Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Среди всех прав, которыми обладает человек, право на жизнь и личную неприкосновенность яв­ляется важнейшим. Для его защиты в государстве создаются пр...полностью>>
'Документ'
ABSTRACT. In this paper the problem of automatic phonetic transcription of Russian acronyms in TTS system is considered. The basic types of reading of...полностью>>
'Документ'
В разные годы на протяжении всей педагогической деятельности я всегда находилась в поиске инновационных методов обучения, позволяющих по новому орган...полностью>>

Лекции по дисциплине «концепции современного естествознания»

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Т.Ф. Шубина Лекции по дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Если попытаться, хотя бы в самом общем виде, представить себе историю мысленного овладения миром, то в ней обнаруживаются, три направления, образующие единство цивилизационного процесса - действие (Д)- знание (З)- понимание (П).

Так, в предельно сжатой и упрощенной форме можно определить суть именно человеческого существования - овладение миром в процессе деятельностного, познавательного, осмысленного существования в нем. Осваивая природу, человек обобщает, сохраняет в знании прежний опыт, осмысливает достигнутое, прорывается в новые сферы неведомого. Действие опосредованно знанием, знание - пониманием, а оно в свою очередь открывает новые возможности эффективных действий.

Человек, при помощи мысли не только овладевает природой, но и преобразует,

ее, создает вторую природу - культуру, цивилизацию, науку, тот сложный мир в котором мы живем.

Предметом изучения курса «Концепции современного естествознания» является комплекс знаний о природе, который выступает в контексте человеческой культуры.

Культура (от греч. слова cultura - возделывание, воспитание, образование) - это и результат человеческой деятельности, и сама деятельность. Культура - исторически определенный уровень развития общества, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Исторически сложились два основных типа культуры: естественнонаучная и гуманитарная. К гуманитарной культуре относятся: средства бытия человека и общества, социальные отношения, система эстетических и духовных ценностей. Естественнонаучная культура включает комплекс знаний человека о природе.

Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры.

Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Формула науки: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать».

Чтобы быть эффективной, наука становится специальной. В свою очередь, дифференциация неизбежно порождает интегративные процессы, взаимодействие которых определяет универсальную особенность саморазвития человечества, его познавательной активности.

В самом общем виде, можно выделить три направления развития науки. Учения о природе, об обществе, о человеке и его мышлении. На основе этого выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание.

Естествознание - это система наук о природе, рассматриваемых как единое целое. Естествознание включает всю совокупность научных знаний о неживой и живой природе – части бытия, существующей по законам, не созданным активностью людей. Однако используют и другой подход к природе деля ее на мегамир (Вселенную), макромир (Солнечную систему), мезомир (Земля и объекты, соразмерные человеку) и микромир (объекты в тысячи раз меньшие, чем человек).

Естествознание имеет двоякую цель: 1. Раскрытие сущности явлений природы, познание их законов, связывающих макро- и микромиры, и предвидение на их основе новых явлений. 2. Возможность использовать на практике познанные законы природы.

Предмет естествознания – природа, материя и формы ее движения. Каждая естественная наука изучает определенную форму движения материи: физика - механическую и физическую, химия - химическую, биология - биологическую.

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. Но исходя из того деления, что мы привели, получаем две группы естественных наук:

1) отраслевые естественные науки, или отраслевое естествознание;

2) системные естественные науки, или системное естествознание.

Существует три главные отраслевые естественные науки: физика, изучающая неживую природу; биология, изучающая живую природу; и химия, изучающая как неживую природу (неорганическая химия), так и живую природу (биоорганическая химия), а также переходные состояния вещества (органическая химия). Поэтому химия занимает промежуточное положение между физикой и биологией.

К системным естественно-научным дисциплинам относятся космология (синтезирующая все знания о Вселенной, включая Солнечную систему), науки о Земле (особенно география) и науки о микромире. На пересечении отраслевых и системных дисциплин формируются такие науки, как астрофизика, астрохимия и космическая биология; геофизика, геохимия и биогеография; атомная физика, молекулярная химия и молекулярная биология.

Человек как естественно-научный объект изучается медициной. Современная медицина - это синтез физики, химии, биологии, психологии, а также наук о Земле, наук о Вселенной и даже наук о микромире. Ее можно рассматривать как один из наиболее синтетических разделов естествознания, имеющий теснейшие связи с техническими и гуманитарными науками.

Кроме медицины, в рамках естествознания формируется еще одна отрасль исследования, претендующая на объединение всех знаний для обеспечения выживания и развития человечества. Это — экология. В настоящее время экология и медицина рассматриваются как наиболее перспективные отрасли естествознания, определяющие приоритеты развития науки в XXI в.

Человекознание представляет собой многоаспектный цикл наук о человеке, его мышлении, деятельности. Оно включает психологию, гуманитарные науки.

Обществознание изучает социальную форму движения материи. К нему относятся социология, экономика, право.

Граница между этими сферами носит условный характер. Ряд отраслей наук не вписывается в эту классификацию. Так, математика - наука о количественных отношениях действительности является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются как в естественных, так и общественных науках.

Выделяются следующие функции науки:

  1. 1.      описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;

  2. 2.      систематизирующая - встраивание объективных знаний в систему;

  3. 3.      объяснительная - объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;

  4. 4.      производственно-практическая - возможность применения полученных знаний на практике;

  5. 5.      прогностическая - возможность научного предвидения явлений в будущем;

  6. 6.      мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира.

Однако, за всю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний различного характера. В связи с этим весьма актуален вопрос о критериях научности знания.

1.3. Критерии науки

Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые отграничиваются от других знаний по ряду критериев.

Проблема критериев научности была сформулирована в философии неопозитивизма в начале ХХ века и напрямую связана с проблемой рациональности, определением критериев научной рациональности.

Выделяют 6 критериев научности знаний:

  1. 1.      системная организованность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер;

  2. 2.      целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели;

  3. 3.      деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели;

  4. 4.      рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме (в традициях Востока утвердился приоритет интуиции как сверхчувственного восприятия действительности);

  5. 5.      экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально;

  6. 6.      математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.

Философы – неопозитивисты предложили в качестве критерия разграничения научных и псевдонаучных идей верификационную концепцию научного знания, т.е. установление истины через опытное подтверждение.

Представитель критического рационализма К. Поппер предложил иной способ определения критерия научности – фальсификацию, т.е. опровержимость. Только то знание может претендовать на научное, которое в принципе опровержимо, лишено абсолютности, неизменности, законченности. По его мнению, ученый, создавая теорию, уже имеет установку на поиск фактов, опровергающих ее. Конечно, нельзя опровергнуть ни одну научную теорию одним единственным эмпирическим фактом, но рано или поздно любая научная теория вытесняется другой, более успешной с точки зрения объяснения эмпирических данных. Теория, пришедшая на смену, в свою очередь подвергается проверкам и со временем также опровергается. Таким образом, развитие науки представляет собой непрерывный процесс пересмотра знаний.

Но многие ученые не согласились с этим предложением, поскольку этот принцип неприменим к положениям науки, неподдающимся сопоставлению с опытом.

В качестве нового решения было предложено рассматривать науку не только на теоретическом и эмпирическом уровнях, но и на метатеоретическом, на котором задаются содержательные нормы и стандарты научности, зависящие от господствующего в данную эпоху мировоззрения.

Для обозначения метатеоретического уровня науки Т. Кун ввел понятие парадигмы, как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции.

По мнению Т. Куна, развитие науки есть революционный процесс смены парадигм или дисциплинарных матриц. Т. Кун выделяет два этапа развития науки — период нормальной науки и период кризиса. Нормальная наука — это развитие научного знания в рамках определенной парадигмы. На этом этапе происходит накопление эмпирических данных, которые можно интерпретировать с помощью привычных средств. Но с появлением новых эмпирических данных, которые до времени не поддаются объяснениям, начинают накапливаться сомнения в ясности методов и теоретических принципов. Это приводит к отказу от прежней парадигмы и формированию новой. Момент смены парадигм Т. Кун называет кризисом в науке. Выбор в пользу новой парадигмы осуществляется как на рациональных, так и на нерациональных основаниях. Большая часть членов научного сообщества должна верить, что новая парадигма предлагает лучшие средства решения научных задач. Однако, вера, как считает Т. Кун, опирается на рациональные основания, заложенные в логике развития научного знания.

Интерпретация процесса развития науки в концепции И. Лакатоса очень близка к позиции Т. Куна. Развитие науки происходит через смену научно-исследовательских программ. И. Лакатос выделяет два этапа развития научно-исследовательской программы — прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Научное сообщество всякий раз совершает выбор в пользу более прогрессивной, эвристичной исследовательской программы, которая не просто задним числом объясняет, но позволяет предсказывать ранее неизвестные факты. Более эвристичная научно-исследовательская программа постепенно вытесняет предыдущую и со временем ее разделяет все научное сообщество. Процесс смены научно-исследовательских программ называется научной революцией. По мнению И. Лакатоса, историю развития науки полностью описывает схема борьбы конкурирующих исследовательских программ.

Если Т. Кун и И. Лакатос рассматривают процесс развития науки как единство рациональных и иррациональных моментов, то П. Фейерабенд считает историю науки полностью иррациональной, он исходит из положения, что одновременно существует множество равноправных типов знания, а внутри науки — множество равноправных теорий. Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. П. Фейерабенд выдвигает принцип пролиферации (размножения) теорий. Поскольку ни одна теория не может быть опровергнута фактом, то для ее опровержения необходимо появление другой теории, поэтому ученые должны стремиться к созданию как можно большего количества альтернативных теорий. История науки есть история соперничества и взаимной критики различных теорий, борьба которых, в конце концов, и приводит к развитию науки. По мнению П. Фейерабенда, несравнимы не только теории, сформулированные в разных парадигмах, но и вообще любые две теории. Каждая из них имеет собственный набор постулатов, отличающийся от исходных оснований других теорий. Сравнение научных теорий на рациональной основе невозможно. П. Фейерабенд делает радикальный вывод о несоизмеримости научных концепций ни в плане эмпирического базиса, ни в плане теоретических постулатов и логико-методологических норм. Процесс развития науки в его понимании становится полностью иррациональным и не определяется никакой внутренней логикой развития знания.

Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений. Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией.

1.4. Научная теория и ее структура

Основной формой научного знания являются научные теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Генетически ей предшествуют другие формы, такие, как программы, типологии, классификации, составляющие базу для ее формирования. Поэтому теории возникают на базе таких программ или парадигм. Эти программы в свою очередь, функционируют как в рамках всего культурно-исторического целого, так и в разных типах культур.

Поскольку культура общества не является однородной в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научных программ. В свою очередь, одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий.

Приступая к описанию структуры научной теории, необходимо отметить, что его можно давать как с содержательной так и с формальной стороны.

С содержательной стороны теория состоит из эмпирического базиса, тo есть совокупности зафиксированных в данной области знания фактов установленных в ходе экспериментов и требующих своего теоретиче­ского обобщения, логического аппарата теории, то есть множества допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства, с помощью которых делаются выводы из эмпирических фактов, собственно теории, то есть совокуп­ности выведенных в теории утверждений с их доказательствами.

Однако более интересен анализ теории с формальной точки зрения. В этом случае теория предстает перед нами в виде множества допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Они часто определяются через термины других теории, обычного естественного языка, либо вводятся в теорию в виде аксиом, предложений не требующих доказательств.

Можно выделить собственные основания теории это исходные термины и предложения теории, которые логически (с помощью правил и законов логики) обусловливают остальные ее термины и предложения. Собственные основания принадлежат самой теории, находятся внутри нее.

Также есть вспомогательные основания теории то, что служит для построения, обоснования теории, решения ее прикладных и теоретических проблем. Среди них выделяются несколько групп.

  1. Семиотические основания - правила построения языка теории и теории в этом языке. Часть научных теории использует естественный язык (то есть язык, на котором мы говорим), вводя некоторые ограничения (например, запрещение многозначности терминов). Но многие теории требуют формализованных языков (например, многочисленные языки компьютерного программирования), построенных по спе­циальным правилам, удобным для данной теории.

  2. Методологические основания – методы, которыми пользуется данная наука. Они могут привлекаться из других теории наук, философии.

  3. Логические основания - те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложении теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложении. Это средства логической систематизации теории, приведения ее терминов и предложении в логическую систему. Современные теории используют не только общеизвестную классическую (аристотелевскую) логику, но и многочисленные неклассические логики, многие из которых создаются спе­циально, с учетом запросов конкретной теории

  4. Прототеоретические основания - те теории, которые используются в качестве основании данной теории. Например, для физики это математика для философии естествознания все частные естественные науки и т. д.

  5. Философские основания - категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решения ее проблем. Примерами философских проблем научных теорий являются: отношение теории к действительности, методы и критерии оценки истинности теории, введение и исключение абстракций, анализ содержания и формы теории.

В качестве философских оснований науки использовались различные философские концепции. Философские основания должны быть адекватны данной науке, то есть должны способствовать обновлению, развитию, практическому применению и решению основных проблем данной науки. Например, известно, что становлению геометрии Лобачевского, то есть становлению новых для своего времени собственных оснований геометрии (новой системы аксиом, допускающей пересечение параллельных прямых), существенно препятствовали метафизические философские основания математики, господствовавшие в науке того времени. Ведь никаких аргументов логического или методологического характера против геометрии Лобачевского не было. Ее противники выдвигали аргументы чисто гносеологического характера, их не устраивал способ решения Лобачевским проблем истинности.

Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Ученые-науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.

К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые становятся базой теории.

Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии соответствующей области знания. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.

Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности, непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обяза­тельно проверена на практике.

Третий тип - дедуктивные теоретические системы. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в тео­рию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории строятся обычно в особых формальных языках. Такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации, которая является условием превращения формального языка в знание в собственном смысле слова.

Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые, в свою очередь, порождают научные термины - понятия.

Понятие - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, которая обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Это означает, что предмет или явление исследуются только со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют нас в этой теории, и отвлекаемся от всех прочих, неважных для данной теории. Таким образом, происходит процесс огрубления действительности. Именно так получаются научные понятия и термины.

Их можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с явлениями и предметами реальной действительности, с данными чувственного опыта. В качестве существенных черт этими понятиями выделяются те, которые могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблю­даемые свойства, часто гипотетические. Например, понятие «температура» мы можем определить эмпирически и теоретически. На эмпирическом уровне это делается посредством термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически — как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела.

Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. В результате мы получаем абстрактный объект, который хотя и имеет аналог в действительности, но является по сравнению с ним очень обедненным. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество и т.д.

Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п. Вполне очевидно, что в действительности таких объектов не существует. Следует помнить, что для создания идеального объекта совсем не обязательно использовать какие-то реальные свойства и отношения, они могут быть и гипотетическими. Именно так было введено понятие атома как бесконечно малой бесструктурной единицы вещества.

Задача науки - выявление общих законов, которые выражают повторяющиеся в различных предметах и явлениях существенные свойства и отношения. Но, чтобы выделить существенные свойства и отношения, нужно уметь отвлекаться от несущественных, то есть создавать научные абстракции. Без их введения невозможна научная деятельность. Когда же мы начинаем применять созданную теорию на практике, мы должны вернуться вновь к предметам и явлениям действительности во всей совокупности их свойств и отношений. А это есть проблема исключения научных абстракций. Поэтому важно правильно вводить и исключать научные абстракции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План лекций по дисциплине Концепции современного естествознания №

    Лекции
    Происхождение основных химических элементов и современные химические концепции РАЗДЕЛ III. ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1. Самоорганизация материи и синергетические концепции эволюционного естествознания 10 10 .
  2. Курс лекций по дисциплине концепции современного естествознания введение

    Курс лекций
    Наука– это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Наука - это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов,
  4. Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине концепции современного естествознания для студентов заочной формы обучения всех специальностей, кроме

    Программа
    Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Концепции современного естествознания»/Сост.: С.Х.Карпенков: ГУУ. – М., 2004. – 53 с.
  5. Рабочая программа по дисциплине Концепции современного естествознания специальность (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности 080502 Экономика и управления на предприятиях машиностроения, номер государственной регистрации 238 эк/сп,

Другие похожие документы..