Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской...полностью>>
'Доклад'
Лицензия Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области : Серия А № 344670 от 29 марта 2010 года, срок действия до 22....полностью>>
'Документ'
Дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе самый живой интерес как в Америке, так и в Европе. Пробуждению на Западе такого интереса к одной из наи...полностью>>
'Исследование'
Пятое издание главной книги Л.С.Выготского (1896-1934)» принесшей ему посмертную мировую славу, воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены ку...полностью>>

Биобиблиографическое пособие из цикла «Служа Отечеству искусством» Выпуск 1 Лотошино

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Зовут Лотошино…»

Отец стал плотничать, мать занималась хозяйством, а 12-летний Коля пошел в школу. Мальчик был тихий, спокойный. Помогал отцу в его нелегком плотницком труде. Но чаще убегал за околицу, в поле, к реке, к облакам, где никто не мешал ему наблюдать природу и фантазировать. О детстве в Лотошино осталось мало стихотворений, например «Барда»…

В автобиографии поэт писал: «…В 1930 году семья перебралась в один из совхозов Московской области, в районный центр Лотошино. Теперь это – обычный современный поселок, а тогда это было весьма живописное торговое село с высоким белым храмом и с двумя огромными парками… Помню красивый княжеский особняк с белыми греческими колоннами. В доме этом помещалась районная больница, и сохранялся он вплоть до прихода немцев осенью 1941 года.

Вот в эти-то места я и прибыл со своими родителями во дни своего отрочества. Это были действительно «московские» места – с бойкой речью, разбитными характерами, с коммерческими замашечками. По всем улицам сновали грузовики, со всех столбов кричали громкоговорители. Посреди села каждое воскресение шумел рынок, покрикивали цыгане…»

И об этом же времени написано стихотворение «Стихи о первом совхозе». В нем он описывает свою жизнь в Лотошине, свои первые впечатления. О них он напишет:

«Это было судьбой. Это было тем самым совхозом,

Где мне жить предстояло. И строить свой песенный струг…»

и дальше:

«Это было судьбой. Это было великим прогнозом.

И гудели все струны в мальчишеском сердце моем».

Новые жители Лотошина поселились в кирпичном бараке, бывшем доме для господской прислуги. Жить было тесно и грязно, к чему Тряпкины не привыкли. Года через два, отец сторговал избенку в три окошечка в соседней деревне Ивановское. Снова семья зажила своим обычным порядком: с хозяйством, огородом. В этой деревне Тряпкины прожили до 1950 года.

В школу ходить приходилось в Лотошино пешком. Вот уж для мальчишки удовольствие. Он изучил все окрестные поля, леса, перелески, овраги и ручьи.

В 1939 году Николай Иванович Тряпкин окончил среднюю школу в поселке Лотошино, и уехал поступать в Московский историко-архивный институт. Способный юноша успешно сдал экзамены и стал студентом. Студенческая жизнь, тем более студенческая жизнь в столице, очень отличалась от жизни села, даже большого. Но каникулы давали Николаю Тряпкину возможность возвращаться в родной дом, к привычным устоям сельского быта, к общению с живительными родниками родной природы. Знания по истории, полученные в вузе, помогали заново осмысливать события, которые когда-то вершились на этой земле, и новую, современную жизнь деревни.

В начале Великой Отечественной войны Николай Иванович Тряпкин оказался в эвакуации. Судьба военного лихолетья забросила его в далекие северные края, в Сольвычегодский район, недалеко от Котласа.

По словам самого поэта, именно там он начал писать настоящие стихи. Но всему этому предшествовали годы накопления впечатлений, осмысления жизни, поиски своего места под солнцем. И это происходило на древней Подмосковной земле, в Лотошино. Именно сюда, в родительский дом, к счастью уцелевший во время немецкой оккупации, вернулся Николай Тряпкин осенью 1943 года.

Лотошино было целиком сожжено. Но родительский дом в деревне Ивановское не пострадал. Началась работа по восстановлению поселка. Налаживалась мирная жизнь. Кем только не работал поэт в эти годы: и сторожил колхозные поля, пас скот, помогал отцу отстраивать дома. Но главное – он писал стихи. Вот, например, стихотворение, написанное в 1947 году.

Поселок, дождиком примоченный,

Блестя в вечерней позолоте,

Взгрустнул, притих, сосредоточенный,

У мостика, на повороте.

Не знаю – в чем оговоренные,

Замялись ветлы над мостиками.

Лишь травы поднялись бессонными

Коростелинными шажками…

Прошелся ветер с шустрой шалостью,

А ветлы пуще растерялись

И, разводя руками жалостно,

Бесценной влагой осыпались.

В 1950 году отец поэта выстроил новый домик со всякой росписью и завитушками. В нем поэт прожил с семьей добрый десяток лет, а затем отправился поближе к столице. Но связь с Лотошинским поселком не прервалась. Долгие годы отчий дом служил местом отдыха, убежищем от житейских неурядиц. Он знал, что у него есть точка на карте, малая родина, родное село, служащее ему опорой и «точкой приземления». В стихотворении «Хорошо, ребята, быть поэтом…» Тряпкин писал:

«…Милый край! Родимая сторонка!

Ты моя опора и рука…

И бежит, бежит трехтонка,

И плывут над нами облака…

Я люблю забавные погудки

Деревенских сродников своих

И дымком отцовской самокрутки

Согреваю свой вселенский стих…

Сеять лен, метать в остожья травы,

Здороветь от дегтя и росы…

И пускай над песней вместо славы

Зазвенят сережками овсы.

Лучшие лирические стихи Николай Иванович написал в Лотошино или о лотошинских раздольях. «За поля яровые», «Снится мне утро», «Пропадаю в лучах заречных», «Засмеялась калина», «Я уходил в леса такие», «Лесная жалейка», «Никогда я бродить не устану», «Свет мой робкий, таинственный свет!» … Этот ряд прекрасных стихотворений можно продолжать и продолжать. В них отражена вся красота и очищающая сила родного края. Только человек, влюбленный в родные места мог заметить, как «засмеялась калина, краснея счастливо, заплела меня в зелень косы», «ходит ветер в чистом поле», «по белым утренним туманом вышел день – нарядный - как жених», «как август зашумел зелеными верхушками ракит».

Николая Ивановича окружала не только природа Лотошинья, но и его люди. Николай Иванович был человеком своеобразным. Хотя он был хорошо знаком с жителями Ивановского и Лотошина, со многими дружил, он лучше понимал природу и мог с ней говорить бесконечно. А вот общаться с людьми ему было сложно. Мир поэта – особый мир, не всем он понятен. Трудолюбивые лотошинцы не всегда понимали человека, гуляющего вдоль реки, в парке, или просто идущего по улице и что-то бубнящего себе под нос, в разгар полевых работ или сбора урожая. Чаще всего поэт не обращал внимания на порой жестокие замечания людей. Но вот одно стихотворение, названное им «Ах, соседи мои!..», говорит о том, что ему бывает очень обидно, что люди его не понимают.

«Ах, соседи мои! До чего вы недобрые люди…

Все-то кажется вам, что я самый последний

бездельник,

Что живу не куском, что дается вам в поте лица,

И, как некий медведь, что забрался к кому-то

на пчельник,

Я всегда виноват. И вине моей нету конца…»

К теме взаимоотношения с земляками возвращается Тряпкин и в стихотворении «В моем селе устроили музей…». Все в этом музее до боли знакомо: и фотографии знакомых лиц, и дома, и улицы. Но вот обидно, что поэту – односельчанину не нашлось в нем места.

«И где он тут – сельчанин самый тот,

Что в песнях тех поля свои прославил?..

И грустно мне, и смех меня берет:

Никто нас, брат, на стенде не поставил».

Но не эти маленькие и большие обиды видятся в стихах Николая Ивановича Тряпкина, а та великая любовь к своим истокам, пронизавшая все его творчество. Только настоящий сын своей земли мог написать: «Земля моя! Мое сказание!».

А земляки? Что ж, время все расставило на свои места. В краеведческом музее есть экспозиция, посвященная поэту. В библиотеках на видном месте, в краеведческих уголках стоят его сборники стихов. На районном доме культуры, в котором он выступал в 1963 году, открыта мемориальная доска. А в 2002 году в поселке Лотошино, появилась улица имени Николая Ивановича Тряпкина. И были на ее открытии и соседи поэта, и новые лотошинские поэты, и те, кто любит его стихи. И так и слышался голос Николая Ивановича, который на полном серьезе напевал лукавые строки:

«Не погибла та планета,

Не погиб еще тот край,

Если сделался поэтом

Даже Тряпкин Николай»

А нам хочется добавить, что Николай Иванович Тряпкин стал популярным, известным русским поэтом.

VI. «Все мы – лотошинцы, все мы – земляки»

Поэзия Николая Ивановича Тряпкина жива одной большой любовью – любовью к Родине, к своим истокам. Он пришел в российскую поэзию полномочным послом России из вековой тишины нашей истории, русских традиций, народных сказок и песен. Ему присущ певучий дар русской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы.

В Николае Ивановиче говорила душа. Говорила русским языком, русским певучим стихом. Говорила о своей Родине. Для поэта его родиной стал Лотошинский район. Многие его стихи посвящены поселку Лотошино, деревне Ивановское, землякам. Это «Лотошино», «Песнь о великом странствии», «Поселок, дождиком примоченный…», «Я уходил в такие дали…», «Никогда я бродить не устану…», «Я пройду тебя, мой родимый край», «В моем селе устроили музей», «Ах, соседи мои!..», «Стихи о первом совхозе», «Песня «В Слободе у нас не в почете квас» и другие.

Наша Лотошинская земля богата талантами. Поэтические традиции Тряпкина продолжают Анатолий Павлович Иванов, Елена Алексеевна Миронова, Анатолий Александрович Ефимов, Юрий Иванович Кабанов, Михаил Сергеевич Лебедев, Алексей Алексеевич Леонов, Владимир Александрович Петренко, Татьяна Михайловна Шелудякова, Инна Викторовна Сумеркина и многие, многие другие. Это очень разные поэты и поэтические темы у каждого свои. Но есть одна общая тема – родной Лотошинский поселок. Для наших поэтов нет земли роднее и прекраснее, чем наша Лотошинская земля.

«Лотошинье мое – я подданный

Твоих пашен, лесов и рек.

Для меня ты всю мою Родину

Воплотило в себе навек».

Такими словами объясняется в своей безграничной любви Анатолий Павлович Иванов.

«Лотошино, мое Лотошино!

Поселок, каких тысячи в России.

Тебе лишь – так судьбой предрешено –

Я отдаю и помыслы и силы».

Анатолий Павлович – почетный житель Лотошинского района, а это звание дорогого стоит.

Признается в любви к Лотошинскому краю Алексей Алексеевич Леонов, журналист, поэт.

«Моя маленькая Русь!

Лотошинский край любимый!

С детства я тебе дивлюсь –

Твоей песне соловьиной,

Яркой зелени лугов

И сиянию рассвета,

Быстрой поступи шагов

Наступающего лета…

Моя маленькая Русь!

Лотошинский край любимый!

На тебя всю жизнь молюсь

И считаю самым милым.

Из стихов Надежды Георгиевны Наградовой можно составить историю земли Лотошинской. Она откликается стихами и песнями на все значительные события в районе.

«Лотошино! Лотошино!

Тебя нет краше и родней!

Лотошино! Лотошино!

Ты навсегда в судьбе моей!»

Михаил Сергеевич Лебедев в стихотворении «Край синеокий» так рассказывает о Лотошине:

На планете, на карте Московии

Есть чудесное место одно.

Я его называю с любовью:

Лотошино мое, Лотошино!..

Посчастливилось здесь мне родиться,

Здесь Россия моя, здесь мой дом.

И всю жизнь свою буду гордиться

Лотошином моим, Лотошином…

Не забывают поэты - лотошинцы и своего знаменитого земляка. Николая Ивановича многие хорошо знают и помнят. Анатолий Павлович Иванов часто вспоминает о своих встречах с Николаем Ивановичем, как спорили о своих и чужих стихах. Именно Тряпкину посвящается стихотворение «Случай на току»:

«Открыв кабину, и с подножки,

Машина грузится пока,

Читает нам шофер Алешка

Стихи поэта – земляка…»

В октябре 2002 года в Лотошино появилась улица имени Николая Тряпкина. Алексей Леонов написал стихотворение «Разговор с поэтом».

«По улице Поэта

Сегодня я пройду

И с Тряпкиным беседу

Неспешно поведу…»

Это стихотворение – искренний разговор двух поэтов о жизни, смерти, любви к отчему дому.

«Как дышится, живется

В заоблачном раю,

Душа в обрат не рвется

В родном пожить краю?

- Скажу тебе по правде:

Живу я среди вас,

Невидимо, незримо

Являясь в тот же час,

Когда меня читают,

По имени зовут,

Как будто жизнь всю знают,

Со мной съев соли пуд.

Я рад, что лотошинцам

И близок, и знаком,

Что имя мое чтится

И памятен мой дом.

Самое интересное стихотворение о Николае Тряпкине написал сам поэт. Оно так и называется «Стихи о Николае Тряпкине». Написано в 1973 году. В шутливой форме Николай Иванович предсказывает свое будущее как великого поэта.

«Не бездарна та планета,

Не погиб еще тот край,

Если сделался поэтом

Даже Тряпкин Николай».

И даже сам Бог с ним разговаривает, рекомендует землякам поэта:

«И в твоем родном районе

Я скажу в любом дому:

Дескать, Тряпкин – в пантеоне,

Ставьте памятник ему».

Памятника Николаю Ивановичу в районе нет, но память о нем жива и поныне.

Пока стоит на земле Лотошино, пока живут на Лотошинской земле поэты, будет и память о поэте – земляке Николае Ивановиче Тряпкине, будут стихи о нем и его прекрасной родине – Лотошино.

«На этой родине

московской

Созрело все мое зерно.

И здесь, под сенью

философской,

Цвело в ночи мое окно.

И все здесь было под

рукою –

И звон цехов, и зеленя.

И стал он родиной

второю,

Весь этот угол, для меня».

Список используемой литературы:

  1. Тряпкин Н.И. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1989. С. 431.

  2. О себе. [Автобиография Н.И. Тряпкина] // Тряпкин Н.И. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1989. С. 3-8.

  3. Волков Б. «Свет ты мой, робкий, таинственный свет!...». Поэтическая судьба Николая Тряпкина // Литература в школе. - 1995. - №6. - С. 33-35.

  4. «Лирическая дерзость». // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М: Советская Россия. 1990. С. 68-72.

  5. Кузнецов Ю. Памяти русского гения // Завтра. - 1999. - Октябрь.

  6. Куняев С. «…Неизбывный вертоград».// Москва. - 1987. - №4. - С.193-197.

  7. Лебедев Е. И никогда земле не лги. Штрихи к портрету поэта Николая Тряпкина // Сельская новь. - 1987. - 3 сентября. - С.3-4.

  8. Останин С. Земля его детства // Сельская новь. - 1992. - 25 июля.- С.3-4.

Муниципальное учреждение культуры

«Лотошинская ЦБС»

Методико-библиографический отдел

«СКУЛЬПТОР НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

О жизни и творчестве скульптора

Николая Александровича Селиванова,

заслуженного художника России

Биобиблиографическое пособие

из цикла «Служа Отечеству искусством»

Выпуск 2

Лотошино

2008 г.

Методико-библиографическим отделом центральной районной библиотеки подготовлен биобиблиографический список «Скульптор на все времена» о жизни и творчестве заслуженного художника России, нашего земляка Николая Александровича Селиванова, который мы предлагаем вниманию наших читателей. Список снабжен справочным материалом, включающим в себя основные даты жизни и деятельности Н.А.Селиванова; «литературные портреты» скульптора; музеи, в которых представлены произведения Селиванова; список памятников и монументов работы скульптора. Весь представленный материал поможет полнее и шире узнать о неиссякаемом творчестве мастера, которое является не только исторической памятью народа, но и тем духовным началом, которое будет вдохновлять грядущие поколения на благие дела и великие подвиги.

«Вот видите, лампада перед иконой сияет, так и художник – он светить должен, а горение его без любви к заветному, родному невозможно».

Н.А. Селиванов.

Скульптор – это не только характер, но и восприимчивость, воображение, оригинальность, неординарность личности и другие слагаемые таланта, ибо чем еще, как не талантом объяснить то, что в камне настоящий художник запечатлевает мгновение, характерное для целой эпохи, или выражающее внутреннюю суть личности. Но «какова эпоха – таковы и памятники» - любил повторять крупнейший скульптор нашего времени Николай Александрович Селиванов, заслуженный художник России, член Союза художников.

Николай Александрович родился в крестьянской семье 8 сентября 1929 года. Он представитель рода Селивановых-Лапшиных, среди которых писатели, художники, графики, скульпторы и ювелиры. И тем отраднее для нас, что своими корнями члены этой большой, талантливой семьи, уходят в Лотошинскую землю в деревню Хранево.

Первым профессиональным художником, членом Союза художников стал Николай Устинович Лапшин. Уже, будучи известным художником, Н.У. Лапшин часто приезжал в Хранево рисовать свои этюды. Сын старшей сестры Лапшина, Николай Селиванов, любил пристроиться рядом с мольбертом маэстро и рисовать цветными карандашами. Родители и дядя поощряли это увлечение и помогали, как могли.

После страшного пожара в августе 1938 года, когда сгорела половина села и, в том числе, дом родителей, семья Селивановых переехала в подмосковный поселок Бирюлево. Теперь Николая увлекает лепка. Он начинает делать из глины различные статуэтки. После окончания школы Селиванов поступает учиться в Московское художественное училище памяти 1905 года.

В краеведческом музее в Лотошино

Как скульптор, Николай Селиванов стал известен уже в 50-е годы, когда он, будучи студентом Государственного художественного института имени Сурикова, выполнил скульптурную композицию «Сергей Есенин», став первым художником, изваявшим поэта в камне. С тех пор над созданием образа Сергея Есенина Селиванов работал постоянно. К 100-летию поэта он создал единственный в своем роде «Есенинский цикл», в том числе несколько портретов Сергея Есенина, литераторов его времени, а также женщин, им любимых. В «Есенинский цикл» входят 33 работы.

Работы Селиванова, а их за 50 лет творческого пути более двухсот, впечатляют и не оставляют никого равнодушными. Своему девизу «Человек и все, что с ним связано» Селиванов оставался верен на всем творческом пути. Им созданы портреты и композиции академиков, ученых, создателей атомного флота, моряков, героев войны, чернобыльцев, тружеников полей и производства, писателей, поэтов, а также своих многочисленных друзей. Художник обладал удивительным природным даром видеть и запечатлевать неповторимое своеобразие каждой человеческой личности.

Николай Александрович был постоянным участником всероссийских и международных выставок. Не порывал связей и со своей родиной – селом Хранево, где он родился, где прошло его детство. Помимо портретов своих односельчан им сделан бюст известного поэта- земляка – Николая Ивановича Тряпкина, лауреата Государственной премии.

Периодически в Лотошино проходили его встречи с земляками и устраивались выставки работ.

Летом 2003 года, когда Лотошино отмечало свое 525-летие, в районном Доме культуры была организована выставка работ Селивановых-Лапшиных. В ее проведении участвовали 12 художников талантливой семьи, в том числе дети Николая Александровича: старший сын Андрей Николаевич – художник-ювелир, дочь Дарья Николаевна – художник-дизайнер, младший сын Василий Николаевич – скульптор, и внук-студент, будущий художник-ювелир.

За выдающиеся творческие заслуги земляки присвоили заслуженному художнику России скульптору Николаю Александровичу Селиванову звание «Почетный житель Лотошинского района».

Жизни и творчеству Николая Селиванова посвящены две книги, написанные его сестрой Еленой Александровной Козловой «Родом из Хранева» и «Мир скульптора Селиванова». В книгах подробно описан весь жизненный и творческий путь талантливого мастера, представлены работы скульптора, фотографии из семейного архива, воспоминания друзей и знакомых, стихи, посвященные Николаю Селиванову. Все это представляет бесценный краеведческий материал, знакомство с которым позволит узнать о своем земляке много нового. Книги высоко оценены и критиками, и искусствоведами, и читателями.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

8 сентября

1940-1946

1946-1952

1952

1952-1958

1957

1960

С 1961-го

1962-1964

С 1963-го

1965-1966

1966-1968

1966

1968

1968

1970

1972

1975

1976-1980

1977

1978

1983

1984

1988

1988

1990

1990

1996

1996

1997

1997

1999

2000

2002

2002

2003

2003

2003

2004

2005

Родился в селе Хранево Лотошинского района Московской области.

Учеба в Бирюлевской семилетней школе № 5.

Учеба в Московском художественном училище памяти 1905 года.

Республиканская выставка молодых художников России (Москва)

Учеба в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова

Выставка работ молодых художников на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Принят в члены Союза художников России

Член бюро скульптурной секции и секретарь бюро творческой группы скульпторов.

Член правления Московского областного художественного фонда.

Член Художественного совета по скульптуре.

Член президиума МООСХ, заместитель председателя бюро секции и член художественного Совета.

Член президиума и член правления МООСХ.

Делегат III Всесоюзного съезда художников СССР.

Юбилейная выставка «20 лет МООСХ».

Председатель секции скульптуры.

Награжден медалью за участие в IV Республиканской выставке «Советская Россия».

Областная выставка художников Подмосковья «50 лет образования СССР».

Награжден медалью за участие в 5-й Республиканской выставке «Советская Россия.

Член бюро секции скульптуры.

Награжден медалью за участие в Республиканской художественной выставке «60 лет великого Октября».

Областная выставка художников Подмосковья «60 лет ВЛКСМ».

Персональная выставка в Курчатовском институте, посвященная создателям атомного флота.

Персональная выставка «25 лет атомному ледоколу Ленин» в г. Мурманске.

Награжден медалью им. С.П.Королева.

Выставка «Наука и космос на службе мира» в г. Калининград.

Персональная выставка в связи с 60-летием со дня рождения.

Награжден медалью «Ветеран труда».

Юбилейная выставка «Под одной звездою. Пушкин. Есенин».

Присвоено звание «Заслуженный художник России»

Награжден Почетным знаком Международного гуманитарного фонда «Знание» им. С.И.Вавилова за активное участие в международном научно-просветительном движении.

Награжден медалью, посвященной 850-летию Москвы.

Юбилейная выставка «Таланты земли Лотошинской» к 70-летию образования Лотошинского района, п. Лотошино.

Персональная выставка в Политехническом музее, посвященная 105-летию со дня рождения Сергея Есенина.

Всероссийская выставка художников в Манеже.

Персональная выставка в Московском Доме общественных организаций Правительства Москвы, посвященная 15-летию аварии на Чернобыльской АЭС и 10-летию общественной чернобыльской организации «Заслон».

Юбилейная выставка «Храневские таланты», посвященная 525-летию п. Лотошино.

Выставка в связи с 50-летием творческой деятельности.

Присвоено звание «Почетный житель Лотошинского района»

Награжден медалью академика В.А. Легасова

Персональная выставка «Литературные портреты» в селе Константиново Рязанской области

Персональная

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ»

СКУЛЬПТОРА НИКОЛАЯ СЕЛИВАНОВА

  1. Блок Александр Александрович (1880-1921).Поэт. Бюст, полиэфир, 1994г.

  2. Бондарев Юрий Васильевич (род. в 1924).Писатель. Бюст, гипс, 2004г.

  3. Богданов Вячеслав Алексеевич (1937-1975).Поэт. Бюст, гипс, 2003г.

  4. Васильев Павел Николаевич (1909-1937).Поэт. Бюст, гипс, 1996г.

  5. Ганин Алексей Алексеевич (1893-1925).Поэт. Бюст, гипс, 1995г.

  6. Дункан Айседора (1878-1927).Танцовщица, жена Сергея Есенина. Бюст, гипс, 1995 г.

  7. Есенин Сергей Александрович (1895-1925).Поэт. Бюст, полиэфир, 1992г. Фигура с березкой, гипс, 1997г. Бюст с веткой, мрамор, 1993г.

  8. Есенин Георгий (Юрий) Сергеевич (1914-1937).Сын Сергея Есенина. Бюст,гипс, 2001г.

  9. Изряднова Анна Романовна (1891-1946).Гражданская жена Сергея Есенина (1913-1915). Бюст, гипс, 1994г.

  10. Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945).Поэт. Бюст, гипс, 2004г.

  11. Клычков Сергей Антонович (1889-1937).Поэт, прозаик, переводчик и критик. Бюст, гипс, 1995г.

  12. Клюев Николай Алексеевич (1884-1937).Поэт. Бюст, кованая медь, 1985г.

  13. Козлова Елена Александровна (род. в 1942).Писатель, кандидат технических наук, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986г. Бюст, гипс, 1990г.

  14. Куняев Станислав Юрьевич (род в 1932) Поэт, писатель. Бюст, гипс, 2004 г.

  15. Куняев Сергей Станиславович (род. в 1957).Критик, литературовед, автор исследований по истории русской поэзии ХХ века. Бюст, гипс, 2004г.

  16. Ларионов Арсений Васильевич (род. в 1937).Писатель, лауреат Международной Шолоховской премии (1994). Бюст, гипс, 2004г.

  17. Локтев Владимир Александрович (род. в 1944).Журналист. Бюст, дерево, 1980г.

  18. Миклашевская Августа Леонидовна (1891-1977).Актриса Московского Камерного театра, знакомая Сергея Есенина. Бюст, гипс, 1994г.

  19. Митрошенков Виктор Анатольевич (1933-1988).Писатель, полковник авиации. Бюст, кованая медь, 1993г.

  20. Орешин Петр Васильевич (1887-1938).Поэт. Бюст, гипс, 1993г.

  21. Орлов Вячеслав Иванович (род. в 1932).Поэт. Бюст, гипс, 2004г.

  22. Приблудный Иван (псевдоним, настоящая фамилия Овчаренко Яков Петрович 1905-1937). Поэт. Бюст, гипс, 1995г.

  23. Райх Зинаида Николаевна (1894-1939).Актриса. Жена Сергея Есенина. Бюст, гипс, 1995г.

  24. Сидорина Наталья Кирилловна. Поэтесса. Бюст, гипс, 2002г.

  25. Сорокин Валентин Васильевич (род. в 1936).Поэт, публицист. Бюст, гипс, 2000г.

  26. Степанов Владимир Яковлевич ( род. в 1951).Поэт, кандидат военных наук. Бюст, бронза, 2004г.

  27. Стрельченко Александра Ильинична. Певица, народная артистка России. Бюст, гипс, 2005г.

  28. Тряпкин Николай Иванович (1918-1999).Поэт, лауреат Государственной премии России. Бюст, гипс, 1999г.

  29. Фомичев Владимир Тимофеевич (род. в 1937).Поэт, публицист. Бюст,гипс, 2001г.

  30. Хлысталов Эдуард Александрович (1932-2003).Писатель, публицист, драматург, полковник милиции. Бюст, гипс, 1995г.

  31. Ширявец (Абрамов) Александр Васильевич (1887-1924).Поэт, друг Сергея Есенина. Бюст, гипс, 1995г.

  32. Шукшин Василий Макарович (1929-1974).Писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии (1976, посмертно). Макет памятника в селе Сростки, полиэфир, 1991 г.

МУЗЕИ,

В ФОНДАХ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СКУЛЬПТОРА Н. А. СЕЛИВАНОВА

  1. Башкирский художественный музей. (Портрет академика С.П.Королева, бюст, кованая медь).

  2. Владимиро-Суздальский объединенный музей. (Портрет академика В.А. Таболина, бюст, мрамор).

  3. Домодедовский историко-художественный музей. (Портрет академика М.В.Келдыша, бюст; портрет художника А.И.Саханова, композиция; портрет художника А.Амангельдыева, бюст, бронза).

  4. Есенинский культурный центр на Сивцевом Вражке, г. Москва. (Портрет поэта Сергея Есенина, бюст, мрамор ; портрет гражданской жены Сергея Есенина А.Р.Изрядновой, бюст, мрамор; портрет сына Сергея Есенина – Юрия, в 10-летнем возрасте, бюст, мрамор; портрет поэта Николая Клюева, бюст, мрамор).

  5. Калининградский художественный музей. (Композиция «Соратники», фигуры И.В.Курчатова, С.П.Королева, М.В.Келдыша; портрет А.П.Александрова, бюст, кованая медь).

  6. Краеведческий музей, г. Челябинск. (Портрет поэта В.Богданова, бюст, полиэфир).

  7. Краснодарский художественный музей. (Портрет писателя Л.Н. Толстого, бюст, мрамор; портрет писателя А.С.Макаренко, бюст, мрамор; портрет писателя А.М.Горького, бюст, мрамор).

  8. Красноярский художественный музей. (Портрет вулканолога Е.К. Мархинина, бюст, бронза).

  9. Камчатский художественный музей. (Портрет художника А.И.Саханова, композиция, бронза).

  10. Музей-заповедник Ипатьевского монастыря, г. Екатеринбург. (Портрет участника французского Сопротивления Н.И.Коробова, бюст, бронза).

  11. Музей Мурманского морского пароходства. (16 портретов создателей атомного ледокола «Ленин», бюсты, бронза).

  12. Музей Победы на Поклонной горе, г. Москва. (Портрет академика И.В.Курчатова, бюст, кованая медь; портрет академика А.П.Александрова, бюст, кованая медь; портрет руководителя партизанского движения М.Г.Салая, бюст, кованая медь).

  13. Музей В.И.Ленина, г. Москва (Портрет В.И.Ленина в детстве, бюст, мрамор).

  14. Музей имени Павла Васильева, г. Павлодар, Казахстан. (Портрет поэта Павла Васильева, бюст, мрамор).

  15. Музей завода «Радон», Сергиев-Посад. (Памятник академику И.В.Курчатову, бронза, портрет академика И.В.Курчатова, бюст, мрамор).

  16. Политехнический музей, г. Москва. (Портрет академика С.И.Вавилова, бюст, мрамор).

  17. Рязанский художественный музей. (Портрет поэта Сергея Есенина, бюст, бронза).

  18. Северно-Байкальская картинная галерея. (Портрет отца А.И.Селиванова, бюст, бронза).

  19. Томский художественный музей. (Портрет академика И.В.Курчатова, бюст)

  20. Художественная студия имени Л.В.Горлова, г. Москва. (Портрет физика Л.В.Горлова, бюст, бронза).

  21. Южно-Сахалинский художественный музей. (Портрет академика А.П.Александрова, бюст, кованая медь).

  22. Якутский краеведческий музей. (Композиция «Доярка», дерево).

СПИСОК ПАМЯТНИКОВ И МОНУМЕНТОВ

РАБОТЫ Н.А.СЕЛИВАНОВА

  1. Монумент «Космос» (совместно с А.Рыбкиным и А.Новиковым), кованая медь, город-герой Курск, 1965 г.

  2. Памятник героям-подпольщикам группы Костенко, искусственный камень, г. Мелитополь, 1967 г.

  3. «Монумент Победы» искусственный камень, гранит, 18 м, Глазов, Удмуртия, 1968г.

  4. Памятник Гаю, кованая медь, г. Сенгелей, Ульяновская обл.., 1969 г.

  5. Памятник К.Э. Циолковскому, фигура 2,5 м, искусственный камень, г. Раменское, 1970 г.

  6. Памятник В.И.Ленину к 100-летию со дня рождения, 1,5 натур., совхоз «Путь Ильича» Щелковский р-н, Моск. обл., 1970г.

  7. Монументальное оформление въезда на домостроительный комбинат г.Подольска, барельеф, 3х6 м, искусственный камень, 1981 г.

  8. Памятник погибшим башкирам во время Великой Отечественной войны, Искусственный камень, колхоз «Армед», Башкирия, 1982 г.

  9. Памятник Герою Советского Союза И.К.Голубцу, кованая медь, г. Таганрог, 1989 г.

  10. Памятник Герою Советского Союза А.Г.Ломакину, кованая медь, г. Таганрог, 1989 г.

  11. Памятник академику Д.И.Блохинцеву (архитектор Н.А.Ковальчук) бронза, г.Дубна, 1990г.

  12. Памятник писателю В.М.Шукшину, бронза, село Сростки, Алтайский край, 1991 г.

  13. Памятник конструктору танка Т-34 М.И. Кошкину, гранит, деревня Брынчаги, Ярославская обл., 1993 г.

  14. Памятник академику А.П. Александрову, бронза, РНЦ «Курчатовский институт» (архитектор Н.А.Ковальчук), Москва, 1994 г.

  15. Памятник академику И.В.Курчатову (совместно со скульптором В.Н. Селивановым, архитектор А.Христос), бронза, гранит, завод «Радон», г. Сергиев Посад, 1998 г.

  16. Памятник поэту Вячеславу Богданову, полиэфир, чугун, село Мордово, Тамбовская обл., 2003 г.

Муниципальное учреждение культуры

«Лотошинская ЦБС»

Методико-библиографический отдел

«МАСТЕР ГРАВЮРЫ И АКВАРЕЛИ»

О жизни и творчестве художника-графика

Николая Иустиновича Лапшина

Биобиблиографическое пособие

из цикла «Служа Отечеству искусством»

Выпуск 3

Лотошино

2008 г.

Методико-библиографическим отделом «МУК Лотошинская ЦБС» составлен биобиблиографический материал «Наследие мастера», о жизни и творчестве нашего земляка, старейшего художника-графика нашей страны Николая Устиновича Лапшина. При составлении материала был использован биографический материал из книги племянницы Н.У.Лапшина Елены Козловой «Родом из Хранева», которая посвящен семье Селивановых-Лапшиных. В Список включены основные даты жизни и творчества мастера, список его основных работ. В материал вошел каталог персональной выставки Лапшина, которая прошла в Микулинской народной картинной галерее в 1973 году, терминологический словарь понятий, используемых в биобиблиографическом пособии. Этот каталог был подарен центральной районной библиотеке В.М. Крупко одним из организаторов этой выставки. Надеемся, что представленный материал будет интересен всем ценителям творчества Николая Устиновича Лапшина.

«…Не подражая и не стилизуя, он создал очень современный тип гравюры, чёткой и лаконичной, с большой выразительностью передающей картины нашей действительности!»

Е.Евтушенко

Николай Устинович Лапшин прожил долгую и счастливую жизнь. Родившись в начале ХХ века, художник прожил его вместе со своим народом, разделил с ним беды и радости, подарил ему свое искусство. Начав рисовать в 11 лет, Николай Устинович всю свою жизнь посвятил изобразительному искусству – искусству акварели, живописи, гравюре.

Н.У.Лапшин родился в 1905 году в селе Хранево Микулинской волости Тверской губернии в большой и дружной семье. С семи лет учился в церковно-приходской школе. Занятия давались мальчику легко. В 1916 году Николай Лапшин окончил начальную школу на «хорошо» по всем предметам, даже по Закону божьему. Тяга к творчеству, правда, сначала музыкальному, проявилась очень рано. Одновременно с постижением школьных наук, Коля научился играть на балалайке. Учителем стал Ваня Морозов, который лучше всех в деревне играл на этом инструменте. А еще мальчик хорошо рисовал. После окончания 4-го класса, учитель Иван Петрович Троицкий повел учеников за 60 км пешком в Тверь на экскурсию. В Твери Иван Петрович познакомил маленького Колю с художником, который, посмотрев рисунки, отметил его способности к рисованию и порекомендовал учиться дальше и развивать талант. На вопрос, почему он стал художником, Лапшин отвечал просто: «Потому что был востребован с раннего детства, и находились люди, которые всячески помогали, как только заметили, что я начал рисовать».

После 5-го класса Николая Лапшина приняли в Микулинскую гимназию. Не окончив 9 классов, он уехал в Тверь, где продолжил учебу. В тверской школе увлечение мальчика рисованием было замечено и поэтому вскоре его пригласили в губернский отдел народного образования для получения командировки в Московский художественный институт. В 1924 году Николай Устинович был зачислен в Высшие художественно-технические мастерские, сокращенно ВХУТЕМАС.

ВХУТЕМАС в 20-х годах прошлого века был центром всей художественной жизни Москвы. Он был организован сразу после Октябрьской революции на месте Школы живописи, ваяния и зодчества. В институте учились студенты с разным уровнем образования. Среди однокурсников, которые уже получили какое-то художественное образование и были городскими, сельский паренёк Лапшин чувствовал себя неровней, но это было только на первом курсе. Общительный , любознательный и талантливый Николай быстро освоился в студенческой среде.

Среди преподавателей были такие известные мастера как Л.А.Бруни, Н.Н.Куприянов, Н.А.Удальцов, В.А.Фаворский, в мастерскую которого Лапшин перешел на третьем курсе. Профессор Владимир Андреевич Фаворский преподавал теорию композиции и теорию графики. Эти предметы были основой мастерства будущих художников-графиков. Фаворский находился в расцвете творческих сил. Им были созданы такие работы, как «Фамарь», жемчужина мировой графики «Книга Руфь». Он не столько учил гравировать, сколько хотел, чтобы студенты поняли, что такое настоящий художник.

Первую гравюру Николай Лапшин выполнил в 1926 году. На ней он изобразил слободу, которая была видна из родного дома в Храневе.

На втором курсе Лапшин переехал в студенческое общежитие на Мясницкую 21, которое находилось в старинном особняке – бывшей Школе живописи, ваяния и зодчества. В это общежитие чуть ли не каждый день наведывался Владимир Маяковский. Поэт когда-то сам учился в этих стенах, но за участие в публичных литературных выступлениях футуристов был исключен. Студенты очень любили Маяковского и старались попасть на его выступления. Маяковского иллюстрировать трудно, и поэтому художники иллюстрировали его очень мало. В 1933 году Лапшин сделал иллюстрацию к его поэме «150 миллионов». Был изображен любимый лозунг Маяковского «А нам не только, новое строя, фантазировать, а еще и издинамитить старое».

Николай Устинович Лапшин жил рядом с храмом Христа Спасителя, который в то время разрушали. Это событие Лапшин со слезами на глазах изобразил на гравюре. На ней на фоне разрушаемого храма Христа Спасителя воздвигается новое здание Дворца Советов. Эта гравюра получилась глубоко эмоциональная и историческая. Потом она была выставлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, увеличена в 3 раза и висела на улице при входе в музей.

Успешно закончив в конце 1929 года учебу во ВХУТЕМАСе, Николай Устинович работал художественным редактором в издательстве. Вместе с тем Николай Устинович писал маслом, акварелью, работал в резной гравюре. Его произведения имели успех и выставлялись на престижных выставках с 1932 года. В этом же году он был принят в члены Союза художников СССР.

Став художником, Николай Устинович не порывал творческих связей с родным селом. Регулярно бывая на родине, писал сцены колхозной жизни, своих односельчан и создал серию акварелей и гравюр «Колхоз Заря». В 30-е годы им была выполнена серия заставок к книге «Как мы строим метро», созданы гравюры «Демонстрация» и «Красная площадь», которая была напечатана в газете «Известия» 21 января 1936 года и была принята в Третьяковскую галерею. Он шагал в ногу со временем, останавливая свой взгляд художника на наиболее важных вехах истории страны.

В 1931 году Николай Устинович Лапшин женился на Анне Андреевне Зубренковой, которая была студенткой Центрального училища театрального искусства (сейчас ГИТИС). По окончании училища Анна Андреевна пела в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Но война, потом рождение дочерей помешали ее карьере. Для мужа она была и натурой, и первым зрителем, и добрым «критиком». До глубокой старости она пела ясным и чистым голосом. Вместе с Николаем Устиновичем они прожили 60 счастливых лет. Анна Андреевна скончалась 20 декабря 1995 года на 91-м году жизни.

Тяжелые военные годы для Николая Устиновича начались с рождения дочери Наташи, которая появилась на свет в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. А призвали на фронт Лапшина 26 октября 1941 года. С собой Николай Устинович взял альбом, на котором было написано: Н.У.Лапшин, 26 октября 1941 года, Москва Савельевский переулок дом 2 квартира 6 или Микулино-Городище, Московской области Лотошинского района, село Хранево. В этом военном альбоме все записи и зарисовки от самой Москвы. А письма с фронта хранятся в семейном архиве и передаются из поколения в поколение.

В 1942-м году после госпиталя Лапшина отправили в 78-й отдельный бронепоезд санитаром, который стоял недалеко от Сталинграда. У Николая Устиновича сохранились статьи военных лет. Вот, например, статья «Воин-художник Лапшин», в которой написано: «Красноармеец Лапшин работает санитаром и находится сейчас в подразделении, которое готовится к бою. При этом красноармеец Лапшин не перестает работать в области изобразительного искусства и для этого использует все свое свободное время. На выставке изобразительного искусства, организованного в нашей части, работы красноармейца Лапшина заняли первое место. Он получил высокую оценку. Командир части за плодотворную работу объявил ему благодарность и наградил грамотой». Еще одна статья о выставке картин: «В июне месяце в нашей части была организована выставка работ бойцов. Неплохо написаны картины «Бронепоезд зимой» и «Комиссар Н-ского бронепоезда Ткаченко проводит с бойцами беседу». Работы красноармейца Лапшина находятся на высоком уровне. В картине «Огневой налет бронепоезда на фашистские войска» хорошо отражена динамика боя. Ясность изображения, свежесть красок оставляет глубокое впечатление. Остается пожелать ему новых творческих успехов».

В конце 1944-го Лапшина перевели в Киев в штаб дивизии, где он служил до конца войны. Домой вернулся лишь в октябре 1945 года. После войны Николай Устинович возвращается к работе в издательствах художественным редактором и продолжает творчески работать. В середине 50-годов он создает серию акварелей на колхозную тему. Среди них портрет плотника и групповой портрет «Храневские плотники», пронизанный солнцем лист «Доярки» и целый ряд других. Быт колхозников, такой знакомый художнику с детства, снова нашел отражение в его работах. Результатом поездки в Рязанскую область явилась графическая серия «Край есенинский». Делал станковые гравюры; на дереве гравировал экслибрисы, которые выставлялись в нашей стране и за рубежом - в Японии, Канаде, Германии, Чехословакии, Финляндии. Значительное место в его творчестве занимала и работа над эстампами – одна из самых массовых видов тиражной графики в середине прошлого столетия. Более 30 линогравюр было тиражировано Комбинатом графических искусств.

Огромное место в жизни и творчестве Лапшина занимало творчество Сергея Есенина. Еще, будучи студентом ВХУТЕМАСа, он неоднократно видел поэта, присутствовал на его похоронах, а на фронте в бронепоезде часто читал его стихи однополчанам. После войны Николай Устинович не раз ездил на родину Сергея Есенина и выполнил несколько линогравюр. В 1968 году Н.У.Лапшин награжден Дипломом Московского художественного фонда РСФСР за создание серии пейзажей «По есенинским местам» (цветные линогравюры).

В 50-е годы Николай Лапшин берется за резец. Жанр экслибриса и труден и увлекателен и, как говорит Николай Устинович, этот жанр привлекал его тем, что в этих работах можно показать внутренний мир и интересы владельца книги, с одной стороны, и возможность свободного воплощения его собственной творческой фантазии, с другой.

В 1963 году в Москве был организован Клуб экслибристов (МКЭ), объединяющий в своем составе большую группу художников книги и мастеров экслибриса, графиков – любителей, искусствоведов и опытных знатоков книжного дела и книжного знака. В этом клубе собирались профессора, артисты, художники, проводились тематические вечера, различные встречи коллекционеров, на которых обменивались экслибрисами.

В 1991 году в этом клубе состоялся вечер, посвященный экслибрисам Лапшина. Им были выполнены экслибрисы для Ивана Морозова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Владимира Солоухина, для сестры поэта С.Есенина Александры Есениной, поэта В.Бокова. За период творческой деятельности Николаем Устиновичем было выполнено 43 экслибриса.

Николая Устиновича очень увлекала природа Крыма, пейзажи и жизнь отдыхающих. На эту тему сделано более сотни акварелей и цветных линогравюр. В 1980 году, путешествуя по Италии, он сделал много набросков – пейзажей Венеции, Рима, острова Капри, по которым в дальнейшем написал замечательные акварели. После этой поездки Николай Устинович на выставке в Доме художника представил свои работы и выступил перед присутствующими. Вот что пишет об этой встрече искусствовед Г.Кустов в газете «Московский художник» (апрель 1991 года): «Со времени путешествия в Италию Н.И.Лапшина минуло десятилетие, но когда Николай Иустинович рассказывает о природе Аппении, о музеях, памятниках зодчества, глаза 85-летнего художника оживают по-юношески. Эта поездка омолодила его душу, дала сильный творческий импульс, позволивший исполнить значительные циклы акварелей, посвященных Италии. Эта поездка осветила его палитру, наполнила светом и воздухом его работы».

Всего же Николаем Устиновичем выполнено 126 гравюр, более 500 акварелей и 50 картин написано маслом. Все работы Николая Устиновича выполнены в реалистической манере, так как он всегда считал, что искусство должно быть понятно и близко зрителю и что с народом надо говорить на одном с ним языке.

Его работы были представлены более чем на 25 союзных и международных выставках. Первая персональная выставка работ Н.У.Лапшина состоялась в Москве в 1938 году в МОСХе, затем в 1971 и 1973 годах в родных местах: в селах Хранево и Микулино-Городище.

В 1984 и 1995 годах - персональные выставки в Москве в Центральном Доме художников. Работы художника находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Третьяковской галерее, доме-музее С.А.Есенина в селе Константиново и во многих частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

Искусствовед М.Панов, рассказывая о творчестве Н.У.Лашина в газете «Московский художник» за 1980 год в статье «С чего начинается Родина», пишет: «Многих московских художников привлекает деревня как исток Родины, русской национальной культуры. Они увлеченно работают в Подмосковье и других местах, в особенности на севере, где более сохранился старинный деревенский быт. Николаю Иустиновичу Лапшину не надо «идти в деревню» - он в ней родился и вырос, перед ним не встает вопрос «с чего начинается Родина?». Она началась для него с первых шагов жизни у крылечка его избы, с окружающих село широких полей и лугов, с ближайших лесов и протекающей возле села речки.

Ему было свойственно поэтически-философское восприятие мира. Он не скользит по поверхности явлений и стремится не к широте охвата, а к проникновению вглубь. Его творчество поэтично по самой своей сущности. Он обладает поэтической натурой, любит поэзию, и сам пишет стихи.

Не подражая и не стилизуя, он создал очень современный тип гравюры, четкой и лаконичной, с большой выразительностью передающей картины нашей действительности. В большинстве случаев эти гравюры рассчитаны на подкраску акварелью, делающую их веселыми и праздничными. Поэт Евгений Евтушенко, увидев их на 2-ой Всесоюзной выставке эстампа, писал в газете «Советская культура», что гравюры Лапшина «это как бы графические частушки – задорные и смелые». С этим метким определением нельзя не согласиться.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1905г.

1924г.

1924-1930гг.

1931г.

1932г.

1938г.

1941г.

1942-1944гг.

1944-1945гг.

1968г.

1971,1973гг.

1980г.

1984,1995гг.

Родился в селе Хранево Микулинской волости, Тверской губернии.

Окончил среднюю школу

Учеба в Высших художественных мастерских

Женился на Анне Андреевне Зубренковой

Член Московского Союза Советских художников

Первая персональная выставка работ в МОСХе

Призвали на фронт

Служил санитаром на бронепоезде

Переведен в Киев в штаб дивизии

Награжден Дипломом Московского художественного фонда РСФСР за создание серии пейзажей «По есенинским местам»

Персональные выставки работ в Храневе и Микулино-Городище

Поездка в Италию

Персональные выставки работ в Москве в Центральном Доме художников

ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИ

  1. Венеция Бумага, акварель. 26Х38, 1980г.

  2. Гурзуф Бумага, акварель. 34Х46, 1981г.

  3. Зима в Гурзуфе Бумага, акварель. 35,5Х47,5, 1985г.

  4. Микулино-Гродище. Собор Х1V века Бумага, акварель. 34Х31, 1973г.

  5. На пляже. Танцующие девушки. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 27Х38, 1983г.

  6. Окрестности Микулина-Городища. Река Шоша Бумага, акварель. 31Х42, 1971г.

  7. Остров Капри. Красна вилла. Здесь жил М.Горький Бумага, акварель. 12,5Х18, 1980г.

  8. Платаны. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 45Х36, 1985г.

  9. Село Константиново. Дом С.Есенина Цветная линогравюра, 25Х39, 1966г.

  10. Село Хранево Подкрашенная линогравюра. 38Х27, 1973г.

  11. Скала Шаляпина. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 35,5Х47, 1985г.

  12. У бассейна. Из серии «Зима в Гурзуфе» Бумага, акварель. 47Х60, 1978г.

  13. Цветущие деревья. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 26Х38, 1989г.

  14. Цветущий сад. Из серии «Гурзуф» Бумага, акварель. 45Х36, 1989г.

КАТАЛОГ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Н.У.ЛАПШИНА

В МИКУЛИНСКОЙ КАРТИННОЙ

ГАЛЕРЕЕ

ГРАВЮРЫ НА ДЕРЕВЕ

  1. Колхоз «Заря» На пашне. Молотьба.

  2. Станция метро «Смоленская пл.»

  3. Красная площадь

  4. Колхозные парашютисты

  5. В.И.Ленин

  6. Экслибрисы

ГРАВЮРЫ НА ЛИНОЛИУМЕ

  1. Памятник Чайковскому

  2. Доярки

  3. Танцующие колхозники

  4. Бассейн «Москва»

  5. Ночное

  6. Коломенское

  7. Дом-музей С.Есенина

  8. Пристань в Константинове

  9. Молотьба

  10. Березка

  11. Родина С. Есенина

  12. У пруда

  13. Ростовский кремль

  14. Зима в Константинове

  15. Храневская конница

1933г.

1935г.

1936г.

1937г.

1961г.

1964-68гг.

1959г.

1959г.

1961г.

1963г.

1966г.

1966г.

1967г.

1968г.

1969г.

1970г.

1970г.

1971г.

1971г.

1973г.

1973г.

АКВАРЕЛЬ

1936 год

В поле на пашне

В лесу

1938 год

Портрет девочки

Валя Климова

Катя Рыжова

Федор Тимофеев

Верочка Морозова

Женский портрет с книгой

Женщина в сером платье

Женский портрет

1939 год

Девочка в розовом платье

1944 год

Из серии «Фронтовая дорога»

Пожар на станции «Нефтяная»

Почта пришла

Вперед на запад

В теплушке

1945 год

Киев. Владимирская горка

Киев. Памятник Богдану Хмельницкому

1950 год

Интересная книга

1956 год

Таня

Храневские плотники

Колхозное стадо. Вечер

1957 год

Колхозный почтальон

Отдыхающий плотник

Плотник Савельев

Плотник Климов

Колхозные пастушки

Ночь. Околот льна

Проводят электричество

У скотного двора

Собор и чайная в Микулине

1958 год

Золотой вечер

В колхозной чайной

Механизаторы

Рабочий день кончился

Отдыхающие колхозники

Смольников и Климов

Веяльщицы

1965 год

С.Константиново. Дом Кашиной

Дом-музей С.Есенина

Изба Есениных

Утро на Оке. Село Константиново

Микулино-Городище. Старый мост

1968 год

Постройка моста. Шоша

Рыбаки на Шоше

Микулинский пейзаж

Утро на Шоше

Сенокос в Микулине

Шоша у обрыва

1970 год

Турзуф

Цветущий персик

1971 год

Микулинская старина

Вечер на Шоше

Избушка в лесу

Летний вечер

Микулинское озеро

Крымский пейзаж

1972 год

Гурзувский пейзаж

Цветущий парк в Гурзуфе

1973 год

Крым-Аю даг

Пейзаж в Артеке

Южный пейзаж

Парк в Алупке

Гурзуфский пляж

Дом художника Коровина

Словарь специальных терминов

Акварель – от латинского слова вода, краски (обычно на растительном клее), разводимые водой. Один из самых поэтичных видов живописи. Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому – зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Гравюра – Французский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске

Живопись - воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров. Ей может быть свойствен самый высокий полет художественной фантазии.

Иллюстрация – освещение, наглядное изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.). Собственно как область искусства иллюстрация это изобразительное истолкование литературного и научного произведения.

Линогравюра – это выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах. Специфические качества линогравюры – лаконизм художественного языка, резкие контрасты черного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала, возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать.

Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры либо по памяти или воображению.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров.

Экслибрис – книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Экслибрис – это особый элемент книжной графики. Различают суперэкслибрис, оттиснутый на переплете или корешке книги, и бумажный экслибрис, помещенный обычно на внутренней стороне переплета. Экслибрисы бывают: гербовые, воспроизводящие герб владельца; вензелевые – его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные – изображения пейзажей, архитектурных мотивов, эмблемы. Экслибрисы гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготовляются цинкографским или литографским способом.

Эстамп – печать, оттиск, литографский или гравюрный отпечаток (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    Писатели Югры: Биобиблиогр. указ. / Комитет по СМИ и полиграфии, Гос. б-ка ХМАО; Сост.: С. Ю. Волженина и др.; Авт. вступ. ст. Н. И. Коняев.– Екатеринбург: , 2003.
  2. Итоги работы республиканских учреждений культуры, искусства, образования и предприятий отрасли печати республики марий эл в 2009 году 22

    Документ
    В качестве приоритетных направлений деятельности Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее – Министерство) в 2009 году были определены следующие:
  3. Б. И. История русской журналистики (1703 1917). М.: Наука, 2000. Содержани е учебное пособие

    Учебное пособие
    Выпуск настоящего курса истории русской журналистики XVIII — начала XX вв. в кратком изложении обусловлен рядом причин. Во-первых, последний учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только XIX в.
  4. А. С. Пушкина Информационно-библиографический отдел «Мой триумфальный день настанет…» Биобиблиографический указатель

    Библиографический указатель
    «Мой триумфальный день настанет…»: биобиблиогр. указ. за 1965-2010 гг. / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; сост. Е. И. Каткова. – Омск, 2010.
  5. Из истории петербургского–ленинградского университетского литературоведения

    Документ
    8 (20) февраля 1819 года петербургский Главный педагогический институт, по сути уже представлявший собой прообраз университета, принял его «вид и действие».

Другие похожие документы..