Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Методика экологического образования»
Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
Квалификация: воспитатель
Тамбов 2008
Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с
психологии, педагогики и Государственными требованиями к
частных методик отделения уровню подготовки выпускника по
«Дошкольное образование» специальности:
Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»
___________________
О.А.Дробышева
«Утверждаю»
Зам. директора по УР А. Г. Малышкина
Автор:
преподаватель ТОГОУ СПО
«Педагогический колледж» О.А.Жидкова
Рецензенты:
доцент кафедры педагогики и психологии
ТОИПКРО, к.п.н. … .А.П.Самородова
зав.отделением "Дошкольное образование" И.А.Мешкова
ТОГОУ СПО "Педагогический колледж"
Рецензия
на рабочую программу дисциплины «Методика экологического образования»
Содержание курса «Методика экологического образования» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»(повышенный уровень) среднего и профессионального образования. Изучение данной дисциплины будет способствовать профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности.
Спецификой курса «Методика экологического образования» является не только формирование естественно-научных знаний об общих законах взаимодействия живых организмов друг с другом и окружающей средой, об основных экологических факторах и их влиянии на живые организмы, но и знакомство с концепцией экологического воспитания детей дошкольного возраста, а именно с содержанием экологического образования дошкольников, формами, методами и условиями экологического образования.
Особый акцент в программе сделан на аналитическую деятельность студентов состояния экологического образования дошкольников и прогнозирование результатов эколого -воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Изучение данного курса предполагает применение разных форм занятий, особое внимание уделено практическим занятиям, что позволит на высоком уровне сформировать у студентов профессиональные навыки.
В тематическом плане программы «Методика экологического образования» выделено достаточно часов для самостоятельного изучения тем. Это поможет студентам углубить теоретические знания, сформировать практические навыки.
Изучение материала завершится курсовым экзаменом, экзаменационные вопросы включают в себя весь основной программный материал курса.
Рецензент
Мешкова И. А.-зав. отделением «Дошкольное образование»
Рецензия
на рабочую программу дисциплин «Методика экологического образования» для специальности
050704 «Дошкольное образование»
Рабочая программа дисциплины «Методика экологического образования» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование».
Автор-составитель - преподаватель спецдисциплин отделения «Дошкольное образование» педагогического колледжа Жидкова О.А.
Главной целью курса является обеспечение профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности, что позволяет дисциплину «Методика экологического образования» рассматривать в цикле специальных дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей.
Спецификой курса является воспитание экологической культуры личности педагога через освоение студентами теоретических основ экологического образования дошкольников и овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей.
Особое внимание при изучении курса «Методика экологического образования» уделено не только формированию представлений и знаний, но и практическим умениям. Студенты должны уметь анализировать состояние экологического образования дошкольников, давать оценку, прогнозировать учебно-педагогическую деятельность, создавать условия для успешного экологического образования дошкольников, грамотно применять технологию развивающего обучения, активно использовать экспериментирование, моделирование в педагогическом процессе.
Углублению, совершенствованию знаний, умений и навыков по дисциплине «Методика экологического образования» будет способствовать выполнение разных видов самостоятельной работы, написание курсовых и дипломных работ.
Данная рабочая программа может быть рекомендована для изучения на отделении «Дошкольное образование» по повышенному уровню.
Самородова А.П.
Доцент кафедры педагогики и психологии «ТОИПКРО»
Рецензент:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 «Дошкольное образование» (повышенный уровень) среднего и профессионального образования и является единой для всех форм обучения:
очной, очно-заочной (вечерней), заочной, и экстерната.
«Методика экологического образования» - предмет специального цикла дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей, главной целью которого является: обеспечение профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих
задач:
освоение студентами теории и передового опыта работы с детьми
в условиях дошкольного учреждения;
2. овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей;
3. повышение теоретического и практического уровня подготовки по основам естествознания и экологии;
4. воспитание экологической культуры личности педагога.
В результате изучения учебной дисциплины «Методика экологического образования» студент должен иметь представление:
- об актуальности проблемы формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста
- об экологическом образовании дошкольника как целостном процессе формирования личности ребенка средствами природы;
- об основных экологических факторах своеобразия их влияния на существование и географическое распространение организмов;
- об общих законах взаимодействия живых существ друг с другом и окружающей средой;
- о характерных особенностях адаптации разных классов животных к условиям мест обитания;
- о роли сезонных ритмов в жизнедеятельности растений, животных и людей, в структуре биоценозов местного края;
знать:
- содержание естественнонаучных знаний практических умений и навыков взаимодействия с природой, которые необходимо сформировать у маленьких детей;
- методы и приемы, используемые в процессе экологического образования дошкольников, педагогические условия, способствующие его реализации;
- специфику перспективного и текущего планирования эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
- особенности организации природных зон в помещениях и на территории дошкольного учреждения;
- биологические особенности живых существ, с которыми чаще всего контактируют дошкольники;
уметь:
- анализировать состояние, тенденции развития и оснащенность процесса экологического образования дошкольников, вносить рекомендации по его усовершенствованию;
- оценивать учебно-педагогическую деятельность студентов;
-прогнозировать результаты эколого-воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста;
-планировать работу по воспитанию экологически направленной личности;
-создавать условия, способствующие успешному взаимодействию всех участников экологического образования дошкольников;
-организовывать собственную эколого-педагогическую деятельность;
-устанавливать индивидуальный контакт с каждым ребенком, коллективом детей, коллегами, родителями воспитанников;
-оборудовать уголок природы, проложить экологическую тропу, разбить огород, цветник на участке дошкольного учреждения;
-размещать живые объекты с учетом особенностей их жизни в природе, осуществлять уход за ними;
-оснащать педагогический процесс необходимыми для работы дидактическими наглядными пособиями.
Методологической основой реализации программы «Методика экологического образования» является технология развивающего обучения. Предполагается проведение разных форм уроков (лекция, практический, комбинированный, урок-конференция, урок-путешествие) и методов обучения.
Изучение данного курса планируется в 5, 6, 7, 8 семестрах.
В качестве итогового контроля предполагается экзамен в 8 семестре.
Учебный план по дисциплине
«Методика экологического образования»
для специальности 050704 «Дошкольное образование».
№ п\п | Содержание | Vc. | VIc. | VIIc. | VIIIc. | Всего | |
1 | Число недель в семестрах | 16 | 19 | 16 | 19 | 70 | |
2 | Число часов в неделю | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
3 | Форма аттестации | Контр. | Контр. | Зачет | Экзамен | ||
4 | Лекций | 12 | 13 | 25 | 24 | 74 | |
5 | Практических | 4 | 6 | 7 | 10 | 27 |
Календарно-тематический план учебной дисциплины «Методика экологического образования дошкольников»
(3 курс)
-
Наименование разделов, тем
Максим. учеб. нагр.
Кол-во ауд.часов
Сам.
раб.
Календар. сроки
Всего
Теор.
Прак.
Введение
1
1
1
1 нед
Раздел 1. Биоэкологические основы методики
18
14
11
4
4
Тема 1.1. Совокупность факторов среды, как условие существования организмов
4
3
2
1
1
- Краткая характеристика планеты Земля
1
1
1
2 нед.
- Основные группы экологических факторов
1
1
1
Знед.
- Адаптация организмов к экоклимату природных зон
2
1
1
1
4 нед.
Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды
10
8
6
2
2
- Краткая характеристика наиболее распространенных биологических классов
2
2
1
1
5-6 нед.
- Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных: Млекопитающие
2
1
1
1
7 нед.
Птицы
1
1
8 нед.
Пресмыкающие
1
1
1
9 нед.
Земноводные
1
1
1
10 нед.
Рыбы
1.5
1.5
1
0,5
11 нед.
Насекомые
1.5
1.5
1
0,5
12 нед.
Тема 1.3. Биоценоз - сообщество живых организмов
4
3
2
1
1
- Типы экологических взаимодействий организмов в природе
1,5
1
1
0,5
13 нед.
- Создание искусственных биоценозов
1,5
1
1
0,5
14 нед.
- Нормирование биогеоценоза (экосистемы)
1
1
1
15 нед.
Раздел 2. Формирование начал экологической культуры в д/в
2
1
1
0,5
16 нед.
Итого:
21
16
12
4
5
Раздел 2. Формирование начал экологической культуры в д/в
1
1
1
1 нед.
Раздел 3. Пути формирования у дошкольников элементарных естественно-научных представлений
3
2
2
1
2-3 нед.
Раздел 4. Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений
6
4
4
2
Тема 4.1. Комплексные программы по экологическому образованию дошкольников
3
2
2
1
4-5 нед.
Тема 4.2. Парциальные программы по
экологическому образованию дошкольников
3
2
2
1
6-7 нед.
Раздел 5. Эколого-содержательный подход к построению развив-й среды в дошкольном учреждении
16
12
10
2
4
Тема 5.1. Уголок природы в ДОУ
16
12
10
2
4
- Определение развив-й экологической среды
2
1
1
1
8 нед.
- Аквариум и его обитатели
3
2
2
1
9-10 нед.
- Уход за аквариумом и его обитатели
1
1
1
11 нед.
- Оборудование клеток и содержание птиц
1
1
1
12 нед.
- Обустройство жизни черепах
1
1
1
13 нед.
- Млекопитающие в ДОУ
1
1
1
14 нед.
- Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений
1,5
1
1
0,5
15 нед.
- Экологически правильное содержание комнатных растений
3
2
2
1
16-17 нед.
- Комнатные растения -средообразующий экологический фактор в жизни людей
1,5
1
1
0,5
18 нед.
- Уголок природы в группе ДОУ
1
1
1
19 нед.
Итого:
26
19
13
6
максим. учебная нагрузка | аудиторных часов | самостоятельная работа студентов | ||||
всего | теорет. | практ. | ||||
Раздел 6. Методы экологического образования детей дошкольного возраста. | 41 | 32 | 25 | 7 | 8 | |
Тема 6.1 Наблюдение - ведущий метод экологического образования детей | 3,5 | 3 | 2 | 1 | 0.5 | 1 нед |
Требования к наблюдениям. | 2,5 | 2 | 2 | 0.5 | 2 нед | |
Циклические наблюдения | 2,5 | 2 | 2 | 0.5 | 3 нед | |
Наблюдение за ростом и развитием растений и животных | 4,5 | 4 | 3 | 1 | 0.5 | 4 нед |
Наблюдение с использованием опытов | 3 | 3 | 2 | 1 | 5 нед | |
Тема 6.2 Опыт как наблюдение, проводимое в специальных созданных условиях | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 | 6,7 нед |
Тема 6.3 Совместная деятельность взрослых и детей зеленой зоне | 2 | 2 | 2 | 8,9нед | ||
Организация и методика проведения дежурств в уголке природы | 2 | 2 | 2 | 10,11 нед | ||
Тема 6.4 связь игры с экологическим воспитанием детей. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании | 2,5 | 2 | 2 | 0,5 | 12 нед | |
Игровые обучающие ситуации | 3,5 | 3 | 2 | 1 | 0,5 | 13 нед |
Тема 6.5 Использование моделей и моделирования в экологической работе с детьми | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 14, 15 нед |
Тема 6.6 Место словесных методов в системе работы по экологическому воспитанию | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 16 нед |
Итого: 7 семестр | 39 | 32 | 25 | 7 | 7 | |
Наглядные методы в системе работы по экологическому образованию дошкольников. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 нед | |
Раздел 7. Формы экологического образования детей дошкольного возраста | 19 | 13 | 11 | 2 | 6 |
Тема 7.1 Общая характеристика занятий. Структура занятий по экологическому образованию | 3 | 2 | 2 | 1 | 2нед | |
Первично-ознакомительный тип занятий | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 нед | |
Углубленно-познавательный тип занятий | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 нед | |
Комплексные занятия | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 нед | |
Тема 7.2 Походы экскурсии на природу | 3 | 2 | 2 | 1 | 6 нед | |
Методика организации и проведения экскурсий на природу | 3 | 2 | 2 | 1 | 7 нед | |
Природоохранные акции | 2 | 2 | 2 | 8 нед | ||
Раздел 8. Сезонные изменения в природе | 17 | 11 | 7 | 4 | 6 | |
Тема 8.1 Фенологические сроки наступления сезонов | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 нед |
Тема 8.2 Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов | 2 | 1 | 1 | 1 | Юнед | |
Тема 8.3 Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы | 3 | 2 | 2 | 1 | 11 нед | |
Тема 8.4 Методика ознакомления детей основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды | 3 | 2 | 2 | 1 | 12 нед | |
Тема 8.5 Организация наблюдений за трудом детей. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 13 нед |
Тема 8.6 Методика использования календарей погоды и природы в работе с детьми. | 3 | 2 | 2 | 1 | 14 нед | |
Раздел 9. технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 9.1 Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 15 нед |
Тема 9.2 Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 16 нед |
Раздел 10. Знакомство с | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 17 нед |
природными особенностями человека | ||||||
Радел 11. Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части природы | 2 | 1 | 1 | 1 | 18нед | |
Раздел 12. Природа родного края | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 19нед |
8 семестр | 52 | 34 | 24 | 10 | 18 | |
Итого: | 91 | 66 | 49 | 17 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИГОШНЫ.
Похожие документы:
Рабочая программа учебной дисциплины Методика экологического образования по специальности 050704
Рабочая программаКраевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим
Методические рекомендацииКраевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность
Рабочая программаТема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Занятия по ручному труду в детском садуРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Рабочая программаДисциплина «Культура повседневности как историческая и историографическая проблема» относится к образовательной составляющей и входит в цикл дисциплин по выбору учебного плана подготовки аспирантов.Рабочая программа учебной дисциплины основы таможенного дела специальность: 036401 Таможенное дело
Рабочая программаЦели дисциплины: подготовка студентов к более качественному изучению профессиональных дисциплин учебного плана; овладение научными методами получения и пополнения знаний; становление профессионального мировоззрения студентов; формирование