Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ем агромадный объем....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
НТР, её составные части и характерные черты, главные направления развития производства в эпоху НТР. Мировое хозяйство и его географическая модель, меж...полностью>>
'Документ'
1 . Античная культура: периодизация, общая характеристика этапов. 13.Средневековая западноевропейская культура: особенности, периодизация....полностью>>
'Программа дисциплины'
Кадырбаев А. Ш. Ридер по курсу «Этнополитические процессы в современном мире» [Рассылается в электронном виде студентам поэтапно, в соответствии с пр...полностью>>

Отчет о результатах самообследования факультета начального образования по состоянию на 15. 10. 2008 года

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТЧЕТ

о результатах самообследования

факультета начального образования

по состоянию на 15.10.2008 года

Утвержден Советом факультета 15.10.2008.

Протокол № 2

Декан факультета начального образования

_____________________

С.И. Смирнова

15.10.2008

Петрозаводск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ 5

1.1. Введение. Краткая историческая справка 5

1.2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 7

II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ 8

2.1. Соответствие уставным требованиям 8

2.2. Организационно-распорядительная деятельность 8

2.3. Структура факультета, взаимодействие с другими структурными подразделениями университета и образовательными учреждениями 8

III. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 14

3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности 14

3.2. Структура подготовки 16

3.3. Структура выпуска специалистов 18

Анализ качественных показателей контингента обучающихся на ФНО обнаруживает согласованность между показателями приема и выпуска, что свидетельствует о достаточно высокой сохранности контингента студентов. 18

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 19

4.1. Анализ соответствия основной образовательной программы (ООП) и учебно-методической документации требованиям ГОСа 19

4.2. Обеспеченность источниками учебно-методической информации по дисциплинам учебного плана 20

4.3. Управление учебно-методической деятельностью 22

4.4. Организация учебного процесса 24

4.5. Использование инновационных педагогических технологий, новых форм и методов обучения 33

4.6. Организация самостоятельной работы студентов 38

4.7. Организация научно-исследовательской работы студентов 39

4.8. Воспитательная работа 40

V. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 48

5.1. Состояние системы управления качеством на факультете 48

5.2. Работа с потенциальными абитуриентами, вступительные испытания и конкурсный отбор 49

5.3. Уровень подготовки выпускников 50

5.3.1. Итоги контроля знаний в результате самообследования факультета 52

5.3.2. Государственные экзамены и квалификационные работы 53

5.3.3. Анализ отчетов председателей ГАК 55

5.4. Участие в Интернет-тестировании 59

5.5. Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса, уровне подготовки 61

5.6. Востребованность выпускников 62

VI. УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 64

6.1. Кадры, обеспечивающие образовательный процесс на факультете 64

6.2. Научно-исследовательская и инновационная деятельность 65

6.2.1. Организация и руководство научно-исследовательской и инновационной работой 65

6.2.2. Структурные научно-исследовательские и инновационные подразделения 65

6.2.3. Участие в научных и инновационных программах и проектах 70

6.2.4. Эффективность научно-исследовательской работы (издание монографий и статей, участие в конференциях, семинарах, выставках) 74

6.2.5. Подготовка кадров высшей квалификации 75

6.3. Международное сотрудничество 77

6.4. Материально-техническая база факультета 80

6.5. Социальная среда жизни факультета 82

6.6. Финансовое обеспечение факультета 83

VII. УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ 84

7.1. Основные замечания экспертов — членов комиссии по аттестации 84

7.2. Общая характеристика мероприятий факультета по устранению недостатков, отмеченных по итогам аттестации в 2003 году 84

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………84

Отчет подготовлен с целью концентрации всей информации о факультете для проведения самоаттестации и для подготовки документа для аттестационной комиссии, для выявления недостатков в работе структурных подразделений и факультета в целом и планирования путей их устранения.

Отчет составлен деканом факультета доцентом С.И. Смирновой на основе отчетов, подготовленных заместителем декана по социально-воспитательной работе со студентами старшим преподавателем Н.А. Титовой, заведующей научно-исследовательской лабораторией теории и практики сельской школы З.Б. Ефловой, заведующими специальными кафедрами факультета начального образования доцентом Л.А. Корожневой, доцентом В.Л. Кошкаровым, доцентом Т.С. Марченко.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ

1.1. Введение. Краткая историческая справка

Факультет начального образования (до 1998 г. — педагогический факультет) начал работу с 1 сентября 1959 года как отделение педагогики и методики начального обучения при естественно-географическом факультете.

В самостоятельный факультет отделение педагогики и методики начального обучения было преобразовано в 1961 году. В 1962 году была образована факультетская кафедра педагогики и методики начального обучения и была передана факультету кафедра музыки и пения, просуществовавшая до 1973 года. В 1986 году при ФНО было открыто отделение дошкольной педагогики и психологии. Кафедра педагогики и методики начального обучения преобразована в две кафедры: педагогики и психологии начального обучения и методики начального обучения. В 1988 г. кафедра методики начального обучения преобразована в две кафедры: методики преподавания русского языка (с 1989 г. — русского языка и методики его преподавания в начальных классах) и методики преподавания математики в начальных классах (с июля 1989 г. — кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах). От кафедры педагогики и психологии начального обучения отделилась кафедра дошкольной педагогики и психологии в связи с образованием дошкольного факультета.

Становление и развитие факультета связано с именами известных ученых, первых преподавателей, практиков народного образования, таких как И.Ф. Гончаров, В.С. Линник, В.А. Георгиевский, В.Г. Морецкая, Л.И. Шитикова, И.Л. Гольдфельд, Т.А. Жигалова, Р.И. Перская, Н.П. Терентьева, А.И. Горина, А.Ф. Мухина и др.

Первыми деканами факультета были: В.П. Чернов, В.Г. Лобзина, Н.Д. Москин. В течение 10 лет факультет возглавляла В.С. Линник, специалист, хорошо знавший школу, творчески подходивший к организации учебного процесса на кафедре и факультете. 15 лет, с 1973 по 1988 годы, деканом был доцент кафедры физиологии Н.И. Жуков. Факультету в эти годы неоднократно присуждалось Красное Знамя университета по итогам соцсоревнования. Позже деканом факультета была избрана кандидат филологических наук, доцент З.И. Минеева, которая возглавляла факультет до октября 2000 года. В это время на факультете организуется прием студентов в группы с дополнительными специализациями: по методике преподавания музыки, русского языка и литературы, математики, природоведения, информатики и др. Устанавливаются тесные связи с Петрозаводским педагогическим колледжем № 1, благодаря которым организуется прием выпускников этого колледжа по системе “Контакт” на сокращенный срок обучения. С октября 2000 г. по декабрь 2002 г. деканом факультета была кандидат педагогических наук, доцент О.М. Звягина. За эти годы факультет значительно расширяет международное сотрудничество, организуется прием студентов в группы с дополнительными специальностями и на заочном отделении факультета.

В настоящее время на факультете функционируют три специальные кафедры:

  • кафедра педагогики и психологии начального обучения,

  • кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах,

  • кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах.

В ноябре 2007 г. на факультете создана научно-исследовательская лаборатория «Сельской школы Карелии: теория и практика развития».

На факультете начального образования в настоящее время обучается 553 студента (305 — очная форма обучения, 248 — заочная). Приведенный состав студентов на 1 октября 2008 года: n (дневное) + 0.1 × n (заочное) = 305 + 0.1 × 248 = 329,8 человек, где n — количество студентов.

Штатный преподавательский состав — 26 человек. Из них 13 преподавателей (50 %) имеют ученые степени и (или) звания (12 кандидатов наук и 1 доктор педагогических наук). Средний возраст штатного состава преподавателей составляет ~45,5 лет.

Факультет готовит специалистов для начальной школы. В настоящее время абитуриентам ФНО предоставляется право выбрать одну из дополнительных специальностей:

  • социальная педагогика,

  • английский язык,

  • национальные языки (карельский/вепсский);

или одну из специализаций:

  • коррекционно-педагогическая деятельность учителя,

  • педагогическая психология,

  • родная словесность,

  • математика и информатика (1-6 классы),

  • естествознание и информатика (1-6 классы),

  • методика развития и коррекции речи (заочная форма обучения),

  • основы детского творчества (заочная форма обучения).

Адрес факультета: 185000 г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 17.

Тел. (814-2) 76-70-62. Е-mail: fno@

1.2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

На факультете начального образования подготовка ведется по специальности — 031200 (050708) — Педагогика и методика начального образования, по дневной и заочной формам обучения.

В таблице 1.1. отражены сведения о действующих лицензиях на право ведения образовательной деятельности по специальности 031200 — «Педагогика и методика начального образования».

Таблица 1.1.

Наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности

п/п

Специальность

Дата и номер выдачи лицензии

Уровень

Срок окончания действия лицензии

Код

Наименование

заявленный

реализуемый

1

2

3

4

5

6

7

1

031200

Педагогика и методика начального образования

А No 001597

Рег. номер 1562

дата 29.01.2004

специалист

специалист

29.04.2009

II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ

2.1. Соответствие уставным требованиям

Деятельность факультета начального образования осуществляется в соответствии с Уставом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 14 марта 2003 года.

Кафедры вырабатывают рекомендательные требования, касающиеся конкретных форм учебной деятельности и контроля над ней (выполнение курсовых и дипломных работ, организация учебных и педагогических практик и т.д.), не вступающие в противоречия с Уставом.

2.2. Организационно-распорядительная деятельность

В соответствии со статьей 3.6. Устава КГПУ общее руководство факультетом осуществляет Совет факультета, избранный на пятилетний срок, утвержденный приказом ректора университета и возглавляемый деканом факультета.

Непосредственное управление факультетом осуществляет в настоящее время декан факультета, избранный на заседании расширенного Совета факультета в мае 2008 года и утвержденный приказом ректора 18.06.2008 г. (приказ № 487). Под руководством декана на факультете работает деканат в следующем составе: заместитель декана по социально-воспитательной работе, заместитель декана по заочной форме обучения, заведующие кафедрами, ответственный за организацию педагогической практики на факультете. Все решения деканата утверждаются Советом факультета, который регулярно рассматривает вопросы учебной, научной, методической, организационной работы. Все распоряжения декана находятся в соответствии с его полномочиями, определяемыми Уставом университета.

2.3. Структура факультета, взаимодействие с другими структурными подразделениями университета и образовательными учреждениями

Основные структурные подразделения факультета:

  1. Кафедра педагогики и психологии начального обучения, каб. 407, E-mail: pipno@kspu.karelia.ru. Заведующая кафедрой — кандидат педагогических наук, доцент Людмила Александровна Корожнева.

За кафедрой закреплены две учебные аудитории (406, 414).

  1. Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах, каб. 311, 403, E-mail: emd@kspu.karelia.ru. Зав. кафедрой — кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Сергеевна Марченко.

За кафедрой закреплены четыре учебные аудитории (309, 310, 415, 418).

  1. Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, каб. 416, 419, E-mail: kosh@kspu.karelia.ru. Зав. кафедрой — кандидат филологических наук, доцент Владимир Лаврентьевич Кошкаров.

За кафедрой закреплены две учебные аудитории (404, 405).

  1. Научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии «Сельская школа Карелии: теория и практика развития», каб. 414а, E-mail: fno@kspu.karelia.ru. Зав. лабораторией — Зинаида Борисовна Ефлова, кандидат педагогических наук, на должности доц. каф. П и ПНО.

Деятельность всех структурных подразделений регламентируется Уставом университета, постановлениями Ученого Совета университета, решениями Совета факультета, приказами ректора и распоряжениями декана. Для координации действий подразделений факультета разрабатываются и утверждаются Советом факультета графики учебного процесса, рабочие учебные планы с распределением поручений по кафедрам, утверждаются рабочие программы дисциплин, планы научных мероприятий.

Воспитательную работу на факультете координирует заместитель декана по социально-воспитательной работе со студентами старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Нина Александровна Титова.

Организацию учебного процесса по заочной форме обучения курирует заместитель декана по заочной форме обучения старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Светлана Петровна Богачева.

Разработкой программ педагогических практик, определением баз практик, организацией и подведением итогов педагогических практик руководит ответственный за педагогическую практику на факультете старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения Анастасия Валерьевна Сорокина.

Кроме преподавателей специальных кафедр факультета учебный процесс на факультете ведут преподаватели кафедр других факультетов:

  • кафедра зоологии и экологии, кафедра землеведения (естественно-географический факультет),

  • кафедра английского языка как основной специальности, кафедра английского языка как второй специальности (факультет иностранных языков),

  • кафедра физической культуры, кафедра безопасности жизнедеятельности (факультет физической культуры),

  • кафедра литературы (историко-филологический факультет),

  • кафедра информатики, кафедра общей и экспериментальной физики (физико-математический факультет);

а также преподаватели межфакультетских кафедр:

  • кафедра философии и социально-экономических дисциплин,

  • кафедра иностранных языков,

  • кафедра анатомии и физиологии,

  • кафедра карельского и финского языков.

Доля других кафедр в учебной нагрузке факультета составляет приблизительно 29 %. Основные формы учебной нагрузки, выполняемой другими кафедрами, — основные и элективные курсы учебного плана, руководство педагогической практикой.

Факультет поддерживает связи с другими кафедрами КГПУ: общей педагогики; дошкольной и социальной педагогики и психологии; зоологии и экологии; с предметно-цикловыми комиссиями Петрозаводского педагогического колледжа; обще-образовательными и социальными учреждениями г. Петрозаводска и Республики Карелия; учреждениями дополнительного образования; межшкольными методическими центрами.

Профессор В.М. Туркина (до 01.09.2007 г. являлась штатным сотрудником кафедры ЕМД и МП, в настоящее время — внутренний совместитель) в течение более пятнадцати лет сотрудничает с учителями, работающими в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В настоящее время Валентина Михайловна является научным руководителем Центра развивающего обучения, созданного на базе школы № 42 г. Петрозаводска.

Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Л.А. Корожнева, к.п.н., является ученым секретарем объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при КГПУ, а также членом редколлегии журнала Natural Science Education (Естественнонаучное образование), издаваемого в Литве с периодичностью три раза в год.

Заведующая НИЛ теории и практики развития сельской школы Карелии З.Б. Ефлова является старшим научным сотрудником Института социальной педагогики (Института социально-педагогических проблем сельской школы) Российской академии образования.

Преподаватели кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания (Я.Е. Амбражевич, Е.С. Казько, Т.С. Марченко, С.И. Смирнова, В.М. Туркина), кафедры русского языка и методики его преподавания (Н.А. Титова), кафедры П и ПНО (И.В. Комарова, З.Б. Ефлова) сотрудничают с Карельским республиканским институтом повышения квалификации работников образования: читают лекции по актуальным вопросам методики преподавания различных дисциплин и проводят практические занятия на курсах повышения квалификации учителей начальных классов и учителей математики г. Петрозаводска и Республики Карелия. В октябре 2007 года Е.С. Казько выступила на региональном семинаре учителей-занковцев, посвященном 50-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова. В сентябре 2008 года преподаватели факультета (Я.Е. Амбражевич, Е.С. Казько, Н.А. Титова) приняли активное участие (с выступлением и публикацией докладов) в работе научно-практической конференции «Система повышения квалификации в условиях реализации Комплексного проекта модернизации образования и ее роль в развитии образования РК», посвященной 70-летию КРИПК РО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования физико-технического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  2. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  3. Отчет о результатах самообследования математического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности университета

    Публичный отчет
    Вологодскому государственному педагогическому университету в 2008 году исполнилось 90 лет. Первое высшее педагогическое учебное заведение в Вологодской области было создано в 1918 году на базе Учительского института.
  5. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного

    Публичный отчет
    Оценка программно-информационного обеспечения учебного процесса по блокам дисциплин учебного плана. Наличие выхода в международные и российские информационные сети

Другие похожие документы..