Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Высокоуровневые методы информатики и программирования» составлен в соответствии с требованиями Государств...полностью>>
'Документ'
Цель работы: предложить способ определения атмосферного давления с помощью имеющегося оборудования. Выполнить необходимые измерения и определить атмо...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Развитие дорожно-транспортн...полностью>>
'Документ'
Термін валюта має 2 значення:1 це грош. одиниця країни- ніціонал валюта,2.Це грошові одиниці іноземних держав,яаі викор-ся в міжнародних розра-ках-ін...полностью>>

Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия. Абхазия и Южная Осетия имеют частичное диплом

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Н.В.Багапш

МОДЕЛИ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НЕПРИЗНАННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВ

НА ТЕРРИТОРИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматриваются исторические модели этнодемографического развития четырёх государств постсоветского пространства, не имеющих на данный момент международного дипломатического признания. Выделяются основные факторы, оказавшие влияние на характер этнодемографического развития рассматриваемых территорий. Проводится сравнительный анализ моделей этнодемографического развития Абхазии, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии.

N.V. Bagapsh The Models Of Ethno-demographic Development Of Unrecognized States On Post-Soviet Space


Historical models of ethno-demographic development of four post-soviet internationally unrecognized states are examined in this article. The major factors which have influenced character of ethno-demographic development of considered territories are allocated. The comparative analysis of models of ethno-demographic development of Abkhazia, Nagorno-Karabakh, South Ossetia and Transnistria is carried out.

__________________________________

На территории постсоветского пространства на сегодняшний день имеется четыре непризнанных международным сообществом государства: Республика Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия. Абхазия и Южная Осетия имеют частичное дипломатическое признание.

Сам характер возникновения этих государственных образований после распада Советского Союза проходил в целом по единой схеме размежевания с «государством-метрополией». Везде имел место этнополитический (в Приднестровье со смещением акцента на лингвистическую составляющую) конфликт между центром и формально подчинённой ему территорией, переросший в крупномасштабные боевые действия.

Каждый случай появления непризнанного государства, бесспорно, по-своему уникален. В данной статье мы попытаемся выявить модели этнодемографического развития непризнанных международным сообществом государств постсоветского пространства, классифицировать их по различным признакам и проанализировать степень схожести/отличности этих моделей.

В процессе рассмотрения моделей этнодемографического развития непризнанных и частично признанных государственных образований на постсоветском пространстве был выделен ряд наиболее важных, по нашему мнению, факторов. Вот их список:

1. фактор макроположения;

2. статусный фактор;

3. фактор «титульности»;

4. фактор наличия/отсутствия государственности этноса-доминанты

за пределами непризнанного государства.

5. собственно этнодемографический фактор (с рядом подфакторов);

6. фактор заявленной/контролируемой государственной территории.

Первый фактор образования непризнанных государств на территории бывшего СССР, на который нам бы хотелось указать, это фактор макроположения. Три из четырёх непризнанных государств на постсоветском пространстве находятся в Кавказском регионе. Исключение здесь составляет лишь Приднестровье. Кроме того, до 2000 года на Северном Кавказе существовало ещё одно непризнанное государство – Чеченская Республика Ичкерия, подтвердившая своё право на существование в ходе первой российско-ичкерийской войны и ликвидированная в ходе второй.

В 1990-е годы на постсоветском пространстве существовало множество территорий потенциального сепаратизма, однако именно Кавказский регион дал наибольшее количество очагов межэтнической напряженности. Таким образом, рассматриваемые непризнанные государства по их макроположению можно подразделить на две группы.

Республика

Характеристика макроположения

1 группа – находящиеся в Кавказском регионе

Абхазия,

Нагорный Карабах,

Южная Осетия

Все три республики расположены на территории Южного Кавказа (Закавказья), Абхазия на крайнем северо-западе Закавказья между побережьем Чёрного моря и Кавказским хребтом (единственное из рассматриваемых государств имеет выход к морю); Южная Осетия – на севере Закавказья, на южных склонах Главного Кавказского хребта; Нагорный Карабах – на юго-востоке Закавказья, в пределах Армянского нагорья

2 группа – за пределами Кавказского региона (Восточная Европа)

Приднестровье

Республика вытянута тонкой полоской с севера на юг по левому берегу Днестра (небольшие участки на правом берегу), расположена в равнинной полосе

Второй выделенный нами фактор – статусный. Как известно, административно-территориальное деление советского государства представляло из себя чётко структурированную иерархическую цепочку из административных единиц разного статусного уровня. В основу административного деления СССР изначально был положен этнический принцип, на базе которого были сформированы верхние административно-территориальные единицы – союзные республики. Хотя сам СССР формально задумывался как союз социалистических государств, открытый ко включению неограниченного количества членов по мере «советизации» новых наций, фактически получилось так, что советское государство аккумулировало большую часть бывшей имперской территории, и в пределах этой территории происходило внутренне инспирированное нациестроительство. В свою очередь, внутри союзных республик при наличии компактно расселённых этнических меньшинств выделялись дополнительные автономные этно-территориальные единицы: автономные республики, автономные области, автономные округа (изначально – национальные округа) и т.д.

К концу 1980-х годов три современных кавказских непризнанных государства имели автономный статус внутри Грузинской и Азербайджанской союзных республик, Приднестровье же в данный период не было выделено административно и входило в состав Молдавской ССР отдельными районами и горсоветами.

При этом сама «статусная» история каждого современного непризнанного государства внутри Советского Союза имеет свои уникальные особенности. На момент распада СССР Южная Осетия и Нагорный Карабах имели статус автономных областей внутри Грузии и Азербайджана соответственно, Абхазия же имела более высокий статус автономной республики, входящей в состав Грузинской ССР.

Абхазия, единственная из четырёх рассматриваемых республик, имеет многовековую историю досоветской государственности. Предки абхазов появились на территории современной Абхазии задолго до новой эры, предположительно, мигрировав с территории Малой Азии1. К VIII веку нашей эры при ведущей политической роли княжества Абазгии образуется единое Абхазское царство, добившееся политической независимости от Византии. Население страны состояло из родственных древнеабхазских племён, консолидация которых в рамках одного государства приводит к генезису единой абхазской этнической общности. К X веку Абхазское царство достигает апогея своего развития: в состав Абхазии входят территории современной Западной, Южной и ряд районов Восточной Грузии, а также черноморское побережье нынешнего Краснодарского края2.

К XI веку Абхазское царство становится политическим фундаментом для нового государства средневекового Кавказа – «царства абхазов и картлийцев», прекратившего своё существование в XIII веке.

На месте распавшегося грузино-абхазского государства возникает множество политически независимых друг от друга грузинских княжеств/царств, а также Абхазское княжество. Власть в Абхазском княжестве перешла к роду Чачба (Шервашидзе), который правил страной вплоть до середины XIX века, когда Абхазское княжество было инкорпорировано в состав Российской Империи в виде Сухумского военного отдела (позже – округа)3.

Таким образом, абхазская государственность, зародившаяся в раннем средневековье, видоизменяясь, но, не прекращая своего существования, «дожила» до середины XIX века.

Абхазское княжество, формально оказавшись в границах Российской Империи в 1810 году на основе спорных «просительных пунктов», посланных Александру I от имени находившегося в Мегрелии претендента на абхазский престол Сафарбея Чачба4, тем не менее, сохраняло фактическое самоуправление вплоть до 1864 года, когда княжеская власть была ликвидирована, и Абхазия была непосредственно включена в систему российского имперского административно-территориального управления в виде Сухумского отдела.

Фактически абхазская государственность была ликвидирована на 55 лет, вплоть до советизации территории Абхазии в 1921 году. После октябрьской революции в Абхазии предпринимались попытки возрождения государственности в составе Горской Республики, однако дальше формально-декларативных начинаний ничего не удалось осуществить, поскольку уже в 1918 году территория страны была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики5.

Советизация Абхазии в 1921 году сопровождалась рядом уникальных для всего советского пространства моментов. Незамедлительно вслед за установлением советской власти в Абхазии была провозглашена независимая Советская Социалистическая Республика Абхазия. Через два месяца ревком Грузии признал независимость Абхазии6.

Затем статус Абхазии внутри СССР неуклонно понижался, что тоже является исключением из общей схемы советского национально-государственного строительства: большинство советских национальных автономий, наоборот, повышали свой статус. Уже к концу 1921 года Абхазия заключила с Грузией особый союзный договор, передавая последней часть суверенитета. Абхазия стала официально именоваться Договорной Советской Социалистической Республикой7. Кроме Абхазии такого статуса не имела ни одна другая советская республика. В 1931 году статус Абхазии был понижен уже до автономной республики, непосредственно входящей в состав Грузии. В таком виде Абхазия просуществовала вплоть до распада Советского Союза.

История государственности Нагорного Карабаха также имеет ряд специфических особенностей. Уже в античную эпоху территория Нагорного Карабаха была частью государства Великая Армения. Выше мы отметили, что Абхазия является единственным из четырёх рассматриваемых непризнанных государств с досоветской историей государственности. Здесь стоит особо оговорить, что современная Нагорно-Карабахская Республика, как этнически армянское государственное образование, конечно же, имеет давнюю историю государственности, но не самостоятельно, а как часть древней Армении. То же самое касается и Южной Осетии, горная зона которой входила в состав средневекового Аланского государства.

В то же время сам Карабах также имел досоветскую государственность, но уже как политически тюркское Карабахское ханство в XVIII-начале XIX вв., находившееся в зависимости от Персии8. Таким образом, мы не может рассматривать Карабахское ханство как некий исторический прообраз современной армянской нагорно-карабахской государственности, зародившейся лишь в 1923 году в виде Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе советского Азербайджана.

При советизации Закавказья в 1920-1921 годах территория Нагорного Карабаха остаётся спорной между Арменией и Азербайджаном. Советское правительство, в то время активно сотрудничавшее с кемалистской Турцией, решает оставить Карабах в составе Азербайджана. «…кемалистский режим воспринимается как форма экспорта антиимпериалистической революции в мусульманском мире. Геополитический вес Армении не сопоставим с весом мусульманской солидарности с Советской Россией. В итоге Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана»9. Однако, реализуя принцип национального самоопределения, Нагорному Карабаху в 1923 году предоставляется статус автономной области в границах советского Азербайджана. Этот статус сохраняется за Нагорным Карабахом на протяжении всего советского периода.

Южная Осетия так же, как и Нагорный Карабах, получила государственность в ходе советизации Закавказья в виде Юго-Осетинской Автономной Области в границах советской Грузии. 20 апреля 1922 года Всегрузинский Центральный Исполнительный Комитет и СНК ССР Грузии издали специальный декрет об образовании Автономной Области Юго-Осетии10.

Существуют некоторые данные о вероятном присутствии Турсовского11 и Гудского ущелий12, а также населённых осетинами районов Триалети («Триалетской Осетии»13) в числе территорий, предлагаемых в 1921 году ревкомом Южной Осетии ко включению в состав автономной области14.

Весь советский период Южная Осетия просуществовала в статусе автономной области в составе Грузинской ССР.

В отличие от трёх кавказских непризнанных международным сообществом государств, Приднестровье не имело статуса автономии на момент распада Советского Союза, находясь в пределах Молдавской ССР в виде 5 районов (Григориопольского, Дубоссарского, Каменского, Рыбницкого, Слободзейского) и 2 городов республиканского подчинения (Тирасполя и Бендер)15. Но так было не всегда. С 1924 года по 1940 год территория Приднестровья без города Бендеры входила в состав Украинской ССР в виде автономной республики. Парадокс приднестровского случая заключается в том, что автономное Приднестровье в пределах Украины до 1940 года именовалось Молдавской Автономной Советской Социалистической Республикой, т.е. фактически Приднестровье имело статус этнически молдавской автономии, в то время как сама Бессарабия входила в состав Румынии, что расценивалось советским правительством как оккупация16. Молдавская АССР виделась своеобразным «плацдармом» для возвращения молдавских районов, расположенных на правом берегу Днестра. На первом съезде советов Молдавской АССР в 1925 году было принято «обращение к народам Молдавии», в котором, в частности, фигурировал лозунг: «Да здравствует освобождённая Советская Бессарабия, воссоединённая с МАССР!»17. Молдавская АССР была образована на советской территории, прилегающей к этнически молдавской Бессарабии. Помимо нынешнего Приднестровья в состав Молдавской АССР входили и значительные территории современной Украины, а столицей автономии был город Балта18. На левобережье Днестра имелся довольно значительный процент компактного расселённого молдавского населения. Так, согласно данным переписи 1926 года, доля молдаван в Молдавской АССР составляла 30,1%, соответственно, на территориях, входящих в состав современной ПМР, процент молдавского населения был ещё выше.

После присоединения в 1940 году Бессарабии к Советскому Союзу лозунг, фигурировавший в «обращении к народам Молдавии» 1925 года, был реализован на практике: значительная часть Молдавской АССР и большая часть Бессарабии были объединены в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. При объединении Приднестровье, естественно, не получило какого-либо особого статуса внутри Молдавской ССР. Большую часть населения на левобережье тогда составляли молдаване и украинцы. Массовый приток русского населения начался позже, уже в ходе активной послевоенной индустриализации левобережья Днестра.

Таким образом, рассмотрев «статусную» историю советского периода четырёх рассматриваемых государств, не имеющих международного признания, мы выделили три различные по данному критерию группы. К первой группе нами отнесена Абхазия, ко второй - Южная Осетия и Нагорный Карабах, к третьей – Приднестровье.

Республика

Характеристика «статусной» истории

1 группа - с

изначально высоким статусом, постоянно понижающимся

Абхазия

Март 1921 г. - образована как независимая ССР Абхазия;

Декабрь 1921 г. – преобразована в особую договорную ССР Абхазию на основе союзного договора с ССР Грузией;

Февраль 1931 г. – преобразована в автономную республику, непосредственно входящую в состав Грузинской ССР

2 группа – со стабильным статусом

Нагорный Карабах,

Южная Осетия

Автономные области Южной Осетии и Нагорного Карабаха образованы, соответственно, в апреле 1922 г. и июле 1923 г. в пределах Грузинской и Азербайджанской ССР. Со статусом автономной области просуществовали в течение всего последующего советского периода

3 группа – с уникальной статусной историей

Приднестровье

Октябрь 1924 г. – на левобережье Днестра образована автономия для молдавского этноса - Молдавская АССР в пределах Украинской ССР. После присоединения в 1940 г. к СССР основной этнической территории молдаван (Бессарабии) Молдавская АССР инкорпорирована в состав вновь образованной Молдавской ССР с ликвидацией автономного статуса за ненадобностью. В свою очередь, зародившееся в Приднестровье в конце 1980-х гг. сецессионисткое движение не прослеживает какой-либо умозрительной этно-исторической связи с «приднестровской» автономией 1920-1930-х годов, а наоборот, имея в своём составе более чем наполовину славянское население, Приднестровье в определённом смысле противопоставляет себя новому молдавскому (румынскому) этническому проекту

Третий, выделенный нами фактор, это фактор «титульности». Ещё в 1920-е годы в основу советских национально-территориальных образований был положен принцип титульности. Титульность охватывала все национально-территориальные образования, начиная от союзных республик и заканчивая национальными районами и сельсоветами. Титульная национальная группа в том или ином территориальном образовании была выделена явно или неявно. В случае явного выделения титульной группы соответствующее образование в своём названии имело этноопределяющее прилагательное (абхазская, азербайджанская, армянская, грузинская, молдавская, осетинская и т.д.). В случае неявного выделения - такого этнического детерминанта в названии не имелось, но титульная этническая группа или группы в любом случае существовали (подразумевались) в каждой автономии. Так, Дагестан с его сложным этническим составом имел в качестве титульных национальностей множество «коренных», точнее, компактно проживающих преимущественно на его территории этнических групп (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасаранцы и другие).

Если Абхазская ССР/АССР и Юго-Осетинская АО с самого начала имели этноопределяющее прилагательное в названии своих территорий, ясно указывающее на титульность абхазского и осетинского этноса в данных образованиях, то про Нагорный Карабах такого сказать нельзя. Нагорно-Карабахская АО в своём официальном советском наименовании имела лишь прилагательное, указывающее на географический объект. Но сам факт выделения в пределах Азербайджана автономной территориальной единицы в преимущественно армянонаселённых районах республики, а также невключение в состав Нагорно-Карабахской АО территорий, явно тяготевших к области экономически, но населённых неармянским населением, свидетельствует в пользу того, что нагорно-карабахская область была выделена именно как национальная армянская автономия.

Что же касается Приднестровья, автономный статус которого был закреплён в 1924 году и просуществовал до 1940 года, то здесь титульность молдавского этноса в автономной республике в составе Украины говорит о совершенно ином этническом характере данного автономного образования, нежели сегодняшняя Приднестровская Молдавская Республика. Сегодняшнее непризнанное Приднестровье, если не противостоит (в республике значительный процент населения составляют молдаване, а молдавский язык является одним из государственных) в этническом плане самой Молдове, то, по крайней мере, противопоставляет себя ей как республика со славянской этнической и русской лингвистической доминантой, о чём уже говорилось выше. Сам факт существования Молдавской АССР на территории Приднестровья в 1920-1930 годы никак не связан с сегодняшним приднестровским сепаратизмом. Последний не имеет ничего общего с теми задачами, которые преследовались советским руководством при выделение в составе Украины молдавской автономии.

Таким образом, по характеру титульности этнических групп в четырёх рассматриваемых республиках, нами выделены три различные группы.

Республика

Характер «титульности»

1 группа – территории с прозрачной титулатурой в названии

Абхазия,

Южная Осетия

В названии соответствующих этно-территориальных образований изначально была заложена «прямая» титулатура, указывающая на этническую «принадлежность» территориального образования

2 группа – территории с непрозрачной титулатурой в названии

Нагорный Карабах

В названии Нагорно-Карабахской АО не был напрямую отражён этнический характер данного (армянского) автономного образования

3 группа – территории с условно «изменённой» титулатурой

Приднестровье

Молдавская АССР, существовавшая на территории современного Приднестровья в 1920-1930-е гг., имела в качестве титульной группы молдаван. Современная же ПМР, хоть и имеет в своём названии «эпитет» «молдавская», в реальности обязана самим фактом своего возникновения и существования как де-факто независимого государства именно оппозиции по отношению к государству Молдова

Рассмотрим следующий фактор, который мы условно обозначили как фактор наличия/отсутствия государственности этноса-доминанты за пределами непризнанного государства. В каждом из четырёх непризнанных государств постсоветского пространства выделяются более-менее явно титульные этнические группы или же государствообразующие этносы. В Абхазии – это абхазы, в Южной Осетии – осетины, в Нагорном Карабахе – армяне, в Приднестровье к таковым с большой долей условности могут быть отнесены русские, украинцы и молдаване.

В раннесоветский период северная и южная части осетинского народа получили автономию независимо друг от друга, несмотря на то, что имелись попытки создания единой советской Осетии. Североосетинская советская государственность изначально была реализована в 1921 году в форме Владикавказского (Осетинского) округа19, который являлся составной частью Горской АССР. В июле 1924 года округ был преобразован в Северо-Осетинскую Автономную Область в связи с тем, что Горская АССР прекратила своё существование. В декабре 1936 года статус Северной Осетии был повышен до уровня автономной республики. После распада Советского Союза Северо-Осетинская АССР преобразуется в Республику Северная Осетия-Алания. Таким образом, осетины, являющиеся государствообразующим этносом в непризнанной международным сообществом Южной Осетии, в то же время имеют свою государственность и на северных склонах Кавказского хребта в пределах российского Северного Кавказа.

Современная Нагорно-Карабахская Республика является армянским государственным образованием по своей этнической природе. В этом плане Нагорный Карабах можно сравнить с Республикой Косово. Оба непризнанных международным сообществом государства являются своеобразными этно-территориальными «дублёрами» Армении и Албании - основных «этнических отечеств», соответственно, армянского и албанского народов.

Совершенно отдельную группу, по нашему мнению, в данном случае представляет Приднестровье, которое нельзя сравнить с Нагорным Карабахом ввиду неясности, размытости этнического фундамента в основе приднестровской государственности. Правительство Приднестровья, населённого тремя преобладающими этническими группами (молдаванами, русскими и украинцами), демонстративно позиционирует свою страну как «надэтническое отечество» для всех своих жителей вне зависимости от их происхождения. Внешнеполитическая ориентация на Россию и преобладание русского языка во всех сферах жизни государства, тем не менее, не дают основания считать Приднестровье «русским» государством и ставить его в один ряд с Карабахом и Косово.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Флибуста

    Документ
    К написанию этой книги автора побудило острое ощущение того, что бурные события последнего десятилетия XX века, приведшие к крушению второй сверхдержавы и перекроившие политическую карту Сердцевинной Евразии в масштабах, сопоставимых
  2. Роман Коноплев Евроремонт для Приднестровья

    Документ
      Последствия мирового экономического кризиса, с которыми столкнулись Россия и Украина, неизбежно отразятся на ситуации в Приднестровье. В каком виде и сколь долго сохранится влияние негативных тенденций - другой вопрос.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 13 марта 2008 г

    Документ
    14 Business & Financial Markets, РОМАН РОЖКОВ, 13.03. 008, №044, Стр. 10 14 ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО 15 Газета, Соколовская Марина, 13.
  4. Вопросы к гэ

    Диплом
    М/о–совокупн. эк-х, полит., идеалогич., правов., дипломатич. и иных связей м/д гос-ми и сист. гос-в, м/д основн. классами, соц., эк., полит. силами, орг-ми и общест.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 11-13

    Документ
    АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ: "ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ АПК - СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ, УСЛОВИЙ ДЛЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РАЗВИТИЯ И ЧЕСТНЫХ "ПРАВИЛ ИГРЫ".

Другие похожие документы..