Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Контрольную работу по дисциплине «Налоги и налоговая система» студенты выполняют в соответствии с учебным планом специальности 351300 «Коммерция (торг...полностью>>
'Доклад'
VI съезд Всеобщей конфедерации профсоюзов подводит итоги пятилетней деятельности профсоюзов, совпавшей с 15-летней годовщиной образования Содружества...полностью>>
'Программа'
Программа предусматривает выполнение мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение физической активности и подготовленности всех возраст...полностью>>
'Документ'
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно выросли их образовательная и с...полностью>>

Рабочая программа по оториноларингологии, детской оториноларингологии для специальности 060103 педиатрия

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

________________________

«_____»_____________2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ,

ДЕТСКОЙ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

для специальности 060103 - педиатрия

Факультет педиатрический

Кафедра оториноларингологии

Курс Y

Семестр IX

Лекции 24 час. Экзамен IX

Практические занятия - 44 час. Зачет - нет

Всего часов 24/44 Самостоятельная работа 12 час.

Рабочая программа составлена на основании ГОСа (2000 г.) и типовой программы

по оториноларингологии, утвержденной начальником управления учебных

заведений Минздрава РФ, 1997 г. и 2006 г.

Индекс ОПД.Ф.13

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры и одобрена

Заведующий кафедрой

профессор Ю.А.Кротов

Одобрено советом (методической комиссией) педиатрического ф-та

«_____»____________2007 г.

Председатель: проф. Соботюк Н.В.

  1. 1.1. Цель:

Изучить взаимосвязь болезней ЛОР органов с другими заболеваниями организма с учетом особенностей детского возраста. Освоить методики оказания неотложной помощи при ЛОР заболеваниях у детей.

1.2 Задачи:

а). Ознакомить студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии, с принципами и методами диспансерной работы в детском возрасте.

б). Показать студентам особенности и возможности исследования ЛОР органов – эндоскопию, аудиометрию, вестибулометрию и их значение в общей системе клинического обследования у детей.

в). Ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, профилактикой и лечением болезней уха, носа, глотки и гортани, часто встречающихся в детском возрасте, вызывающих осложнения и сопутствующие заболевания.

г). Обучение студентов практическим навыкам и методам оказания экстренной помощи при травмах, инородных телах, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР органов у детей.

    1. Перечень базисных знаний и умений, необходимых для достижения целей обучения на кафедре оториноларингологии:

  1. Медико-биологические дисциплины

Нормальная анатомия

Знать: 1). Строение височной кости, наружное, среднее, внутреннее ухо, барабанная полость, слуховая труба, сосцевидный отросток, лабиринт, преддверие, полукружные каналы, улитка. Особенности их строения в детском возрасте.

2). Строение и возрастные особенности носа и околоносовых пазух, анатомию глотки, лимфаденоидного глоточного кольца, структурные особенности миндалин; анатомия гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

Уметь: 1) применить знания по анатомии ЛОР органов в объяснении воз-

никновения и течения патологических процессов уха, горла и носа, их

осложнений.

  1. Нормальная физиология

Знать: 1). Физиологию слухового и вестибулярного анализаторов.

2). Функции носа и околоносовых пазух, глотки, лимфаденоидного

глоточного кольца.

Уметь: - провести исследование слуховой, вестибулярной, обонятельной

и вкусовой функции.

  1. Топографическая анатомия и оперативная хирургия.

Знать: 1). Топографию уха, носа и околоносовых пазух, глотки, гортани,

трахеи, бронхов и пищевода.

2). Технику операций перевязка сосудов шеи, трахеотомия.

Уметь – провести указанные вмешательства на трупном материале.

4. Патологическая анатомия

Знать: Морфологические изменения слизистой оболочки верхних

дыхательных путей и лимфаденоидной ткани при воспалительных

заболеваниях.

Уметь: Выявить признаки патологии ЛОР органов по макро и

микропрепаратам.

  1. Патологическая физиология

Знать: 1). Признаки нарушения слуховой и вестибулярной функции;

2). Проявления и последствия.

Уметь выявить признаки нарушений функций ЛОР органов.

Специальные дисциплины

  1. Рентгенология и медицинская радиология

Знать: 1). Основные методы рентгенологической диагностики

заболеваний ЛОР органов – рентгенографию, томографию височных

костей, лицевого скелета, околоносовых пазух, пищевода, гортани;

компьютерную томографию и ЯМРТ.

2). Рентгенологические симптомы основных ЛОР заболеваний.

Уметь выявить при обследовании больного рентгенологические признаки

основных видов патологии ЛОР органов – травм, инородных тел,

воспалительных заболеваний.

  1. Нервные болезни

Знать: 1). Основные методы исследования и симптомы поражения Y,

YII, YIII, IX, X, XI, XII черепных нервов, пирамидных путей, мозжечка.

2). Клинику, диагностику, принципы лечения менингита, энцефалита,

абсцесса мозга и мозжечка, неврита лицевого нерва у детей.

Уметь выявить и оценить неврологические симптомы при диагностике

заболеваний ЛОР органов и их осложнений.

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология

Знать: 1). Эпидемиологические особенности, клинику, методы

диагностики и лечения вирусных инфекций (грипп, аденовирусная, корь), бактериальных инфекций (скарлатина,

дифтерия), менингококковых инфекций.

2). Клинику и дифференциальную диагностику острых и вторичных

тонзиллитов, подскладочных ларингитов при инфекционных

заболеваниях.

Уметь правильно оценить симптомы поражения ЛОР органов при

инфекционных заболеваниях и определить лечебную тактику.

  1. Стоматология

Знать: 1). Возрастные анатомо - физиологические особенности

зубочелюстной системы.

2). Клинику, диагностику и принципы лечения заболеваний

околоносовых пазух, комбинированных травматических повреждений

челюстно-лицевой области, полости рта и глотки.

Уметь выявить взаимосвязь заболеваний ЛОР органов с поражением

зубочелюстной системы и определить лечебную тактику.

  1. Физиотерапия

Знать: 1). Принципы физиотерапии ЛОР заболеваний.

2). Показания и противопоказания к применению различных физических

методов воздействия в лечении острых и хронических заболеваний носа,

околоносовых пазух, глотки, уха и гортани.

3). Показания к санаторно-курортному лечению ЛОР заболеваний.

Уметь определить показания и выбрать метод физиотерапевтического

воздействия при различных видах патологии ЛОР органов.

  1. Содержание дисциплины.

Оториноларингология - специальная клиническая дисциплина, изучающая морфолого-физиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей.

Изучение оториноларингологии является необходимым для будущих врачей широкого профиля, поскольку поражения верхних дыхательных путей и уха встречаются часто и обуславливают до 15% обращений в лечебные учреждения. Заболевания ЛОР органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности.

Развитие науки и техники диктует потребность в совершенствовании учебного процесса, поиске новых методов, средств и форм обучения.

Важнейшая цель преподавания оториноларингологии – овладение специальными методами диагностики и лечения заболеваний уха и верхних дыхательных путей.

В лекционном курсе освящены избранные приоритетные разделы с учетом современных достижений науки. Уделяется внимание историческому обзору вопроса с указанием основных вех в развитии проблемы, отличаются успехи, достижения отечественной науки и практики. Большое внимание уделяется вопросам деонтологии и врачебной этики. Лекции имеют не только важное учебное, но и большое воспитательное значение, способствуют с позиции данной специальности повышению общей культуры и выработке высоких нравственных качеств у будущего врача.

В пропедевтической части студенты должны освоить эндоскопические и функциональные методы исследования уха, носа, глотки, гортани с одновременным углубленным повторением анатомии и физиологии ЛОР органов в клиническом освещении.

При изучении заболеваний ЛОР органов используется курация больных с оформлением истории болезни, амбулаторный прием пациентов под контролем преподавателя, осмотр тематических больных в стационаре, знакомство с типовыми операциями, решение ситуационных задач, обходы и клинические разборы больных, работа в перевязочной. Уделяется должное внимание вопросам экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности в связи с ЛОР заболеваниями и травмами (инструкция о выдаче листков временной нетрудоспособности).

При изучении клинической части специальности студенты осваивают ряд практических навыков. Самостоятельная работа студентов повышает их ответственность, и она не превышает 30% времени практических занятий.

Согласно утвержденному плану на педиатрическом факультете цикл по оториноларингологии проводится в IX семестре. На лекции отводится 24 часа, на практические занятия - 44 часов.

    1. П Л А Н

ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

п/п

Т е м а

Часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Введение в оториноларингологию. научно-технический прогресс и клиника ЛОР-ОГМА. Пропедевтичская и клинич. оторинолар.

Клиническая анатомия наружного, среднего и внутреннего уха.

Возрастные особенности строения.

Острое гнойное воспаление среднего уха. Этиопатогенез. Клиника, диагностика и лечение 1-й и 2-й стадии. Осложнения. Мастоидит. Антрит. Функциональная мастоидотомия.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная опе-

рация уха. Тимпанопластика. Особенности течения в детском воз-

расте.

Негнойное воспаление среднего уха. Неврит слуховых нервов.

Отосклероз.

Отогенные в/черепные осложнения (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика средней черепной

ямы).

Патогенез и формирование различных форм отогенных в/черепных осложнений области задней черепной ямы. Клиника и

лечение. Патоморфоз. Профилактика.

Ангины и хронический тонзиллит. Этиопатогенез ангин. Классификация. Клиника и лечение. Патоморфоз. Профилактика. Поражение миндалин у детей при инфекционных заболеваниях.

Клиническая анатомия и физиология наружного носа и околоносовых пазух. Методы исследования. Заболевания носа. Гематома, абсцесс носовой перегородки. Носовые кровотечения.

Воспалительные заболевания придаточных пазух носа (острые и хронические синуиты). Современные методы диагностики и лечения.

Клиническая анатомия гортани. Иннервация гортани. Воспалительные заболевания гортани. Хронические и острые ларингиты. Клиника, диагностика и лечение. Подскладочный ларингит у детей.

Рак гортани. Трахеотомия. Современные показания к трахеотомии. Плановая трахеотомия.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

Всего:

24 ч.

    1. П Л А Н

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

п/п

Т е м а

Часы

Место

занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Общее знакомство с клиникой и контингентом пациентов. Организация рабочего места. Методика осмотра полости рта.

Особенности клинической анатомии и физиологии глотки в возрастном аспекте.

Возрастные особенности клинической анатомии и физиологии носа и придаточных пазух носа.

Возрастные особенности клинической анатомии и физиологии гортани, трахеи, бронхов.

Амбулаторный прием детей и взрослых с заболеваниями гортани (хронические ларингиты, стенозы гортани, папилломатоз гортани, злокачественные новообразования гортани).

Возрастные особенности клинической анатомии и физиологии уха.

Амбулаторный прием больных детей и взрослых с острыми средними отитами.

Амбулаторный прием детей и взрослых с разными ЛОР заболеваниями. Курация больных.

Операционный день: аденотомия, тонзиллотомия, вскрытие придаточных пазух носа. Показания, противопоказания.

Амбулаторный прием детей и взрослых с хроническими гнойными отитами.

Отогенные внутричерепные осложнения. Амбулаторный прием детей и взрослых с различной ЛОР патологией.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

Стационар.

Учебн. комна-

та «Глотка»

_____»_____

Учебн.комната

«Нос, глотка»

Учебн.комна-

та «Гортань»

Стационар,

Поликлиника

учебн.комната

«Ухо»

Поликлиника

Стационар

Поликлиника

Стационар

Операционная

Перевязочная

Поликлиника

Поликлиника

Стационар

Всего:

44 ч.

  1. Учебно-методические материалы по оториноларингологии.

Обязательная литература

  1. Оториноларингология. Учебное пособие. – М. «Литера», 1997, 2002 гг.

В.Т. Пальчун, А.И. Крюков.

  1. Детская оториноларингология. Москва, 2002 г.

  2. Богомильский М.Р. 2002, 2006 гг.

  3. Лекции по оториноларингологии. Куйбышев, 1997 (И.Б. Солдатов)

Дополнительная литература

  1. Болезни уха, горла, носа. Атлас. Учебное пособие.

В.Г. Пальчун. Медицина.- 2002 г.

  1. Руководство по детской оториноларингологии. Москва.- 2002 г.

Б.В. Шеврыгин.

  1. Лекции по оториноларингологии. Солдатов И.Б., 1997 г.

  2. Сборник тестов для самоподготовки студентов к практическим занятиям

по оториноларингологии. Омск, 2001 – 52 с. (Ю.А.Кротов, Л.И.Иванова).

    1. Гортань

Плакаты, слайды, муляжи – используемые в учебном процессе по

оториноларингологии.

Шифр: плакаты – П, слайды – С, муляжи – М, микропрепараты – МП.

Плакаты – П:

  1. Строение - 31, 32, 33, 34

  2. Заболевания – 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45.

Муляжи – М: 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53.

Макропрепараты – МП: 54, 55, 56, 57, 58, 59.

Слайды – С: 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69

    1. Ухо.

Плакаты, схемы, костные препараты, муляжи, слайды, рентгенограммы,

используемые в учебном процессе по оториноларингологии.

Шифр: плакаты – П, схемы – СХ, костные препараты – КП, муляжи – М,

слайды– С, рентгенограммы – Р.

  1. Плакаты – П:

  1. Строение уха – 71, 72, 73, 74, 75, 76

  2. Заболевания уха - 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90.

  1. Схемы – СХ: 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99.

  2. Муляжи – М: 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111.

  3. Костные препараты – КП: 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120.

  4. Слайды – С: 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132,

133, 134, 135, 136, 137, 138, 139.

YI. Рентгенограммы – Р: 140, 141, 142, 143, 144, 145, 1

    1. Нос и околоносовые пазухи.

Плакаты, муляжи, слайды, костные препараты, рентгенограммы, используе-

мые в учебном процессе по оториноларингологии.

Плакаты – П:

  1. Строение – 147, 148, 149, 150.

  2. Заболевания - 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158.

Муляжи – М: 159, 160, 161, 162, 163.

Костные препараты – КП: 164, 165, 166, 167.

Слайды – С: 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179.

Рентгенограммы – Р: 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189.

Глотка. Плакаты, муляжи, слайды, используемые в учебном процессе по оториноларингологии.

Плакаты – П:

  1. Анатомия глотки – 1, 2, 3, 4.

  2. Заболевания глотки – 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Муляжи глотки – МГ:

Сагитальный распил головы шеи – 14, 15.

Слайды – СГ:

  1. Анатомия – 16, 17, 18, 19, 20.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060103 педиатрия

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании «Примерной программы по дисциплине фтизиопульмонология» (Утверждена в Министерстве образования РФ 14.12.02; одобрено в ММА им.
  2. Рабочая программа по поликлинической педиатрии для студентов педиатрического факультета Кафедра детских болезней педиатрического факультета

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена доцентом кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ А.Н. Халанским (заведующий кафедрой – профессор Е.И. Волчанский) в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2 г.
  3. Рабочая программа по детским болезням для студентов педиатрического факультета Кафедра детских болезней педиатрического факультета

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена доцентом кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ А.Н. Халанским в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2 г.
  4. Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 439

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Детские инфекционные болезни» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия

    Образовательный стандарт
    Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

Другие похожие документы..