Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На сегодняшний день Ближневосточный конфликт является одним из самых запутанных, напряженных и требующих комплексные подходы. Понятие «Ближневосточны...полностью>>
'Доклад'
Действия соединений, частей и подразделений СВ при проведении специальной операции по разоружению НВФ в 1994-96 гг. на территории Чеченской республик...полностью>>
'Документ'
2.1. В соревнованиях принимают участие команды образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования, начального професс...полностью>>
'Урок'
Природа - не только среда, окружающая нас, но всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе - это красная ни...полностью>>

Статья отнесена к разделу (18)

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

Орлова Юлия Альбертовна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на  практике. Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах  деятельности в нашей школе. (Презентацию см. в Приложении 1)

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.  

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  2. усиление мотивации учения;

  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие   учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке

Можно выделить следующие особенности данной технологии

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;

  3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  4. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  5. Повышение производительности урока.

  6. Установление межпредметных связей с другими предметами.

  7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

  8. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.

А теперь хотелось бы рассмотреть этот вопрос на примере урока литературного чтения во 2 классе по УМК “Гармония” (автор О.В. Кубасова) по теме: “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Урок литературного чтения с использованием ИКТ.

Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки;

  • развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

  • воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и мультимедиа приставка, карточки для групповой работы, учебник.

Учебник: Литературное чтение О.В. Кубасовой 2 класс (УМК “Гармония”).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение индийской сказки “Ссора птиц” по частям.

Беседа по содержанию:

- Какие события описываются в сказке?

- Что поучительного для себя вы узнали из этой сказки?

III. Постановка цели урока. (презентацию к уроку см. в Приложении 2)

- Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? (сказка – это вымысел)

- А что такое русская народная сказка? (произведение, написанное русским народом)

- Какие вы знаете виды сказок? (3 слайд Приложения 2)

- Расскажите о них. Приведите примеры.

Работа по группам.

- Сейчас каждой группе я раздам карточки. На карточках написаны отрывки из русских народных сказок. По отрывку определите, как называется сказка. (Карточки см. в Приложении 3)

Ответы детей сопровождаются показом текста карточек и иллюстрациями к сказкам. (см. 4-9 слайды Приложения 2)

- А теперь самое сложное задание: прочитайте текст сказки и подумайте, а из какой сказки этот отрывок. (см.10 слайд Приложения 2)

- Эта сказка вам не знакома, называется она “Самое дорогое”. Это бытовая сказка.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа перед чтением текста.

Перед чтением текста проводится словарная работа (см.12-13 слайды Приложения 2)

2. Комбинированное чтение текста.

Чтение по ролям сказки учителем и подготовленными детьми.

Физкультминутка.

3. Первичная беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам сказка? А чем?

- Какова главная мысль сказки?

4. Повторное чтение сказки по “цепочке”.

5. Беседа по содержанию.

Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста?

Чем занимался старик?

Что делала старуха?

Для чего старик пошел в лес?

Кого он там встретил?

Как выглядел Лесной Дед? (см.14 слайд Приложения 2)

6. Работа над пословицами. (пословицы - см. 15 слайд Приложения 2)

Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке.

Как вы это объясните?

V. Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились?

Кто герои сказки?

- Какова главная мысль этой сказки?

V1. Домашнее задание. (см.15 слайд Приложения 2)

Эффективность использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.

В соответствии с Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования», постановлением Правительства Р.Ф. №224 от 23.03. 2001 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, на основании Приказа Управления по делам образования, науки и молодёжной политики администрации Рязанской области от 23.11.2001 №528 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» с 2001-2002 учебного года Шиловская средняя школа №2 включена в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в задачи которого входит повышение качества образования, разгрузка и обновление содержания, обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно ориентированное обучение, деятельностный и компетентностный подходы в образовании.

Шиловская средняя общеобразовательная школа №2 является опорной по методической работе в районе. (Основание – Приказ Управления образования и молодёжной политики муниципального образования Шиловский муниципальный район №4/4 от 16.01.06 «Об определении опорной школы по методической работе»)

В Шиловской средней общеобразовательной школе №2 большое внимание уделяется внедрению современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, более эффективного использования учебного времени, к которым относятся:

  • Развивающее обучение - (I,II,III ступени образования)

  • Разноуровневое обучение - (III ступень образования)

  • Предпрофильное обучение - (II ступень образования)

  • Система инновационной оценки «портфолио» - (II ступень образования)

  • Профильное обучение - (III ступень образования)

  • Исследовательские методы обучения - (II,III ступени образования)

  • Проектные методы обучения - (I,II,III ступени образования)

  • Активные и интерактивные методы обучения - (I,II,III ступени образования)

  • Технология «дебаты» - (II,III ступени образования)

  • Лекционно-семинарско-зачётная система обучения - (III ступень образования)

  • Технология использования игровых методов - I,II,III ступени образования)

  • Информационно-коммуникационные технологии – (I,II,III ступени образования)

  • Здоровьесберегающие технологии - (I,II,III ступени образования)

Развивающее обучение

С 1996 года Шиловская средняя общеобразовательная школа №2 является экспериментальной площадкой по внедрению адаптивной модели развивающего комплекса в систему образования района. (Приказ Управления образования и молодёжной политики администрации муниципального образования Шиловский район №27 от 07.02.1996 «Об адаптивной модели развивающего комплекса в системе образования района»)

С 1995 года в школе осуществляется обучение по технологии развивающего обучения (система Л.В. Занкова).

С 1997 года в школе осуществляется обучение по технологии развивающего обучения (система Д.В. Эльконина – В.В.Давыдова).

Учителя начальных классов школы и администрация прошли курсовую подготовку по обучению детей по методикам развивающего обучения (система Л.В. Занкова.), (система Д.В. Эльконина – В.В.Давыдова), которые были организованы ассоциацией «Развивающее обучение» на базе московских школ.

В текущем учебном году обучение по данной методике Л.В. Занкова осуществляют Усенина В.А. , Федина С.А., которые прошли курсы повышения квалификации в Институте развития образования г. Рязани.

По методике Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова обучение ведут Козина Т.Ю., Вялова Н.В. Они прошли обучение в ассоциации «Развивающее обучение» г. Москвы.

Пять учителей средней и старшей ступени обучались применению развивающих методик:

  • Корнюшкина В.М. (2000г. РИРО),

  • Печёнкина Е.Н. (1999г. РИРО),

  • Евлашкина Т.Н. (1999г. РИРО),

  • Паршкова И.В. (2002г. РИРО),

  • Макарова Г.И. (2000г. РИРО).

Инновационные курсы

С 1993 года на базе вторых классов введено изучение английского языка (все преподаватели английского языка работают в начальной школе, среднее качество знаний учащихся начальной школы по английскому языку составляет 73% ).

С 1995 года школьный компонент учебного плана содержит курс немецкого языка как второго иностранного (его ведёт преподаватель высшей квалификационной категории Пискарева В.Ф., учащиеся которой показывают стабильно высокое качество знаний (67%.), учитель проходил курсовую подготовку в 1999 году в Гёте-институте г.Мюнхен, ФРГ; 2002 году в Саксонской академии повышения квалификации учителей, г.Мейсен, ФРГ).

С 2003 года введен курс информатики со второго класса (курс разработан учителем информатики Челяновой Н.Д. в соответствии с рекомендациями МО РФ по методическому комплексу Горячева А.В., учащиеся показывают очень высокое качество знаний по предмету (95%); преподаватель прошёл курсовую подготовку по теме «Технология преодавания информатики в основной школе» в 2003 году в РОИРО).

С 1998 года преподаётся курс « В мире литературы» по программе под редакцией А.Г.Кутузова. (Работает по этой программе учитель русского языка и литературы Евлашкина Т.Н., среднее качество знаний 65% , 1997г, 2002г. курсовая подготовка в РОИРО)

С 1998 года в школе введён курс экологии для 5-7 классов и русского языка на старшей ступени обучения.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение представлено в 11-х классах школы предметно-урочной системой, которая работает на старшей ступени с 1995 года: учащиеся имеют возможность изучать математику, литературу, историю, физику на продвинутом уровне обучения, что соответствует особенностям Программы развития школы.

В группах «А» (с более высоким уровнем обучения) работают высококвалифицированные педагоги, которые добиваются значительных успехов в обучении учащихся и стабильно высоких процентов поступления в ВУЗы.

Технологию использования игровых методов в процессе обучения широко применяют все учителя начальных классов, иностранного языка, истории, обществознания, литературы. Элементы данной технологии встречаются на уроках практически у всех учителей школы.

Предпрофильное и профильное обучение

С 1994 года в школе работают профильные радиотехнические классы, из которых учащиеся поступают в РГРТА и ВУЗы по профилю.

В 1998 году создан медицинский класс. С 2000 по 2005 год медицинский класс выпустил 62 чел., (по договору с РГМУ обучались 35человек). В этом классе один из самых высоких показателей качества знаний в школе:

Качество знаний учащихся медицинского класса

В медицинском классе самый высокий % поступления в ВУЗы по профилю (100%), в РГМУ поступили 33 человека, т.е. 94% учащихся.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования с 2004-2005 учебного года в школе ведётся предпрофильная подготовка учащихся в 9-х классах (за счет вариативной части учебного плана) организованы и работают следующие элективные курсы (по три часа на каждого ребенка):

  • Деревообработка (преподаватель Екимов Г.В., курсы 2004 ПМЦ Шилово)

  • Автомобиль (преподаватель Никифоров В.П.)

  • Компьютерная графика (преподаватель Челянова Н.Д., курсы 2003 РОИРО)

  • Компьютерные технологии (преподаватель Челянова Н.Д., курсы 2003 РОИРО)

  • Превентивная медицина (преподаватель Мальцева Л.А., медсестра школы)

  • Экономика и предпринимательство (преподаватель Агафонова Л.Н.., курсы 2005 РОИРО)

  • Русская словесность (преподаватель Куличкова Т.М.., курсы 2004 РОИРО)

  • Психология личности (преподаватель Нестерова Е.А.., курсы 2005 ПМЦ, Шилово)

  • В мастерской историка (преподаватель Бабушкина Т.П., курсы 2004 ПМЦ, Шилово)

  • Химия в быту (преподаватель Климкинга Т.В.)

  • Деловой английский (преподаватель Дмитриева И.А.)

  • Мой выбор (преподаватель Алёшинская Т.И., курсы 2005 РОИРО)

  • Школа абитуриента (русский язык) (преподаватель Харлашкина В.П.)

  • Столярное дело (преподаватель Ельцов В.А., курсы 2004 ПМЦ Шилово)

В рамках федерального эксперимента по предпрофильной подготовке, для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в МОУ Шиловской средней общеобразовательной школе №2 организуется работа с портфолио (основание - Положение «О портфолио - портфеле образовательных достижений учащихся МОУ Шиловской средней общеобразовательной школы №2» №11/3 от 20.02.2005г)

Обучение на старшей ступени школы предполагает дальнейшую целенаправленную подготовку к успешному обучению в ВУЗах, профильную ориентацию учащихся, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. С 2005-2006 учебного года введена внутришкольная профилизация в 10 классах сформированы:

  • универсальный класс,

  • физико-математический класс (с введением 1 часа черчения, 7 часов математики, 1 часа информатики за счет вариативной части Базисного плана);

  • экономико-правовой класс (с введением 6 часов математики, 2 часов экономики за счет вариативной части и 1 часа права, который ведется факультативно);

  • медицинский класс предусматривает 6 часов химии, 4 часа биологии за счет вариативной части и 1 час биологии факультативно, для углубленного изучения также вводится 1 час математики и 1 час иностранного языка факультативно.

В профильных классах широко применяются лекционно-семинарско-зачётная система обучения.

Информационно-коммуникационные технологии.

Оснащение компьютерной техникой:

В школе обучается 667 учащихся и имеется 14 компьютеров (11-поставленных по президентской программе и 3 – подаренных социальными партнёрами школы), таким образом, приходится в среднем по 48 человек на один компьютер.

Готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий:

Всего в школе 57 преподавателей, из них навыками работы на персональном компьютере обладают 37 человек, что составляет 65% от общего числа педагогов школы.

Преподаватели школы понимают важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, с каждым годом качественно и количественно улучшается программное обеспечение, всё большее число учителей овладевают новыми знаниями и применяют их на уроках, а эффективность применения современных технологий подтверждается стабильно высокими результатами, которые показывают учащиеся данных педагогов.

Рост количества педагогов школы, владеющих информационно-коммуникационными технологиями


Здоровьесбережение

Сохранение и укрепление здоровья учащихся и пропаганда здорового образа жизни является актуальной проблемой для всех регионов Российской Федерации. В нашей школе накоплен определённый опыт работы в этом направлении. Разработаны и активно реализуются проекты « Здоровье» и «Профилактика вредных привычек»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статья отнесена к разделу (32)

    Статья
    Общепризнанно, что физика – предмет трудный. Как правило, подростки, поступающие в профессиональное училище, имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу знаний физических законов и явлений.
  2. Статья отнесена к разделам (6)

    Статья
    Целью организации таких праздников является повышение интеллектуальной активности учеников подросткового возраста. Участие в проведении предметных праздников способствует эмоциональной разрядке, развивает личность учащихся, помогает
  3. Статья отнесена к разделу (13)

    Статья
    Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном.
  4. Статья отнесена к разделу (21)

    Статья
    Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его
  5. Статья отнесена к разделу (31)

    Статья
    Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Другие похожие документы..