Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"Моніторинг досвіду країн Європи, США, країн пострадянського простору, включаючи прибалтійські країни, в частині надання пільг окремим категорія...полностью>>
'Урок'
Сегодня на уроке мы поговорим о выдающейся исторической личности князе Владимире , выясним какую внешнюю политику проводил князь, узнаем какие были п...полностью>>
'Учебник'
Какие изменения произошли в российском музыкальном и изобрази­тельном искусстве, архитектуре во II пол. XIX в. в сравнении с пред­шествующим периодом...полностью>>
'Программа'
Необходимо подтвердить свой заказ мини-гостиницы ИКИ тем молодым специалистам, кто обращался с такой просьбой, и указать точное время прибытия и убыти...полностью>>

Курс лекций по учебной дисциплине «право социального обеспечения» Уфа 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (филиал)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра трудового права и права социального обеспечения

курс

ЛЕКЦИй

по учебной дисциплине

«ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Уфа 2008

Содержание

Общая часть 7

Тема 1. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы 7

1.1. Основные этапы становления систем социального обеспечения 7

1.2. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении 18

1.3. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения 30

1.4. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации 39

1.5. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения 44

1.6. Формы социального обеспечения 55

Контрольные вопросы: 65

Глава 2. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения 65

§ 1. Понятие права социального обеспечения, как отрасли права 65

§ 2. Предмет права социального обеспечения 71

§ 3. Метод права социального обеспечения 77

§ 4. Система права социального обеспечения 89

§ 5. Право социального обеспечения как научная дисциплина 96

Глава 3. Принципы права социального обеспечения 101

§ 1. Понятие принципов права и их классификация 101

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения 105

Глава 4. Источники права социального обеспечения 112

§ 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация 112

§ 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения 117

Глава 5. Правоотношения по социальному обеспечению 125

§ 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению 125

§ 4. Правоотношения по поводу пособий, компенсаций и субсидий 142

§ 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей 146

§ 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения 148

§ 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан 152

Основной нормативный материал к Общей части9 156

Особенная часть 158

Раздел I. Трудовой стаж 158

Глава 6. Понятие трудового стажа, его виды 158

§ 1. Понятие трудового стажа, его значение и классификация 158

§ 2. Общий трудовой стаж 159

§ 3. Страховой трудовой стаж 164

§ 4. Специальный страховой и специальный трудовой стаж 167

§ 5. Непрерывный трудовой стаж 169

Глава 7. Исчисление и подтверждение трудового стажа 173

§ 1. Исчисление трудового стажа 173

§ 2. Подтверждение трудового стажа 175

Основной нормативный материал к разделу I Особенной части 186

Раздел II. Пенсионное обеспечение 188

Глава 8. Общая характеристика пенсионной системы России 188

§ 1. Пенсионная реформа 2002 г. Общая характеристика и отличие пенсионной системы, введенной в России с начала 2002 г., от ранее действовавшей пенсионной системы 188

§ 2. Понятие пенсии, классификация пенсий. Право выбора пенсии 199

Глава 9. Пенсия по старости 204

§ 1. Понятие пенсии по старости 204

§ 2. Пенсия по старости на общих основаниях 206

§ 3. Пенсия по старости на льготных основаниях 210

§ 4. Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда 215

§ 5. Размер пенсии по старости 227

Глава 10. Пенсия по инвалидности 231

§ 1. Понятие пенсии по инвалидности. Инвалидность, ее группы, степень утраты способности к трудовой деятельности, причины, время наступления инвалидности 231

§ 2. Основания (условия) для пенсии по инвалидности Типичных оснований для установления пенсии по инвалидности 234

§ 3. Размеры пенсий по инвалидности 238

Глава 11. Пенсия по случаю потери кормильца 244

§ 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия, при наступлении которых устанавливается пенсия по случаю потери кормильца 244

§ 2. Размеры пенсий по случаю потери кормильца 251

Глава 12. Пенсия за выслугу лет 255

§ 1. Понятие пенсии за выслугу лет 255

§ 2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет, и условия ее назначения 257

§ 3. Размер пенсии за выслугу лет. Надбавки к пенсии 258

Контрольные вопросы: 260

Глава 13. Социальная пенсия 260

§ 1. Понятие социальной пенсии и основания для ее установления 260

§ 2. Размеры социальных пенсий 262

Глава 14. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплаты труда 263

§ 1. Методы исчисления пенсий. Конвертация (преобразование) пенсионных прав. Заработок, из которого исчисляются пенсии 263

§ 2. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда 271

Глава 15. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет 280

§ 1. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение 280

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения 282

§ 3. Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия 284

Глава 16. Выплата пенсии 289

§ 1. Общие правила выплаты пенсии 289

§ 2. Выплата пенсий работающим пенсионерам 295

§ 3. Удержания из пенсии 298

Контрольные вопросы: 299

Глава 17. Пенсии, иные пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан 300

§ 1. Формирование привилегированной пенсионной системы 300

§ 2. Пенсии для граждан, замещавших должности федеральных государственных служащих и государственные должности 302

§ 3. Пенсионное обеспечение отдельных категорий государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей 308

Основной нормативный материал к разделу II Особенной части 319

Раздел III. Социальные пособия, компенсационные выплаты и субсидии, обеспечение по страхованию пострадавших на производстве и их семей 326

Глава 18. Социальные пособия 326

§ 1. Понятие пособий и их виды 326

§ 2. Классификация пособий и методы определения их размеров 328

Глава 19. Пособие по временной нетрудоспособности 330

§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности 330

§ 2. Основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности 333

§ 3. Размеры пособий по временной нетрудоспособности. Заработок, из которого исчисляется пособие, и определение общей суммы пособия 339

Контрольные вопросы 345

Глава 20. Пособие по безработице 346

§ 1. Круг граждан, имеющих право на пособие по безработице 346

§ 2. Сроки выплаты пособия по безработице, его размеры и порядок исчисления 347

Глава 21. Денежные выплаты (пособия) в связи с материнством, отцовством и детством 352

§ 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения 352

§ 2. Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности 354

§ 3. Единовременное пособие при рождении ребенка 359

§ 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 360

§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка 364

Глава 22. Иные социальные пособия 368

§ 1. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 368

§ 2. Единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений 370

§ 3. Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека 372

§ 4. Единовременные пособия вынужденным переселенцам 374

§ 5. Единовременные пособия беженцам 376

§ 6. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы 378

§ 7. Единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом 379

§ 8. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот 380

Глава 23. Компенсационные выплаты, субсидии 383

§ 1. Понятие и виды компенсационных выплат, субсидий 383

§ 2. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы 384

Глава 24. Государственная социальная помощь 399

§ 1. Государственная социальная помощь в связи с бедностью 399

§ 2. Виды (формы) государственной социальной помощи 400

Глава 25. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей 402

§ 1. Введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 402

§ 2. Основные виды обеспечения по страхованию 407

§ 3. Назначение, выплата и адаптация страхового обеспечения 413

Основной нормативный материал к разделу III Особенной части 418

Раздел IV. Охрана здоровья граждан. Медицинская и лекарственная помощь 423

Глава 26. Медицинская помощь и лечение 423

§ 1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды 423

§ 2. Санаторно-курортное лечение 429

Контрольные вопросы: 433

Глава 27. Лекарственная помощь 433

§ 1. Правила обеспечения населения лекарственной помощью 433

§ 2. Бесплатная лекарственная помощь 435

§ 3. Лекарственная помощь со скидкой 437

Контрольные вопросы: 439

Основной нормативный материал к разделу IV Особенной части 440

Раздел V. Социальное обслуживание и льготы по системе социального обеспечения 442

Глава 28. Социальное обслуживание 442

§ 1. Понятие социального обслуживания 442

§ 2. Реалибитация, образование и обеспечение занятости инвалидов 447

§ 3. Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами 453

§ 4. Социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях 455

§ 5. Социальное обслуживание детей 459

Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения 463

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания 463

§ 2. Дифференциация социальных льгот, их виды 465

Основной нормативный материал к разделу V Особенной части 471

Раздел VI. Нормы международных актов о социальном обеспечении 476

Глава 30. Международное правовое регулирование социального обеспечения 476

§ 1. Понятие общепризнанных принципов и норм международного права. Международный опыт 476

§ 2. Источники международного права, их основное содержание 478

Список рекомендованной литературы 488

Общая часть

Тема 1. Понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы

1.1. Основные этапы становления систем социального обеспечения

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации1.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес представляет опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения на Руси2. Как свидетельствует Начальная летопись, Князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви»3. В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.

Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первоначального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 г. «Городовое Положение» узаконило требование к городам об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.

Инвалидные дома для значительного числа призреваемых появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.

Сеть благотворительных учреждений, находящихся под покровительством Императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854 г., т.е. после ее смерти, была объединена под общим названием «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Благотворительностью, предоставляемой этими учреждениями, в течение 1898 г. воспользовалось более 7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;

3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду4. Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В 1827 году принимается Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. В соответствии с Уставом лицам, близким к царскому двору, назначались пенсии в размерах, устанавливаемых единоличным решением царя и достигавших 12 тыс. руб. в год. Другие чиновники (в зависимости от служебного положения) получали от 300 руб. до 4 тыс. руб. в год. Пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи5. С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье — в случае потери кормильца.

В этот период господствующей доктриной усиленно насаждается мысль о том, что величайшей ценностью капитализма является возможность формирования общества свободного предпринимательства, в котором залогом благосостояния могут и должны стать предприимчивость, труд и бережливость каждого; общество «равных возможностей» стимулирует личную ответственность человека за свое будущее и будущее своих детей, в связи с чем государство не должно вмешиваться в дела индивидуума и уровень его жизни. Однако труд, ставший товаром, имел слишком низкую цену в форме заработной платы, которая не могла гарантировать не только обеспечения будущей старости, но и самого существования в период работы. По мере формирования класса наемных работников все больше становилась очевидной необходимость организации взаимопомощи в случаях, когда работник вынужденно терял заработок в связи с болезнью, инвалидностью, а его семья — в случае утраты кормильца. Образуются общества взаимопомощи в виде касс, средства которых складывались из взносов работников и работодателей. Право собственности на средства касс и монополия на управление ими принадлежали работодателям. Они могли повышать взносы работников, уменьшать размеры пенсий и пособий, по своему усмотрению распоряжаться этими средствами. Пенсии из касс были очень низкими и составляли лишь одну двадцатую часть заработка. Кассы предоставляли работнику мизерную помощь в случае его нетрудоспособности, но, несмотря на это, государство поощряло их, обеспечивая правовую охрану. Это объяснялось тем, что функционирование таких касс снимало с государства и имущего класса ответственность за социальную незащищенность громадной армии наемных работников.

Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии — в 1880 г., в России — в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

Вслед за Германией принимаются законы об обязательном социальном страховании и в других странах Европы.

Суть данной системы состояла в том, что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не только сами наемные работники, но и предприниматели; обеспечение предоставлялось на основе правовых норм, что делало систему государственного социального страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли промышленности, в которой трудились застрахованные.

В случае страхования по болезни взносы работника составляли 2/3, а работодателя 1/3 от подлежащей уплате суммы взносов. Работники полностью освобождались от уплаты взносов на страхование от несчастных случаев; страховой фонд формировался только за счет работодателей. Такое распределение страховых обязательств обусловило создание органов управления больничными кассами: в первом случае руководство больничными кассами состояло на 2/3 из лиц, избираемых работниками, и на 1/3 из представителей работодателя. Страхованием от несчастных случаев ведали так называемые профессиональные товарищества, которые формировались исключительно из представителей работодателей. Тарифы взносов дифференцировались в зависимости от степени опасности условий труда на предприятии и от уровня выплачиваемой заработной платы. К числу видов обеспечения в порядке обязательного социального страхования наемных работников относилось: бесплатное лечение, бесплатные лекарства и другие лечебные средства; денежное пособие; пенсия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Трудовое право и право социального обучения» «3» апреля 2008 г. (Протокол №8)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Право социального обеспечения» (требования Государственного стандарта по дисциплине, структура предмета, тематические планы, планы лекционных и практических
  2. Курс лекций по дисциплине: «Охрана окружающей среды и энергосбережение» Городок 2011

    Курс лекций
    Курс лекций по дисциплине: «Охрана окружающей среды и энергосбережение» составлен для учащихся специальностей: 2-74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства»; 2-74 06 06 «Материально-техническое
  3. Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса По учебной дисциплине: «Эпидемиология»

    Методическая разработка
    Занятие № 1. Название темы. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Заболеваемость населения, эпидемический процесс, «риск заболевания», «группы риска», причины и механизмы развития патологических состояний в популяции
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 12. 00. 08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

    Программа
    При подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру необходимо помнить о том, что научная специальность 12.00.08 включает в себя три дисциплины криминального направления: уголовное право, криминологию и уголовно-исполнительное право.
  5. Онсфоктор Елена Леонидовна Тимирьянова Венера Маратовна Экономика и организация оптово-посреднических операций (название дисциплины) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации оптово-посреднических операций» составлен в соответствии с требованиями основной обязательной программы по дисциплине по специальности 080502.

Другие похожие документы..