Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дорогой Дмитрий, поздравляю тебя с прекрасным фильмом. Твой отец приезжал к нам в монастырь на прошлой неделе и дал мне посмотреть твой screener на DV...полностью>>
'Документ'
17 сентября 1975 года автор этой книги был убит ударом молнии. Через полчаса, очнувшись в морге, он поведал врачам историю своего пребывания в потуст...полностью>>
'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>
'Пояснительная записка'
Н.А. Бизунок, заведующий кафедрой фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских нау...полностью>>

Конкурентоспособность как детерминанта профессионального образования инженеров (на примере Владимирской области) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи


ПРОНЮШКИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРОВ

(на примере Владимирской области)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва-2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального

образования ГОУ ВПО “Московский государственный областной

университет”

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор Новожилов Эдуард Дмитриевич

(ГОУ ВПО “Московский государственный

областной университет”)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Синявина Анна Афанасьевна

(ГОУ ВПО “Московский государственный

областной университет”)

доктор педагогических наук,

профессор Михеева Елена Павловна

(ГОУ ВПО “Владимирский государственный

гуманитарный университет”)

доктор педагогических наук,

профессор Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

(ГОУ ВПО “Читинский государственный

университет”)

Ведущая организация: ГОУ ВПО “Московский государственный

гуманитарный университет

им. М.А Шолохова”

Защита состоится _________________ 2008 г. в ____ ч на заседании диссертационного совета Д 212.155.09 по защите докторских диссертаций по специальностям:

13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (физика),

13.00.08. – теория и методика профессионального образования

в ГОУ ВПО “Московский государственный областной университет” по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО “Московский государственный областной университет”

Автореферат разослан ____________2008 г.

Ученый секретарь С.А. Кордышева

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования. Стратегия этих изменений, изложенная в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает, в частности, существенное обновление содержания и структуры профессионального образования. К числу важнейших направлений деятельности по модернизации российского образования с полным основанием можно отнести совершенствование системы высшего профессионального образования. Эта система самым существенным образом определяет эффективность экономических преобразований в России, поскольку, как известно, более 50% работников, занятых в отечественной экономике, имеют высшее образование. Несмотря на это, в ближайшие 3-5 лет необходимо резко увеличить выпуск специалистов этой квалификации в связи со сложившейся в настоящее время возрастной структурой кадров специалистов. В промышленности, например, средний возраст квалифицированных специалистов составляет 53-57 лет. Уже сейчас в связи с перепроизводством во многих регионах специалистов с высшим гуманитарным образованием и началом роста промышленности ощущается нехватка квалифицированных специалистов с высшим техническим образованием, поэтому среди всех уровней профессионального образования приоритет в ближайшие годы должен быть отдан высшему техническому профессиональному образованию. Структурные ошибки в формировании потребности в подготовке квалифицированных конкурентоспособных специалистов можно считать стратегическими.

В качестве основных факторов модернизации профессионального образования должны выступать запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Происходящие в настоящее время процессы укрепления межгосударственных экономических связей, формирования глобальной экономической системы делают необходимым учет общецивилизационных трендов эволюции развитых экономик. Ведущей тенденцией здесь выступает интеллектуализация на уровне не только научной, культурной и педагогической элиты, но и «рабочей силы» — квалифицированных рабочих. Целенаправленное формирование трудовых ресурсов творческого типа началось на Западе в 60-х годах прошлого века и сразу же было возведено в ранг государственной политики. Процесс этот захватит, по мнению специалистов, всю первую четверть XXI века.

Обратимся к статистическим данным сегодняшнего дня. За основу возьмем статистические данные, приведенные в кратком статистическом сборнике «Россия в цифрах», являющимся официальным изданием Госкомстата России.1

В таблице 1 и на рисунке 1 представлена среднесписочная численность работников предприятий и организаций промышленности. В течение последних 5 лет наблюдается рост показателя численности занятого на промышленных предприятиях персонала

Таблица 1 – Занятость населения на предприятиях и организациях

промышленности

Год

Среднее количество предприятий и организаций, тыс. ед.

Общее число занятых,

тыс. чел

В среднем на одно предприятие или организацию, чел.

1999

362,0

14297,0

39,49

2000

377,8

14543,0

38,49

2001

392,8

14635,0

37,26

2002

407,8

14729,0

36,12

2003

410,0

14951,0

36,46

2004

412,9

15100,0

36,65

2005

415,8

15311,0

36,82

2006

417,2

15398,8

36,91

2007

418,9

15503,5

37,01

Рисунок 1 – Среднее число работников промышленных предприятий

Что касается Владимирской области (на примере округа Муром) за последние 5 лет промышленность округа характеризуется ростом объемов производства. Промышленность является ведущей составной частью экономики округа, отрасль представлена тридцатью крупными и средними предприятиями различных видов экономической деятельности, на которых работает более 46,4% от числа занятых в округе1.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2007 году составил 10,3 млрд. руб., что в ________________

1 Социально-экономическое развитие округа Муром в 2007-2010 гг. – Ежегодное официальное издание администрации о. Муром. 2008 – 191 с.

действующих ценах на 45,2 % больше аналогичного периода 2006 года. Индекс промышленного производства в 2007 году составил 123,8 %. Объемы производства, достигнутые в 2007 в действующих ценах, превысили объемы производства 2002 года в 3 раза.

Рисунок 2 – Объем промышленной продукции за 2002-2007 г.г.

Рисунок 3 – Индекс физического объема за 2002-2007 г.г.

Отраслевая структура промышленности округа в 2007 году претерпела изменения. В результате роста объемов производства предприятий машиностроения и металлообработки доля этой отрасли увеличилась до 76,6%.

Доля прибыльных предприятий во Владимирской области согласно Российского рейтингового агентства АК&М составляет 64,8%. По этому показателю с 30 по 33 позицию Владимирская область делит с Мурманской, Псковской и Нижегородской областями из 79 в РФ. В Центральном федеральном округе Владимирская область самая прибыльная.

Рисунок 4 – Отраслевая структура промышленности округа в 2007 г.

В настоящее время, несмотря на провозглашаемую и никем не оспариваемую ценность высококультурного и разносторонне развитого специалиста, отечественные предприятия все еще ориентированы на узких специалистов, по сути, придатков техники и технологии. Разрыв между уровнем востребованной производством квалификации и возможностями системы образования превращает последнюю в обслуживающий механизм производственного комплекса, что вступило в противоречие с дифференцированными образовательными запросами личности и обусловило отставание развития системы от мирового уровня подготовки специалистов.

На сегодня в лишь 22 из 85 ВУЗов Центрального федерального округа осуществляют подготовку инженеров.

Подготовка современного специалиста к условиям интеллектуализации трудовой деятельности должна позволять ему иметь дело с новой и разнородной информацией; решать задачи как стереотипного, так и диагностического, и эвристического характера; формировать новый уровень функциональной грамотности, определяющей компетентность и профессионализм; способствовать наиболее полному раскрытию личностных качеств.

В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, выступает слабое научное обеспечение деятельности по модернизации системы высшего образования, препятствующее реализации педагогических и социальных условий ее совершенствования.

Важнейшую роль в достижении современного уровня образования играет система высшего образования. Динамичность процессов в жизни общества и в системе образования диктует необходимость дальнейшей разработки и внедрения положений педагогики применительно к образовательному процессу в целом, к системе высшего образования.

В современном мире возрастает ценность и значимость высшего образования, конкурентоспособности личности как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на первый план выходят такие показатели конкурентоспособной подготовки современного специалиста, как нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к творческой деятельности. Растет понимание того, что высшее образование должно иметь в значительной степени гуманитарный характер. Реализация данного понимания в практике образования требует интеграции знаний, которая обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки современных специалистов.

Учитывая традиции отечественного образования и тенденции развития образования за рубежом, в качестве основы интеграции знаний выдвигаются психолого-педагогические знания, раскрывающие закономерности развития и реализации личности в современном мире, в профессиональной деятельности. Соответственно возрастает значимость обоснования и реализация педагогической составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов, призванной обеспечить их мобильность, компетентное вхождение в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Происходящие в обществе социальные и экономические преобразования, развитие Болонского процесса и присоединение к нему России оказывают существенное воздействие на образовательную сферу, что проявляется прежде всего в новых целевых установках, обновлении содержания и направленности образования, новых формах взаимодействия образовательной системы с социокультурной сферой, в критериях качества образования.

Образование рассматривается обществом как гарантия того, что человечество может справиться с имеющимися проблемами и противоречиями, обеспечить свое выживание и устойчивое развитие. Модернизация образования опирается на его содержательное и структурное обновление. Анализ современных тенденций в области образования, показал, что в главном они сводятся к следующему: компетентностный подход, гуманистическая направленность, гуманитаризация образования, вариативность образовательного процесса, перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение, перераспределение теоретического и практического, гуманитарного и естественнонаучного знания, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно современным взглядам, содержание образования не должно сводиться ни к основам наук, ни к системе знаний, умений и навыков. Оно должно реализовываться в процессе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, направленного на профессиональное и личностное развитие всех участников образовательного процесса, на воспроизведение в искусственных и естественных образовательных ситуациях культуры, социального опыта, формирование и развитие познавательных интереса и деятельности, опыта осуществления способов деятельности, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений.

Среди ожидаемых результатов реализации Федеральной программы развития образования, наряду с удовлетворением потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах и удовлетворением потребностей общества в воспроизводстве квалифицированного труда, декларируется повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда. Действительно, в условиях становления рыночного хозяйства конкурентоспособность специалиста становится одной из важнейших составляющих его профессионализма.

Известно, что конкуренция стран как непременный и очень важный элемент рыночных отношений включает в себя в глобальном масштабе конкуренцию в области науки и техники и, как следствие, значительно обострившуюся конкуренцию в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров. Однако совершенно иная ситуация складывается в России, где развитие рыночных отношений инициировало процессы регионализации отечественного образования. Региональные системы образования осуществляют подготовку кадров, исходя непосредственно из потребностей регионов; именно на региональном уровне происходит взаимодействие рынка образования и рынка труда. Между тем, набирающая темпы глобализация экономики может очень остро поставить вопрос о конкурентных возможностях российских специалистов различных уровней квалификации на международном рынке труда.

Введенный В. И. Андреевым педагогический принцип конкурентоспособности в условиях рынка образовательных услуг требует заботы о престиже учебного заведения, с одной стороны, а с другой стороны, в соответствии с этим принципом необходимо формировать конкурентоспособную личность, подготовленную к самовыживанию, к конкурентной борьбе в различных жизненных ситуациях1.

Социально-экономические условия функционирования образовательных учреждений характеризуются слабым участием работодателей в решении проблем высшего образования. В результате наблюдаются сокращение инвестиций предприятий в учебно-материальные базы, отсутствие мест для прохождения практики, нехватка средств на выпуск учебной литературы и учебных пособий.

Не претендуя на полноту решения всех вопросов, возникающих на этапе модернизации образовательного учреждения, мы исследуем одно из перспективных направлений модернизационных преобразований высшего профессионального образовательного учреждения, ориентированных на повышение конкурентоспособности выпускников – будущих инженеров-машиностроителей.

На наш взгляд, повышение конкурентоспособности выпускника на рынке

труда, выдвинутое в качестве общей стратегической цели модернизации, может

стать базисом для генерирования «новых идей» в профессиональном образовании, способствовать формированию более эффективных экономических от ношений в сфере образования Инвариантной функцией интеллектуальной деятельности инженера-машиностроителя является оперирование образными графическими, схематическими и знаковыми моделями объектов, позволяющими в

______________

1Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2000. – С. 165

абстрактной, символической форме выражать взаимооднозначное соответствие объектов и их графических изображений. Бурное развитие информационных технологий предъявляет возрастающие требования к визуально-мысленным навыкам. Уровень подготовки специалиста, таким образом, в большей мере определяется тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образнознаковых моделей, насколько развито и подвижно его пространственное мышление. В этих условиях императивной становится необходимость анализа сущности, структурных компонентов, динамики и механизмов формирования конкурентоспособности будущего инженера-машиностроителя на основе графической культуры как системообразующей составляющей.

Термин конкуренция был заимствован педагогической наукой из экономики. П.Хайне, Ф.Найт, Й.Шумпетер, М.Портер, Г.Л.Азоев, Фридрих Хайек, Р.А.Фатхутдинов дают большое разнообразие трактовок конкуренции. Понятие «конкурентоспособность» прочно вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями зарубежных ученых А.Маслоу, О’Делла, Дж.Грейсона, К.Роджерса, Р.Мартенса, Э.Эриксона, Д.Дьюи, А.Нейлла, Э.Фромма, Г.Олпорта, Э.Шострома. В трудах отечественных педагогов и психологов понятие «конкурентоспособность» стало изучаться в связи с рассмотрением профессиональной деятельности личности. Вопросы конкурентоспособности исследуются В.И.Андреевым, С.Л.Братченко, И.М.Ильинским, Н.В.Матяш, Л.Д.Столяренко, О.Н.Филатовым, В.Н.Харькиным, Д.В.Чернилевским. Понятие «конкурентоспособность» широко и многоаспектно, сложно по структуре и количеству составляющих. Оно присутствует в исследовании определенных сторон жизнедеятельности человека в его личностных характеристиках.

Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности.

Крупный вклад в теорию изображений внесли Леонардо да Винчи – гениальный итальянский художник и ученый эпохи Возрождения, французский геометр и архитектор Жирар Дезарг, которому удалось дать первые научные обоснования правил построения перспективы, Рэнэ Декарт, французский математик XVIII в., предложивший прямоугольную систему координат, что положило начало аксонометрическим проекциям.

Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 г. свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время.

Отдавая должное Гаспару Монжу, обобщившему метод прямоугольного проецирования предметов на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций, мы не должны забывать, что задолго до появления начертательной геометрии в отдельных русских чертежах уже применялись некоторые правила, которые научно обобщил Монж.

Древнейшие дошедшие до нас русские чертежи относятся к XVI в. Однако пользоваться ими стали на Руси значительно раньше.

В начале изображения выполняли от руки на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно было лишь приближенно. Постепенно чертежи становились более совершенными.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени.

Чертежами пользовались многие выдающиеся русские изобретатели и инженеры. Чертежи первой паровой машины И.И.Ползунова (XVIII в.), моста через реку Неву И.П.Кулибина (XVIII в.) чертежи первого русского паровоза Черепановых (XVIII в.) выполнены с большим мастерством и глубоким пониманием правил их построения и оформления. Русские ученые внесли большой вклад в развитие инженерной графики. Основоположником начертательной геометрии в России был профессор Я.С.Севастьянов.

Аспекты геометро-графической подготовки будущих инженеров различных профилей относятся к числу менее изученных. Научная основа содержания геометро-графического образования в вузе для машиностроительных специальностей, в частности начертательной геометрии, были заложены с начала 50-х гг. С.К.Боголюбовым, А.В.Бубенниковым, В.О. Гордоном, М.Я.Громовым, И.И. Котовым, Ю.Г.Козловским, Н.Ф.Четверухиным и др.; для строительных специальностей – А.И. Добряковым, А.Г.Климухиным, Ю.И.Короевым и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  3. В. М. Юрьев Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл моногр. /колл авт. /под ред. Г. В. Козловой; Министерство образования и науки рф, гоувпо тамб гос ун-т им

    Книга
    Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой; Министерство образования и науки РФ, ГОУВПО «Тамб.
  4. 11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.
  5. О. В. Гаман-Голутвина Прошедшие в декабре 2003 г выборы в Государственную Думу отчетливо высветили ряд существенных тенденций эволюции российского политического организма. Важнейшими из этих тенденций мне предст

    Публичный отчет
    Прошедшие в декабре 2003 г. выборы в Государственную Думу отчетливо высветили ряд существенных тенденций эволюции российского политического организма.

Другие похожие документы..