Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Конституція України кожному громадянину гарантує право на належні, безпечні й здорові умови праці. У цьому руслі формується соціальна політика держав...полностью>>
'Документ'
Мета вступних іспитів зі спеціальності «Фінанси і кредит» на освітньо-кваліфікаційний рівень «магістр» — визначення рівня підготовленості вступників,...полностью>>
'Документ'
Исходя из данной примерной методики проведения технического диагностирования электроустановок, Потребители составляют раздельно для основных видов эл...полностью>>
'Программа дисциплины'
Предметом курса является информационная система предприятия, которая обеспечивает принятие управленческих решений, организация учетного процесса внут...полностью>>

Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников (на примере Республики Саха) 13. 00. 02. теория и методика обучения и воспитания (экология в общеобразовательной школе)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Федоров Гавриил Михайлович

Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников

(на примере Республики Саха)

13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания

(экология в общеобразовательной школе)

Автореферат

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2007

Работа выполнена в Институте содержания и методов обучения

Российской Академии образования

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Либеров Алексей Юрьевич

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Виноградова Наталья Федоровна

кандидат педагогических наук

Тимофеева Оксана Юрьевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

Защита состоится «15» ноября 2007 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.008.02 при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСМО РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8.

Автореферат опубликован на сайте:

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук: Ю.И. Аверьянов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального и регионального компонентов его содержания, избранная тема исследования приобретает особую актуальность. Целесообразность научных поисков в области экологического образования младших школьников, его регионализация достаточно глубоко обоснованы в психолого-педагогической литературе. С учетом общих философских идей взаимодействия человека и природы обсуждаются важные экологические проблемы, среди которых особо выделяются следующие: социо-природные особенности региона и их влияние на систему экологического образования; культуросообразный подход к организации экологического образования в условиях конкретного региона и др.

Интерес к развитию региональных систем экологического образования подрастающего поколения проявляется на разном уровне. За последние 10 лет проведен ряд исследований данной проблемы (Т.Д. Замбалова, Г.И. Таршис, Л.З. Хадикова, З.А. Хусаинов, С.Н. Черябкина и др.), созданы учебно-методические комплекты региональной направленности (Е.К. Берюхина, Л.А. Бобылева, О.Г. Завялова, В.А. Игнатова и др.), в рамках конференций, круглых столов, симпозиумов обсуждались различные аспекты экологизации содержания регионального образования.

Региональность в экологическом образовании тесно связана с краеведением, ориентирующим педагогов-практиков на всестороннее использование воспитывающих и обучающих средств непосредственного природного и социокультурного окружения. Развивая положения классической педагогики (К.Д. Ушинский, Д.Н. Кайгородов, В.А. Сухомлинский и др.), современные ученые-краеведы (Т.А. Бабакова, Н.А. Гладков, П.В. Иванов, Н.Н. Родзевич, А.П. Сидельковский) теоретически и практически обосновали эколого-натуралистическую направленность краеведения. Тем самым определены основания для развития экологического краеведения как существенного компонента содержания экологического образования учащихся.

В наиболее отчетливой и выпуклой форме региональный компонент экологического образования проявляется в первом звене школы. Это связано с тем, что младшие школьники изучают в основном природное окружение родного края: в силу возрастных и психологических особенностей на этом этапе детского развития задачи образования в области окружающей среды невозможно решать без чувственного познания природы.

Современный процесс обучения детей младшего школьного возраста оснащен новыми наглядными и техническими средствами (телевидение, компьютер, наглядные пособия, прекрасно иллюстрированные учебники, рабочие тетради и прочее). Вместе с тем, в образовательном процессе массовой начальной школы не достаточно используется педагогический потенциал «живого созерцания» природы, результатом чего является низкая сенсорная культура младшего школьника.

Это приводит к нарушению природосообразного подхода к организации учебной деятельности детей: чаще всего учащиеся выступают в роли пассивных слушателей и созерцателей, получая знания в готовом виде, не напрягают свой ум и чувства, не затрудняют себя усилиями сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы на основе собственного чувственного опыта.

Одним из путей совершенствования системы экологического образования является применение учебных задач, обеспечивающих, с одной стороны, использование чувственного опыта учащихся, и, с другой, организацию их деятельности исследовательского характера.

Учебные задачи как средство реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников были предметом исследований как психологов (Г.А. Балл, Е.Н. Машбиц, В.В. Репкин, Л.М. Соколов, Д. Толлингерова, Г.А. Цукерман и др.), так и педагогов (Н.Ф. Виноградова, Л.Г. Петерсон, Е.В. Чудинова и др.). Анализ региональных учебно-методических комплектов показывает, что их авторы также используют учебные задачи при изучении предмета «Окружающий мир».

Изучение школьной практики в республике Саха и учебно-методических комплектов регионального назначения (Курганская, Тюменская, Иркутская, Хабаровская области) показало, что региональный материал часто носит репродуктивный характер и предлагается в основном на вербальном уровне.

Отметим также, что содержание учебных пособий для учащихся содержат задания, часть которых может характеризоваться как учебные задачи. Вместе с тем, в массовой практике обучения понятия «учебная задача» и «учебное задание» часто понимаются как синонимы, от учителя ус-

кользает особая роль учебных задач в организации активной учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Анализ современной ситуации позволяет констатировать отсутствие общих концептуальных оснований в разработке научно-методического обеспечения и «вкусовой» подход к определению целей и содержания регионального компонента экологического образования.

Вышеизложенное позволяет сформулировать противоречия между:

- педагогическими возможностями регионального компонента экологического образования и невостребованностью его в условиях массового обучения в начальной школе;

- реальной необходимостью использовать региональную составляющую в экологическом образовании младших школьников и неразработанностью современных дидактических и методических основ конструирования учебно-методического сопровождения этого процесса с учетом принципа личностно-ориентированного обучения.

Указанные противоречия определяют проблему исследования: поиск путей эффективной реализации регионального компонента экологического образования в начальной школе.

Цель исследования: разработать методику конструирования учебных задач на основе реализации регионального компонента экологического образования.

Объект исследования: региональный компонент содержания экологического образования младших школьников.

Предмет исследования: учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников.

Гипотеза исследования: учебные задачи могут стать эффективным средством реализации регионального компонента содержания экологического образования, если:

- при конструировании учебных задач экологического содержания будет обеспечена их многофункциональность - мотивирующая, организующая, содержательная и процессуальная роль в процессе экологического образования;

- содержание учебных задач будет учитывать духовно-нравственные ценности народной педагогики и экологические особенности региона, отражающие взаимодействие человека с окружающей социо-природной средой;

- разработана и апробирована модель использования учебных задач, обеспечивающая поисково-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить современные подходы к конструированию учебных задач эколого-краеведческой направленности, обосновать теоретические и научно-методические условия их использования как средства экологического образования младших школьников (на примере конкретного региона).

2. Обосновать принципы отбора содержания учебных задач с учетом региональных особенностей;

3. Разработать и апробировать модель использования учебных задач эколого-региональной направленности, определить место учебных задач в поисково-исследовательской и практико-ориентированной деятельности младшего школьника, условия и методика её организации.

Методы исследования:

теоретические - изучение и анализ педагогической, философской, психологической, экологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;

эмпирические - педагогическое наблюдение учебного процесса; педагогический эксперимент, обработка результатов исследования, личный опыт преподавания.

Методологическую основу исследования составили:

- философские, психологические идеи взаимодействия человека с окружающей социо-природной средой;

- представления классической философии о единстве человека, природы и общества;

- концептуальные подходы к экологическому образованию школьников;

- теория учебной деятельности; психолого-педагогические основы теории учебных задач;

- природосообразный, деятельностный и культуросообразный подходы к обучению и воспитанию младших школьников.

Базой исследования явились школы Республики Саха (Якутия) и г. Якутска. В опытно-экспериментальной работе по апробации учебно-методических материалов участвовали Хамагаттинская средняя школа Намского улуса, Павловская средняя школа Мегино-Кангаласского улуса, Якутская городская национальная гимназия г. Якутска, Чернышевская средняя школа Вилюйского улуса.

Этапы исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) – в соответствии с проблемой исследования изучалась литература по философии, естественнонаучным и психолого-педагогическим наукам, экологии и этнопедагогике. Была обоснована проблема, определены цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (2001-2002 гг.) − осуществлялся констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности умения решать учебные задачи в процессе формирования эколого-ориентированной деятельности младших школьников. Шло конструирование учебных задач эколого-региональной направленности для начальной школы. Разработан авторский УМК, включающий программу, учебник-тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, методические рекомендации и практикум по экологии для 1-4 классов Республики Саха (Якутия). Определены методические условия и оптимальные пути внедрения и реализации авторского учебно-методического комплекта по региональному курсу «Мир и мой родной край» для 1-4 классов и практикумы по экологии Республики Саха (Якутия). Разработан проект государственного стандарта национально-регионального компонента начального общего образования по естественнонаучному и экологическому образованию.

На данном этапе эксперимента в основном проверялась доступность рекомендуемой методики для учителей и учащихся: проведены семинары, консультации, индивидуальные беседы учителями-экспериментаторами по программе подготовки и осуществления третьего этапа педагогического эксперимента. Был проведен констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002-2005 гг.) − проведен обучающий (формирующий) и контрольный эксперименты. Цель этого этапа исследования: определение эффективности методики использования учебных задач эколого-региональной направленности. При отборе содержания образования определялись оптимальные соотношения федерального и национально-регионального компонентов, что способствовало повышению усвоения экологических знаний и умений учащихся. В ходе опытно-экспериментальной работы проверялись корректность содержания и реализация принципов конструирования авторского УМК по региональному курсу «Мир и мой родной край» и практикума по экологии для 1-4 классов. На контрольном этапе проверялась сформированность общеучебных умений по решению учебной задачи у младших школьников. Оценивалась достоверность полученных результатов по решению учебных задач эколого-региональной направленности, были также обобщены и систематизированы результаты исследования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

Получили дальнейшее развитие научные представления об экологическом образовании младших школьников с учетом его региональной направленности. Отобрано содержание национально-регионального компонента государственного стандарта по образовательной области «Естествознание». Дополнены принципы отбора содержания учебных задач как отображение специфики регионального компонента экологического образования; обоснована целесообразность учета таких принципов как использование духовно-нравственных ценностей народной педагогики, отражающих взаимодействие человека с окружающей социо-природной средой; ориентация на многофункциональность учебной задачи, её место в эколого-ориентированной деятельности младшего школьника.

Сконструированы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного применения учебных задач эколого-региональной направленности в познавательной деятельности младшего школьника.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованы при реализации регионального компонента системы экологического образования, независимо от своеобразия конкретного региона. Разработанный автором учебно-методический комплект «Мир и мой родной край» обогащает содержание и методику изучения «Окружающего мира» в начальной школе, его краеведческую и деятельностную направленность. УМК может быть использован для подготовки и переподготовки учителей начальных классов с целью формирования их готовности к этой деятельности.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью его исходных позиций, использованием комплексных методик при организации опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования в условиях других регионов, количественным и качественным анализом полученных данных, адекватным поставленным целям исследования.

Проверка и внедрение результатов исследования осуществлялись при личном участии автора в международных, российских, дальневосточных, межрегиональных, республиканских, улусных, городских научно-практических конференциях; на научно-практической конференции молодых ученых РАО; курсовых и семинарских занятиях института повышения квалификации работников образования Министерства образования Республики Саха и на других республиканских мероприятиях. Основные материалы и результаты исследования отражены в 40 печатных работах. В практику массовой начальной школы Республики Саха (Якутия) внедрен авторский УМК регионального курса «Мир и мой родной край» и практикум по экологии для 1-4 классов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические и научно-методические подходы к конструированию учебных задач эколого-региональной направленности, многофункциональность учебной задачи, её мотивирующая, организующая, содержательная и процессуальная роль в экологическом образовании младших школьников;

2. Принципы отбора содержания учебных задач. Обоснована целесообразность учета таких принципов как отражение специфики регионального компонента экологического образования; использование духовно-нравственных ценностей народной педагогики, отражающих взаимодействие человека с окружающей социо-природной средой.

3. Модель включения учебной задачи в учебную деятельность младших школьников:

- методическое сопровождение экологического образования;

- научно-методическая деятельность учителя по конструированию экологических учебных задач региональной направленности;

- личностно значимая направленность содержание учебных задач эколого-региональной направленности.

- взаимодействие субъектов учебной деятельности

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Основное содержание работы

Во введении раскрыта актуальность исследования, обоснован его методологический аппарат − цель, задачи, объект, предмет, гипотеза. Показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрыты основные положения, выносимые на защиту.

Социальная и педагогическая актуальность исследования обоснована следующими факторами: ценностью и значимостью экологического образования подрастающего поколения на современном этапе развития общества и школы, местом начальной школы в системе непрерывного экологического образования учащихся; воспитательным потенциалом экологосообразных идей народной педагогики в становлении культуры отношений младших школьников к природной и социо-культурной среде.

В первой главе «Теоретические основы конструирования учебных задач эколого-региональной направленности», ориентированной на теоретико-аналитическое осмысление проблемы исследования, рассмотрены следующие вопросы: проблема учебных задач в учебной деятельности экологической направленности в начальной школе; состояние экологического образования младших школьников; разработанность содержания экологического образования младших школьников и место в этом процессе учебной задачи.

В современной дидактике учебная задача рассматривается с разных позиций: как часть дидактической системы (Г.А. Балл, В.Н. Соколов, Л.М. Фридман, Е.И. Машбиц), как единица интеллектуального и познавательного пространства (Д. Толлингерова), как компонент учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.М. Новиков); как метод освоения теоретических принципов построения учебных действий (В.В. Репкин, Г.А. Цукерман и др.).

Наиболее известным подходом в теории и практике обучения является теория учебной деятельности, разработанная научной школой Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Д.Б. Эльконин рассматривает учебную задачу как единицу учебной деятельности: «Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не изменении предметов, с которыми действует субъект».

Учебную задачу можно рассматривать как средство организации и упорядочения учебной деятельности, в которой в структурированном виде представлены цели, способы действия и результаты, самоконтроль и самооценка. Работы научной школы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стали основой в организации опытно-экспериментального обучения якутских детей, что позволило отказаться от понимания образования как получения готового знания и включить ребенка в самостоятельный, частично поисковый, и далее − в исследовательский способ познания окружающего мира.

Такой подход закономерно влечет за собой пересмотр всех компонентов методической системы обучения, воспитания и развития младших школьников: целей, мотивов, методов, средств и действий в учебной деятельности.

При исследовании подходов к конструированию регионального компонента содержания экологического образования нам необходимо было проанализировать те изменения, которые происходили и происходят в системе образования за последние десятилетия. Предметом анализа стал федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004 г.), который учитывает принцип вариативности. Реализация этого принципа, нового для российской школы, призвана обеспечить совершенствование всей системы образования, переход от «знаниевой» парадигмы к «личностно-ориентированному» процессу обучения. Происходит существенное обновление содержания естественнонаучного и экологического образования в соответствии с потребностями современного мира, страны, региона; особое внимание уделяется исследовательскому и практико-ориентированному обучению, активному применению знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем, следует признать, что наметившиеся положительные тенденции не реализуются в национально-региональном компоненте содержания образования по образовательным областям «естествознание» и «экология».

В своем исследовании мы исходили из того, что в региональных учебно-методических комплектах необходимо усилить те содержательные компоненты, которые позволили бы формировать у младшего школьника основы теоретического мышления и способствовали бы развитию эколого-ориентированной деятельности.

Наличие у детей младшего школьного возраста, подростков и юношей двух основных типов мышления – эмпирического и теоретического – выявлено во многих экспериментальных исследованиях (В.В. Давыдов, В.Н. Пушкин, А Г. Пушкина, А. З. Зак, В.С. Гончаров и др.) было показано, что каждому типу соответствуют мыслительные действия – формально-эмпирические и содержательно-теоретические. Если эмпирическое мышление ориентировано на внешние и частные особенности предметов и выполняемых с ними действий, для него характерна опора на наглядные представления, то теоретическое мышление направлено на раскрытие закономерностей происхождения и развития предметов (В.В. Давыдов). Этот психологический феномен необходимо учитывать при разработке методики конструирования учебных задач на основе регионального компонента экологического образования. Можно предположить, что при этом наблюдается развитие у младших школьников главных психологических новообразований (рефлексии, анализ, планирование, абстракция и обобщение), так как ближайшее социо-природное окружение для них является наиболее интересной, понятной и личностно-значимой сферой окружающего мира.

Учет положительных тенденций экологического образования младших школьников, а также поиск путей устранения имеющихся недостатков является условием разработки целесообразных взаимосвязей федерального и регионального содержания экологической составляющей образовательной области «Естествознание».

В связи с этим аспектом исследования автором предложен проект регионального компонента государственного стандарта общего образования (для Республики Саха), и региональный учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы, обслуживающий курс «Мир и мой родной край».

Предлагаемый учебно-методический комплект пронизан идеей триады «Природа – Человек - Общество», интегрирующей естественнонаучные и экологические понятия в гармонии с педагогической народной мудростью. Анализ учебно-методических комплектов регионального уровня по изучению окружающего мира позволили выделить одно из перспективных направлений реализации регионального компонента с учетом природосообразного подхода в изучении социоприродного окружения − практикумы по экологии для младших школьников.

Региональный курс «Мир и мой родной край» и практикум по экологии построен с использованием учебных задач эколого-региональной направленности, содержание которых адаптировано, конкретизировано и дополнено специфическими особенностями данного региона. При этом сущностной характеристикой учебных задач является возможность их использования для организации практической и исследовательской деятельности во взаимосвязи научных знаний, с особенностями ближайшего социо-природного окружения и интеграцией национальных культур с постепенным его расширением и углублением.

Во второй главе диссертации «Методика использования учебных задач региональной направленности в экологическом образовании младших школьников» обоснована и разработана технологическая модель реализации учебных задач эколого-региональной направленности в начальной школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  2. Областная целевая программа развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2010 гг Департамент общего образования

    Программа
    СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1 -2005 гг.
  3. 00 Фән һәм мәдәниятнең гомуми мәсьәләләре Общие вопросы науки и культуры (4)

    Документ
    3455. Әюпов М. Һөнәрлене эш куркытмый : [Бөтенроссия уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр көне уңаеннан Татарстан Уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр җәмг.
  4. 00 Фән һәм мәдәниятнең гомуми мәсьәләләре Общие вопросы науки и культуры (5)

    Документ
    3455. Әюпов М. Һөнәрлене эш куркытмый : [Бөтенроссия уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр көне уңаеннан Татарстан Уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр җәмг.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (9)

    Основная образовательная программа
    Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении – Томмотская санаторная школа-интернат

Другие похожие документы..