Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Один из главных лозунгов модернизации – повышение качества образования. Достичь этой цели, похоже, предполагается через ужесточение контроля, своеобр...полностью>>
'Документ'
Курс включает в себя два основных раздела: функционирование биосферы и антропогенные воздействия на биосферу. В первом разделе описываются свойства ж...полностью>>
'Лекція'
Виховна мета : Вияснити значення, задачі, роль та місце дисципліни "Основи екології" в системі підготовки спеціаліста пожежної безпеки. Вих...полностью>>
'Закон'
Отдел надзора за портовой деятельностью, судоходными и портовыми гидротехническими сооружениями (Далее - Отдел) является структурным подразделением У...полностью>>

Урок литературы Анализ стихотворения С. Есенина «Письмо матери»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы

Анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери»

Мастерская творческого письма и построения знаний в 11 классе.

Выполнила: Гусельникова Л.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Петуховская средняя

общеобразовательная школа №1»

Урок литературы в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина «Письмо матери»

Мастерская творческого письма и построения знаний в 11 классе.

Целевое назначение:

  1. Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Письмо матери», выявить нравственную актуальность темы матери в современном мире.

  2. Формирование навыков анализа лирического произведения, монологических и диалогических коммуникативных навыков.

  3. Способствовать формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.

  4. Воспитание интереса к произведениям С.Есенина

  5. Формировать осознанное отношение к эпистолярному жанру, создавать условия для самовыражения.

  6. Развивать навыки исследовательской работы.

  7. Расширить знания учащихся об эпистолярном жанре как одном из способов написания сочинения.

Форма: Урок-мастерская.

Оборудование: 1. Портреты поэта

2. Фотография С.Есенина и его матери

3. Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»

4. Песня на слова и музыку Ю.Лоза «Мать пишет»

Эпиграф:

От бесчинной и отравленной жизни, от серы больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей. Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…

Марк Щеглов

Чтец. Воспевают все, что вечно ново,

И хотя не совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!

Я произношу его:

МАМА! (Р.Гамзатов)

Учитель. Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет. Есть особые произведения в русской литературе, живописи, музыке, дорогие, близкие каждому человеку. Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С.Есенина «Письмо матери», вспомним правила переписки и попробуем сами написать письмо.

1.а) Если мы говорим о маме, какие строки вспоминаются первыми? Запишите 3-5 разных строчек, слов, словосочетаний, которые всплывают в памяти.

б) Прочитайте свои записи вслух классу. По ходу чтения записывайте строчки, которые лучше других подходят к вашему образу мамы.

Учитель. Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено?

Ученик. На картине изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, она легко ступает по облакам на встречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикс, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблеск грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Доже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда, покуда

Дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос: «А что есть общего в судьбах двух женщин: Марии, с картины Рафаэля, и матери С.Есенина, Татьяны Федоровны?»

Ученики. Мать поэта Татьяна Федоровна (в девичестве Титова) была выдана замуж по сговору да расчету, так как отец разорился и дать должного приданного за свою любимицу, певунью-плясунью уже не мог. Муж оказался слабосильным, безвольным человеком. Чувствуя, что невестка равнодушна к ее сыну, свекровь изводила молодую попреками, а муж по тихости и мягкости не перечил матери, не защищал жену. Все кончилось тем, что Татьяна, отдав малолетнего сына в отцов дом, уехала в Рязань, сильно переживая разлуку с сыном. Позднее Татьяна вернулась в деревню – не столько к мужу, сколько к домашнему очагу и законному сыну.

2. а) Чтение стихотворения С.Есенина «Письмо матери».

б) Беседа по вопросам.

1). Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? («От бесчинной и отравленной жизни, от среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема есенинской лирики…» - писал исследователь Марк Щеглов)

2). Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам, попытка понять, что с ним стало.)

3). Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)

4). Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)

5). В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)

6). Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)

7). Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в нем назначение любимого есенинского кольцевого оформления? Почему «кольцо» включает в себя не первую, а вторую и последнюю строфы? Дословно ли повторение? В чем заключаются нюансы изменений в последней строфе? Что они вносят в ее смысл и звучание? (Первая строфа по законам жанра (это послание, письмо) – обращение к адресату с приветствием и пожеланиями добра («пусть струится над твоей избушкой…»), вторая и третья задают тему, развивающуюся в стихотворении. В результате развития темы («Ничего, родная! Успокойся…»), естественно, словесная формула меняется с «Пишут мне, что ты … загрустила… ходишь…» на «Не грусти… не ходи».)

8). Итак, рассмотрев композицию стихотворения, мы выяснили, что это письмо. А что вы знаете о письме, об эпистолярном жанре? Приведите примеры.

9). А какие правила переписки вам известны? (Правила обсуждаются в группах 3-5 мин., затем зачитываются классу), (смотри приложение)

3. Какие вопросы по анализу стихотворения вы предложили бы своим одноклассникам? (Вопросы обсуждаются в группах и зачитываются на уроке. Другие группы дают ответы на вопросы.)

Пока идет работа в группах, звучит песня на слова и музыку Ю. Лозы.

4. Разрыв.

– О чем заставил задуматься нас С.Есенин? Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе жизни, своего рода подведение итогов, так ли это?

5. Рефлексия. Ответить на вопросы.

А) Какие задания для вас были самыми важными и почему?

Б) Какое задание оказалось сложнее других и почему?

В) Какие вопросы (проблемы) возникли у вас на протяжении работы?

Г) Как вы думаете, какой смысл сегодняшнего занятия?

Д) Какие размышления у вас возникли в связи с работой?

Домашнее задание. Написать письмо самому близкому и дорогому человеку – маме.

Приложение 1

МАТЬ ПИШЕТ.

Музыка и слова Ю.Лозы.

Мать пишет,

Что цел еще наш домик на опушке,

Но опустел и одинок,

И что хранит мои игрушки…

А я читаю между строк:

Я очень жду тебя, сынок.

Мать пишет,

Что незаметно годы пролетели,

Усыпан инеем песок,

Что рано руки огрубели…

А я читаю между строк:

Ты береги себя, сынок.

Мать пишет,

Что далеко еще седая старость,

Что гонит хвори за порог,

Что не берет ее усталость…

А я читаю между строк:

Мне плохо без тебя, сынок.

Мать пишет,

Что снова за окном звенят капели,

Грачи домой вернулись в срок,

Весна ковер зеленый стелет…

А я читаю между строк:

Дождусь ли я тебя, сынок…

С.Есенин с матерью. Москва, 1925 год.

Приложение 2.

Правила переписки

  1. Бумага для письма должна быть чистой, аккуратно обрезанной.

  1. Почерк разборчивым, оформление эстетичным.

  1. Отвечать на письмо следует незамедлительно.

  1. Обязательно письменно поблагодарить за добрые пожелания и поздравления.

  1. Не желательно употреблять шаблонных выражений.

  1. Необходимо соблюдать основные компоненты письма ( начало – обращение к адресату, основная часть - информация, концовка – пожелания адресату, подпись, дата и т. д.)

  1. Напечатанное письмо подписывается собственноручно.

  1. Старые письма должны храниться в недоступном для детей и посторонних месте.

  1. Не посылать письма без обратного адреса.

  1. Не пишите письма в минуту усталости и раздражения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Горбунова Ольга Викторовна, учитель высшей категории русского языка и литературы моу сош №3 г. Петушки владимирской области

    Документ
    «Развитие учебно-познавательного интереса учащихся на основе применения эффективных методов и приемов в процессе обучения русскому языку и литературе»
  2. Урок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина"

    Урок
    Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную,
  3. Методические рекомендации к урокам литературы Гречишникова Марина Анатольевна

    Методические рекомендации
    Лирика – самый субъективный по форме выражения род литературы. Главный способ создания художественного образа в ней – “самораскрытие” автора. Изображая человеческое чувство, автор лирического произведения пишет, прежде всего, о самом
  4. Уроков литературы в 5-9 классах по программе

    Урок
    Откликаясь на ваши многочисленные просьбы, высказанные как при личных встречах, так и в письмах, направляемых в издательство «Дрофа», авторы-составители учебных хрестоматий «В мире литературы» предлагают вам свое планирование для 5-9 классов.
  5. Стихотворение В. А. Жуковского "Певец во стане русских воинов". Восприятие, истолкование, оценка (1)

    Документ
    "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.

Другие похожие документы..