Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Аналитические материалы'
По данным результатов выборочного обследования населения, проводимого Госкомстатом Украины по методике Международной Организации Труда, численность э...полностью>>
'Документ'
Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом 11. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам 1 ....полностью>>
'Урок'
География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пу...полностью>>
'Презентация'
4.1. составление таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, характеризующих тенденции определенных данных о развитии рынка или другого исследуемого объект...полностью>>

Задачи и упражнения москва  2009 Балашов Л. Е. Философия

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Что такое философия?

Краткий очерк истории

философии

 Философская картина

     мира

Философия человека

 Философия деятельности

Задачи и упражнения

МОСКВА 2009

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник. 4-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2009. — с. 664.

Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.

Учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. Снабжен именным указателем.

Для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений.

Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

ISBN  Балашов Л. Е., 2009 г.

На 4-й стороне обложки помещены портреты (слева направо) Сократа, Д. Локка, Ф. Бэкона, А. И. Герцена, Гегеля, Спинозы, Д. Дидро, И. Канта.

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

E-mail:

На сайте «» размещены электронные тексты большинства книг автора

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию? 10

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ 13

ГЛАВА 1. Что такое философия? 13

1.1. Любовь к мудрости 13

1.2. Предмет и «части» философии 18

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 21

1.4. Практическая философия 30

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 33

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 33

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 33

2.2. Протофилософия 33

2.3. Ранние греческие философы 34

2.4. Сократ 39

2.5. Платон 40

2.6. Аристотель 43

2.7. Киники 44

2.8. Древняя философия после Аристотеля 45

2.9. Философия средневековья 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 50

3.2. Ф. Бэкон 52

3.3. Р. Декарт 53

3.4. Б. Спиноза 55

3.5. Т. Гоббс 56

3.6. Д. Локк 57

3.7. Г. Лейбниц 58

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 59

3.9. Вольтер и Руссо 61

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 62

3.11. И. Кант 63

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 67

4.1. Гегель 67

4.2. Послегегелевская философия 71

4.3. О. Конт 72

4.4. Л. Фейербах 73

4.5. Марксистская философия 74

4.6. А. Шопенгауэр 84

4.7. С. Кьеркегор 85

4.8. Ф. Ницше 85

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 92

5.1. Общая характеристика русской философии 92

5.2. Западники и славянофилы 95

5.3. П. Я. Чаадаев 96

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 97

5.5. В. С. Соловьев 98

5.6. Н. А. Бердяев 98

5.7. Русский космизм 99

5.8. В. И. Ленин 100

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 102

6.1. З. Фрейд 102

6.2. Феноменология 103

6.3. Экзистенциализм 104

6.4. Прагматизм 105

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 105

6.6. К. Поппер 106

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 107

6.8. Постмодернизм 108

6.9. Философия науки 109

6.10. Современная философская мысль 109

Раздел третий. Философская картина мира 110

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 110

7.1. Картины мира 110

7.2. Бытие, существование 116

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 119

7.4. Источники построения категориальной картины мира 120

7.5. Категориальная структура мира 122

7.6. О категориальном детерминизме 123

7.7. Категориальная картина мира 125

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135

7.9. Материя и движение 139

ГЛАВА 8. Материя 141

8.1. Структура материи 141

8.2. Качество 147

8.3. Количество 150

8.4. Мера 158

8.5. Виды материи 162

8.6. Тело 164

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 165

8.8. Виды тела 174

8.9. Группа (групповая материя) 175

8.10. Мезоматерия 179

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 180

ГЛАВА 9. Движение 184

9.1. Общая характеристика движения 184

9.2. Пространство 189

9.3. Время 193

9.4. Виды движения 196

9.5. Развитие 203

ГЛАВА 10. Противоречие 209

10.1. Общая характеристика противоречия 209

10.2. Структура противоречия 213

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 220

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 227

10.5. Сложные (органические) противоречия 232

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 233

10.7. Золотая середина 235

10.8. Противоречия в мышлении 237

ГЛАВА 11. Становление 240

11.1. Общая характеристика становления 241

11.2. Становление и развитие 244

11.3. Возможность 247

11.4. Действительность 253

11.5. Закон и явление 255

11.6. Причина — действие — следствие 259

11.7. Вещь — свойство — отношение 266

11.8. Сущность 270

11.9. Форма и содержание 275

11.10. Старое и новое 276

11.11. Эволюция и революция 279

Раздел четвертый. Философия человека 284

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 284

12.1. Что такое человек? 284

12.2. Человек-общество-природа 285

12.3. Сущность человека 286

12.4. Происхождение человека 289

12.5. Организация человека 291

12.6. Типология человека 292

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 295

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 296

13.2. Смерть и бессмертие 302

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 307

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 310

13.5. Потенциальное бессмертие 316

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 321

13.7. Активное долголетие 323

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 331

13.9. Человеческое счастье 334

13.10. Любовь 340

13.11. Человеческий смысл творчества 350

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 352

14.1. Гуманизм — философия человечности 352

14.2. Либерализм 356

14.3. Cвобода 362

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 377

15.1. Общество — взаимодействие людей 377

15.2. Структура общества 378

15.3. Государство 380

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 390

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 390

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 392

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 393

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 397

15.9. Мораль, право, политика 404

15.10. Золотое правило поведения 405

15.11. Добро и зло 413

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 425

15.13. О культуре поведения 429

15.14. Культура 432

15.15. Наука 435

15.16. Искусство 436

15.17. Религия 437

Об атеизме и свободомыслии 443

Мистика 444

15.18. Цивилизация 447

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 448

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 468

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 468

16.1. Деятельность 469

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 480

16.3. Цель, средство, результат 481

16.4. Субъект и объект 485

16.5. Виды человеческой деятельности 489

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 494

16.7. Психика 496

16.8. Сознание 501

16. 9. Воля 503

16.10. Язык 504

16.11. Опыт 505

ГЛАВА 17. Мышление 506

17.1. Как мы думаем? 506

17.2. Способности мышления 507

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 517

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 519

17.5. Вероятностное мышление 524

17.6. Ум (интуиция) 526

17.7. Разум (диалектическое мышление) 529

17.8. Категориальный строй мышления 540

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 556

ГЛАВА 18. Творчество 568

18.1. Жизнедеятельность 568

18.2. Сущность творчества 568

18.3. Познание 572

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 580

18.5. Формы индивидуального познания 581

18.6. Наука (коллективное познание) 582

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 588

18.8. Практика 588

18.9. Игровая деятельность 595

18.10. Искусство (художественная деятельность) 596

18.11. Спорт 598

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 600

К разделу «Введение. Что такое философия?» 600

К разделу «История философии» 601

К разделу «Философская картина мира» 602

К разделу «Философия человека» 604

К разделу «Философия деятельности» 613

Разное 616

Пояснения и методические рекомендации 619

Литература 621

Книги автора 622

Указатель имен 624

Предметный указатель 628

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Антонова, Людмила Викторовна (популяризатор). Удивительная география / Л. В. Антонова. Москва : энас, 2009. 222, [1] с ил., карты; 22 см

    Документ
    1. Антонова, Людмила Викторовна (популяризатор).Удивительная география / Л. В. Антонова. - Москва : ЭНАС, 2009. - , [1] с. : ил., карты ; 22 см. - (О чем умолчали учебники).
  2. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  3. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  4. Л. Е. Балашов учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20 Л. Е. Балашов.  Этика: Учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  5. Перечень показателей для проведения рейтинга историко–социологического института за 2009 календарный год

    Документ
    Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография, [C.Л. Азарова, А.А. Антипова, А.М. Батюшов и др.]; под общ. ред. проф. О.М. Кирикова. – Кн.

Другие похожие документы..