Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа «Речевая культура оратора» рассчитана на подготовку педагогических работников СОШ (средних общеобразовательных школ), лицеев, колледжей, вк...полностью>>
'Документ'
Возьмемся за руки, сделаем большой круг. А теперь поднимем руки высоко-высоко и покажем всему миру, какая у нас огромная Родина – Республика Казахстан...полностью>>
'Урок'
"Движение-это жизнь…"Это нам давно и хорошо известно. Приоритетным направлением в преподавании физической культуры по-прежнему является пов...полностью>>
'Закон'
1.1.Відділ містобудування та архітектури Конотопської міської ради Сумської області (далі – Відділ) є виконавчим органом Конотопської міської ради, ї...полностью>>

Комментарий к Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России"

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комментарий к Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России"

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет предметы регулирования данного Федерального закона Российской Федерации.

Предметом правового регулирования является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.

2. Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как предмет регулирования комментируемого закона:

Объекты культурного наследия народов Российской Федерации - это объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Видами объектов культурного наследия являются:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Сохранение объектов культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор:

а) консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика объекта культурного наследия.

б) реставрация - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика объекта культурного наследия путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик объекта культурного наследия, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.

в) воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного объекта культурного наследия при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости объекта культурного наследия.

г) ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния объекта культурного наследия путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика.

д) приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования объекта культурного наследия без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.

Использование объектов культурного наследия - использование объектов культурного наследия обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников.

Использование объектов культурного наследия в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или иной природной среды.

Объекты культурного наследия могут быть использованы в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности объекто культурного наследия и не нарушает их историко-художественной ценности.

Юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся объекты культурного наследия, обязаны беречь объекты культурного наследия, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации.

При определении возможного использования объекта культурного наследия учитываются следующие требования:

- соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению;

- способность объекта культурного наследия быть включенным в культурную сеть города, возможность его музеефицирования;

- сохранение планировочной, объемно - пространственной структуры, инженерно - конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров объекта культурного наследия;

- сохранение территории объекта культурного наследия во взаимосвязи с окружающей градостроительной и природной средой;

- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия и его территории в соответствии с требованиями государственного органа охраны объекта культурного наследия.

Популяризация объекта культурного наследия представляет собой деятельность, направленную на организацию его общественной доступности и восприятия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие реализации государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация включает в себя:

1) проведение Дней исторического и культурного наследия;

2) осуществление общественной доступности объекта культурного наследия его собственниками и пользователями;

3) туристическую деятельность в отношении объекта культурного наследия, его территорий, историко-культурных заповедников и исторических территорий;

4) обеспечение восприятия объекта культурного наследия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, освещения в темное время суток, установки специальных обозначений;

5) музеефикацию объекта культурного наследия;

6) освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных объекту культурного наследия;

7) изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;

8) подготовку и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия;

9) проведение ежегодного конкурса на лучшее сохранение объекта культурного наследия и т.д.

3. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества:

Владение - фактическое обладание вещью, представляет собой совокупность действий лица, направленных на удержание, и управление этой вещью.

Пользование определяется как извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических действий.

4. Порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Он формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра.

Ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение реестра и возлагается на соответствующий орган охраны объектов культурного наследия.

5. Комментируемый закон определяет общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Она осуществляется в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты объектов культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий и включает в себя:

- государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия;

- государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра;

- проведение историко-культурной экспертизы;

- установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;

- контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

- разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;

- выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

- согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

- выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

- установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

- контроль за состоянием объектов культурного наследия;

- иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Нормативной базой сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является:

а) Конституция Российской Федерации, где устанавливается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 42 ч. 2, 3 Конституции Российской Федерации)

Согласно п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

б) Международные договоры и конвенции, участницей которых является Российская Федерация и ратифицированные в установленном порядке. Согласно Конституции Российской Федерации они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Российская Федерация является участницей:

- Конвенции "Об охране всемирного культурного и природного наследия" (Париж 1972 г.): согласно которому культурное наследие - это:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" (Гаага, 14 мая 1954 года): культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

- ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

- здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей;

- центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые "центры сосредоточения культурных ценностей".

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Участники Конвенции обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Эти обязательства могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения.

Они обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей, запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Стороны.

Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Культурные ценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительным знаком, который представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

Отличительный знак применяется троекратно для идентификации только:

- недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой;

- транспортов с культурными ценностями;

- импровизированных укрытий.

Отличительный знак может применяться однократно для идентификации только:

- культурных ценностей, не находящихся под специальной защитой;

- лиц, на которых возложены функции по контролю;

- персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей;

- удостоверений личности.

Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:

- что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальную оборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций;

- что они не используются в военных целях.

- Конвенции Совета Европы "Об охране архитектурного наследия Европы" (Гранада, 3 октября 1985 года): археологическими объектами считаются все остатки и предметы или любые другие следы существования человека, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным или одним из основных источников информации о которых являются раскопки или открытия.

С целью обеспечения охраны захоронений и мест, в которых находятся археологические объекты, участники конвенции обязуется принять такие меры, какие могут быть возможными:

- для определения границ и охраны мест и районов, представляющих интерес с археологической точки зрения;

- для создания заповедных зон с целью сохранения материальных свидетельств, которые будут извлечены в результате раскопок последующими поколениями археологов.

Чтобы придать полное научное значение археологическим раскопкам, проводимым в местах, районах и зонах:

a) запрещаются и предотвращаются незаконные раскопки;

b) принимаются необходимые меры для обеспечения того, чтобы проведение археологических раскопок по специальному разрешению поручалось только квалифицированным лицам;

c) обеспечиваются контроль и сохранение полученных результатов.

В целях изучения и распространения информации об археологических находках, принимаются все возможные практические меры, необходимые для обеспечения скорейшего и полного распространения в научных публикациях информации о раскопках и открытиях.

С учетом научных, культурных и просветительных целей Конвенции ее участники обязуется:

- содействовать обмену археологическими объектами в научных, культурных и просветительных целях;

- поощрять обмен информацией, касающейся:

археологических объектов,

разрешенных и незаконных раскопок,

между научными учреждениями, музеями и компетентными национальными

ведомствами;

- делать все, что в ее власти, для обеспечения того, чтобы компетентные органы государств происхождения, уведомлялись о любых предложениях, касающихся предметов, которые, как подозревается, получены в результате незаконных раскопок или вследствие хищения из официальных раскопок, наряду с предоставлением вслед за этим необходимых данных;

- стремиться к тому, чтобы с помощью просветительных средств вызвать и развить осознанием общественностью ценности археологических находок для познания истории цивилизации, а также той угрозы, которую представляют для этого наследия неконтролируемые раскопки.

Международное обращение археологических объектов никоим образом не должно наносить ущерба охране культурного и научного интереса, проявляемого к таким объектам.

Участники Конвенции обязуется особо:

- в отношении музеев и других подобных учреждений, закупочная политика которых контролируется государством, принимать необходимые меры для того, чтобы эти учреждения не приобретали археологические объекты, которые, как подозревается, по какой-либо конкретной причине получены в результате подпольных раскопок или вследствие хищения из официальных раскопок;

- в отношении музеев и других подобных учреждений, которые находятся на территории какой-либо Договаривающейся Стороны, но закупочная политика которых не контролируется государством:

препроводить им текст настоящей Конвенции, и приложить все усилия к тому, чтобы добиться поддержки указанными музеями и учреждениями принципов, изложенных в предыдущем пункте;

- ограничивать, насколько это возможно, путем принятия мер в области образования, информации, контроля и сотрудничества движения археологических объектов, которые, как подозревается, по какой-либо конкретной причине получены в результате подпольных раскопок или вследствие хищения из официальных раскопок. в) Комментируемый закон, устанавливающий, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3) Основы законодательства Российской Федерации о культуре, определяющие, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 21 декабря 2001 Г. N 178-фз

    Закон
    Кандидат юридических наук. В 1996 г. окончила Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, в 2 г. - Кубанский государственный аграрный университет по специальности юриспруденция.
  2. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2002 Г. N 7-фз

    Закон
    Сухова Елена Александровна - к.ю.н., преподаватель кафедры земельного, сельскохозяйственно-кооперативного и трудового права Саратовской государственной академии права.
  3. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (постатейный)

    Закон
    В предлагаемом вашему вниманию издании содержится постатейный практический комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции,
  4. Конституция Российской Федерации. Она провозгласила новые принципы правоотношений. На первое место были выдвинуты интересы отдельной личности и лишь затем интересы общества и государства. Впоследующем были приняты новый Гражданский кодекс

    Кодекс
    Конспект лекций написан в соответствии с программой курса уголовного права, на базе нового Уголовного кодекса Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 25 января 2010 года.
  5. Соисполнители программы Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент градостроительной политики города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

    Программа
    2. Удовлетворение потребностей населения города в сфере культуры и искусства, повышение привлекательности учреждений культуры для жителей и гостей города.

Другие похожие документы..