Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Законодательство РФ и Таможенного союза в части технического регулирования, подтверждения соответствия, организации работ по подтверждению соответстви...полностью>>
'Документ'
Видно, у этих семи ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком. Из какой сказки это семейство...полностью>>
'Документ'
Поняття “соціалізація” (від лат. socialis – суспільний) дедалі активніше використовується як наукова категорія представниками широкого спектра наук –...полностью>>
'Доклад'
Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 год...полностью>>

«Открытое общество»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

221


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

под редакцией доктора философских наук, проф. А С Панарина

Предисловие 5

Введение 6

1.1.О предмете философии истории 6

1.2. Актуальность философии истории 8

1.3. Структура историософского знания 10

14

Раздел I Современные проблемы философии истории 15

Глава I Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток-Запад 15

1.1.Кризис европоцентризма 15

1.2. Биполушарная модель всемирной истории 17

1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в горизонте открытой истории 19

1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории 25

Глава 2 Проблемы демократизации исторического процесса 30

2.1. Исторические и неисторические народы: драма «догоняющего развития» 30

2.2. Кризис постулатов исторической рациональности 31

2.3. Историзм и финализм 35

2.4. Парадоксы исторического творчества 37

2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы 42

Глава 3 Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой перспективы 44

3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира 44

3.2. Ограниченность дихотомии Север — Юг в глобалистике 48

3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире 48

3.4. Глобальные проекты глобального мира 52

Глава 4 Смысл истории 59

4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на историю 59

4.2. Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму» 68

4.3. Второй парадокс всемирной истории: «злоключения тотальной упорядоченности» 69

4.4. Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие духом"» 72

4.5. Смысл и назначение истории 76

Раздел II Национальные школы философии истории 82

Глава 1 Немецкая школа философии истории 82

1.1. Общая характеристика немецкой историософской традиции 82

1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса 83

1.3. Органология немецкой «исторической школы». А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт 85

1.4. Прусская школа. И.Г. Дройзен 87

1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт 87

1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше, В. Дильтей 89

1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа. В. Виндельбанд, М. Вебер 91

1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп 94

1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте современности 94

Глава 2 Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации 95

2.1. Общая характеристика французской историософской традиции 95

2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта 96

2.3. «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля 98

2.4. Французские просветители о философии истории 98

2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле 107

2.6. Историософская традиция утопического социализма. Сен-Симон 108

2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Конт, Э. Лависс 109

2.8. Биологизаторские концепции философии истории. Ж.А. Гобино, В.Ляпуж 110

2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма 112

2.10. Школа «Анналов» 113

2.11. Новая историческая школа. П. Нора 118

2.12. Рационалистическое направление французской историософии. Р. Арон 120

2.13. Исторический нигилизм «новых философов» 122

2.14. Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль, И. Бло 123

Глава 3 Философско-историческая мысль России 126

3.1. Общая характеристика русской историософской традиции 126

3.2. «Древлее любомудрие» 128

3.3. Идеологема «Москва — третий Рим» 131

3.4. Русское просвещение и поиски национальной идентичности 134

3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея 136

3.6. Историософские ориентиры западников 139

3.7. Модели культурно-исторических типов 142

3.8. Социологическое направление. «Формула прогресса» 146

3.9. Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм» 149

3.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс 152

3.11. Религиозный материализм С. Булгакова 156

3.12. Историософия всеединства Л. Карсавина 158

3.13. Историософия евразийцев 160

3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории 163

Раздел III Проблемы исторического познания 168

Глава 1 Интерпритация истории и парадигмы исторического знания 168

1.1. О возможностях и границах историософской интерпретации 168

1.2. Циклическая парадигма истории 169

1.3. Парадигма исторического прогресса 179

1.4. Постмодернистская парадигма истории 184

Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra 186

2.1. Формации или цивилизации? 186

2.2. О формационном подходе к истории 187

2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории 192

2.4. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории 194

2.5. О возможных путях модернизации формационного подхода 197

Программа курса «Философия истории» 204

Введение в философию истории 204

Тема 1. Предмет философии истории 204

Тема 2. Метод философии истории 204

Раздел I Современные проблемы философии истории 204

Тема 1. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток — Запад 204

Тема 2. Проблемы демократизации исторического процесса 204

Тема 3. Глобальный мир XXI века: коллизии обретения общечеловеческой перспективы 205

Тема 4. Смысл истории 205

Раздел II Национальные школы философии истории 205

Тема 1. Немецкая школа философии истории 205

Тема 2. Французская школа философии истории 206

Тема 3. Философско-историческая мысль России 206

Раздел III Проблемы исторического познания 207

Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания 207

Литература 209

Оглавление 218

Философия истории 221

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям

МОСКВА

1999

УДК 1(075.8)

ББК 87

Ф54

Коллектив авторов:

Профессор А.С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1—4) (ответственный редактор); профессор И.А. Василенко (разд. II, гл. 1; разд. III, гл. 1); доцент Е.А. Карцев (разд. И, гл.2); профессор Л.И. Новикова и доктор философских наук И.Н. Сиземская (разд. II, гл.3);профессор Г.К. Овчинников (разд. III, гл. 2);

Ф54 Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. — 432 с. ISBN 5-8297-0020-4 (в пер.)

В условиях крушения прежних мировоззренческих и социально-исторических синтезов решены две взаимосвязанные задачи: исследовательская, касающаяся прояснения основных философских проблем современного исторического развития, и учебно-методическая, связанная с изложением учебного материала в соответствии с образовательным стандартом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Учтен международный опыт формирования подобного курса, связанный в основном с классической европейской (континентальной) традицией Представленный в учебнике курс прошел апробацию в ряде ведущих вузов: Московском государственном университете, Московском государственном институте международных отношении, Государственном университете гуманитарных наук, на гуманитарных факультетах Московского авиационного института (технический университет) и Московского государственного индустриального института.

Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

УДК 1(075.8)

ББК 87

В оформлении переплета использован фрагмент картины

Антонелло да Мессина «Святой Иероним в келье» (1475-1476)

ISBN 5-8297-0020-4

© Гардарики, 1999

© Коллектив авторов, 1999

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие по философии истории является концептуальной альтернативой прежним отечественным учебникам, трактующим исторический процесс в заранее заданном ключе догматизированного марксизма. Одновременно авторы ставили своей целью реабилитировать историю как процедуру открытия качественно новых состояний человечества — вопреки объявленному на Западе «концу истории».

Первый раздел посвящен современным проблемам философии истории — анализу новейших исторических сдвигов глобального порядка. Авторы видели задачу в том, чтобы с одной стороны дистанцироваться от догматически-самоуверенных версий «безграничного прогресса» и линейного восходящего развития, а с другой — преодолеть ныне модный исторический пессимизм, отрицающий всякие шансы на будущее. Авторы нашли выход в концепции западно-восточного исторического мегацикла (большого цикла), фазами которого периодически выступают то западная, то восточная мировая цивилизационная доминанта. В такой версии ни Запад, ни Восток не обладают монополией на историческое творчество: они выступают как участники всемирной эстафеты, подхватывающие достижения друг друга в ходе трудного «бега с препятствиями».

Особое внимание авторы уделили проблемам утверждения общечеловеческой перспективы развития, на которую посягают теории «конфликта цивилизаций», «золотого миллиарда», дихотомии Север — Юг.

Второй раздел знакомит студентов с тремя основными национальными школами философии истории: немецкой, французской и российской. В числе пробелов этого раздела, которые авторы рассчитывают восполнить при последующем издании, — отсутствие очерка об англо-американской философско-исторической школе.

Третий раздел посвящен проблемам исторического познания — анализу различных парадигм философско-исторической мысли, их сравнительных эвристических возможностей и перспектив.

Авторы отдают себе отчет в том, что отнюдь не все вариации интеллектуальной драмы, называемой философией истории, им удалось в должной мере осветить. Речь идет в данном случае об одной из первых попыток освещения проблем философско-исторического процесса в жанре учебного пособия, не претендующего на универсальный охват всех программных тем. Авторы рассчитывают на критические отзывы и замечания коллег, всех заинтересованных читателей с надеждой учесть их в своей дальнейшей работе.

Введение

История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу.

Н.А. Бердяев

1.1.О предмете философии истории

Исторический процесс — это длящаяся во времени коллективная драма, действующими лицами которой являются крупные социальные общности — народы, классы, государства, цивилизации. И поскольку люди являются заинтересованными участниками этой драмы, их неизменно волнует вопрос: какова связь прошлого, настоящего и будущего, что ждет впереди, есть ли какие-либо гарантии счастливого исхода надвигающихся событий?

Вопросы эти — вечные как мир, но мыслители разных эпох отвечали на них по-разному. Для европейской античности и древнего Востока история есть процесс вечного возвращения, подобно круговороту вещей в природе или смене времен года. Близкое нам представление об истории как универсальном процессе, имеющем какой-то общий надэмпирический смысл и развивающимся из начальной точки (первичной фазы) в высшую, где реализуются вековые чаяния человечества, его подлинная неискаженная сущность, впервые зародилось в Ветхом Завете, Как писал Н.А. Бердяев, «Основная миссия еврейского народа была: внести в историю человеческого духа это сознание исторического свершения, в отличие от того круговорота, которым процесс этот представлялся сознанию эллинскому»1.

Начиная с эпохи Просвещения, вместе с процессами секуляризации сознания секуляризировалась и вера в историю. В этом заключен парадокс: мыслители Просвещения хотели сохранить веру в смысл истории и ее счастливый, мироспасительный финал, но при этом обойтись без Божественного вмешательства. В результате появляется идея исторической закономерности: в истории действуют объективные законы, но почему-то, в отличие от законов природных, космических, они считаются с нашими чаяниями и ведут в будущее, совпадающее с нашими представлениями о счастье и социальной гармонии.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Ф. Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития впервые поставил немецкий просветитель Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784). Он же выдвинул идею о единстве исторического процесса, в который вовлекаются все народы, в конечном счете приходящие к единому общечеловеческому будущему. С тех пор как эта идея была воспринята на разных континентах, она стала важнейшей культурно-исторической и моральной ценностью человечества. О судьбе этой ценности в нашу эпоху речь пойдет ниже. Но она прямо связана с самим предметом философии истории, который можно определить так:

философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

Думается, что если с объективной стороны наука отвечает критерию проверяемого в опыте и воспроизводимого знания, то с субъективной стороны она характеризуется способностью давать обескураживающее знание, не считающееся с нашими предпочтениями, представлениями о должном и желательном. И здесь приходится констатировать, что последнему критерию философия истории не отвечает: ей никогда не давался эталон бесстрастной науки, описывающей логику нашего исторического бытия, наше будущее безотносительно представлениям о чаемом и должном, о желательном ходе событий и их счастливом финале.

Иными словами, философия истории содержит вненаучную посылку, связанную с человеческой потребностью иметь гарантированную историю. Сами представления об источниках этих гарантий менялись: Божественное провидение, логика просвещения (рационализация сознания и поведения), исторический и научно-технический прогресс, экономический рост — все это суть превращенные формы мифа гарантированной истории. И как всякие «стопроцентные гарантии», гарантия конечного счастливого итога истории покупалась ценой отказа от свободы. Если вы хотите гарантированной истории, то свободу вам придется определить как познанную необходимость — как добровольное подчинение тому, что открывается в качестве высшего непреложного закона.

Сегодня в области философско-исторического мышления мы наблюдаем ту же диалектику гарантии и свободы, с какой мы столкнулись в социально-экономической и политической сферах. Коммунистическое государство давало определенные социальные гарантии людям, но лишало их свободы выбора. Сегодня люди получили известную свободу выбора, но ценой утраты социальных гарантий. В философии истории действует та же дилемма:

либо та или иная глобальная историческая концепция обещает нам гарантированную историю — ценой исключения альтернатив, а значит, и свободы исторического выбора, замененного «непреложными закономерностями»,

либо она открывает имеющиеся в истории альтернативы, а вместе с ними и нашу свободу идти в том или ином направлении, но ценой риска драматических ошибок, противоречий и срывов.

Именно этим переходом от гарантированной к рисковой, богатой альтернативами истории, характеризуется современное историческое сознание. В нем совершается та же смена картины мира, которая еще на рубеже XIX—XX вв. произошла в физике, открывшей революцию в естествознании.

Прежняя, лапласовская1 картина мира подчиняла природу предельно жесткой причинно-следственной связи, делавшей будущее во всех его формах предопределенным предшествующими событиями (причинами). Испытывавшие некоторый комплекс неполноценности представители социально-гуманитарного знания, пытались переносить этот жесткий детерминизм на социально-исторический процесс. К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм, каждый по-своему заявляли о том, что благодаря их усилиям с гуманитарным волюнтаризмом в общественных науках отныне покончено и общественный процесс становится предсказуемым и даже количественно исчислимым.

Революция в естествознании, идущая на протяжении всего XX в., ознаменовалась неуклонным продвижением наук в одном направлении — от жесткого детерминизма к открытиям сложности, нелинейности, непредопределенности, многовариантности. И таким образом в научном мире сложился странный парадокс: представители естествознания, изучающие заведомо более простые объекты, давно открыли сложность, многомерность, альтернативность исследуемых ими процессов Вселенной, а представители социально-гуманитарного знания, на словах признающие человеческую свободу, на методологическом уровне фактически ее отрицали, выстраивая жестко детерминистские, одновариантные схемы общественного развития.

Сегодня этот парадокс преодолевается: в общественно-исторических науках утверждается современная стохастическая картина мира. Речь не идет о полном тождестве естественнонаучной и социально-философской картин мира. Сложность, нелинейность, неопределенность, альтернативность в общественной сфере реализуются иначе, чем в неживом Космосе — через человеческую свободу Именно присутствие человека в истории не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельств, а в качестве субъекта, действующего в горизонте негарантированного и непредопределенного будущего, делает исторический процесс многовариантным и нелинейным. Как пишет французский историк Л. Февр, история «перестает быть надсмотрщицей над рабами, стремящейся к одной убийственной (во всех смыслах слова) мечте: диктовать живым свою волю, будто бы переданную ей мертвыми»2.

Из этого вытекает ряд следствий методологического характера. Коль скоро мы признаем человеческую свободу в истории и связанные с нею возможности и риски, то философия истории открывает свои новые жанры: вместо того, чтобы быть догматическим пророчеством о единственно возможном будущем, она объединяет две разные формы знания, одна из которых связана с открытием новых возможностей, новых шансов человека в истории, другая — с открытием новых опасностей, связанных либо с косвенными эффектами и противоречиями самого прогресса, либо — с ошибочными выборами и стратегиями. Первый тип знания может быть назван проспективным, или проективным, второй — предостерегающим, аллармистским.

Но тем самым открывается возможность хотя бы частично реабилитировать наши субъективные пожелания, адресованные истории. Причем эта реабилитация существенно отличается от прежних форм исторического провиденциализма. Речь идет не о том, что историю кто-то или что-то обязывает (Бог или непреложные закономерности) отвечать нашим чаяниям и готовить финал, соответствующий упованиям данного поколения или данного типа культуры. Стохастическая картина мира открывает нам историю, свободную от обязательств такого рода и в этом смысле рисковую. Но она же открывает нам и то, что в самой многовариантности и альтернативности исторического процесса заложены не только риски, но и возможности посильно влиять на реальные сценарии развития и повышать шансы тех из них, которые более соответствуют нашему человеческому достоинству и нашим интересам.

Таким образом, метод философии истории является методом сценариев, которые мы выстраиваем по двум разным критериям: по критерию вероятности и по критерию желательности.

Современный сциентизированный либерализм, заявивший о себе в качестве нового всепобеждающего учения, перед которым должны стушеваться все остальные, настаивает на приемлемости одного только первого критерия. Человеческая субъективность в лице морали и культуры, системы ценностей снова берется на подозрение и человеку приписывается одна обязанность — приспосабливаться к требованиям Современности. Эти требования, якобы, олицетворяют рынок и поэтому приспособление к рынку становится высшим и даже единственным императивом.

Словом, новое великое учение, как и пристало такого рода доктринам, снова изгоняет человеческую свободу и умаляет человека перед лицом безличных законов. Однако, как следует из современной научной картины мира, одновариантной перспективы, а следовательно, и одновариантного кодекса социального поведения не существует. История если в чем-то и подобна рынку, так только в том, что являет собой конкуренцию различных стратегий и типов поведения. Если бы результаты этой конкуренции были известны заранее, то сама эта конкуренция была бы чистейшей профанацией, за которой скрывается заранее известный монополист

Но история никого не наделяет монопольным правом высказываться от ее имени. Те, кто присваивает себе это право — не больше, чем самозванцы истории И если мы признаем, что рыночный монополизм опасен для экономического здоровья, то исторический монополизм опасен вдвойне. Он не только лишает нас свободы, он обкрадывает саму историю, сужая богатство ее альтернатив. Преодолевая такой монополизм и отстаивая многовариантность развития, мы не только защищаем нашу свободу и достоинство, мы отстаиваем творческое богатство самой истории. Только богатая альтернативами, открытая история рождает вдохновение настоящего социального творчества, формирует крупные исторические характеры, не дает людям сгибаться под тяжестью обстоятельств. Напротив, «конец истории» выгоден тем, кто сегодня устроился наилучшим образом и пытается навечно закрепить статус-кво, обескуражив других, надеющихся, что будущее может и должно отличаться от настоящего, что оно предоставит шансы и тем, кто на сегодня проиграл. Таким образом, современная методология исторической науки, связанная с принципами неопределенности и многовариантности, соединяет научный подход с гуманистическими перспективами. О том, как и в каких формах они сегодня раскрываются, речь пойдет ниже.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Открытое общество и его враги. Том II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы

    Документ
    Первое издание — 1945. Второе издание (переработанное) — 1952. Третье издание (переработанное) — 1957. Четвертое издание (переработанное) — 1962. Пятое издание (переработанное) — 1966.
  2. Открытое общество и его враги. Том I. Чары Платона

    Документ
    Первое издание — 1945. Второе издание (переработанное) — 1952. Третье издание (переработанное) — 1957. Четвертое издание (переработанное) — 1962. Пятое издание (переработанное) — 1966.
  3. Открытое сознание открытое общество

    Книга
    Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается прм содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее
  4. Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д ф. н., проф. В. Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006

    Монография
    Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д.ф.н., проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006.
  5. Сборник статей   Москва, 2000 Издательство "Рудомино" Издание осуществлено при финансовой поддержке Института "Открытое общество"

    Сборник статей
    Издание адресовано специалистам в области гендерных исследований, общего языкознания, лингвофилософии, русистики, аспирантам, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся гендерной проблематикой.

Другие похожие документы..