Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
      Маргарет Тетчер родилась 13 октября 1925 года к северу от Лондона, в небольшом английском городке Грэнтхем, известном лишь тем, что он являлся ...полностью>>
'Конкурс'
Министерство образования Московской области сообщает, что 17 февраля 2010 года в художественной школе (г. Железнодорожный, микр-н Павлино, д.1, корп....полностью>>
'Программа'
«Капитан Ахав» / Capitaine AchabДрама/приключения, Франция-Швеция, 2007, 100 мин.Режиссер: Филипп Рамо В ролях: Дени Лаван, Виржиль Леклер, Жан-Франс...полностью>>
'Документ'
В последние десятилетия роль дошкольных учреждений в подготовке детей к обучению в школе значительно увеличивается. Требования, предъявляемые школой к...полностью>>

Программы Voyage Office и «Аист 5» 66 Система Continent-ant 67 программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

 Конец страницы 1 

Раздел I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ 6

Глава 1. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6

1.1. Понятие об информационных технологиях 6

1.2. Классификация информационных технологий 9

1.3. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма 10

Глава 2. СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ И РЕЗЕРВИРОВАНИЯ 13

2.1. Характеристики компьютерных систем бронирования и резервирования 13

2.2. Система бронирования Amadeus 15

2.3. Система бронирования Galileo 19

2.4. Система бронирования Worldspan 20

2.5. Система бронирования Sabre 21

2.6. Другие зарубежные системы бронирования 22

2.7. Российские компьютерные системы бронирования 23

2.8. Выбор системы бронирования 28

Глава 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 30

3.1. Направления использования Интернета 30

3.2. Характеристика туристских серверов 39

3.3. Электронная коммерция в туризме 46

Глава 4. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 50

4.1. Основные сведения 50

4.2. Электронные каталоги 52

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА 52

5.1. Классификация информационных систем менеджмента 53

5.2. Пакеты управления туристскими фирмами 53

5.3. Программные продукты фирмы «Арим-Софт» 55

5.4. Программа «Само-Тур» 58

5.5. Программный комплекс «Мастер-Тур» 60

5.6. Программные продукты фирмы «Интур-Софт» 62

5.7. Программы Voyage Office и «Аист-2.5» 66

5.8. Система Continent-ANT 67

5.9. Программа «Тур» 68

5.10. Программа «Туристский офис» 69

5.11. Программа Jack 70

Глава 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ КОМПЛЕКСОМ 72

6.1. Общая характеристика гостиничного комплекса 72

6.2. Система автоматизации гостиниц Hotel-2000 74

6.3. Автоматизированная система управления гостиницей 76

6.4. Автоматизированная информационная система для гостиниц «Отель-Симпл» 78

6.5. Система «Меридиан-1» 80

6.6. Программные продукты фирмы «Рек-Софт» 81

6.7. Система Lodging Touch 85

6.8. Комплекс автоматизации гостиничного хозяйстваKEI-Hotel 87

6.9. Система Fidelio 91

6.10. Система модулей Cenium 99

6.11. Система комплексной автоматизации «Дип-Пансион» 103

6.12. Система Nimeta 104

6.13. Сравнительная характеристика основных систем управления гостиничным комплексом 106

Глава 7. ПАКЕТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТУРФИРМ И ОТЕЛЕЙ 110

7.1. Сравнительный анализ финансовой деятельности 110

7.2. Управление проектами с помощью Microsoft Project 111

Раздел II ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СКС И ТУРИЗМЕ НА БАЗЕ MICROSOFT OFFICE 113

Глава 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MICROSOFT EXCEL 113

8.1. Общие сведения об электронных таблицах 113

8.2. Создание и обработка электронных таблиц 114

8.3. Средства графики в Excel 116

8.4. Обработка данных в Excel 118

Глава 9. СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ ДЛЯ СФЕРЫ СКС И ТУРИЗМА СРЕДСТВАМИ MICROSOFT ACCESS 122

9.1. Основные понятия реляционных баз данных 122

9.2. Этапы создания реляционной базы данных предприятия СКС и туризма 123

9.3. Типы информационных связей в моделях данных 123

9.4. Создание базы данных для предприятия СКС и туризма 125

9.5. Реализация базы данных «Турфирма» средствами СУБД Access 128

Раздел III СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОРГТЕХНИКИ 144

Глава 10. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И СВЯЗИ 144

10.1. Классификация средств оргтехники 144

10.2. Способы передачи информации 145

10.3. Классификация каналов связи 146

10.4. Телефонная связь 150

10.5. Компьютерная телефония 153

10.6. Радиотелефонная связь 154

10.7. Системы сотовой радиотелефонной связи 154

10.8. Транкинговые радиотелефонные системы 159

10.9. Персональная спутниковая радиосвязь 160

10.10. Пейджинговые системы связи 160

10.11. Видеосвязь 161

10.12. Факс 164

Глава 11. СРЕДСТВА ОРГТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СКС И ТУРИЗМЕ 165

11.1. Копировально-множительные средства 165

11.2. Сканеры 167

11.3. Средства отображения информации 169

11.4. Слайдпроекторы 170

11.5. Жидкокристаллическая проекционная панель 171

11.6. Аппараты для уничтожения документов 172

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 174

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 184

 Начало страницы 2 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М.А.МОРОЗОВ, Н.С.МОРОЗОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ. ОРГТЕХНИКА

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации в области сервиса в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

Москва

 Конец страницы 2 

 Начало страницы 3 

УДК 338.48

ББК 65.433

М801

Рецензенты:

проректор МГУ экономики, статистики и информатики (МЭСИ),

профессор А. В. Хорошилов;

начальник Центра информационно-технического обеспечения Российского нового университета, канд. физ.-мат. наук, доцент Д. В. Растягаев

Морозов М. А.

М801 Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М. А. Морозов, Н.С. Морозова. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 240 с. ISBN 5-7695-0998-8

Рассмотрены и проанализированы основные направления использования современных компьютерных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Показаны роль и влияние информационных технологий на развитие туристического и гостиничного бизнеса. Изложены возможности и преимущества использования глобальных систем бронирования и резервирования туристических услуг Galileo, Amadeus, Worldspan в условиях становления российского рынка туризма и гостеприимства. Рассмотрены пути использования Internet и перспективы внедрения электронной коммерции в области социально-культурного сервиса и туризма. Показаны направления использования мультимедийных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Изложены существующие подходы в области автоматизации гостиничного бизнеса. Рассмотрены наиболее известные зарубежные и отечественные разработки по комплексной автоматизации деятельности гостиничных комплексов.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 338.48

ББК 65.433

ISBN 5-7695-0998-8

© Морозов М.А., Морозова Н.С, 2002

© Издательство «Мастерство», 2002

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2002

 Конец страницы 3 

 Начало страницы 4 

ВВЕДЕНИЕ

Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу социально-культурного сервиса (СКС) и туристского бизнеса, их применение становится неотъемлемым условием успешной работы. Известное изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» особенно актуально для сферы туристского бизнеса, так как именно оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность управленческих решений в этой области. Реализация этих условий возможна только в рамках применения информационных компьютерных систем.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие туризма в Российской Федерации» предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения в области туризма, в том числе создание единой туристско-информационной сети России и ее интеграции с аналогичными международными системами. Предполагается формирование банков данных по отечественным и зарубежным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов, а также создание информационной базы по туристским объектам всероссийского значения. Полноценная интеграция России в мировой туристский бизнес требует скорейшей реализации сформулированных в программе задач и является необходимым условием создания и продвижения современных туристских продуктов.

Внедрение информационных технологий в сферу туристского бизнеса сталкивается с множеством проблем, к которым можно отнести недостаточное финансирование, особенно после дефолта 1998 г., неудовлетворительный уровень подготовленности работников туриндустрии в области современных компьютерных технологий, общий низкий уровень компьютерной грамотности населения и незначительное по сравнению с мировым уровнем наличие домашних компьютеров, сравнительно небольшое число пользователей Интернета и др. Тем не менее общая тенденция внедрения информационных технологий в сфере туризма, активная работа ряда компьютерных фирм, специализирующихся в этой области, свидетельствуют о хороших перспективах этого направления.

 Конец страницы 4 

 Начало страницы 5 

Для решения существующих проблем и объединения разработчиков и пользователей информационных технологий в туризме создана Ассоциация содействия туристическим технологиям, в состав которых входит ряд компаний, осуществляющих определенные виды деятельности:

Название компании

Деятельность компании

«Алеан»

«Арим-Софт»

«Мегатек»

«Само-Софт»

UTS

Система бронирования «Алеан»

Туристский портал «100 дорог»

Система автоматизации «Мастер-Тур»

Система автоматизации «Само-Тур»

Система бронирования отелей и услуг

Основная цель Ассоциации — подготовка участников туристского рынка к внедрению и эффективному использованию современных средств ведения бизнеса. Ассоциация предусматривает выполнение следующих функций:

проведение семинаров и занятий для сотрудников турфирм с целью повышения их профессиональных и технических навыков;

исследование российского туристского рынка и информирование руководителей туркомпаний об основных тенденциях его развития;

выработку и внедрение единых стандартов на программное обеспечение и средства автоматизации турбизнеса;

проведение конференций по проблемам и перспективам автоматизации турбизнеса;

консультации участников Ассоциации по вопросам автоматизации и электронных коммуникаций для представителей турбизнеса.

Подготовка специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма предполагает освоение такой важной дисциплины, как «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника» («ИТ в СКС и Т. Оргтехника»). Знание современных компьютерных технологий и наличие устойчивых навыков их использования являются неотъемлемым признаком высококлассного специалиста.

Основной целью дисциплины «ИТ в СКС и Т. Оргтехника» являются:

формирование системы знаний о современных информационных технологиях, используемых в области социально-культурного сервиса и туризма, и перспективах их развития;

выработка у обучающихся устойчивых навыков работы с современными программными продуктами, используемыми в социально-культурном сервисе и туризме.

 Конец страницы 5 

 Начало страницы 6 

В результате освоения дисциплины студент должен:

изучить современное состояние, классификацию и тенденции развития информационных технологий в СКС и туризме;

изучить основы новых информационных технологий и их влияние на успех в туристском и гостиничном бизнесе;

овладеть знаниями о рынке современных компьютерных технологий, научиться выбирать для решения конкретных задач необходимый программный продукт;

овладеть знаниями о современном оборудовании, необходимом для автоматизации офиса, умениями его выбирать и им пользоваться;

получить устойчивые навыки работы с программными продуктами, используемыми в СКС и туризме.

 Конец страницы 6 

 Начало страницы 7 

Раздел I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Глава 1. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Понятие об информационных технологиях

Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений. Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.

История развития информационных технологий может быть разбита на несколько этапов. Первый этап — это ручная технология сбора и обработки информации, господствовавшая до второй половины XIX в. Основными инструментами в то время являлись перо, чернила и простейшие счетные аппараты, а средства коммуникации были представлены в форме курьерской и почтовой связи. В конце XIX в. начался этап механической технологии. К этому времени относится создание пишущей машинки, телефона, которые существенно изменили технологию обработки информации и организационную структуру предприятий. С появлением электронных пишущих машинок, копировальных машин и диктофонов в 40—60-х гг. XX в. связывается этап электронной технологии. Массовое производство электронно-вычислительных машин в 60-х гг. и их широкое проникновение во все сферы деятельности являются началом новой компьютерной информационной технологии. Особо успешно эта технология начала внедряться с 70-х гг., когда были созданы персональные электронно-вычислительные машины.

По степени автоматизации можно выделить ручные, автоматизированные и автоматические информационные технологии. Исторически первыми были так называемые ручные информационные технологии, в которых все процедуры по сбору, обработке и передаче информации осуществлялись вручную. Однако современный уровень развития бизнеса предъявляет принципиально новые требования к информационному обслуживанию, в том числе обеспечение скорости передачи информации, ее актуальности, достоверности и своевременности предоставления конечному

 Конец страницы 7 

 Начало страницы 8 

пользователю. Появление новых технологий организации информационных процессов связано прежде всего с использованием компьютерных технологий. Информационные технологии, применяемые в области управления технологическими процессами, могут быть реализованы в виде полностью автоматических информационных систем. В этом случае автоматизированы все процедуры регистрации, сбора, передачи, обработки информации, а также выработка управляющих воздействий, с помощью которых осуществляется управление технической системой. Такие автоматические информационные технологии используются обычно в производственных системах. В частности, к этому классу информационных систем можно отнести так называемые интеллектуальные здания, в которых автоматизированы процессы технической эксплуатации здания, в том числе процессы теплоснабжения, освещения, кондиционирования и т.п.

В системах организационного управления наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека — лицо, принимающее решение (ЛПР). К таким системам относятся практически все информационные системы, используемые в области социально-культурного сервиса и туризма.

Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечения.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включать в техническое обеспечение информационной системы, так как они органично встраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являются неотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера, ксерокса, факса выполняет одно устройство. Выбор необходимого состава технических средств должен определяться прежде всего функциональными задачами информационной системы и соответствующей предметной областью.

Программное обеспечение — это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в области социально-культурного сервиса и туризма, достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.

 Конец страницы 8 

 Начало страницы 9 

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в области социально-культурного сервиса и туризма является одной из сложнейших проблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы, которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем. Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования информационной системы. Несоблюдение правил пользования информационной системой и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.

Пример. В системах управления гостиничными комплексами несвоевременный ввод информации о состоянии номерного фонда может привести к снижению эффективности работы всей гостиницы.

Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа. Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа.

Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.

К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры; локальные и глобальные вычислительные сети; коммуникационные средства; телефонная техника; видеоинформационные системы и др. Современные информационные системы предполагают, как правило, интеграцию различных программных продуктов. В состав информационной системы входят средства для документацион-ного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, в частности социально-культурного сервиса и туризма, коммуникационное программное обеспечение, средства

 Конец страницы 9 

 Начало страницы 10 

организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные технологические продукты. Внедрение информационных технологий предполагает не только автоматизацию основных информационных бизнес-процессов, но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованием документооборота в системе, а повышение надежности и оперативности предоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а не рутинной обработке.

Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку технологий Интернет и т.д.

1.2. Классификация информационных технологий

Современная индустрия туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий. Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически немыслимо без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей. Многообразие применяемых в туризме информационных технологий приведено на рис. 1.1.

В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в

 Конец страницы 10 

 Начало страницы 11 

Рис. 1.1. Системы информационных технологий в СКС и туризме

гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т.д.

В индустрии туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет. В Великобритании около 90 % турагентств используют систему визуальных данных Prestel, которую поддерживает компания British Telecom. Эта система содержит информацию о туризме и путешествиях, а также предложения туроператоров, железнодорожных линий, паромов, отелей и авиалиний, легко доступную потребителям. В систему также регулярно заносят последние новости и изменения по всем этим направлениям. Основным компонентом системы Prestel являются телевизор, выступающий в качестве дисплея, клавиатура для ввода данных, а также адаптер, который обеспечивает связь турагентства с центральным компьютером, минуя телефонные линии. Технология видеотекста также пользуется успехом во Франции, где применяется система Minitel. В то же время в США использование видеотекста ограничено.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник

    Учебник
    Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник (5-е издание) Издательство: Академия, 2004 г.240 стр.

Другие похожие документы..