Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель: закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения, дальнейшее совершенствование приёмов учебной работы и приёмов умственной деятель...полностью>>
'Анализ'
В последнее время все большее внимание начинает уделяться разработке инновационных стратегий развития предприятия. Предприятием в соответствии с его ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Любичева Э.Н. Методические рекомендации по написанию контрольных и работ по дисциплине "Административная деятельность ор­ганов внутренних дел&qu...полностью>>
'Документ'
Модульный элемент, содержащий знания об организационной культуре предприятия и организации корпоративного воспитания в нем, является составной частью ...полностью>>

Занятость и безработица в республике беларусь

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;

более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8, (в Гродненской области – (1,0).

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.

Как результат, за 2008 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

В Гродненской области численность безработных в малых и средних городских поселениях уменьшилась с начала года на 535 человек (с 2,1 тыс. до 1,6 тыс. чел.) и почти сравнялась с количеством имеющихся в малых городах вакансий, причем уменьшение безработных отмечено в 29 из 30 малых городов.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

В Гродненской области сократилась безработица на селе. За год число безработных из числа жителей сельской местности уменьшилось на 187 человек (на конец 2008 г. на учете состояло 1,0 тыс. безработных).

Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

Указ Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами.

Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

«И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.

В Гродненской области за истекший год оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 14 семьям безработных. Общее количество членов переселенных семей составило 37 человек.

Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

3. СОХРАНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА

Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республике.

Более 60% объема производимой белорусскими предприятиями продукции ориентировано на экспорт. Многие из них работают с импортным сырьем и материалами. Республика импортирует значительную часть товаров производственного и потребительского назначения. Тем самым на условиях деятельности отечественных товаропроизводителей сказываются изменения объемов торговых оборотов с внешними партнерами, а также изменения цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, курсов валют.

Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики.

Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников.

Так, шведская телекоммуникационная корпорация Ericsson в 2008 году уволила 4 тыс. человек и намерена сократить еще 5 тыс. рабочих мест в текущем году, в том числе на предприятиях, находящихся в Королевстве Швеция.

Крупнейший японский автоконцерн Toyota рассматривает возможность сокращения 1 тыс. рабочих мест на предприятиях в Северной Америке и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Увольнения грозят работникам, занятым полный рабочий день. К сокращениям в этой наиболее защищенной в Японии трудовой категории компания Toyota последний раз прибегала в 1950 году.

Ведущий европейский производитель электронной продукции компания Philips Electronics сообщила о старте программы интенсивной экономии издержек внутри этой фирмы. В соответствии с программой в течение 2009 года будут уволены около 6 тыс. сотрудников.

Крупнейший в мире производитель программного компьютерного обеспечения компания Microsoft терпит значительные убытки и вынуждена сократить 5 тыс. сотрудников.

Шесть крупных компаний в США (строительная Caterpillar, телекоммуникационная корпорация Sprint Nextel, крупнейшая в мире сеть специализированных розничных продаж для дома Home Depot, финансовая группа Dutch, фармакологическая Pfizer и крупнейший в мире производитель сельскохозяйственного оборудования Deere&Co) объявили о планах увольнения персонала из-за падения прибыли. На улице окажутся почти 70 тыс. человек.

Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ.

Так, в ноябре прошлого года численность безработных увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем в России на 5%, в Украине – на 21%.

В январе 2009 г. многие предприятия в Российской Федерации работали не более 10 рабочих дней. Численность безработных, зарегистрированных в региональных службах занятости, составила более 1,5 млн. человек, или 2% от экономически активного населения.

С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса в стране принимается ряд дополнительных мер. Например, предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости от необходимой квалификации). Работодатели обязаны создавать временные рабочие места в рамках организации общественных работ. Гражданам будет оказываться адресная поддержка, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилится государственная поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан. На эти меры из средств федерального бюджета направляется 43,7 млрд. руб.

В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

«Нам надо пережить эти годы. Из этого кризиса сильные выйдут еще более сильными, а слабые предприятия мы поддержим», – заявил Президент страны А.Г. Лукашенко на церемонии пуска природного газа в г. Березино 16 декабря 2008 г. Он потребовал не допустить увеличения безработицы в республике, подчеркнув, что государство не бросит своих людей на произвол судьбы.

13 января 2009 г. во время посещения предприятия «Белкоммунмаш» Президент Республики Беларусь четко обозначил позицию белорусского руководства по этому вопросу: «Сравните нашу модель развития, посмотрите, как работают государственные и частные предприятия. Например, в России частник, если что-то не сложилось, может «выкинуть» половину рабочих на улицу. Ему главное сберечь свое. А надо бы из «кубышки» миллиарды достать и сегодня вложить в производство. Как действует государство? Если бы госпредприятие начало рушиться, мы бы и бюджетную поддержку оказали, и мобилизовали банковскую систему, другие ресурсы, чтобы спасти производство. Да, рыночная экономика и частное производство – это хорошо, до тех пор, пока все хорошо. Но когда «петух клюнет» – частник все бросит и не захочет расходовать миллиарды, которые у него есть... Мы идем совершенно другим путем. Мы и частника будем поддерживать, и государственный сектор. И напрягать будем частника, спрашивать с него – он должен быть социально ответственным в этот сложный период.

В стране рабочие места сохраняются. Где-то кто-то неполную неделю попытался работать, но мы это четко отслеживаем и будем разбираться с каждым конкретным предприятием. Будем помогать, но будем и заставлять работать».

В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 1 июля 2006 г. наниматели обязаны не позднее чем за три месяца представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников и не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом указанные органы.

В целях оперативного выявления проблем на рынке труда республики и регионов органами по труду, занятости и социальной защите организован еженедельный мониторинг обращений граждан в данные органы, а также их регистрации в качестве безработных.

Результаты мониторинга показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Руководством страны принят план антикризисных мер и осуществляются следующие шаги по модернизации и либерализации экономики:

государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий;

стабилизация финансовой системы;

создание «подушек безопасности» за счет привлечения внешних займов;

упрощение процедур деятельности субъектов хозяйствования;

экономически целесообразная и социально ответственная приватизация части государственных предприятий;

совершенствование налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования;

усилия по приданию российскому рублю статуса региональной валюты;

другие совместные меры противодействия последствиям кризиса в рамках Союзного государства, Таможенного союза и СНГ.

Важным конкурентным преимуществом отечественных товаропроизводителей являются выгодные для Беларуси договорные цены на российский газ, которые в 2–3 раза ниже мировых.

Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции.

Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

Повышение фондоотдачи, освоение новых – высокотехнологичных – видов продукции, последовательное улучшение качества выпускаемых товаров, активная позиция в их продвижении к потребителю, завоевание новых рынков сбыта – те рычаги, которые позволят упрочить положение предприятий, обеспечивая полную, эффективную занятость работников.

Значительными возможностями для расширения экспортных поставок на внешние рынки располагают сельскохозяйственные предприятия. В прошлом году получен хороший урожай основных видов сельскохозяйственной продукции. Необходимо грамотно воспользоваться складывающейся, в целом выгодной для нашей страны, конъюнктурой мировых цен на продовольственные товары и растительное сырье, обеспечив высокие доходы сельхозпроизводителям.

10 января 2009 г. во время рассмотрения кадровых назначений А.Г. Лукашенко подтвердил, что Беларусь не откажется от реализации Государственной программы возрождения и развития села. «Эту программу мы будем финансировать по всем направлениям. Но учите, что контроль за реализацией этого документа будет усилен: мы будем контролировать, насколько эффективно вложен каждый рубль. Наведите порядок с расходованием средств, обеспечьте нормальное строительство агрогородков и всей необходимой инфраструктуры. Все возведенные дома должны быть заселены. И очень важно не отрывать строительство агрогородков от производственных объектов», – заявил Президент.

То же было сказано и в отношении Государственной целевой программы развития регионов, малых и средних городских поселений. При этом белорусский лидер подчеркнул, что руководителям местных исполнительных органов необходимо сосредоточить усилия на создании производств, ориентированных на местные ресурсы, что позволит повысить занятость населения, улучшить экономику регионов.

Значительные возможности обеспечения полной занятости населения связаны также с развитием самозанятости и предпринимательской деятельности в стране.

В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки организации бизнеса безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает.

Число малых предприятий увеличилось за 2008 год на 18% и на 1 января 2009 г. составило 66,4 тыс. Из них в малых и средних городских поселениях страны на начало текущего года зарегистрировано 7 315 малых предприятий, в том числе в 2008 году вновь создано 2 494 малых предприятия.

Численность индивидуальных предпринимателей за 2008 год возросла на 1,3% и на 1 января 2009 г. составила 215,6 тыс. человек.

Начало нынешнего года характеризуется принятием комплекса мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства.

Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с февраля 2009 г. республика перешла на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Срок государственной регистрации сокращен до одного дня, перечень представляемых документов минимален, финансовые затраты на организацию собственного дела многократно уменьшены.

Так, после принятия Декрета жительнице райцентра Глубокое – женщине-инвалиду, давно решившей создать малое предприятие с привлечением к работе лиц с ограниченными возможностями, – не нужно искать 400 евро для формирования уставного фонда.

Сколько средств внести в уставный фонд унитарного предприятия, она определит сама, исходя из собственных финансовых возможностей.

Наряду с этим, Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог.

Это – услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми.

Для субъектов малого предпринимательства упрощены процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды. Все это способствует легализации бизнеса, в том числе и среди скрывающих свою деятельность безработных и малообеспеченных лиц.

Например, с 1 января 2009 г. субъекты малого предпринимательства, соблюдая определенные условия, по собственному желанию вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом в 185 малых городах, городских и районных поселках республики применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения.

С начала года перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в среднем сокращен на 40% по сравнению с ранее действовавшим.

Для вовлечения в предпринимательскую деятельность сельского населения с 1 января 2009 г. увеличен до 15 бюджетов прожиточного минимума (в настоящее время это более 3,5 млн. руб.), или на 36%, размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Механизм оказания финансовой поддержки безработным для организации предпринимательской деятельности действует уже на протяжении многих лет. В частности, в 2008 году служба занятости оказала содействие в открытии собственного дела 2,7 тыс. человек. В текущем году для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости предполагается финансово поддержать еще 2,4 тыс. безработных.

Кроме того, на развитие малого бизнеса ежегодно выделяются средства из бюджета и иных источников в рамках реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства.

На финансирование данной программы в 2008 году было направлено 5,179 млрд. руб. бюджетных средств и средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. Это позволило профинансировать 102 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства и создать 518 новых рабочих мест.

В 2009 году на эти цели планируется направить более 6,502 млрд. руб.

Таким образом, в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала.

Островецкий район.

Численность экономически-активного населения по состоянию на 1 января 2009 года составила 9956 человек (на 01.01.2008-10228 человек).

В течение 2008 года в службу занятости по вопросам содействия в трудоустройстве обратилось 1047 человека, 558 из них были признаны безработными.

По состоянию на 1 января 2009 года в службе занятости зарегистрировано 129 безработных, что составляет 1,3% экономически-активного населения. Прогнозный показатель по уровню безработицы - 1,4%.

За 2008 год в районе трудоустроено 649 человек.

В течение 2008 года в организациях района, индивидуальными предпринимателями создано 261 новое рабочее место.

Для повышения конкурентоспособности работников, удовлетворения потребности рынка труда региона в квалифицированных кадрах на профессиональное обучение направлено 62 безработных.

В течение 2008 года были организованы оплачиваемые общественные работы, в которых приняли участие 413 человек, в том числе безработных- 197 человек.

Особое внимание уделяется организации предпринимательской деятельности безработных. В 2008 году субсидию для открытия своего дела получили 6 безработных на виды деятельности, востребованные на рынке труда региона.

Ведется работа по обеспечению занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время с оплатой из средств фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. На эти цели затрачено 30,0 млн. рублей.

Государственной службой занятости района в полной мере обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. За 2008 год пособие по безработице получил 331 безработный. Средний размер пособия по безработице в декабре 2008 года составил 71653 рубля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Академия управления при президенте республики беларусь (2)

    Документ
    Сущность демократического социального правового государ­ства обусловливает необходимость проведения сильной социаль­ной политики и использования действенного механизма ее реа­лизации в целях более полного удовлетворения жизненных
  2. Планы семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов технических и экономических специальностей всех форм обучения Минск 2005

    Планы семинарских занятий
    Планы семинарских занятий разработаны в соответствии с типовой программой курса экономической теории, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, на основе созданного на кафедре экономических теорий БНТУ учебно-методического
  3. Планы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» для студентов дневной и заочной формы обучения

    Планы семинарских занятий
    Экономика, общественное производство, производительные силы, производственные отношения, организационно экономические отношения, социально-экономические отношения, экономическая теория, политическая экономия, экономикс, экономический
  4. Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с закон

    Закон
    На основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.
  5. Указ президента республики беларусь (4)

    Документ
    1. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.

Другие похожие документы..