Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственное учреждение "Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", является государственным медико-социальным учр...полностью>>
'Рабочая программа'
формирование математической культуры студента, фундаментальная подготовка по ряду основных разделов теории интеллектуальных систем, овладение совреме...полностью>>
'Контрольная работа'
Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени ее разработанности, объект, предмет, цель и задачи работы, раскрытие основных подход...полностью>>
'Документ'
Первые фиксации фольклора забайкальских старообрядцев были сделаны во второй половине XIX века П.А. Ровинским [Ровинский 1872; 1873]. В конце XIX – н...полностью>>

Страница (1)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна 1:1-3)

Интеграция духовных ценностей в преподавании учебных дисциплин

Преподаватель: Вялов Александр

Содержание:

Тема

Страница

  1. Цели курса

  1. Основные понятия курса

  1. Литература

  1. Библейские основы изучения естественных наук

  1. Ученые и вера в Бога-Творца

  1. Методология библейской интеграции в преподавании естественно – научных дисциплин

  1. Астрономия и астрология

  1. Физика. География. Химия. Биология

  1. Математика

  1. Информатика

  1. Методология библейской интеграции в преподавании гуманитарно - эстетических дисциплин

  1. История

  1. Филология

  1. Иностранный язык

  1. Искусство – музыка, живопись, литература

  1. Спорт, физическая культура

  1. Основные правила успешной библейской интеграции

Приложение 1. Преподавание по-библейски

Приложение 2. Умение эффективно слушать и говорить

  1. Цели курса

  1. Дать понятие библейской интеграции в преподавании учебных дисциплин

  2. Показать сущность мировоззрения с тем, чтобы учитель мог формировать те или иные его аспекты на уроках по своему предмету

  3. Подчеркнуть религиозную природу образования в том смысле, что оно производит воспитание в соответствии с законами и идеалами исповедуемой учителем (родителями, авторами учебника) веры

  4. Дополнить обозначенные в учебных программах цели образования по различным предметам целями воспитательного характера, направленными на формирование христианского мировоззрения

  5. Помочь наполнить традиционно-привычную форму урока новым, ориентированным на мировоззрение и духовные ценности, содержанием, осуществляя воспитание в процессе преподавания

  6. Показать особенности библейской интеграции в преподавании предметов естественно -научного, гуманитарного и эстетического содержания

Христианская вера и образование: Пражская Декларация Европейского Евангельского Союза (1997)

Цели обучения и воспитания

Мы утверждаем, что образование – это процесс обучения, который продолжается в течение всей жизни человека и связан со следующим:
· со всесторонним развитием личности (в том числе, духовным, волевым, интеллектуальным, нравственным, социальным, культурным, эмоциональным и физическим развитием);
· с целостным осмыслением всех аспектов окружающего мира (например, этических, математических, языковых, исторических, эстетических, естественнонаучных);
· со всеми гранями жизни человека и различными сторонами его деятельности (такими, как труд, игра, отдых, мышление, творчество, изобретательность и открытие).

Мы утверждаем, что образование должно предоставить человеку возможность
· узнать об Иисусе Христе и осознать, чего Он ожидает от людей;
· научиться различать истинное и ложное, творить добро, а не зло;
· научиться жить как ответственные граждане в атмосфере взаимной любви, уважения и служения в своей семье, в христианской общине и в обществе;
· познавать все аспекты сотворенного мира, учиться ответственно управлять им и заботиться о нем;
· учиться ценить и с благодарностью принимать не только то, что сотворил Бог, но и все то, что создал человек;
· развивать практические навыки и умения, учиться находить общий язык с людьми, принимать решения и творчески подходить ко всякому делу;
· осознавать, ценить и правильно воспринимать свою историю и свое культурное наследие

Содержание учебно-воспитательной работы в школах
Мы утверждаем, что преподавание предполагает передачу знаний о сотворенном Богом мире во всех его взаимосвязанных аспектах

Мы утверждаем, что выбор и содержание предметов учебного плана, а также их организация всегда отражают убеждения тех, кто составляет план. Нейтральных учебных планов не существует. Поэтому правомерно для выбора предметов, содержания и структуры учебного плана искать ориентиры в христианском вероучении и библейских ценностях

Мы утверждаем, что в процессе обучения и воспитания необходимо постоянно подчеркивать важность и всеобъемлемость убеждений и ценностей. Следует помогать учащимся различать их, а также критически оценивать свои взгляды и взгляды других людей. Это относится к преподаванию всех предметов, входящих в учебный план, и предполагается, что центральное место должно отводиться изучению Писания

Мы утверждаем важность как скрытого, так и официального содержания учебных планов и программ. Отсюда следует, что основополагающие убеждения и ценности должны логично и отчетливо прослеживаться не только в содержании предметов, но и в образе жизни всей школы.

Методы обучения и воспитания
Мы утверждаем, что Ветхий и Новый Заветы, и, прежде всего, пример Христа являются важными источниками методологических принципов обучения различными подходящими способами

Мы утверждаем, что авторитет, уважение и любовь являются основными предпосылками для создания здоровой и благоприятной атмосферы обучения

Мы утверждаем, что учителя своим поведением и подходами к обучению должны подавать пример верности христианским убеждениям и ценностям

Мы утверждаем, что методы обучения должны быть разработаны так, чтобы помогать учащимся добровольно принимать убеждения и систему ценностей, а не манипулировать и навязывать их путем ухищрений или нажима со стороны других

Мы утверждаем, что преподавание следует строить таким образом, чтобы уважать личное достоинство каждого ученика и развивать в нем должное самоуважение

Мы утверждаем, что при выборе методов преподавания следует учитывать следующее:
· характер учебного материала;
· индивидуальные потребности и возможности учителя и учащихся;
· разнообразие индивидуального восприятия учащимися знаний;
чтобы помочь каждому из них воспитать в себе ответственное отношение к учебе

Мы утверждаем, что учителю необходимо поддерживать дисциплину, ибо человек по своей природе греховен; при этом учитель должен быть движим любовью, которая может проявляться в виде похвалы или вознаграждения; целью же наказания должны быть перемены к лучшему, неотъемлемой частью которых являются раскаяние, прощение и восстановление душевного мира

Мы утверждаем, что неотъемлемой частью обучения и воспитания является действенное душепопечительство, которое отвечает реальным потребностям детей и родителей. Формы этой работы должны соответствовать библейскому учению и свидетельствовать о Христовом участии и любви

Требования к руководству, распорядку и методам управления в образовании

Мы утверждаем, что общий распорядок образования также, как и управление отдельными образовательными структурами, должен быть подчинен высшим целям образования, а не чисто экономическим интересам

Мы утверждаем, что образовательная политика на уровне школы и государства должна всегда учитывать интересы наиболее бедных, отвергнутых, немощных и обездоленных , чтобы помогать им

Мы утверждаем, что во главе образовательных структур должны быть те люди, которые руководствуются видением, вдохновением и служением, а не те, которые стремятся подчинять своей воле других.

Мы утверждаем, что власть руководства должна проявляться в атмосфере взаимопомощи, открытости и авторитетности, а не в наказаниях, подавлении инициативы и авторитарных методах

Мы утверждаем, что руководство школы должно заботиться о духовной жизни и повышении профессионального уровня педагогов и этим помогать им как можно лучше выполнять свои профессиональные обязанности, поскольку христианское мышление и ценности в этой области вносят чрезвычайный вклад в развитие атмосферы в школе.

  1. Основные понятия курса

  1. Библейская интеграция – это такое преподавание учебных дисциплин в школе, которое формирует библейское мировоззрение учащихся, помогает им мыслить и выбирать правильную модель поведения

  1. Мировоззрение – основополагающие убеждения личности о метафизике (учении о первичной реальности, о существовании, о бытии), об эпистемологии (о познании), об аксиологии (о ценностях)

  1. Основные мировоззренческие вопросы и варианты ответов на них

По Джеймс Сайр, «Парад миров» (1997)

  1. Что на самом деле реально? Что является первопричинной реальностью?

  1. Бог

  2. Материя

  3. Энергия

  4. Некая безликая сила

  1. Какова природа окружающего нас мира?

  1. Реальна/иллюзорна

  2. Сотворена/возникла случайно

  3. Упорядочена/хаотична

  4. Создана по Высшему замыслу/существует ради изобретаемого смысла отельного человека

  1. Кем является человек?

  1. Потомок обезьяны

  2. Спящий Бог

  3. Машина

  4. Личность, сотворенная по образу и подобию Бога

  1. Есть ли жизнь после смерти? Что происходит с человеком после смерти?

  1. Исчезает

  2. Преобразуется

  3. Реинкарнируется

  1. Как мы познаем? Почему возможно познание?

  1. Человек создан по образу Божьему

  2. Человек научился мыслить в процессе эволюционного развития

  3. Мы ни о чем не можем знать наверняка

  4. Мышление – средство выживания

  1. Что лежит в основе нравственности? Как определить, что есть добро, а что – зло?

  1. Нравственность определяется культурой

  2. Нравственность определяется человеческим выбором

  3. Бог, будучи благим, справедливым и мудрым, устанавливает стандарты нравственности

  1. Какова цель и предназначение истории?

  1. Создание совершенного экономического и социального общества

  2. Исполнение предназначения, определенного Богом

  3. История не имеет предназначения

По Дэвид Гудинг, Джон Леннокс «Мировоззрение» (2004)

  1. Что лежит за наблюдаемой вселенной?

  1. Материализм: материя – источник всего, развитие – череда бесцельных процессов

  2. Теизм: Бог создал вселенную с определенной целью. Бог – не материален, а духовен

  1. Каким образом возник и развился наш мир?

  1. Материализм: Неодушевленная материя самоорганизовалась эволюционно от простейших форм к сложнейшим, не преследуя при этом какой либо смысл или цель

  2. Теизм: Сложное и совершенное устройство вселенной подтверждает наличие Высшего Замысла, создавшего ради определенной цели жизнь на земле

  1. Какова природа человека? Где источники его рациональности и нравственности? Что происходит с ним после смерти?

  1. Материализм: человек – лишь материя, нравственность – результат социального взаимодействия, человек сам определяет себе цели жизни, после смерти нет существования

  2. Теизм: Человек создан Богом по образу Божьему, Бог определяет законы и нормы нравственности. Цель жизни – служить Богу и наслаждаться им. После смерти человек должен предстать перед Богом для отчета за свою жизнь и получения вечной награды/наказания

  1. Литература

  1. /florensky.htm, , /people (информация о П.А. Флоренском)

  2. Дэвид Гудинг, Джон Леннокс «Мировоззрение»

  3. Харро Ван Бруммелен «С Богом на уроке»

  4. Фрэнк Гейбелайн «Образ истины Божией. Соединение веры и знания»

  5. Альберт Грин «Учимся мыслить по-христиански»

  6. «Божий мир в школьных предметах»

  7. Материалы (в разделе об информатике)

  8. Интернет-материалы (по темам «афоризмы великих людей», «социальные сети»)

  9. Материал Центра просветительских программ Международной ассоциации христианских школ .ua»

  • Дэвид Смит, «Преподавание по-библейски»

  • «Христианская вера и образование: Пражская Декларация Европейского Евангельского Союза (1997)»

«В корнях бытия - единство, на вершинах – разъединение» (Павел Флоренский)

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (21.01.1882-08.12.1937), религиозный философ, ученый-энциклопедист. Родился в семье инженера-путейца, служившего в Закавказье. В 1900 окончил 2-ю Тифлисскую классическую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Специализируясь по чистой математике, Флоренский параллельно изучал философию. В 1904 после окончания курса отказался от предложенной ему научной университетской карьеры, выбрав путь, по его же словам, "православия и именно церковности", поступив в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1914 защитил магистерскую диссертацию “О духовной истине. Опыт православной теодицеи”. В 1912-17 редактировал журнал “Богословский вестник”. Энциклопедически образованный оригинальный мыслитель, Флоренский стал автором многих выдающихся работ по богословию, философии, искусствоведению, математике, эстетике, электродинамике, филологии, понимая свою жизненную задачу в проложении путей к будущему цельному мировоззрению. После Октябрьской рев. 1917 Флоренский так обозначил свою позицию: "Развиваемое мною научно-философское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма", но это не может помешать "добросовестно делать на государственной службе свое дело". Служил ученым секретарем комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой лавры, разрабатывая методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства, читал лекции по физике и математике в педагогическом институте, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), занимался научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, редактировал Техническую энциклопедию и написал для нее более 100 статей. С 1919 центр тяжести его научных интересов перемещается в область физики и техники. В 1927 выслан в Нижний Новгород. По ходатайству жены А.М. Горького Е.П. Пешковой он был освобожден, но в 1933 вновь арестован, осужден на 10 лет по ст. 58 пп. 10 и 11 ("Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания") и отправлен в восточно-сибирский лагерь "Свободный" (БАМЛАГ). В 1933 - 1934 работал на мерзлотной научно-исследовательской станции, где получил ценные результаты. Ходатайство правительства Чехословакии в 1934 об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию правительство СССР отклонило. В 1935 Флоренский был отправлен в Соловецкий лагерь, где сделал ряд научных открытий на соловецком заводе йодной промышленности. В ноябре 1937 Флоренский был вторично осужден тройкой УНКВД по Ленинградской области и затем расстрелян в том же году

А самое существенное в своей жизни сам Флоренский перечислил в письме своей жене с Соловков от 13 мая 1937 года. Вот фрагмент этого письма:

«…От меня всегда уходит то, над чем я работал, в чем достиг результатов и на подготовку к чему затратил много труда. Мысленно просматривая свою жизнь (пора подводить итоги), усматриваю ряд областей к вопросов, которые начал я и которыми потом занялись «все» (чтобы не прочел всё), т. е. очень многие, мне же либо пришлось оставить дело, либо сам оставил, т. к. противно заниматься вопросами, к которым лезут со всех сторон и захватывают. Тебе, может быть, будет интересен список важнейших. В математике: 1. Математические понятия, как конституитивные элементы философии (прерывность, функции и пр.). 2. Теория множеств и теория функций действ, переменного. 3. Геометрические мнимости. 4. Индивидуальность чисел (число-форма). 5. Изучение кривых in concreto. 6. Методика изучения формы. В философии и истории философии. 1. Культовые корни начатков философии. 2. Культовая и художественная основа категорий. 3. Антиномии рассудка. 4. Историко-филолого-лингвистическое изучение терминологии. 5. Материальные основы антроподицеи. 6. Реальность пространства и времени. В искусствоведении. 1. Методика описания и датировки предметов древнерусского искусства (резьба, ювелирные изделия, живопись). 2. Пространственность в художественных произведениях, особенно изобразительного искусства. В электротехнике. 1. Изучение электрических полей. 2. Методика изучения электрических материалов - основание электроматериаловедения. 3. Значение структур электроматериалов. 4. Пропаганда синтетических смол. 5. Использование различных отходов для пластмасс. 6. Пропаганда и разработка элементов воздушной деполяризации. 7. Классификации и стандартизация материалов, элементов и пр. 8. Изучение углистых минералов как одной группы. 9. Изучение ряда пород горных. 10. Систематическое изучение слюды и открытие ее структуры. 11.Изучение почв и грунтов. И т.д.»


Может быть, такое сочетание христианской духовности и академического знания – исключение?

Гарвардский университет был основан в 1636 г. для обучения служителей Евангелия. Его хартия (устав) от 1650 года гласит, что университет основан «для воспитания английской и индейской молодежи в знании и благочестии», а девиз его был «Cristo et Ecclesiae». Через 65 лет был основан Йельский университет - основан теми, кто считал Гарвард недостаточно ортодоксальным. Задачей Колумбийского университета, открывшегося в 1754 году было «вести учащихся к познанию Бога через знание об Иисусе Христе». Список можно продолжить… [4]

С другой стороны, есть опасность чисто декларативной интеграции веры и знания:

Христианская теория образования должна исходить из идеи, что христианство – это взгляд на мир и жизнь, а не просто ряд не связанных между собой доктрин. Оно включает в себя всю жизнь и каждое явление Вселенной находит свое место и объяснение в христианстве. Это – система истины, объемлющая собой весь мир. Современная тенденция в образовании «разбавлять» расписание занятиями по религии похожа на пристраивание гаража к дому. А здание образования нуждается не в новом гараже, а в новом фундаменте [4]

  1. Библейские основы изучения естественных наук (Бытие 15:1-6)

  1. Бог показывает ему обычные, естественные, видимые, сотворенные вещи (небо и звезды), но так, что Авраам начинает видеть необычные, сверхъестественные, невидимые реалии, т.е. могущество, мудрость и заботу Творца о творении. Результат: «Авраам поверил Господу»

  2. Безбожная наука отделила творение от Творца (география, биология, химия), но церковь склонна впадать в другую крайность – отделять Творца от творения (как древние греки мы склонны считать все материальное – недуховным). Но Бог использует материальную Вселенную с целью открыть людям через нее Свой духовный мир:

  1. Разговор Бога с Иовом (Иов 38-41)

  2. «Господь – Пастырь мой» (Пс. 22) – пастух и овцы

  3. «Пойди к муравью, ленивец…» (Пр. 6)

  4. «Посмотрите на птиц… Взгляните на полевые лилии» (Мф. 6)

  5. «Ветер дует, где хочет» (Никодиму – о Духе Святом, Ин. 3)

  6. Дом на песке и на камне (Мф. 7)

  7. Притча о сеятеле, семени и почвах (Мф. 13)

  8. Вы – соль (земли) и свет (мира) (Мф. 5)

  9. Как солнце светит на злых и добрых и дождь падает на праведных и неправедных… (Мф. 5)

  10. Бревно и сучек (Мф. 7)

  11. Лоза и ветви (Ин. 15)

  12. Христос: «Я – хлеб, Я – вода живая» (Ин. 6,7)

  13. Царство Божие подобно жемчужине (Мф. 13)

  14. Надеющиеся на Господа поднимут крылья как орлы (Ис. 40)

  15. «Он сделает ноги мои как у оленя» (Авв. 3)

  16. Будьте мудры как змии и просты как голуби (Мф. 10)

  17. Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко… (Мф. 19)

  18. Сатана ходит как рыкающий лев (1 Пет. 5)

  1. Некоторые природные реалии служат особым знаком Божьего водительства – напоминанием о завете

  1. Ной (гарантия безопасной жизни, стабильности смены времен года, …) – радуга

  2. Моисей (избавление из Египетского рабства и выход в новую землю) – Пасха (ягненок и кровь)

  3. Крещение (знак смерти и воскресения Христа и нашего соединения с Ним) – вода

  4. Причастие (знак совершенного искупления, созданного нового народа – церкви, обещание возвращения Христа) – хлеб и вино (причем здесь мы не только смотрим, но и вкушаем)

«Самые лучшие исследователи Божьего творения – это богобоязненные люди. Научные исследования не имеют никакой цены, если в них вы не ищете Бога. Истинная мудрость – это видеть и любить Бога, поклоняться Ему и восхищаться Им. Он открывается нам в Своем творении. Опасно начинать образование не с познания Бога, а с изучения других дисциплин. Необходимо всегда начинать с богословия, чтобы оно управляло всем нашим обучением. Природа должна читаться как живая Божья книга. Бог написал ее, чтобы открыть Себя» (пуританин Ричард Бакстер, 1656 г.)

Вопреки сложившемуся мнению о светском (если не атеистическом) характере науки, многие выдающиеся ученые – классики отстаивают необходимость рассматривать изучаемый мир (сотворенный) во взаимосвязи с его Создателем (Богом – Творцом):



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Страницы отечественной истории: 1917-1941 гг. Хрестоматия Ставрополь 2009

    Документ
    Сложные внутриполитические, международные, экономические и социальные процессы первых десятилетий Советской власти вызывают неоднозначные трактовки и интерпретации в исторической науке и в обществе.
  2. Страницы отечественной культуры

    Документ
    Писатель Юрий Домбровский вспоминал о своем разговоре с Грином: « Опять заговорили об антирелигиозном сборнике, и тут ему это надоело. Он сказал: «Вот что, молодой человек,— я верю в Бога».
  3. Страница Юрия Нерсесова

    Документ
    Нещадно ругая или, наоборот, безудержно хваля поставленные кинокомпанией "Сварог" телесериалы "Спецназ" и "Империя под ударом", российские СМИ дают слово кому угодно, кроме создателей этих лент.
  4. Страница «человек и природа»- февраль (1) 2011 года

    Документ
    Но сначала ее надо увидеть с высоты птичьего полета. Нет, не с самолета или вертолета, а с верхушки громадного кедра, вознесшегося высоко над волнующимся лесным морем! Безбрежное и зеленое, оно уходит за горизонт на все четыре конца
  5. Страницы истории края

    Документ
    Первые следы человека на территории края появились в период каменного века, около 120 тысяч лет назад. Основным населением позднего бронзового века были племена срубной культуры.
  6. Страницы истории Ядринского районного суда Чувашской республики Об истории Ядринского уездного земского суда 18-19 веков

    Документ
    В 1713 году Петр I учредил в губерниях должность судьи, а высшей судебной инстанцией в губернии являлся надворный суд, заседавший под председательством губернатора.

Другие похожие документы..