Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Завтрак. Выезд из Сан Хосе в сторону провинции Пунтаренас, по дороге к центральному тихоокеанскому побережью. Наш тур начинается на берегу реки Rio Gr...полностью>>
'Документ'
На даному етапі формування громадянського суспільства в нашій державі на чільному місці знаходиться проблема виховання громадянина України, здатного ж...полностью>>
'Документация об аукционе'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» объявляет открытый аукцио...полностью>>
'Конкурс'
Для оценки участвующих в конкурсе работ и подведения итогов оргкомитетом создается экспертная комиссия (жюри), состоящая из специалистов в области тр...полностью>>

Занятость и безработица в республике беларусь

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(Материал в помощь докладчикам)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2008 году.

В январе–ноябре 2008 г. численность занятых в экономике достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

В прошлом году создано 163 тыс. рабочих мест; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек; организована временная трудовая занятость для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время.

Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда.

В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВЫСОКОЙ ЗАНЯТОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.

Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.

«Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;

достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;

содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования;

усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году.

В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:

создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;

предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела;

обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных;

организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

Гродненская область

В декабре 2008 года во всех отраслях экономики было занято (по оценке) 493,6 тыс. человек, что на 7,7 тыс. больше, чем на начало года.

В январе-декабре 2008 г. прием работников восполнил их выбытие на 106,4 % против 102,9 % за аналогичный период 2007 г. (принято на работу 95,8 тыс. человек, уволено 90,0 тыс.). В составе выбывших работников 80,6 % уволено по собственному желанию и соглашению сторон, 7,9 % - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8 % - в связи с сокращением. По сравнению с 2007 годом высвобождение работников уменьшилось почти в два раза - с 1269 до 734 человек.

Увеличился спрос на рабочую силу, что способствовало улучшению общей конъюнктуры рынка труда. На 1 января 2009 г. численность заявленных нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите вакансий составила 4,6 тыс., в том числе 1,1 тыс. – организациями, расположенными в сельской местности.

В целом по области количество свободных рабочих мест практически соответствовало числу безработных (на 1.01.2008 г. на одну вакансию без учета профессионально-квалификационных требований претендовало 1,5 безработных). В 9 районах и г. Гродно вакансий было больше, чем состояло на учете безработных.

Структура спроса существенно не изменилась. Рынок труда по-прежнему ориентирован в основном на применение мужской рабочей силы по рабочим профессиям. Имеет место дефицит квалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с опытом работы по имеющейся у них профессии (специальности). Повсеместно на рынке рабочей силы устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий и металлообрабатывающего профиля, слесари по наладке и ремонту оборудования, электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов - врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности - механизаторы, трактористы, животноводы, операторы машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие.

В то же время рынок рабочей силы перенасыщен рядом специалистов. На конец 2008 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите оставалось состоять 260 продавцов, 79 бухгалтеров, 75 педагогов и воспитателей и др.

На 1 января 2009 г. состояло на учете 4,9 тыс. безработных, что составило 78 % к их числу на 1.01.2008 г. Уровень регистрируемой безработицы к концу года стабилизировался на отметке 1,0 % к численности экономически активного населения (на начало 2008 г. – 1,3 %). В разрезе районов этот показатель варьирует от 0,6 % в Ивьевском, Кореличском и Ошмянском районах до 1,3 % в Мостовском и Островецком.

За 2008 год уровень безработицы снизился почти во всех регионах области, за исключением Берестовицкого и Свислочского районов, где остался на прежнем уровне.

Продолжает снижаться регистрация безработными высвобожденных работников и выпускников учреждений образования. По сравнению с 2007 годом их число уменьшилось соответственно в 1,9 и 1,3 раза.

Вместе с тем на рынке труда области по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Ряд нанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкой оплатой труда, что затрудняет их заполнение.

Сложно решаются вопросы трудоустройства отдельных категорий граждан ввиду низкой конкурентоспособности на рынке труда (молодежи без практического опыта работы, женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих длительный перерыв в работе).

Среди безработных (на 1.01.2009 г.) каждый пятый относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой не имеет профессии, каждый десятый ранее не работал и ищет работу впервые.

Остается низким образовательный уровень безработных. За год удельный вес лиц с общим средним и базовым образованием не изменился и составил 52 % в общей численности безработных.

Не теряет своей актуальности проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение (женской с 66 % на 1 января 2008 г. до 60 % на 1 января 2009 г., молодежной соответственно с 38 % до 37 %).

В 2008 году в трудоустройстве нуждалось 53,1 тыс. человек, включая граждан состоящих на учете на начало года, из них 32,0 тыс. безработных. Все эти граждане воспользовались различными услугами со стороны службы занятости.

С учетом имевшихся вакансий это позволило при содействии службы занятости трудоустроить более 28,0 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 17,9 тыс. безработных.

Однако имели место существенные различия при подборе подходящей работы для отдельных категорий граждан. Высокой конкурентоспособностью на рынке рабочей силы обладали молодые люди, уволенные из Вооруженных Сил в связи с окончанием срочной службы, процент трудоустройства которых составил более 80%, уволенные по собственному желанию – 74%. Значительно ниже показатели трудоустройства длительно неработающих граждан (45%), выпускников школ (22%).

Организация общественных работ – одна из активных мер по содействию занятости населения. В истекшем году управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов заключено 500 договоров с субъектами хозяйствования на организацию и проведение оплачиваемых общественных работ. Это позволило обеспечить временную занятость 12,0 тыс. человек (из них 6,3 тыс. безработных), которыми отработано 179,7 тыс. человеко-дней.

Сельскохозяйственные работы в виде подбора камней с полей, переборки овощей, посадки и прополки сельскохозяйственных культур, уборки урожая выполняли 7,1 тыс. человек, что составило 60% от общего числа занятых на общественных работах.

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СТРАНЕ И ИХ РЕШЕНИЕ

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

молодежи;

инвалидов;

лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;

граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

Например, в Гродненской области для получения навыков практического опыта работы и подготовки молодых специалистов к требованиям рынка труда на ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 237 безработных из числа выпускников учреждений образования.

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2008 году в республике организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

В Гродненской области также проведена большая работа по организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи, же­лающей поработать в свободное от учебы время и в период летних каникул.

Подготовительная работа в первом квартале 2008 года по формированию банков данных учащейся и студенческой молодежи и нанимателей, заинтересованных в проведении данных работ, позволила трудоустроить 6,2 тыс. учащихся с оплатой труда из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Учащиеся занимались пошивом постельного белья, штор, полотенец, мягких игрушек для безвозмездной передачи их в дома-интернаты, отделения круглосуточного пребывания для пожилых людей. Ремонтировали школьные помещения, мебель, благоустраивали и озеленяли территории школ, ремонтировали книжный фонд школьных и городских библиотек, вели учет военнообязанных в военкоматах и т.д. Организаторами работ выступили районные отделы образования, учреждения образования, отделы культуры райисполкомов, центр творчества детей и молодежи, военкоматы, сельские исполкомы.

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

Больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.

В Гродненской области - 2,9 тысяч человек.

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году в республике обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин.

В Гродненской области с целью повышения конкурентоспособности и мобильности на рынке рабочей силы на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации направлено 3122 безработных. Среди направленных на обучение женщины составили 54%, молодежь до 29 лет – 65%. Большинство граждан направлено на обучение рабочим профессиям (специальностям) – 89%.

Для поддержки и развития индивидуального предпринимательства в области из средств Фонда оказана финансовая поддержка в виде субсидий 316 безработным на основе предварительного изучения их деловых качеств, обучения и консультирования.

С помощью полученных средств были организованы производственные виды деятельности (ремонтно-строительные работы, техническое обслуживание и ремонт офисной техники, производство изделий из бетона, гипса и цемента, столярно-плотницкие и штукатурные работы, пошив верхней одежды), грузовые и пассажирские перевозки, розничная торговля, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, ремонт обуви, предоставление услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции и другие.

За 2008 г. в области создано 19847 рабочих мест, из них 8409 на предприятиях и в организациях, 5986 индивидуальными предпринимателями, 5452 в малом бизнесе. Из общего количества рабочих мест 6449 (32,5%) созданы в малых и средних городах, 2194 (11%) в сельских населенных пунктах.

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. В Гродненской области – с 66% на 1 января 2008г. до 60% на 1 января 2009г.

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных. В Гродненской области – 6,3 тыс.безработных.

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. трудоустроено более 16,3 тыс. обязанных лиц (99,2%).

В Гродненской области процент трудоустройства обязанных лиц за 2008 год составил 96,5%.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Академия управления при президенте республики беларусь (2)

    Документ
    Сущность демократического социального правового государ­ства обусловливает необходимость проведения сильной социаль­ной политики и использования действенного механизма ее реа­лизации в целях более полного удовлетворения жизненных
  2. Планы семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов технических и экономических специальностей всех форм обучения Минск 2005

    Планы семинарских занятий
    Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с типовой программой курса экономической теории, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, на основе созданного на кафедре экономических теорий БНТУ учебно-методического
  3. Планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» для студентов дневной и заочной формы обучения

    Планы семинарских занятий
    Экономика, общественное производство, производительные силы, производственные отношения, организационно экономические отношения, социально-экономические отношения, экономическая теория, политическая экономия, экономикс, экономический
  4. Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с закон

    Закон
    На основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.
  5. Указ президента республики беларусь (4)

    Документ
    1. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.

Другие похожие документы..