Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится 29 октября 2009 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.193.02 в ГОУ ВПО «Пятигорский государственный...полностью>>
'Документ'
Современные подходы к управлению организацией основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала работающих на них людей, когда персона...полностью>>
'Документ'
Рассмотрите различные варианты разбора задачи: «На спортивном стадионе школьники в первый день расчистили 45м беговой дорожки, во второй день на 6м м...полностью>>
'Документация об аукционе'
Наименование аукциона: открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку в 2008 году учебного, учебно-наглядного оборудования...полностью>>

Анализ кризиса в пилотных регионах 5 Уровень развития и структура экономики пилотных регионов 5 Кризисные тенденции в экономике 7 Состояние рынка труда 9 Динамика доходов и потребления в 2009 год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Глава 1. Анализ кризиса в пилотных регионах 5

1. Уровень развития и структура экономики пилотных регионов 5

2. Кризисные тенденции в экономике 7

3. Состояние рынка труда 9

4. Динамика доходов и потребления в 2009 году 13

5. Выводы 14

Глава 2. Региональные оценки позитивного влияния кризиса 17

Глава 3. Сравнение экономической антикризисной политики регионов 19

1. Докризисная экономическая политика 19

2. Адаптация к кризису: общее и особенное 23

4. Федеральная политика: status quo против модернизации 36

5. Экономическая политика по поддержке сельского хозяйства 39

Глава 4. Сравнение бюджетной антикризисной политики регионов 43

1. Докризисная бюджетная политика: использованные и упущенные возможности, основные риски 43

1.1. Темп роста и объем бюджетных доходов - основные факторы, определяющие набор возможных стратегий бюджетной политики 43

1.2. Структура бюджетных доходов как основной фактор, определяющий риски бюджетной политики 48

1.3. Докризисные стратегии региональных властей по использованию возможностей и снижению бюджетных рисков в случае ухудшения экономической конъюнктуры 49

2. Бюджетная политика региональных властей во время кризиса 70

2.1. Влияние кризиса на доходную часть региональных бюджетов 70

2.2. Бюджетное планирование во время кризиса 73

2.3. Основные источники сокращения расходов: проведение реформ или экономия на приоритетах развития 77

2.4. Долговая политика в кризис 94

3. Федеральная финансовая помощь 100

3.1. Основные виды межбюджетных трансфертов и их роль в нейтрализации последствий экономического кризиса 100

3.2. Федеральные приоритеты в предоставлении финансовой помощи как основные ограничители модернизации 110

4. Финансовая самостоятельность МСУ – до и во время кризиса 113

4.1. Концентрация ресурсов и рисков на региональном уровне 113

4.2. Усиление элементов «ручного управления» в системе межбюджетных трансфертов 117

5. Выводы 123

Глава 5. Сравнение антикризисной политики регионов в сфере образования 124

1. Общая характеристика 124

2. Общее образование 128

3. Дошкольное образование 140

4. Начальное и среднее профессиональное образование 148

5. Основные выводы 152

Глава 6. Сравнение антикризисной политики регионов в сфере здравоохранения 154

1. Реформа в сфере здравоохранения 154

1.1. Переход на одноканальное финансирование 155

1.2. Переход на фондодержание в амбулаторно-поликлиническом звене 158

1.3. Основные инструменты оптимизации расходов в сфере здравоохранения 161

1.4. Организация контроля качества медицинской помощи 171

1.5. Переход на новую систему оплаты труда 176

1.6. Привлечение в систему ОМС негосударственных поставщиков услуг здравоохранения и автономных учреждений 177

1.7. Развитие аутсорсинга 178

1.8. Взаимоотношения с органами местного самоуправления 180

1.9. Развитие электронных технологий 181

1.10. Структурная реформа 182

2. Влияние экономического кризиса на региональные системы здравоохранения 187

Глава 7. Сравнение антикризисной политики регионов в сфере социальной защиты 189

1. Характеристика региональной политики в сфере социальной защиты населения в период кризиса 189

2. Региональные изменения в системе социальной защиты населения: общее и особенное 191

3. Выводы 196

Заключение 197

Введение

Экономический кризис для власти может быть вызовом и шансом, проблемой и решением. Чем стал прошлогодний кризис для российских регионов? И как реагировали региональные власти на изменение условий их деятельности, перелом сложившихся в течение достаточно длительного времени трендов? Как боролись с трудностями? Как решали проблемы? Как использовали шансы? Что помогало и что мешало им проводить эффективную антикризисную политику? Поиск ответов на все эти вопросы в рамках настоящего исследования проводился на основе анализа антикризисной политики шести российских регионов: Калининградской, Томской, Тюменской и Вологодской областей, Пермского края и Республики Бурятия. Данная выборка регионов не претендует на репрезентативность, хотя в ее рамках соблюдено требование географического разнообразия регионов (названные шесть регионов относятся к 4 федеральным округам; в ней представлены регионы, имеющие различную систему расселения, структуру экономики, уровень бюджетных доходов и многие другие параметры). В то же время все выбранные регионы имеют одну общую черту – в политике региональной власти каждого из них есть своя «изюминка», свои особые подходы, которые формируют лицо региона и не позволяют смешивать его ни с каким другим.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из включенных в исследование регионов. Три из них относятся к развитым и не получают дотаций на выравнивание из федерального бюджета. При этом Вологодская область является монопрофильным регионом с доминированием металлургии в структуре промышленности, что делает ее развитие неустойчивым и зависимым от конъюнктуры цен мирового рынка. Ведущий центр металлургии г. Череповец является одним из самых крупных монопрофильных городов страны, а областной центр относительно невелик по численности населения, что затрудняет развитие на основе агломерационных преимуществ. Экономика Пермского края более диверсифицирована, но и в ней также преобладают отрасли по добыче и первичной переработке сырья (нефть, калийные соли, лес), велики проблемы монопрофильности промышленных городов. В то же время преимуществом Пермского края является наличие крупного регионального центра с численностью населения, близкой к миллиону человек. Высокие показатели Тюменской области обеспечены не столько наличием на ее территории крупного нефтехимического производства и разработкой новых, относительно небольших, нефтедобывающих месторождений, сколько системой межбюджетных отношений: статус «материнской» территории создает возможности по перераспределению дохода входящих в ее состав ведущих нефтегазодобывающих автономных округов. Томская область близка к развитым регионам, выделяясь уникальной структурой экономики: помимо развитой нефтедобывающей промышленности, область имеет инновационные ресурсы, сконцентрированные в одном из ведущих в стране центров высшей школы и науки - г. Томске. Вместе с тем из-за особенностей трансфертного ценообразования бюджетная обеспеченность Томской области представляется крайне низкой по сравнению с экономическим потенциалом данного региона.

Калининградская область относится к среднеразвитым регионам, но в последние докризисные годы ее промышленность и в целом экономика динамично росли благодаря статусу Особой экономической зоны, обеспечившему приток инвестиций и развитие новых сборочных производств импортозамещающего профиля. Однако статусные преимущества не обеспечили устойчивого развития в кризисных условиях, особенно при высоких издержках бизнеса на преодоление таможенных барьеров. Республика Бурятия также относится к среднеразвитым регионам, но к самой их отстающей группе. Дефицит инвестиций в течение многих десятилетий, удаленность и периферийное положение в сочетании с более высокой стоимостью жизни не позволяют республике сократить сильное экономическое отставание.

В рамках проведенного исследования решались следующие задачи, принципиально важные как для оценки эффективности региональной антикризисной политики, так и для определения направлений и возможностей распространения лучшей управленческой практики.

Во-первых, необходимо было определить, от чего и в какой степени зависят выбранные на региональном уровне подходы к формированию антикризисной политики: от объективных обстоятельств либо намерений власти, от докризисной политики либо глубины кризисных явлений, от федеральных установок либо внутренних условий.

Во-вторых, рассматривались последствия проводимой политики: позволяла ли она решать порождаемые кризисом проблемы и использовать даваемые кризисом шансы, создавала ли базу для модернизационного выхода из кризиса либо была нацелена на возвращение к докризисному равновесию.

В-третьих, определялась та цена, которую должен заплатить регион сегодня и какую он вынужден будет платить завтра за сделанный выбор из различных альтернатив антикризисной политики с точки зрения социальной стабильности, перспектив экономического развития, финансовой устойчивости и т.п.

В-четвертых, выявлялись примеры лучшей практики в проведении региональной антикризисной политики и определялись условия, при которых возможно их распространение в других регионах.

В-пятых, оценивалось влияние федеральной политики на принимаемые на региональном уровне антикризисные решения, причем меры и направления федеральной политики рассматривались с точки зрения того, насколько они соответствуют потребностям регионов в кризисных условиях, позволяют им реализовывать наиболее эффективные антикризисные подходы и не создают ли искаженных стимулов в проведении региональной политики.

Насколько эти задачи оказались решены – судить читателям.

Глава 1. Анализ кризиса в пилотных регионах

1. Уровень развития и структура экономики пилотных регионов

До начала кризиса пилотные регионы имели разный уровень и динамику экономического развития. Четыре из них (Тюменская, Вологодская и Томская области, Пермский край) входят в группу относительно развитых с душевым ВРП выше среднего по стране или близким к нему (табл. 1). Калининградская область относится к среднеразвитым регионам, но в предкризисные годы она отличалась высокими темпами роста экономики благодаря режиму Особой экономической зоны. Республика Бурятия находится между среднеразвитыми и депрессивными регионами, ее душевой ВРП с корректировкой на стоимость жизни в регионе почти вдвое ниже среднего по стране.

Таблица 1

Отношение душевого ВРП с корректировкой на стоимость жизни в регионе* к среднему по регионам РФ, % (среднее = 100)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Тюменская область

405

421

419

421

418

430

421

400

394

в т.ч. Тюменская обл. без авт. окр.

93

107

104

119

175

226

197

168

153

Вологодская область

142

137

133

129

132

128

124

120

110

Томская область

116

121

125

130

127

114

108

103

100

Пермский край

117

120

108

105

100

96

97

97

96

Калининградская область

62

60

62

63

66

64

68

75

74

Республика Бурятия

62

63

63

63

60

59

57

57

57

* корректировка на коэффициент стоимости фиксированного набора товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, разработанный Росстатом

Существенны различия и в структуре экономики пилотных регионов. Промышленно развитыми являются пять из них, если сравнивать душевой объем их промышленного производства со средним по РФ – Тюменская область без автономных округов (216%) Вологодская область (187%), Пермский край (154%), Калининградская (137%) и Томская (100%).

Основной вклад в промышленное производство юга Тюменской области вносит нефтегазохимия (Тобольск), с 2008 г. ведется нефтедобыча на новых Уватских месторождениях, пока относительно небольшая (2 млн. тонн). В то же время советская специализация юга Тюменской области на машиностроении для нефтегазодобычи оказалась неконкурентоспособной. Кроме того, с середины 2000-х в Тюмени юридически зарегистрированы крупные подразделения нефтегазодобывающих компаний, ведущие добычу в автономных округах. По этой причине доля промышленности юга области выросла до 16% от всей Тюменской области с автономными округами в 2008 г. по сравнению с 5% в начале 2000-х годов.

Структура промышленности Вологодской области (металлургия) и Томской (нефтедобыча) близка к монопрофильной, доля основной отрасли, работающей в основном на экспорт, превышает половину всего объема промышленного производства. Пермский край имеет более диверсифицированную отраслевую структуру, при этом ведущие отрасли его промышленности также ориентированы на мировой рынок. В Калининградской области преобладает импортозамещающая обрабатывающая промышленность, в последние годы быстро развивалось сборочное производство (электротехника, автомобили, мебель). В Бурятии большинство промышленных предприятий утратило конкурентоспособность еще в 1990-е годы, и в 2008 году душевой объем промышленного производства составлял только 32% от среднего по стране.

Различия докризисного уровня экономического развития пилотных регионов во многом подтверждаются и различиями в доходах населения, скорректированных на региональный прожиточный минимум (табл. 2). Только в Вологодской области уровень доходов населения явно понижен относительно ее показателей душевого ВРП. В конечном счете это является следствием того, что население с более высокой заработной платой сосредоточено в Череповце. Индикатор доходов показывает, что преимущество в виде крупного экспортного предприятия слабо влияет на доходы населения области, живущего за пределами места локализации данного предприятия. С этим же связаны и относительно невысокие доходы населения Томской области, так как нефтедобыча локализована в слабозаселенной северной части, а в основной зоне расселения на юге области немного рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Но если на территории региона даже не работают, а просто регистрируются несколько крупных подразделений добывающих компаний, как это произошло в середине 2000-х годов в Тюменской области, это позволяет резко увеличить доходы бюджета и обеспечивает более динамичный рост заработной платы и доходов населения. Следует также отметить быстрый рост доходов населения Калининградской области в докризисный период благодаря росту инвестиций в Особую экономическую зону и выводу из тени части доходов населения после изменения правил приграничной торговли.

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (1)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  2. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  3. Прогноз социально – экономического развития российской федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов москва сентябрь 2009 года Москва Сентябрь, 2009

    Документ
    Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение
  4. Прогноз социально – экономического развития российской федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов москва сентябрь 2009 года Москва Сентябрь, 2009

    Документ
    Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение
  5. Отчёт об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы

    Публичный отчет
    Вторая среднесрочная Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005−2009 годы (далее – Программа) стала логическим продолжением Программы «Развитие Удмуртии на 2001−2004 годы» и была направлена на сохранение

Другие похожие документы..