Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Смятение охватило жителей города. Они страшились мести богов. Городские глашатаи на площадях призывали преступника незамедлительно явиться пред лицом...полностью>>
'Документ'
• Ориентирование – соревнование для внедорожников, проходящее по дорогам общего пользования и бездорожью, которое может включать в себя один или неско...полностью>>
'Реферат'
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного...полностью>>
'Примерная программа'
Цель дисциплин: сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жи...полностью>>

Какое значение имеет для рыб прозрачность воды? Какие приспособления к этому фактору у них имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во время «путешествия в мир коралловых рифов»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Какое значение имеет для рыб прозрачность воды? Какие приспособления к этому фактору у них имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во время «путешествия в мир коралловых рифов». На экран проецируются соответствующие видеоролики. Учитель читает отрывок из книги «Жизнь моря» швейцарского ученого Келлера: «Рыбки коралловых рифов представляют собой наиболее изящное зрелище. Цвета их не уступают в яркости и блике тропическим бабочкам и птицам. Лазоревые, желтовато-зеленые, бархатисто-черные и полосатые рыбки плавают и вьются целыми толпами».

Путешествие в страну рыб

Путешествие в страну океан

Оборудование: используется подборка иллюстраций (рисунки, фотографии, видеоролики) и текстов с основными формулировками в виде компьютерных файлов – изображения проецируются на экран через мультимедиа-проектор.

Введение

На экране – изображение моря. Приглушенно звучит шум морского прибоя.

Учитель приглашает учащихся совершить путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями которой они немного знакомы из повседневной жизни.

На экране – изображение парохода, плывущего по океану.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку о жителях этой страны:

Крылья есть, да не летают,

Ног нет, да не догонишь.

(Рыбы.)

На экран проецируются изображение таблицы «Многообразие рыб» и название страны «Надкласс Рыбы», а учитель напутствует учащихся: «В пути вас ждут новые знания, неожиданные открытия. Вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту – конечном пункте путешествия».

Далее учитель конкретизирует цель путешествия: изучить особенности строения и образа жизни жителей страны «Надкласс Рыбы».

В качестве «судового журнала» каждый школьник получает информационного лист (с одним из пяти вариантов заданий – см. Приложение), в котором по ходу «путешествия» делает необходимые записи.

Изучение нового материала

Школьники записывают в информационный лист название темы («Надкласс Рыбы»), после чего учитель сообщает, что рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных, включающая более 20 тыс. современных видов. Ученые подразделяют рыб на 2 класса: хрящевые (более древние) и костные, появившиеся на Земле позже, но сейчас составляющие абсолютное большинство (96% видов).

С целью активизации познавательной деятельности учитель предлагает классу поближе познакомиться с несколькими жителями «страны рыб». На экран проецируются слайды с изображением 3–4 рыб – характерных представителей своих экологических групп (акула, скат, тунец, бычок, камбала и т.п.). Учитель кратко рассказывает о биологии этих видов, их образе жизни. После просмотра слайдов школьники пытаются обобщить полученные сведения и формулируют главный вопрос урока, запись которого потом проецируется на экране и записывается в информационный лист: «Какие приспособления имеют рыбы к жизни в воде?»

(Если учащиеся не могут самостоятельно сформулировать вопрос, учитель предлагает заглянуть в информационный лист и прочитать там основные понятия темы урока.)

Учитель предлагает ребятам попытаться сразу ответить на этот главный вопрос. После краткого обсуждения создается проблемная ситуация.

Для разрешения проблемы учитель предлагает сделать первую остановку в Институте биологии внутренних вод им. Папанина РАН (поселок Борок Некоузского района Ярославской области).

На экран проецируется слайд с изображением института и лаборатории «Экология рыб».

Учитель обращает внимание на оборудование лаборатории и предлагает школьникам провести свои небольшие исследования приспособления рыб к определенным факторам водной среды. Каждая группа школьников выполняет задание, приведенное в информационном листе. Работа проводится в паре с соседом по парте. Сделанные выводы заносятся в соответствующую графу таблицы информационного листа.

На столах у учащихся – необходимая литература и объект для проведения исследовательской работы, представитель костных рыб – вобла1.

На работу отводится 5–7 минут, после чего школьники по очереди выступают с сообщениями о результатах исследований, проводится обсуждение. Учитель напоминает, что каждая группа провела исследование только небольшой части общей проблемы, остальные строчки таблицы в информационном листе надо заполнить, выслушав ответы товарищей.

Учащиеся, получившие первый вариант задания, работали над выявлением приспособлений к большой плотности воды, которая препятствует движению рыбы. Они отмечают, что более легкому продвижению в воде способствует обтекаемая форма тела рыб. Черепитчатое расположение чешуи и наличие слизи также уменьшают сопротивление движению.

Рассматривая раздаточный материал, учащиеся отмечают обтекаемую форму тела рыб и характер расположения чешуи.

Учитель обращается к классу с вопросами:

– исходя из формы тела рыб, которых вы получили для исследования, определите, к какой экологической группе они принадлежат;

– каким образом рыбы используют отмеченные приспособления при движении?

На второй вопрос дают ответ школьники, работавшие со вторым вариантом задания: «Рыбы плавают волнообразно, расталкивая воду сначала головой, затем телом и потом хвостом. Отброшенная вода стекает по бокам рыбы, проталкивая ее вперед».

На экран проецируются слайды или видеоролики с изображением ската и камбалы. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Как передвигаются рыбы, которые имеют сплющенное в спинно-брюшном направлении тело»? (Ответ: совершая волнообразные движения плавниками.)2

Схема движения рыбы

На экран проецируются видеофрагменты, демонстрирующие характер передвижения различных рыб. Учащиеся анализируют увиденное и делают вывод о роли парных и непарных плавников в движении и маневрировании рыб в толще воды.

Учащихся, получившие третий вариант задания, сообщают о наличии у рыб боковой линии.

После краткого обсуждения формулируется вывод: прозрачность воды позволяет рыбам иметь приспособления, связанные с использованием органов зрения. Рыбы используют различную окраску и форму тела для маскировки, отпугивания врагов, общения друг с другом.

Путешествие в морские глубины

Действующие лица:

Ваня (10–12 лет) и Паша (14–15 лет) – ведущие.

Иван Васильевич – старый «морской волк».

Нептун – царь морей и океанов.

На сцене «палуба подводного корабля». За штурвалом двое друзей – ведущие Паша и Ваня.

Паша. Здравствуйте, дорогие любители путешествий! Сегодня мы поплывем с вами по морям и океанам! Все ли собрались на корабле?

Ваня. По-моему (оглядывает зал), все!

Паша. Тогда в путь!

Звучит песня «По морям, по волнам». Ведущие подпевают. На экране появляется картина с изображением морских глубин.

Ваня. Смотрите, смотрите! Какие красивые рыбы проплывают мимо нас!

Паша. А знаешь ли ты, Ваня, что некоторые рыбы обладают лечебными свойствами?

Ваня. Какими такими лечебными свойствами? Ты что, Паша, сочиняешь?

Паша. И ничего я не сочиняю. Лечебные свойства некоторых рыб были известны еще с глубокой древности. Доказательства этому – старинные книги, которые дают сведения о рыбах как о важном источнике лекарственных средств. Только в одном томе трудов Плиния Старшего описано 342 случая лечения заболеваний некоторыми видами рыб или рыбными продуктами. Например, в прошлом бытовало мнение, что слизь линя обладает лечебным действием. Люди не раз наблюдали, как больные рыбы терлись своим телом о кожу линя, чтобы облегчить боль. Поэтому линя использовали и для лечения человека. Больным с высокой температурой прикладывали к ногам свежую рыбу. Так избавлялись от желтой лихорадки, головных или зубных болей и других заболеваний.

Ваня. Очень интересно ты рассказываешь, Паша! Но это ведь было так давно. Сейчас никто не прикладывает к ногам рыбу, никто не трётся о кожу линя!

Паша. Ошибаешься, Ваня! Сегодня «рыбная терапия» вновь находит применение. Обитатель рек Западной Африки и Нила – электрический сом обладает своеобразным электрическим органом для защиты от врагов. Местные жители используют живых сомов для лечения ревматизма, прикладывая рыбу к больным местам. Этот живой «физиотерапевтический аппарат» весьма эффективен и дает неплохие результаты. В медицине также применяются некоторые гормоны и ферменты рыб.

Ваня. Ой, смотрите, акула!

На экране – изображение акулы. На сцене появляется капитан корабля – Иван Васильевич.

Шелковая акула

Иван Васильевич. Ну как, ребята, справляетесь со штурвалом?

Ваня. Иван Васильевич, мимо нас плывет акула!

Иван Иванович. Вы забыли о том, что наш подводный корабль снабжен специальным устройством для отпугивания акул? Так что для волнений нет повода.

Ваня. Иван Васильевич, а вы что-нибудь знаете о лечебных свойствах акул? И вообще, использует ли их как-то человек?

Иван Васильевич. Конечно! Из желудка черноморской акулы катрана получают фермент пепсин. Он разлагает сложные бел-ки на более простые пептиды и аминокислоты. Пепсин, получаемый из катрана, используют при заболеваниях пищеварительной системы. Акулы обладают многими уди-

вительными способностями: они, например, никогда не болеют инфекционными заболеваниями и раком. Их клетки выделяют особые химические вещества, которые не только замедляют, но и предотвращают развитие канцерогенных процессов. И раны у этих «тигров океана» заживают очень быстро.

Ваня. Ого! Оказывается, акула – это хищник, которого боятся, но еще и очень своеобразная рыба! А еще какие-нибудь вещества из рыб извлекают?

Паша. В поджелудочной железе рыб образуется гормон инсулин, причем в больших количествах, чем у других животных. В 1923 г. английский врач Макклеод впервые смог извлечь инсулин из поджелудочной железы рыбы морской черт. Открытие стало эпохальным, потому что инсулин в то время был единственным лекарственным средством для лечения диабета.

Иван Васильевич. Широко в медицинской практике применяется и рыбий жир, богатый витаминами D и А. Известно, что его получают преимущественно из печени трески, причем в зимнее время, когда процент жира наиболее высок. Но треска – не единственный источник этого лечебного вещества. Его «поставляют» и некоторые виды акул, например гигантская – с длиной тела до 12 м и весом до 4 т. Из печени только одного такого гиганта можно получить 1500 л рыбьего жира!

Источником рыбьего жира служит и сельдяная акула – длина ее тела – 3,5 м, вес – 300 кг, а также черноморская акула катран, достигающая метровой длины. В ее жире повышенная концентрация витами-

на А по сравнению с тресковым.

Для получения рыбьего жира испо-льзуют и некоторых скатов, например, морскую лисицу, печень которой содержит от 32 до 68% жира.

Ваня. А еще как-то используются рыбы?

Паша. Конечно, используются! Например, некоторые виды рыб активно участвуют в борьбе с вредителями и переносчиками инфекционных заболеваний. Таковы пресноводные из семейства хамирамфидов, обитающие в водоемах западной прибрежной зоны Тихого океана и восточной зоны Индийского океана. Эти рыбы уничтожают личинок малярийного комара.

Иван Васильевич. Смотрите, ребята, мы уже приближаемся к материку.

Ваня. А что это за материк?

Иван Васильевич. Это – Северная Америка. Смотрите внимательно! Вон плывут небольшие рыбки. Знаете, как они называются?

На экране появляется изображение гамбузии.

Три верхнии рыбки – гамбузии, а две нижние – гуппи

Паша. Это гамбузии!

Иван Васильевич. Правильно, Паша. Еще в 1898 г. их завезли в Европу для борьбы с малярийным комаром и расселили в болотах и других пресноводных водоемах. Вскоре благодаря гамбузии многие районы были спасены от малярии. В более холодных областях в качестве «заместителей» гамбузии используют некоторых местных пресноводных рыб. Академик Павловский рекомендовал для районов Таджикистана в биологической борьбе против малярийных комаров использовать местные виды рыб из семейства карповых. Другой российский ученый, Майер, в 1939 г. сообщил, что после расселения карпа на рисовых полях, залитых водой, численность личинок и куколок малярийного комара уменьшилась в 10 раз. В США для борьбы с комарами – переносчиками желтой лихорадки расселяют небольших живородящих рыбок гуппи, которые питаются личинками комаров и таким образом способствуют оздоровлению целых областей.

Ваня. А что вы можете сказать о ядовитых обитателях морей?

Паша. А кого ты имеешь в виду, говоря о ядовитых обитателях морей?

Ваня. Например, морских ежей, медуз, кораллы.

Крупная тридакна на коралловом рифе

Паша. В организмах некоторых из этих животных содержится большое количество ядов, гормонов и ферментов. У многих морских организмов в теле вырабатываются соединения, состав и функции которых отличаются от соединений у сухопутных организмов. Эти морские животные могут стать важным источником сырья для фармацевтики будущего. Медуза, например, посмотрите – мы проплываем мимо нее (на экране появляется изображение медузы), – содержит протеин, который может светиться, если он находится рядом с кальцием или стронцием. Этот биолюминесцентный протеин, названный экворином, помогает обнаружить у человека изменения уровня кальция, что дает возможность ранней диагностики нарушения клеточных процессов, начала заболевания сердца и даже рака.

Стая медуз аурелия

Иван Васильевич. А кораллы с Гавайских островов содержат палитоксин. Мизерной его доли достаточно, чтобы убить человека. Но эксперименты, проведенные на животных, показали, что палитоксин обладает и целебными свойствами, которые можно использовать при лечении гипертонии и лейкемии. Примитивное хордовое животное миксина – посмотрите, она справа, – не имеет вилочковой железы и иммунной системы, и на ней отрабатываются методики пересадки кожи. Создатели лекарств получают из организма миксин эффективный кардиостимулятор, он резко повышает кровяное давление.

Но Океан неохотно расстается со своими чудесными тайнами. Вот уже несколько лет мировая печать обсуждает свойства тетрадоксина – вещества, содержащегося в теле рыб-ежей. Это тоже яд. Древнеегипетские папирусы рассказывают, что он поставил на ноги многих людей, избавив их от различных болезней. Химический состав тетрадоксина и структура его молекулы уже известны.

Иглоукалывание применяется не только в китайской и тибетской медицине. Этот способ лечения известен и другим народам. Готтентоты в Африке лечат иглоукалыванием различные кожные и инфекционные заболевания. Но, в отличие от китайцев, они используют иглы не из металла, а из костей рыб.

Ваня. А есть рыбу, наверное, тоже полезно?

Паша. Совершенно верно! Рыбные блюда полезны для сердца. Одно из исследований, проведенное в Голландии, установило прямую зависимость между количеством съеденной рыбы и смертностью от сердечных заболеваний. На протяжении 20 лет были прослежены традиции питания 852 голландцев

среднего возраста. Установлено, что число сердечно-сосудистых заболеваний со смертельным исходом на 50% ниже у мужчин, которые регулярно употребляли рыбу, по сравнению с теми, кто ее игнорировал.

Иван Васильевич. И еще один интересный факт: гренландские эскимосы, которые ни дня не обходятся без рыбы, почти не страдают болезнями сердца. Предварительные исследования дают основания предполагать, что потребление большого количества рыбы может уберечь от артрита и других воспалительных заболеваний.

Ваня. А вот, кажется, недалеко от нашего корабля находятся и мидии!

Паша. Я читал про них в одной книге. В ней рассказывалось, что как-то один аквалангист раскрыл мидию и продемонстрировал ее содержимое своим друзьям. Те в ужасе отшатнулись от него: «И это нужно класть в рот? Ни за что!» На следующий день упрямый ныряльщик собрал мидий, отварил, полил их маслом, проперчил, посыпал зеленью и пригласил друзей на ужин. Гости съели салат и воскликнули: «Никогда таких вкусных грибов не пробовали!»

Иван Васильевич. Приготовить простейшее блюдо из этого моллюска может каждый.

Паша. А вы расскажете, как?

Иван Васильевич. Конечно же, расскажу! Для этого необходимо разложить ракушки на листе железа, развести под ним костер, и через 5–10 минут можно лакомиться тушено-жареными мидиями. Отличная закуска получается из мяса мидий, заправленного солью, черным и красным перцем, уксусом. Почти в любом салате «смотрятся» и, конечно же, едятся вареные мидии. Местные жители используют мидии для приготовления борщей, супов, котлет, пельменей. Особенно распространенное блюдо –

плов с мидиями. Рисом нередко наполняют раковины, в которых он и доводится до готовности. На набережных приморских городов идет бойкая торговля этим деликатесом. Туристы охотно лакомятся горячим пловом, который аппетитной горкой белеет над мидийной створкой – она одновременно и тарелка, и ложка.

Специалисты считают, что мидии – наиболее ценные и перспективные представители морской культуры. Используют их и в лечебно-профилактических целях.

Ваня (удивленно показывает на экран). Что это за странные существа с лошадиными головами?

Паша. Это рыбы.

Ваня (недоверчиво). Какие это тебе рыбы! Нет, это кто-то другой!

Морские коньки

Паша. Но это действительно рыбы! А называются они морские коньки. Смотри – своей причудливой, но явно лошадиной, «мордой» на длинной шее, они похожи на фигуру шахматного коня, только вместо подставки у «фигуры» довольно длинный, сворачивающийся колечком хвост. Уцепившиеся им за стебли водорослей, морские коньки напоминают игрушки-прищепки на новогодней елке. А плавают они в вертикальном положении с чуть наклоненной вниз головой при помощи волнообразных движений спинного плавника, расположенного чуть выше хвоста, и сильных взмахов грудных плавников. На конце длинной, вытянутой в трубочку «мордочки», крохотный ротик-пипетка; морские коньки питаются всякой мелюзгой, которую всасывают, когда она плывет мимо.

Своими повадками «подводные лошадки» совсем не похожи на резвых коней. Их правильнее было бы назвать морскими кенгуру: икру они вынашивают в сумке, но только сумка эта находится на животе у самца. С момента, когда икра попадает в сумку самца, только он заботится о будущем потомстве.

Ваня. А это что за желе проплывает мимо нашего корабля? (На экране появляется изображение медузы.)

Иван Васильевич. Немногие знают, что обитателей морей и океанов, имеющих желеобразное студенистое тело, принято объединять под общим названием «желетелые организмы». Эта группа включает и всем знакомых медуз.

Хозяйственное значение желетелых организмов невелико. Лишь несколько видов медуз человек использует в пищу, да и то только в некоторых странах Юго-Восточной Азии: в Китае, Японии, Корее, Таиланде, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах. В Китае, например, медузы являются основой традиционного блюда национальной кух-ни, которое можно отведать в китайских ресторанах почти в любой точке земного шара. И едят китайцы медуз вовсе не из-за их необычных вкусовых и целебных качеств. По мнению ученых, промысловые медузы в изобилии содержат легкоусваеваемые белки, жиры, углеводы и другие полезные вещества. Яд, вырабатывающийся в их щупальцах, в небольших количествах лечит трахеиты и регулирует кровяное давление. В китайской национальной кухне медуза считается деликатесом. В древности блюда из медуз подавали лишь императору и знатным вельможам.

Не исключено, что оригинальные деликатесы из медуз появятся скоро и в России. Дальневосточный институт пищевых технологий и товароведения разработал уже целый ряд продуктов из медуз: медузы под соусами, коктейли и даже майонез.

В 70-х годах прошлого столетия из азовских медуз в нашей стране изготавливали пасты и порошки, которые использовали в качестве кормовых добавок для домашних животных и птиц, но дальше опытов дело не пошло.

Только у наших западно-камчатских берегов, по оценкам дальневосточных ученых, биомасса медуз превышает 600 тыс. т. Осенью и зимой, когда медузы образуют плотные скопления, их уловы могут достигать внушительных величин. Наши коллеги, работавшие в середине 1990-х гг. на японском траулере в тихоокеанских водах у Северных Курил и Камчатки, рассказывали, что один такой улов чуть не стал причиной гибели экипажа. Деревянные стенки трюма не выдержали мощного натиска излившейся из трала желеобразной массы и лопнули. Попав дальше в машинное отделение, эта масса вызвала резкий и опасный крен судна. Еще немного – и корабль мог бы перевернуться, но всё закончилось благополучно.

Ваня. Интересно, а какие-нибудь морские растения нужны человеку?

Иван Васильевич. Конечно. Это водоросли.

Многие из них своей формой напоминают растения суши. Есть у них и «ствол», и «листья». Но это лишь внешнее сходство. На самом деле водоросли – низшие растения, они еще не «изобрели» отдельных органов, но уже почти подошли к этому. Наиболее совершенные, продвинутые, – бурые водоросли. К ним относится ламинария, или морская капуста, у которой слоевище напоминает огромный длинный – от 1 до 6 м – лентовидный лист. Ламинарии растут в прибрежной полосе, в литоральной зоне. Больше всего их в холодных водах Северного и Южного полушарий. Особенно много на Командорских островах. В маленьких заливах, где нет сильных течений и прибой не столь интенсивен, как на открытых пространствах, ламинарии особенно много. В основании слоевища у ламинарии есть «пятка» с корнеподобными выростами, при помощи которых она прочно прирастает к камням на дне – так, что не оторвешь. Слоевище у ламинарии крепкое, никакие штормы ей не страшны.

В Японии ламинария широко используется в пищу. Из нее готовят свыше 300 различных блюд. В нашей стране из ламинарии изготовляют разные консервы. Добавки из морской капусты используют при создании некоторых сортов зефира, драже и мармелада.

Из слоевища водорослей добывают агар-агар – ценное вещество для кондитерской промышленности. Агар используется при изготовлении сырков, пастилы, драже. Благодаря применению агара получают желеобразные кондитерские изделия из различных фруктов и их смесей.

Паша. А я очень люблю салат из морской капусты с репчатым луком или чесноком, заправленный подсолнечным маслом. Вкуснятина! Просто объеденье!

Ваня.

Паша.

Иван Васильевич.

Ваня. Интересно, а из чего состоят коралловые рифы?

Иван Васильевич. Основным компонентом кораллового рифа являются сами кораллы – кишечнополостные животные. Они образуют скальный субстрат рифа. Наиболее важна роль мадрепоровых кораллов. У них отдельной особью является полип. Вокруг рта у полипов есть венчик щупалец. Рот ведет в пищеварительную полость. На щупальцах находится множество стрекательных клеток со стрекательными капсулами и стрекательными нитями, помогающими полипу ловить добычу. Все кораллы в той или иной степени – хищные животные.

Ваня. А как образуется целая колония животных? Ведь риф состоит не из одного крупного животного?

Полипы мадрепоровых кораллов выделяют известковый ске-лет. Способность образовывать колонии и выделять скелет определяют невероятное разнообразие форм и конструкций коралловых рифов.

Ваня. А есть еще какие-нибудь организмы в составе рифа?

Иван Васильевич. Кроме кораллов в состав рифов входят растения, точнее отдельные кустики водорослей, хотя на рифе они и незаметны. Здесь они играют очень важную роль. Во-первых, служат источником энергии, преобразуя солнечную энергию в химическую. А во-вторых, вносят весомый вклад в процесс образования карбоната кальция, входящего в состав скелета мадрепоровых кораллов.

Ваня. А какого цвета могут быть водоросли?

Иван Васильевич. Водоросли на рифе имеют различные цвета: зеленый, красный, бурый, сине-зеленый.

Ваня. А почему водоросли могут быть разного цвета и жить на разных глубинах?

Иван Васильевич. Окраска водорослей зависит от различных пигментов, содержащихся в их клетках. Одни пигменты позволяют растению функционировать при низком уровне освещенности, другие приспособлены действовать только в определенном диапазоне длины световых волн. В результате некоторые растения могут жить на глубинах, превышающих 60 или даже 100 м. Особенно хорошо выживают на этих глубинах красные водоросли.

Ваня. Да, коралловые рифы – это очень интересно, но что же нам теперь делать? Как мы выйдем из этого сложного положения? Или нам придется здесь остаться на всю жизнь?

Паша. Я не знаю, но обязательно должен быть какой-то выход.

На сцене появляется Нептун.

Нептун. Совершенно верно! Из любой ситуации всегда можно найти выход! Хорошо, что вы не унываете!

Ваня (шепотом). А кто это? (Кивает в сторону Нептуна.)

Нептун. Ха-ха! Да ты, я смотрю, совершенно ничего не знаешь о подводном царстве! Ведь каждый год для вас, детей, 7 июля устраивается праздник в мою честь!

Ваня. Простите, не узнал вас сразу, дядюшка Нептун!

Нептун. Хорошо, что вообще узнал!

Ваня. Дядюшка Нептун, вы что-то говорили о выходе из трудного положения. Значит, вы сможете нам помочь?

Нептун. Да! Но только вы сами должны приложить к этому все свои силы, а точнее, знания и вспомнить всё, что вы знаете, а если не знаете, то постараться угадать правильный ответ. Только при таком условии вы сможете выбраться из этой сложной ситуации и целыми и невредимыми вернуться домой! Согласны?

Паша, Ваня и Иван Васильевич (все вместе). Согласны!

Нептун. Тогда слушайте внимательно задания.

Назовите самое большое животное. Знаменитый исследователь океана Жак Ив Кусто называл его властелином морей.

Паша. Это синий кит! Он самый большой среди всех китов – длина его тела достигает 33 м!

Нептун. Правильно. А теперь назовите самых маленьких китов.

Ваня. Если мне не изменяет память, то это дельфины-белобочки длиной 1,5–2 м.

Паша. Молодец, Ваня!

Нептун. Да и вправду молодец! Еще вопрос: киты – это рыбы или млекопитающие? Свой ответ обоснуйте.

Иван Васильевич. Киты – это млекопитающие. Они хотя и живут в воде, но кормят своих детенышей молоком.

Нептун. Тоже верно! Как называется морской рак?

Иван Васильевич. Омар!

Нептун. Иван Васильевич, а теперь пусть на мои вопросы ответят ребята. Я знаю, что вы прекрасный моряк и знаете ответы на вопросы. Пусть лучше ребята поломают головы над моими вопросами. Хорошо?

Иван Васильевич. Не буду спорить с вами, ведь вы хозяин в этом царстве.

Нептун. Вот и ладненько. Слушайте, ребята, мои вопросы. Какую акулу называют «белой смертью»?

Ваня. Белую акулу!

Нептун. Правильный ответ! Вот еще для вас задача. Это животное – единственный в мире представитель сирен, живших когда-то в северных морях. Длина его тела достигала в длину 7,5 м. Свое название животное получило в честь врача русской экспедиции Беринга – Георга Васильевича Стеллера, который подробно описал животное в своих дневниках.

Ваня. Я знаю, это морская, или Стеллерова, корова!

Нептун. Не перестаю удивля-ться вашим знаниям! Молодцы! Еще вопрос: почему говорят, что Стел-лер, открыв животное, сам невольно способствовал его истреблению?

Паша. Вернувшись в Россию после экспедиции, путешественники привезли с собой не только описание морской коровы, но и шкурки каланов и песцов. Весть о том, что открыты земли, где много пушного зверя, быстро распространилась. На Командорские острова отправились сотни охотников, которые обнаружили, что мясо морской коровы очень вкусное и его легко добыть. Очень скоро самый крупный член семейства сирен был истреблен. Через 27 лет после открытия морская корова исчезла.

Нептун. Да, и этот вопрос оказался для вас простым. Сейчас я загадаю вам последнее задание. Как называются коралловые острова?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  2. Рыбы открытого океана

    Документ
    Рыбы, обитающие в открытом океане (т. е. за пределами шельфов и неритических зон), населяют разнообразные биотопы - верхние и глубокие горизонты водной толщи, придонные слои над материковыми склонами, ложем океана и подводными поднятиями,
  3. Габриель Гарсия Маркес. Любовь во время чумы (1)

    Документ
    Труп, прикрытый одеялом, лежал на походной раскладной кровати, где Херемия де Сент-Амур всегда спал, а рядом, на табурете, стояла кювета, в которой он выпарил яд.
  4. Габриель Гарсия Маркес. Любовь во время чумы (2)

    Документ
    Труп, прикрытый одеялом, лежал на походной раскладной кровати, где Херемия де Сент-Амур всегда спал, а рядом, на табурете, стояла кювета, в которой он выпарил яд.
  5. «100 великих»

    Книга
    Книга из популярной серии «100 великих» рассказывает о самых удивительных, захватывающих загадках и тайнах неживой природы, растительного мира и царства животных, а также о невероятных, но вполне реальных существах, больше похожих

Другие похожие документы..