Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Халва, конфеты, драже, карамель, мармелад фасованный; весовые: зефир, пастила, фруктовая помадка, печенье, мармелад, ; шоколад, шоколадные медали, сла...полностью>>
'Документ'
Ответчик: Г-н СИДОРОВ Андрей Викторович 117607, г. Москва, Университетский просп., д. 9, кв. 875 Третье лицо: Орган опеки и попечительства (по месту ж...полностью>>
'Документ'
1 . Поняття, види та особливості аграрних правовідносин. 13. Внутрішні аграрні правовідносини....полностью>>
'Документ'
Городская сетевая экспериментальная площадка по теме: «Особенности психологической поддержки мальчиков и девочек при организации образовательного про...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедические практикумы» (раздел «организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи»)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ»

(РАЗДЕЛ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»)

Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

Ст. преподаватель Горчакова А.М.

Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

  1. Выписка из стандарта

  2. Пояснительная записка

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы

  4. Учебно-тематический план дисциплины

  5. Содержание разделов дисциплины

  6. Планы проведения семинарских занятий:

  7. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

  8. Контрольные работы (для студентов заочного обучения)

  9. Задания для промежуточной аттестации.

  10. Учебно-исследовательская работа. Темы курсовых и дипломных работ

  11. Вопросы к зачету

  12. Список основной литературы по дисциплине

  13. Список дополнительной литературы

  14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя.

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели дисциплины: ознакомление студентов с работой детского сада для детей с речевыми нарушениями.

Задачи дисциплины:

1. обучающие

  • Дать представление о необходимости комплексного и личностно-ориентированного коррекционного воздействия на психическое и речевое развитие ребенка с нарушениями речи;

  • познакомить с организацией коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи;

  • организовать наблюдение за детьми, имеющими различные нарушения речи, в процессе разнообразных видов их деятельности;

  • дать представление об особенностях речевого и неречевого развития дошкольников, посещающих логопедические группы детского сада;

  • ознакомить с целями, задачами, основным содержанием работы педагогического коллектива детского сада;

  • познакомить с деятельностью основных участников коррекционного процесса (логопеда, воспитателя и др.);

  • организовать участие студентов в проведении коррекционно-воспитательных мероприятий в логопедических группах;

2. воспитательные

  • воспитание профессиональной культуры в организации и построении конструктивных взаимодействий в различных развивающих психолого-педагогических ситуациях;

  • воспитание профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации;

  • формирование стремления к совершенствованию профессиональной компетентности;

  • развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности.

Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) и строится на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Базовой теоретической и практической подготовкой к данной дисциплине является предварительное и параллельное изучение таких дисциплин как «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность» и др. Содержание дисциплины является основой для изучения курсов «Логопедия», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи».

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительскую, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи;

в области учебно-воспитательной деятельности:

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

в области социально-педагогической деятельности:

- установление контакта с родителями детей с нарушениями речи, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры детей;

в области организационно-управленческой деятельности:

- организация внеурочной деятельности.

Курс рассчитан на 18 часов практических занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Зачет.

Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину должен

знать:

- особенности речевого и неречевого развития дошкольников, посещающих логопедические группы детского сада;

- цели, задачи, основное содержание работы педагогического коллектива детского сада;

уметь:

- наблюдать за детьми, имеющими различные нарушения речи, в процессе разнообразных видов их деятельности;

- проводить коррекционно-воспитательные мероприятия в логопедических группах под руководством педагогов;

- анализировать календарные и тематические планы занятий с детьми логопеда и воспитателей;

владеть навыками:

- анализа форм взаимодействия специалистов (логопеда, воспитателя, психолога) с родителями детей, имеющими нарушения речи.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

36

36

Аудиторные занятия

18

6

Лекции

Практические занятия (семинары)

18

6

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

18

30

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет

4. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

  1. Основные направления общепедагогической и коррекционной работы в детском саду для детей с

нарушениями речи

4

4

2

2

2

4

  1. Ознакомление со спецификой деятельности логопеда детского сада

6

6

4

2

2

4

  1. Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы детского сада

6

6

2

2

4

4

  1. Особенности работы коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения

4

4

2

2

4

  1. Наблюдение за работой педагогов разного профиля с детьми, имеющими речевые нарушения

4

4

2

2

4

  1. Изучение личных дел детей с речевыми нарушениями

4

4

2

2

2

  1. Наблюдение за детьми в процессе занятий

4

4

2

2

4

  1. Обучение студентов подготовке и проведению отдельных форм коррекционно-воспитательной работы

4

4

2

2

4

Всего часов

36

36

18

6

18

30

5. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Основные направления общепедагогической и коррекционной работы в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ознакомление студентов с функциями логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре, особенностями коррекционно-педагогической работы в детском образовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Знакомство с оборудованием кабинетов методиста, психолога, музыкального руководителя, спортивного и музыкального залов, групповых и других посещений.

Тема 2. Ознакомление со спецификой деятельности логопеда детского сада.

Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, беседы с логопедами групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием. Краткая психолого-педагогическая характеристика контингента детей данных групп. Обсуждение посещенных занятий. Изучение оборудования логопедического кабинета.

Тема 3. Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы детского сада.

Изучение программных материалов про вопросам воспитания и обучения в детском саду, анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в логопедических группах разного типа. Беседа с воспитателями и методистом детского сада. Наблюдение за деятельностью воспитателя, связанной с подготовкой сенсорной базы дошкольников для развития правильной речи на занятиях и вне их.

Тема 4. Особенности работы коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения.

Обсуждение (с логопедом, психологом, воспитателем) особенностей координации работы коллектива детского сада с родителями, проблем повышения педагогической компетентности родителей, вопросов обучения родителей некоторым приемам коррекционной работы.

Тема 5. Наблюдение за работой педагогов разного профиля с детьми, имеющими речевые нарушения.

Последовательное знакомство со спецификой деятельности музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Посещение музыкально-ритмических и физкультурных занятий, установление коррекционной направленности данных занятий

Тема 6. Изучение личных дел детей с речевыми нарушениями.

Знакомство с медико-педагогической документацией. Изучение речевых карт, индивидуальных тетрадей, работ детей. Анализ информации, полученной в процессе изучения личных дел детей.

Тема 7. Наблюдение за детьми в процессе занятий.

Составление плана наблюдений и само наблюдение за деятельностью детей на логопедических занятиях, на занятиях воспитателя, музыкального руководителя и др., в ходе режимных моментов. Обсуждение итогов наблюдения. Знакомство студентов с принципами составления психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста.

Тема 8. Обучение студентов подготовке и проведению отдельных форм коррекционно-воспитательной работы.

Участие студентов в подготовке и проведении фрагментов занятий с детьми (игровых, дидактических, фронтальных и индивидуальных) в качестве помощника воспитателя. Проведение студентами отдельных видов коррекционно-воспитательной работы (развитие у детей общей, тонкой и артикуляционной моторики, закрепление навыков правильной речи и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое
  3. Программа педагогической практики студентов в детских учереждениях для детей с нарушениями речи

    Программа
    Система подготовки детского коррекционного педагога на отде­лении дошкольной дефектологии включает серьезное освещение теоре­тических, методических и практических сторон логопедии.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  5. М. А. Шолохова Нечаев В. Д. 2010 г. Утверждено на заседании Научно-методического совета Протокол № от программа

    Программа
    - научить проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения особенностей познавательного развития, соответствия его возрастным нормам;

Другие похожие документы..