Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности 110201 агрономия, номер государственной регистрации 143 с/дс, на кафедре Защиты растений...полностью>>
'Контрольная работа'
Разрешимые множества и их свойства. Перечислимые множества и их свойства. Теорема Поста. Алгебраически неразрешимые проблемы....полностью>>
'Документ'
«Логистика-наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоках в разли...полностью>>
'Документ'
2.1. Музей-заповедник Коломенское (5 ч.) (ансамбль загородной усадьбы великих князей, царская резиденция, знакомство с архитектурными памятниками XVI-...полностью>>

А. А. Добровольский. 12. 2007 Методические рекомендации

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Главный инженер-председатель КЧС Института цитологии и генетики

СО РАН

А.А. Добровольский

.12. 2007

Методические рекомендации

по планированию, организации и проведению занятий с личным составом НАСФ Института цитологии и генетики СО РАН

1. Подготовка занятий

Цели обучения личного состава НАСФ могут быть достигнуты лишь при тщательной подготовке к проведению каждого занятия.

Подготовка к занятию включает:

  • личную подготовку руководителя;

  • выбор и подготовку места проведения занятия;

  • подготовку учебной материальной базы и техники;

  • подготовку обучаемых.

Отправные данные по организации и методике проведения занятий руководители получают во время учебно-методических сборов, обучения на курсах гражданской обороны и на инструкторско-методических занятиях, проводимых руководителями структурных подразделений (уполномоченными по вопросам ГОЧС подразделений, начальниками нештатных аварийно-спасательных служб) Института.

Инструкторско-методические занятия, в зависимости от уровня подготовленности руководителей, могут проводиться перед каждым или одновременно по нескольким занятиям. На них руководителям разъясняются особенности проведения предстоящих занятий, исходя из специфики организации и ведения гражданской обороны на данном объекте.

Готовясь к занятию, руководители должны:

  • уяснить его тему и ее содержание;

  • изучить рекомендованную программой и другую, относящуюся к теме, литературу;

  • определить учебные вопросы и время на изучение каждого из них;

  • подобрать место проведения занятия;

  • определить средства материального обеспечения и порядок их подготовки к занятию;

  • составить план-конспект.

Особое внимание при подготовке руководители должны уделить определению учебных вопросов.

Это вызывается тем, что подготовка личного состава формирований ГО и работающего населения по программе всеобщего обязательного минимума знаний проводится ежегодно. Поэтому до начала учебного года руководители должны установить, какие учебные вопросы были основательно изучены в предыдущие годы, и на основе этого запланировать для более детальной отработки те из них, которые ранее изучены недостаточно качественно. Однако во всех случаях на занятиях должна быть предусмотрена тренировка в отработке всех нормативов.

Личная подготовка руководителя заканчивается составлением плана-конспекта. План-конспект рабочий документ руководителя, который позволяет ему уверенно вести занятие, ничего не пропуская и соблюдая последовательность в изучении материала.

План-конспект составляется в произвольной форме и обычно включает: наименование темы (занятия); время, отводимое на занятие; метод и место проведения занятия; материальное обеспечение; учебные вопросы в той последовательности, в какой они будут изучаться, и время на отработку каждого из них; действия руководителя и обучаемых при отработке каждого учебного вопроса.

Подробность изложения в плане-конспекте изучаемого материала и методики проведения занятия зависит от опыта и подготовленности руководителя.

План-конспект утверждается начальником штаба ГО Института.

Достижение целей занятия в решающей степени зависит от места его проведения и материального обеспечения. Поскольку почти все занятия по данной программе практические, необходимо так обеспечить их материально, чтобы каждый обучаемый мог практически отработать предусмотренные темой приемы и действия.

При недостаточной обеспеченности объекта материальными средствами, руководители занятий, по согласованию с начальником штаба ГО, могут спланировать занятия учебных групп в разные сроки с тем, чтобы каждая из них была обеспечена всем необходимым для практического обучения. Также занятия могут планироваться и проводиться. по согласованию, на учебных пунктах гражданской обороны района.

Все средства материального обеспечения должны быть подготовлены к занятию заблаговременно.

Успех занятия зависит также от подготовки к нему обучаемых. Особенность этой подготовки состоит в том, что она осуществляется путем самостоятельного изучения литературы, рекомендованной руководителем занятия.

В целях лучшего усвоения программного материала руководитель учебной группы во внеучебное время может организовать, при наличии возможности, просмотр учебных кинофильмов, рекомендованных программой. Демонстрация фильмов может проводиться как до, так и после проведения соответствующего занятия. В первом случае преследуется цель подготовки обучаемых к занятию, во втором – закрепление полученных знаний и навыков.

До показа кинофильма начальник штаба ГО объекта или по его поручению один из начальников нештатных аварийно-спасательных служб, руководителей занятий должен просмотреть фильм и перед началом демонстрации указать и разъяснить обучаемым те кадры, на которые следует обратить особое внимание.

2. Проведение занятий

Каждое занятие руководитель начинает с приема доклада старшего группы о готовности к занятию, проверки наличия обучаемых и готовности средств материального обеспечения.

После этого он объявляет тему, учебную цель и приступает к отработке учебных вопросов в последовательности, предусмотренной планом-конспектом. В необходимых случаях руководитель постановкой контрольных вопросов проверяет степень усвоения ранее изученных тем.

В ходе занятий основное внимание и время должно быть уделено привитию обучаемым практических навыков действий в условиях применения оружия массового поражения. При обучении выполнению наиболее важных для защиты людей приемов (надевание индивидуальных средств защиты, оказание само- и взаимопомощи, пользованию приборами, техникой и инструментами, способам спасения людей и т.д.) обучаемых необходимо тренировать до тех пор, пока они не приобретут твердых навыков в их выполнении.

Конкретные рекомендации о проведении каждого занятия изложены в соответствующих методических разработках по темам.

Наряду с решением основной задачи – привития обучаемым навыков действий в условиях применения оружия массового поражения — руководитель в ходе занятий должен постоянно уделять внимание психологической подготовке обучаемых. Для этого необходимо дать им правильное представление о поражающих факторах оружия массового поражения (не преувеличенное и не преуменьшенное) и постоянно убеждать в наличии реальных возможностей защиты от этого оружия и эффективности средств защиты. В процессе обучения надо убедительно показать, что жизнь людей в случае применения оружия массового поражении зависит не только от наличия коллективных и индивидуальных средств защиты, но и от умелых, грамотных действий людей и их психологической подготовки.

Руководитель должен воспитывать у обучаемых готовность преодолевать трудности и чувство страха, выдерживать нервно-психические нагрузки, которые неизбежно возникнут. В этих целях необходимо вносить в учебный процесс элементы напряженности, внезапности и опасности, свойственные боевой обстановке. Вместе с тем на всех занятиях должны строго соблюдаться меры безопасности, особенно при обучении ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Каждое занятие заканчивается кратким разбором. На разборе руководитель напоминает тему и цель занятия, указывает, как эта цель достигнута, отмечает положительные стороны и недостатки в действиях обучаемых, дает советы, как устранить эти недостатки в процессе последующих тактико-специальных и практических занятий, учений и объектовых тренировок. В заключение он указывает тему очередного занятия и рекомендует обучаемым литературу для подготовки к нему.

Учебный процесс подготовки личного состава по гражданской обороне требует от руководителей занятий творчества, постоянного изыскания методических приемов, обеспечивающих наглядность обучения и качественную отработку учебных вопросов.

Приводимые рекомендации не следует принимать за шаблон. Они имеют целью дать руководителям лишь отправные данные по подготовке и проведению занятий с личным составом формирований ГО. Материал методических разработок следует использовать с учетом специфики работы Института и особенностей организации и ведения гражданской обороны на нем, уровня подготовки обучаемых, материальной обеспеченности занятий и других местных условий.

Начальник штаба ГОЧС

Института Н.Б. Соломатин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник штаба ГО Института

Н.Б. Соломатин

План-конспект

Тема № 1. Действия личного состава при приведении формирования ГО в готовность

Учебная цель.

Закрепление знаний и отработка практических действий личного состава при приведении формирования в готовность к выполнению АСДНР.

Время — 2 часа

Метод – Тактико-специальное занятие

Место – Территория объекта, учебный городок

Учебные вопросы.

1. Предназначение формирований ГО и функциональные обязанности личного состава.

2. Понятие о готовности формирований и порядок приведения их в готовность.

3. Отработка действий личного состава при практическом приведении формирования ГО в готовность.

Материальное обеспечение.

На тактико-специальное занятие формирования ГО выходит в штатном составе с техникой, приборами, принадлежностями и средствами индивидуальной защиты в соответствии с табелем оснащения.

Учебная литература и наглядные пособия.

Методическое пособие «Гражданские организации гражданской обороны» — М: ИРБ, 2002.

Методическое пособие «Подготовка гражданских организаций гражданской обороны» — М: ИРБ, 2003 (разделы: 1.1. – Гражданские организации гражданской обороны, их предназначение и порядок создания; 2.8. – Расчет создания территориальных гражданских организаций гражданской обороны; 2.9. – Расчет создания объектовых гражданских организаций гражданской обороны; 2.10. – Нормы оснащения (табелизации) гражданских организаций гражданской обороны специальной техникой и имуществом).

Организационно-методические рекомендации.

На занятиях практические действия личного состава каждого из формирований отрабатываются в соответствии с его предназначением и мероприятиями, предусмотренными планами ГО объекта.

При подготовке практических занятий по приведению формирования ГО в готовность необходимо обратить особое внимание на тщательную проработку вопросов оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время, организацию выдачи средств индивидуальной защиты, обеспечение готовности транспортных средств и техники, запланированных к использованию в процессе занятия.

Основное содержание учебных вопросов

1. Предназначение формирований ГО и функциональные обязанности личного состава

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными

органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;

по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Условно личный состав формирования можно разделить на две категории на тех, у кого обязанности совпадают (или близки) с производственными обязанностями, специальностью, профессией (водители машин, крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы, стропальщики, слесари-сантехники, теплотехники, водопроводчики, газопроводчики, пожарные и др.), и на тех, у кого эти специальности не совпадают с производственными (спасатели, разведчики-химики, разведчики-дозиметристы, сандружинники, радисты и др.).

Для первой категории личного состава выполнение задач в составе формирования во многом будет аналогичным их специальностям (профессиям) в повседневной работе, но выполнять эти задачи придется в специфических условиях в зонах заражения РВ, ОВ, АХОВ, БС, в средствах защиты органов дыхания и кожи.

Для второй категории личного состава кроме перечисленных особенностей в действиях добавляется изучение и освоение новых специальности в составе формирования. Именно на эти особенности и различия необходимо обращать особое внимание при разработке функциональных обязанностей и обучении личного состава.

Кроме своих функциональных обязанностей по предназначению каждый должен умело пользоваться средствами индивидуальной зашиты органов дыхания и кожи, медицинской защиты, уметь оказывать само и взаимопомощь, проводить частичную и полную спецобработку, действовать по сигналам ГО. При составлении функциональных обязанностей и их отработке командиры формировании должны обращать на эти вопросы пристальное внимание. В ходе занятии руководитель доводит (напоминает) личному составу конкретные обязанности формирования, уточняет их.

2. Понятие о готовности формирований и порядок приведения их в готовность.

Успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит, прежде всего, от своевременных и квалифицированных действий руководителей и личного состава формирований, участвующих в АСДНР, их готовности решать конкретную задачу в экстремальных условиях.

Постоянная высокая готовность формирования достигается:

  • качественной подготовкой личного состава к выполнению предстоящих задач;

  • укомплектованностью личным составом, оснащением техникой и автотранспортом;

  • обеспеченностью СИЗ и другими материальными средствами;

  • содержанием в исправном состоянии и умелым применением техники;

  • высокой выучкой штаба, командно-начальствующего и рядового состава формирования и твердым знанием ими особенностей участков(объектов) работ;

  • непрерывным и грамотным управлением;

  • наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

На основе указаний вышестоящих начальников командир формирования разрабатывает план приведения формирования в готовность

В плане определяются:

  • порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;

  • место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других материальных средств;

  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;

  • порядок управления формированием в периоды сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;

  • организация комендантской службы;

  • порядок материального и технического обеспечения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «правовое регулирование маркетинговой деятельности» Составитель

    Методические рекомендации
    Курс будет осваиваться эффективнее в том случае, если студент будет активно участвовать в проводимом преподавателем во время занятий устном опросе, письменном экспресс–контроле.
  2. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по социальной защите и социальной благотворительности (для студентов очного отделения)

    Методические рекомендации
    Подготовка менеджера организации в Волжском государственном инженерно-педагогическом ВУЗе включает изучение трех основных циклов дисциплин: специальных, психолого-педагогических и общегуманитарных.
  3. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Гражданское процессуальное право» для студентов всех форм обучения

    Методические рекомендации
    Курсовая работа представляет собой вид учебной работы по дисциплине «Гражданское процессуальное право» и выполняется каждым студентом очной и заочной форм обучения в соответствии с учебным планом Российской академии правосудия.
  4. Методические рекомендации студентам специальности «Финансы и кредит» по выполнению курсовых работ самара 2011

    Методические рекомендации
    Экономика предприятия. Методические рекомендации студентам специальности «Финансы и кредит» по выполнению курсовых работ. / Составитель Кукольникова Е.
  5. Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области в 2011/2012 учебном году

    Методические рекомендации
    учреждениями дополнительного образования детей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Кемеровской области

Другие похожие документы..