Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится: «12» апреля 2007 г. в 13:30 на заседании диссертационного совета Д 212.189.10 при Пермском государственном университете по адресу: ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса – изучение истории русской и западноевропейской музыки второй половины XIX в.; знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художест...полностью>>
'Документ'
Ренесанс у Західній Європі (від франц. Renaissance — Відродження) охоплє період від останньої третини XIII ст. до кінця XVI ст., а в Англії він трива...полностью>>
'Документ'
В зависимости от прохождения границы и при наличии времени: посещение резиденции семьи Потоцких. Ланцутский замок - когда-то «Мекка» польских аристок...полностью>>

Программа курса по выбору для обучающихся 9 класса Издательское дело в школьном пресс-центре

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение:

«Ингалинская средняя общеобразовательная школа»

программа курса по выбору

для обучающихся 9 класса

Издательское дело в школьном пресс-центре

Составитель:

Цвецих Андрей Викторович, учитель информатики, 1-я кв. категория.

Рецензенты:

  1. В.В. Гаврилова, заместитель директора по УВР, 1-я кв. категория.

  2. З.М. Чернова, заместитель директора по ВР, 1-я кв. категория.

  3. А.И. Фролов, руководитель МО.

Программа рассмотрена

на заседании МС,

протокол № _________ от ___ ____________ 2010 г.

Программа утверждена

на заседании педагогического совета ОУ,

протокол № _________ от ___ ____________ 2010 г.

2010 г.

с. Ингалы

Пояснительная записка

Настольные компьютерные издательские системы приобретают всё более широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений.

Образовательная деятельность школьника наполнена написанием различных творческих работ. Конечно, качество работ бывает разным, но лучшие из них преподаватель может использовать в работе с другими обучающимися. Именно тогда возникает актуальный вопрос о публикации работ. В школьном коллективе МОУ «Ингалинская СОШ» неоднократно возникала идея о создании собственной газеты, выпуска сборника лучших творческих работ и т.д. Во всех этих случаях просто необходимо формирование издательской система в образовательном учреждении – школьного пресс-центра.

Программа «Издательское дело в школьном пресс-центре» базируется на материале информатики базового уровня (8-9 класс), содержит информацию по разделу «Обработка текстовой информации на компьютере» в более детальном рассмотрении и носит профессиональную направленность. Изучение этого курса призвано углубить знания и умения ученика в данной области информатики, расширить представление о возможностях новых компьютерных технологий и их практической значимости, помочь сориентироваться в выборе информационно–технологического профиля, а также познакомить с основами издательского дела.

Данный курс рассчитан на изучение в течение одного учебного года (1 час в неделю, всего 34 учебных часа) и позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.

Изучение данного курса позволит учащимся достичь следующих целей и задач:

  • иметь представление об издательской деятельности;

  • знать основные объекты работы при подготовке издания;

  • знать понятие верстки;

  • овладеть технологией создания, редактирования текста;

  • ознакомиться с правилами верстки в персональном издательском приложении Microsoft Office Publisher;

  • знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями;

  • развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;

  • повысить речевую и письменную грамотность;

  • развивать творческую инициативу и активную жизненную позицию.

Новизна данного курса заключается в овладении практическими навыками, конкретными умениями, которые обретают ученики, занимаясь своей газетой или журналом. Можно сказать, что перечень таких навыков огромен. Школьник при подготовке материала для печати получает навык «жанрового мышления», ибо та или иная форма литературного текста подразумевает (в рамках конкретного издания) некий физический объем и определенный стиль. А правильно оформленный, грамотный, стилистически выверенный документ (таковым является и редакционная рукопись) — основа любого нормального делопроизводства.

Не менее важна другая сторона названной работы — коллективный характер редакционного труда, что также характеризует уникальность курса. Работа в редакции всех ее участников учит дисциплине, порядку, собранности, взаимному уважению. Навыки совместного труда помогают ребятам и развиваются, обогащаются, когда они отправляются брать интервью, собирать материал, входят в контакт со сверстниками, учителями, должностными лицами. Умение общаться, убеждать собеседника в важности именно такой постановки вопроса, настойчивость в развертывании своей аргументации, — а это далеко не всегда удается в разговоре с оппонентом-чиновником, даже профессиональным журналистам, — важные деловые качества юного журналиста. Они пригодятся молодому человеку в любой профессии.

Словом, школьное издание — мощный социализирующий фактор. Молодой человек невольно попадает в сферу коллективных отношений, осознает себя как частицу общества, готовится к походу в мир взрослых.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно - ориентированных технологий обучения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие знания:

  • введение в настольные издательские системы (аппаратный, программный, пользовательский уровень поддержки);

  • объекты печатного издания;

  • сравнительная характеристика издательских систем;

  • алгоритмы и методы работы с программным обеспечением общего и специализированного характера;

  • правила безопасного поведения и работы в компьютерном классе.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • основные правила ввода, редактирования и форматирования текста;

  • оформление заголовков и подзаголовков;

  • создание колонтитулов;

  • работа с иллюстрациями;

  • макетирование страниц;

  • оформление титульного листа;

  • подготовка к печати;

  • отбор необходимой информации;

  • адекватно оценивать преимущества и недостатки той или иной настольной издательской системы, соотносить их с возможностями и ограничениями компьютерных технологий в целом;

  • представлять результаты деятельности в наглядном виде.

Требования к оснащению компьютерного класса

1. Компьютеры для набора текстов.

2. Компьютеры для верстки и обработки визуальной информации.

3. Сканирующее устройство.

4. Планшетный сканер.

5. Цифровой фотоаппарат.

6. Модем (выход в сеть Интернет).

7. Струйные и лазерные принтеры, а также копировальный аппарат.

8. Flash-память (2-4 Gb).

При создании полноценного макета газеты, журнала или альманаха необходимы инструменты следующих трёх групп программной части издательского комплекса:

  1. программы верстки;

  2. программы обработки изображений;

  3. программы, используемые для художественного оформления издания;

В нашей школе в качестве основного ядра издательского комплекса была взято персональное издательское приложение Microsoft Office Publisher - наиболее удобный пакет для начального обучения и создания макетов типа школьной газеты. На основе многолетнего опыта практической деятельности в школьном пресс-центре могу утверждать, что вместе с двумя другими системами – Adobe PhotoShop и CorelDraw – они образуют целостный комплект. Для подготовки текстовых материалов используется текстовый процессор Microsoft Office Word.

Лицензионные версии перечисленных программных продуктов входят в состав стандартного базового пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь 1.0».

Требования к уровню предварительной подготовки учащихся

Умение работать на уровне пользователя в операционной системе Windows, знание клавиатуры, умение вводить и редактировать тексты в одном из текстовых редакторов, например, в редакторе Word.

Методические рекомендации

Данный курс реализуется в виде теоретических и теоретико-практических занятий, на которых учащиеся работают по следующему алгоритму:

  1. простые алгоритмы работы с различными объектами (текст, символ, абзац, таблица, иллюстрация);

  2. отбор фактического материала;

  3. создание макета будущего печатного издания;

  4. подготовка материала для печатного издания (набор, редактирование, форматирование объектов);

  5. вёрстка печатного издания;

  6. печать и тиражирование.

На теоретических занятиях вводятся основные понятия по изучаемому разделу, разъясняется их смысл и содержание, выявляются общие свойства и особенности изучаемого понятия, изучаются основные методы и закономерности исследования, анализа и использования изученного объекта.

Теоретические занятия могут проводиться в виде лекции того или иного типа, рассказа, объяснения, эвристической беседы, семинара, виртуальной экскурсии, самостоятельной работы учащихся по изучению нового материала в зависимости от содержательной насыщенности изучаемого вопроса.

На данных занятиях могут быть использованы: учебник, Интернет-ресурсы, раздаточный лекционный материал, научно-популярная литература.

В целом же, методическая последовательность изложения материала должна быть такой, чтобы давать учащимся схему организации самообразования в этом предмете, тем самым способствуя саморазвитию обучающихся. Необходимо приучать учеников к самостоятельному использованию дополнительной справочной литературы, в том числе материалов сети Интернет.

Теоретико-практические занятия проводятся в течение всего учебного года, чередуясь с теоретическими. Целью таких уроков является закрепление знаний и умений учащихся, а также проверка текущей успеваемости. При этом школьники учатся объяснять сущность изучаемого понятия с иллюстрацией на конкретных примерах; определять возможность применения изученного материала; использовать полученные теоретические сведения для решения конкретных практических задач.

Теоретико-практические занятия рекомендуется проводить в форме лабораторных и практических работ, школы взаимообучения в сочетании с небольшими вкраплениями теоретического материала.

На данных занятиях могут быть использованы: учебник-практикум, Интернет-ресурсы, описания лабораторных работ, карточки с заданиями, опорные карты, структурно-логические схемы.

Практические занятия рекомендуется проводить в форме практикумов, творческих мастерских, ролевых деловых игр.

Способы оценивания уровня достижений обучающихся

Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется на теоретико - практических и практических занятиях в отметочной форме. Учет успеваемости учащихся ведется в форме текущего и итогового контроля.

Основой для оценивания деятельности обучающихся могут стать результаты анализа продукции и деятельности по её созданию. Здесь оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Таким образом, проверка достигаемых учеником образовательных результатов производится следующим образом:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • публичная защита творческих работ (индивидуальных или групповых);

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающихся педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Итоговый контроль проводится в конце курса в форме защиты групповой творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.

Считаем важным информировать учащихся о конечных результатах изучения темы, контрольных точках, реализованных в форме творческих мастерских и общественных смотров знаний.

Требования к уровню освоения содержания курса

Административной проверки усвоения материала курса “Издательское дело в школьном пресс-центре” не предполагается. Соответствующие задания не будут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет обучающимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь учитель может провести обучающие зачетные работы, которые позволят оценить уровень усвоения следующих вопросов:

  • установка параметров страницы, задание функции автопереноса;

  • работа с фрагментами текста (удалить, переместить, копировать);

  • изменение параметров шрифта;

  • форматирование абзацев;

  • создание и изменение стиля;

  • оформление заголовков и титульного листа;

  • вставка колонтитулов;

  • вставка в текст рисунка, таблицы, фигурного текста;

  • работа с таблицей (создание, заполнение, редактирование, произведение расчетов);

  • выполнение многоколончатой вёрстки, оформление буквицы.

Формой итогового контроля может стать защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме курса.

Содержание курса

1. Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Office Word

Введение в настольные издательские системы. Объекты печатного издания. Подготовительная работа. Основные правила ввода. Редактирование текста. Форматирование текста. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Работа с иллюстрациями. Макетирование страниц. Оформление титульного листа. Подготовка к печати.

Практические занятия

Установка параметров станиц. Установка специальных знаков препинания. Проверка орфографии, пунктуации и стиля изложения. Стилевое форматирование. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Работа с иллюстрациями. Вёрстка двух- и трехколоночной полосы. Буквица. Вставка фигурного текста.

2. Издательское дело в среде персонального издательского приложения Microsoft Office Publisher

Сравнительная характеристика издательского приложения Microsoft Office Publisher и текстового процессора Microsoft Office Word. Первые шаги в Publisher. Верстка страниц.

Практические занятия

«Монтажный стол». Создание станицы-шаблона. Создание модульной сетки и использование библиотеки модульных сеток. Совместное размещение графики и текста.

Проектные (самостоятельные) работы

  • Создание школьной газеты.

  • Создание приложений к газете с творческими работами учащихся.

  • Создание тематических брошюр, листовок, объявлений и т.д.

Тематическое планирование (базовое)

Тема

Теоретические занятия

Теоретико-практические занятия

Практические занятия

Тип учебного занятия

Форма организации образовательного процесса

Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Office Word

2

12

5

Введение в настольные издательские системы

1

-

01

Лекция визуальная

Объекты печатного издания

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Подготовительная работа

1

-

1

Лекция-диалог

Основные правила ввода

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Редактирование текста

-

1

2

Школа взаимообучения

Редактирование текста

-

-

1

3

Творческая мастерская

Форматирование символов

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Форматирование абзацев

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Форматирование текста

-

-

1

3

Творческая мастерская

Оформление заголовков и подзаголовков

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Создание колонтитулов

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Работа с иллюстрациями

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Работа с иллюстрациями

-

1

3

Творческая мастерская

Макетирование страниц

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Макетирование страниц

-

-

1

3

Творческая мастерская

Оформление титульного листа

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Оформление титульного листа

-

-

1

3

Творческая мастерская

Подготовка к печати

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Итоговое занятие по теме «Издательское дело в среде текстового Microsoft Office Word»

-

1

5

Смотр знаний

Знакомство с персональным издательским приложением Microsoft Office Publisher

4

3

6

Сравнительная характеристика издательского приложения Publisher и текстового процессора Word

1

-

0

Лекция визуальная

Первые шаги в Publisher

1

-

1

Лекция-диалог

Первые шаги в Publisher

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Первые шаги в Publisher

-

-

1

3

Творческая мастерская

Вёрстка страниц

1

1

Лекция-диалог

Вёрстка страниц

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Вёрстка страниц

-

-

1

3

Творческая мастерская

Подготовка публикаций

1

-

1

Лекция-диалог

Подготовка публикаций

-

2

2

Лабораторно-практическая работа

Подготовка публикаций

-

-

4

3

Творческая мастерская

Итоговое занятие по теме «Знакомство с персональным издательским приложением Microsoft Office Publisher»

-

1

5

Смотр знаний

ИТОГО

6

17

11

Тематическое планирование (спецификация «Школьная газета»)

Тема

Теоретические занятия

Теоретико-практические занятия

Практические занятия

Тип учебного занятия

Форма организации образовательного процесса

Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Office Word

2

13

5

Введение в настольные издательские системы

1

-

0

Лекция визуальная

Объекты печатного издания

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Подготовительная работа. Накопление исходного материала о школе.

1

-

1

Лекция-диалог

Основные правила ввода

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Редактирование текста

-

1

2

Школа взаимообучения

Редактирование текста (статей, мини-сочинений, эссе, стихотворений, биографий) по темам «За что я люблю школу», «Любимый учитель», «Школьные годы чудесные».

-

-

1

3

Творческая мастерская

Форматирование символов

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Форматирование абзацев

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Форматирование текста. Разработка единого стиля оформления печатного издания.

-

-

1

3

Творческая мастерская

Оформление заголовков и подзаголовков

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Создание колонтитулов

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Работа с иллюстрациями

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Работа с иллюстрациями. Разработка авторского дизайна печатного издания.

-

1

3

Творческая мастерская

Макетирование страниц

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Верстка страниц.

-

-

1

3

Деловая игра

Оформление титульного листа. Фигурный текст.

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Подготовка эскиза титульного листа печатного издания

-

-

1

3

Творческая мастерская

Подготовка к печати

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Итоговое занятие по теме «Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Office Word»

-

1

5

Смотр знаний

Знакомство с персональным издательским приложением Microsoft Office Publisher

4

4

6

Сравнительная характеристика издательского приложения Publisher и текстового процессора Word

1

-

0

Лекция визуальная

Первые шаги в Publisher

1

-

1

Лекция-диалог

Первые шаги в Publisher. Создание страницы-шаблона.

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Первые шаги в Publisher. Создание страницы-шаблона печатного издания.

-

-

1

3

Творческая мастерская

Вёрстка страниц

1

1

Лекция-диалог

Вёрстка страниц. Создание орнамента. Создание изображения с использованием маски по приведенному образцу.

-

1

2

Лабораторно-практическая работа

Верстка страниц. Создание рекламной страницы печатного издания.

-

-

1

3

Творческая мастерская

Подготовка публикаций

1

-

2

Лабораторно-практическая работа

Подготовка публикаций.

-

2

3

Творческая мастерская

Итоговое занятие по теме «Знакомство с персональным издательским приложением Microsoft Office Publisher»

-

-

4

5

Смотр знаний

ИТОГО

6

17

11

Основная литература

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПБ.: Питер, 2006. – 368 с.: ил.

  2. Информатика. 10-11 класс. Базовый курс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПБ.: Питер, 2006. – 300 с.: ил.

  3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПБ.: Питер, 2003. – 176 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2005. – 480 с.

  2. Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

Интернет-поддержка курса:

  • / - Информационный портал «Школьная пресса».

  • / - Портал об издательском деле и редактировании.

  • / - Окно в мир. Издательская деятельность в школе 2009.

  • / -Красноярский школьный Интернет-портал. Школа журналистики.

Программная поддержка курса

Основное программное обеспечение курса

  1. Текстовый редактор Microsoft Office Word.

  2. Персональное издательское приложение Microsoft Office Publisher.

Дополнительное программное обеспечение курса

  • Графический редактор Adobe Photoshop.

  • Графический пакет CorelDRAW.

1 0 тип – «вводное занятие», 1 тип – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, 2 тип – закрепление знаний и способов деятельности, 3 тип – комплексное применение знаний и способов деятельности, 4 тип – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, 5 тип – проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся (по Давыденко Т.М.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих органических соединений» 10 класс (18 часов)

    Программа
    В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а
  2. Муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №4» Раздел I

    Документ
    Телефоны: (395-5) 51-94-40 (приемная), (395-5) 51-94-30 (информационно-методический центр), (395-5) 51-94-50 (бухгалтерия), (395-5) 51-92-00 (завхоз), (395-5) 51-94-22 (вахта, столовая), (395-5) 51-94-70 (начальная школа), (395-5)
  3. Московский комитет образования

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  4. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  5. Методические рекомендации 1 по реализации инициативных образовательных проектов. (в рамках технического задания elsp/C3/Gr/003) (2)

    Методические рекомендации
    В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) предполагается поддержка педагогических инициатив, связанных с активным использованием ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном

Другие похожие документы..