Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
14 февраля 1876 года американец шотландского происхождения Александр Грехам Белл подал в Бюро патентов США заявку на изобретенный им аппарат, который...полностью>>
'Документ'
Система комплексної реабілітації дітей з інвалідністю, що існує в Україні, знаходиться в наші часи у фазі первинного становлення та самоорганізації і...полностью>>
'Документ'
А. Рост налоговых поступлений в бюджет по отношению к непроцентным расходам бюджета, если ставка процента по государственному внутреннему долгу выше ...полностью>>
'Рабочая программа'
Раздел программы по отечественной музыке XIX –XX веков — ключевой в курсе музыкальной литературы. Он имеет как познавательное, так и воспитательное зн...полностью>>

Конспекты лекций, теоретические разделы учебников, учебных пособий; учебно-методические разработки для самостоятельного выполнения студентами лабораторных, расчетно-графических, контрольных, курсовых работ и курсовых проектов;

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КИБЕР-УНИВЕРСИТЕТЕ

ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) составляют учебно-методические материалы, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами, преимуществено на электронных носителях:

  • конспекты лекций, теоретические разделы учебников, учебных пособий;

  • учебно-методические разработки для самостоятельного выполнения студентами лабораторных, расчетно-графических, контрольных, курсовых работ и курсовых проектов;

  • тесты для самоконтроля и проведения мероприятий промежуточного контроля и текущей аттестации;

  • указания по использованию учебно-методические материалов для дистанционного обучения (включая самостоятельную учебную работу обучающегося).

Для разработки учебно-методических материалов дистанционного обучения рекомендуется широко использовать гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип квантования: учебный материал должен быть иерархически структурирован, разбит на элементы модуля (разделы, темы), минимальные по объему и замкнутые по содержанию.

2. Принцип наглядности: сопровождение учебных текстов элементами визуализации, облегчающими его понимание и запоминание. Принцип наглядности выражает необходимость формирования у обучающихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.

Наглядность учебного материала способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, повышает интерес к учению и делает его более доступным. При этом следует учитывать, что пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна.

По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения — 100 000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Таким образом, визуализация является основной формой наглядного представления учебного материала.

3. Принцип ветвления: каждый элемент модуля должен быть связан гипертекстными ссылками с другими элементами так, чтобы у пользователь мог перейти в любой фрагмент курса, контекстно-связанный с изучаемым разделом курса. В связи с этим обязательно должна быть продумана удобная навигация по рекомендуемым переходам в учебном материале, реализующим базовую траекторию изучения дисциплины.

4. Принцип адаптивности: электронное учебно-методическое обеспечение должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности обучающегося.

5. Принцип собираемости: электронные форматы компонентов курса должны обеспечивать их синтез в единый электронный комплекс с последующим расширением элементов модуля, дополнением новыми разделами и темами, а также возможностью формирования электронных библиотек по отдельным дисциплинам (курсам). Руководствуясь перечисленными принципами, учебно-методический комплекс дистанционного обучения может быть создан как для базовой траектории обучения, так и для индивидуальной, позволяющей учесть интересы и уровень подготовки обучаемого.

Содержание учебно-методических материалов дистанционного обучения:

  • информация об авторах курса: краткая творческая биография автора курса, сфера профессиональных интересов, основные публикации (возможно включение аудио или видео ролика со вступительным словом или комментариями);

  • информация о курсе: дается краткая характеристика курса, для кого он предназначен, что необходимо знать и уметь для его успешного освоения, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, инструкция по работе с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы, специальности или специализации;

  • основной текст в виде элементов модуля (курса) с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса и другие информационные источники учебного электронного издания, а также основные выводы по разделу. Элемент модуля может содержать перечень вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно, а также дополнительные информационные материалы;

  • постановки практических работ с методическими указаниями по их выполнению, необходимыми для качественного усвоения курса;

  • творческие задания (темы рефератов, контрольные задания, проблемные ситуации, курсовые работы и т. д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества. В этом разделе можно размещать примеры учебных работ студентов и слушателей;

  • перечень вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения; задачи для тренинга с ответами; · справочные материалы по предметной области курса, включая глоссарий, связанные гиперссылками с основным текстом. Глоссарий должен содержать полный перечень основных понятий и терминов, используемых в учебном курсе. В справочные материалы могут быть также включены списки сокращений и аббревиатур, исторических событий, персоналий;

  • литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для изучения учебной дисциплины с аннотацией каждого ресурса;

  • указатели на электронные библиотеки, содержащие электронные книги, статьи по тематике курса (каждая ссылка, как правило, должна сопровождаться аннотацией);

  • ссылки на средства общения обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (адреса электронной почты, компьютерные конференции и т. д.);

  • блок информационных материалов (презентации к лекциям, наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них);

  • требования по подготовке к итоговой аттестации: требования к уровню владения материалами, вопросы к экзамену, зачету, написанию аттестационной или квалификационной работы.

Структура содержательной части курса должна быть многоуровневой. На первом уровне приводятся аннотация курса и его основные разделы.

Использование модульно-рейтинговой системы предусматривает разбивку содержательной части на блоки (элементы модуля), включающие в себя следующую информацию:

1. Наименование блока.

2. Цели изучения блока (перечисление того, что будет знать и уметь обучающийся, какие навыки он приобретёт в результате работы над материалом блока).

3. Названия разделов (темы лекций, практических и лабораторных работ, типовых, расчетно-графических расчетов, курсовых работ, курсовых проектов и др. видов самостоятельной работы), на которые, в свою очередь, разбит блок.

4. Учебный материал по каждому разделу блока, изложенный традиционно в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д., при дидактической необходимости используется мультимедиа.

5. Выводы по блоку.

6. Вопросы для самопроверки (для учебного тренинга желательно в виде тестов).

7. Список литературы и ссылки на сайты Интернет по тематике блока.

По каждому блоку должна быть разработана иерархическая структура, которая даст возможность формировать вариативные учебные модули из блоков и разделов курса, обеспечивая индивидуальное дифференцированное обучение студентов (слушателей).

Общие правила разработки иерархической структуры включают следующее [14]:

  • структура не должна быть ни слишком длинной, ни слишком глубокой (советуют использовать максимум четыре уровня представления информации);

  • для каждого уровня учебный материал объединяется в группы по 3 – 7 единиц учебной информации (параграфов или завершенных текстовых фрагментов), объём которых не должен превышать 4 экранов при прокрутке.

Подбор и переработка учебных материалов.

Для создания учебных материалов используйте такие электронные форматы текстовых, графических, аудио, видео и др. файлов, которые студент (слушатель) может просмотреть на своем компьютере без установки специализированных программ. Так как практически у всех пользователей на компьютерах установлены операционные системы и прикладные программы для работы с электронными документами компании Microsoft, то рекомендуется использовать любые форматы Microsoft Office.

При этом придерживайтесь следующих требований:

1. В названиях файлов, которые вы планируете использовать в качестве учебных материалов, недопустимо присутствие знаков препинания, математических символов, а также специальных знаков (@, &, |, $, #, %, ^).

2. При создании текстовых файлов в формате гипертекстовых документов рекомендуется использовать HTML-редактор Microsoft FrontPage. Данный редактор имеет "конструктор", позволяющий создавать HTML-страницы с применением стандартных инструментов текстового редактора, а также встроенную программу проверки орфографии.

Хотя, если вы освоили другой текстовый редактор, поддерживающий создание файлов в формате гипертекстовых документов и имеющий встроенную программы проверки орфографии, то можете использовать его.

3. Графические файлы, которые вы планируете включать в гипертекст, должны быть в формате gif  или jpg. Это требование продиктовано тем, что HTML-страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением и глубиной цвета, поэтому необходимо ориентироваться на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей.

4. Следите за размерами текстовых и графических файлов. Старайтесь разбивать учебный материал на небольшие параграфы или завершенные текстовые фрагменты. Желательно, чтобы их объём не превышал 4 экранов при прокрутке.

В начале каждого параграфа или текстового фрагмента помещайте аннотацию того, что включает данный фрагмент.

Для оптимизации графических файлов по критериям качество изображения и размер файла рекомендуется пользоваться специальными программами, которые называют оптимизаторами графики для Интернет:  Adobe Image Styler, NetGraphics Optimizer и другие. Кроме этого, практических во всех широко распространенных графических редакторах имеются встроенные программы, позволяющие оптимизировать изображения для Интернет.

5. Если вы используете крупные изображения, то старайтесь их составлять из более мелких. Несколько маленьких картинок загружаются значительно быстрее, чем одна большая.

6. Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне.

7. Чтобы включить в гипертекст рисунок, созданный в приложениях Microsoft Оffice с использованием встроенного редактора векторной графики, перед тем как его конвертировать, сгруппируйте все элементы рисунка.

8. При создании HTML-страниц с учебными материалами обязательно проверяйте, как они выглядят при разных разрешениях экрана. HTML-страницы должны выглядеть одинаково хорошо и при низких разрешениях (640х480, 800х600) и при высоких (1024х768, 1280х1024 и т.д.).

9. При оформлении HTML-страниц старайтесь использовать таблицы. Например, чтобы текст выделялся на цветном фоне, сделайте границы таблицы невидимыми, заполните ячейку фоновым цветом или изображением, а затем наберите поверх него текст. Четыре внешних ячейки таблицы можно заполнить текстурой, а центральную – изображением или текстом. Кадр становится очень компактным. Ту же текстуру можно использовать повторно для других кадров, что еще больше повысит скорость загрузки ваших HTML-страниц. Таблицы – самый эффективный способ оформления, особенно для изображений, сопровождаемых текстом.

В отношении оформления самого текста (его верстки) обычно соблюдаются стандартные требования для публикаций в Интернете. Главное требование – текст должен легко читаться, т. е. следует тщательно продумать выбор шрифтов (стандартные шрифты - Times New Roman, Arial), их цвет и размер, соблюсти расстояния между элементами текста, использовать единый стиль оформления, выбрать приятную для глаз цветовую гамму, позволяющую работать с текстом длительное время. Очень важным моментом при верстке учебных материалов является проверка орфографии.

Текст должен быть удобным для беглого ознакомления. Не следует заставлять обучаемого читать крупные абзацы текста. Вместо этого лучше использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки.

При создании учебно-методического обеспечения выдерживайте единый стиль оформления: единую цветовую палитру по всему курсу; одинаковое использование шрифтов; одинаковые цвета гиперссылок  и т.д.

Рекомендуется размещать в пределах каждой страницы текста ссылки на информационно-справочный материал и средства общения. Таким образом студенту (слушателю) будет предоставлена возможность: обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов; отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ).

Разработка компьютерной реализации активных форм учебных занятий

При компьютерной реализации активных форм учебных занятий дидактическое общение преподавателя со студентами (слушателями) осуществляется с применением видеоконференций, интернет-форумов, чатов. Эти занятия проводятся в формате видеолекций, электронных семинаров, консультаций, дистанционных практикумов и лабораторных работ. Они могут реализовываться в реальном (on-line) или отложенном (off-line) режимах.

В режиме реального времени передаваемые по телекоммуникационным сетям потоки информации, достигнув адресата, немедленно направляются на соответствующие устройства вывода (мониторы, мультимедийные проекторы, плазменные панели и.т.п.). Для проведения учебных занятий в on-line режиме применяются видеоконференции и чаты.

Преимуществом видеоконференций является визуальный контакт преподавателя со студентами (слушателями). Это дает возможность преподавателю эмоционально воздействовать на обучающихся с целью повышения их познавательной активности.

Видеоконференции могут использоваться при реализации всех активных форм учебных занятий. В тоже время, следует отметить, что эта технология очень требовательна к пропускной способности телекоммуникационных сетей и ресурсам компьютера, обрабатывающего передаваемые потоки аудио и видео данных.

С помощью чатов осуществляется обмен текстовыми сообщениями через Интернет в режиме реального времени. Для организации интернет-чатов существует большое количество программ. При работе в чате пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на "частный" диалог, закрытый от других пользователей. Чаты используют для организации семинарских занятий и групповых консультаций.

При организации учебных занятий в отложенном режиме полученная информация сохраняется на компьютере адресата, и пользователь может просмотреть её в удобное для него время с помощью специальных программ (MS Word, MS PowerPoint, Internet Explorer, Проигрыватель Windows Media и др.).

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности телекоммуникационных сетей. Они могут использоваться даже при подключении к Интернет по коммутируемым линиям. К таким технологиям относятся интернет-форумы, которые позволяют организовать семинарские занятия и групповые консультации посредством обмена сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Интернет. При этом к сообщениям может быть прикреплен файл произвольного формата, например, документы в формате MS Word, MS PowerPoint и др.

Реализация активных форм учебных занятий с использованием интернет-форумов и чатов требует от студентов и особенно от преподавателя высокого уровня работы на компьютере и хорошего владения клавиатурой. Кроме этого, при отсутствии прямого визуального контакта преподавателя с аудиторией он должен уметь быстро оценивать ситуацию и быть готовым к очень активному обмену сообщениями со студентами.  

Автор курсов повышения квалификации преподавателей российских вузов в области Интернет-обучения, академик Международной академии открытого образования, доктор педагогических наук Андреев А.А. в связи с этим отметил, что "с психологической точки зрения преподаватель, проводя виртуальный семинар, чувствует себя не так, как при проведении очного семинара: он теперь виртуальный преподаватель. Многие традиционные требования, предъявляемые к нему (ораторские навыки, внешний вид, мимика и др.), остаются невостребованными. Но возникают новые требования - знание языка научной литературы, умение быстро печатать на клавиатуре, пользовательские компьютерные навыки, скорочтение и др." [10].

Для использования активных форм учебных занятий преподаватель должен подготовить сценарии их проведения, а также методические рекомендации студентам (слушателям) с описанием учебных ситуаций для анализа и предложения своих вариантов решения.

Электронный семинар

Структура сценария для проведения электронного семинара может быть следующая:

  1. Тема семинара.

  2. Цель семинара.

  3. Адрес проведения семинара в Интернет.

  4. Дата и время начала проведения семинара и его окончания.

  5. Режим проведения семинара (круглосуточно или в определённое время суток).

  6. Вопросы семинара.

  7. Ссылки на разделы УМК ДО и дополнительную литературу для подготовки к семинару.

  8. Требования к форме, структуре, объему и содержанию докладов, содокладов, ответов на вопросы.

  9. Порядок проведения семинара (инструкция для подготовки к семинару и участия в нём).

  10. Рекомендации по соблюдению сетевого этикета и сохранению здоровья при виртуальной работе.

В статье [11] Андреев А.А., рассматривая методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете, отмечает, что проведение электронных семинаров в сравнении с очными требует более тщательного планирования. В этой статье он приводит свой пример плана электронного семинара.

Семинары с позиции используемых методов делятся на следующие виды: вопросно-ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция в группе или на потоке, семинар пресс-конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп, семинар экскурсия, семинар дискуссия, семинар деловая игра, семинар контрольная, семинар коллоквиум [1].

В дистанционном обучении наиболее распространены семинары с использованием схемы "вопрос – ответ" и в форме докладов [11]. В первом случае студенты отвечают на вопросы семинара. Эти ответы обсуждаются другими студентами и оцениваются преподавателем. Во втором случае преподаватель заранее выдает определенным студентам задания для подготовки докладов. Файлы докладов для ознакомления размещаются на сервере системы дистанционного обучения или рассылаются по электронной почте всем участникам семинара. Коллективное обсуждение по каждому докладу проводится в режиме on-line или off-line непосредственно на семинаре.

В педагогическом аспекте семинары, проводимые с использованием видеоконференций ничем не отличаются от традиционных, т.к. участники процесса видят и слышат друг друга в режиме реального времени посредством видео и аудио устройств.

Учебный диалог между преподавателем и студентами (слушателями) при проведении семинаров с использованием интернет-форумов (асинхронный семинар) или чатов (семинар – чат) осуществляется путем обмена текстовыми сообщениями, которые в режиме интернет-форумов могут ещё дополнятся файлами произвольного формата (MS Word, MS PowerPoint и др.). В процессе проведения семинара преподаватель может обращаться в письменной форме ко всем участникам сразу или персонально к каждому студенту (слушателю). "Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением. Каждый участник семинара видит на экране монитора компьютера все тексты вопросов и ответов других активных участников семинара. Преподаватель может прокомментировать ответ студента в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые в качестве реакции на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия)" [10].

В конце семинара преподаватель, обобщая результаты, подводит его итоги и оценивает работу его участников.

Консультация

Консультация как вид учебных занятий предназначена для руководства самостоятельной работой студентов (слушателей) и оказания им дополнительной помощи в освоении учебного материала. Во время консультаций происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем и обучающимися.

В электронной форме консультации могут проводиться в реальном или отложенном режиме времени в процессе изучения теоретической части УМК ДО, при выполнении заданий, подготовке к практическим занятиям, экзамену или зачету. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. При этом, как показывает опыт, среднее число студентов (слушателей) при консультировании в режиме реального времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди» [1].

Сценарий проведения консультации обязательно должен включать в себя ссылки на учебный и справочный материал по теме занятия, который может пригодиться при формулировке ответов на вопросы студентов, и "клише" ответов на ожидаемые типичные вопросы, в том числе и организационного характера [1].

Основные действия преподавателя при проведении консультации с использованием интернет-форумов или чатов [1]:

  • чтение вопроса студента;

  • набор сообщения на клавиатуре;

  • выбор и ввод адреса студента;

  • отправка сообщения (ответа, вопроса, обращения, оценки и т.д.) студенту.

Дистанционные практикумы и лабораторные работы

Структура сценария данной формы учебных занятий в основном следующая:

  1. Тема занятия.

  2. Цель занятия.

  3. Адрес проведения занятия в Интернет.

  4. Дата и время начала проведения занятия и его окончания.

  5. Задание.

  6. Состав работ.

  7. Порядок и форма отчетности.

  8. Контрольные вопросы.

  9. Методическое обеспечение (ссылки на разделы УМК ДО и методические указания по выполнению работ).

  10. Рекомендации по соблюдению сетевого этикета и сохранению здоровья при виртуальной работе.

Состав работ при реализации практических занятий с применением ДОТ разнообразен и может включать в себя:

  • написание рефератов и докладов;

  • выполнение упражнений;

  • решение задач;

  • анализ ситуационных задач;

  • разработку проектов;

  • участие в учебных играх, виртуальных экскурсиях и т.д.

Проведение практических занятий с использованием ДОТ

Практические занятия по решению задач обычно разбиваются три этапа.

На первом этапе обучающиеся, используя методические указания по выполнению работ, знакомятся с методикой решения типовых задач. На данном этапе преподаватель проводит консультации по возникающим у студентов и слушателей вопросам.

На втором этапе с целью формирования у обучающихся творческого мышления, выработки навыков делового обсуждения проблемы, освоения языка профессионального общения рассматриваются решения задач творческого характера. Так как роль общения с преподавателем на этом этапе значительно возрастает, занятия целесообразнее проводить с использованием интернет-форумов и видеоконференций.

На третьем – выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. В зависимости от содержания, объема и степени значимости задания преподаватель может контролировать их выполнение по заранее определенному графику с помощью off-line технологий. Данный этап целесообразно завершить консультацией для анализа наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучаемые были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, учебное проектирование, деловые игры.

Практические занятия с использованием ситуационных задач или case-study (кейсы) способствуют формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу в определенной обстановке. Если в традиционных задачах сформулированы исходные условия (что дано) и требование к результатам и методам их получения (что и как надо найти), то в ситуационной производственной задаче дается описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. Обучающемуся в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т.е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения [12].

Задания (вопросы) в case-study в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников. Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из реальной практики, журналов, газет, других изданий. Часто делается кейс-ссылка: указать студентам соответствующее место в Интернет и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Этот прием часто используется в американских дистанционных программах: студента пересылают на сайт какой-либо фирмы, просят посмотреть там определенную информацию, а затем ответить на вопросы или высказать свое мнение об увиденном. Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно ответить на ряд вопросов, которые независимо от того, откуда кейс взялся, нужно продумать самому преподавателю. Очень важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента "примерить" эту ситуацию на себя [1].

Учебный проект – самостоятельная творческая деятельность обучающихся в течение определенного периода времени, основанная на методе проектов и направленная на детальную разработку проблемы, которая должна завершиться оформленным практическим результатом.

Проектирование может быть индивидуальным или групповым. Курсовой проект, который выполняют студенты по многим дисциплинам, является частным случаем индивидуального учебного проектирования.

Самостоятельная работа студентов (слушателей) над ситуационными задачами и проектами обязательно должна сопровождаться индивидуальным и групповым консультированием в режиме off-line.

"Педагогическая (дидактическая) игра – такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения" [10].

"Учебная игра – это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности" [13].

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с техническими средствами обучения (ТСО), а также с различными средствами передвижения.

Для проведения дистанционных практикумов больше всего подходят игры компьютерные и с ТСО. Они реализуются достаточно эффективно с помощью интернет-форумов и видеоконференций по тому же сценарию, что и очные.

Проведение лабораторных работ с использованием ДОТ

Основными дидактическими целями лабораторных работ являются экспериментальное подтверждение и проверка изученных теоретических положений (законов, зависимостей), ознакомление с методикой проведения экспериментов (исследований).

В ходе выполнения лабораторной работы студенты вырабатывают умения наблюдать, измерять, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с реальными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ:

  • определение и изучение свойств вещества, его качественных  характеристик, количественных зависимостей;

  • наблюдение и изучение явлений, процессов, поиск закономерностей;

  • изучение устройства и работы приборов, лабораторных установок, их испытание;

  • проведение измерений, их обработка;

  • экспериментальная проверка законов и зависимостей;

  • получение веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.

Для выполнения лабораторных работ с использованием ДОТ возможно два пути:

  1. Моделировать процесс с помощью компьютерной программы (компьютерная модель) непосредственно на рабочем месте обучаемого.

  2. Предоставить студенту (слушателю) удаленный доступ по сети к лабораторной установке или её модели, управляемой с помощью компьютерных программ.

В первом случае результаты выполнения лабораторной работы студент передает преподавателю в виде файлов по сети, используя систему дистанционного обучения или электронную почту, или на электронном носителе по обычной почте.

Во втором случае после выполнения студентом лабораторной работы результаты сохраняются на сервере системы дистанционного обучения и могут в автоматическом режиме пересылаться на электронный адрес преподавателя.

При использовании компьютерных моделей процесс обучения опосредован программой, в которую закладываются способы реагирования компьютера на действия обучаемого. К компьютерным моделям, используемым для выполнения лабораторных работ, относят электронные тренажёры, виртуальные лаборатории, компьютерные имитаторы (симуляторы – программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображая часть реальных явлений в виртуальной среде).

Интерактивное взаимодействие обучаемого с моделируемой средой реализуется с помощью технологии имитационного математического моделирования физического эксперимента с привлечением программных и аппаратных средств визуализации. Важной частью компьютерных моделей является графический интерфейс, отображающий систему наглядных, интуитивно-понятных графических образов предметной области  и обеспечивающий удобный интерактивный режим взаимодействия пользователя с компьютером.

При удаленном доступе к реальным лабораторным установкам студенту (слушателю) предоставляется возможность со своего компьютера управлять реальными физическими объектами и получать результаты воздействия на эти объекты в режиме реального времени. Примером программно-аппаратного средства, позволяющего эффективно реализовать такую технологию, является LabView фирмы National Instruments (США).

Программная составляющая компьютерной модели содержит две части: клиентскую и преподавательскую. Первая должна быть установлена на компьютере обучаемого, вторая – на компьютере преподавателя или на сервере системы дистанционного обучения.

Клиентская часть должна содержать задания, учебно-методические материалы, рекомендации преподавателя и т. д. Преподавательская часть должна обеспечивать:

  • составление, проверку и выдачу заданий;

  • прием, обработку и оценку результатов работы обучаемого.

Лабораторные работы, как правило, проводятся в три этапа:

  • подготовка и допуск обучаемого к работе;

  • выполнение работы;

  • защита работы.

На этапе подготовки особое внимание уделяется пониманию цели работы, методики её выполнения, формулировке выводов и рекомендаций по использованию результатов. Обучающиеся знакомятся со схемой организации лабораторного эксперимента, устройством и работой измерительных приборов, методами измерения различных величин, методикой обработки результатов и формой их представления. Если для выполнения работы используются компьютерные модели, то студенты (слушатели) должны изучить инструкции по работе с ними.

Преподаватель на этом этапе консультирует обучаемых, а также с помощью тестовых заданий может проверять их готовность к выполнению работы.

Функционально компьютерные модели, используемые для выполнения лабораторных работ, должны обеспечивать подготовку и допуск обучаемого к работе, выполнение эксперимента, обработку экспериментальных данных, оформление результатов лабораторной работы и защиту работы.

Организация лабораторных работ при дистанционном обучении предполагает усиление роли преподавателя по консультационному и контролирующему сопровождению учебно-познавательной деятельности студентов (слушателей), а также значительное увеличение самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами и, прежде всего, с компьютерными моделями, имитирующими реальные лабораторные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента.

В случаях, когда компьютерные модели не являются адекватной заменой реальной лабораторной установки, они могут быть очень полезным инструментом для подготовки студентов к интенсивному выполнению реальной программы работы при кратковременном пребывании студентов в стенах университета или его филиала.

Для различных специальностей и учебных дисциплин лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику. По большинству инженерных специальностей полноценная подготовка специалистов требует выполнения лабораторных работ в очной форме под руководством преподавателя или тьютора (преподавателя-консультанта) в специально оборудованных лабораториях. Поэтому проведение лабораторных работ с использованием ДОТ не исключает непосредственного общения преподавателя с обучающимися, которое в основном может иметь место на этапах выполнения и защиты работы.

Подготовка тестов и заданий для самоконтроля и текущего контроля знаний

На этом этапе подготавливаются тесты и задания для самоконтроля и текущего контроля знаний по элементам модуля и в целом по курсу.

Главной особенностью при организации текущего контроля с использованием ДОТ является расширение возможностей самоконтроля, использование компьютерных тестирующих систем для реализации различных форм тестов.

При создании учебных тестов следует минимизировать количество вопросов с простейшим выбором одного правильного ответа из предложенного множества. Данный тип вопросов интуитивно понятен обучающимся, ввод ответа требует минимального времени, но при этом высока вероятность угадывания или простого запоминания правильного ответа, без усвоения знания.

Рекомендуется более широко применять вопросы следующих типов: множественный выбор (несколько правильных ответов в предложенном списке); указание на рисунке области правильного ответа; расстановка ответов в правильной последовательности; указание соответствия между предлагаемыми понятиями. При этом вопросы можно использовать как с закрытой, так и с открытой формой ответа.

В виртуальной информационно-образовательной системе дистанционного обучения (ИСДО ДВГУПС), созданной в университетском центре дистанционного образования (ЦДО), для тестирования можно также использовать, кроме перечисленных выше типов, вопросы в виде задачи, в которой исходные данные генерируются в определенном диапазоне с помощью функции случайных чисел, а ответ вводится в открытой форме.

В ЦДО разработана автоматизированная подсистема сопровождения информационно-образовательных ресурсов ИСДО ДВГУПС.

С помощью данной подсистемы осуществляется:

  • ведение базы данных с тестами для on-line тестирования по сети;

  • конфигурирование и настройка тестов;

  • формирование по разделам дисциплин скриптов с тестами для самотестирования и текущего контроля с использованием кейсовой технологии дистанционного обучения.

Скрипты с тестами с помощью гиперссылок включаются в разделы курса и позволяют проводить интерактивное тестирование на компьютере обучаемого. Результат тестирования представляется в форме протокола со списком вопросов, на которые обучаемый дал неверные ответы. Для каждого вопроса в протоколе приводится правильный ответ и ответ, который был выбран студентом.

При компьютерном тестировании проверка правильности выполнения заданий проводится автоматически.

Текущий контроль осуществляется также с помощью контрольных работ и заданий, выдаваемых студенту (слушателю) по сети через банк заданий системы дистанционного обучения или по электронной почте. Функция проверки в этом случае ложится на преподавателя курса.

Компьютерная тестирующая система обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего  контроля.

Отбор материала для мультимедийного воплощения и создание мультимедийных компонентов курса

Для повышения эффективности электронной формы представления учебного материала в нем отбираются фрагменты для создания мультимедийных компонентов. Для каждого выбранного фрагмента подготавливается сценарий, иллюстрации и сопровождающий текст. По разработанному сценарию создается мультимедиа фрагмент (анимационный, видео или аудио).

Параллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа составляющей курса. Сценарий мультимедиа подразумевает подробный перечень соответствующих компонентов и тем курса, а также предварительное описание его структуры, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных, аудио- и видеофрагментов, иллюстраций, и т.п.

Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения и имеющихся исходных материалов. Полный сценарий курса подразумевает использование обычного текста со ссылками на связанные темы, разделы или понятия, на изображения, звуки, видеофрагменты, привлечение табличной информации, иллюстративного материала (графиков, схем, рисунков), анимированных рисунков, фотоматериалов, аудио- и видеофрагментов, компьютерных моделей.

Создание анимации

Среди элементов мультимедиа анимация играет особую роль. Анимация предоставляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов, позволяющие передать зрителю визуальное выражение образных фрагментов. Например, для пояснения микроэкономического процесса чертится график (ползут две линии, потом они пересекаются, а внизу динамично пишутся пояснения). Анимация может демонстрировать какой-либо физический (расщепление атома, ядерную реакцию) или технологический  процесс (прием, отправление, пропуск поездов на станции, измерение расстояний и т.п.). Для всех роликов желательно написать соответствующие сценарии. После чего дизайнер (или техническое подразделение) подготовят видеоряд, соответствующий дидактическому сценарию анимационного обучающего фрагмента.

Существует множество программных средств создания двухмерной (2D) и трехмерной (3D) анимации для разных компьютерных платформ: персональных компьютеров и графических станций с программой типа 3D StudioMax.

Создание видеофрагментов

Для иллюстрации реальных ситуаций, происходящих в жизни, а также демонстрации поведения тех или иных объектов можно использовать видеофрагменты. Это может быть оцифрованное видео, последовательность кадров компьютерной анимации или совмещение того и другого.

Для создания видеофрагментов используются программно-технические комплексы компьютерного видеомонтажа. При этом желательно заранее подготовить библиотеки изображений и звуков (или фонд виртуальных явлений), которые могут понадобиться при монтаже. Основную нагрузку при монтаже несет дизайнер, реализующий соответствующее программное обеспечение, например, таких пакетов, как Adobe Premiere и Video Studio.

Использование звука

Одним из медиа-элементов, активно влияющих на восприятие материала, является звук и музыкальное сопровождение. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента.

Музыка обычно используется в качестве фона приложения. В этом случае преследуется цель создать у пользователя благоприятное, спокойное настроение, направленное на повышение восприятия материала. Фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом.

Если неправильно подобрать музыку, появляется опасность, что продукт при всей визуальной привлекательности может вызывать неприятные эмоции. Предварительно данный шаг должен быть согласован с психологом. Звуковая часть может быть добавлена и к синтетическим фрагментам анимации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Основы открытого образования [Электронный ресурс]: Электрон. Дан. / Отв. ред. В. И. Солдаткин – М: Российский портал открытого образования – Режим доступа: /University.nsf/Index.htm.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям» от 19.06.1998 № 1646.

4. ГОСТ 7.60–90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Издания. Основные виды. Термины и определения.

5. ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

6. Стандарт ДВГУПС СТ 02-05-07. Учебно-методический комплекс дисциплины, специальности.

7. Проект стандарта ДВГУПС "Модульно-рейтинговая система обучения".

8. Википедия [Электронный ресурс]: Электрон. Дан. / Свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев – Режим доступа: /wiki.

9. Универсальная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Электрон. Дан. / – Режим доступа: /bes%5F98/.

10. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. Учебное пособие – М.: Логос, 2003. - с.с ил..

11. Андреев А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в интернете // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс]: Электрон. Дан. / – Режим доступа: /journal/2005/0910-16.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@.

12. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Академия, 2001.

13. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. - М.: Изд.дом "Дашков и К", 2002

14. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В.Моисеевой — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.— 216с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Конспект лекций содержит теоретически обобщенный материал по особенно

    Конспект
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2002–2003 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников, которые вы можете приобрести в магазине «Книжный мир».
  4. Учебно-методическое пособие для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Агрохимия и почвоведение»

    Учебно-методическое пособие
    Ц 941 Введение в специальность: агрохимия и почвоведение: Учебно-методическое пособие. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2003.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Столбов Д.М. Введение в специальность. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».

Другие похожие документы..