Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Исследуется возможность на основе рассмотрения оценок на разных типах алгебраических структур представить динамику развития вариантов логических исчи...полностью>>
'Документ'
“Литература отражает жизнь”. Этот постулат сильно скомпрометирован, кто спорит. И все же надо признать: при всей нечеткости, “вульгарной социологично...полностью>>
'Документ'
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих в системе высшего профессионального образования предопределило рассмотрение основной ...полностью>>
'Задача'
Известный психолог Д.Б. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в “одну эпоху челове...полностью>>

Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов (17 часов в рамках предпрофильной подготовки)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература

  1. Астауров Б. Л., Генетика пола, в сборнике: Актуальные вопросы современной генетики, [М.], 1966;

  2. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека,Изд-во «Бином» Санкт-Петербург,2002.

  3. Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов//Природа. 1991№ 8

  4. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека//Человек в системе наук. М. , 1989

  5. Приходченко Н.Н.,Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. Пос. Ростов н/Д, «Феникс», 1997.

МОУ гимназия № 18

Утверждено на заседании

кафедры естественных наук

гимназии №18

От __ _____ 2005 г. Года

Зав. Кафедрой Тюменцева Л.И.

Мальчики и девочки с точки зрения генетики

Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов

(17 часов в рамках предпрофильной подготовки)

Автор: Казанцева Татьяна Ивановна

Учитель биологии высшего разряда

Томск -2005

Приложение 3.

Выбор профессии: по любви или по расчету?

Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов

Казанцева Т.И., учитель биологии гимназии №18

(17 часов в рамках предпрофильной подготовки)

Пояснительная записка.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструировании собственного образовательного маршрута, конечной целью которого является достижение высокого профессионализма в выбранной сфере деятельности.

Выбор будущей профессии – серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор-это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Часто не только старшеклассники, но и абитуриенты демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Это приводит к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Поэтому одна из главных задач школьного образования — профессиональная ориентация учащихся - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и осо­знанному выбору профессии, призванная учитывать как особенности каждой лично­сти, так и социально-экономическую ситуацию на рынке труда.

Один из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы — профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, в том числе в области биологии, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. К данному направлению также относится работа по вооружению школьников элементарными профессио­нальными умениями и навыками.

Разработка элективный курса «Выбор профессии: по любви или по расчету?» продиктована необходимостью помочь школьникам в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями. Курс тем более востребован, что его содержательная часть не просматривается ни в одном из общеобразовательных предметов федерального базисного учебного плана

Продолжительность освоения программы: 17 часов

Возрастной диапазон начала освоения программы: 14-15 лет

Образовательная область: надпредметная

Уровень освоения программы: ознакомительный

Тип программы: ориентационная

Вид программы по целевой установке: профориентационная

Вид программы по форме организации содержания

и процесса педагогической деятельности: интегративная

Цели курса:

  • Оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов в плане выбора профессии

  • Открыть перед подростками перспективу в дальнейшем личностном развитии

  • Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий

Задачи:

  • Формирование актуального для подростков «информационного поля» (условия и содержание профессиональной деятельности, профессиональная направленность, необходимые личностные качества, ограничения по состоянию здоровья, родственные профессии, спрос на рынке труда, карьерный рост. адресная справка получения образования)

  • Обеспечение подростков средствами самопознания

  • Формирование мотивов саморазвития, личностного роста

  • Пропаганда профессий типа «Человек-природа»

Методическое обеспечение:

Педтехнологии

Теоретическими основаниями курса являются следующие положения:

  • Демократизация образовательного процесса. Нередко ученики, не принимают участия в организации педагогического процесса, не видя значения изучаемого материала, снижают мотивацию и учатся не в меру своих сил. Демократизация предполагает передачу части ответственности ученику.

  • Гуманизация педагогического процесса, т.е. применение психолого-педагогических технологий, ставящих учителя и ученика в гуманистические отношения, развитие свойств личности, определяющих позитивные отношения между людьми.

  • Развитие социальной компетентности учащихся .формирование у ребенка знаний и умений социального взаимодействия с другими людьми.

  • Создание условий для развивающего педагогического процесса

Концепция курса состоит в том, что в его содержании предусмотрена практико-ориентированная деятельность учащихся, предоставляющая широкие возможности для саморазвития подростков, реализация ими социально - и личностнозначимой активности. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их активной жизненной позиции.

Методы:

Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования, использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как «Проектная деятельность». Введено простейшее релаксационное упражнение. Профессиональное просвещение можно проводить с применением рассказа или беседы о профессиях, связанных, в частности, с биологией. и раскрывающих тесную связь между биологией и профессио­нальной деятельностью людей; с использованием практических работ, демонстрацией орудий, предметов труда и профессиональных операций. Выполнение школьниками творческих работ, способствует развитию интереса к биологии как области практической деятельности и влияет на процесс профессионального самоопределения. Важное значение имеют игровые методы — профориентационные ролевые игры и упражнения. Актуальность " ролевой игры" в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно-информационная среда: телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. В современной педагогике ролевые игры рассматриваются как особые элементы в системе активных методов обучения.. Этот метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным правилам применяют для обучения и исследовательских целей. Деловые игры предполагают четкое объяснение модели игры, механизма взаимодействия участников, правил поведения, а также учет не только степени подготовки, но и психологических особенностей игроков.

Практическая направленность курса:

учащийся, получивший первоначальные сведения и навыки профессионального выбора приобретает ценный личный опыт, соизмеряют свои амбиции и возможности, перестраивают свои жизненные позиции в соответствии с поставленной целью; осознают личную ответственность за принятие жизненно важных решений. В конечном счете, подросток приобретает знания, умения и навыки , позволяющие ему как можно менее травматично для себя, как для личности, вписаться в социум.

Элективный курс следует проводить не позднее первого полугодия обучения в 9 классе. Это нужно делать в силу существенных причин.

  1. Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени для целенаправленного саморазвития.

  2. Профильное обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

  3. На рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацией об этих профессиях подростки не владеют вообще, либо владеют в искаженном виде.

Часть материала элективного курса может быть использована классными руководителями в выявлении профессиональных намерений подростков; учителями – предметниками с целью пропаганды профессий, базирующихся на соответствующем массиве знаний. С этой точки зрения особенно значимо, что предлагаемый курс может быть реализован педагогами, не имеющими специального психологического образования.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Ориентировочное

1

2.

Классификация профессий

1

3.

Выбор и моделирование

1

4.

Темперамент и выбор профессии

1

5.

Интересы и выбор профессии

1

6.

Склонность и профессиональная направленность

1

7.

Профессиональный тип личности

1

8.

Как достичь успеха в профессии (встреча с носителями профессии,экскурсии)

6

9.

Проектная деятельность «Биржа труда» (социальная практика)

2

10.

Конструирование собственного образовательного маршрута: профильное обучение в старшей школе и пути профессионального образования

2

Содержание занятий :

№ п/п

Тема

Цель

Комментарий

1.

Ориентировочное

Получение преподавателем необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся;

Формирование у участников занятия установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации

На первом занятии делается акцент на особую форму проведения занятий- сотрудничество. Учащиеся ориентруются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первом занятии прививаются навыки рефлексии .Материал ,связанный с профессиональными намерениями обучающихся необходим для того, чтобы сделать вывод об эффективности занятий.

2.

Классификация профессий

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с профессией.

Активизация умственной деятельности

Занятие ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности; содержит объёмный теоретический материал.

Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя вводится игра «Угадай профессию» .

3.

Выбор и моделирование

Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения;

Развитие навыков рефлексии

Занятие настраивает на самопознание , ведь следующее занятие- работа с тестами.

4.

Темперамент и выбор профессии

Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте, изучение собственного темперамента, развитие навыков работы с диагностическим материалом

Сложное и насыщенно занятие в плане теоретической информации. Главное, ведущий должен донести до подростков , что «плохих»темпераментов не бывает.

5.

Интересы и выбор профессии

Изучение участниками собственных интересов,формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.

Занятие является значимым ля учащихся , так как по его результатам можно сделать вывод о широте и глубине своих интересов.На основании полученного материала можно сделать прогноз в комплектовании 10-х классов .

6.

Склонности и профессиональная направленность

Изучение участниками собственных склонностей, поддержание атмосферы творческого поиска

Ведущий не делает выводов и не высказывает свое мнение. Участники должны уйти с вопросами!

7.

Профессиональный тип личности

Определение своего профессионального типа личности ; формирование навыков целеполагания и планирования

На этом занятии выявляются типичныеошибки, которые допускают молодые люди при выборе прфессиональной деятельности.

8.

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Знакомство с новыми профессиями на рынке труда; формирование информационного поля.

Учащиеся соотносят требования , которые предъявляет профессия с возможностями человека.

Выбор одноклассниками друг друга должен быть мотивированным

19.

Как достичь успеха в профессии.

Формирование информационного пространства, развитие навыков рефлексии; развитие мотивов самоактуализации.

Организуется встреча с успешными носителями профессии или формируется банк данных о наиболее известных специалистах на основе СМИ. Возможна организация экскурсий на рабочие места представителей профессий, которые больше всего заинтересовали подростков.

10.

Конструирование собственного образовательного маршрута: профильное обучение в старшей школе и пути профессионального образования

Стимулирование самовоспитания позитивных личностных качеств ; развитие позитивного мышления

И ученик , и ведущий имеют возможность оценить эффективность занятий.

Для накопления и дальнейшего использования востребованной информации слушатели курса создают папку с материалами по специальностям ,связанным с биологией

Можно собрать информацию о профессиональной направленности участников для ознакомления заинтересованных лиц (родители, педагоги).

Приложение

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

Игра «Угадай профессию» основана на использовании схемы анализа профессии, которая в свою очередь опирается на известную «формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым. В последней выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности.

  • Типы — по предмету труда: природа — П.; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х.

  • Классы — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И.

  • Отделы — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также теоретические средства — Ф.

  • Группы — по условиям труда: бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О; необычные условия — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.

Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (Х), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникают недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «техника» его не устраивает, так как он тут же возражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «формулы» непонятно».
Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант «формулы». Здесь представлена «Схема анализа профессии».

ХОД ИГРЫ

Сначала детям предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии. Быстро обнаруживается, что они ее вроде бы знают, но объяснить, в чем состоят ее особенности, не могут (им нужны конкретные вопросы). Тогда преподаватель предлагает рассмотреть схему анализа профессий, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии.
Преподаватель предлагает переписать эту схему в тетрадь (на это уходит примерно 35–40 минут).
После этого все делятся на пары (можно играть и втроем). Каждый загадывает профессию (а еще лучше — конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом участники попарно обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (возможны три попытки).
Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словами, как это показано в примере (во второй колонке таблицы). Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности и игра может не получиться.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ

Характеристики профессий

Пример кодирования профессии «таксист»

Предмет труда

1 — природа (животные, растения)
2 — материалы и заготовки
3 — дети
4 — взрослые
5 — техника
6 — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах и т.п.)
7 — художественный образ

взрослые
техника

Цель труда

1 — контроль, оценка, диагноз
2 — преобразовательная
3 — изобретательная
4 — транспортирование
5 — обслуживание
6 — собственное развитие

транспортирование обслуживание

Средства труда

1 — ручные и простые приспособления
2 — механические
3 — автоматические
4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5 — теоретические (знания, способы мышления)
6 — переносные или стационарные средства

механические функциональные

Условия труда

1 — бытовой микроклимат
2 — большие помещения с людьми
3 — обычный производственный цех
4 — необычные производственные условия (особый режим влажности,  температуры, стерильность)
5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 — работа на открытом воздухе
7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде

1 — преимущественно сидя
2 — преимущественно стоя
3 — множество разнообразных движений
4 — длительная ходьба
5 — вынужденные статичные позы
6 — высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

сидя

Характер общения в труде

1 — минимальное общение (индивидуальный труд)
2 — клиенты, посетители
3 — постоянный коллектив
4 — работа с аудиторией
5 — выраженная дисциплина, субординация в труде
6 — небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

клиенты

Ответственность в труде

1 — материальная
2 — моральная
3 — за жизнь и здоровье людей
4 — невыраженная ответственность

за жизнь и здоровье

Особенности труда1 — возможность работы по совместительству
2 — большая официальная зарплата
3 — льготы
4 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)
5 — престижные отношения
6 — встречи со знаменитостями
7 — частые загранкомандировки
8 — командировки по стране
9 — завершенный результат труда (можно полюбоваться)
10 — высокий престиж профессии
11 — явно выраженная общественная полезность труда

«соблазны»

Типичные трудности и неприятности

1 — нервное напряжение
2 — профзаболевания
3 — распространены мат и сквернословие
4 — повышенный риск судимости
5 — невысокий престиж работы
6 — маленькая зарплата
7 — общественно презираемый (осуждаемый) труд

нервное напряжение профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования

1 — без специального образования (после школы)
2 — краткосрочные курсы
3 — начальное профессиональное образование (СПТУ)
4 — среднее профессиональное образование (техникум)
5 — высшее профессиональное образование (вуз):

   — незаконченное высшее
   — бакалавриат
   — магистратура

6 — ученая степень (аспирантура, академия)
7 — дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Литература.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- СПб.: Каро,2002.

2. Психология популярных профессий ./ под ред. Головей Л.А. - СПб.:

Речь ,2003.

3.Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки./Под науч.ред.

А.И. Купцова , Л.Н. Дударевой .- Томск, ТОИИПРО.-2003.

4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие, тренинг готовности к экзаменам

(9-11 класс):Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако,2005

5. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников .Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А.Чистякова.- М.: АПК и ПРО.2003.

МОУ гимназия № 18

Утверждено на заседании

кафедры естественных наук методобъединения гимназии №18

От __ ____________ 2004-2005 уч. года

Выбор профессии: по любви или по расчету?

Программа курса профильной ориентации для учащихся 9 классов

(17 часов в рамках предпрофильной подготовки)

Автор: Казанцева Татьяна Ивановна

Учитель биологии высшего разряда

Томск-2005



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алгоритм разработки программы учебного курса 1

    Лекция
    Лекция №4 «Требования к качеству разработки программ курсов по выбору. Методика определения целей обучения в программе. Примеры программ ориентационных курсов »
  2. Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1

    Программа
    развития школы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильной школы (приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.
  3. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.
  4. Предпрофильная подготовка

    Документ
    Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
  5. План работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся

    Документ
    по степени сложности и трудоемкости для учащихся (оценка трудоемкости учебных курсов позволит создать систему зачетов учебных курсов в сети как условия мобильности и индивидуализации процесса обучения школьников);

Другие похожие документы..