Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гуманистические аспекты социального развития. Гуманитарная политика в сфере развития образования, науки, культуры, физической культуры и здравоохране...полностью>>
'Программа'
Материалы программы изложены в логической последовательности. Среди рассматриваемых тем нет «главных» и «второстепенных», т.е. каждая следующая тема ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 28 декабря 2006 г. в 16.00 на заседании Диссертационного совета К 602. 004.01 по присуждению ученой степени кандидата наук при Санкт-...полностью>>
'Сказка'
— Мама, кого ты больше любить: меня или Мусю? Нет, не говори, что все равно, все равно не бывает, кого-нибудь всегда чу-уточку больше, другого не мень...полностью>>

А м. горького факультет международных отношений кафедра теории и истории международных отношений магистратура направления «Международные отношения» (030700. 68) Программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агенство по образованию

Уральский государственный университет им. а.м. горького

факультет международных отношений

кафедра теории и истории международных отношений

МАГИСТРАТУРА НАПРАВЛЕНИЯ «Международные отношения» (030700.68)

Программа «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов»

Программа «Правовое регулирование международных процессов»

Научный руководитель магистерских программ

проф., д.и.н. В.И. Михайленко



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ГЛОБАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ»

Магистерская программа «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» была открыта в 2007 году. Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов-международников, обладающих знаниями и компетенциями, востребованными для работы в сфере внешней политики и внешнеэкономической деятельности.

Приобретенные знания, навыки и умения позволяют выпускникам магистерской программы работать как в государственных органах Российской Федерации, так и в частных и государственных бизнес-структурах, в учреждениях, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в неправительственных организациях.

Учебный план программы предполагает углубленное изучение актуальных проблем международных отношений: международной безопасности, энергетической политики, государственного и международно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности, военно-политического сотрудничества, этно-политических конфликтов, миграции и гуманитарного измерения в отношениях между странами, процессов глобализации и регионализации.

Приоритетное внимание в ходе учебного процесса уделяется особенностям внешнеэкономической деятельности, таможенному регулированию, экспортному контролю. Занятия по программам обязательных курсов и курсов по выбору дают возможность приобрести востребованные сегодня практические навыки и компетенции для успешной работы в сфере внешнеэкономической деятельности.

Основным иностранным языком в магистратуре является английский, однако возможно изучение в качестве факультатива на платной основе второго иностранного языка с любого уровня, прикладных программ дополнительного образования.

Учебный план программы «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» предоставляет студентам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, в т.ч. участия в международных образовательных программах. Помимо обязательных для изучения курсов, магистрант каждый семестр имеет возможность выбрать два курса по выбору (из четырех).

Учебный процесс в магистерской программе «Международная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» обеспечивается ведущими профессорами УрГУ, среди которых: В.Д. Камынин, В.И. Михайленко, В.А. Кузьмин, Н.А. Комлева, М.Б. Хомяков, Д.Л. Стровский.

Занятия по прикладным вопросам внешнеэкономической деятельности, экспортного контроля ведут представители корпорации «Регион СДУ Урал», министерства международной и внешнеэкономической деятельности Свердловской области, представительства МИД РФ в Екатеринбурге, специалисты Министерства промышленности и торговли РФ.

Форма обучения: очная (2 года); заочная (2,5 года).

Обучение на программе предусмотрено как бюджетное, так и платное.

Выпускникам магистратуры, успешно окончившим обучение по программе и сдавшим выпускные экзамены, присваивается квалификация «Магистр в области международных отношений».

Научный руководитель программы: д.и.н., профессор Михайленко Валерий Иванович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Вступительные испытания в магистратуру по направлению «Международные отношения» проводятся виде двух экзаменов – по направлению «Международные отношения» (Приложение 1) и по иностранному языку (Приложение 2).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАГИСТРОВ

Приложение 1. Примерная программа вступительного комплексного экзамена по направлению «Международные отношения»

I. Организационно-методический раздел

Поступающий в магистратуру по направлению «Международные отношения» должен знать:

  • Основные этапы формирования и исторического развития, а также принципиально значимые черты и характеристики современных тенденций в изучении теории международных отношений и мировой политики;

  • Основные характеристики наиболее важных проблем истории развития мирового сообщества, и, в первую очередь, вопросы формирования основ международных отношений;

  • Содержание и динамику главных процессов смены политических систем и режимов, особенности развития политической культуры и идеологии, историю развития политических учений в рамках осуществления сравнительного анализа и сопоставления их с современными событиями и явлениями в международных отношениях и мировой политике;

  • Основные этапы политической истории Российской Федерации, факторы, определяющие формирование ее внешней политики на разных исторических отрезках развития как российского государства, так и всего мирового сообщества;

  • Основные характеристики форм и направлений интеграции международных культурных, научных, спортивных и других связей общегуманитарного характера;

  • Современные причины, содержание и формы проявления этноконфессиональных, культурологических, цивилизационных и иных противоречий и проблем в рамках мировых политических процессов;

  • Содержание, причины и формы проявления современных глобальных проблем, их противоречивость и комплексность, а также и взаимосвязь с глобализационными процессами;

  • Экономико-политические характеристики процесса глобализации и феномена антиглобализма, противоречивость глобализационных изменений, соотношение глобализации и регионализации как связанных между собой и противоречивых явлений;

  • Содержание и мировое значение природного и культурного наследия в условиях процесса глобализации, формирования постиндустриального, информационного общества;

  • Значение современной науки в решении глобальных проблем, основные направления и формы международной научной интеграции;

  • Роль, значение и деятельность международных (межправительственных и неправительственных) организаций в национальных, региональных и глобальных масштабах;

  • Основные тенденции развития мировой и региональной экономики, проблемы современной экономической интеграции, потенциальные возможности, роль и место России в этих процессах;

  • Основные положения Концепции устойчивого развития и «Повестки Дня на XXI век» как документов, определяющих новые направления и формы международного сотрудничества в условиях глобализации.

Поступающий в магистратуру по направлению «международные отношения» должен владеть:

  • Основными методами научных исследований в специализированных областях международных отношений, в том числе в области деятельности международных (межправительственных и неправительственных) организаций, образовательных учреждений, обеспечива­ющих подготовку специалистов в области международных отношений и мировой политики;

  • Категориальным, понятийным аппаратом современных политических наук, умением пользоваться современными политическими теориями и концепциями при обязательном условии применения основы этих знаний при анализе и прогнозе развития внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных отношений;

  • Основными методами информационно-аналитической работы, в том числе работы с документами, источниками международного права, отчетной документации и т.д.

  • Не менее чем двумя языками, соответствующими навыками речевой деятельности в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой и социально-культурной сферах общения;

  • Коммуникационными навыками, навыками поиска и анализа информации, навыками коллективной работы.

II. Методические указания по подготовке к вступительному экзамену и к ответам на вопросы

При предварительной подготовке к экзамену следует:

  • в первую очередь обратить внимание на необходимость использования современной научной монографической российской и зарубежной литературы, находящейся в библиотеке ФМО, научной библиотеке УрГУ, Центре информации ЕС ФМО.

  • обратить внимание на то, что другим важным направлением подготовки к вступительному экзамену является работа с периодическими изданиями (российскими и зарубежными);

  • обратиться к Интернет-ресурсам, и печатным СМИ, учитывая, что именно в них можно найти наиболее актуальную и «свежую» информацию

При подготовке к ответу на вопрос в билете следует:

  • осмыслить содержание экзаменационного вопроса, уточнить круг проблем, требующих раскрытия;

  • разработать структуру ответа на вопрос, способствующую его наиболее полному и логичному освещению;

  • обратить внимание на логическое обоснование ответа на поставленный вопрос, основанное на знании фактов, событий, процессов в их хронологической последовательности;

  • определить, на какие документы и/или работы российских и зарубежных исследователей необходимо сослаться при ответе на данный вопрос;

  • использовать все известные материалы для подготовки ответа, не ограничиваясь курсами лекций и учебными пособиями, привлекать справочную, монографическую и научную литературу;

  • продумать структуру ответа и разработать на ее основе краткий план-конспект ответа, включающий основные необходимые для этого сведения, обратив внимание на использование ключевых слов;

  • внимательно прочитать написанный ответ, проверить наличие возможных ошибок и исправить их.

Критерии оценки ответа:

Экзамен проводится в письменной форме. При ответе на вопросы билета следует учитывать ниже перечисленные положения:

  • Знание фактического материала по вопросу;

  • Знание историографии вопроса;

  • Умение апеллировать к документам по данной проблематике;

  • Умение излагать информацию в письменной форме;

  • Умение увязать теоретические и эмпирические аспекты ответа применительно к социально-экономическим, политическим и культурным реалиям современного мира;

  • Умение аргументировать и объяснять процессы, фигурирующие в вопросе;

  • Умение делать выводы.

II. Содержание экзамена и основные рекомендации к подготовке

Особое внимание соискателя обращается на то, что в ходе вступительного экзамена знания могут быть проверены по любому из вопросов, включенных в настоящую программу.

Для подготовки к вступительному междисциплинарному экзамену необходимо использовать указанную литературу, а также ознакомиться с документами и источниками, связанными с соответствующими темами. Это даст возможность более широко изучить экзаменационный материал, определить взаимосвязь между теоретической и практической значимостью знаний в области международных отношений и мировой политики и, таким образом, избежать узости и ограниченности ответа на экзаменационные вопросы.

При подготовке к вопросам, относящимся к этой части программы, следует уделить особое внимание следующим разделам и положениям:

Часть I. История международных отношений

1. Вестфальская система международных отношений

Вестфальский мир и его последствия, формирование Вестфальской системы международных отношений.

2. Венская система международных отношений

Решения Венского конгресса. Создание “Священного союза”, его задачи. Причины формирования, суть и периодизация системы Европейского концерта.

3. Становление и крах Версальско-вашингтонской система международных отношений

Версальская конференция. Цели и позиции участников конференции. Вопрос о Лиге наций. Колониальный вопрос. Решения конференции. Заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии.

Лига наций, исторические условия ее создания, структура, задачи и основные направления деятельности. Проблема ратификации Версальского договора в США. Проблема репараций. Вашингтонская конференция и вашингтонские договоры. Рурский кризис. Локарнская конференция, Рейнский гарантийный пакт. “Восточное Локарно”. Пакт Бриана – Келлога.

Основные причины низкой дееспособности Лиги Наций и исторические условия, предопределившие ее политический крах.

Становление внешней политики Советской России (СССР) и русский вопрос в политике великих держав в 1920-е годы. Генуэзская и Гаагская конференции. Взаимоотношения Советской России с соседними странами. Полоса дипломатического признания Советской России.

Отражение внутренней политики Российского правительства в период военного коммунизма во внешнеполитическом курсе страны. Формирование политического имиджа большевистской России.

Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения. Попытки выхода из кризиса: поиск путей в США, Европейских странах, внутренняя политика СССР в условиях мирового экономического кризиса.

Появление очагов напряженности в мире. “Меморандум Танаки” и японская агрессия в Китае. Внешняя политика нацистской Германии. Политика “умиротворения”. Внешняя политика СССР. Агрессия Италии против Эфиопии.

Лига наций в 1930-е годы. Влияние гражданской войны в Испании на политическую обстановку в Европе. Формирование оси Берлин – Рим – Токио. “Аншлюс” Австрии. Изоляционистская политика США. Мюнхенская конференция и оккупация Чехословакии. Изменения в политике Запада в 1939 году. Англо-франко-советские переговоры в Москве в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении и его современные оценки. Место и роль СССР в формировании предпосылок нового мирового военного конфликта. Начало процесса фактического распада Лиги Наций.

4. Международные отношения в период Второй мировой войны. Становление Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений

Начало второй мировой войны. “Странная война”. Внешняя политика СССР и советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Падение Франции, вступление в войну Италии. Первые изменения во внешней политике США.

Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Американо-японские отношения и вступление в войну США. Декларация объединенных наций. Отношения внутри антигитлеровской коалиции, проблема второго фронта. Перелом в ходе войны, выход из войны Италии. Московская конференция СССР, Англии и США. Тегеранская и Каирская конференции, их решения. Проблема будущего Европы в отношениях между союзниками. Ялтинская конференция.

Окончание войны в Европе, Потсдамская конференция. Создание ООН. Капитуляция Японии. Причины и предпосылки ухудшения отношений между союзниками после окончания второй Мировой войны.

5. Международные отношения в годы холодной войны

Основные тенденции развития мировой системы международных отношений после окончания второй Мировой войны. Элементы сотрудничества и конфронтации в отношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в первые послевоенные годы. Мирное урегулирование в Европе. Развитие политической ситуации в Восточной Европе и ее влияние на отношения между СССР и Западом. “Доктрина Трумэна” и “План Маршалла”.

Германский вопрос в международных отношениях, берлинский кризис, образование ФРГ и ГДР. Формирование блоковой системы. Создание Совета Экономической Взаимопомощи. Первые шаги в истории НАТО. Начало процесса формирования объединенной Европы: основные идеологические установки, направления и формы сотрудничества.

Процесс деколонизации после второй Мировой войны: причины и основные формы антиколониальной борьбы. Крах колониальной системы. Новые независимые государства на мировой арене. Расширение числа государств-членов ООН.

Начало соперничества сверхдержав за влияние в “третьем мире”. Международное положение на Дальнем Востоке после окончания второй Мировой войны. Советско-китайские отношения. Война в Корее.

Особенности “холодной войны” в Европе и “третьем мире”: сравнительный анализ. Проблемы мирного урегулирования в Европе. Развитие военно-политических блоков, отношения внутри них и между ними. Общая характеристика международных отношений в Азии и Африке.

Движение неприсоединения. Причины его появления, основные формы деятельности и историческое значение. Идеология движения неприсоединения, внутренние его противоречия, успехи и неудачи. Основные участники-лидеры движения неприсоединения.

Кубинский кризис и его последствия. Проблемы безопасности в отношениях между сверхдержавами. Гонка вооружений, ее влияния на развитие экономического потенциала ведущих держав того периода. Активизация процессов развития европейского интеграционного процесса.

Проблемы контроля над вооружениями в отношениях между блоками. Роль Советского Союза и США в разработке первых шагов по снижению опасности ядерного конфликта. Договор о нераспространении ядерного оружия. Договор по ограничению стратегических вооружений-1, договор по ПРО.

Расширение круга участников процесса политической разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинкский процесс. Заключительный Акт августа 1975 г. и его историческое значение.

Международные отношения в Азии, Африке и Латинской Америке, влияние на них глобальной борьбы сверхдержав. Основные центры конфликтов в этих регионах, история их развития. Причины нового обострения международной напряженности и прекращения разрядки в конце 1970-х гг.

Истоки и развитие ближневосточного кризиса. Этно-конфессиональный фактор в формировании и усилении ближневосточных противоречий. Экономико-сырьевой и геополитический фактор ближневосточного кризиса. Арабо-израильские войны. Проблема оккупированных территорий и вынужденных переселенцев. Ближневосточный мирный процесс.

Изменение политической ситуации на Ближнем Востоке в связи с иракскими событиями, проблемы развития внутренней политики Израиля, политическая роль и историческое место палестинского лидера – Я. Арафата. События в Иране, Сирии и Ливане. Потенциальные возможности России в разрешении ближневосточного кризиса и создании условий военно-политической безопасности.

Геополитическое значение Юго-восточной Азии в военный и послевоенный период. Ресурсно-экономическое значение стран региона в развитии хозяйственного комплекса ведущих государств мира.

Исторический фактор в развитии событий в Юго-восточной Азии. Войны в Индокитае. Вьетнам. Французская политика в Индокитае. Разгром французского экспедиционного корпуса. Историческое значение победы антиколониальных сил Вьетнама и других стран региона в мировых политических процессах.

Противодействие США объединению Северного и Южного Вьетнама. Американское вторжение и советская военная помощь. Основные события и завершение войны во Вьетнаме. США во Вьетнаме: политическое поражение регионального или глобального масштаба?

6. Окончание «холодной войны» и распад социалистического блока и СССР

Рост международной напряженности в начале 1980-х годов. Война в Афганистане, ее международное значение. Обострение конфликта на Ближнем Востоке. Ирано-иракская война. Внешняя политика США при Р. Рейгане.

Начало “перестройки” в СССР, первые внешнеполитические инициативы М.С.Горбачева. «Новое мышление» как новая парадигма международных отношений и мировой политики. Советско-американские оглашения по контролю над вооружениями. Отношения внутри социалистического лагеря, “бархатные революции” и их воздействие на международную ситуацию в Европе. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского договора.

Распад СССР и образование СНГ: закономерность или случайность. Становление внешней политики России и других бывших республик СССР. Новые политические лидеры в формате бывшего СССР.

Дифференциация в уровнях экономического развития республик экс-СССР. Сепаратизм как главная угроза национальной безопасности стран СНГ. Военное и экономическое сотрудничество стран СНГ.

7. Особенности международных отношений начала ХХI века

Война 1991 года в Персидском заливе. Распад Югославии, конфликты на территории бывшей Югославии.

Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве.

Американская военная операция в Афганистане. Американское вторжение в Ирак в 2003 году.

Российско-американские соглашения в рамках процесса контроля над вооружениями. Развитие европейской интеграции. Новые тенденции в политическом и экономическом сближении европейских государств в рамках ЕС. Расширение ЕС и противоречивость новой ситуации в Европе.

Проблема расширения и трансформации НАТО. Развитие международной миротворческой деятельности. Террористические акты 11 сентября. Новая волна «бархатных» революций. Российская внешняя политика в начале второго пятилетия XXI века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Магистратура Уральского государственного университета им. А. М. Горького Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ) классический университет Урала основан 19 октября 1920 г

    Документ
    Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ) – классический университет Урала – основан 19 октября 1920 г. в Екатеринбурге (Свердловске).

Другие похожие документы..