Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Исполнение областного бюджета за 2007 год осуществлялось в соответствии с Законом Ярославской области 12 декабря 2006 г. № 100-з «Об областном бюджет...полностью>>
'Документ'
О Володе Высоцком я песню придумать решил:Вот еще одному не вернуться домой из походаГоворят, что грешил, что не к сроку свечуЗатушил Как умел, так и...полностью>>
'Документ'
25 января 1920 года Киевский и Одесский кадетские корпуса, с ротой Полоцкого кадетского корпуса, были вынужденны покинуть Россию. Они были эвакуирова...полностью>>
'Закон'
«Независимый анализ правоприменительной практики законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Ленингр...полностью>>

Методика подготовки и написания реферата по политологии методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6.1. Методика написания реферата

Референту рекомендуется применение следующей методики написания реферата:

а) отразить мировоззренческие подходы к проблеме авторов реферируемых материалов;

б) охарактеризовать базу источников, особенно новых, редких, малоизвестных;

в) рассмотреть основные направления реферируемых исследований, обратив особое внимание на наиболее ценную и новую аргументацию, фактографию и интерпретацию известных фактов. На этой основе выделить центральные мысли авторов исследований, скомпоновать близкие и сходные. Целесообразно детализировать основные направления исследования выводами и аргументами, подтверждающими эту центральную мысль.

г) Референт обязан уделить основное внимание постановке новых проблем, выявлению различных гипотез (при их наличии), способных стимулировать дальнейший научный поиск и представляющих собой своего рода ценную пищу для размышлений.

Требования к стилю и языку реферата: полное исключение неграмотности, претенциозности, псевдонаучного стиля изложения. Краткость и сжатость изложения, исключается переписывание реферируемого источника. В реферате следует избегать всего, что может загромождать и затруднять чтение, не злоупотреблять иностранными терминами. Неповторимые особенности реферируемого материала, которые присущи оригиналу, должны передаваться референтом в виде кратких ключевых цитат.

Автор реферата не имеет права на сознательное (умышленное) искажение в исследовании мысли цитируемого автора. Он не должен давать оценку тому, насколько удачно автор (авторы) справился с освещаемой темой. Но реферирование недопустимо без критического отношения референта к положениям явно ошибочным или заведомо ложным. Референт, не проявляя своих симпатий или антипатий, обязан выказать свою оценку по поводу сомнительных концепций автора (авторов) в его реферате.

Требования к терминологии в реферате целесообразно использовать терминологию политологии и наук социогуманитарного цикла (философии, экономической теории, политических учений, культурологии, социологии, политической социологии и политической психологии), а также других общественных наук. При реферировании недопустимо прибегать к подмене одних научных терминов (если они не знакомы референту) другими или допускать в изложении неизвестные, сложные термины. Референт обязан давать четкое истолкование приводимых в реферате терминов.

Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

  • Предметом дальнейшего рассмотрения является…

  • Остановимся прежде на анализе последней.

  • Эта деятельность может быть определена как…

  • С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

  • Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

  • При этом … должно (может) рассматриваться как …

  • Рассматриваемая форма…

  • Ясно, что…

  • Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

  • Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

  • Логика рассуждения приводит к следующему…

  • Как хорошо известно…

  • Следует отметить…

  • Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:

Не следует писать

Следует писать

Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…

Таким образом, в ряде случаев…

Имеющиеся данные показывают, что…

По имеющимся данным

Представляет собой

Представляет

Для того чтобы

Чтобы

Сближаются между собой

Сближаются

Из таблицы 1 ясно, что…

Согласно таблице 1.


6.2. Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.

Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.

В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)


Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:

  • Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

  • Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

  • Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу:

  • В заключение можно сказать, что...

  • На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

  • Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.


6.3. Группы глаголов, употребляемые при реферировании.


1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

  1. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:

Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).

    1. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
      Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
      5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):

Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:

  • передающие позитивное отношение автора:
    Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.

  • передающие негативное отношение автора:
    Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.

7. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА

Тема реферата выбирается в течение двух недель после начала занятий, а законченный текст реферата сдается преподавателю ко времени проведения

семинара на соответствующую тему. Текст должен быть вложен в папку-

скоросшиватель, при этом нет необходимости вкладывать каждый лист в

отдельный файл, так как это только затрудняет работу преподавателя при

чтении работы.

Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного

процесса, изменились и возросли требования к подготовке, оформлению и

защите реферата. Помимо правильного оформления работы необходимо кратко и свободно в пределах 7-10 минут излагать ее содержание, не читая текст.

Поэтому сегодня защита реферата представляет собой устное выступление

с изложением основных задач и проблем темы, с раскрытием основных пунктов плана и выводов по проделанной работе. Преподаватель в ходе выступления может задавать дополнительные и уточняющие вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о степени усвоения материала.

Для активизации обсуждения, разворачивания дискуссии по теме, преподаватель может также назначить оппонентов или рецензентов из числа

студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания или

вопросы высказывают на занятии.

Защита реферата может осуществляться как на семинарском занятии, так и на научной студенческой конференции в виде доклада, так и на зачете или экзамене в качестве одного из вопросов, а также на индивидуальной консультации с преподавателем в форме собеседования.

Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут сопровождаться небольшой (от 5 до 10 слайдов) компьютерной презентацией.

Так как публичное выступление - весьма непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашей речи, как это обычно делается при защите дипломных работ.

В связи с этим ниже приводятся практические рекомендации по его представлению аудитории и защите.

  1. В начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению.

  2. Текст делите на простые предложения, что очень облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории - восприятие в процессе защиты.

  3. Избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в оригинальности, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.

  4. Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста.

  5. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего. Подберите цитаты, шутки. Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу защиты - отвечать на них сходу всегда трудно.

  6. Еще раз вникните в содержание предлагаемой для освещения темы и

составьте в голове самый общий порядок изложения материала вашего

выступления. Проверьте наличие логических связок между всеми его

частями.

  1. Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс

подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите

несколько раз. Отметьте в тексте места, в которых вам будет необходимо

изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления - время

предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам

отведено для произнесения речи на защите реферата (от до минут).

  1. Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующее:

говорите достаточно громко и отчетливо - этим вы привлечете внимание

и облегчите процесс слушания.

  1. Не забудьте и о роли глаз – используйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией. Смотрите своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас

глаз.

10. Используйте компьютерную презентацию

Реферат считается защищенным при условии свободной ориентации

студента в избранной теме. При оценке учитываются: содержание, актуальность, степень самостоятельности, качество использованного материала, правильное оформление, соответствие темы и текста реферата; в случае устного доклада - ораторское мастерство, умение уложиться в отведенное время; дополнительно оценивается наличие электронной презентации.

В случае существенных недостатков реферат может быть возвращен студенту для доработки. Зачет по реферату часто является одним из условий допуска к зачету или экзамену.

Реферат, который является основой доклада на научную конференцию,

оценивается, как правило, более высоко, но и требует для своей подготовки

больших усилий и ресурсов.

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Презентация должна включать следующие обязательные элементы:

  1. Титульный лист (например)

  1. Основные положения доклада, которые могут быль перечислены, либо представлены табличкой, а в процессе рассказа прокомментированы более подробно.

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

  1. Статистика, отражающая важные моменты

  2. Диаграммы

  3. Фотографии упоминаемых событий, лиц,

  4. Основные понятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методических рекомендациях представлена информация, необходимая

студенту, изучающему дисциплину для выполнения рефератов, а впоследствии курсовых и дипломных работ. Рассмотрен весь процесс подготовки учебного реферата - от выбора темы до его защиты.

В работе также содержатся рекомендации по оформлению реферата.

Изложены типичные проблемы, возникающие при написании работы,

приведены полезные советы по выбору темы, работе с источниками

информации, подготовке реферата к устной защите.

Данная методическая разработка поможет студентам создать качественный интеллектуальный продукт, получить опыт и навыки самостоятельной научно- исследовательской деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задачи реферата по политологии продиктованы программой для вузов по предмету

Из типовой программы по политологии для высших учебных заведений:

Задачами курса «Политология» являются:

– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операциональных;

– развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

– ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;

– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;

– формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).

В результате изучения дисциплины (и написания реферата) студент должен знать:

– основные теоретико-методологические проблемы политологии;

– ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;

– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

– природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

– специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;

– сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

– формировать и аргументировать свою политическую позицию;

– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

– участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

– взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

– применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

– воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

– оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем.

– осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Темы рефератов и научных работ по политологии

  1. Аграрная политика в Республике Беларусь

  2. Антивоенное движение в современном мире

  3. Антиглобализм - политическое движение современности

  4. Античные проекты идеального политического устройства

  5. Апартеид как политическое явление

  6. Программы ООН в Беларуси (программы - на выбор)

  7. Республика Беларусь в современной мировой политике

  8. Беларусь и Евросоюз: тенденции и перспективы сотрудничества.

  9. БРСМ и его роль в идейно-политическом воспитании студенческой молодежи (на примере Гродненских ВУЗов и СУЗов)

  10. Взаимодействие государственной власти и бизнеса в современной Беларуси

  11. Власть и личность.

  12. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь

  13. Военный конфликт как форма политического конфликта.

  14. Возникновение и деятельность движения "зелёных" в современном мире

  15. Геноцид в современном мире

  16. Глобальные проблемы современности и политические аспекты глобализации

  17. Геополитические последствия распада СССР для Республики Беларусь

  18. Демографическая политика в Республике Беларусь.

  19. Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

  20. Идеология исламского фундаментализма

  21. Идеология современного демократического социализма

  22. Избирательные системы (сравнительный анализ).

  23. Интернет и политика

  24. Исторические формы демократии.

  25. Конституция Республики Беларусь о формах реализации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

  26. Ксенофобия в современном мире

  27. Культ личности: история и современность.

  28. Легитимность современной политической власти в Беларуси.

  29. Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности.

  30. Международные организации как субъекты мировой политики.

  31. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

  32. Место и роль политологии в современном общественном развитии.

  33. Молодежная политическая субкультура

  34. Молодежь и политика 

  35. Национализм в современном мире

  36. Национальная безопасность Беларуси.

  37. Национально-государственные интересы Беларуси.

  38. Национальный политический лидер в современном мире

  39. Общественные организации республики Беларусь и их роль в формировании гражданского общества.

  40. Оппозиция как политическое явление (как феномен политики)

  41. Основные мировые политические течения: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социализм, фашизм, национальные идеологии (на выбор).

  42. Основные модели политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч и др.)

  43. Особенности политических культур Запада и Востока

  44. Особенности политической культуры современной Беларуси

  45. Особенности разделения политической власти в современной Беларуси.

  46. Политика «Золотого миллиарда» в современном мире

  47. Политика и спорт

  48. Миграция населения как политическая проблема

  49. Политическая активность и абсентеизм (опыт Беларуси и других стран СНГ)

  50. Политическая социализация студентов вузов

  51. Политическая элита современной Беларуси

  52. Политические конфликты в современном мире: причины и характеристика. (по выбору)

  53. Политические лидеры Беларуси: история и современность.

  54. Политические ориентации и электоральное поведение белорусов

  55. Политические партии современной Беларуси: программа и деятельность (по выбору, одна - две партии).

  56. Политический лоббизм: сущность, формы, методы.

  57. Политический менеджмент и его роль в управлении политическим процессом.

  58. Политический миф как элемент политической культуры: понятие причины, пути формирования, функции.

  59. Политический терроризм в современном мире

  60. Политическое значение ядерного оружия в современной мировой системе

  61. Политологическая концепция М. Вебера

  62. Правительство Республики Беларусь как основной инструмент реализации экономической политики.

  63. Проблемы современной демографической политики в Республике Беларусь

  64. Продовольственная безопасность как фактор национального суверенитета

  65. Процесс глобализации и тенденции перераспределения политической власти и экономических ресурсов в современном мире

  66. Психологические концепции лидерства

  67. Психологические средства в политике

  68. Религия как инструмент современной политики

  69. Республика Беларусь в мировой политике

  70. Республика Беларусь на геополитической арене

  71. Республики Беларусь как правовое государство

  72. Республики Беларусь как социальное государство

  73. Роль социальной политики в оптимизации жизни общества.

  74. Роль средств массовой информации в избирательном процессе.*

  75. Роль экономического фактора в легитимизации политической власти.

  76. Сепаратизм в современном мире.

  77. Современная внешняя политика Беларуси.

  78. Современные PR технологии в избирательных компаниях.

  79. Современные информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием

  80. Социальная политика государства как фактор укрепления суверенитета.

  81. Специфика гражданского общества в современной Беларуси..

  82. Сравнительная политология и ее методы.

  83. Средства массовой информации как орудие политики.

  84. Столкновение демократических и авторитарных тенденций в политическом процессе современной Беларуси

  85. Тайные общества и религиозные секты в борьбе за политическую власть - история и современность.

  86. Терроризм в современном мире.

  87. Технологии манипуляции сознанием в политике.

  88. Характеристика наиболее типичных методов и принципов политической рекламы и Public relations.

  89. Харизма и ее роль в политической истории

  90. Харизматический лидер в истории и современности.*

  91. Христианские демократы в современном мире

  92. Феминизм как идеологическая доктрина современного мира

  93. Экологизм как идеология в современном мире

  94. Фашизм как идеология: история и современность

  95. Идеология национализма

  96. Цветные революции как технология смены власти на постсоветском пространстве.

  97. Цветные революции: сущность и роль в политических процессах.

  98. Экономика как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы. ( на примере одной из стран РБ…)

  99. Экономическая политика в современной Беларуси.

  100. Этнический конфликт как форма политического конфликта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституция Республики Беларусь о формах реализации закон

    Закон
    Никколо Макиавелли: трактовка власти и механизмы борьбы за нее (Анализ текстов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»)
  2. Краткий курс лекций по философии учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза

    Курс лекций
    Материал основного курса философии представлен в виде краткого курса лекций, который тем не менее охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
  3. Учебное пособие для студентов всех специальностей Ч. 1

    Учебное пособие
    В первой части пособия освещены вопросы: система обслуживания в Научной библиотеке ВНУ им. В.Даля, состав фонда по видам и типам документов, справочно-библиографический аппарат библиотеки, основы методики поиска литературы по карточным
  4. Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2004

    Планы семинарских занятий
    Составители: Ф.С. Файзуллин, Э. Ф. Абдрахимов, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Б. В. Житков, А.Я. Зарипов, Ю. А. Кожевникова, С.А. Ли, Т.П. Моисеева, Ф.
  5. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Москва 2002

    Учебно-практическое пособие
    В учебно-практическом пособии доктора педагогических наук, профессора О.К. Филатова в кратком и систематическом виде изложено содержание курса педагогики.

Другие похожие документы..