Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
3.Женскому вокальному ансамблю в составе: Людмила Бояринова, Светлана Голубева, Галина Лукина, Нина Лукина, Светлана Медведева, Элеонора Сафронова, Св...полностью>>
'Закон'
1. Информация о проведении 1 декабря 2010 года в г. Ханты-Мансийске выездного совещания председателя Государственного антинаркотического комитета Вик...полностью>>
'Документ'
На рис.6.121 представлен гигантский "древне"-египетский саркофаг, приписываемый сегодня фараону Нактанебу II. Т.Н.Фоменко обратила внимание...полностью>>
'Документ'
Вертикальными – сливаются компании, которые специализируются на разных стадиях производственного процесса при выпуске одинаковой или схожей продукции...полностью>>

Докладчик: г-н Гвозден Сречко флего, Хорватия, Группа социалистов

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Неофициальный перевод

Док. 12513

1 февраля 2011 года

Воспитательная работа по борьбе с насилием в школе

Доклад1

Комиссия по культуре, науке и образованию

Докладчик: г-н Гвозден Сречко ФЛЕГО, Хорватия, Группа социалистов

А. Проект резолюции2

1. Парламентская ассамблея глубоко озабочена тем фактом, что в Европе слишком много школ по-прежнему сталкивается с серьезными проявлениями насилия. Среди таких явлений – нападения, совершаемые учащимися с применением или без применения оружия, издевательства и травля среди учащихся, сексуальное насилие, враждебное или даже агрессивное отношение учащихся к преподавателям, а также применение насилия в отношении учащихся со стороны преподавателей.

2. Хотя подобные случаи происходят нечасто, Ассамблея полагает, что они заслуживают пристального внимания, поскольку они всегда оказывают очень серьезное – если не радикальное – воздействие на лиц, которых они затрагивают, а также на их непосредственное окружение, и вызывают чувство отчаяния, страха и незащищенности. Они служат тревожным сигналом того, что, несмотря на многие усилия, должных мер по борьбе с насилием в школе и, в целом, в обществе не принято.

3 Гуманизм, ненасильственное поведение, терпимость и взаимоуважение являются общими фундаментальными ценностями, отстаиваемыми Советом Европы с момента его основания шестьдесят лет тому назад, и на протяжении многих лет Организация прилагает усилия по борьбе с любыми формами насилия, в частности, в отношении детей.

4. Важнейшие гарантии содержатся в статьях 3 и 8 Европейской конвенции о правах человека (СЕД № 5) и в пересмотренной Европейской социальной хартии (СЕД № 163), в статье 17 которой указано, что дети и молодежь должны быть оберегаемы от безнадзорности, насилия и эксплуатации в целях обеспечения эффективного осуществления их права воспитываться в обстановке, способствующей полному развитию их личности, а также их физических и умственных возможностей.

5. Ассамблея поднимает эти проблемы во многих своих документах, в том числе в рекомендации 561 (1969) «О защите несовершеннолетних от жестокого обращения», рекомендации 1666 (2004) «Общеевропейский запрет на телесные наказания детей», рекомендации 1778 (2007) «Дети-жертвы: пресечение всех форм насилия, эксплуатации и жестокости», рекомендации 1905 (2010) и резолюции 1714 (2010) «О детях, ставших свидетелями бытового насилия», рекомендации 1934 (2010) «Насилие в отношении детей в детских учреждениях: обеспечение полноценной защиты жертв».

6. Стандарты в области защиты детей от насилия стали составной частью рекомендации Комитета министров No. R (79) 17 о защите детей от жестокого обращения, рекомендации No. R (85) 4 о насилии в семье и рекомендации CM/Rec(2009)10 о комплексных национальных стратегиях по защите детей от насилия. Ассамблея также напоминает об общеполитической рекомендации № 10 Европейской комиссии против расизма и нетерпимости «О борьбе с расизмом и расовой дискриминацией в области школьного образования и на его основе».

7. Конвенция ООН о правах ребенка от 1989 года гарантирует каждому ребенку гармоничное и безопасное развитие, а ее статья 19 напрямую касается защиты детей от насилия. В этой связи Ассамблея приветствует работу, проводимую Специальным представителем Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей.

8. Ассамблея напоминает, что в соответствии со статьей 26 Всеобщей декларации прав человека «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам», а также «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами».

9. К сожалению, насилие оказалось тем элементом человеческих отношений, который, несмотря на осуждение во всем мире, с трудом поддается искоренению. Оно встречается повсюду: в отношениях между отдельными людьми и группами, а также в семьях, социальных группах и в обществе. Оно может проявляться в виде прямой физической агрессии или принимать менее очевидные, но не менее опасные формы психического насилия. Существует тесная взаимосвязь между насилием в школе и насилием в обществе; поэтому неудивительно, что в школьных стенах также встречаются различные формы насилия.

10. Тем не менее, Ассамблея и впредь будет самым решительным образом бороться со всеми формами насилия, в частности с теми, которые направлены против детей и молодежи. В этой связи чрезвычайно важно принимать меры по борьбе с насилием на возможно ранних этапах школьной жизни детей и организовывать и/или углублять воспитательную работу по борьбе с насилием в школе.

11. Радикальные преобразования, которые произошли в образовательной политике, показали, что можно достигать успешных результатов и менять менталитет: авторитарные методы преподавания постепенно уступают место некомандному стилю, часто стимулирующему критическое отношение к авторитарным принципам. Аналогичные тенденции также прослеживаются во взаимоотношениях между родителями и детьми и в обществе в целом.

12. Во многих странах проводятся исследования по проблеме насилия в школе, а некоторые правительства учредили национальные программы по борьбе с таким насилием. Ассамблея также приветствует работу, проводимую в этой области Европейской сетью уполномоченных по правам ребенка. Достигнутые результаты внушают надежду, однако необходимы дальнейшие усилия по снижению уровня насилия в школе.

13. Если для решения данной проблемы не будет приниматься адекватных мер, последующие социальные и финансовые издержки существенно превзойдут расходы на учреждение большего числа комплексных программ по эффективному противодействию насилию, не говоря уже о недопустимых страданиях, которые испытывают дети, подвергающиеся или подвергнувшиеся насилию.

14. Безусловно, крайне важно, чтобы насилие было поставлено под запрет, а акты насилия, подпадающие под нормы уголовного права или под дисциплинарные положения, доводились до сведения правоохранительных или дисциплинарных органов и по ним выносились и применялись надлежащие меры ответственности. Однако применение наказаний – это крайняя мера, а не решение проблемы. Еще более необходимы профилактическая работа и усилия по поддержке жертв. Нельзя не учитывать тот факт, что дети, совершающие акты насилия, вероятнее всего сами могут быть его жертвами. Кроме того, необходимо обеспечивать максимальную прозрачность, уважая при этом человеческое достоинство и неприкосновенность частной жизни пострадавших.

15. Учитывая сложность взаимоотношений в нашем обществе и множественность факторов, которые могут вызывать агрессивное поведение, для успешной борьбы с насилием в школе необходимо принятие мер на различных уровнях и вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сторон, в частности, членов семей, преподавателей и учащихся.

16. На протяжении десятилетий медийные ресурсы в различных формах распространяют контент, насыщенный насилием, и все это время идет дискуссия о том, какое воздействие подобная информация оказывает на людей. С появлением новых видов интерактивных онлайновых медийных средств стало очевидно, что потенциал психического воздействия еще выше, и этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. С другой стороны, поскольку дети все больше времени проводят как пользователи медийных ресурсов, неформальная воспитательная работа через эти средства может иметь положительный эффект и этот вопрос также должен быть принят во внимание и более тщательно проработан.

17. Исходя из вышеизложенного, Ассамблея принимает следующие руководящие принципы в области воспитательной работы по борьбе с насилием, и призывает парламенты государств-членов и наблюдателей оказать им поддержку на национальном уровне и обеспечить, чтобы компетентные государственные органы поддержали школы в административном, материально-техническом и финансовом плане, а также осуществлять контроль за ходом реализации этих принципов:

17.1. правовая база и административная практика:

17.1.1. уголовные и/или дисциплинарные нормы должны содержать четкие положения о запрещении всех действий, совершаемых в школе, которые могут подходить под определение «насильственные», включая физические или унижающие достоинство наказания учащихся, насилие в отношении учащихся со стороны школьного персонала, насилие в отношении учащихся со стороны третьих лиц, совершаемое на школьной территории, а также агрессивное поведение одних учащихся по отношению к другим учащимся, школьному персоналу или школьному имуществу;

17.1.2. необходимо предусмотреть меры уголовной и/ или дисциплинарной ответственности, соразмерные тяжести таких действий; однако в отношении несовершеннолетних виновников насилия должны приниматься во внимание руководящие принципы, содержащиеся в рекомендации Комитета министров CM/Rec(2008)11 о Европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, по отношению к которым применены санкции или ограничительные меры, а также тематический доклад Комиссара Совета Европы по правам человека о детях и ювенальной юстиции от 2009 года;

17.1.3. все акты насилия должны расследоваться и регистрироваться и, если такие действия носят достаточно серьезный характер, они должны доводиться до сведения компетентных правоохранительных или дисциплинарных органов; в этой связи в образовательных учреждениях должны быть созданы надлежащие механизмы по приему жалоб;

17.1.4. административные процедуры в отношении актов насилия в школе должны обеспечивать право родителей на безотлагательное и надлежащее получение информации, а также право на неприкосновенность частной жизни пострадавших;

17.1.5. руководители школ должны нести профессиональную ответственность за эффективное исполнение выше указанных обязательств;

17.2. повышение информированности и подготовка кадров:

17.2.1. в школе должна пропагандироваться культура демократии и прав человека в соответствии с положениями Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека, принятой в рамках рекомендации Комитета министров CM/Rec(2010)7;

17.2.2. повышение информированности в вопросах снижения уровня насилия, ненасильственного разрешения конфликтов и защиты прав ребенка, в частности в школе, должно быть интегрировано в программу общего образования; различные аспекты проблемы насилия должны рассматриваться, например, на уроках истории, литературы, информатики, искусства, музыки, физкультуры, социологии, психологии, философии и религии или этики;

17.2.3. преподаватели и работники школ должны проходить обязательную подготовку с тем, чтобы лучше понимать, что представляют собой различные формы насилия (физическое, психическое, вербальное и поведенческое насилие), и изучать способы противодействия такому насилию и пути защиты права ребенка на обучение в среде, свободной от насилия;

17.2.4. в программе подготовки школьного персонала должны учитываться конкретные потребности, связанные со спецификой его служебных обязанностей, а также потребности учащихся, в частности тех, кто находится в наиболее уязвимом положении;

17.3. меры по профилактике и поддержке:

17.3.1. необходимо принимать строгие меры безопасности по пресечению проноса в школу оружия и наркотиков и предупреждению преступлений в школе;

17.3.2. методы обучения должны помогать в устранении причин, приводящих к насилию, и быть направлены на то, чтобы отдельные учащиеся не оказывались в изоляции или отчуждении; с этой целью школам необходимо оказывать конкретную поддержку учащимся, испытывающим трудности с учебой, а также трудности физического, социального или иного характера, ослаблять тенденции к конкуренции на уроках, развивать коллективизм, сотрудничество и терпимость, а также предоставлять учащимся возможности для снятия физического и психологического напряжения ненасильственным путем с помощью спортивных мероприятий, занятий музыкой и искусством;

17.3.3. в состав школьного персонала должны входить специальные наставники, работающие на конфиденциальной основе и имеющие необходимую подготовку с тем, чтобы помогать учащимся, столкнувшимся с насилием, и тем, кто совершил акты насилия в школе или вне школы; кроме того, у учащихся, их родителей и преподавателей должна быть возможность обращаться к специалисту по урегулированию споров и конфликтных ситуаций и психологу;

17.3.4. на уровне школьных округов следует создать специальные группы из специалистов с соответствующим уровнем знаний и опыта для оказания консультативного содействия школам, столкнувшимся с определенными трудностями;

17.4. в целях вовлечения учащихся и членов их семей:

17.4.1. школы должны разрабатывать практические проекты и общественные мероприятия (такие, как форумы, круглые столы, дни открытых дверей), посвященные проблеме насилия в школе, в которых принимали бы участие преподаватели, учащиеся и родители; особое внимание следует уделять утверждению в медийных ресурсах (печатные СМИ, музыка, телевидение, кинематограф, Интернет, мобильные телефоны и т.д.) несенсационных подходов к проблемам насилия в школе и социального насилия в повседневной жизни (в том числе, насилие в семье, в группах, преступность);

17.4.2. школы должны организовывать добровольные программы с участием родителей, призванные помочь им в выполнении их родительских обязанностей, а также в полноценном обеспечении признания и соблюдения прав детей;

17.4.3. в ходе выполнения целевых проектов и мероприятий школам следует предусматривать взаимодействие с НПО, обладающими конкретными знаниями и опытом в вопросах воспитательной работы по борьбе с насилием;

17.5. мониторинг и оценка:

17.5.1. власти на национальном уровне должны создать систему по централизованному сбору статистических данных, касающихся насилия в школе, и данных о результатах, достигнутых в ходе реализации различных мер по борьбе с этим явлением;

17.5.2. на национальном уровне необходимо проводить обследования по выявлению передового опыта; следует также поощрять сотрудничество между школами на национальном и европейском уровне.

18. Ассамблея призывает генерального секретаря Совета Европы обеспечить, чтобы работа по проблемам, касающимся детей и насилия, оставалась в числе приоритетов программ будущей деятельности Совета Европы.

19. Ассамблея приглашает Объединенный совет по делам молодежи, а также Конференцию международных неправительственных организаций Совета Европы присоединиться к Ассамблее и Комитету министров в их усилиях по борьбе с насилием в отношении детей и насилием в школе путем проведения мероприятий в сферах своей компетенции.

B. Проект рекомендации3

1. Ссылаясь на резолюцию …………(2011) «Воспитательная работа по борьбе с насилием в школе», Парламентская ассамблея полагает, что насилие в школе является нарушением прав ребенка. Необходимо укрепить процесс разработки политики в области воспитательной работы по борьбе с насилием в школе, совершенствовать содействие реализации на национальном уровне политики, направленной на противодействие всем формам насилия, затрагивающим детей и молодежь.

2. Ассамблея убеждена, что для достижения синергетического эффекта, призванного усилить на национальном уровне результативность политики по решению этой сложной проблемы, необходимо повысить сотрудничество на европейском уровне и что Совет Европы должен играть более активную роль на этом направлении.

3. В этой связи Ассамблея рекомендует Комитету министров:

3.1. направить резолюцию……….(2011) в свои профильные ведомства, призвав их принять к сведению содержащиеся в ней руководящие принципы и довести их до всех своих образовательных учреждений;

3.2. предложить через своих министров образования следующей Постоянной конференции европейских министров образования разработать в тесном сотрудничестве с профильным руководящим комитетом Совета Европы целостную и дальновидную образовательную политику по борьбе с насилием в школе и в обществе в целом;

3.3. оказать содействие государствам-членам в конфликтных и постконфликтных регионах в разработке практических школьных проектов по борьбе с насилием в школе, в семье, обществе и между государствами;

3.4. содействовать государствам-членам в продвижении культуры демократии и прав человека в школе в соответствии с положениями Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой в рамках рекомендации Комитета министров CM/Rec(2010)7;

3.5. установить тесное сотрудничество с Европейской сетью уполномоченных по правам ребенка (ENOC) и его секретариатом в Страсбурге и оказывать ей прямое содействие;

3.6. наладить прямое взаимодействие с Европейской комиссией по вопросам ее работы над Стратегией Европейского союза по правам ребенка и стремиться к распространению этой деятельности на все государства-члены Совета Европы;

3.7. сотрудничать со Специальным представителем Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей и более тесно координировать региональные европейские действия в этой области;

3.8. через свои профильные министерства организовать национальные планы действий по борьбе с насилием в новых медийных ресурсах, по возможности, в сотрудничестве с ведомствами и организациями по защите прав детей, а также СМИ и компаниями, чья деятельность связана с Интернетом.

1 Поручение Комиссии: док. 11889, поручение 3559 от 29 мая 2009 года.

2 Проект резолюции единогласно одобрен Комиссией 4 ноября 2010 года.

3 Проект рекомендации единогласно одобрен Комиссией 4 ноября 2010 года.

F – 67075 Strasbourg Cedex | e-mail: assembly@t | Tel: + 33 3 88 41 2000 | Fax: +33 3 88 41 2733



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Докладчик А. А. Орлов состояние, проблемы и задачи региональной стратегии по развитию минерально-сырьевого сектора экономики

    Доклад
    От имени горнопромышленников Камчатки сердечно приветствую всех присутствующих в зале и от души поздравляю Вас с Днем предпринимателя! Желаю успешной и плодотворной работы,
  2. Докладчик Велиев Акшин

    Доклад
    Атмосфера дома, где рос Артур, дышала рыцарским духом. Руководимый матерью мальчик стал знатоком геральдики и почитателем древностей. Конан Дойл научился разбираться в гербах много раньше, чем познакомился с латинским спряжением.
  3. Докладчик: Иванов А. В. Тема «О развитии конкуренции в Камчатском крае и противодействии коррупции»

    Доклад
    Проблемам развития конкуренции государственной властью уделяется серьезное внимание. Регулированию этой проблематике посвящен Федеральный закон № 135 от 26 июня 2006 года «О защите конкуренции».
  4. Докладчик (6)

    Доклад
    Докладчик: Пирогова С.В. к.м.н. зав. курсом, доцент кафедры физиотерапии и курортологии с курсом реабилитации, аппаратной косметологии и рефлексотерапии ФПК СПбГМА им.
  5. Докладчики (3)

    Доклад
    Башмакова Надежда Васильевна (Екатеринбург), проф. Мальцева Лариса Ивановна (Казань), проф. Протопопова Наталья Владимировна (Иркутск) 15 мин Организационные вопросы совершенствования акушерско-гинекологической службы Акад.
  6. Докладчик (3)

    Доклад
    «Пересмотр значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в расчете единого налога на вмененный доход как способ стимулирования развития малого бизнеса в г.

Другие похожие документы..