Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Рабочая программа по алгебре для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта ...полностью>>
'Программа'
ЗАДАЧА: сформировать у учащихся отрицательное отношение к алкоголю. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: шапочки свиней и барана....полностью>>
'Урок'
В нашем лицее уже в течение ряда лет ведется работа по использованию НИТ в обучении химии. Обобщая, накопленный опыт, можно выделить три варианта при...полностью>>
'Доклад'
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.04.2009г. № 544 «Об утве...полностью>>

Сборник задач и ситуаций Тема Введение в микроэкономику 2 > Альтернативная стоимость как цена выбора 2

Главная > Сборник задач
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Микроэкономика”

Сборник задач и ситуаций

Тема 1. Введение в микроэкономику 2

1.1. Альтернативная стоимость как цена выбора 2

Основные задачи 2

Дополнительные задачи 3

1.2. Спрос и предложение 4

Основные задачи 4

Дополнительные задачи 6

1.3. Эластичность спроса и предложения 8

Основные задачи 8

Дополнительные задачи 9

Тема 2. Теория потребительского спроса 11

2.1. Полезность и предпочтения 11

Основные задачи 11

Дополнительные задачи 12

2.2. Равновесие потребителя 13

Основные задачи 13

Дополнительные задачи 14

Тема 3. Теория предложения 15

3.1. Производство и издержки 15

Основные задачи 15

Дополнительные задачи 18

3.2. Совершенная конкуренция 21

Основные задачи 21

Дополнительные задачи 23

3.3. Несовершенная конкуренция 24

Основные задачи 24

Дополнительные задачи 26

Тема 4. Рынки факторов производства 28

4.1. Особенности спроса и предложения труда 28

Основные задачи 29

Дополнительные задачи 30

4.2. Особенности спроса и предложения капитала и земли 30

Основные задачи 30

Дополнительные задачи 31

Дополнительные задачи и ситуации по микроэкономике можно найти:

  • Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. – М., 2001.– 572 с.

  • Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р. М. Нуреева. / Гл. ред. д.э.н., проф. Р. М. Нуреев. М.: НОРМА, 2003. – 432 с.

  • Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.–808 с.

  • http://50.economicus.ru (Электронный учебник «50 лекций по экономике» с задачами)

Тема 1. Введение в микроэкономику

1.1. Альтернативная стоимость как цена выбора

Для решения задач по этой теме необходимо знать:

  • что такое альтернативные издержки, уметь их рассчитывать и применять данное понятие для анализа экономических ситуаций;

  • что такое граница производственных возможностей и как она строится, уметь объяснить смысл точек на графике;

  • в чем состоит закон возрастающих альтернативных издержек, в каких условиях он действует.

Основные задачи

  1. Для того, чтобы добраться из пункта А в пункт В на самолете, требуется 1 ч, а на поезде – 5 ч. Предположим, что цена авиабилета составляет 100 долл., а железнодорожного билета – 60 долл. Какое средство передвижения выберет человек, который зарабатывает:

  1. 5 долл. в час;

  2. 10 долл. в час;

  3. 12 долл. в час.

Поясните свой ответ.

  1. У студента есть несколько часов свободного времени, которое может быть потрачено либо на подготовку к занятиям, либо на просмотр фильма, либо на уборку квартиры. Студент считает, что важнее всего сейчас подготовиться к занятиям, менее важно – посмотреть фильм и еще менее важно – сделать уборку.

  1. Найдите альтернативную стоимость: подготовки к занятиям; просмотра фильма; уборки квартиры.

  2. Изменится ли альтернативная стоимость подготовки к занятиям, просмотра фильма и уборки квартиры, если у студента станет больше свободного времени? Объясните ответ.

  1. Допустим, что у фирмы, производящей бумагу и карандаши, есть несколько вариантов производства:

Бумага, кол-во пачек

0

3

5

7

9

10

Карандаши, кол-во коробок

12

11

9

7

4

0

  1. Постройте границу производственных возможностей для этой фирмы. Укажите область неэффективных вариантов производства и область недостижимых вариантов производства. Выполняется ли для этой фирмы закон возрастания альтернативной стоимости?

  2. Рассчитайте, чему равна альтернативная стоимость: 1) расширения производства карандашей с 9 до 11 коробок; 2) расширения производства бумаги с 7 до 9 пачек; 3) производства третьей пачки бумаги; 4) производства шестой коробки карандашей.

  1. Экономика страны выпускает молоко и пшеницу. В этом году было произведено 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пшеницы. Альтернативные издержки производства 1 тыс. т молока составляют 5 тыс. т пшеницы.

  1. Найдите максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%. Проиллюстрируйте графически.

  2. Какие причины могут вызвать сдвиг границы производственных возможностей в сторону расширения? Объясните с помощью примеров.

  1. На тропическом острове живут 5 человек, каждый из которых одинаково хорошо умеет ловить рыбу и собирать кокосы. Каждый обитатель острова может в течение дня либо собирать кокосы (не более 20 шт. в день), либо ловить рыбу (не более 10 шт. в день).

  1. Постройте границу производственных возможностей для экономики острова (достижимую за 1 день). Имеет ли эта кривая стандартную форму?

  2. Рассчитайте альтернативные издержки сбора 1 кокоса и ловли 1 рыбы. Какой товар будет цениться дороже в этой экономике?

  3. Пусть теперь островитяне изобрели приспособление, позволяющее собирать по 25 кокосов в день. Изменятся ли от этого граница производственных возможностей и альтернативная стоимость производимых продуктов? Какие выводы можно сделать о влиянии технического прогресса на цены товаров?

  1. Пусть в экономике некой страны производятся кофе и бананы, причем максимально возможный выпуск кофе составляет 20 тыс. т в год, а бананов – 80 тыс. т в год. Кривая производственных возможностей для этой страны представляет собой отрезок прямой линии.

  1. Чему равны альтернативные издержки производства кофе и бананов?

  2. Каков максимально возможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т бананов?

Дополнительные задачи

  1. Правительство строит и оборудует больницу с целью предоставления бесплатных медицинских услуг.

  1. Какова альтернативная стоимость бесплатных медицинских услуг?

  2. Являются ли эти услуги бесплатными в перспективе с точки зрения общества?

  1. Финансист получает 50 $ за каждый час работы. Допустим, что финансисту необходимо покрасить собственный дом. Он может сделать это сам, затратив на покраску 30 ч рабочего времени, либо нанять маляра, который затратит 40 ч на покраску этого дома и возьмет за работу 15 $/час.

  1. Используя понятие альтернативной стоимости, объясните, следует ли финансисту нанимать маляра. Проведите необходимые расчеты.

  2. При каких ценах на услуги маляра финансисту следует красить свой дом самому?

  1. Пусть экономика страны производит 2 товара: наручные часы и видеокамеры. На рисунке изображена кривая производственных возможностей для этой экономики.

  1. Используя график, определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 1) 200 часов и 60 видеокамер, 2) 60 часов и 80 видеокамер; 3) 300 часов и 35 видеокамер; 4) 300 часов и 40 видеокамер; 5) 58 часов и 250 видеокамер.

  2. Предположим, что сейчас в этой экономике производится 300 часов и 40 видеокамер, но спрос на видеокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц следует изменить производство наручных часов, чтобы удовлетворить этот рост?

  1. Рассмотрим 2 товара – рис и лес, которые в различных количествах производятся в России и Китае.

  1. Как будут выглядеть границы производственных возможностей по этим товарам для России и Китая? Изобразите эти кривые схематично на одном графике. Почему эти кривые не совпадают?

  2. В каких странах производство риса будет дороже, а в каких – дешевле? Какие выводы из этого можно сделать для международной торговли?

  1. Верны или неверны утверждения, которые характеризуют ситуации, представленные на рисунках?

  1. Если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране Б технологический уровень развития выше, чем в стране А.

  2. В обеих странах действует закон убывающей производительности факторов производства.

  3. Страна А инвестирует больше в сектор, находящийся на графике в точке «а», нежели в точке «с».

  4. Если на графике производственных возможностей экономическое положение обеих стран соответствует точке «а», то ресурсы и в том, и в другом случае используются неэффективно.

  5. Если на графике производственных возможностей экономическое положение страны А соответствовало точке «а», оно могло бы переместиться в точку «d».

  6. Перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек страны Б остается постоянной.

  7. Переход из точки «е» в точку «d» не означает возникновения каких-либо потерь в экономике страны Б.

1.2. Спрос и предложение

Для решения задач по этой теме необходимо знать:

  • что такое спрос и предложение, величины спроса и предложения, кривые спроса и предложения;

  • факторы (детерминанты) спроса и предложения;

  • что такое нормальные и низшие (некачественные) товары, товары-субституты (взаимозаменяемые) и комплементы (взаимодополняемые);

  • рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем, уметь находить их, объяснять механизм достижения равновесия при изменении рыночных условий;

  • что такое излишки (выигрыши) потребителей и производителей;

  • способы и последствия государственного вмешательства в рыночные процессы.

Основные задачи

  1. Правильно ли употребляется слово «спрос» в приведенных ниже утверждениях?

  1. когда АвтоВАЗ увеличил цены на производимые автомобили, спрос на них упал;

  2. инфляция увеличила спрос на недвижимость;

  3. мода на занятия горнолыжным спортом привела к увеличению спроса на лыжи и спортивные костюмы;

  4. в результате государственного контроля цен на хлебобулочные изделия цена на них понизилась, увеличив тем самым спрос на эти изделия.

  1. Какие из следующих утверждений означают изменение в предложении, а какие – изменение величины предложения:

  1. в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;

  2. снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы;

  3. вследствие снижения на розничных рынках цены на апельсины их поставки на рынок сокращаются;

  4. федеральное правительство увеличивает акцизный налог на спиртные напитки.

  1. Проиллюстрируйте влияние следующих событий на рынок яблок. Укажите, как изменятся цена, объем продаж и выручка производителей.

  1. Ученые обнаружили, что тот, кто съедает хотя бы одно яблоко каждый день, болеет меньше.

  2. Цена апельсинов выросла в 3 раза.

  3. Вследствие засухи урожай яблок сократился до 1/3 нормального уровня.

  4. Тысячи студентов прекратили учебу и стали выращивать яблоки.

  1. Что произойдет на рынках кофе, чая и сливок, если правительство введет акцизный налог на кофе? Проиллюстрируйте графически. На каждом рынке покажите и объясните механизм достижения равновесия.

  2. Функция спроса на данный товар: QD=7–P. Функция предложения данного товара: QS= 5+2P.

  1. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

  2. Предположим, определена фиксированная цена на уровне: 1) 5 руб. за единицу; 2) 3 руб. за единицу. Проанализируйте полученные результаты. В каком из указанных случаев объем потребления будет наибольшим?

  1. Известно, что спрос и предложение некого товара выражаются как QD=6–2P, QS=P+3 (Q измеряется в тоннах, P – в тысячах рублей).

  1. Найдите равновесную цену и равновесный объем товара. Чему равна выручка производителей этого товара, если рынок находится в равновесии?

  2. Пусть государство решило установить максимально допустимую цену на этом рынке («потолок цен»). С какой целью принимается такое решение и как оно влияет на рынок? К каким последствиям приведет решение государства установить «полоток цен» на уровне: 1) 2 тыс. руб.; 2) 0,2 тыс. руб.?

  1. Спрос и предложение некого товара выражаются как QD=20-3P, QS=P+4 (Q измеряется в тоннах, P – в тысячах рублей).

  1. Пусть теперь государство решило устанавливать не «потолок цен», а минимально допустимую цену. В результате этого на рынке образовался избыток товара в размере 2 тонны. Какова была установленная государством минимальная цена? С какой целью государство предпринимает такие меры?

  2. Каким образом государство может устранить избыток продукции, сложившийся на рынке? Сколько денег потребуется государству для закупки избыточной продукции? Укажите эту сумму графически.

  1. Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: QD=10–P, QS=4+P (Q измеряется в килограммах, P – в рублях). Правительство ввело налог на производство этого товара в размере 1 руб. на единицу товара.

  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество товара до и после ввода налога. Объясните, как налогообложение производителей влияет на рынок. Верно ли, что положение потребителей и производителей после этого ухудшается? Почему?

  2. Чему равны налоговые поступления государства? Рассчитайте и укажите графически. Какая часть этих поступлений фактически выплачена за счет потребителей, а какая – за счет производителей?

  3. Как Вы понимаете экономический смысл безвозвратных потерь общества («избыточное налоговое бремя»), возникающих при налогообложении? Рассчитайте величину потерь общества и укажите графически.

  4. Как изменится Ваше решение, если будет известно, что плательщиками этого налога будут покупатели?

  1. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями QD=600-100P, QS=150+50P.

  1. Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.

  2. Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 денежной единицы. Найдите, сколько потеряют при этом покупатели, а сколько – продавцы данного товара.

  1. Ситуация на рынке товара Х описывается как QD=700–2P, QS=100+4P (Q измеряется в килограммах, P – в рублях). Стремясь улучшить положение потребителей, государство рассматривает 2 варианта действий: 1) ввести субсидирование производителей в размере 20 руб. за произведенную единицу продукции; 2) установить «полоток цен» на уровне 80 руб.

  1. Как изменятся цена и объем продаж товара после применения мер (1) и (2)? Проведите необходимые расчеты и проиллюстрируйте графически.

  2. Какой вариант – (1) или (2) – более предпочтителен для потребителей? Почему? Какой вариант предпочли бы производители? Какой из вариантов является наиболее выгодным для государства?

Дополнительные задачи

  1. Предположим, что мы наблюдаем на рынке следующую ситуацию: потребление сливочного масла увеличивается, хотя цена на это масло тоже растет. Чем это можно объяснить? Опровергает ли наблюдаемая ситуация закон спроса?

  2. Цены на персональные компьютеры продолжают падать, несмотря на растущий спрос. Почему?

  3. Используя рисунки, объясните, какие события могли привести к переходу:

  1. из точки А в точку В;

  2. из точки А в точку С;

  3. из точки А в точку E;

  4. из точки А в точку F

  1. Рассмотрим следующие ситуации: 1) в результате падения цен на земельные участки их сбыт увеличился; 2) цены на квартиры выросли, в связи с чем объем продаж мебели сократился; 3) снижение цены на мотоциклы привело к резкому изменению объема продаж и цены велосипедов; 4) повышение акцизов на табачные изделия вызвало очередное повышение цен на сигареты и сокращение числа курящих. Изобразите каждую ситуацию графически и ответьте на вопросы.

  1. Изменялись ли спрос, величина спроса, предложение, величина предложения в указанных ситуациях? Какие факторы привели к этим изменениям?

  2. Как изменились затраты потребителей на покупку продукции? Укажите графически.

  1. В таблице приведены некоторые данные о спросе и предложении товара. Заполните таблицу до конца.

    Цена, руб/кг

    10

    11

    12

    13

    14

    Величина спроса, кг

    1800

    1100

    Величина предложения, кг

    600

    900

    Избыточный спрос, кг

    1250

    0

    Избыточное предложение, кг

    400

    Объем продаж, кг

    450

    700

    Выручка, руб.

    2000

    7200

    11700

  2. До введения ограничений импорта японских автомобилей в США в середине 1980-х годов продавалось 2,69 млн автомашин по средней цене 4573 долл. После введения импортных квот объем ввоза японских автомобилей сократился до 1,91 млн штук в год, а их средняя цена поднялась до 4967 долл. Как изменился потребительский выигрыш американских автомобилистов?

  3. Допустим, что спрос на товар Х описывается уравнением QD=2500-100P, а предложение этого товара – уравнением QS=500+100P (Q измеряется в тоннах, P – в тысячах рублей).

  1. Найдите равновесную цену и равновесный объем товара, укажите точку равновесия на графике. Чему равна выручка производителей от продажи этого товара?

  2. Предположим, что равновесная цена товара Х теперь составляет 12 тыс. руб. Какие события могли привести к этому изменению? Объясните с помощью графических иллюстраций.

  3. Будет ли излишек производителей составлять большую величину при увеличении цены? Возможны ли ситуации, когда повышение цены сопровождается сокращением излишка производителей? Объясните ответ.

  1. Правительство США обложило продажу сигарет налогом в размере 0,25$ с пачки, после чего предложение сигарет S перешло к положению S’ (см. рисунок). Ответьте на следующие вопросы.

  1. Сколько составит совокупный доход государства от налога в случае, если кривая спроса имеет вид D1? А если D2?

  2. Почему равновесная цена не повысилась на 0,25 $ ни в случае D1, ни в случае D2?

  3. При каком спросе налог будет более эффективен с точки зрения снижения числа курящих?

  4. Если вместо введения налога правительство запретит продажу сигарет свыше 4 млн пачек, какие последствия это повлечет за собой?

  1. Функции QD=7–P и QS = –5+2P описывают исходную ситуацию на рынке товара X. Правительство вводит налог с производителей товара Х в размере N рублей за единицу товара. При каком N налоговые поступления государства будут максимальными?

  2. Функции QD=9–P и QS = –6+2P задают спрос и предложение на рынке товара X. Пусть на данный товар вводится налог в размере 25% от стоимости проданной единицы товара. Налог выплачивается покупателем. Определите равновесную цену, равновесный объем продаж и потери покупателей после ввода налога.

  3. Функция спроса на данный товар: QD=7-P; функция предложения данного товара: QS= 2+2P.

  1. Предположим, на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом, величиной 1,5 тыс. руб. на единицу товара. Определите равновесную цену с включением налога, равновесную цену без включения налога, равновесный объем продаж и общую сумму налога, поступающую в государственный бюджет.

  2. Допустим, правительство сохраняет налог в 1,5 тыс. руб., но одновременно вводится фиксированная розничная цена величиной в 3 тыс. руб. Как это отразится на поступлениях в бюджет, на положении производителей и потребителей?

  1. Администрация города рассматривает вопрос о введении платы за проезд по мосту через реку. Известно, что спрос горожан на проезд по мосту описывается уравнением P=12-2Q, где Q – число проехавших по мосту (в сотнях человек), P – цена за 1 проезд (в рублях).

  1. Сколько автомобилей проехало бы по мосту, если бы плата не взималась? В каких пределах может изменяться плата за проезд по мосту?

  2. Сколько денег поступит в бюджет администрации города, если будет назначена плата 2 руб.? А если 10 руб.? Постройте график доходов администрации города в зависимости от количества проехавших по мосту.

  3. Какую плату за проезд по мосту следует назначить администрации, если она стремится максимизировать свои доходы? Сколькими способами можно решить эту задачу?

  1. Предположим, что рыночное равновесие задано уравнениями: QD=9 P; QS=2P–6. Как изменится ситуация на рынке, если производителям установят субсидию из бюджета в размере 1,5 ден. ед. за каждую проданную единицу товара? Какую сумму денег правительство должно выплатить в виде субсидии?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы курсовых работ для 1 курса факультета мэо 62

    Документ
    Главной целью изучаемой дисциплины является овладение экономическим образом мышления, что предполагает четкое понимание учащимися предмета и метода экономической теории.
  2. Темы курсовых работ для 1 курса факультета мэо московский государственный институт

    Документ
    Главной целью изучаемой дисциплины является овладение экономическим образом мышления, что предполагает четкое понимание учащимися предмета и метода экономической теории.
  3. Задачи менеджмента в XXI веке Друкер, Питер, Ф (1)

    Реферат
    ISBN 5-8459-0127-8 (рус.) Новая книга Питера Друкера, классика современного менеджмента, посвящена глобальным проблемам, с которыми столкнется мировая экономика и все человечество в XXI веке.
  4. Тема Предмет и метод экономической теории 6

    Литература
    При подготовке к каждому семинарскому занятию студенту целесооб­разно использовать основную и дополнительную литературу, указанную в кон­це текста Программы.
  5. Задачи изучения дисциплины (3)

    Документ
    Курс теории международной экономики, наряду с микроэкономикой и макроэкономикой является частью общей экономической теории. Без учета внешнеэкономического воздействия анализ национальной экономики будет неполным и искаженным.

Другие похожие документы..