10 (десять тыс...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью освоения дисциплины «Медицинская электроника» является освоение теоретических знаний и практических навыкав по применению электронных схем в би...полностью>>

На тему: «Отражение Психофизических особенностей детей младшего школьного возраста в поведении на дорогах»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НА ТЕМУ: «Отражение Психофизических особенностей детей

младшего школьного возраста в поведении на дорогах»

педагога-психолога

МОУ «УНООШ с коррекционными классами»

Паскал Виктории Викторовны

П. Усть-Нера, 2010 г.

Неисправимое поведение детей на дорогах, приводящее к до­рожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения пра­вил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребенке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановки, сигналов), способности бы­стро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности. Дело в том, что возможности детей ограничен­ны в силу их возрастных и индивидуальных особенностей, уста­навливающихся в процессе жизни или приобретающихся по наследству.

Рассмотрим возрастной аспект. Как физическое, так и психиче­ское развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить как ряд волн активизации.

В отдельные моменты мы удивляемся, как быстро ребенок под­рос, в другие - сокрушаемся, отчего же он растет. Но это законо­мерное явление. После роста и образования новых структур долж­ны установиться и новые связи между этими структурами, вызреть новые механизмы управления ими. И трудно сказать, какой из пе­риодов важнее для ребенка, ясно одно: каждый из возрастных эта­пов требует соответствующих условий, чтобы все наследственно заложенные предпосылки к росту и развитию имели возможность реализоваться.

Существует немало примеров, как упущенное время для разви­тия каких-либо отдельных способностей трудно было восполнить. И напротив, сформированные в удачное для этого развития время неправильные установки поведения, вредные привычки впоследст­вии было трудно искоренить.

Для каждого этапа развития ребенка характерна своя воспри­имчивость к различным формам педагогического воздействия. Зна­чит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасно­го поведения должны соответствовать возрастным периодам.

В процессе развития ребенка существуют периоды, которые выделяют особо. Их называют критическими, или кризисными пе­риодами. Определенные, критические моменты в развитии челове­ка наступают у всех, но время их наступления может несколько варьироваться для разных людей в пределах одного - трех лет (у девочек - в большей степени). Это объясняется индивидуальными различиями, обусловленными наследственностью, экологией, ус­ловиями ухода и воспитания ребенка.

Для младших школьников критическими периодами является возраст в 6-7 лет и в 10-11 лет. Оба эти возраста попадают на вре­мя обучения в начальной школе.

Шести-, семилетний возраст выделяется как кризисный не только, потому, что ребенок идет в школу. В организме ребенка В это время происходят действительно кардинальные изменения в физическом и психическом развитии.

Так, механизмы восприятия, внимания 5- и 7-летнего ребенка существенно отличаются. Восприятие у дошкольников непосредст­венно, внимание непроизвольно. Они воспринимают окружающие предметы, которые находятся в непосредственной близости. По­этому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, ко­торые несут эмоциональную нагрузку.

В 7 лет роль эмоционального восприятия сохраняется. Если мы хотим привлечь внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм, то должны сделать их яркими, способными оживить образ­ное мышление ребенка, к тому же 7-летние дети обладают абсо­лютной чувствительностью к цвету. Интересно отметить, что в по­следующие годы эта чувствительность снижается (со 100 % до 55 % к 12 годам). В то же время с возрастом улучшается так назы­ваемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обуславливается подключением ряда психических функций к ана­лизу цветных ощущений.

Прогрессивной чертой 7-летнего возраста является способность к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в действиях. Наличие этих способностей играет немаловажную роль при переходе ребенком проезжей части улицы.

Благодаря совершенствованию функций коры головного мозга у детей появляется избирательность внимания, способность диф­ференцированно воспринимать поступающую информацию. Не­смотря на несомненную значимость для эффективного восприятия именно эмоциональных стимулов, 7-летнему ребенку доступно восприятие и более отвлеченных свойств предметов. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить не­обходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения.

Однако бывает и так, что, требуя от ребенка исполнения опре­деленных правил поведения, мы не достигаем цели. Это происходит потому, что ребенок не может как следует усвоить словесную! или так называемую вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса. Одни дети следуют в развитии возрастным закономерностям, и у них формируются равномерно способности воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию. У других детей выделяется ведущая модальность, или система восприятия, напри­мер, зрительная. В этом случае ребенок лучше усваивает информа­цию, поступающую через зрительное восприятие. Но зато у него может быть отключен канал поступления информации через осяза­ние, движение, у него нет чувства тела, движения нескладные. Или, бывает, ребенок на слух воспринимает информацию хорошо, вни­мательно слушает учителя, «схватывает на лету», а дома его трудно заставить взяться за учебник. Но он с удовольствием будет слу­шать, если кто-то вызовется почитать. Значит, в этом случае веду­щей является слуховая модальность. Если ведущим является двига­тельное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах. Чтобы осмыслить, ребенок должен потрогать, пощупать, эмоционально и двигательно пережить ощущения, связанные с данной словесной информацией. Стандартный подход в этом случае вызывает само­устранение ребенка, такой школьник легко попадает в разряд труд­новоспитуемых.

Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он хорошо будет ориентироваться в спокойной обстановке; в случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на мес­ите как парализованный. При неполноценном зрительном воспри­ятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Ро­дители должны знать особенности восприятия своего ребенка и не оставлять его на дороге без контроля со своей стороны. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка. Так, при освоении новых знаний, умений, при налаживании контакта с ребенком следует опираться на веду­щую модальность и вместе с тем стараться повысить восприятие других каналов с помощью

Для. того чтобы сориентироваться на дороге, заметить важные для безопасности объекты, ребенок должен быть внимателен. К сожалению, внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко от­влекается. Это связано с тем, что многие функции организма нахо­дятся на стадии становления.

В ответ на звуковой или световой сигнал 7-летние реагируют довольно медленно. По сравнению с более старшими детьми про­цесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно. Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональ­ную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следова­тельно, выбор оптимального направления движения не произво­дится. Ребенок легко теряет самоконтроль. Заметив источник опас­ности, ребенок еще не может сразу сориентироваться, как далеко от него машина и как быстро она приблизится. Сигнал опасности воспринимается им как сигнал к действию: быстрее убежать. Но скон­центрировав внимание на объекте опасности, ребенок может не заметить другую машину, для которой он сам может стать источ­ником опасности. Период младшего школьного возраста - это вре­мя только формирования внимания.

Ко всему прочему, дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механиз­мов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет.

На возраст от 7 до 10 лет выпадает период развития способно­сти к формированию пространственной программы движений. Это даст школьнику гораздо большие возможности для управления своим телом и организации поведения, адекватной ситуации. Сле­довательно, необходимо большое количество игр, других упражне­ний и занятий, которые бы развивали координацию и давали боль­шую свободу владения своим телом.

Вместе с тем у 7-летнего ребенка согласованность и точность действий обеспечивается только благодаря зрительному контролю. Он не способен в этом возрасте отвлеченно программировать дей­ствия, не поверяя их на суд зрения.

Возможно, все дело в том, что существенную роль в этом явле­нии играет зрительное восприятие. Мир эмоций хорошо питается информацией, полученной от органов чувств. А поскольку льви­ную долю информации, причем самую привлекательную и красоч­ную, ребенок получает от органов зрения, то и зрительно контро­лируемые действия становятся для него значимы. В связи с этим объект становится для него как бы путеводным. Если что-то заин­тересовало ребенка (воздушный змей в небе, птица на обочине до­роги или мотоцикл, киоск и т. д.), то все внимание поглощается этим объектом и он действует в соответствии с тем, что он видит.

Таким образом, как внимание, так и двигательная реакция ре­бенка во многом определяется уровнем развития у него централь­ных регуляторных механизмов. У 7-летнего ребенка имеются предпосылки для организации правильного поведения на дороге, но имеется ряд особенностей нервной системы, которые ограничи­вают степень вероятности именно такого поведения.

При утомлении функциональное состояние многих систем ор­ганизма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы, чем до уроков, за время пребывания в школе у них появля­ются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаемость внимания.

Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные за­нятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими дви­жениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют им­пульсивный, непроизвольный характер.

Взрослому человеку, сопровождающему подвижного ребенка при переходе через дорогу, надо проявить бдительность, с тем что­бы ребенок «ни с того, ни с сего» не метнулся в сторону, отвлека­ясь на товарища, собаку или другое, что его заинтересовало.

Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном слу­чае непреднамеренна, и бесполезно упрекать его за непослушание. Взрослый поступит дальновиднее, если сразу после школы, прежде чем отправиться в путь-дорогу, позволит ребенку минут десять потолкаться со сверстниками.

От 5 до 20 % младших школьников не способны приспосабли­ваться к условиям обучения в школе. В результате этого у них по­вышается тревожность, рассеянность, неспособность к произволь­ному регулированию своего поведения, эти дети нуждаются в осо­бенном внимании со стороны взрослых как при переходе через дорогу, так и в школьной обстановке. Необходимо выяснить при­чины, приводящие к школьной дезадаптации и сделать все воз­можное для ее устранения. Таких детей необходимо встречать по­сле окончания уроков не только в первом классе, но и значительно дольше.

Следует учитывать и такой фактор, как левшество. Выявлено, что левши-пешеходы чаще становятся жертвами различных несча­стных случаев и увечий, левши-водители вдвое чаще оказываются жертвами автомобильных катастроф. Левшами рождается 10 % людей (в среднем). С возрастом эта цифра уменьшается за счет то­го, что большая часть левшей переучивается, а также в связи с меньшей их продолжительностью жизни (по среднестатистическим данным). В то же время дети-левши нередко отличаются незауряд­ными способностями к искусству, математике.

Процесс переучивания левшей, особенно насильственный пе­реход с лево- на праворукость сопровождается значительными не­благоприятными изменениями в центральной нервной системе и обменных процессах. Возможно, именно переучивающиеся левши чаще находятся в том состоянии, которое способствует уменьше­нию бдительности на дороге, рассеянности, замедленности реак­ции, снижению двигательно-координатных способностей.

Ребенок-левша живет в несколько менее комфортабельных ус­ловиях, так как, во-первых, чувствует себя отличающимся от дру­гих сверстников и, во-вторых, все бытовые инструменты, как пра­вило, приспособлены для правой руки. Целесообразно создать такие условия, при которых ребенок не чувствовал бы себя ущербным от своей леворукости, а использовал ее в той же мере, как правши праворукость. Однако это невозможно на дороге, и поэтому левши должны быть более тренированными, дисциплинированными, вниматель­ными.

Таким образом, в 7 лет происходят очень важные изменения в организме школьника, позволяющие ему на новом уровне (более высоком, чем у дошкольника) участвовать в дорожном движении. Однако возможности в ориентировке в этом возрасте еще ограни­ченны.

Отдельные семилетние дети могут сами переходить улицу. Следует развивать и поддерживать их самостоятельность в этом плане, то есть необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям. Надо учитывать индивидуальные особенности де­тей, степень сложности и опасности пути. Вряд ли можно позво­лить 7-летнему ребенку одному пересекать проезжую часть дороги, если этот ребенок возбудим, или заторможен, или физически ос­лаблен, или переученный левша, или имеет отклонения в состоянии здоровья, или отставание в развитии, или налицо проблемы школьной адаптации.

Восьмилетний возраст примечателен тем, что удален от кри­зисных периодов: 6-7 лет и 10-11 лет. Функциональное состояние организма этих детей отличается наибольшей устойчивостью и адаптивностью к воздействиям окружающей среды по сравнению с младшими и более старшими школьниками.

Также нужно отметить повышение устойчивости внимания восьмилетних детей. В 50 % случаев характеристики внимания данного возраста соответствуют таковым у взрослых. Такой уро­вень внимания очень близок к уровню внимания более старших детей (от 8 До 15 лет).

Период oт 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных сис­тем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значитель­ные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного воспри­ятия. Увеличивается поле зрения: по сравнению с 6-летним ребен­ком границы поля зрения расширяются более чем в 10 раз. Как правило, расширение поля зрения с возрастом происходит за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обо­зрения справа и слева. Для 8-летнего ребенка характерно расшире­ние поля зрения за счет увеличения верхних границ. Это имеет не­маловажное значение для ориентировки детей на дорожные знаки, машины и так далее. Ранее им из-за малого роста и ограниченного поля зрения далеко не все дорожные объекты (попадающие в поле зрения взрослого человека) в равной мере были доступны для вос­приятия. К 8 годам в этом отношении происходят значительные перемены, способствующие улучшению ориентировки на дороге. Кроме того, в этом возрасте становится точнее глазомер: на 1/3 -для близкого расстояния и на 1/10 - для дальнего (10 м) расстоя­ния, - по сравнению с предыдущим возрастом. Следовательно, во­семь лет - это средний нижний предельный возраст, когда ребенок может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участ­ник дорожного движения. К этим шагам его надо готовить. Отсюда видно то значение, которое приобретает год обучения в первом классе. Это год максимального приобретения знаний и формирова­ния физиологии.

Одновременно совершенствуется функция вестибулярного ап­парата. Устойчивость двигательных координации на раздражения вестибулярного аппарата начинает активно проявляться, начиная с 8-летнего возраста. Следовательно, с этого возраста дети становят­ся более устойчивыми к падению.

Благодаря активному развитию функций мозга совершенству­ется восприятие формы объектов или изображение.

Таким образом, к 8 годам уровень развития зрительной, двига­тельной функции, внимания позволяют ребенку хорошо ориентиро­ваться па дороге. Однако в случае возникновения неожиданной опасности, от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии реше­ния и реагирования на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети еще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее.

Вместе с тем в этот возрастной период дети очень чувствитель­ны к воздействию целенаправленных тренировок двигательных и психических функций. В этом плане к нему близок и 9-летний воз­раст. После 8 лет жизни в организме ребенка происходят измене­ния, которые существенным образом отражаются на его поведении на дороге.

С девятилетнего возраста в управление анализаторными систе­мами активно включаются лобные доли коры головного мозга. В организации поведения начинает действовать механизм централь­ных команд. Что это значит? Благодаря активизации лобных долей головного мозга, ответственных за регуляцию высших форм пове­дения человека, появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, посту­пающей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной инструкции. Это значит, что наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое соб­ственное мнение. При этом совершенствуется процесс вое примчим зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов школьник может выделить наиболее важные для данного :момента. Более того, у него появляется спо­собность прогнозировать возможность того или иного действия. При переходе дороги в опасном месте он уже может рассчитать вероятность сближения с машиной. Таким образом, ребенок всту­пает в возраст, когда он с одной стороны уже может сам принимать какие-то решения, с другой - требуется его постоянный контроль.

9



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перспективное планирование психологической работы в моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на 2009- 2010 уч г

    Документ
    - оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления образования и государственной власти;
  2. Задачи: Ознакомление с познавательными и регуляционными процессами детей младшего школьного возраста (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение и др.

    Документ
    Цель: Ознакомить учителей начальных классов с психофизиологическими характеристиками детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз VII, VIII вид.
  3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах > Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста Выводы по Iглаве

    Документ
    Актуальность темы изучение и осмысление характера и закономерностей развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей - практически вечная проблема, получающая конкретную интерпретацию в зависимости
  4. Детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Реферат
    Материалы итогового семинара Московской городской экспериментальной площадки по теме: “Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”
  5. Образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Краснолесенская начальная школа детский сад». Разработчик

    Образовательная программа
    Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического

Другие похожие документы..