Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Ученик 1 (читает). Могила неизвестного солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице ...полностью>>
'Документ'
На сучасному етапі поступу України національно-етнічна сфера стає невід’ємним виміром суспільно-політичних реалій. У зв’язку з цим етнополітичний роз...полностью>>
'Решение'
- Выделить (через самовыдвижение) руководителей/кураторов, отвечающих за отдельные направления. Если по какому-то направлению нет куратора — этот прое...полностью>>
'Пояснительная записка'
В соответствии с требованиями законодательства РФ, Общество включено в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем получено свидетельство се...полностью>>

Программа по профориентации обучающихся «Выбор»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»

Утверждено приказом директора школы

от 26 сентября 2009г. № 133

Программа

по профориентации обучающихся

«Выбор»

с. Койгородок

Введение

Название

Программа по профориентации обучающихся «Выбор»

Исполнитель

  1. Администрация МОУ «СОШ с.Койгородок»

  2. Педагоги МОУ «СОШ с.Койгородок»

  3. Психолог МОУ «СОШ с.Койгородок»

Проблема

Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора.

Цель

Оказание помощи обучающимся в адекватном самоопределении, создании условий для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности

Задачи

  • Определить требования к организационно-педагогическим условиям реализации профориентационной деятельности в МОУ «СОШ с.Койгородок».

  • Определить содержание, формы и методы, сроки реализации программы.

  • Определить содержание деятельности по стимулированию участников программы.

  • Организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы.

  • Разработать систему диагностики по выявлению уровня эффективности программы.

Целевые

группы

  1. Обучающиеся

  2. Родители

  3. Педагоги, администрация школ, классные руководители

Ожидаемый

результат

  1. Выбор обучающимися курса, профиля адекватного его интересам.

  2. Удовлетворение потребностей учащихся в рамках того или иного профиля, курса дополнительной подготовки

  3. Формирование личного профессионального плана выпускника школы

Краткое

содержание

Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации обучающихся, которые позволяют:

  1. С помощью тестирования и диагностики обучающихся, выявить их интересы, склонности, способности.

  2. Оказать помощь обучающимися в выборе профиля.

  3. Обучающимися 8-9 классов попробовать себя в разных элективных курсах

  4. Обучающимися 10-11 классов выбрать обучение по профилю, соответствующему дальнейшей профессиональной деятельности.

  5. Формирование у обучающихся начального и среднего звена знаний о мире труда и профессий,

Этапы реализации

I этап – организационный (2009-2010 уч. год)

II этап – основной (2010- 2013уч. годы)

III этап – итоговый (2013-2014 уч. годы)

Актуальность.

Целевая ориентация реализации новых образовательных стандартов - воспитание конкурентоспособной, успешной личности. Сегодня значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели наш проект предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими выпускниками школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессий окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по специальности. Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Таким образом, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальным.

Поэтому необходимо помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Для достижения поставленных задач используются следующие технологии:

-технология профильно - дифференцированной диагностики,

-технология комплектования профильных классов,

- технология «Портфолио»

-технология тренинга профессионального самоопределения,

-профориентационная игра,

-профессиональные проекты,

-web-миниатюры,

-электронные презентации,

-беседы,

-дискуссии,

-проблемные классные часы.

Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.

Основная часть.

Содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ



Профессиональное просвещение

Профессиональное воспитание

Профильное и предпрофильное обучение

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональный подбор

Профессиональная адаптация

Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Профессиональное воспитание включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

ЦЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОУ «СОШ с. Койгородок»

  • углубленное изучение отдельных предметов;

  • различия в содержании обучения, построение индивидуальных образовательных программ;

  • равный доступ к полноценному образованию;

  • преемственность между общим и профессиональным образованием.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • физико-математический;

  • физико-химический;

  • химико-биологический;

  • биолого-географический;

  • социально-экономический;

  • социально-гуманитарный;

  • гуманитарно-филологический,

  • филологический;

  • информационно-технологический;

  • индустриально-технологический;

  • художественно-эстетический;

  • оборонно-спортивный

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • -физико-математический;

  • химико-биологический;

  • социально-гуманитарный;

  • гуманитарно-филологический,

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Предпрофильное обучение нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения.

Предпрофильное обучение обеспечивает обучающимся возможность попробовать себя в различных направлениях.

В течение учебного года, благодаря предпрофильным курсам, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что будет ожидать его на старшей ступени образования.

По желанию можно посещать курсы, соответствующие разным профилям.

МОУ «СОШ с. Койгородок» с 2006 года работает по предпрофильному обучению, с 2007 года – по профильному обучению, как экспериментальная площадка муниципального уровня, а с 2010 года школа работает по профильному обучению в штатном режиме.

Профессиональная диагностика – выявление профессионально-значимых свойств личности школьника (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

Профессиональное консультирование- изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекоменда­ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Профессиональный подбор является целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Профессиональный отбор (подбор) (констатирующий метод) – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.

Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.

Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

____Профессиональная адаптация - психологическое привыкание к профессии.

Выпускник школы проходит первую стадию профессионального становления:

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных на­мерений под влиянием общего развития личности и первона­чальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельнос­ти, в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потреб­ностям самой личности выбор профессии или специальности.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационный (2009-2010уч. год)

  1. Разработка системы диагностики профессионального самоопределения обучающихся: тестов, анкет, форумов, дополнительных программ элективных курсов.

  2. Проведение индивидуальных и групповых бесед с обучающимися и их родителями.

  3. Исходя из индивидуальных качеств и способностей учащихся оказание помощи в выборе элективных курсов и профилей.

  4. Заключение договоров с социальными партнёрами школы.

II этап – основной (2010-2013 уч. годы)

  1. Внедрение диагностических программ (н-р: диагностика психофизических качеств личности);

  2. Проведение индивидуальных и групповых бесед с лбучающимися и их родителями.

  3. Исходя из индивидуальных качеств и способностей учащихся оказание помощи в выборе элективных курсов и профилей.

  4. Введение новых элективных курсов, знакомящих с информацией о мире профессии и рынке труда, со спецификой профессиональной деятельности.

  5. Проведение собраний между педагогами, родителями, школьниками.

  6. Обучение по профилям.

  7. Разработка и внедрение новых профильных направлений, соответствующих запросам и потребностям обучающихся.

  8. Разработка и проведение консультаций для администрации, педагогов, психологов, классных руководителей по проведению профессиональной работы в школе.

III этап – итоговый (2013-2014 уч. годы)

  1. Мониторинг эффективности реализации мероприятий проекта.

  2. Внесение на основе данных мониторинга эффективности изменений в перечень и содержание мероприятий проекта, а также в их ресурсное обеспечение.

Основные мероприятия.

Целевые

группы проекта

I этап

II этап

III этап

  1. обучающиеся

    1. Разработка системы диагностики профессионального самоопределения

    2. Выбор профиля обучения

  1. Проведение диагностических мероприятий: анкетирование, тренингов, опросов.

  2. Проведение индивидуальных групповых бесед с учащимися с привлечением психологов.

  3. Изучение диагностики, помощь учащимся в выборе элективных курсов профилей.

  4. Обучение по профилям.

  5. Проведение итоговых конференций элективных курсов, профильного обучения.

  1. Изучение изменений рынка труда в городе и регионе

  2. Определение процентной доли обучающихся, выбравших обучение в вузах, техникумах, училищах по профилю обучения в МОУ «СОШ

с. Койгородок»

  1. Измерение, коррекция результатов профессионального отбора.

  2. Диагностика динамики развития интеллектуальных, творческих, познавательных способностей обучающихся.

  3. Изучение отзывов обучающихся об элективных курсах, обучению по профилям.

  1. Родители

    1. Разработка тематических родительских собраний, анкетирование для родителей.

    2. Написание статей о профориентации в местные газеты.

  1. Проведение родительских собраний.

  2. Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми.

  3. Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями.

  4. Организация экскурсий на предприятия района.

  1. Изучение и анализ отзывов родителей о профориентационной работе.

  2. Изучение и анализ вопросов и ответов родителей.

  1. Администрация, психологи, педагоги, классные руководители

    1. Разработка методических рекомендаций по проведению профориентационной работы.

2.Проведение конференции, семинаров, круглых столом по профориентационной работе с привлечением всех участников процесса.

3.Заключение договоров с социальными партнёрами школы.

  1. Координация проведенной профориентационной работы в школах города.

  2. Проведение конференции, семинаров, круглых столом по профориентационной работе с привлечением всех участников процесса.

  3. Освещение вопросов профориентационной работы на стендах.

  4. Оказание помощи в проведении мероприятий, классных часов, родительских собраний по профориентации.

  5. Совместная работа с центром занятости населения и районной библиотекой по проведению Ярмарки учебных мест.

  1. Изучение и анализ итогов проведения профориентационной работы в школе.

  2. Коррекция и внесение изменений в программы профильного обучения и профориентационной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Целевая программа по профориентации в общеобразовательных учреждениях Мензелинского муниципального района рт

    Программа
    -Республиканская программа введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего обучения
  2. Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования

    Программа
    За основу деятельности по обеспечению профессиональной ориентации учащихся использована примерная программа, проект ФГОС, авторский коллектив инновационная образовательная сеть «Эврика» /ewww/info/library.
  3. Программа по профориентационной работе и предпрофильной подготовке Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8

    Программа
    создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества,
  4. Программы, учебный план, гимназический и профильный компоненты Результативность обучения Участие в конференциях, конкурсах, соревнованиях Система работы по повышению квалификации и педегогического мастерства

    Конкурс
    Наше образовательное учреждение имеет статус гимназии с 2 года. Концепция развития гимназии исходит из того, что гимназия – образовательное учреждение, главной задачей которого является обеспечение универсального (а не только гуманитарного,
  5. Программа по дисциплине «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» для подготовки студентов по специальности 050706 «Педагогика и психология» Квалификация педагог-психолог

    Программа
    Составитель: кандидат психол. наук, доцент Дуванова С.П., кандидат пед. наук, доцент Арзыбова Л.В.Программа утверждена на заседании кафедры коррекционной психологии и педагогики:

Другие похожие документы..