Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...полностью>>
'Лекции'
дать будущим специалистам представление об основных понятиях математической статистики и математических методах, применяемых для обработки статистичес...полностью>>
'Документ'
2. В России в процессе перехода к рыночной экономике  разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самы...полностью>>
'Решение'
1. Парламентская Ассамблея приветствует решение об отмене смертной казни в Греции от 16 декабря 1993 года за преступления, совершенные как в мирное, т...полностью>>

Утверждаю (78)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт искусств и культуры

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________2010__ г.

Рабочая программа дисциплины

Введение в культурологию

Направление подготовки

031400 – Культурология.

Профиль подготовки

Культурология

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Томск

2010

Аннотация

Курс «Введение в культурологию» ориентирован на первичное знакомство с наукой о культуре студентов ИИК. Его содержательной основой является обзор основных направлений современного культурологического знания в его междисциплинарном многообразии. Понятия и методы исследования культуры рассматриваются в контексте истории культуры, культурной антропологии, философии культуры, этики и эстетики; социологии культуры, и культурной политики, психологических и кросс-культурных исследований, гендерной культурологии. Студенты знакомятся с основными понятиями, авторами и научными работами. Курс призван дать систематическое представление о комплексном научном подходе к исследованию культуры в историческом и теоретическом аспектах.

Курс читается для студентов 1-го курса культурологического факультета ТГУ как один из базовых курсов по специальности. Учебный процесс построен на основе традиционного сочетания лекционных и семинарских занятий, предполагающих самостоятельную подготовку студентов.

  1. Цели и задачи курса

Целью курса "Введение в культурологию" является формирование систематического представления о комплексном научном подходе к исследованию культуры в историческом и теоретическом аспектах.

Задачи курса:

1) Знакомство с историей и основами направлениями научных исследований культуры, их предметными областями, основными понятиями и авторами;

2) Формирование первичных навыков исторического и теоретического рассмотрения феноменов культуры;

3) Формирование научного понятия о культуре и культурной динамике;

4) Выработка понимания научного и прикладного значения культурологической науки и ее связи с культурологическим образованием.

  1. Место курса в структуре бакалавриата

Учебный курс «Введение в культурологию» является начальным звеном в подготовке бакалавров по данной специальности и входит в состав базовой части Б.3 ФГОС. Курс является составляющиразделом теоретико-культурного модуля. Курс закладывает базовые компетенции и основы дальнейшего изучения историко-культурных и теоретических курсов по специальности в рамках базовой части Б.3 ФГОС («Культурная антропология», «Теория культуры», «Философия культуры», «Социология культуры», «Методология изучения культуры»). Содержательно-методическая связь с данными дисциплинами устанавливается благодаря дальнейшему расширению знаний по теории культуры и методологии культурных исследований.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующий ряд компетенций

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9)

  • владеет теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

  • готов к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);

В результате освоения дисциплины студенты должны:

Знать методы исследования культуры, сущность различных подходов и понятий в интрепретации понятия «культура», модели культурной динамики, концепции эволюции культур и формах межкультурного взаимодействия, художественных и моральных аспектах культурной жизни, социальных детерминантах культурного производства и интеллегенции как основным субъекте духовного производства, антропо-психологических основах культуры.

Уметь логично предсталять полученное знание демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке. Уметь систематически описывать факторы формирования науки о культуре, основные направления современных культурологических исследований и формулировать представление о месте культурологии в современной научной жизни.

4.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 100 часов.

4.1 Тематический план

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Введение. Становление культурологии как науки

1

1-2

2

2

4

2

Структура культурологического знания

1

3-4

2

2

4

Контрольная (2 неделя)

3

Культурная антропология

1

5-6

2

2

2

4

4

Философия культуры

1

7

2

2

4

5

Социология культуры

1

8-9

2

2

2

4

Контрольная

(6 неделя)

6

Психологические исследования культуры

1

10-11

2

2

4

7

Психоанализ и культура

1

12-13

2

2

4

8

Гендерная культурология

1

14

2

2

6

Тест-контрольная (9 неделя)

9

История культуры

1

15-17

2

4

10

10

Научное понятие о культуре в историческом и теоретическом аспектах

1

8

2

4

2

6

Итого (100)

20

24

6

50

Экзамен (18 неделя)

4.2 Содержание разделов

Тема 1. Введение. Становление культурологии как науки

Представление структуры, учебно-методических материалов курса. История и факторы возникновения науки о культуре. Европейская традиция в изучении истории народов и культур. Просвеительская идея рационального познания. Успехи етественных наук в 18-19 веках. Культурная антропология как первая наука о культуре.

Тема 2. Структура культурологического знания

Междисциплинарная структура исследований культуры. Теория и история культуры. Теоретическая культурология: социальная антропология, философия культуры, социология культуры, психология культуры, современные культурные исследования. Историческая культурология. Разнообразие методов исследований культуры. Основные направления прикладной культурологии. Культурология и искусствоведение.

Тема 3. Культурная (социальная) антропология.

Первая наука о культуре. Изучение примитивных культур. Антропология и этнография. Материальная культура. Проблема культурного многообразия и эволюции культур. Труды Дж.Фрезера. Культурная диффузия: Ф.Ратцель и антропогеография. Роль мифологии и религии как культурных универсалий. Историческая (Ф.Боас) и психологическая (Р.Бенедикт, М.Мид) антропология. Функциональная теория культуры (Б.Малиновский). Язык и культура (структурная антропология). Антропологические трактовки понятия о культуре и культурных изменениях.

Тема 4. Философия культуры

Философское знание о культуре и его особенности. Науки о природе и науки о культуре. Природа и культура. Проблема определения ценностей. Духовный уровень культуры. Этика и эстетика – философские науки о культуре. Культура как ценностное понятие и понятие о ценностях. Философская Аксиология. Происхождение и значение морали. Этика как философская доктрина. Проблемы свободы и ответственности. Эстетика – философия прекрасного. Понятие о прекрасном и возвышенном. Этика и эстетика как способы выражения и формирования духовного опыта. Философское познание оснований культуры. Культура и цивилизация (О.Шпенглер). Игра и культура в трактовке Й.Хейзенги. Философские трактовки понятия о культуре и культурных изменениях.

Тема 5. Социология культуры

Социологические понятия и их использование в анализе культуры. Культура как сфера общественной жизни. Методы исследований в социологии. Социальная детерминированность произведений культуры. Социальный уровень культуры. Социологическая типология культур: народная, популярная, массовая, элитная культуры. Интеллегенция - производители и хранители культуры. Возникновение и развитие европейской интеллегенции. Культурные индустрии. Изучение аудиторий в сфере культуры. Социология культуры и культурная политика. Социологические трактовки понятия о культуре и культурных изменениях.

Тема 6. Психологические исследования культуры

Проблематика культуры в психологии. Ментальный уровень культуры. Культурно-историческая психология и кросс-культурные исследования. Психодинамика в межкультурном взаимодействии и «культурный шок». Сравнительные исследования психических функций в различных культурах. Проблема «примитивного» (первобытного) мышления. «Культура и личность». Развитие культуры и развитие личности. Этнопсихология. «Душа народа», менталитет и ментальность. Психологические трактовки понятия о культуре и культурных изменениях.

Тема 7. Психоанализ и культура

Психоанализ и учение о бессознательном. Работы З.Фрейда. Фрейд о происхождениии культурных феноменов (запреты, священные животные, религия, искусство, структуры родства). Репрессивная функция культуры. Эдипов комплекс. Эротика и агрессия. Сублимация и творчество. Психоанализ и литература. Личность и культура в концепциях последователей Фрейда: О.Ранк, К.Юнг, Ж.Лакан, Э.Фромм, К.Хорни. Психоаналитические трактовки понятия о культуре и культурных изменениях.

Тема 8. Гендерная культурология

Современные гендерные исследования. Секс и гендер. Гендер как социокультурное конструирование пола. Культура и гендерные роли. Гипотеза о патриархальной основе культуры. Проблема гендерной маргинализации. Визуальные презентации пола. Феминистская теория и политика. Квир-идентичность. Трактовки понятия о культуре и культурных изменениях в гендерной теории.

Тема 9. Основы истории культуры

Периодизация и типологизация в истории культуры. История и география. Исторические вехи русской культуры. Славянское язычество. Раннее Христианство и крещение Руси. Расцвет русской культуры и Христианство. Иконопись и архитектура. Проблема двоеверия. Культурный кризис и возрождение после монгольского нашествия. Русская Монархия и Православие. Развитие культуры в Россйиской Империи. Культурный диалог с Европой. Вестернизация и ее последствия. Советская культура. Исторические вехи европейской культуры. Культура античного мира. Христианство и развитие европейской кульутры. Культура средневековья. Искусство и наука в Новое время. Промышленная революция и культурная динамика 18-19 веков. Постиндустриализм. Развитие европейской культуры в 20-м веке.

Тема 10. Научное понятие о культуре в историческом и теоретическом аспектах

Многообразие определений понятия «культура». Научное и оценочное понятие о культуре. Сложность научного понятия о культуре. Классическое определение Э.Тайлора. Научное определение Б.Малиновского. Современное определение Р.Уильямса. Знание о культуре с теоретической и практической точек зрения. Уровни культуры: метальный, социальный, материальный, духовный.

5.Образовательные технологии

Дисциплина «Введение в культурологию», помимо традиционной формы работы (лекции, семинары), предусматривает использование инновационных образовательных технологий: практические занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданную тему; экспертно-аналитическая работа с визуальным материалом, дискуссионный форум и работа в малых группах. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает написание эссе; тематических докладов; практическую работу с основной и дополнительной литературой, поиск новейшей научной информации в сети Интернет. На основе данных инновационных образовательных технологий у студентов формируются профессиональные навыки и умения.

1. 40% материала курса составляют традиционные лекционные занятия.

2. Для самостоятельной работы и подготовки к семинарам студенты получают задания в соответствии с тематической логикой курса.

Задание 1 (Тема 1) Что такое современная наука о культуре?

А) Подготовка в группах. Групповые презентации на семинаре.

Б) Индивидуальная работа.

Задание 2 (Тема 2) Смотреть на культуру чрез разные «очки»

А) Подготовка в группах.

Групповые презентации на семинаре.

Задание 3 (Тема 3)

А) Индивидуальная работа.

Мини-конференция. Индивидуальные презентации на семинаре.

Задание 4 (Тема 4)

А) Подготовка в группах. Групповые презентации на семинаре.

Б) Индивидуальная работа. Подготовка к обсуждению фрагмента книги О.Шпенглера «Закат Европы» (1 том). Дискуссия.

Задание 5 (Тема 5)

А) Подготовка в группах.

Групповые презентации на семинаре.

Задание 6 (Темы 6-7)

А) Индивидуальная работа. Индивидуальные презентации на семинаре.

Задание 7 (Тема 8)

А) Групповая работа. Групповые презентации на семинаре.

Задание 8 (Тема 9-10)

А) Подготовка в группах. Групповые презентации на семинаре.

В рамках обсуждения все вместе пытаются построить модель на четырех уровнях: ментальном, социальном, материальном и духовном.

Самостоятельная работа студентов организуется во внеаудиторной форме – проработка лекций, подготовка к практическим занятиям, изучение рекомендованной литературы, возможно самостоятельное изучение ряда теоретических разделов курса.

Цели самостоятельной познавательной деятельности:

  • способствовать эффективному усвоению конкретного учебного материала;

  • учить студентов самостоятельно работать над научным текстом.

Задачи:

  • закрепить знания, полученные во время аудиторного занятия;

  • совершенствовать полученные умения на основе специальных учебников, пособий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1.Основным оценочным средством выступают письменные работы и презентации, выполненные по основным темам курса (см.выше).

2.В качестве дополнительного инструмента оценки для студентов, выполнивших задания не в полном объеме, могут служить вопросы формального экзамена.

6.1 Задания для самостоятельной работы и подготовки к семинарам

Задание 1 (Тема 1) Что такое современная наука о культуре?

А) Подготовка в группах. На основе рекомендованных преподавателем учебников по культурологии дать развернутую характеристику современной науке о культуре.

Групповые презентации на семинаре.

Б) Индивидуальная работа. Письменно зафиксировать и обосновать 3-5 наиболее понятных и устраивающих вас характеристик науки о культуре.

Задание 2 (Тема 2) Смотреть на культуру чрез разные «очки»

А) Подготовка в группах. На основе рассмотренных направлений современной культурологии проанализировать конкретный феномен культуры (предлагается преподавателем).

Групповые презентации на семинаре.

Задание 3 (Тема 3)

А) Индивидуальная работа. Самостоятельно найти и письменно зафиксировать 2-3 примера из жизни не европейских народов. Пользуясь теориями Фрезера и Малиновского, попытайтесь объяснить эти явления.

Мини-конференция. Индивидуальные презентации на семинаре.

Задание 4 (Тема 4)

А) Подготовка в группах. Дайте ценностное обоснование данных культурных явлений (предлагаются преподавателем). Какова природа этих ценностей?

Групповые презентации на семинаре.

Б) Индивидуальная работа. Подготовка к обсуждению фрагмента книги О.Шпенглера «Закат Европы» (1 том).

Задание 5 (Тема 5)

А) Подготовка в группах. Самостоятельно соберите информацию о деятельности одного из учреждений культуры г.Томска. Проанализируйте его работу с точки зрения социологии культуры.

Групповые презентации на семинаре.

Задание 6 (Темы 6-7)

А) Индивидуальная работа. Самостоятельно найдите примеры из истории и современной жизни (предпочтительно на основе художественного материала), характеризующие менталитет русского человека.

Индивидуальные презентации на семинаре.

Задание 7 (Тема 8)

А) Групповая работа. На материале современной рекламы (предлагается преподавателем) проанализируйте типовые гендерные роли и их визуальную презентацию в рекламной продукции.

Индивидуальные презентации на семинаре.

Задание 8 (Тема 9-10)

А) Подготовка в группах. На конкретных примерах из истории русской культуры (предлагается преподавателем) дайте их культурологическую трактовку с точки зрения различных подходов в изучении культуры. Самостоятельно соберите необходимые данные.

Групповые презентации на семинаре.

В рамках обсуждения все вместе пытаются построить модель на четырех уровнях: ментальном, социальном, материальном и духовном.

6.2 Вопросы к экзамену по курсу

1.Становление культурологии как науки.

2.Культурология как система междисциплинарного знания.

3.Уровни культуры: материальный, ментальный, социальный и духовный.

4.Прикладная культурология и профессиональная деятельность специалиста-культуролога.

5.Культурная антропология: общая характеристика.

6.Проблема эволюции культуры.

7.Эволюция культуры в концепции Э.Тайлора.

8.Анимизм в примитивных культурах и его роль в развитии культуры.

9.Эволюция культуры в концепции Дж.Фрезера.

10.Магия и ее роль в эволюции культуры.

11.Исторический подход к изучению культур.

12.Исследования взаимодействия культур. Диффузионизм.

13.Антропогеография Ф.Ратцеля.

14.Проблемы исследования динамики культур. Модели культурной динамики.

15.Философия культуры: общая характеристика.

16.Культура и цивилизация в концепции О.Шпенглера.

17.Философия культуры как учение о ценностях.

18.Природа культуры. Игра и культура в концепции Й.Хейзенги.

19.Происхождение искусства из игровых форм взаимодействия (Й.Хейзенга).

20.Психология культуры: общая характеристика.

21.Кросс-культурный опыт и культурный шок.

22.Культура и бессознательное в психоаналитической концепции.

23.Культура и коллективное поведение.

24.Проблемы определения психологических черт и различий культур.

25.Социология культуры: общая характеристика.

26.Интеллигенция как носитель и производитель культуры.

27.Характеристика популярной культуры.

28.Основные черты народной культуры.

29.Особенности массовой культуры.

30.Феномен элитной культуры.

31.История культуры: особенности и методология исследований.

32.Основные вехи в истории русской культуры.

33.Основные вехи в истории европейской культуры..

34.Многообразие представлений о культуре в современной культурологии.

7. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Рекомендуемая литература (основная) и материалы

Учебники

1) Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Учебное пособие. РГГУ. Москва - 1999

2) Орлова В.А. Введение в социальную и культурную антропологию М.,1994

3) Розин В.М. Культурология. Учебник. М., 2002

4) Культурология. ХХ век. (Антология исследований культуры). Т.1, М., 1997

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Тайлор Э. Первобытная культура М., 1989

  2. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

  3. Манхейм К. Социология культуры, М., 2000

  4. Мосс М. Общество.Обмен.Личность М., 1996

  5. Ерасов Б.С. Социальная культурология 1997 (1-842336)

  6. Социология культуры: методология и методы (1-704578к)

  7. Фрезер Дж. Золотая ветвь М., 1982

  8. Коул М. Культурно-историческая психология М., 1998

  9. Хейзенга Й. Homo ludens М., 1990

  10. Шепглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1992

  11. Женщина и визуальные знаки М., "Идея-пресс" 2000

  12. Фрейд З. Психоанализ и культура. Избранные работы. М., 1993

  13. Аристотель Этика. М., 1985

  14. Ж.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.

  15. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М. Ладомир 1994

  16. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психоло­гию. М., 1999

  17. Крёбер А., Клак- Хон Культура. Критический анализ концепций и дефиниций.

М., 1992

  1. Малиновский Б. Научная теория культуры - М.,1999

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Интернет-сайт, посвященный культурологии:

1. Электронная библиотека http://www.elibrary.ru

2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998 - . – Режим доступа: /

3. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: :8101/

4. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: /

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра теории и истории культуры располагает следующим необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы:

- доступ к сети Интернет во время самостоятельной подготовки;

- наличие специальных аудиторий, оборудованных мультимедийной аппаратурой

- библиотечный фонд кафедры теории и истории культуры.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031400 (Культурология).

Автор: доцент, кандидат философских наук Галкин Дмитрий Владимирович

Рецензент: _________________

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории культуры ИИК

от _2011 года, протокол № ________.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена (2)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  2. Утверждена (9)

    Документ
    Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
  3. Утверждено (31)

    Документ
    1. Общие положения 1.1 Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
  4. Утверждено (60)

    Документ
    4) определение количественного состава Совета директоров, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, порядок выплаты вознаграждений и компенсаций членам Совета директоров Общества;
  5. Утверждены (1)

    Статья
    Правила землепользования и застройки (далее – Правила) являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
  6. Утверждено (1)

    Документ
    1.1. Настоящее Положение о закупочной деятельности открытого акционерного общества «Научно-производственный комплекс «Суперметалл» имени Е.И. Рытвина» (далее – Положение) распространяется на отношения (процедуры) по приобретению любых

Другие похожие документы..